И мы читаем далее: «И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои» ( Откр.16:7 ). И вот истолкование Андрея Кесарийского : «Жертвенник иногда означает Христа, ибо в Нем и чрез Него приносятся Отцу словесные службы и жертвы живые, приносить которые мы научены Апостолом ( Рим.12:1 : Евр.13:15 ), иногда же и Ангельские силы, которые возносят наши молитвы и духовные службы, так как они посылаются на служение для тех, которые имеют наследовать спасение ( Евр.1:14 )». Здесь Андрей Кесарийский рассуждает о том, что жертвенник символизирует Христа, Который возносит Свои молитвы за нас к Отцу Небесному. Он ходатайствует за нас в Своем истинном Человечестве. Вы знаете, что все святые обращаются в молитвах не к Богу Отцу, а к Богу Сыну. Когда мы оканчиваем молитвы святым, мы говорим: «Молите Христа Бога спастися душам нашим». Я читал про одного индийца, который жил в конце XIX века в брахманской семье – это семья священнослужителей языческих богов – он был очень богатый, этот некто Сундрах Сингх, и он ненавидел христианских миссионеров, которые иногда приезжали в ту местность, где он жил. Однажды он в деревне увидел христианского миссионера, подошел, вырвал у него Евангелие, разорвал, бросил и сказал: – Нам не надо Евангелия, это Бог белых людей, у нас, у индийцев, свои боги. А потом чудесным образом он поверил во Христа. Этот язычник, Сундрах Сингх, сел в комнате, где он всегда молился своим богам, и стал просить их открыть ему, кто такой Иисус Христос и как с Ним расправиться. Он молился, молился – и вдруг все заполнилось каким-то золотистым светом, и он ощутил какое-то тепло, нежность, которая струилась со всех сторон. И он спросил: – Кто ты, Господи? Как некогда Савл спрашивал: «Кто Ты, Господи?» ( Деян.9:5 ). И ему было сказано: – Я Иисус, Которого ты гонишь. И вот этот Сундрах Сингх полностью отказался от языческих богов, он исповедал веру в Иисуса Христа и решил отправиться в христианскую миссию, чтобы креститься. А его родственники, узнав об этом, страшно разозлились и дали ему в дорогу отравленную пищу, после которой он стал умирать. Нашли его английские инженеры, которые строили там какую-то дорогу. Его привезли в христианскую миссию, там его покрестили, и он стал проповедовать Евангелие по разным деревням, которых так много в джунглях Индии. И однажды язычники бросили его в яму. У них яма – это самое страшное наказание. Я был в Индии, я знаю: там столько разных насекомых, какие-то пауки невероятных размеров… И вот в этих ямах всё копошится – пауки, тарантулы, змеи. И вот его бросили в такую яму в жару. Измученный жаждой, он начал молиться. И вдруг увидел, как из стены этой ямы высовываются руки и держат воду. Он стал пить эту воду и увидел, что эти руки с ранами, и раны были большие, потому что римскими гвоздями были пробиты. Он понял, чьи это руки –руки Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: «Но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам» ( Откр.10:7 ). Андрей Кесарийский поясняет: «Это, я думаю, означает, что все, предсказанное святыми пророками, исполнится после шести веков в седьмой, означаемый седьмой трубою. Исполнение этого называется благовестием по причине уготованного за ним покоя для святых». Древние христиане считали, что семь громов, семь периодов – это семь веков. Они считали – пройдет шесть веков, конец света наступит, а седьмой век – это вот тысячелетие Христово. Потом христиане говорили, что когда кончится тысячелетие Христово, тогда будет Страшный Суд. Поэтому когда было начало VII столетия, многие христиане ожидали конца света. И когда было окончание первого тысячелетия, все были уверены, что будет конец света. Ну, как и некоторые думали, что второе тысячелетие окончится – и всё, конец света. Современные нам иудеи уверены, что конец наступит по окончании шестого тысячилетия от сотворения мира; по их календарю наш 2007 год соответствует их 5767 «от сотворения мира». По православному летоисчислению сейчас 7515 от Сотворения мира. Людям свойственно так рассуждать, и это высказывание Андрея Кесарийского соответствует его времени (563–614 г.г.), но не отражает реального положения вещей. Дело в том, что, по учению Церкви, тысячелетие Христово началось в тот самый момент, когда на Голгофском Кресте, умирая, Сын Божий сказал: «Свершилось!» И это тысячелетие, надвременное, продолжается до сих пор. И оно прекратится только тогда, когда на малое время, на три с половиной года, силы зла будут освобождены из преисподней. То есть, время – весьма относительно. Мы не можем фиксироваться на каких-то определенных датах. Хотя мы узнаем наше современное время в текстах Откровения, это еще не значит, что конец света близок. Возможно, что мы належимся в могилах. Может быть, пятьсот, может быть, полторы тысячи лет – мы не знаем. А может быть, мы и не умрем, потому что, те, которые доживут до Второго Пришествия, не умрут, но изменятся во мгновение ока. Все, что касается временных вопросов, – это все относительно и весьма таинственно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

" И наполнися храм дыма от славы Божия и от силы Его " - чрез этот дым, говорит св. Андрей, " мы узнаем, что страшен, ужасен и мучителен гнев Божий, который, наполнив храм, в день суда посещает достойных его и прежде всего покорившихся антихристу и творивших дела отступления " . Это подтверждается и последующим, ибо говорит: " И никтоже можаше внити во храм, дондеже скончаются седмь язв седмих Ангел " – " сперва надлежит окончиться язвам " , то есть наказанию грешников, " а потом уже и Святым предоставлено будет обитание в вышнем граде " (св. Андрей) (ст. 5-8). Глава шестнадцатая. Семь Ангелов, изливающих семь чаш гнева Божия на землю В этой главе изображается суд Божий над врагами Церкви под эмблемой семи фиалов, или семи чаш гнева Божия, изливаемых семью Ангелами. Эмблема этих казней взята с казней, поражавших древний Египет, поражение которого было прообразом поражения лжехристианского царства, которое выше (11:8) названо Египтом, а затем Вавилоном.Когда первый Ангел вылил чашу, " сделались жестокия и отвратительныя гнойныя раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его " . Эта эмблема взята, видимо, с шестой казни, поразившей Египет. По объяснению некоторых, здесь надо понимать телесную эпидемию. По толкованию св. Андрея Кесарийского, гнойные раны – это " происходящая в сердцах отступников скорбь, мучащая их наподобие сердечного нагноения, ибо наказуемые Богом никакого облегчения не получат от обоготворяемого ими антихриста " .Когда второй Ангел вылил свою чашу в море, вода в море сделалась как бы кровью мертвеца, и все одушевленное умерло в море. Здесь понимаются кровопролитные международные и гражданские войны (ст. 1-3).Когда третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод, вода в них обратилась в кровь. " И услышал я " , говорит Тайновидец, " Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков. Ты дал им пить кровь: они достойны того " . " Отсюда видно, – говорит св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1421...

И Я приемлю ее избранную, и будет она в числе праведников, возлюбивших Меня, и отпущены ей будут ее прегрешения. Имя же ее не изгладится во веки веков, но что сделала она, из рода в род будет пересказываемо в память ее. И все, слыша о поступке ее, сами сделаются любителями добрых дел и причастниками богатых и вечных благих даров». О если бы и нам стать подражателями ее, и, исповедав нечистоту душ своих, очистить слезами и сподобиться человеколюбия святого Бога! Ему слава – Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков! Аминь. Сказания о святом апостоле и евангелисте Луке Память его – 18 октября. I. Евсевия, епископа (+ 340 г.) Кесарийского 58 Лука, родом из Антиохии, художеством врач, большею частью находился при Павле и ревностно обращался с прочими апостолами. Переняв от них искусство врачевать души, он оставил нам доказательства этого в двух богодухновенных книгах: во-первых, в Евангелии, которое начертал, говорит, якоже предаша ему, иже исперва самовидцы и слуги бывшие Словесе ( Лк.1:2 ), и в котором следовал всем им с самого начала; во-вторых, в апостольских Деяниях, которые написал уже не по слуху, но как самовидец. Полагают, что о его-то Евангелии упоминает Павел, когда, будто о каком-то собственном, говорит: по благовествованию моему ( 2Тим.2:8 ). II. Преп. Иеронима, пресвитера (+ 419 г.) стридонского 59 Лука, антиохийский врач, знакомый, как показывают его послания, с эллинскою образованностью, последователь апостола Павла, спутник его во всех путешествиях, написал Евангелие. О нем Павел говорит: «С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование» ( 2Кор.8:18 ), и к Колоссянам: «Приветствует вас Лука, врач возлюбленный» ( Кол.4:14 ), и к Тимофею: «один Лука со мною» ( 2Тим.4:10 ). Есть у него и другое прекрасное сочинение, подписанное: «Деяния апостольские», в котором он доводит историю апостолов до двухлетнего пребывания Павла в Риме, т. е. до четвёртого года царствования Нерона, из чего и узнаем, что сочинение это написано в том же городе. Полагают, что Павел всякий раз, когда говорит в своих посланиях «по благовествованию моему» ( Рим.14:24 ; 2Тим.2:8 ), разумеет здесь книгу Луки, и что Лука научился Евангелию не только от апостола Павла, который не обращался с Господом во плоти, но и от прочих апостолов. Об этом сам он ясно говорит в начале своей книги: «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителям Слова» ( Лк.1:2 ). Итак, Евангелие свое он написал по слуху, а Деяния апостольские изложил как самовидец. Останки его находятся в Константинополе, куда мощи его вместе с останками апостола Андрея перенесены были на двадцатом году царствования Констанция. III. Святого Иоанна Дамаскина (+ 754) 60

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иером. Антоний Знамения пришествия антихриста по учению Священного Писания в толковании святых отцов и учителей церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Феодорита и других Источник Предисловие к благочестивому читателю Известно,что острый меч полезен и даже необходим в дороге и при опасности, так как с помощью его можно защититься от врагов; но он часто ведет и к погибели, служа орудием грабежей, насилий и убийств. Подобно сему мечу, размышление и исследование времени кончины мира для людей насколько полезно настолько и вредно. Достоин похвалы и рассудителен тот, кто, воспаряя мыслью к величайшему акту всемогущества и правосудия Божия, не забывает своей единоличной кончины, помнит, что впереди его ждет воздаяние за дела,страшится вечной муки и устремляется на делание благое. Такое размышление душеспасительно для всех христиан. Оно, по своему характеру, тождественно с размышлениями царствующего пророка Давида. Скажи мне, Господи, кончину мою, взывает он, и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой ( Пс.38:5 ). Умаление дней моих возвести мне; не восхить меня в половине дней моих ( Пс.101:24–25 ). В другом месте: Размышляю о днях древних,о летах веков минувших; припоминаю песни мои в ночи, беседую с сердцем моим, и дух мой испытывает: неужели навсегда отринул Господь и не будет более благоволить? Неужели навсегда престала милость Его и пресеклось слово Его в род и род? Неужели Бог забыл миловать? Неужели во гневе затворил щедроты Свои? ( Пс.76:6–10 ). Так размышлять повелевает и Святой Дух: во всех делах твоих помни о конце твоем и во век не согрешишь! ( Сир.7:39 ). Вопреки сим Священным внушениям, некоторые, из самолюбия и праздного любопытства, всеми способами стараются проникнуть в сокровенную завесой тайну и, не имея ключа, хотят открыть дверь в Скинию, куда может входить один Пастыреначальник. Такое мудрствование о конце мира не только вредно, но, поистине, и грешно! Жестоко был бы наказан тот, кто дерзновенно, без полномочия и приказания, осмелился раскрыть царскую книгу или письмо, запечатанное царской печатью. Так следует понимать и здесь: сокровенны тайны Господни – это книга Царя Небесного, запечатанная семью печатями. Послушаем, что говорит Св. Иоанн Богослов: И видел я в деснице у Седящего на престоле книгу, писанную внутри и отвне, запечатанную седмью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ея? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев, от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу, и снять седмь печатей ея ( Апок.5:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/znameni...

Имен Божиих много. Если мы будем смотреть тексты Ветхого Завета, то мы найдем там очень много имен Бога. Доминирует имя Яхве, которое иногда транслитерируется как «Иегова». Это имя встречается в Ветхом Завете около 7 тысяч раз. Другое очень распространенное имя Бога в Библии, в ветхозаветных текстах, это имя Элогим. Обычно имя Яхве встречается, когда речь идет об общении Бога со своими, со своим избранным народом, со своими избранниками из народа, а имя Элогим встречается, когда Бог является как создатель всех, в своем взаимоотношении не только со своими, но и условно с чужими, которые не принадлежали к ветхозаветной Церкви. Поэтому, когда специалисты-текстологи читают Ветхий Завет и видят, как варьируются имена Яхве и Элогим, то им становится понятно, к кому Бог обращает то или иное пророчество, ту или иную весть: к своим или к чужим. Но, впрочем, повторяю: для Бога чужих нет, для него все свои. Итак, какое «имя Отца Его» написано на челах этих 144-х тысяч? Это имя есть духовная тайна. Истолкование епископа Петра показывает нам, что прежде всего это имя говорит о том, что нравственный образ этих 144-х тысяч свидетельствовал о них как о людях Божиих, и их лица свидетельствовали о том, что они святят имя Бога в своей жизни. О грешниках же в Писании сказано: «Выражение лиц их свидетельствует против них» ( Ис.3:9 ). И мы читаем 2 стих 14 главы: «И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих» ( Откр.14:2 ). «Шум от множества вод, и громы, и играющие на гуслях, – по истолкованию святого Андрея Кесарийского , – указывают на звучность и ясность песнопений святых и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни, оглашающую всю церковь и собрание первородных на небесах, написанных и согласующихся с единодушием святых в их умерщвлении телесных страстей как бы созвучием своих струн». Андрей Кесарийский говорит здесь, что подлинная песнь, которую мы можем воспевать перед Богом, – это жизнь наша, когда она настолько нравственная, что она звучит, звенит, как песнь струнная перед лицом Бога. Жить так, словно ты из своих поступков слагаешь песенный псалом Богу. Вот тот идеал, к которому должен стремиться каждый христианин! Мы воспеваем святых именно потому, что их жизнь была песнью божественной, прославляющей Творца неба и земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ис. 6:1–3. И бысть въ лто, въ неже умре царь, видхъ Господа сдяща на престол высоц и превознесенн, и исполнь домъ славы его. И серафими стояху окрестъ его, шесть крилъ единому и шесть крилъ другому: и двма убо покрываху лица своя, двма же покрываху ноги своя и двма летаху. И взываху другъ ко другу и глаголаху: святъ, святъ, святъ Господь Саваоъ: исполнь вся земля славы его. В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! Глава пятая. Продолжение второго видения: запечатанная Книга и Агнец, как бы закланный. Откр. 5:1–3. И видхъ въ десниц Сдящаго на престол книгу написану внутрьуду и внуду, запечатану ceдмiю neчamiю. И видхъ Ангела крпка проповдающа гласомъ великимъ: кто есть достоинъ разгнути книгу и разршити печати ея? И никтоже можаше ни на небеси, ни на земли, ниже подъ землею, разгнути книгу, ниже зрти ю. И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. Господь Вседержитель, которого увидел св. Иоанн сидящим на престоле, держал в деснице Своей Книгу, исписанную снаружи и внутри и запечатанную семью печатями. Книги в древности состояли из кусков пергамента, свернутых в трубку или навитых на круглую палку. Внутрь такого свитка продевался шнурок, который связывался снаружи и прикрепляем был печатью. Иногда книга состояла из куска пергамента, который складывался в виде веера и был стянут поверх шнурком, припечатанным печатями на каждом сгибе или складе книги. В таком случае раскрытие одной печати давало возможность раскрыть и прочесть только одну часть книги. Писание производилось обыкновенно лишь на одной, внутренней стороне пергамента, но в редких случаях писали с обеих сторон. По изъяснению св. Андрея Кесарийского и др. под книгой, виденной св. Иоанном, следует разуметь «премудрую Божию память», в которой вписаны все, а также и глубину Божественных судеб. В этой книге были, следовательно, вписаны все таинственные определения премудрого промысла Божия о спасении людей. «Семь печатей означают или совершенное и всеми незнаемое утверждение книги, или же домостроительство испытующего глубины Божественного Духа, разрешить которое никто из созданных существ не может. Под книгой разумеются и пророчества, о которых Сам Христос сказал, что частью они исполнились в Евангелии ( Лк.24:44 ), но что остальные исполнятся в последние дни» (св. Андрей, гл.11).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Исповедуя свою веру в Него, апостол Петр говорил: “Мы познали, что ты Святый Божий”, то есть Христос, Сын Бога живаго, как поясняет сохранившейся вариант этого места » . Вот такое объяснение у Андрея Кесарийского . Итак, Святым является только Господь. Все так называемые святые обладают не автономной святостью, а отражают ту святость, которая изливается на них от Христа, а Он – единственный источник святости, духовного света. Есть свет физический, который разлит по всей вселенной, он исходит от звезд. И есть свет духовный, который выходит за пределы обозримой вселенной. Потому что о Боге сказано: «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя… » ( 3Цар.8:27 ). Чтобы нам лучше понять, чем Святость Христова отличается от святости человеческой, давайте вспомним, что Луна, которая светит на небе, собственный источник света не имеет, она отражает свет Солнца. Лучи Солнца падают на Луну, и вот мы видим светящуюся Луну. Зашла Луна в тень нашей планеты, и мы не видим лучей Солнца, отражающихся от Луны. Итак, Святой только Господь – «Един Свят, Един Господь». А так называемые святые люди – они являются таковыми только в силу того, что стяжали возможность отразить свет Христов, показать, как свет Христов коснулся их. То есть человек становится святым именно тогда, когда свет Евангелия проникает внутрь души человека, и душа человека наполняется этим сиянием. Но сам святой человек никогда не является некой автономной единицей, которая сама по себе вырабатывает духовный свет. Святой освящается от Господа, Который один – Источник любых форм святости. Знаете, как изображают Георгия Победоносца на Востоке и на Западе? На Западе – это рыцарь, закованный в латы, с напряженными бицепсами, с услилием вгоняющий копье в глотку змия. А православное иконописцы изображают Георгия спокойно сидящим на коне, он вот так, легко, не сжимая, держит копье. И таким образом православная иконография показывает нам, что любая победа совершается силой и святостью Иисуса Христа, а не напряжениями мышц, ума, воли того или иного святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, небо открыто. Открытое небо – это проповедь Евангелия. Когда Евангелие читается за Божественной Литургией, это особый момент, это всегда делается при открытии царских врат. Это символ того, что спасение дается каждому человеку. 5 глава начинается словами: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями» ( Откр.5:1 ). По изъяснению святого Андрея Кесарийского и других святых Отцов, под книгой, виденной святым Иоанном Богословом, следует разуметь премудрость Божию, премудрую Божию память, в которую вписано всё, а также и глубину Божественных судеб. – Это и Книга Закона Божия, в которой Бог определил, что хорошо, а что плохо для нас. Ибо в Библии содержаться, как запретительные, так и разрешительные заповеди. Древние говорили: чтобы человеку не грешить, ему надо всегда помнить о том, что над ним есть око видящее, ухо слышащее и книга памятная перед лицом Божиим, в которую записываются все наши деяния. Эта книга пишется и сейчас. И Бог видит, что сейчас вы находитесь не перед телевизором, не на рынке. Господь видит, что сейчас вы находитесь в храме Божьем. И вы остались в храме Божьем для того, чтобы изучать Его святое слово, чтобы постигнуть Его волю, потому что для вас святое слово Господа – это есть руководство к действию, которое дано каждому из нас. Также мы читаем об этой книге, которая написана «внутри и отвне» . То есть, она говорит как о том, что происходит в этом мире, так и о том, как поступки этого мира отображаются в мире ином, в мире духовном. Сказано, что она запечатана «семью печатями» . Что значит «печать»? Печать – это то, что никто не может сам по себе и сам от себя разрешить. Сказано: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» ( 2Пет.1:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, они «окружили стан святых и город возлюбленный» . «Город возлюбленный» – это Церковь Христова и также «город возлюбленный» – это Иерусалим. Любой пророческий образ может иметь несколько истолкований, и все они верны. Но далее сказано:«И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр.20:9–10 ). Вот давайте порассуждаем, какой будет диапазон этого огня, который обрушится на нашу землю. Апостол Петр во втором Послании пишет: «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ). Сгорит земля, и все дела на ней сгорят. Весь этот мир будет уничтожен Божественным огнем. И апостол Петр дальше рассуждает: «Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают ?» ( 2Пет.3:11–12 ). Итак, действительно, какими же надо быть нам, чтобы нам перейти через этот огонь Армагеддона? Последнее сражение Гога и Магога против святых называется в Библии еще и Армагеддоном. Мы должны быть совершенно чуждыми этому миру, чтобы не разделить его участь в пламени. Причем, мы с вами уже смотрели толкования Андрея Кесарийского и Василия Великого о том, что огонь Божий – он один и тот же, но для одних людей это огонь, просвещающий их познанием веры, огненные языки благодати Духа Святаго, а для других – тот же самый огонь Божьего присутствия есть плачь и скрежет зубов в аду, и там огонь не будет являться источником света. А Андрей Кесарийсий и Василий Великий говорят: огонь один и тот же, но одни могут сносить присутствие Божие и радуются в этой благодати, а для других присутствие Божие – это ужас, визг, отчаяние, полное сокрушение, поражение и уничтожение в пламени Божественного присутствия. Как сказано в Псалтири: «Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли» ( Пс.96:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010