1. Когда св. мученица Перпетуя, отвергши идольское нечестие, уверовала во Христа и крестилась, тогда она имела следующее видение: узрела она златую лестницу, которая простиралась от земли до неба; по обеим сторонам лестницы лежало множество железного оружия: мечей, ножей, бритв, копий, крюков, гвоздей и других орудий казни; под лестницею же на первой ступени ее был огромный, пресмыкавшийся змий, не допускавший к лестнице желавших входить по ней. Но вот является один из крестившихся вместе с Перпетуей святой юноша, по имени Сатир, не обращает никакого внимания на змия, смело идет вверх по лестнице и достигает вершины ее. Сверху Сатир сказал Перпетуе: „Перпетуя, я жду тебя; но остерегайся, чтобы не ужалил тебя змий“. Перпе— туя отвечала: „надеясь на помощь Господа И. Христа, я не боюсь змия!» И с этими словами смело стала на голову змия, затем стала восходить по лестнице, и, когда достигла вершины ее, увидела прекрасные селения райские и множество людей, бывших в них. Этим видение кончилось, и Перпетуя убедилась из него, что на земле ее ждут одни лишь скорби и страдания. И в убеждении своем она не обманулась: ибо сначала претерпела узы и темницу, а за ними приняла и мученическую смерть за Христа (Ч.-М. 1 февраля).2. Другой пример: раз св. Андрей, Христа ради юродивый, увидел себя в чертогах райских пред Царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое, и сказал: „таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!“ потом подал другую снедь слаще манны, сказав: „такова пища Моим служителям, претерпевшим все до конца!».   Эти примеры, надеемся, сильны для того, чтобы убедить вас в истине, что подлинно путь в рай есть путь скорбный и что другого пути в него нет. Если же так, то и представляйте чаще, что земля не рай, а изгнание из рая; оставьте заблуждение усиливаться место изгнания паки обратить в рай сладости и чаще приводите себе на память слоба Спасителя: в мир скорбни будете (Иоан. XVI:33). Аминь, аминь, глаголю вам, яко восплачете и возрыдасте (Иоан. XVI:20). Когда все это постоянно будем содержать в уме и сердце, тогда и дух мужества и терпения в нас явится, и нам несравненно легче будет переносить все горести и беспокойства, которые здесь встречаются на. каждом шагу, и в бедствиях мы останемся непоколебимыми, как скала, и поймем, что истинное счастие не на земле, а на небе. А когда поймем и усвоим это, тогда не только не станем малодушествовать в бедствиях, но и при них же будем иногда иметь такие отраду и утешение, о которых человек плотской и греховный и помыслить не может („Кормчий» 1892 г., 4-й).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Однажды авва Зенон проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысл говорил ему: «Возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного?» Но он отвечал своему помыслу: «Воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенести наказание». Вставши, он пять дней простоял на жаре и, изнуренный жаром, сказал сам себе: «Не могу снести наказания», потом говорит своему помыслу: «Если не можешь, то не воруй и не ешь» (97, 81). При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, обкрадывавший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начал уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того, чтобы послушаться святого, тот только посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее – взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! – сказала она. – Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, – говаривал он иногда, – моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту. Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством» (113, 101 –102). Однажды три старца-слепца вели беседу между собой, и один из них спрашивает другого: «Как ты ослеп?» «В молодости я был матросом, – отвечал собеседник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О.А. Кураев приравнивает юродство Христа ради - к идеальным представлениям " неформалов " о себе: Юродивый — значит человек, который выламывается из привычных социальных стандартов поведения ради того, чтобы обнажить перед людьми слишком затертую и привычную истину. Рокеры юродствуют среди обывателей . По мнению Романа Неумоева, лидера группы " Инструкция по выживанию " , настоящий панк – уже человек не от мира сего... А многие из молодых панков... готовые юродивые. О. Сергий (Рыбко) в совершенно языческом смысле приравнивает поэта и пророка: Вообще поэт имеет на многое право, как и пророк. И Господь ему разрешает многое из того, что обыкновенному человеку не разрешает... Это Богом данное. Рок-музыканты – это юродствующие поэты, во многом, им дано право изобличать пороки общества, и эта сатира в роке бывает достаточно конструктивной. Данные гуманистические фантазии абсолютно голословны, не подкреплены Священным Писанием или Преданием. Тот же о. Сергий, исходя из рокерских стереотипов, объявляет поклонников рока интеллектуальной элитой общества: Рокеры - это такая часть молодежи, часть, вообще, народа — интеллектуально думающая. Это не музыка глупых людей и недоумков. Рок слушают люди думающие, - следовательно, не слушают люди не думающие. Или: Рок-музыку слушают вопреки общепринятым мнениям как раз не кретины, а интеллектуалы, чего не могу сказать о попсе. О.А. Кураев указывает на эсхатологический смысл рок-музыки, хотя и совсем не так как православные: В мире антихриста не будет рок-музыки. Потому что там не будет протеста. Жуем и голосуем... И несут тебя волны попсы и гламура. Рок-миссионеры очень высокого мнения не только о рокерах, но и о самих себе: Отец Андрей сравнил рок-миссионеров с Кириллом и Мефодием, идущими в неизведанные земли славян, вместо того чтобы продолжать спокойно " подвизаться на Афоне " . " Недалеких " и " ограниченных " православных о.А. Кураев ставит фактически перед ультиматумом, демонстрируя презрение к традиционному Православию: Господь в ответ на наши недоумения послал нам не ангелообразных старцев с книжкой " Как воспитать православного мальчика в XXI веке " , а рок-музыкантов, обратившихся к нашей вере. Будем корчить брезгливую гримасу?.. Они могут на мужском языке говорить с подростками о Православии… Кинчев со своими жесткими ритмами делает то, перед чем пасуют в растерянности наши приходские школы и монастыри со своими знаменными распевами .

http://moral.ru/rock02.htm

Да, путь в рай есть путь скорбный, и другого пути в него нет. И входит в рай только тот, кто с терпением и без ропота, ради Бога, перенесет все скорби мирские и этими добродетелями: терпением и безропотностью, диавола, заграждающего путь в рай, победит. Вот пример, объясняющий эту истину. Раз св. Андрей, Христа ради юродивый, увидел себя в чертогах райских пред Царем. Царь дал ему вкусить сначала нечто весьма горькое и сказал: «Таков скорбный путь служащих Мне в настоящей жизни!»; потом подал другую снедь слаще манны, сказав: «Такова пища Моим служителям, претерпевшим все до конца!» (См. кн. нашу: «Уроки и примеры христианской веры, 4 изд. с. 697–698). Этот пример, надеемся, силен для того, чтобы убедить вас в истине, что подлинно путь в рай есть путь скорбный и что другого пути в него нет. Если же так, то представляйте чаще, что земля не рай, а изгнание из рая; оставьте заблуждение усиливаться место изгнания паки обратить в рай сладости и чаще приводите себе на память слова Спасителя: в мире скорбни будете (Ин. 16, 33). Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачете и возрыдаете (Ин. 16, 20). Когда все это постоянно будем содержать в уме и сердце, тогда и дух мужества и терпение в нас явится, и нам несравненно легче будет переносить все горести и беспокойства, которые здесь встречаются на каждом шагу, и в бедствиях мы останемся непоколебимыми, как скала, и поймем, что истинное счастье не на земле, а на небе, что Царство наше, наше истинное блаженство, на небе, за гробом, Царство вечное, блаженное, как отвечала св. великомученица Екатерина на обольщения своего мучителя. А когда поймем и усвоим это, тогда не только не станем малодушествовать в бедствиях, но и при них же будем иногда иметь такие отраду и утешение, о которых человек плотский и греховный и помыслить не может. (Прот. Г. Дьяченко). Двадцать пятый день Поучение 1-е. Св. священномученик Петр, архиепископ Александрийский (Уроки из его жизни: а) послушание велениям предержащей власти и б) необходимость жертвовать своею личною безопасностью ради общего блага) I. Cbящehhoмyчehuk Петр, память коего совершается ныне, будучи архиепископом Александрийским, во дни жестокого гонения Диоклетианова, с полным самоотвержением охранял стадо свое, укреплял его на подвиг мученический и смелой проповедью своею о Христе не мог не обратить на себя внимание языческого правительства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Въ этомъ послдователь Христа не есть простой только подражатель Его образа жизни, но, такъ сказать, центръ тяжести своей жизни онъ иметъ въ Господ; Христосъ для него есть жизнь [CXLII] , такъ какъ онъ можетъ сказать, что не онъ живетъ, но живетъ въ немъ Христосъ [CXLIII] . Вотъ подражательности св. юродивыхъ въ своей жизни образу жизни Христа. И нельзя, поэтому, думать вмст съ профессоромъ Петровымъ, что у нихъ было преднамренное подражать и слдовать священному что они старались исполнять законъ съ буквальною точностью, осуществить его на дл, реализировать его. Въ числ примровъ новозавтнаго текста профессоръ Петровъ указываетъ на св. юродиваго который Христову заповдь, – „продаждь твое и даждь нищимъ " , старался осуществить въ своей жизни, ради продавъ даже съ которымъ никогда не разлучался. А своимъ постояннымъ странничествомъ, какъ и вс юродивые, онъ училъ другихъ слдующему правилу: „не имамы зд пребывающаго града, но грядущаго взыскуемъ " [CXLIV] . По примру Спасителя, пришедшаго призвать не праведниковъ, а гршныхъ къ св. юродивые Симеонъ спасали блудницъ [CXLV] . „Буквально понимая, пишетъ профессоръ Петровъ, слова священнаго и прилагая ихъ къ жизни, св. подвижники тмъ самымъ ставили себя въ т или подобныя имъ обстоятельства, при которыхъ совершались А одинаковыя обстоятельства и поступки имли и одинаковыя этого нравственные подвиги ихъ сопровождались чудесными благодати въ дух евангельскихъ „Такъ, св. юродивые: Андрей и восходятъ на небо " [CXLVI] . Но, смотря съ этой точки на св. юродивыми, тхъ или другихъ мстъ священнаго въ ихъ жизни, профессоръ Петровъ, однако, долженъ былъ въ о св. подвижниками священнаго текста, признать подвиги ихъ въ одномъ извстномъ не односторонними и исключающими себя взаимно, но находящимися въ съ другими подвигами и считать монашескую жизнь древнихъ отцовъ школою высшаго совершенства, гд путемъ въ разныхъ добродтеляхъ и особенно тхъ, которые соотвтствовали душевнымъ силамъ и внутреннему подвижниковъ, достигалось нравственное Конечно, говоритъ онъ, нельзя оспаривать того, что ни одинъ человкъ не иметъ гармоническаго своихъ душевныхъ силъ и внутреннихъ помысловъ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Позднее раскаяние 5 (18) октября (Из слова святого Андрея о тате гробнем) Люди, у которых привычка к тому или другому греху обратилась в страсть, всегда думают только об одном – как бы поскорее совершить свой грех . Предостережения ближних для них ничего не значат. Но так как всему бывает конец, то, конечно, бывает конец и их беззаконным деяниям. И этот конец наступает часто еще при жизни их, и притом самый плачевный. Раскаиваются они тогда, но поздно. При жизни св. Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, обкрадывавший мертвецов. Однажды, узнавши о погребении в одном уединенном месте девицы, дочери вельможи, он отправился к её могиле с целью снять с неё драгоценные одежды. На пути встретил его св. Андрей и, предузнавши его нечестивое дело, начал уговаривать его не делать оное, в противном же случае угрожал наказанием Божьим. Вместо того, чтобы послушаться святого, вор только насмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отваливши камень от пещеры, в которой погребена была девица, он раскрыл гроб её, снял с неё саван, затем драгоценную одежду, а, наконец, даже не устыдился и совсем обнажить ее и взял последнюю срачицу. Но в то самое время, когда он оканчивал свое последнее гнусное дело, повелением Божьим умершая встала из гроба и правою рукою ударила его по лицу, от чего он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! – сказала она ему, – Хоть бы ради стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но не будешь же отселе красть никогда! И с сих пор узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после сего волей-неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь, но было уже поздно. «Будь ты проклята, – говаривал он иногда, ненасытная жадность моя. Тебя ради я получил эту ужасную слепоту. Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством», – говаривал он. Но увы, прошедшее невозвратимо. Братие! Не встречается ли нечто подобное и между нами? О, очень часто! Так, говорят развратному: брось свой грех ! Не слушает, ну, глядишь, и станет гроб гробом. И тогда начнет говорить: зачем я так жил? Говорят пьянице: оставь свое пьянство! Нет; ну, и увидишь, как семейство пустил по миру и сам стал стенать и трястись. И он потом тоже говорит: не пить бы мне, этого бы не было. Говорят вору: не воруй! не слушает; ну, смотришь, попался и сделали калекой на всю жизнь. И этот пеняет на себя: не воровать бы мне, был бы цел.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   Так важно состояние нечувствия для невидимого врага нашего, что он всячески старается удержать нас в нем и укрепить, не возмущая ни другими страстями, ни искушениями извне, потому что самомнение и самодовольство, которыми обыкновенно сопутствуется нечувствие, самообольщение и гордость, которые обыкновенно бывают последствиями укоренившегося нечувствия, достаточны для отъятия всех духовных плодов, для погибели. Нечувствие тем страшно, что обладаемый им не понимает своего бедственного состояния: он обольщен и ослеплен самомнением и самодовольством. 5. 377    (См. ГРЕХ). НИЩЕТА ДУХА    Едва христианин захочет осуществлять в действиях своих, внешних и внутренних, Евангельские Заповеди, как увидит поврежденную свою природу, восстающую против Евангелия, упорно противодействующую Евангелию. Христианин, при свете Евангелия, видит в себе падение человечества. От этого зрения естественно рождается смиренное понятие о себе, называемое в Евангелии нищетой духа (Мф. 5:3). 1. 518    Ищи нищеты духовной. Искание этого б л а ж е н с т в а позволительно и похвально. Оно — основание, податель всех прочих блаженств. Когда поколеблется основание, тогда и тот, кто стоял на высшей степени духовного преуспеяния, обрушивается вниз и часто разбивается до смерти.    Обретается нищета духа изучением Евангелия, исполнением его велений, сличением своих действий и качеств с велениями Евангелия, принуждением своего сердца к великодушному перенесению обид, самоукорением, молитвой о получении сердца сокрушенного и смиренного. 1. 521    (См. МОЛИТВА, МОЛИТВА ИИСУСОВА — ПОЛЬЗА). О ОБВИНЕНИЯ    В делании терпения имеются свои меры и степени. Совершенные сохраняют совершенное молчание при обвинениях, соответствующее степени их самоотвержения и терпят все последствия такого молчания, как, например, св. Андрей и Симеон, Христа ради юродивые. Тебе это делание не только не подходит, как превышающее меру твою, но и крайне душевредно, потому что тебе не выдержать его. 6. 775—776    (См. УКОРИЗНЫ, ОПРАВДЫВАНИЕ).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

г) Средства против любостяжания , этого, по выражению св. подвижников, тысячеглавого демона-мучителя, так же разнообразны, как различны причины, от которых раждается эта ужаснейшая страсть. аа) Одни предаются любостяжанию потому, что увлеклись излишнею заботливостию об обеспечении своего семейства и таким образом доходят до того, что любовь к Богу и спасение собственной души своей меняют на любовь к своим детям. Люди подобного рода, для излечения в себе недуга любостяжания, прежде всего и более всего должны пробуждать в сердце своем все большую и большую любовь к Богу, большую, нежели к семейству, – большую, нежели, к самим себе. Как пробуждать? Не иначе, как начавши делами милосердия к ближним. Иначе нельзя возвыситься до любви к Богу, которая есть начало уже несокрушимого блаженства. Кто всем сердцем своим и паче всего любит Бога, тот никогда не сменяет любовь к Богу на любовь к творениям Его; пример тому – св. апостолы, которые оставляли все для Господа и следовали за Ним. Посему полезно также, для истребления в себе страсти любостяжания, раждающейся в сердце нашем от излишней заботливости, иметь твердую надежду на Промысел Божий, пекущийся о всех нас. Кто возложит всю надежду свою на Бога, тот спокоен; ибо он знает, что вверил Судьбу свою и своего семейства Отцу небесному, Отцу милосердому, Который лучше нас знает, когда и что подать детям Своим на пользу их души и тела; а без Его воли, хотя бы мы собрали со всего света золото для нашего семейства, все может погибнуть в одну минуту. бб) Другие увлекаются страстию к любостяжанию по склонности к жизни роскошной и пристрастию к земной славе. Подобным людям нужно иметь всегда в виду, что жизнь роскошная не приводит к царству небесному, напротив, она, по свидетельству Самого Спасителя, поставляет самое главное препятствие к достижению его, и что тела наши, какими бы ни питались яствами, достаются напоследок в пищу червям и тлению, и какими бы ни украшались одеждами, никогда не оденутся лучше полевой лилии. А слава человеческая также скоротечна, как скоротечна наша жизнь, и даже в этой жизни скоротечной она может изменить нам каждую минуту.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Упреждаю, что таким вопросом я не думаю смутить Вас и тем омрачить Ваш праздник; напротив, чаю доставить Вам духовное утешение и обрадование. Ибо не могу ожидать, чтоб с неба Вас видели мрачною или туманною. Вы ещё не успели отуманиться, потому видимы светлою. По крайней мере мое искреннее благожелание Вам в день Вашего ангела есть: да будете и пребудете всегда таковы, чтоб небожители всегда видели Вас светлою. Тогда из сей жизни прямо к ним туда и перейдете. Вот этого Вам от всей души и желаю.   14. Оболочка души бывает светлою или темною соответственно внутреннему настроению. Примеры. Потемненную душу видят бесы Хочу в дополнение к предыдущей речи и ещё кое-что сказать о том же. Перескажу Вам несколько опытов того, что душа в оболочке своей точно принимает вид, соответственный её внутреннему настроению. При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, был в Константинополе иерей (из неженатых), постник, уединенник, молитвенник. Все его чтили, то есть почитали. Но встретился с ним святой Андрей и видит, что он одет каким-то темным туманом, а около шеи у него обвилась змея с надписью «змея сребролюбия». Вот какова была душа его! А между тем этого никто не видал. Увидели просвещенные очи духовные святого Андрея . Но у небожителей они ещё просвещеннее. Таким образом, тогда, как нам думается, что никто нас не видит, каковы мы, нас видит несметное множество очей. Видите, сколько звезд на небе! Очей, на нас обращенных, ещё больше. Да ведь и сами мы можем если не видеть, то определять, каковы мы. Это сказывает нам совесть — неподкупный судия. Ее можно на время заглушить, но она всегда успевает высвободиться из-под гнета и возвысить свой голос, даже и у не совсем совестных. А у неопорочившихся голос её всегда чист и звонок. Она есть и именуется гласом Божиим в духе человека. В ней же отражается и то, какого мнения о нас или какой имеют на нас взгляд небожители. Так вот, когда совесть говорит, что мы чисты во всем пред Богом и людьми, то это свидетельство совести светом отражается окрест души нашей — и все с неба видят нас светлыми.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Второй пример: 115. Как-то давно одна женщина захотела мне принести мешок денег!!! говоря: – Сколько ты денег хочешь, чтобы убедить Бога, ведь ты с ним ладишь, (так она мне сказала!) снять чары с моего любовника, который меня бросил – этот несчастный был женат – чтобы он снова вернулся в мои объятья, после того как разведется со своей женой (у которой было трое детей!) 394 Подумайте, какая дерзость и какой стыд! Хотеть использовать в своих преступных планах священников, да еще и за деньги! Просто ужасно! И третья история, а их не мало: 116. Как-то пришел ко мне один человек и попросил умолить Бога посадить его соседа в тюрьму, потому что тот поступил несправедливо, выгнав его сына, женатого и с детьми, с работы. Вне себя от гнева он сказал мне: – Если я его убью, то сяду в тюрьму, сделай так, отче, чтобы его поразил Господь! 395 О, безрассудство, достойное сожаления! И подобные примеры могут привести все духовники. Существует и другой «ошибочный» образ мыслей. Многие привыкли говорить: «Я не желаю ему зла. Только то, что я пережил, пусть достанется его детям» или «за зло, что он мне причинил, пусть его накажет Бог»! И, к сожалению, это говорят на Священной Исповеди! Это ужасно вредит душе и называется «вежливым» проклятием. Все эти люди забыли, что Христос на Кресте не просил наказания и отмщения для распявших Его, но умолял Небесного Отца Своего простить их. 117. Однажды святой Андрей, Христа ради юродивый, давно подвизающийся на своем святом поприще, проведя всю ночь в молитве, вознесся духом и очутился в Небесных Царских Чертогах… Позвал его Небесный Царь и говорит: – Хочешь служить мне всей душой, и чтобы я тебя сделал одним из своих придворных? – Есть ли кто, Владыка, кто не захочет милости твоей? – отвечал он. – Я всегда этого желал. – Если ты этого желал, попробуй вкус моей царской власти. И протянул ему что-то похожее на снег и настолько сладкое и вкусное, что человеку и не представить. Съев его, он сказал: – Дай мне еще, прошу Тебя, потому что, как только я вкусил его, я почувствовал аромат Божественного миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010