Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Севастополе освятили первый в России храм святых мучеников Пересвета и Осляби 10.05.2017 Освящение первого в России храма святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби состоялось в Севастополе , храм построен за счет пожертвований благотворителей и премиального фонда, передает корреспондент РИА Новости. Святые воины-монахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя принимали участие в Куликовской битве в 1380 году, когда русские одержали победу над войском Золотой Орды. Инициатором постройки храма выступил известный российский тележурналист, автор документального фильма " Крым. Путь на Родину " Андрей Кондрашов. Чин великого освящения в субботу провел митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. " Когда мы снимали фильм, то думали, что покажут его в эфире за два часа и все. А было огромное желание поучаствовать в каком-то созидательном деле, которое бы наглядно продемонстрировало, закрепило тот период " Русской весны " . Фильм оказался очень успешным, он победил в ряде конкурсов, у него сформировался премиальный фонд, который мы решили направить на постройку храма " , — рассказал РИА Новости Кондрашов. В работе над строительством храма активно участвовали друзья и знакомые Кондрашова. " Этот храм нарисовал на бумаге режиссер фильма " Крым. Путь на Родину " Сергей Краус, а воплотил его в жизнь архитектор Руслан Федотов. Потом к проекту стали присоединяться меценаты. " Нет " мы не услышали ни от кого " , — рассказал тележурналист. Архитектор Федотов заявил, что строительство объекта велось ударными темпами – его возвели всего за 11 месяцев. " Изначально планировалось построить деревянный храм, но потом решили штукатурить. Очень активно работали над проектом храма с Сергеем Краусом, особенно фокусировались на деталях " , — вспоминает он. По словам Кондрашова, несмотря на то, что храм прилегает в воинской части, доступ к нему будет открыт для всех прихожан. В иконостасе храма отражен союз русского воинства и Церкви – на нем можно найти и георгиевский крест, и георгиевскую ленту, которые не отходят от канонов церкви. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.05.2017 17:10:48

http://drevo-info.ru/news/22288.html

Кафедральный собор Христа-Спасителя (Рождества Христова) : Гвоздь Креста Господня, свт. Филарет Московский, свт. Иоанн Златоуст (?) (глава), мц. Евфимия Всехвальная (десница). Богоявленский (Елоховский) собор : свт. Алексий Московский (XIV в.), «Московская-Казанская» икона Божией Матери, Апостол Андрей (десница). Успенский собор Кремля (паломники могут прикладываться к мощам и иконам лишь во время Богослужений, которые совершаются нерегулярно): свт. Петр, Иона, Феогност, Фотий, Киприан, Филипп I, Макарий и Иов Московские, свт. муч. Филипп II и Гермоген Московские, оригиналы «Влахернской» и «Петровской» икон и «Корсунская» (в алтаре) иконы Божией Матери. Архангельский собор Кремля : муч. царевич Димитрий Угличский, Михаил Черниговский и боярин Феодор, благ. кн. Иоанн Калита, Димитрий Донской, Евфросиния Московская, Димитрий Угличский (другой), благ. царь Феодор Иоаннович, икона Божией Матери «Благодатное Небо», икона Архангела Михаила. Благовещенский собор Кремля: преп. Григорий Декаполит (рука), иконы «Благовещение Пресвятой Богородицы» и «Всемилостивый Спас». Храм Покрова «на рву» (Василия Блаженного): блаж. Василий и Иоанн Большой Колпак, Московские (XVI в.). Храм Свт. Николая «в Толмачах» (при Государственной Третьяковской Галерее): оригинал «Владимирской» иконы Божией Матери. Государственная Третьяковская Галерея : оригиналы «Троицы» Андрея Рублева и икон Божией Матери «Донская», «Ярославская», «Пименовская» и «Гребневская», иконы Божией Матери «Московская-Иверская» (из часовни у Воскресенских ворот), «Успение Пресвятой Богородицы – Свенская», «Благовещение Пресвятой Богородицы – Устюжская», «Любятовская» и др., чудотворный «Дмитровский» крест. Музей Древнерусской культуры им. Андрея Рублева : «Волоколамская-Владимирская» икона Божией Матери. Храм Свт. Николая «в клёниках»: прав. Алексий Московский (ХХ в.), «Феодоровская» икона Божией Матери. Покровский храм на Лыщиковой горе : свящ. исп. Роман (Медведь) (ХХ в.), икона «Покров Пресвятой Богородицы». Рождество-Богородицкий храм в Старом Симонове (бывший Симонов монастырь): преп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя (мощи под спудом, обозначены символической ракой), «Тихвинская» икона Божией Матери. Казанский храм в музее-заповеднике «Коломенское»: оригинал «Державной» иконы и «Казанская» икона Божией Матери. Никольский храм в Хамовниках: икона Божией Матери «Споручница грешных».

http://azbyka.ru/palomnik/Москва

Но до конца XV в. обители почти не рассматривались как возможные оборонительные объекты. При угрозе неприятельского нашествия насельники их укрывались в городе. Сами же монастыри подвергались разорению и гибли в огне — как в 1382 г. при карательном походе хана Тохтамыша и в 1408 г. во время нашествия орд Едигея. Даже если бы в монастыри отряжались гарнизоны, на деревянных низких стенах они не могли бы вести долгую оборону. Хотя, надо заметить, сами монахи нередко были отличными воинами. По-видимому, большая часть монастырской братии состояла в те времена из людей служилого сословия, в том числе высшего — боярского. Многие принимали постриг на склоне лет, вырастив детей, но уходили в монастыри и юные отпрыски аристократии. А владение оружием для них было делом естественным. Боярский сын Сергий Радонежский теоретически должен был обучаться в детстве владению мечом. Как и Кирилл Белозерский, и митрополит Алексий, и даже Андрей Рублев. Что же говорить о тех, кто подавался в монахи, буквально слезая с боевого коня, уходя с княжеской службы. Они просто меняли меч стальной на меч духовный, как бывшие брянские бояре иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Есть, например, предание, как в 1440 г. при очередном татарском набеге на Москву схимник Крестовоздвиженского монастыря (в районе современной Воздвиженки) вооружил братию. Соединившись с московской ратью, монахи отбили у татар русских пленников. А при более поздних штурмах и осадах монастырей иноки помогали воинским гарнизонам в обителях отражать врага. В XVI в. московские правители, вынужденные вести оборону государства с востока, юга и запада, начинают присматриваться к крупным монастырям, сознавая необходимость их укрепления. Во-первых, накопленное там за долгие годы добро привлекало захватчиков. Во-вторых, в этом был стратегический момент. Монастыри, расположенные в южном «подбрюшье» Москвы, на самых опасных направлениях, становятся своеобразными фортами — вспомогательными оборонными пунктами на отдалении от основных городских укреплений: Новодевичий, Данилов, Симонов, Новоспасский, Донской.

http://pravoslavie.ru/81836.html

– «Сказания и повести о Куликовской битве, М., Наука, 1982, с. 346–47»). 4 . «Молчит про него и про его брата Ослябю и житие Сергия Радонежского». Автор не знает элементарного исследовательского принципа: отсутствие какого-либо факта в том или ином документе не является аргументом против достоверности этого факта, а лишь поводом для изысканий и объяснений. Житие преподобного Сергия было написано Епифанием Премудрым в 1418 г. и в 40-е годы того же столетия было переработано Пахомием Лагофетом. Текст состоит из нескольких десятков страниц. Он не вместил и сотой доли того, что совершил великий святой. Приведу только три примера. В Житии, составленном Епифанием Премудрым , ничего не говорится о миротворческих делах преподобного Сергия, которые оказали влияние на процесс объединения русских княжеств под властью Московского великого князя Димитрия Иоанновича. Так в 1365 году он посетил Нижний Новгород и склонил князя Бориса Константиновича повиноваться великому князю Димитрию Иоанновичу, требовавшему возвращения ему Нижнего Новгорода. Преподобный Сергий примирил с великим князем Московским и Рязанского князя Олега. Последний не раз нарушал договоры, вступая в сношения с врагами русской земли. Димитрий Иоаннович, следуя заповеди Христовой, несколько раз предлагал Олегу мир, но тот отвергал все предложения великого князя. Тогда он обратился к преподобному Сергию с просьбой склонить Олега к примирению. В 1385 году смиренный игумен пешком отправился в Рязань и долго беседовал с Олегом. Рязанский князь умилился душою: он устыдился святого мужа и заключил с великим князем мир. Не сказано и том, что преподобный Сергий был восприемником детей великого князя Димитрия Иоанновича. Даже духовная князя скреплена подписью преподобного. В ней был навсегда установлен порядок владения великокняжеским престолом: власть великокняжескую должен был наследовать старший сын. 5 . Лев Рудольфович пишет: «В синодике – поминальном перечне – Троицкой обители имя Александра Пересвета отсутствует (как, впрочем, и его брата – Родиона Осляби)». Неужели автор никогда не слышал, что святые значатся не в синодиках, а в патериках? С XIV века начался формироваться Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: преподобный Сергий, игумен Радонежский… преподобный Митрофан-игумен, старец (до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий (до 1392; память 1/14 января).. преподобный воин схимонах Александр Пересвет (8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (14 в.; память 7/20 сентября) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Пожалуйста, запомните мои слова: вы нам всем нужны. Вы несете особое служение людям — вы помогаете им быть добрыми, преодолевать свой эгоизм, раскрывать свое сердце навстречу другому человеку». Его Святейшество также поблагодарил руководителей, педагогов и всех тех, кто заботится о детях. Он оставил запись в книге почетных гостей: «Болезнь и физическая ограниченность не могут ограничить бессмертный человеческий дух. Я сердечно благодарю всех, кто трудится в этом святом месте, помогая детям сохранить силу духа и побеждать физический недуг». Богослужебное творчество и канонизация святых За почти уже восемь лет служения Святейшего Патриарха на первосвятительской кафедре активно велось богослужебное творчество. Ежегодно разрабатывались новые и утверждались уже имеющиеся молитвенные чины. Были написаны и утверждены 15 текстов служб, в частности священномученику Вениамину Петроградскому и иже с ним пострадавшим, святителю Луке, архиепископу Симферопольскому и Крымскому, святому благоверному князю Владиславу Сербскому, священномученику Илариону (Троицкому), архиепископу Верейскому, святителю Иоанну, архиепископу Шанхайскому, священноисповеднику Афанасию (Сахарову), епископу Ковровскому, новомученикам и исповедникам Соловецким, новомученикам и исповедникам Радонежским, служба и акафист святому преподобному Серафиму Вырицкому. Также утвержден акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ея «Всецарица», служба Божией Матери в честь иконы Ее «Свенской-Печерской» и т.д. Священный Синод утвердил тексты тропарей, кондаков и молитв 11 лицам и иконам, в частности святому праведному Павлу Таганрогскому, священномученику Владимиру Амбарцумову, Божией Матери перед иконой Ее «Косинская», святым благоверным князем Петру и Февронии, Муромским. Кроме того, были утверждены 6 новых редакций текста акафиста Пресвятой Богородице в честь Ея иконы, именуемой «Неупиваемая Чаша», акафиста праведному Иоанну Русскому, Честному и Животворящему Кресту Господню и др. Канонизированы для общецерковного почитания 33 святых, в числе которых — праведный Евгений Боткин (врач царской семьи) и преподобные Александр Пересвет, Андрей Ослябя, Феофил, Христа ради юродивый, Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, праведный Павел Таганрогский, святая праведная княгиня София Слуцкая, святой благоверный князь Ярослав Мудрый и другие.

http://patriarchia.ru/db/text/4685455.ht...

Воин-схимник Андрей участвовал в исторической битве в день Рождества Пресвятой Богородицы. Возможно, что он пал в бою. Но по другой версии он остался в живых и служил Всероссийским митрополитам. В документах 1390-1393 годов встречаются упоминания «чернеца Андрея Ослябя» в числе бояр митрополита всея Руси святителя Киприана. Тело преподобного Андрея Осляби было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове», рядом с телом преподобного Александра Пересвета. Подвиг Пересвета стали сразу прославлять в повествованиях о Куликовской битве, но об Ослябе древнейшие известные рассказы умалчивают. Его имени нет ни в большинстве летописных списков убиенных на Куликовом поле, ни в синодиках павших. Лишь «Задонщина», изображающая иноков-воинов как былинных богатырей, говорит о смерти в битве не только Александра Пересвета, но и Андрея Осляби, а также его сына Иакова. О смерти в битве Пересвета и Осляби говорит и «Повесть о Мамаевом побоище». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. Со временем над останками преподобных были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, в 1794 году вновь сооружены и в XIX веке обустроены приделом. В 1928 году Богородице-Рождественский храм был закрыт и оказался на территории завода «Динамо». Надгробия были вновь уничтожены и восстановлены только после возрождения храма в 1989 году, по инициативе известного художника П. Д. Корина. Сейчас в храме устроена сень над двумя надгробиями, но сами останки во время восстановительных работ не нашли, так как это место было на много метров забетонировано. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-chtut-pa...

Введение в монастыре строгого общежития не обошлось без скорби для преподобного Сергия. Ропот братии на порядки, введённые им, побудил его оставить свою обитель и удалиться на реку Киржач, где, при содействии собравшихся к нему учеников, он построил монастырь Благовещенский. Но чрез несколько времени, по усиленной просьбе братий Троицкой обители и по увещанию святителя Алексия, он возвратился на первоначальное место своих подвигов. За свои высокие подвиги преподобный Сергий ещё при жизни своей прославлен был от Бога даром чудотворения и прозрения. Силою своих молитв он воскресил умершего отрока, исцелил бесноватого вельможу, освободил от тяжкого недуга одного человека, жившего близ монастыря. Из опытов прозорливости преподобного Сергия замечателен следующий. Св. Стефан Пермский, проезжая в Москву в некотором отдалении от монастыря Сергиева, с дороги заочно приветствовал преподобного. Сергий, находясь за трапезой, видел духовными очами св. Стефана и поклонился в его сторону со словами: «Радуйся и ты, пастуше Христова стада». Святая жизнь преподобного Сергия приобрела ему всеобщее уважение современников. Митрополит Алексий посещал его, пользовался его советами и желал его видеть своим преемником на кафедре русской митрополии. Великий князь Димитрий Иоаннович не раз приходил в обитель Сергиеву и пользовался услугами св. старца. По желанию великого князя преподобный Сергий основал три монастыря: Дубенский на Стромыне, в 30-ти вёрстах от Троицкой обители, Дубенский на острове, в 40-ка вёрстах от неё, и Голутвин близ Коломны. Преподобный Сергий благословил великого князя на Куликовскую битву, предсказал ему победу над врагами и дал ему двух иноков, Пересвета и Ослябя, которые горели желанием пролить кровь за отечество. После Куликовской битвы преподобный тихими и кроткими речами склонил к миру с великим князем сурового Олега рязанского. По желанию великого князя, преп. Сергий был восприемником его детей и свидетелем его духовного завещания. Из ближних и дальних мест люди разного звания шли в Сергиеву обитель принять благословение святого старца и умудрённые его наставлениями, примером его жизни и его братии, с запасом свежих нравственных сил возвращались домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

С. 215. Упоминание о звоне Симоновского колокола весьма символично, так как в этом монастыре были погребены Троицкие иноки Пересвет и Ослябя, павшие в борьбе с татарами на Куликовом поле. Идейную связь взятия Казани с Мамаевым побоищем можно усмотреть также в приходе к царю под Казань двух Троицких иноков, принесших ему в благословение икону и святую воду. Обращаясь к иконе, царь молился: «И ты убо, преподобие отче Сергие, великий Христов угодниче, ускори ныне на помощь нашю и помогай молитвами си, яко же иногда прадеду нашему на Дону на поганаго Мамая» (Казанская история/Подготовка текста и вступ. статья Г.Н. Моисеевой. М.; Л., 1954. С. 140). О складне, принесенном царю под Казань, см.: Филимонов Г. Описание складня XVI в. СПб., 1884. Еще ранее, перед походом, царь, будучи в Троицком монастыре, молился перед мощами преподобного Сергия: «Ты же прадеда нашего великаго князя Дмитрея молитвою вооружен на безбожнаго Мамая и безо всякого сумнения дерзати ему повеле . Яко же того, тако и нас вооружи и огради своими молитвами на супротивныя враги наша» (Насонов 1962. С. 11). Походный храм, в котором молился царь, был посвящен преподобному Сергию. Подробнее об этом см.: Kämpfer Frank. Die Eroberung von Kasan 1552 als Gegenstand der Zeitgenössischen russischen Historiographie//Forschungen zur osteuropäischen Geschichte. Berlin, 1969. Bd. 14. S. 7–161. 539 Один исследователь также обратил на это внимание, отметив внешний фактор, т. е. его певческие способности, и высказал предположение: «Упоминания о нем [протопопе Андрее – а. М.] в летописях рисуют его музыкально грамотным человеком. Не является ли именно Андрей автором (или одним из авторов) так называемого “Казанского” знамени, сочиненного по случаю взятия Казани в 1552 году?» (Майкапар А. Из истории музыки Древней Руси//Вопросы истории. 1971. 6. С. 213–214). 544 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 239. Совершенно аналогично сообщение летописи под 1556 г. о крещении царской дочери Евдокии (Там же. С. 265). 545 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 1. С. 254. Имя митрополита Афанасия следует за именем митрополита Макария в Сказании об иконописцах Древней Руси, распространенном в составе иконописных Подлинников: «Преосвященный Афанасий, митрополит Московский и всея Руси, писаше многия святыя иконы» (Сахаров И.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

начинается новый период в истории прихода русских паломников в Константинополь, другие византийские центры (например, Афон) и обители христианского Востока: они приезжают «с милостыней», т.е. с денежными суммами для поддержки единоверцев некогда могучей, а сейчас окружаемой врагами империи. Самой ранней по времени подобной миссией можно считать упоминаемые под 1398 г. Второй Софийской летописью сведения о посольстве от Московского великого князя Василия I Дмитриевича и Тверского князя Михаила в Константинополь с большой суммой денег для императора Мануила II Палеолога, осаждаемого войсками османского султана Баязета I: «Тогда же велики... с братею послаша во Царьград много милостини оскудениа их ради с черньцом Родионом Ослябятели, еже был бояринъ любутьски, тако же и князь Михаило Тверьски с протопопом Даниилом. Царь же и патриарх благодариша их повелику и прислаша к великому князю икону чюдну, на ней же суть написан Спас в ризице белой, стоит же та икона во церкви его Благовещениа на его дворе и до сего дни на левой стороне на поклонной». 208 Таким образом, посольство было отправлено великим князем Василием I Дмитриевичем (1371–1425), старшим сыном Дмитрия Донского. Родион Ослябя (в схиме Андрей) – герой Куликовской битвы, инок Троице-Сергиевского монастыря и Симонова – в Москве, брат (родной или духовный) Александра (Пересвета), павшего на Куликовом поле. 209 Тверской князь Михаил, активизируя самостоятельную политику, не остался в стороне от вспомоществования в пользу Мануила II и Вселенского патриарха Mamфeя I . Полученный образ Спаса занял почетное место в Благовещенском соборе Московского Кремля. С тех пор отправка помощи в Византию из Москвы и других городов, как и регулярные приезды греков на Русь «за милостыней» становятся основной формой русско-греческих визитов. IV Новгородская летопись сохранила текст, помещенный среди событий 1395 г., озаглавленный «О Цари граде», автором которого назван дьяк Александр. 210 Это хождение дьяка Александра, упоминающего патриарха Антония IV (1389–1390, затем 1391–1397) и императора Мануила II (1391–1425), датируется временем между 1391 и 1396 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) 530-532 АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) 532-533 533-534 534-535 535-536 АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) 536-539 АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) 539-540 АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) 541-544 АЛЕКСАНДРА Яковлевна Лебедева (1874– 1937), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА Михайловна Смолякова (1880-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСАНДРА Потаповна Устюхина (1882– 1937), мц. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) 545-546 546-547 547-548 548-550 550-551 551-553 АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА (1872 -1918), императрица Всероссийская, супруга мч. имп. Николая II, мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)

http://pravenc.ru/vol/i.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010