В два последующих года нам предстоят совместные учения с Францией, Португалией, Италией, предстоят еще дальние походы в нынешнем, 2006, году. Наши моряки везде будут с гордостью демонстрировать названия своих кораблей — святые имена Пересвета и Осляби. Хорошо бы еще вернуть надписи с названием корабля на ленточки матросов…   Надежда на возрождение России Имя Пересвет без переводов понятно и современному русскому человеку, Ослябя — человек, готовый помочь немощному, ослабить его тяготы. Даже сами эти имена связаны со святостью и с возрождением России. Представитель Главкома ВМФ Игорь Дыгало и протоиерей Дмитрий Смирнов — Сегодня понятно, что надежда на возрождение России немало связана с нашим флотом, — подчеркнул, выступая на пресс-конференции, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Дмитрий Смирнов. — Поэтому слияние этих двух значимых для России моментов — имена святых монахов-воинов и, с другой стороны, действующие корабли флота, вызывает искреннюю радость. Вначале я скептически относился к возможности присвоения боевым кораблям имен русских святых, — военные знают, насколько неповоротлива наша бюрократическая машина. К примеру, существует проект строительства храма-памятника на Ходынском поле в честь погибших летчиков. Последние восемь лет военный летчик, выступивший инициатором его создания, собрал все бумаги, которые только возможно, за это время сформировалась будущая община храма. Но обещания властей о возведении этого храма до сих пор не выполняются… Слава Богу, что присвоение имен Пересвета и Осляби военным кораблям произошло, и я надеюсь, что это событие будет вписано золотыми буквами в историю российского флота.   Сплелись нити русской истории… В храме Рождества Богородицы в Старом Симонове, основанном преподобным Сергием Радонежским, покоятся мощи святых русской земли — Александра Пересвета и Андрея Осляби. Именно здесь шла подготовка к Куликовской битве, на которую преподобный Сергий благословил Дмитрия Донского. Через два года четверику храма будет 500 лет. Сейчас в Правительстве Москвы прорабатываются варианты организации исторического комплекса, где возможна и панорама Куликовской битвы, и ее музей. В связи с тем, что храм уже полностью восстановлен, встает вопрос об установке памятника Пересвету и Ослябе. Создано уже много проектов такого памятника, и на каком остановиться, решит специальная комиссия.

http://pravoslavie.ru/464.html

Вооруженный копьем, Александр устремился на коне к Челубею. Бились так, что казалось и тряслось само место их поединка. Татарский богатырь, пронзенный копьем, упал с коня головой к своим. Но Александр не сразу упал, что предзнаменовало нашу победу. После битвы тело Александра Пересвета привезли в Симонов монастырь Рождества Богородицы ( " Федоров " ), где после 1398 г. был рядом похоронен и Андрей Ослябя, сражавшийся с татарами храбро в 1380 г. и потом. Архимандрит Феодор стал после смерти Митяя (+1379 г.) духовником великого князя Димитрия Ивановича Донского и в 1382 г. был восприемником (крестным отцом) его сына Андрея, будущего князя Можайского и Белозерского. С 1390 года преподобный Феодор был архиепископом Ростовским (+28. XI.1394). Преподобный Сергий был крестным отцом князей Димитриевичей - Юрия, ставшего потом Звенигородским, и Петра. В советское время на территории Симонова монастыря построили трансформаторный завод. В соборном храме Рождества Богородицы размещался компрессорный цех. Теперь монастырь возвращен верующим. Мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, причтенных к лику святых в 1981 г., покоятся под спудом. Кроме Недели Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Св. Троицы), память Александра Пересвета и Андрея Осляби отмечается еще в дни: 1) " Всех Московских святых " - воскресенье перед 8 сентября; 2) " Всех Тульских святых " - 22 сентября н. ст.; 3) " Всех Брянских святых " - 3 октября н. ст. (установлена 5 декабря 2003 г.); 4) " Всех Радонежских святых " -19 июля н.ст. Великий князь Димитрий Донской (+19. V.1389 г.) схоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Кроме даты кончины его - 19 мая, также дня " Всех Российских святых " , его память еще в праздники 1), 2) и 4). О всех российских воинах, положивших свои жизни на Куликовом поле, мы особо молимся в Дмитриевскую субботу (установлено Преподобным Сергием Радонежским и святым князем Димитрием Ивановичем Донским). ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-1392)

http://ruskline.ru/analitika/2018/09/201...

“Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов” Тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби после битвы были принесены в Старое Симоново и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. Могилы героев Куликовской битвы монахов Пересвета и Осляби у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове в Москве. Скульптор Вячеслав Клыков По преданию, на вопрос преподобного Сергия об участи своих иноков великий князь ответил: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!» В Троицкой обители отслужили поминальную Великую панихиду о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год, «покуда стоит Россия». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7/20 сентября. Святой Сергий Радонежский, «духовный отец» Куликовской победы, преставился в глубокой старости 25 сентября 1392 года. «Игумен земли Русской» прославлен в лике преподобного в середине XV века. Мощи святого находятся в основанной им Троицкой обители. И по сей день не иссякает река страждущих, обращающихся к Преподобному за помощью и утешением. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, направляя к Небесному Отечеству. Поле русской истории Осада Москвы Тохтамышем 1382 Имена Александра Невского и Даниила Московского, Андрея Боголюбского и Димитрия Донского особенно близки сердцу каждого русского человека. Наверно потому, что эти святые, будучи наделены властью и вытекающими из этой власти неограниченными возможностями, сумели соединить в душе искреннее следование евангельскому идеалу и мудрое управление земным Отечеством, стремление к Небесному Царству, но и деятельную заботу о Родине, беспощадность к злу, но любовь к человеку.

http://pravoslavie.ru/82259.html

Строительство началось в 1840 году, все работы завершили в 1844 году. Церковь своим видом напоминает античный храм, по всем фасадам окруженный колоннадой из сарматского известняка. Главный и задний фасад завершены треугольными фронтонами, над которыми когда-то возвышались кресты, а сегодня остались лишь основания. Адрес: Севастополь, ул. Луначарского, 37 Проезд: до остановки «Сквер Ленинского комсомола». Телефон: +7 8692 54-52-26 Подробнее... Храм святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби (Севастополь) [ править править код ] 6 мая, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в Крымском соединении сил противовоздушной обороны г. Севастополя состоялась церемония чина освящения дивизионного храма в честь преподобномучеников воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Храм, построенный по инициативе известного российского тележурналиста, автора документального фильма " Крым. Путь на Родину " Андрея Кондрашова, был построен в рекордно короткие сроки – за 11 месяцев. 24 июля 2016 года состоялась закладка дивизионного храма, которую совершил Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. 15 сентября 2016 года на храм были установлены купол и крест. Завершились последние работы, установлен иконостас и храм готов открыть свои двери для всех, чье сердце не может жить без молитвы, без Божией благодати. Рассказывая о том, как строился храм, инициатор строительства, Андрей Кондрашов, отметил, что весь процесс шел на удивление легко: «К работе над строительством активно подключились мои друзья и знакомые. Этот храм нарисовал на бумаге режиссер фильма " Крым. Путь на Родину " Сергей Краус, а воплотил его в жизнь архитектор Руслан Федотов. Потом к проекту стали присоединяться меценаты. " Нет " мы не услышали ни от кого " , - делится ктитор храма. Храм святых воинов находится на территории войсковой части. Это единение Церкви и воинства нашло свое отражение во внутренней отделке храма и иконостаса, на котором можно найти и георгиевский крест, и георгиевскую ленту.

http://azbyka.ru/palomnik/Севастополь_(х...

На одном из старинных храмов Москвы откроют памятную доску о посещении его Императором Николаем II Москва, 19 сентября 2013 г. Памятная доска восстановлена Московским отделением Императорского православного палестинского общества (ИППО) к 400-летию основания Дома Романовых. На доске изображен знаменитый знак Императорского православного палестинского общества с девизом общества «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь», сообщает сайт Издательства Московской Патриархии . Первым руководителем ИППО был великий князь Сергей Александрович Романов. После его трагической кончины от бомбы террориста Каляева 17 февраля 1905 г. руководство обществом приняла на себя вдова Сергея Александровича, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — один из древнейших и уникальнейших храмов Москвы. Он связан с именами прп. Сергия Радонежского и св. блгв. кн. Димитрия Донского. В храме с 1380 г. покоятся мощи героев Куликовской битвы прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби Радонежских. Предание сохранило упоминание, что первая деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освященная 21 сентября 1370 г., была срублена самим прп. Сергием Радонежским. Существовала традиция, согласно которой все русские князья и цари начиная с Димитрия Донского и вплоть до последнего императора всероссийского Николая II, приезжали в Старое Симоново поклониться героям Куликовской битвы. 22 апреля 1900 г. храм почтили своим присутствием их императорское величество государь император Николай Александрович, государыня императрица Александра и их императорские высочества губернатор Москвы великий князь Сергей Александрович и его супруга великая княгиня Елизавета Феодоровна. При входе в храм прежде всего их императорские величества поклонились гробнице с мощами свв. Пересвета и Осляби. Внимание императора было особо обращено на памятные лампады перед мощами Куликовских героев от разных лиц, на памятную хоругвь, сделанную по образу стяга князя Димитрия Донского к 500-летию Куликовской битвы. Также высокие гости осмотрели памятный знак на месте келии прп. Кирилла Белозерского.

http://pravoslavie.ru/64238.html

Святыни: особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери (находилась в Историческом музее), резная Влахернская икона Божией Матери, святые мощи преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби (под спудом). www.starosimonovo.ru На территории храма находится мраморный памятник святым Пересвету и Осляби работы скульптора В. М. Клыкова, ранее находившийся в трапезной. Автор надгробия - московский скульптор Вячеслав Михайлович Клыков. На задней стороне черного обелиска прикреплена большая бронзовая доска со словами из " Задонщины " : " Положили вы головы свои за святые церкви, за землю за русскую и за веру за христианскую " . Звонница рядом с церковью сооружена в 1991 г. При храме действует воскресная школа, работает приходская Старосимоновская библиотека. На церковной территории находятся часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, памятный камень в честь знаменательного события 1397 года (явления Кириллу Богородицы), а также символическая могила композитора Александра Алябьева. Место реального захоронения Алябьева находится недалеко от церкви Рождества Богородицы, под зданием ДК ЗИЛ. Поэтому памятный крест решили установить здесь, у стен одного из древнейших московских храмов, где располагался известный московский некрополь. На дорожке, ведущей к храму, вдоль бетонного забора выставлены обломки могильных плит, от просто старинных до белокаменных древнерусских. В стену церкви вмурованы осколки разбитых в 1930-е гг. колоколов. На колокольне, воссозданной в 2006 году, установлен колокол «Пересвет» — дар Брянской области. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро, он строился 26 лет. Заложенный в 1379 году, он был окончен и освящен в 1404 году. Все время, пока он строился, иноки, переселившиеся на жительство в новое место, не могли прервать своего общения с прежним храмом Рождества Богородицы и постоянно должны были ходить к Богослужению в этот храм. По окончании постройки Успенского храма церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий тех немногих старцев, которые не пожелали покинуть своего первоначального места уединения.

http://sobory.ru/article/?object=03312

— Очевидно, поначалу захоронения располагались вне церковных стен? — Разумеется. В те далекие времена церковь Рождества Богородицы была, конечно, деревянной. По преданию, срубил ее в 1370 году сам преподобный Сергий Радонежский, он же выкопал и знаменитый Лисий пруд, переименованный москвичами после выхода карамзинской «Бедной Лизы» в Лизин. Тогда могилы Пересвета и Осляби находились в церковном некрополе. А в 1509 году настоятель Симонова монастыря постриженик преподобного Нила Сорского архимандрит Варлаам — собеседник и духовник великого князя Василия III Иоанновича — пригласил к себе возводившего Архангельский собор Московского Кремля зодчего Алевиза Нового. Тот и построил первую в Старом Симонове каменную церковь Рождества Богородицы. Освятил ее, кстати, московский митрополит Симон, преемником которого на кафедре суждено было стать архимандриту Варлааму. Но под крышей храма захоронение окажется только в середине XIX века, когда трапезная часть расширяется по благословению митрополита Московского святителя Филарета (сам владыка в 1849 году освятил придел Николая Чудотворца, а в 1855 году — придел Сергия Радонежского). Несмотря на то что документально факт канонизации преподобных Александра и Андрея отсутствовал, их могилы всегда были местом народного поклонения и почитания. Красноречивый факт: в правление Екатерины II, которое в целом трудно назвать благоприятной для Русской Церкви эпохой, императрица выделила на сооружение надгробия сумму, на которую митрополит Платон (Левшин) смог... целиком возвести в Троице-Сергиевой лавре современное здание Варваринского келейного корпуса. Причем осталось и на надгробие: в 1794 году над могилами появилась освященная самим Высокопреосвященным Платоном белокаменная плита. Когда в 1870 году праздновался 500-летний юбилей основания Симонова монастыря и нашего храма, известный собиратель древностей и меценат Цуриков заказал над могилами Пересвета и Осляби чугунную сень каслинского литья. В 2005 году, к 625-летию Куликовской победы, мы хотели восстановить ее. Но в городе Касли (это в Челябинской области) производство по художественному литью фактически умерло. Поэтому по патриаршему благословению сень воссоздали резную, дубовую, но в точном соответствии с металлическим оригиналом.

http://e-vestnik.ru/interviews/peresvet_...

ЦВ 1-2 (350-351) январь 2007 /  24 января 2007 г. Дорогой веры к миру и согласию 12-15 января, в рамках общественно-духовной акции «Дорогой веры к миру и согласию» в Абхазии находилась делегация Издательского Совета Русской Православной Церкви и Православного благотворительного фонда «Пересвет». Акция проводилась по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, руководителем делегации был председатель Издательского Совета и главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. 11 января делегация прибыла в Адлер. На территории санатория «Мацестинская долина», где по благословению митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора будет возведен храм во имя преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби (деревянный, рубленный из кедра), члены делегации участвовали в закладке кедровой аллеи — она станет дорогой к будущему храму; такие же кедры посажены в Москве у храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, где покоятся мощи героев Куликовской битвы Пересвета и Осляби. 12 января делегация выехала в Республику Абхазия. У пограничного контрольно-пропускного пункта она встретилась с представителями администрации Краснодарского края, которые привезли с собой большую (выше человеческого роста) резную деревянную икону святого благоверного князя Александра Невского — дар губернатора А.Н. Ткачева храму во имя этого святого, который будет построен в Сухуми. Икону принял благочинный и временно исполняющий обязанности Управляющего Сухумо-Абхазской епархии иерей Виссарион Аплиаа. На абхазской стороне российско-абхазской границы гостей встречал глава администрации Гагрского района Астамур Кецба. Председатель Издательского Совета протоиерей Владимир дал интервью для абхазского телевидения. В тот же день в Сухумском кафедральном соборе во имя Архангела Михаила состоялась церемония передачи Евангелия на абхазском языке, на которой присутствовали иерей Виссарион, спикер парламента Абхазии Нугзар Ашуба, вице-премьеры Леонид Лакербая, Беслан Кубрава, Александр Страничкин, министр иностранных дел Сергей Шамба, другие члены правительства, депутаты, представители общественности.

http://e-vestnik.ru/reports/dorogoj_very...

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Этот святой на родине имеет такое же почитание как преподобный Сергий в России. В наше недавнее время произошло чудо: в тот день, когда бомбы НАТО падали на Сербию, по иконе святого Саввы скатилась слеза. Храм Рождества Богородицы, хранитель воинской славы России, стал центром патриотического воспитания и служения Отечеству. Здесь принимают присягу и получают благословение военные моряки у гробниц своих небесных покровителей, а с 2006 года два военных десантных корабля Тихоокеанского флота вновь носят имена Пересвета и Осляби. В этом же году здесь прошла панихида по одному из создателей российского военного флота, доблестному боярину Федору Головину, далекому потомку тех самых Ховриных-Головиных, которые столь много сделали для Симонова монастыря. Первый кавалер ордена Андрея Первозданного, спасший маленького Петра I от стрелецкого бунта, он был и военным министром, и начальником первой Навигацкой школы в Сухаревой башне, с которой начиналась подготовка русских моряков. Его могила в монастырском некрополе не сохранилась. Несколько памятников есть и на территории храма. Это, во-первых, часовня во имя преподобного Кирилла Белозерского, устроенная в ознаменование его пребывания иноком обители. Рядом с памятником Пересвету и Осляби – увенчанная деревянным крестом могила священника и поэта Владимира Сидорова с удивительной светлой судьбой: чудом, явленным здесь, словно было отмечено возрождение храма. Он начинал церковным старостой храма Рождества Богородицы, потом служил в нем диаконом, а 10 января 1993 года в Преображенском соборе Новоспасского монастыря Святейший Патриарх Алексий II рукоположил диакона Владимира в сан священника. Надо верить и ждать хоть до смертного часа: Смолкнет сердце, и выпадет книга из рук, И расплещется свет ослепительный Спаса, И не будет ошибок, не будет разлук! Это были его поразительно пророческие строки. Первую неделю после рукоположения отец Владимир служил в Богоявленском соборе в Елохове, а на вторую вернулся в родной храм. Утром 27 января 1993 года он принимал исповедь, и вдруг, внезапно прервав ее, ушел в алтарь – и умер, стоя у престола и глядя на образ Спасителя.

http://pravoslavie.ru/587.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010