Только одному человеку верит сейчас Россия. К нему, старцу Сергию, прискакал Великий князь за благословением в субботний вечер 15 августа вместе с небольшим отборным отрядом. До поздней ночи в маленькой келье ходил, садился, вскакивал и горячо говорил с Сергием о предстоящей битве пылкий князь. Смиренно и внимательно слушал его старый игумен и давно уже понял то, о чем не договаривал гордый Дмитрий. Не простого благословения желал он, а необычного, какого не знал еще христианский мир. Далеко за полночь Сергий, проводив Дмитрия на короткий ночлег, приказал разбудить и собрать для совета в церковь самых праведных старцев. А на утро, так и не отдохнув ни часа, служил долгую и торжественную литургию. И только после неторопливой трапезы, выйдя на двор, отец Сергий окропил всех, склонившихся в почтении к нему воинов святой водой и осенил деревянным крестом. А потом, волнуясь, громко и торжественно, чтобы слышали многие собравшиеся в монастыре, воскликнул: — Пойди, господине, на поганые половцы, призывая Бога! И Бог будет ти Помощник и Заступник! И в ту минуту, когда все, перекрестившись, низко поклонились до самой земли, старый игумен пригнулся к князю и тихо, только ему одному шепнул: — Сумеешь, господине, победить супостатов своих, как и подобает тебе. Быстро и огненно глянул Дмитрий в глубокие, пророческие глаза Сергия и почувствовал — так и будет. Расступились монахи на две стороны, и вышли к Дмитрию два высоких, мужественных инока. Сразу узнал из князь, ведь совсем недавно бились они с врагами под его знаменами, да так крепко бились, что у воинов, рядом стоящих, силы утраивались. Но, видно, столько жизней, хоть и вражеских, они загубили, что, ужаснувшись, ушли к Сергию в монастырь, души свои спасать. Первый, постарше — боярин Андрей Ослябя, второй — Александр Пересвет. Как похож был молодой красивый витязь на свое имя! Отвагой и решимостью светились его строгие глаза, а весь он излучал такую уверенную силу и доброту, с какой только и можно идти на бой со злом. На головах Осляби и Пересвета черные шлемы спасения — островерхие кукули с вышитыми белыми крестами.

http://azbyka.ru/fiction/skoryj-pomoshhn...

В. и Н. изображаются на иконах Собора Радонежских святых (ТСЛ). Известны также аналойные иконы 2-й пол. ХХ в., принадлежащие братии ТСЛ. Чудесное путешествие В., Н. и прп. Михея запечатлено на картине М. В. Нестерова (в собр. ЦАК МДА). Ист.: [Симон (Азарьин)]. Службы и жития преподобных Сергия и Никона Радонежских. М., 1646; Описание о российских святых. С. 80; Сказание Авраамия Палицына//Троицкий сб. 2. Св.-Троицкая Сергиева лавра, 2002. С. 263-264; Житие и чудеса прп. Сергия, игум. Радонежского, записанные прп. Епифанием Премудрым, иером. Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным: В пер. на рус. яз. Серг. П., 2001. С. 142-143. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 86, 386, С. IV; Троицкий Патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 9-10; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕЛИСЕЙ (род. ранее 1332, Ростов?), Радонежский, иеродиак. Троице-Сергиева мон-ря, родственник и ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИЛИЯ († 1384), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, прп. (пам. 6 июля - в соборе Радонежских святых) НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/154411.html

Первая Великая Победа на Поле Куликовом была одержана в день Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда нанесли смертельный удар по игу Орды. В Куликовской битве с Ордой сражались не только св. князь Димитрий, св. иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя вместе с тысячами русских витязей. В небесном воинстве с силами тьмы сражались и святые князья-мученики Василько Ростовский и Михаил Черниговский, Михаил Тверской, сражались витязи, павшие на Сити, при обороне Рязани, Владимира, Киева, в восставшей Твери. Иго было сломлено. Наступит время, когда Россия сбросит и нынешнее иго жрецов золотого тельца. И тогда Русский народ призовет к ответу всех, кто зарабатывал деньги на крови русских солдат, всех, кто по всем законам информационных войн неистово и злобно из мощных калибров телеканалов и газет бил в спину сражающейся Армии, сурово ответят за свои преступления и этнические преступные группировки, которые в своем безумии сегодня считают русские города добычей, отданной им во владение продажными чиновниками и начальниками МВД. Ответят и те русские иуды, которые судили Буданова, Ульмана, Худякова, Аракчеева. Вместе с русскими людьми, которые обязательно сбросят иго и одержат Русскую Победу, в невидимой брани с силами тьмы будут сражаться и святой воин Евгений Родионов и 6-я рота во главе с комбатом Марком Евтюхиным, подло убитые в Москве казачий полковник Владимир Наумов и генерал Лев Рохлин, принявший крещении перед отправкой на первую Чеченскую. Будут сражаться и все сложившие головы за Родину в первой и второй Чеченских войнах, проданные и преданные «рыночниками» и «менеджерами» но сохранившие Русскую Честь. В этом Небесной Воинстве будет стоять и полковник Юрий Дмитриевич Буданов, сраженный врагами России в преддверии Троицкой родительской субботы. Главный бой полковника Буданова еще впереди. Царствие Небесное и Вечная память Русскому Офицеру. Пресвятая Богородица спаси нас! Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.

http://ruskline.ru/analitika/2011/06/14/...

Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви портале Патриархия.ru. На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла за усердное служение Святой Церкви богослужебно-иерархических наград к празднику Святой Пасхи были удостоены:  На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Григорий (Матрусов), насельник Данилова монастыря, председатель Экспертного совета при Патриархе Московском и всея Руси по взаимодействию с исламским миром . По окончании богослужения Святейший Владыка совершил славление и молитву благоверному князю Даниилу Московскому. Епископ Солнечногорский Алексий приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону благоверного князя Даниила Московского. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар обители Святейший Владыка передал картину Павла Рыженко «Послушник», на которой изображен воин-схимонах Андрей (Родион Ослябя), ученик преподобного Сергия Радонежского. Во внимание к усердным архипастырским трудам и в связи с 75-летием со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл вручил наместнику Данилова монастыря епископу Солнечногорскому Алексию орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси, II степени. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6011272.ht...

" Три смерти " ноября 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Благовещенском храме Парголова " На протяжении многих веков в этот день православные христиане собираются в храмах, чтобы вспомнить героев, которые отдали душу за Отечество, за веру, - сказал владыка в проповеди. - В далеком четырнадцатом веке множество воинов погибло на Куликовом поле, защищая Отечество. Накануне дня своего ангела князь Димитрий Донской, в то время правитель Руси, прибыл в Троице-Сергиеву лавру к преподобному Сергию, чтобы совершить поминовение воинов, которые скончались в этой битве. И преподобный совершил в субботу поминальное богослужение, за которым вспомнили всех, кто погиб. Среди них, как мы помним, были иноки святой обители - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. С тех пор в эту субботу мы вспоминаем воинов, которые исполнили заповедь Божию: " Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя (Ин. 15:13). Они положили души за будущее, за детей и внуков, за Родину, и сегодня вспоминаются нами как лучшие исполнители этой заповеди. Церковь всегда молится за воинов: в какой бы войне они ни участвовали, мы совершаем их поминовение и молимся об их упокоении в Царствии Небесном " . " Приходя в храмы на поминальные службы, родительские субботы, мы должны извлекать уроки для себя, - продолжил архипастырь. - Что для человека значит смерть? Она бывает трех видов. Во-первых, телесная, которой никто не избежит - ни праведники, ни грешники. Второй вид - смерть духовная. Ею умирают еще при жизни те, кто в Бога не веруют, и те, кто веруют, но живут беззаконно, нарушают заповеди Божии, не каются. И третья смерть - вечная. Она наступит после Страшного Суда, когда будет определено, кто куда пойдет. Как таковой смерти не будет - будет вечно длящаяся мука. Об этом нужно задуматься. Когда человек умирает, душа покидает тело, он лежит и не двигается. А когда его покидает благодать, он точно так же мертв, но духовно. Цель жизни - стяжать благодать, тогда мы живые. Если благодать нас покинула - мы как умершие. Лежит человек мертвый - у него есть и руки, и ноги, и уши, но он ничего не делает, не ходит и не слышит. А духовному мертвецу хоть говори, хоть нет - он ничего не слышит, глух ко всему божественному. Нужно помнить об этом и быть всегда живыми. Приходим в храм, смотрим на свечи - и из этого можно извлечь урок. Я смотрел во время службы: два подсвечника, справа и слева, и с каждой стороны женщина снимает с них огарки. Подумалось, что эти женщины - как ангелы, которые приходят за душами: свеча догорает, подходит свечница, огарочек снимает и кладет в плошку на полу. Так и наша жизнь догорает, как свеча, подходят ангелы и забирают ее с земли. И чего человек суетился? Как пришел в этот мир нагим, так нагим и уходит. Господь предупредил нас: " Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам " (Мф. 6:33). Мы не можем прожить без хлеба, одежды, жилища, нам это необходимо, но цель, приоритет - вечная жизнь " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Протоиерей Михаил Подолей выступил на вечере ко Дню героев Отечества декабря 2018 " Мы вспоминаем и чествуем героев Отечества, их труды и подвиги во благо народа, родной земли, - сказал он. - Имя святого Александра Невского, 800-летие которого мы будем праздновать в 2020 году, вдохновляет многих на добрые дела и подвиги. История знает множество героев, пославленных в лике святых: монахи-воины Александр Пересвет и Андрей Ослябя, благоверный князь Димитрий Донской, праведный воин Федор Ушаков. В историю вписаны имена выдающихся полководцев Михаила Кутузова и Александра Суворова. Мы помним и героев Великой Отечественной войны: их именами названы улицы и проспекты, на которых мы живем. К сожалению, и сейчас возникают военные конфликты. И тоже есть герои, которые проявляют лучшие качества души, исполняя свой долг. Какая непреодолимая сила движет защитниками родной земли? Это любовь к близким, к истории, к своей вере. В Священном Писании сказано, что нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Этой Христовой любовью может обладать только тот, кто исполняет Божию волю. Наши герои, те, кого мы сегодня вспоминаем, чествуем, без сомнения, исполняли Божию волю. Дела, которые совершают люди во благо ближнего, переходят в вечность " . Сводный хор храмов округа исполнил духовные песнопения: тропари архистратигу Михаилу и всем Небесным Силам бесплотным, святому великомученику Георгию Победоносцу, святому Александру Невскому, стихиру всем святым, в земле Русской просиявшим, гимн святителя Николая Сербского " Вера вечна, вера славна, наша вера православна " . Гостям рассказали об истории праздника, о полковых священниках - георгиевских кавалерах. Орден святого Георгия Победоносца был учрежден императрицей Екатериной Великой 9 декабря 1769 года (26 ноября по ст. ст.) как высшая награда для офицеров. 8 августа 2000 года орден был восстановлен в качестве высшей военной награды РФ, а в 2007 году был возрожден праздник - День героев Отечества, который впервые отмечался 9 декабря. В этот день в нашей стране чествуют Героев Советского Союза и России, кавалеров орденов Славы и святого Георгия. ИА " Вода живая " , 07.12.18 Поделиться 7 ноября 2019 13 октября 2019 8 сентября 2019 20 февраля 2019 17 декабря 2023 18 декабря 2022 14 июня 2022 12 июня 2022 26 апреля 2024 22 апреля 2024 18 апреля 2024 15 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

С той поры место явления чудотворной иконы стало называться Угреша. Сейчас территориально это городок Дзержинский Московской области. На Куликовскую битву его благословил Сергий Радонежский Игумен сначала стал уговаривать князя избежать кровопролития, но это уже было невозможно, согласно преданию. Вражеское войско наступало с единственной целью — победить. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься».  «Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского». Художник В. Соковнин И благословил двух своих монахов — бывших воинов — отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». На момент Куликовской битвы ему было меньше 30 Для Дмитрия Ивановича, в девять лет возглавившего княжество, долгое взросление было непозволительной роскошью — в невероятно трудных условиях ему пришлось решать сложнейшие геополитические задачи. Князь был вынужден постоянно балансировать буквально на грани жизни и смерти, ему приходилось формулировать то, что мы бы сейчас назвали «национальными интересами», и шаг за шагом отвоевывать им место на международной арене. Князь был ранен на Куликовом поле   И «нужею склонися с побоища, яко не мощно бе ему». Силы русских стали ослабевать, но им на помощь пришел засадный полк князя Владимира Андреевича. Русские воины, «аки соколы изучены на жаворонков», налетели на ордынцев с тыла. Исход битвы был решен. С криком «Увы нам! Христиане умудриша нас!..» (в переводе летописца, разумеется — прим. автора) воины Мамая бросились бежать, и «ни един не могий избыти, бяху бо кони их потомлены». Победа в Куликовской битве объединила Русь

http://pravmir.ru/dmitrij-donskoj-nasled...

Этому способствовало знакомство неизвестного автора со «Словом о полку Игореве». Куликовская битва, по убеждению автора «Задонщины», положила конец долгой эпохе иноземного господства, начавшейся с поражения русских князей на р. Калке в 1223 г. Для отпора завоевателям вокруг князя Димитрия объединилась вся Русская земля, в этом произведении впервые говорилось об идущем на помощь к князю войске из Вел. Новгорода и о его погибших в битве посадниках. Здесь же упоминались герои битвы «чернецы» Андрей Ослябя и Александр Пересвет , погибшие в сражении. Во времена хана Батыя Бог «казнил Рускую землю за согрешения». Но теперь это время закончилось, и Русская земля во главе с великим князем Димитрием одержала победу над «погаными». В «Задонщине» не случайно подчеркивалось, что русские князья - потомки равноап. кн. Владимира, что Димитрий Иоаннович выступил против Мамая, «помянувши прадеда своего князя Владимера Киевскаго». Для автора Куликовская битва открывала новую эпоху в истории Руси - эпоху возрождения славы и могущества Древнерусского государства. Самым крупным произведением, главным героем которого был Димитрий Иоаннович, стало «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в нач. XVI в., более чем через 100 лет после Куликовской битвы. Став излюбленным чтением рус. людей, произведение неоднократно перерабатывалось книжниками XVI-XVII вв. и сохранилось в ряде редакций. Неизвестный автор использовал «Летописную повесть», «Задонщину», а также рассказы о битве, которые бытовали в отдельных боярских и купеческих родах, где говорилось о подвигах их предков, совершенных на Куликовом поле. В этом отношении «Сказание...» как бы соединило рассказы о битве, имевшие хождение в рус. обществе. Отсюда появление в «Сказании...» мн. эпизодов, которых не знают более ранние источники. Основа некоторых из них, вероятно, достоверна; другие противоречат известным фактам, в частности, не подтверждается сообщение автора «Сказания...» о пребывании митр. Киприана в Москве во время Куликовской битвы.

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период подчинения Константинопольскому патриархату (988- нач. XV в.) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ЗАТВОРНИК (не ранее 2-й трети XIII - нач. XIV в.), прп., Киево-Печерский (пам. 29 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АВРААМИЙ ПАЛЕОСТРОВСКИЙ [Олонецкий] († сер. XV в.), прп. (пам. 21 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АВРААМИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 21 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121728.html

Возросшая политическая самостоятельность светского окружения митр. Пимена в 80-х гг. XIV в. привела к тому, что начиная с правления Василия I Димитриевича вел. князья уделяют больше внимания, чем в предыдущее время, формированию ближнего окружения митрополитов всея Руси. При свт. Киприане из числа слуг его двора исключали многих лиц, имевших отношение к избранию в митрополиты Пимена, тесно связанного с московскими боярами. По разным причинам в этом были заинтересованы как вел. князь, так и свт. Киприан ( Веселовский. 1947. Т. 1. Ч. 2. С. 415-416, 418-419). С нач. 90-х гг. XIV в. по инициативе великокняжеской власти в состав митрополичьего двора для контроля за деятельностью свт. Киприана входили лица из числа наиболее преданных Калитовичам служилых родов (напр., Афинеевы, Бяконтовы, Ослебятевы и др.), всего известны 10 бояр (из них 3 стольника), служивших в 1390-1406 гг. у свт. Киприана. По-видимому, это и был основной состав его думных людей. В кон. XIV - 1-й четв. XV в. окончательно сложилась адм. структура взаимоотношений митрополита с великокняжеским двором (прежде всего в вопросах, связанных с несением военной службы, а затем и в подборе кадров). Актовый материал и родословные источники фиксируют взаимные переходы бояр на службу от митрополита к вел. князю и наоборот (напр., мон. Андрей (Ослябя), Степан Феофанович, Дмитрий Афинеевич). Тем не менее уже с сер. XIV в. для некоторых потомков боярских родов несение службы при дворе митрополита всея Руси становится наследственной обязанностью (сначала Коробьины и, возможно, Гречиновы, затем Бяконтовы, Бармины и Корякины, а с нач. XV в. Сурмины, Челюсткины, Измайловы, Юрьевы, Сахарусовы, Стромиловы и др.). Такой выбор места службы связан с усилением в посл. трети XIV в. контроля великокняжеской власти за составом бояр, входивших в ближнее окружение митрополитов. Этот вывод не подтверждает мнение В. О. Ключевского о том, что «до половины XVI в. митрополиты принимали на свою службу и меняли этих людей так же свободно, как удельные князья» ( Ключевский В. О. Разбор соч. М. [И.] Горчакова: О земельных владениях всероссийских митрополитов, патриархов и Св. Синода// Он же. Отзывы и ответы: 3-й сб. ст. М., 1914. С. 196-197). На самом деле постановления Стоглавого Собора 1551 г. о составе боярства на митрополичьей кафедре только подтвердили ту практику, к-рая господствовала в отношениях между светской и церковной властями на Руси уже с рубежа XIV и XV вв.

http://pravenc.ru/text/2563400.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010