— Желаешь ли всей душой трудиться для Меня? Андрей отвечал: — Желаю, Господи! Царь дал ему вкусить нечто весьма горькое и при сем сказал ему: — Таков скорбный путь работающих Мне в сем мире. После сего Он дал вкусить Андрею нечто белее снега и слаще манны. Вкусив, Андрей возвеселился и позабыл горечь первой снеди. И сказал ему царь: — Такова у Меня пища для служащих Мне и мужественно до конца претерпевающих. И ты мужественно соверши свой подвиг, как начал: ибо, перенесши в сей жизни немного страданий, ты будешь вечно пребывать в жизни нескончаемой. Пробудившись от сна, Андрей пришел к мысли, что виденная им первая пища — горькая прообразует терпение в здешнем мире, а последняя — сладкая — жизнь вечную. После сего господин Андрея в продолжение четырех месяцев держал его при себе, а затем отпустил на свободу. Притворяясь лишенным разума, Андрей стал бегать по улицам. Он ходил по городу «терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых [тот, которого] весь мир не был достоин» (Евр.11:37–38). Одни надругались над ним, как над безумным, другие прогоняли его от себя, гнушаясь им, как псом смердящим, иные же считали его за одержимого бесом, а малолетние отроки глумились и били блаженного. Он же все претерпевал и молился об оскорблявших его. Если кто из милостивых нищелюбцев подавал Андрею милостыню, он принимал ее, но отдавал другим нищим. Впрочем, он раздавал так, чтобы никто не знал, что он подает милостыню; сердясь на нищих и как бы желая их побить, он как юродивый бросал им в лицо деньгами, которые держал в руках, а нищие их подбирали. Иногда по трое суток не вкушал он хлеба, иногда же голодал и целую неделю, а если не находилось никого, кто бы подал ему ломоть хлеба, то он проводил без пищи и вторую неделю. Одеждою Андрею служило никуда негодное рубище, едва прикрывавшее телесную его наготу. Уподобляясь во всем святому Симеону, Христа ради юродивому [ 5 ], он днем бегал по улицам, а ночью пребывал на молитве. Живя в столь обширном городе, среди многочисленного населения, он не имел «где главы приклонити». Нищие прогоняли его от своих шалашей, а богачи не пускали на дворы жилищ своих. Когда же ему необходимо было уснуть и несколько успокоить свое измученное тело, он искал мусора, где лежат собаки, и располагался между ними. Но и псы не подпускали к себе раба Божия. Одни кусая отгоняли его от себя, другие же убегали от него сами. Никогда не засыпал он под кровлею, но всегда на холоде и зное, валяясь как Лазарь в гноище и грязи, попираемый людьми и животными. Так страдал добровольный мученик и так смеялся над всем миром юродивый: «потому что немудрое Божие премудрее человеков»  [ 6 ] (1 Кор.1:25). И вселилась в него благодать Святого Духа, и он получил дар прозорливости, ибо он стал прозревать помыслы людей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

  Кондак, глас 1: От художества волшебного обратився богомудре к познанию божественному, показался еси миру врачь мудрейший, исцеления даруя чествующым тя, Киприане со Иустиною: с нею же молися человеколюбцу Владыце, спасти душы наша. Житие святого Андрея, Христа ради юродивого В царствование греческого императора Льва Великого — Мудрого [ 1 ], сына императора Василия Македонянина [ 2 ], жил в Константинополе некий муж, по имени Феогност. Он купил множество рабов, в числе коих находился один отрок, славянин родом, по имени Андрей [ 3 ]. Сей отрок был прекрасен собою и отличался добрым нравом. Феогност полюбил его больше других рабов, назначил его своим довереннейшим слугою и отдал его для обучения священным книгам. Изучив Священное Писание, Андрей часто ходил по церквам, молился Богу и читал священные книги. Однажды ночью, когда он стоял на молитве, злокозненный диавол, видя сие, позавидовал сему доброму делу и стал сильно ударять в двери той комнаты, где находился юноша. Андрей пришел в ужас, перестал молиться, поспешно лег на постель и оделся козлиною шкурою Увидав сие, сатана обрадовался и сказал другому диаволу: — Видишь ли ты сего юношу: недавно еще он вкушал бобы, а теперь вот он уже вооружается на нас! Проговорив сие, сатана исчез. Блаженный же от страха крепко уснул и во сне имел следующее видение. Ему казалось, будто он был на большой площади, по одну сторону которой стояло множество эфиопов, а по другую множество святых мужей в белых одеждах. Между обеими сторонами происходило как бы состязание и борьба. Эфиопы, имея на своей стороне одного черного исполина, с гордостью предлагали облеченным в белые одежды, чтобы те представили из своей среды такого борца, который был бы в силах бороться с их черным эфиопом, тысяченачальником их бесчисленного легиона. Черновидные эфиопы хвастались своей силой, но белоризцы ничего им не отвечали. Блаженный Андрей стоял там же и смотрел, желая узнать, кто решится вступить в борьбу с сим страшным противником. И вот он увидал спустившегося с высоты прекрасного юношу, который держал в руках три венца: один из них был украшен чистым золотом и драгоценными камнями, другой крупным, блестящим жемчугом, а третий — наибольший из венков — сплетен был из неувядаемых белых и красных цветов и ветвей Божия рая. Сии венцы были столь чудной красоты, что ее и ум человеческий не может постигнуть, и нельзя описать ее на языке человеческом. Увидав сие, Андрей помыслил, как бы ему получить хотя бы один из тех трех венцов. Подойдя к явившемуся юноше, он сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вскоре патриарх посвятил его в диакона, и премудрость всегда, яко река, текла из уст человека Божьего. Те, которые издевались прежде над его невежеством, теперь почитали за счастье быть его учениками. «Насладися Господеви, и даст ти прошение сердца твоего», – сказал царь и пророк. Любезные дети! Если хотите просветить разум ваш в познание истины, то просите помощи небесной. «Просите, и дастся вам». Если ваши молитвы будут подобны молитвам святого песнопевца Романа, то будет светлость Господа Бога нашего на вас, и дела рук ваших исправите. Змий сребролюбия Один старец был набожен и строг в жизни, но, к несчастью, поработился духу сребролюбия. Он жил близ торжища, будто для того, чтобы народ, каждый день собираясь туда, имел вблизи наставника и отца духовного, а на самом деле для того, чтобы посетители, возвращаясь с торжища, приходили к нему всегда не с пустыми руками. Святой Андрей, Христа ради юродивый 243 , идучи однажды мимо сребролюбца, увидел по откровению Божьему, что страшный змий обвился вокруг его шеи. Прозорливец остановился и смотрел с изумлением, а чернец, думая, что он, будучи одним из нищих, ожидает милостыни, сказал: «Бог даст!» Святой Андрей отступил на несколько шагов и увидел над ним воздушную надпись: «Змий сребролюбия – корень всякому беззаконию». Соболезнуя о погибели брата, Андрей хотел было удалиться, но едва обратился вспять, как увидел двух юношей, спорящих между собой: один был чёрен, с очами мутными и свирепыми, а другой прекрасен, как свет небесный; первый утверждал, что старец принадлежит ему, ибо не Богу, а ему работает; но другой говорил, что этот старец, будучи смирен и кроток, пребывая в постничестве и молитвах, Божий слуга есть. Так препирались они, как вдруг раздался глас небесный к светоносному юноше: «Ты не имеешь части в старце: оставь его», – и Ангел мгновенно удалился. Удивлённый Андрей от жалости заплакал и пошёл в путь свой. Но сердце Андрея – в глазах человеческих юродивого, а в очах Божьих мудрого Андрея – не могло быть спокойно: желая обратить несчастного старца к истине, он через некоторое время опять пошёл мимо торжища и, увидев старца, взял за руку. «Раб Божий! – смотря пристально, сказал он. – Выслушай без гнева меня, раба твоего. Ах! Я весьма сокрушаюсь о тебе и не могу без ужаса помыслить, что ты, прежде этого друг Божий, ныне сделался слугой вражеским. Душа твоя имела крылья, как Серафим; зачем неприязненному духу дал обрезать оные? Ты имел образ ангельский; зачем восхотел быть тёмнообразен? Зачем подружился со змием сребролюбия и греешь его на лоне твоём? Зачем собираешь сокровища? Неужели с ними погребён будешь? Неусыпно собирая сребренники от детей духовных и увеселяясь ими, ты собираешь на главу твою все их преступления. Как же с таким бременем предстанешь Страшному Суду Христову?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Когда наступил вечер, тать отвалил камень от гроба и вошел в него. Взяв верхнюю одежду и «всю многоценную утварь», он хотел уйти, но подумал: «Хорош и хитон, сниму и его», и снял. И, оставив тело нагое, хотел уже выйти, как умершая как бы проснулась и ударила его по лицу, и он ослеп. Ослепленный тать с этого времени начал просить милостыню и, поминая святого Андрея, не переставал дивиться, что тот предузнал все, что случилось с ним. Одна благочестивая женщина Варвара с ужасом однажды увидела блаженного Андрея, ходящего на торжище среди народа и блиставшего, подобно столпу огненному, между тем, как некоторые несмысленные толкали его, а другие били; многие же, смотря на него, говорили: «Неистов человек сей и погубил свой ум». Бесы же, шедшие за ним, в образе эфиопов, говорили: «Не дай Бог другого подобного на земле; никто так не изжег сердца наши, как сей, который не хочет работать господину своему, но, сделавшись юродивым, ругается всему миру. Видя же жена, что эфиопы замечали людей, бьющих святого, говорила себе: «Безумны биющие его, ибо за это осуждены будут в день смерти». Слышав это, блаженный Андрей, подобно пламени, устремившись на демонов, гневно говорил им: «Вы не должны замечать биющих меня, ибо я молюсь за них Владыке моему, да не вменит им греха сего, который творят они по неведению». Когда святый говорил это, отверзлось небо и слетел белоснежный голубь с масличною ветвью в устах и сказал святому: «Прими ветвь сию, посланную тебе из рая Господом Вседержителем, в знак благодати Своей; ибо ты милостив и человеколюбив, как и Сам Он милостив: прощаешь биющих тебя и молишься за них, чтобы это не вменилось им в грех». Несли богатого мертвеца к могиле; похороны были великолепные. Но Андрей видит в воздухе сотни злых духов, радующихся мертвецу как своей добыче. «За что попался бедный во власть демонов?» – думал с горестью Андрей. «Он был, – говорил Ангел Андрею, – человек «зело грешен и лют вельми в своем житии, прелюбодей и содомлянин, льстив и немилосерд, сребролюбец, злопамятлив и мздоимец»… Несколько человек убил он тайно, человек жестокий, сладострастный и не знавший ничего святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И в измененном тексте говорится, что один Андрей увидел губителя, притом слово: увидел дважды повторяется и в первый раз вставлено со сказанием о Данииле столпнике. А что язва была в X веке, это подтверждается историком Георгием Кедриным. По свидетельству этого историка, в 928 году был действительно страшный мор в Царьграде. «В месяце декабре, пишет он, приводят Трифона монаха и рукополагают в патриарха. В том же месяце был несносный мороз, так что земля покрыта была льдом в продолжении 120 дней. За этим морозом последовала заразительная болезнь, свирепейшая всех прежде бывших, а от того такая смертность, что живых не доставало для выношения мертвых». Святый Трифон сделан патриархом в половине декабря 928 года. В житии святого Андрея говорится и о страшном морозе и о смертоносной язве, но раздельно. Сперва говорится о морозе. После первого знакомства святого Андрея с юношей Епифанием «настала жесточайшая зима и мороз весьма сильно сгустил воздух, так что всякая плоть оцепеневала. Все жилища наполнились снегом, потому что сильный северный ветр ниспроверг кровли не только высоких, но и низких зданий. Все бедные плачущие и стенающие взывали увы и, изнемогая от нужды и жестокого холода, поражались смертью , другие, засыпанные снегом, также умирали». Священник Никифор скорбел за Андрея, который, неизвестно где, скрылся, ибо он не имел одежды. Жестокость зимы продолжалась на многие дни. Сильнейший северный ветер дул в продолжение двух недель, и когда он перестал дуть, святый Андрей явился. На эти две недели он в одном месте приведен был светоносным юношей в сон по телу, как видно, подобный летаргическому, а душа его удостоена была видения рая. Потом в житии святого Андрея после описания видения им рая и после некоторых чудес, которые могли совершиться между жестокими днями зимы и мором, бывшим, конечно весной или летом, говорится и о море. Напротив, в житии преподобного Даниила ни в славянском, ни в греческом Метафрастовом ничего о море не говорится. Говорится, что в его время был в Константинополе страшный пожар.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

– На рубеже XIX-XX веков в России фальшивое юродство – те самые " юродствующие " , но не юродивые – расцвело бурным цветом. Дело в том, что некоторые из первых настоящих юродивых были признаны святыми, творили чудеса при жизни и после смерти. И это в конце концов привело к тому, что среди простого населения стало возникать уважение и едва ли не практика почитания людей, поведение которых лишь отчасти напоминало образ жизни юродивых. Все это провоцировало разных маргиналов гоняться за быстрой славой и за щедрыми подаяниями – и для этого выдавать себя за юродивых, а обыватели стали принимать за настоящих юродивых обыкновенных душевнобольных. – В Византии юродивыми чаще всего были монахи. В России – миряне. Чем это можно объяснить? – Не думаю, что нужно разделять так уж категорично. Один из самых известных византийских юродивых – святой Андрей Константинопольский – был мирянином, а среди русских юродивых можно найти монахов – святой Феофил Киевский и несколько сестер Дивеевского монастыря. В целом же распорядок общежительного монашества не очень сочетается с той формой подвижничества, которую предполагает юродство, то есть полностью независимое существование. Поэтому нет ничего удивительного, что среди юродивых больше мирян, чем монахов. – Люди рационалистических взглядов считают юродивых психически больными или слабоумными. Есть ли своя правда в таком подходе? – Учитывая, что юродивые действительно бывают похожи на сумасшедших, стороннему наблюдателю и даже проницательному психиатру будет сложно отличить их от душевнобольных. Но разница между юродивым и психом как раз в том, что юродивый – не псих. Духовники юродивых, их близкие и просто те, кто незаметно наблюдали за ними, – все говорили о том, что в личном общении юродивые ведут себя совершенно нормально. Вся ценность юродства заключается в том, что люди становятся такими добровольно и свободно. В то же время, если анализировать поведение некоторых юродивых, оно покажется внешне иррациональным. Но если обратить внимание на контекст – на конкретную ситуацию, в которой говорит и действует юродивый, станет видно, что все здесь совершенно разумно и продуманно: его слова, на первый взгляд бессвязные, и его действия, на первый взгляд бессмысленные, на самом деле адресованы конкретному человеку, который в этот момент перед ним находится, – и этот человек может " расшифровать " в словах и действиях юродивого прямой ответ на свой внутренний вопрос. В этом – громадное отличие юродивого от просто душевнобольного, который полностью замкнут на себе и чьи поступки не могут иметь никакого смысла для других.

http://religare.ru/2_94935_1_21.html

Так как жизнь его беспечная была всем известна, то и думали, что он будет мучиться, беспокоиться. Но что же увидели? Беспечный монах умирал смертью праведника – умирал весело, покойно. Все дивились, изумлялись и приступили к умирающему с просьбой: «Скажи нам, брат наш, отчего ты так покойно и весело умираешь, несмотря на то, что ты всю жизнь провел во всяком небрежении?». Больной, укрепленный благодатной силой Христа, встает и говорит: «Честные отцы, я мою жизнь провел в небрежении, и недавно Ангелы Божии приносили рукописание моих грехов, которых очень много, и, прочитав, спросили меня: помнишь ли ты эти грехи? Помню, отвечал я; но вспомните и вы слова Господа Иисуса Христа: не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и простится вам. А я, с того самого дня, как отрекся от мира и постригся, не осудил ни одного человека, не питал ни к кому злобы, всем и все прощал: да исполнятся же на мне слова моего Господа! Не успел я сказать это, как Ангелы тотчас раздрали рукописание моих грехов. Вот оттого я теперь так спокойно и так весело умираю. Мне все прощено, потому что я всем и всех прощал». Сказав это, больной лег на одр свой и почил в мире сном вечным. (Из поуч. прот. Р. Путятина ). VII. Однажды св. Андрей, Христа ради юродивый, ходил посреди народа на торговой площади, находившейся у башни, которую построил император св. Константин Равноапостольный. Тут была и некоторая жена, по имени Варвара. Она, по действию Духа Божия, пришла в исступление и увидела, что блаж. Андрей ходит посреди многолюдства, подобно огненному блистающему столпу. Одни толкали его пинками, другие били; многие, смотря на него, говорили: «Этот человек не принадлежит себе; он сошел с ума! Не желаем такого состояния и врагам нашим». За Андреем ходили бесы в образе черных эфиопов и говорили между собою: «Не дай Бог другого такого на земле: никто не изжег сердец наших так, как этот, притворившийся сумасшедшим по нежеланию служить господину своему; теперь он издевается над всем миром». Варвара видела, что эфиопы налагали знаки на тех, которые били святого, и говорили друг другу: «По крайней мере, служит нам утешением то, что его бьют без милости; бьющие угодника Божия, без всякой на то причины, будут осуждены за это в час кончины их, и нет им спасения».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это подтверждается случаемъ изъ жизни св. юродиваго Андрея. Однажды онъ видлъ во сн такое между дьяволами и ангелами происходили супостаты съ гордостью вызывали ангеловъ выслать противъ нихъ борца для того, чтобы сразиться съ ихъ борцомъ. Изъ среды ангеловъ отдлился прекрасный юноша съ тремя внцами, изъ которыхъ одинъ былъ чистаго золота и украшенъ дорогими камнями, другой – жемчужный, а – массивне тхъ, отъ всякаго цвта червлена и бла, и отъ рая исплетенъ, и неувядаемый никогдаже " . Очень желая одинъ изъ дорогихъ внковъ, св. Андрей обратился къ ангелу съ вопросомъ: за сколько и какъ онъ можетъ купить внецъ. Ангелъ отвтилъ ему, что и за вс богатства невозможно внца, и только за борьбу съ супостатомъ можно получить вс три внца. Св. Андрей выступилъ на борьбу съ супостатомъ и посл долгой и упорной борьбы, наконецъ, побдилъ его. Прекрасный юноша, вручая св. Андрею три внца, сказалъ ему: „Ступай с миром! с сего времени ты будешь нашим другом и братом. Иди же на подвиг добродетели: будь нагим и юродивым ради Меня, и ты явишься в день Моего царствия причастником многих благ… С того времени он сделался Христа ради юродивым. " [CLIII] . Вотъ первый Моментъ св. юродивыхъ на трудный подвигъ. Въ самомъ дл, подвигъ нравственнаго совершенства, по св. отцевъ, начинается борьбою съ лукавымъ искусителемъ, по примру Христа Спасителя, и каждый подвижникъ подвергается коварнымъ исконнаго цль которыхъ всегда одна и та же при всемъ – удалить человка отъ Богу и воспламенить въ немъ грховныя похоти [CLIV] . Поэтому то, нравственная дятельность естественно и принимаетъ характеръ борьбы или брани [CLV] . злого искусителя подобны заразительнымъ носящимся въ воздух. и начало этой борьбы лежитъ въ падшемъ естеств человка и открывается внутри его борьбою плоти съ духомъ, смени прирожденнаго всмъ грха съ сменемъ новой благодатной жизни, или ветхаго человка съ новымъ [CLVI] . А потому и первымъ въ этой брани съ человкомъ служитъ тотъ же въ человческомъ естеств грхъ; это та, прирожденная человку склонность къ злу, которая обнаруживается съ первымъ естественныхъ силъ человка, возгорается пламенемъ похотей въ юности, отвердваетъ въ вид постоянныхъ страстей въ лтахъ мужества и сопровождаетъ его до гроба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

«Один высокообразованный христианин, говорит в своей проповеди высокопреосвященный Никанор, архиепископ одесский, рассказал про своего брата, офицера, следующее: «брат его ехал с товарищем домой с вечерней пирушки в одном экипаже. Приехал и вошел в свою квартиру, а товарищ поехал дальше в свою квартиру. Входит брат в кабинет, сопровождаемый денщиком и собакою. В кабинете видит: за его письменным столом, к ним спиною, сидит его товарищ, с которым он только что сию минуту расстался. Денщик говорит: «вот и не заметил, как они вошли»... Даже собака обнаружила признаки, что видит стороннего человека. Брат заглядывает в лицо сидящему и видит ужасное мертвенное лицо товарища... В ту же минуту слуга товарища прибежал доложить, что «барин сию минуту воротился домой и умер»... Один кавказец сидел ночью у себя в квартире и читал книгу. Поднимает глаза и видит против себя в углу туман. Машет рукою, чтобы туман рассеять. Но из тумана выделяется светлая фигура его невесты, которая была в эту минуту далеко в России. Тот невольно падает перед тенью на колени. Невеста кладет ему венок на голову и исчезает в тумане. Он долго чувствовал на голове тот круг, к которому прикоснулся венок. Идет сейчас же к своим родителям и рассказывает о видении. Записали день и час; оказалось, что в этот день его невеста умерла. (Извлеч. из слова Никанора, арх. херсонск.; сн. «Паст. соб.» за 1887 год). 6. Видение райских обителей св. Андреем Христа ради юродивым (Из Пролога). Святой Андрей, Христа ради юродивый, был так угоден и любезен Богу, что однажды восхищен был до третьего неба. Случилось это так. В Царьграде, где жил св. Андрей (в X в. по Р. Хр.), была однажды жестокая зима. Целые две недели был сильнейший мороз, многие дома полны были снегу, холодный северный ветер был так силен, что разрушались и падали высокие здания, от бури и ветра ломались деревья, птицы от недостатка пищи и холода падали мертвыми на землю. Тогда все нищие и убогие были в великой беде и в несчастии; они плакали, стонали и тряслись от мороза, а многие от холода и голода и умирали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Он был совершенно нестижателен, так что, когда что-нибудь приносили ему в дар, он обыкновенно говорил: «возьмите отсюда свое; оставьте нас Христу Богу нашему; пусть заботится о нас Тот, Которым сказал; «работающие Ми возвеселятся» ( Ис. 65, 13. 14 ). И руки наши могут питать нас; они будут нам в осукдение, если будем жить чужими трудами». Услышав о добродетельной жизни этого подвижника, царь призвал его к себе, долго беседовал и дал денег на нужды обители. Игумен на этот раз, к сожалению, нарушил обычные правила своей нестяжательности: он принял деньги и с того времени сделался любостяжательным. Он купил волов, ослов и нанял работников, чтобы обогащаться. И вот, приводят к нему, по обыкновению, бесноватого. Старец сказал бесу: «изыди из создания Божия». Но бес отвечал ему: «я теперь не слушаю тебя, – от того, что ты стал одним из наших; отложил ты печаль, яже по Бозе, и подчинился житейской суете, – потомуты неимеешь надо мною никакой власти». (Прол. 20 окт.). и) 3мий сребролюбия. Жил один старец, который был набожен и строг в жизни; но, к несчастию, он заразился духом сребролюбия. Он жил близ одного торгового места, будто для того, чтоб народ, каждый день собиралась туда, имел вблизи наставника и отца духовного, а в самом деле для того, чтобы посетители, возвращаясь с торжища, приходили к нему не с пустыми руками. Св. Андрей, Христа ради юродивый 85 , однажды идя мимо сребролюбца, увидел – по откровению Божию, – что страшный змий обвился вкруг его шеи. Прозорливец остановился и смотрел с изумлением; а чернец, думая, что он, будучи одним из нищих, ожидает милостыни, сказал: «Бог дасть!». Святой Андрей на несколько шагов отступил и увидел над ним воздушную надпись: «змий сребролюбия – корень всякого беззакония». Соболезнуя о погибели брата, Андрей хотел было удалиться, но едва обратился вспять, как увидел двух юношей, между собою споривших: один был черен, с очами мутными и свирепыми, а другой прекрасен, как свет небесный; первый утверждал, что старец принадлежит ему: ибо, как второй идолослужитель, не Богу, а ему работает; но другой говорил, что этот старец, будучи смирен и кроток, пребывая в постничестве и молитвах, Божий слуга есть...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010