Одной из воинских частей присвоят имя героя Куликовской битвы 17 августа 2006 г. 19:27 «Решается вопрос о присвоении имени Пересвета одной из воинских частей Московского округа. Думаю, это произойдет в ближайшее время», — сообщил в четверг на пресс-конференции замначальника по воспитательной работе Главного командования внутренних войск МВД России генерал-майор Виктор Скрябин. По его словам, возродить традицию, когда не только боевым кораблям, но и воинским подразделениям давались имена прославленных героев, решено к 626-летию Куликовской битвы, которое будет отмечаться 21 сентября. «Командиры уделяют особое внимание воспитанию военнослужащих на исторических, православных традициях служения Отечеству, укреплению воинской дисциплины», — отметил Скрябин. Он также подчеркнул, что военно-патриотическая работа МВД ориентирована на всю молодежь страны, независимо от национальности и вероисповедания, и что годовщина Куликовской битвы - это именно «общегосударственное событие». «Это было величайшее сражение в истории России. На Куликовом поле зародилась наша армия и государство, а в подвигах Александра Пересвета и Андрея Осляби — пример беззаветного героического служения Отечеству», — добавил генерал-майор. Александр Пересвет и Андрей Ослябя происходили из знатных бояр Брянского княжества. Согласно летописям, «закаляя дух в посте и молитве, тело совершенствовали в ратных упражнениях под руководством опытных наставников». Благословляя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, Сергий Радонежский благословил на смертный подвиг за Отечество и двоих схимонахов Пересвета и Ослябю, которые были учениками преподобного старца. Согласно преданию, именно поединок Александра Пересвета и ханского воина Челубея, в котором погибли оба богатыря, положил начало Куликовской битве. После сражения, по распоряжению Великого князя, тела Пересвета и Осляби в дубовых колодах перевезли в Москву и предали земле у храма Рождества Богородицы в Старом Симонове монастыре — чтобы воины и народ, видя их могилы, «воспламенялись духом доблести». РИА «Новости» /Патриархия.ru   Календарь ← 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/133429.htm...

Известно, что в битве с татарами участвовали иноки Троицкого монастыря: Пересвет, в монашестве Александр, и Ослябя, в монашестве Андрей. Это были опытные воины, настоящие богатыри, которые сами попросили Сергия отпустить их в войско. Старец благословил их на битву. По преданию, с поединка между Пересветом и татарским бойцом Челубеем началась Куликовская битва. Князь Московский знал о приближении Мамаева полчища к русской границе. Дмитрий не стал ждать, пока Мамай опустошит его землю и соединится с литовскими войсками князя Ягайлы. Он смело выступил навстречу ему в татарские степи. Битва с татарами произошла на поле Куликовом 3 , между Доном и Непрядвой, 8 сентября 1380 года. Многие пали в том бою. Сам князь Дмитрий был ранен. Несмотря на это, русские одержали непростую, но очень важную по своему символическому значению победу. Куликовская битва стала прологом к освобождению Руси от монголо-татарского ига, которое пало спустя сто лет после сражения. Возвратившись домой с победой, князь Дмитрий хотел исполнить данный Богу обет — основать монастырь, посвященный Пресвятой Богородице. За помощью он обратился к Преподобному Сергию. Для строительства обители было выбрано красивое место на берегу реки Дубенки. Здесь был возведен храм, освященный Преподобным Сергием в честь Успения Богородицы, и кельи для братии. Игуменом обители Сергий поставил своего ученика Савву, «мужа весьма добродетельного». До наших дней этот монастырь, к сожалению, не сохранился 4 . В след за тем Преподобный Сергий и его племянник преподобный Феодор (архимандрит Симоновский) убедили князя Дмитрия примириться с митрополитом Киприаном и дозволить ему приехать в Москву. В 1381 году митрополит возвратился и снял анафему с князя. Вскоре Киприан вместе с Преподобным Сергием крестили новорожденного сына князя Дмитрия, Ивана. Спустя год преподобный Феодор крестил второго княжича, Андрея Дмитриевича 5 . По словам современника, святой Сергий Радонежский мог тихими и кроткими словами действовать на самые жестокие и загрубелые сердца. Не раз он мирил враждующих и останавливал кровопролитие. В 1382 году хан Тохтамыш, ставший властителем Орды после поражения Мамая, организовал поход на Москву. Рязанский князь Олег, желая уберечь свое княжество от разорения, пропустил хана через свои земли, указал ему броды в Оке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Л., 1978; ДРИ. М.; Л., 1980. [Вып.:] Монументальная живопись XI-XVII вв.; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982; Лаурина В. К., Пуришев В. Н. Новгородская икона XII-XVII вв. Л., 1983; Греков А. П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалёве. М., 1987; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Вздорнов Г. И. Волотово: Фрески ц. Успения на Волотовом поле близ Новгорода. М, 1989; Трифонова А. Н. Рус. икона из собр. Новгородского музея. СПб., 1992; Малков Ю. Г. Фрески Гостинополья//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы, Русь. С. 351-378; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; она же. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. М., 2008; Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новг., 1999; она же. Роспись ц. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде и ее место в искусстве Византии и Руси 2-й пол. XIV в. М., 2007; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002; Сарабьянов В. Д. Собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде. М., 2002; он же. Георгиевская ц. в Ст. Ладоге. М., 2003; Лифшиц Л. И., Сарабьянов В. Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Вел. Новгорода: Кон. XI -1-я четв. XII в. М., 2004; Смирнова Э. С., Сарабьянов В. Д. История древнерус. живописи. М., 2007; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI вв. М., 2008; Дмитриева С. О. Фрески храма Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г. М., 2011; Слуцкая И. А. Роспись 1702 г. Знаменского собора в Вел. Новгороде и проблемы монументальной живописи кон. XVII - нач. XVIII в.: Дис. СПб., 2011; Геров Г. Церковь Спаса на Ковалёве. Новг., 2013; История рус. искусства: В 22 т. Т. 2. Ч. 1: Искусство 20-60-х гг. XII в. М., 2015. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Сб. ст./Ред.: А. Н. Наумов. Тула, 2003. 2 т.; Битва на Воже - предтеча возрождения средневек. Руси: Сб. науч. ст. Рязань, 2004; Дубровин Г. Е. Легенды об участии новгородцев в Куликовской битве и прусско-плотницкое крыло «Московской партии» Новгорода во 2-й пол. XV в.//НИС. 2005. Вып. 10(20). С. 75-95; Куликово поле и Донское побоище 1380 г. М., 2005; Куликово поле и Юго-Вост. Русь в XII-XIV вв.: Сб. ст. Тула, 2005; Куликовская битва в истории России: Сб. ст. Тула, 2006-2012. 2 вып.; Куликово поле: Большая иллюстр. энцикл. Тула, 2007; Реликвии Донского побоища: Находки на Куликовом поле. М., 2008; Podhorodecki L. Kulikowe pole, 1380. Warsz., 20082; Лаврентьев А. В. После Куликовской битвы: Очерки истории Окско-Донского региона в посл. четв. XIV - 1-й четв. XVI вв. М., 2011; Булычев А. А. Куликово поле: Живые и мертвые. Тула, 2014; Соколова Л. В. Первоначальна ли Краткая редакция «Задонщины»?: В связи с новейшими работами о взаимоотношении «Слова о полку Игореве» и «Задонщины»//ТОДРЛ. 2014. Т. 62. С. 673-724; она же. Летописные повествования о Куликовской битве: К вопр. о взаимоотношении памятников//Там же. Т. 63. С. 305-353; Шеков А. В. К вопр. о времени включения ранних памятников Куликовского цикла в общерус. летописные своды//Рус. книжник - 2014: [Сб. РГБ]/Науч. ред. и сост.: А. В. Кузьмин. М., 2015. С. 113-128. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской)

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Архиерейский собор принял решение об общецерковном прославлении Ярослава Мудрого, Пересвета и Осляби 3 февраля, 2016. Новостная служба Принято решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых 3 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял решение об общецерковном прославлении около 30 местночтимых святых. Среди них – легендарные участники Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя, а также благоверный князь Ярослав Мудрый. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих – с глубокой древности. Оно выходит за пределы одной епархии, и потому синодальная комиссия по канонизации святых единодушно считает, что есть все основания для их общецерковного почитания», – сказал глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий, обращаясь к участникам Архиерейского собора, сообщает РИА «Новости» . Кроме того, по сообщениям информационной службы Собора, среди канонизированных в лике святых – преподобные Амфилохий Почаевский, Корнилий Переяславский и Лаврентий Черниговский, Иона, Васса, Марк и Симеон Псково-Печерские, святители Филарет (Амфитеатров) и Геннадий, архиепископ Новгородский, старец Аристоклий (Амвросиев) и Христа ради юродивый Феофил Киевский, преподобноисповедник Кукша Одесский, благоверный князь Ростислав Мстиславич (в крещении Михаил) Киевский, великий князь Смоленский и ряд других почитаемых церковных деятелей и подвижников (см. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых). Согласно жизнеописаниям святых, преподобный Сергий Радонежский в 1380 году, благословив великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и предсказав его победу, дал ему в помощь двух иноков своей обители – Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета). Правление великого князя Киевского Ярослава (в крещении Георгия) ознаменовалось расцветом столицы Киевской Руси и укреплением экономических и культурных связей между отдельными частями государства. Со временем за князем Ярославом закрепилось наименование «Мудрого» как знак признания его заслуг.

http://pravmir.ru/arhiereyskiy-sobor-pri...

Дорогой владыка, благодаря Вас за посещение нашего храма в день его престольного праздника, мы просим Владычицу Деву Богородицу хранить Вас на всех сложных, ответственных путях Вашего служения и во всей Вашей жизни». На память о посещении Старосимоновского храма о. Владимир Силовьев подарил митрополиту Илариону икону Божией Матери. Затем митрополит Иларион обратился к присутствующим со словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец Владимир, отец благочинный, дорогие отцы, дорогие братья и сестры! Рождество Пресвятой Богородицы, которое является престольным праздником этого святого храма, — первый великий праздник церковного года. Мы знаем, что церковный год начинается с сентября, и первый двунадесятый праздник — это Рождество Пресвятой Богородицы, а последний — Ее Успение. В течение литургического года перед нашим духовным взором проходит вся жизнь Пресвятой Богородицы, от Ее рождения до Ее блаженного Успения. Мы каждый день и в храме, и вне храма в нашей домашней или келейной молитве возносим молитву Пресвятой Богородице как " Честнейшей херувим и Славнейший без сравнения серафим " . Мы знаем, что Пресвятая Богородица была Богом предизбрана для того, чтобы стать вместилищем Невместимого, чтобы стать мостом, приводящим смертных к бессмертию, чтобы стать дверью для нас, грешных, в Небесное Царство. Всякий праздник, сопряженный с именем Пресвятой Богородицы, является для нас источником великой радости, потому что в такие дни мы чувствуем особую близость к нам Матери Божией, которая является нашей Небесной Заступницей, Которая защищает и покрывает честным Своим омофором каждого из нас от всякого зла, Которая многократно избавляла от опасностей наше возлюбленное Отечество. В этом храме, где под спудом покоятся мощи двух схимонахов, двух героев нашего Отечества святых Александра Пересвета и Андрея Осляби, мы с особой силой ощущаем это предстательство Божией Матери и Ее молитву за наш благочестивый русский народ. Мы знаем, что в трудные исторические времена, когда стоял вопрос, быть или не быть нашему Отечеству, Пресвятая Богородица вдохновляла наших воинов на ратные подвиги. Мы знаем, что в эти переломные моменты Господь давал нашему Отечеству тех людей, которые не щадили своей жизни для блага своей земли, которые отдавали жизнь за своих близких. Такими были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые по благословению своего аввы, игумена земли Русской, преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, несмотря на то, что были облечены в иноческие одежды, вышил на ратный подвиг, сразились с врагом, отдали свою жизнь за народ, Отечество и веру. Сегодня мы их прославляем вместе с Пресвятой Богородицей как наших небесных заступников и молитвенников за землю Русскую.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Утверждение, что Н. был учеником прп. Сергия Радонежского, появилось не ранее кон. XVII - нач. XVIII в. В Месяцеслове троицкого келаря Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. 201) и в списках «Книги, глаголемой Описание о российских святых» XVIII-XIX вв. Н. не упоминался. Образ с нимбом запечатлен в росписи братской трапезной Троице-Сергиевой лавры (2012, автор проекта А. Н. Солдатов, иконописец Н. А. Склярова). В составе композиции «Собор Радонежских святых» его изображений не выявлено. По данным на кон. XIX в., на к-рые ссылается архим. Леонид (Кавелин), Н. не был канонизирован. Местная канонизация Н. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: Памятники Куликовского цикла. СПб., 1998. С. 283-284. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая обитель. Жизнеописание прп. Сергия. Путеводитель по Лавре. Серг. П., 2012 (по указ.); Троицкий патерик. Серг. П., 2015. С. 46-48. А. В. Кузьмин Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/2564870.html

На протяжении XIV–XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих. Родословное древо Радонежских святых включает в себя следующие имена: Преподобный Сергий, игумен Радонежский и всея России чудотворец, 25 сентября 1392 г., обретение мощей 5 июля 1422 г. (если дата памяти совпадает с днем преставления и днем мощей, то отдельно она не указывается). Сродники преподобного Сергия: преподобные схимонахи Кирилл и Мария, родители прп. Сергия († до 1337; память 28 сентября/11 октября и 18/31 января); преподобный Стефан, брат преподобного Сергия, (XIV–XV вв.; память 14/27 июля); святитель Феодор, архиепископ Ростовский, племянник прп. Сергия († 28 ноября 1394 г.). Ученики преподобного Сергия: преподобный Митрофан-игумен, старец († до 1392; память 4/17 июня); преподобный Василий Сухий († до 1392; память 1/14 января); преподобный Иаков посольник (XIV b.; память 23 октября/ 5 ноября); преподобный Онисим вратарь (XIV b.; память 15/28 февраля); преподобный Елисей диакон (XIV b.; память 14/27 июня); преподобный Симон архимандрит († до 1392; память 10/23 мая); преподобный Исаакий Молчальник († зима 1388; память 30 мая/12 июня); преподобный Макарий († после 1392; память 19 января/1 февраля); преподобный Илия келарь († 29 мая 1384 г.); преподобный Симон экклесиарх († после 1392; память 10/23 мая); преподобный Михей († 6 мая 1385 г.); преподобный Нектарий, вестник (XIV b.; память 29 ноября/12 декабря); преподобный воин схимонах Александр Пересвет († 8 сентября 1380; память 7/20 сентября); преподобный воин схимонах Андрей Ослябя (XIV b.; память 7/20 сентября); преподобный Варфоломей (XIV b.; память 11/24 июня); преподобный Наум (XIV b.; память 1/14 декабря); преподобный Иоанникий (XIV b.; память 4/17 ноября); преподобный Игнатий († после 1392; память 20 декабря/2 января); преподобный Епифаний Премудрый († ок. 1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля/

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Московские свв. - житие 4 сентября. Собор Московских святых Собор Московских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли. Празднование было установлено по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II в воскресенье. Среди входящих в лик святых: Блгв. кн. Даниил Александрович Московский (+ 1303, память 4 марта, 30 августа) Прп. Андроник Московский, Спасский (+ ок. 1373, память 13 июня) Свт. Алексий Московский, митр. Киевский и всея Руси (+ 1378, память 12 февраля, 20 мая) Прп. Афанасий Высоцкий Младший (+ 1395, память 12 сентября, в среду Светлой седмицы) Прпп. Александр Пересвет и Андрей Ослябя Радонежские (XIV в., память 7 сентября) Прп. Афанасий Высоцкий Старший (+ после 1401, память 12 сентября) Прп. Евфросиния Московская (+ 1407, память 17 мая, 7 июля) Прп. Александр Спасский, Московский (+ после 1427, память 13 июня) Прп. Андрей Рублёв (+ ок. 1430, память 4 июля, 12 июня) Прп. Варфоломей Симоновский (+ 1442) Свт. Геннадий (Гонзов), архиеп. Новгородский (+ 1505, память 4 декабря) Свт. Симон Чиж, митр. Московский и всея Руси (+ 1511/1512) Блж. Василий, Христа ради юродивый (+ ок. 1557, память 2 августа) Блгв. царь Феодор Иоаннович (+ 1598, память 7 янврая) Прп. Василий Соколовский (XVI - XVII вв., память в 1-ю неделю после 29 июня) Прп. Зосима (Верховский) (+ 1833, память 24 октября) Прав. Василий Павлово-Посадский (+ 1869, местн. память 16 февраля) Прп. Пимен Угрешский (+ 1880, память 17 августа) Прп. Аристоклий Афонский, иеросхим. (+ 1918, память 24 августа) Прав. Алексий (Мечёв) (+ 1923, 9 июня, 16 сентября) Прп. Алексий (Соловьев), схим. (+ 1928, память 19 сентября) Сщмч. Александр (Хотовицкий) Нью-Йоркский и Московский (+ 1937, память 7 августа) Блж. Матрона Московская (+ 1952, память 19 апреля) Сщисп. Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский (+ 1962, память 15 октября) Тропарь, глас 4 Днесь пророчество святителя Петра/пред очами нашими сбывается,/сердце бо России град Москва/свыше славу велию приемлет,/украшаем, яко бисером честным,/многим сонмом Божиих угодников;/к нимже мы любовию возопиим:/о, пречуднии святителие,/исповедницы и мученицы новии,/благовернии князие, преподобнии отцы,/и премудрии юродивии,/и вси святии, знаемии и незнаемии,/яко благочестия столпи,/молите Христа Бога//стране нашей в мире спастися. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Московские свв. " .

http://pravicon.com/info-2985

Лит.: Пшеничников А. И., свящ. Кр. ист. описание 1-кл. Вознесенского девичьего мон-ря в Москве. М., 1894; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части: Б. Споров]. М., 1996п. С. 41, 78; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341, 462-463; Т. 2. С. 105, 384-385; Меняйло В. А. Судьба иконостаса Вознесенского собора Моск. Кремля//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1999. Вып. 12: Искусство средневек. Руси. С. 199-223; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 225, 231-239; Квливидзе Н. В. Иконография прп. Евфросинии//Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 295-317. Ил. 58-71. Н. В. Квливидзе, Я. Э. З. Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/187095.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010