В X–XI веках в Скандинавии появляются кресты-тельники с изображением распятого Иисуса. Традиция появления изделий с так называемым грубым изображением Христа, по справедливому заявлению В. В. Седова, уходит в Центральную Европу 273 . В Скандинавии таких предметов обнаружено довольно большое количество. Их наиболее полный свод представлен в монографиях Й, Стаекера и П. Пурхонен 274 . Надо сказать, что практически каждый такой крестик с Распятием представляет своеобразное произведение декоративно-прикладного искусства. Тем не менее, учитывая характер данной работы, я вынужден подойти и к этому материалу дифференцированно, отослав заинтересованного читателя к монографиям П. Пурхонен и особенно Й. Стаекера. Начну с характеристики изделий, выполненных предельно схематично и, если хотите, небрежно. Я остановлюсь на двух таких образцах, относящихся к X–XI векам. Бронзовый крестик из Глим выполнен по образцу «греческого» 275 . Оконтурен по периметру рельефным валиком (рис. 34). Всю лицевую площадь креста занимает схематично переданная фигурка распятого Иисуса. Над головой Спасителя столь же схематично изображён нимб. Крестик из Тулетрупа 276 (рис. 35) построен по аналогичной модели. Всю поверхность его лицевой стороны занимает схематично переданная фигура распятого Спасителя. Руки показаны в виде прямых планок, кисти рук художник не демонстрирует, что отличает этот образец от прочих. Так же схематично, но достаточно наглядно показана короткая туника Спасителя. Голова выполнена без демонстрации черт лица. Зато особенно подчеркнут нимб над головой Иисуса. Серебряный нательный крестик из Дании 277 также относится к рассматриваемому типу предметов, датируемых X–XI веками. Утрированно увеличены кисти рук распятого Спасителя (рис. 36). Штрихами показаны детали короткой одежды, на груди – косой (Андреевский) крест. Черты лика и нимб над головой переданы предельно условно. Серебряный крестик из Готланда 278 выполнен по модели «греческого» креста. Лопасти его слегка расширяются от средокрестия (рис. 37). Крестик по периметру оконтурен рельефным валиком, при этом дополнительно выделены углы лопастей. Всю лицевую часть изделия занимает фигура распятого Спасителя. Особое внимание мастер уделил показу развёрнутых кистей рук, складчатой короткополой одежды. Необычным является демонстрация лика с проработанными чертами, загнутые вверх усы и такая же «корона» на голове. На руках также нетипичный орнамент в виде завитков, а над головой Иисуса – крест.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

появился в христианстве в V в. Наиболее распространенные варианты такого К.: греческий (равносторонний), латинский (crux immissa) – не равносторонний, Potent (усиленный) – с перекладинами поперек каждого конца, Х – андреевский, ставропигальный – пятиконечный К., а также монограммный К. – хрисма (христограмма). Как варианты встречаются К. на ступенчатом основании – Голгофе, «Голгофский крест» (изображение известно с V в., а на византийских монетах – с последней четверти VI в.), а также К. над полумесяцем, где полумесяц символизирует евхаристическую чашу Причащения с Кровью Христовой, а в целом изображение напоминает якорь – знак надежды на Спасение. Позже других появился восьмиконечный К., ставший наиболее распространенным в православии. Его также называют Распятием. Верхняя перекладина такого К. обозначает табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которую приказал прибить римский прокуратор провинции Понтий Пилат. Средняя перекладина – для рук Христа, нижняя, косая, – для ног Распятого. Ее приподнятый конец указывает на небо, а другой, опущенный, – на ад. Крестный, крестная – см.: анадох, крещение. Крестовидный храм – тип византийского храма, появившийся уже в V в. и получивший свое название за характерную форму плана в виде равноконечного греческого креста, накрытого по центру конической крышей на барабане. Получил наибольшее распространение в VI-VII вв. Восточная оконечность креста обычно заканчивалась полукруглой или пятигранной алтарной апсидой. Слева и справа от нее пристраивали соответственно помещения разного неопределенного назначения, хранилища церковной утвари, баптистерий или мавзолей; с IX-X вв. эти помещения стали служить соответственно жертвенником и диакоником, где держали культовые сосуды, храмовые реликвии, церковные документы, одежды (ризы). В случае отсутствия алтаря К. х. выполнял функции мартирия или мемория. Крестово-купольный храм – архитектурный тип византийского храма, в ко – тором соединились две главные христианские символические формы – равноконечный крест и круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По замирении в мае месяце возвратился в Александроневскую Лавру. 26 августа, по удостоению Святейшего Синода, Всемилостивейше награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте «во внимание к примерному усердию и неустрашимости, с которыми, состоя при Крестовоздвиженской Общине, подавал духовную помощь раненым». 7 октября определен к церкви Мариинского Института, для исправления богослужений и всех других треб. В декабре месяце получил из Главного Штаба армии, через канцелярию С.-Петербургского митрополита, бронзовый крест на Владимирской ленте и таковую же медаль на Андреевской ленте за кампанию 1854–1855 гг. В 1857 г. 19 ноября снова отправился в Иерусалим на бессрочное пребывание, где и продолжал служить по-прежнему русским поклонникам. В 1860 г. 14 ноября начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, епископом Мелитопольским Кириллом, представлен к занятию иеромонашеского места при Миссии. В 1861 г. 14 апреля, указом Святейшего Синода определен штатным членом Миссии, получил золотой наперсный миссионерской крест 468 . В 1862 г. 29 августа награжден набедренником. В 1864 г. с назначением новых членов Д Миссии отчислен от нее и с 15 мая по-прежнему частным образом занимался служением русским поклонникам, по преимуществу живущим внутри Иерусалима. В 1877 г. указом Святейшего Синода от 10 декабря «во внимание к усердному и полезному служению, оказанному им как в пределах России, так и во время своего продолжительного пребывания в Иерусалиме», награжден от Святейшего Синода палицею. Тем же указом преподано ему благословение Святейшего Синода. В 1879 г. указом Святейшего Синода от 30 мая «за отличную усердную и полезную службу» возведен в звание соборного иеромонаха С.-Петербургской Александро- Невской Лавры. В 1882 г. 28 июня от Его Величества короля Сербии пожалован орденом «Такова» 4 степени, Высочайшее соизволение на принятие коего последовало в том же году. В 1882 г. 7 декабря Высочайше утвержденным Обществом для распространения Св Писания в России избран в заседании 29 ноября членом-сотрудником оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть Леонид Болотин Читательский рейтинг: 10407 Русский историк, журналист, общественный деятель. Родился 5 Декабря 1957 году в Ташкенте , в семье русского советского журналиста Евгения Михайловича Болотина (1929 - † 2006) и школьной учительницы Русского Языка и Литературы Ларисы Сергеевны Болотиной, урожденной Пархоменко (1928 - † 2000). Крещен 2 Ноября 1983 года в Андреевском соборе г. Ставрополя. С Августа 1968 года проживает в Москве. В 1974 году окончил среднюю школу 25 на Университетском проспекте. С малых лет увлекался отечественной историей и литературными опытами. Трудовую деятельность начал в Августе 1974 года грузчиком на овощебазе. С Октября 1974 года по Сентябрь 1975 года трудился рабочим по зданию Государственного Исторического Музея на Красной Площади. В 1980 году окончил факультет журналистики МГУ по специальностям «сотрудник газеты», «редактор». Дипломная работа была защищена с отличием на кафедре истории русской литературы и журналистики по теме «Советская историческая проза 1920-1930-х годов» (в центре исследования исторические романы, повести и рассказы репрессированного советского писателя, бывшего до революции поэтом-футуристом, Константина Аристарховича Большакова). Начиная с 1974 года публиковался в газетах «Вечерняя Москва», «Известия», «Неделя», «Комсомолец Узбекистана», «Комсомолец Заполярья», «Земщина», «Советская Россия», «День», «Завтра», «Наша Страна», «Русский Вестник», «Русь Православная», «Русь Державная», «Десятина», «Победа, победившая мip», «Мир вам!», в журналах и альманахах «Огонек», «Смена», «Польша», «Советский Красный Крест», «Новый Мир», «Детская Литература», «Царь-Колоколъ», «Сергиев Посад», «Держава», «Десница», «Россия Православная», «Наш Современник», «Братчина», «Московские Ведомости», «Православный Крест» и в ряде других периодических изданий. Некоторые материалы перепечатывались в первой половине 1990-х годов в русских эмигрантских периодических изданиях. В 1998-2009 годах постоянный автор и эпизодически нештатный редактор интернет-портала « Русская Линия », с 2009 года - «Русской Народной Линии», автор материалов на сайтах Информационно-исследовательской службы « Царское Дело », электронной газеты « Московские Ведомости »  и других православно-патриотических интернет-ресурсов, с Августа 2011 года активный блогер социальных сетей « Фейсбук », « ВКонтакте », « Одноклассники ».

http://ruskline.ru/author/b/bolotin_leon...

апостола и негодовавшего на мучителей. Св. Андрей убеждал народ не препятствовать его страданию, он бодро шел на место мучения, не переставая все время учить народ. Но вот он издали увидел приготовленный для него крест и радостно воскликнул: «Радуйся, о кресте, радуйся, телом Христовым освященный и членами Его, как драгоценным жемчугом, украшенный! Страшен ты был людям, пока не был распят на тебе Христос, теперь ты любезен нам, и мы с восторгом принимаем тебя. Знают верные, какое внутреннее веселие ты даруешь им, и какая награда приготовлена за тебя. Я смело и радостно иду к тебе, и ты с веселием прими меня: я ученик Того, Кто на тебе был распят, прими меня, который всегда любил тебя и желал тебя обнять. Ты, приобретший красоту и благолепие от членов Господних, всегда вожделенен для меня, всегда пламенно любим мною. Непрестанно я искал тебя, и только теперь, по желанию сердца моего, обретаю тебя. Возьми меня от людей и передай моему Учителю, пусть от тебя примет меня Тот, Кто тобою искупил меня!» Так в духовном восторге говорил св. апостол. Сняв с себя одежды, он отдал их мучителям. Распинатели привязали руки и ноги апостола веревками и так распяли его. Крест этот имел особую форму – буквы «X» – и называется поэтому Андреевским. Около креста собралось до 20 тысяч человек, и все до глубины души были возмущены поступком Егеата. Стоял тут и брат Егеата, Стратоклий, и он вместе с народом восклицал: «Несправедливо страдает этот святой муж!» Андрей же в продолжение двух дней учил собравшийся около него народ. Наконец негодование народа сильно возросло, и все громко восклицали: «Не должно страдать так святому человеку, учителю доброму, кроткому и премудрому. Надобно снять его со креста, ибо вот уже другой день, распятый, не перестает он учить людей правде!» Тогда Егеат, убоявшись народа, пошел сам снять Андрея со креста. «Для чего ты пришел, Егеат? – обратился к нему св. Андрей. – Если хочешь верить во Христа, то, как я обещал, отверзется тебе дверь благодати Христовой. Но если пришел ты только затем, чтобы снять меня со креста, то знай, что, пока я жив, не могу быть снятым с него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мельпомена – в мифах древних греков одна из муз – покровительница трагедии. Стреляный воробей (фр.). Одной из отличительных черт далеко не симпатичного характера Людовика, и притом чуть ли не самой неприятной чертой, было его презрение как к умственным способностям, так и к нравственным качествам представительниц прекрасного пола. – Примеч. автора. Синдик – почетная должность в средневековых городах Западной Европы; магистрат – городской совет, орган самоуправления города. Шелковые мануфактуры – крупные предприятия по производству шелковых тканей. Впервые были устроены во Франции по повелению Людobuka XI в городах Лионе и Туре. Шелковую нить добывают путем размотки коконов, которые заплетают шелковичные черви, питающиеся листьями тутового дерева. Kapл VI – король Франции в 1380–1422 гг., отец Карла VII, дед Людовика XI. Карл VI, прозванный Безумным, страдал психическим заболеванием, королевская власть при нем крайне ослабла, и Францию раздирала междоусобная борьба двух феодальных клик – «арманьяков» (сторонников герцога Орлеанского, фактически возглавленных графом д’Арманьяком) и «бургиньонов» (сторонников герцога Бургундского). Франция при Kapлe VI потерпела ряд поражений от англичан, которые совместно с бургундцами заняли значительную часть страны. Нож по-французски «couteau». Герольд – вестник или глашатай при феодальных дворах, распорядитель на рыцарских турнирах. Андреевский крест – косой белый крест на синем фоне, изображался на гербе и флагах Шотландии: согласно легенде, св. Андрей, считавшийся покровителем Шотландии, был распят на косом кресте. «Милость Божья» – кинжал, который приставляли к груди побежденного противника с предложением сдаться на милость победителя; двуручный меч – тяжелый и длинный меч, им сражались, держа рукоять двумя руками. Костыли или ходули употреблялись в Шотландии для переправы вброд через реки. Крестьяне близ Бордо также пользовались ими для ходьбы по окрестным песчаным равнинам, так называемым ландам. – Примеч. автора. Менестрель – странствующий народный певец.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

С этими словами Меченый поспешно вышел из комнаты, позабыв второпях расплатиться за выпитое вино – рассеянность, часто присущая людям такого склада. А сам хозяин, которого, вероятно, смутили перья, развевавшиеся на шляпе гостя, а может быть, его тяжелый меч, не осмелился напомнить о его забывчивости. Читатель, вероятно, думает, что, как только Дорвард остался один, он поспешил в свою башенку, в надежде еще раз насладиться звуками волшебной музыки, навеявшей на него поутру такие сладкие грезы. Но то была глава из поэмы, тогда как свидание с дядей открыло ему страницу действительной жизни, а жизнь подчас куда как не сладка! Размышления, вызванные разговором с дядей, так захватили юношу, что вытеснили из его головы все другие мысли, не говоря уж о нежных мечтах. Квентин решил пойти прогуляться по берегу быстрого Шера. Расспросив предварительно хозяина, по какой дороге можно пройти к речке, не боясь попасть невзначай в западню или в капкан, он отправился в путь, стараясь разобраться в путанице осаждавших его мыслей и остановиться на каком-нибудь решении, ибо свидание с дядей нисколько не рассеяло его сомнений. Kapл VI – король Франции в 1380–1422 гг., отец Карла VII, дед Людовика XI. Карл VI, прозванный Безумным, страдал психическим заболеванием, королевская власть при нем крайне ослабла, и Францию раздирала междоусобная борьба двух феодальных клик – «арманьяков» (сторонников герцога Орлеанского, фактически возглавленных графом д’Арманьяком) и «бургиньонов» (сторонников герцога Бургундского). Франция при Kapлe VI потерпела ряд поражений от англичан, которые совместно с бургундцами заняли значительную часть страны. Нож по-французски «couteau». Герольд – вестник или глашатай при феодальных дворах, распорядитель на рыцарских турнирах. Андреевский крест – косой белый крест на синем фоне, изображался на гербе и флагах Шотландии: согласно легенде, св. Андрей, считавшийся покровителем Шотландии, был распят на косом кресте. «Милость Божья» – кинжал, который приставляли к груди побежденного противника с предложением сдаться на милость победителя; двуручный меч – тяжелый и длинный меч, им сражались, держа рукоять двумя руками.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

Понятно, что в таком же значении распространяется буква t и в катакомбах. Далее мы встречаем разные усложненные формы крестного знамения. Во II в. уже известна та же самая t, но вот с таким прибавлением. Это r – ро – вторая буква имени Христа. Здесь, видимо, имеет место некоторое иносказание. Затем в катакомбах появляются изображения Христа в виде якоря, причем по сторонам якоря изображаются рыбки. В частности, в катакомбах Прискиллы изображается якорь, который имеет очень большое значение для русской ставрографии, потому что известная форма креста с полумесяцем внизу есть не что иное, как стилизованное изображение якоря. Такой крест – в виде якоря – существовал с III в. и по крайней мере до XVII в. Истолкование символики такого креста известно нам как символ спасения, символ корабля у св. Мартина Турского. Далее нарастает число самых разнообразных форм креста, которые представляют собой монограммы имени Спасителя. Затем появляется изображение, в котором андреевский крест пересекается вдоль, и здесь изображаются такие маленькие якоря. Или вот изображение с альфой и омегой – a и w. Далее показываются различные усложненные изображения с крестом и буквой r . Суть в том, что для ранних христиан было несомненно, что в священном имени Спасителя заключается тайна Его страдания и тайна Искупления. Поэтому они и стремились открыть эту тайну в начертании первых букв Его святого имени. Мы видим, как велика и глубока была вера ранних христиан, которые во всем, что было связано со Спасителем, видели Его подлинную святость. Некоторые из этих форм имеют точную датировку. Скажем такой знак точно датирован 355 г. – это уже IV в. Несколько слов надо сказать и о распространении изображений самого Распятия. Когда появляются распятия? Если сам знак креста прослеживается, как мы видим, до первой трети II в., т. е. эпохи апостольских мужей, то дошедшие до нас памятники распятия относятся к несколько более позднему времени. Из них самое древнее – середины II в. – представляет собой карикатуру на христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonoved...

Немая земляная насыпь и безмолвный крест не скажут вам о Иване Босом ничего более; но больше скажут вам о нем те живые личности, которые не замедлят прийти к могиле, у которой вы стоите. Вот идет какая-то женщина-старушка. Подошла к могиле, перекрестилась несколько раз, набожно поцеловала крест с одной и с другой стороны и икону Усекновения. За нею подошли другая, потом третья, еще несколько все из мещанского сословия, в возрасте от 30 до 60 лет. Некоторые из подошедших женщин только крестятся, а некоторые бьют земные поклоны и целуют могильную насыпь. Вы снова смотрите по направлению к могильной насыпи, и вам покажется, что она сделалась такою приглаженною от того, что набожные женщины, часто опираясь на нее своими руками, целуют ее землю. – Кто такой был Иван Босой, спрашиваете вы у набожных женщин? – Это был юродивый и прозорливый странник, отвечают вам набожные женщины. Странствовал он всегда босыми ногами и летом, и зимой. Принимая милостыню, он сберегал ее только до ближайшей субботы, чтобы можно было устроить обед для любимых им странников и нищих, а не то и прямо раздавал ее тем же самим нищим. Больше он молчал, чем говорил; но, если обращался кто к нему за наставлением, он наставлял обращавшего покаянию и жизни благочестивой. Придет, бывало, к нему кто-нибудь: Иван Босой тотчас назовет его по имени, хотя бы в первый раз его видел, узнает, что побудило его прийти к нему, и предложит наставления и советы. Помогал угодник Божий и в болезнях, и будущую судьбу человека предсказывал. Отпуская приходящих, он давал им на благословение маленькие кипарисные крестики или другое что, смотря по тому какая судьба, ждала отпускаемого. А иногда и ничего не давал. Это в том случае, если приходивший к нему был человек злой, лукавый и приходил не за наставлением, но чтобы искусить подвижника. Зная душу человека, он узнавал подобных людей и, вместо наставления и кипарисного крестика, бывало накричит на них и выгонит поленом, или палкой из своей кельи. Он жил под Андреевской церковью в одном из находящихся там помещений, – там и умер. И нужно было видеть, какое множество народа приходило к нему, когда он лежал в церкви: видны были на нем, на груди его, тяжелые, толстые, лоснившиеся от давнего употребления вериги, которые носил подвижник в своей жизни, и – какое множество провожало его на кладбище....

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

В. Саулкин: Мой православный друг сказал одному священнику, когда их загоняли в ПЦУ, ну пойдете, будете служить, но только без благодати, а потом может Господь простит. Хотите, служите без благодати, что же делать. Хочу вспомнить, с чего начинался Майдан. Многие не помнят. А начинался он с того, что бесноватая феминистка из движения " фемен " спилила поклонный Крест на Андреевском спуске. И после этого начался Майдан. Я тогда дежурил в Храме Христа Спасителя, в то время в Москву привезли с Афона святыню,  Дары Волхвов привезли. С. Моисеев:  Помню, и мы приходили. В. Саулкин: В Москве по 25 часов люди стояли, чтобы поклониться святыне, сам это видел своими глазами. Видел молитвенное состояние людей. Потом попал в госпиталь, а ко мне приехал алтарник, который сопровождал Дары Волхвов в Киев. Я спрашивал, как там происходит.  В то время бесновался Майдан. Почти нет очереди,  чтобы поклониться святыне, самая большая – до середины храма. Но при этом бесноватых в этой очереди больше, чем за сутки в Москве они видели. Было ясно, что Майдан – это самое настоящее беснование. И сразу после победы Майдана они бросились не во владения Януковича золотые батоны искать, но первым делом они отправились в Киево-Печерскую Лавру. Там православные встали стеной. Как вы думаете, зачем эти люди, одержимые ненавистью, как они говорят, к " московским попам " и " Московской Церкви " , отправились в Киево-Печерскую Лавру? Явно не для поклонения святыням. Надо понимать, с кем воюют на Украине бойцы народных республик и Российской армии. Воюют не с православием. С. Моисеев: Духовная брань идет. Война имеет духовное измерение. Я ее называю Третья Отечественная. Она началась в 2014 году, просто в разных формах все происходит. Кого-то пока эта война даже не коснулась. Но человек, как бы ни старался, не может уклониться от нравственного выбора, ему рано или поздно придется с ним столкнуться. Страусиная политика не пройдет. Вопрос слушателя:  Не в последнюю очередь наши победы в борьбе с внешним врагом произойдут после одоления стервятников внутри страны, которые уже всю кровь впили из нас за последние 30 лет. Они проникли во все сферы государства. Песня «Священная война» Лебедева и Александрова должна так начинаться:  вставай, страна огромная, вставай на смертный бой, с нечистой силой темною, с расчеловеченной ордой. Ласкательные имена надо отложить в сторону, бандера, нацисты - не русского духа все. Этот бывший министр культуры отличился на нашей родине, когда выпускал фильм на налоговые деньги, который хулил нашего святого государя императора и его семью.

http://radonezh.ru/2022/05/17/da-pobede

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010