Кроме пап особый крест имеют кардиналы Римо-Католической Церкви, так называемый кардинальский или лотарингский (шестиконечный). Эти кресты употребляются кардиналами и являются отличиями их сана. В России известен так называемый крест Андреевский. Имеющий форму буквы “Х.” На кресте такой формы был распят, по преданию святой Апостол Андрей Первозванный, побывавший с апостольской проповедью на Киевских горах. Греческий крест изменялся на своей родине, изменялся и на Руси. Изменение состояло в том, что концы его немного утолщались и закруглялись, а нижняя часть удлинялась. Такой формы крест ставили на куполах храмов, на иконостасах, за престолом, клали на престолы. Этот изменённый греческий крест употребляется в православных странах. Весной 1938 года в Геркулануме, находящемся у подошвы вулкана Везувия и залитом лавой во время извержения вулкана, в августе 79 года по Р.Х., одновременно с городом Помпеей, на стене маленькой комнаты, расположенной на верхнем этаже одного из самых лучших домов найден выдавленный в стене и обведённый красками, довольно большой крест, размером 60Х45 см. Эта находка свидетельствует о том, что уже очень рано начал употребляться Христианский крест. Древняя Русь приняла Христианство от греков, а вместе с религией взяла и греческую форму креста. Но с древнейших времён начал вырабатываться у нас особой формы крест, отличный от греческого и латинского – крест восьмиконечный. С течением времени этот восьмиконечный крест распространился по всей России и стал как бы русским национальным крестом. Купола храмов в России венчались этим крестом. Его ставили на облачениях на престоле, на аналои, на столики, а также на престольных Евангелиях и многих других священных предметах. Этой формы крест встречается всюду, где только живут русские православные люди. Украинцы (малороссы) считают его своим народным крестом. У греков, болгар и сербов этого креста нет. У них крест греческий. Идея восьмиконечного креста родилась на фоне древнейшего христианского предания, повествующего, что Крест Христов состоял из трёх древ: кипариса, певга (сосны) и кедра.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

В XXI в. в Скандинавии и в Северной Европе появляются нательные кресты со схематично переданной фигурой распятого Иисуса (рис.16), а изображения некоторых из них становятся более схематичными (рис. 17) и примитивными, по сравнению с им предшествующим (рис.18). Но в то же время параллельно вместе с ними в Европе XXI вв. по-прежнему бытуют образцы простейших форм крестов без каких-либо изображений, а также с усложнением и вычурности формы и орнаментации (рис. 19, 20). Рис. 19. Крест из Бондерупа (Дания). XI в. Рис. 20. Крест из Норсборгсгердса. XI в. Примечательно, например, что на золотом крестике XII века (хранится в Национальном музее Копенгагена) в особо выделенном квадрате изображён Андреевский крест (рис. 21). Абсолютные аналоги данного изделия, изготовленные из бронзы и серебра, были известны на Руси в XII-XIII веках и в Скандинавии. Рис. 21. Крест из Национального музея. Рис. 22. Крест из 197 погребения могильника Хавор. XI-XII века. Рис. 23. Крест из Блэкста. XI-XII века. А в XII в. мода на кресты-тельники с Распятием в Скандинавии вообще проходит, и они могли, например, как и прежде украшаться циркульным орнаментом (рис. 22), или же в углах их средокрестия делались округлые выемки (рис. 23) или же углы средокрестия, как и его центр были выделены рельефными окружностями (рис. 24) или же округлые лопасти креста, как и средокрестие оформлялись в виде медальонов (рис. 25) (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 116–117). Рис. 24. Крест их Йоханнисхуса. XI-XII века. Рис. 25. Крест из Гарде. XI-XII века В XIII-XIV веках продолжается развитие выше обозначенных тенденций в иконографии креста. Как пример можно указать на кресты конца XIV века из клада у деревни Ай-Василь (Крым): на лицевой стороне одного из них изображение Богоматери Одигитрии с младенцем на руках, а на обороте – Распятие (рис. 26). А на другом кресте изображения размещены в обратном порядке (Молодин В. И. Европейские кресты-тельники. С. 123–124). Рис. 26. Крест из клада у дер. Ай-Василь. XIV в. Рис. 27. Рис. 28. Рис. 29. Рис. 30.

http://azbyka.ru/krest-bez-raspjatija-si...

СИМВОЛЫ Сопротивлению нужны символы. Нужно что-то простое, что вдохновляет и объединяет всех, что служит явным знаком отличия. И для вас это явно не жовто-блакитный флаг. Сейчас сопротивление использует георгиевские ленточки, флаги Красной Армии, российские флаги... То есть единый символ отсутствует, а красные и российские флаги вызывают явную и ненужную сейчас ассоциацию с сепаратизмом. Да и не все ваши соратники имеют, к примеру, просоветские взгляды; а вам сейчас не нужны лишние распри. Значит, хорошо бы подобрать что-то другое. Но придумывать ничего не надо! Флагом Новороссии может стать флаг Черноморского казачьего войска (оригинальный или чуть-чуть изменённый) - синий Андреевский крест на белой полоске и малиновом фоне (его можно сменить и на красный). Здесь и традиционные славянские цвета (синий, белый красный), и ассоциация с Черноморским флотом и вообще русской традицией (Андреевский крест), и даже отсылка к советскому красному флагу. При этом он не похож ни на российский, ни на советский, и даже на собственно Андреевский флаг русского флота не очень похож, вполне самостоятельный и красивый флаг. Идею флага можно посмотреть по ссылке , там же и идея для герба. Но, повторюсь, важнее символов, важнее оружия - идеи. Идеи, способные поднять и увлечь людей. У майдановцев, кстати, такие идеи есть, и за них они шли под пули! Поэтому перечитайте ещё раз мой раздел «Идеи» в начале. Не нравятся - сформулируйте свои, но чёткие, ясные, близкие тем, кого вы хотите поднять на борьбу. РАЗ О РОССИИ Россия - это не Путин. Россия - это русские. Путин, может быть, поможет, а может быть, и нет. Многое зависит от вас. Русские помогут. Да и белорусы, наверное, тоже. Обращайтесь, налаживайте связь. Но помните: мы не можем сделать за вас вашу работу. Да и мы не идеальны, многие из нас зажрались и обленились, многие - эгоисты, которые только и могут, что насмехаться над «этими тупыми хохлами» (даже если эти «хохлы» - такие же русские, которым просто не повезло оказаться на Украине) или костерить их за «предательство в 1991 году» (словно сами не были столь же оболванены пропагандой в то время). Но такие - не все.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/02/25/my...

Прихожане Андреевского собора посетили форт " Красная горка " июня 2019 Группа прихожан Андреевского собора 21 июня совершила велопутешествие на форт " Красная горка " . Пять человек на велосипедах преодолели 145 километров, сопровождал их протоиерей Андрей Битюков , а на форте встречали прихожане, приехавшие на машинах. Сотрудник музея провел экскурсию по мемориальному комплексу " Красная горка " . Группа побывала на руинах храма святой Марии Магдалины. Для фортов того времени храм - редкое явление: высокое строение неизбежно становилось точкой наведения для вражеской артиллерии. Но рядом с фортом находится воинское кладбище, и при нем в начале ХХ века построили храм. От него остался фундамент, на месте которого установлен поклонный крест. При раскопках находили остатки предметов церковного обихода. Настоятель Никольского храма в Лебяжьем протоиерей Александр Михеев подарил музею икону равноапостольной Марии Магдалины в надежде, что храм когда-нибудь будет восстановлен. " Мы продолжили традиции историко-краеведческих экскурсий, - рассказал протоиерей Андрей Битюков корреспонденту ИА " Вода живая. - Спортивный компонент в таких экскурсиях непременно присутствует, важно преодоление препятствий и смирение - ведь человек, пускаясь в путешествие, полагается на волю Божию. Посещение форта - это долг памяти. Мы совершили его в канун Дня памяти и скорби - во время войны гарнизон форта остановил наступление немцев. Кроме того, форт пережил антибольшевистское восстание, которое было подавлено. Посещение форта интересно для детей: в музее хранится оружие, боевая техника, все можно трогать, везде залезать. Играя, они приобщаются к истории " . Форт " Красная горка " строился в 1910-1915 годах. В марте 1917-го форт восстал, офицеры и священник были расстреляны. 450 анархически настроенных матросов решили заминировать укрепление, а с подходом немцев - взорвать. Но немцы до форта не дошли, а 19 августа 1918 года во время грозы молния попала в минный кабель, и часть форта взлетела на воздух (окончательно он был разминирован только в 2012 году). В июне 1919 года форт снова восстал - уже против большевиков. Поддержали моряков соседи из фортов " Обручев " и " Серая лошадь " . В том же году к форту продвигались эстонцы - союзники Юденича, но были остановлены силами Красной Армии. В годы Великой Отечественной войны форт находился в центре Ораниенбаумского плацдарма, который советские войска постоянно удерживали, создавая напряжение в немецком тылу и контролируя часть акватории. Благодаря морякам исторический комплекс Ораниенбаума почти не пострадал.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Применительно к Союзу ДНР и ЛНР была запущена новая символическая трактовка цветов предложенного триколора: чёрный цвет - шахты Донбасса, жёлтый - золотые поля Луганщины, белый - чистота идей и помыслов. По прошествии двух с половинойлет очевидно, что, несмотря на вышеперечисленные доводы в пользу бело-жёлто-чёрного флага, и попытки его популяризации, этот флаг как был, так и остался символом крайне малоизвестным и слабо соотносящимся с современным понятием «Новороссия». А значит, навязывание перевернутой «имперки» в качестве государственного флага Новороссии было действием явно искусственным и носившим политический подтекст. Рискнем предположить, что причина такого неоднозначного выбора заключалась в том, что алый стяг с Андреевским крестом к июлю 2014 г. слишком плотно ассоциировался с деятельностью общественно-политического движения «Партия Новороссия» и его лидером Павлом Губаревым, которые в то время наиболее системно и результативно продвигали «новороссийскую идеологию». Это не могло не восприниматься Олегом Царевым и связанными с ним группами, как потенциальная политическая угроза. Поскольку совершенно игнорировать народную популярность флага с Андреевским крестом было невозможно, то Конкурсная комиссия предложила принять его в качестве боевого знамени. Воинское знамя Новороссии 21 августа 2014 г. в Донецке после длительного перерыва прошло третье, и как потом оказалось, последнее, пленарное заседание Парламента Новороссии. Основным вопросом повестки дня стал идеологический законопроект «О государственном флаге и военном знамени Новороссии». Зная о том, что общественное мнение по проекту государственного флага неоднозначно и бело-жёлто-чёрный триколор не имеет достаточной поддержки, Председатель Парламента, сославшись на просьбу представителей Луганска, снял эту редакцию проекта закона с голосования. Но вместе с тем О. Царев внес в повестку дня новый законопроект «О Воинском знамени Вооруженных Сил Новороссии», который был принят единогласно. В соответствии с законом Воинское (боевое) знамя Новороссии являлось официальным государственным символом. Согласно описанию знамени, изложенному в Статье 1, оно представляло собой «прямоугольное красное полотнище с двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест, называемый Андреевским». Впечатление от принятого закона было двояким. С одной стороны -народный флаг Новороссии стал официальным государственным символом на территории конфедерации ДНР и ЛНР, с другой - можно было предположить, что еще последуют попытки протянуть перевернутую «имперку» в качестве государственного флага (эти опасения оказались излишними и единственным официально утвержденным государственным символом Новороссии так и осталось Воинское знамя ВСН).

http://ruskline.ru/analitika/2017/06/27/...

Самым неприемлемым в христианском учении была для него проповедь о распятии Спасителя, ведь эта мучительная и позорная казнь была оставлена для самых закоренелых преступников из низших слоев общества. Как можно поклоняться Распятому?! В ответ на это апостол подробно рассказал Эгеату об истории сотворения мира и грехопадения, о земной жизни Спасителя и значении крестной смерти и призвал его самого разделить веру христиан, чтобы «обрести собственную душу». Тот рассмеялся: «Не хочешь ли ты убедить меня, что я мертв?» С его точки зрения, только безумец мог во все это верить, и, чтобы оспорить веру апостола, он стал угрожать, что подвергнет его самого крестной смерти. Цена проповеди была действительно высока, но апостол был готов ее заплатить. Андрей был брошен в тюрьму в ожидании скорой казни, и толпы народа собрались около нее, готовые на бунт, чтобы освободить невиновного страдальца. Он проповедовал им, уговаривая не препятствовать тому, что должно произойти, потому что временные страдания приведут его к вечной славе. И, в конце концов, он ведь сам согласился когда-то пойти за Агнцем… Для казни апостола Андрея был выбран косой крест в форме буквы Х (почему такой крест и называется теперь Андреевским), а чтобы его мучения были более продолжительными, Эгеат велел не прибивать, а привязать его руки и ноги. «О крест, освященный моим Господом и Владыкою, приветствую тебя, образ ужаса, ты, после того как Он умер на тебе, сделался знаком радости и любви!» — с такими словами апостол взошел на этот крест. Два дня провисел он на нем до своей кончины, два дня он разговаривал со стоявшим вокруг народом… Фото: ТАСС/kremlin.ru   Память апостола Андрея празднуется 30 ноября по старому, 13 декабря — по новому стилю. Давнее предание о проповеди апостола на землях будущей Руси породило особое отношение к нему со стороны правителей Российской империи: орден Андрея Первозванного стал высшим орденом государства, а флаг с Андреевским крестом до сих пор осеняет военный флот России. Апостол Андрей Первозванный: иконы Молитвы Андрею Первозванному Тропарь апостолу Андрею Первозванному: Яко апостолов первозванный/и верховнаго сущий брат,/Владыце всех, Андрее, молися,/мир вселенней даровати//и душам нашим велию милость.

http://pravmir.ru/andrej-pervozvannyj/

Наконец прошел день, столь утомительный для Людовика, который должен был все время напрягать свои умственные силы, так как его положение требовало величайшей бдительности и внимания. Не менее труден был он и для герцога, принужденного сдерживать порывы своего бешеного нрава, к чему он совсем не привык. Но зато, как только Карл, распростившись с королем по всем правилам этикета, удалился в свои апартаменты, он дал полную волю гневу, который ему так долго пришлось подавлять, и, как сострил его шут ле Глорье, ливень самых отборных ругательств обрушился в этот вечер на голову тех, для кого он вовсе не был предназначен; приближенным герцога пришлось выдержать целую бурю, которая не могла разразиться по адресу царственного гостя даже в его отсутствие, но она бушевала в груди их господина с такой силой, что он должен был дать ей исход. Наконец шуту удалось разогнать тучи разными прибаутками и остротами; герцог принялся хохотать во все горло и бросил шуту золотой, после чего позволил себя раздеть, осушил огромный кубок вина с пряностями, лег в постель и крепко уснул. Гораздо более достоин внимания вечер, проведенный Людовиком, ибо грубые порывы необузданных страстей, являющиеся проявлением животной стороны человеческой природы, не могут заинтересовать нас так сильно, как деятельность глубокого и сильного ума. Блестящая свита из придворных герцога Карла проводила Людовика вплоть до помещения, отведенного ему в Пероннском замке; у входа в крепость сильная стража из стрелков и других воинов отдала ему честь. Когда он сошел с коня, чтобы пройти по подъемному мосту, переброшенному через необыкновенно широкий и глубокий ров, он взглянул на часовых и сказал, обращаясь к де Комину, сопровождавшему его вместе с другими бургундскими рыцарями: – И они тоже носят андреевский крест, только не такой, как у моих стрелков. – Но они так же готовы умереть, защищая ваше величество, – ответил де Комин, от чуткого уха которого не ускользнул оттенок беспокойства, прозвучавший в этих словах. – Они носят андреевский крест на золотой цепи ордена Золотого Руна, возглавляемого герцогом Бургундским, моим государем.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

При совершении казни на этом кресте, на столб, вкопанный в землю или другим способом прочно поставленный в вертикальном положении, накладывали сверху поперечный брус, имевший на обоих концах одинаковую длину, к этим концам прикрепляли руки осужденного на смерть. Тело распинаемого при этом висело вдоль вертикального столба; для большей устойчивости тела к этому столбу прикрепляли и ноги распятого. Эта форма креста у римлян получила название crux commissa — крест связанный. Второй вид креста, так называемый crux decussata — крест сбитый, образовался из двух брусьев одинаковой длины, соединявшихся вместе на средине своей под прямым углом. В начертании своем он похож на букву X. На месте казни вкапывали в землю два конца такого креста на столько, чтобы он мог прочно стоять; затем руки и ноги осужденного протягивали и прикрепляли на всех четырех концах его. Этот вид креста у нас известен под именем Андреевского креста, так как, по преданию, на таком кресте был распят св. апостол Андрей Первозванный. Третий вид креста был известен у римлян под названием crux immissa — крест вбитый. Этот крест составлялся из двух брусьев неравной длины — одного длинней, другого короче. К вертикальному, более длинному брусу поперечно прикреплялся на некотором расстоянии от его верхнего конца брус более короткий — горизонтальный. В начертании он имеет форму †. При распятии руки осужденного прикреплялись к концам горизонтальной перекладины, а ноги, соединенные вместе, прикреплялись к нижнему концу горизонтального длинного бруса. Для того же, чтобы тело распятого имело больше опоры на кресте и своей тяжестью не оторвало рук от гвоздей, посредине вертикального столба приделывался еще один небольшой брус или деревянный гвоздь, который по форме своей напоминает рог. Он должен был служить как бы седалищем для распятого, чем и объясняются выражения «сидеть на остром кресте» (acuta cruce sedere), «воссесть на крест» (cruce inequitare), «почить на кресте» (cruce requiscere) и проч.    Именно на таком кресте — четырехконечном (crux immissa) был распят наш Спаситель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Составляя предмет настоятельной заботы всего русского общества – духовенства, художников и образованных классов, церковная живопись в последнее время сделалась предметом особенного внимания: со стороны учрежденного ради этой цели в 1901 г. в С.-Петербурге Комитета Попечительства о русской живописи, находящегося под Высочайшим покровительством Государя Императора 34 . Целью и задачею Комитета служили: открытие иконописных школ, устройство артелей из опытных мастеров для росписи храмов, издание руководств и пособий для иконописцев, открытие иконных лавок, музеев и устройство выставок. 40. Значение икон Св. иконы потому с древних времен употребляются в церкви, что они имеют большое воспитательное значение. Они лучше и живее напоминают молящимся об изображенных лицах и заставляют молящихся поразмыслить об их делах и наставлениях. Как при посредстве обыкновенной карточки люди надолго запечатлевают черты близкого или великого лица и, затем, смотря на них, невольно воскрешают в своем сознании и духовный их облик, так и верующие христиане при посредстве кисти художника изображают священные лики Господа и Святых, и тем оживляют в уме и сердце всю их Святую жизнь. В соединении с художественным изображением Спасителя на иконах словесное Его изображение в Евангелии может дать более живое и наглядное о Нем воспоминание. Иконы освящаются Св. водою и положенными молитвами. 41. Почитание Креста Помимо Св. икон украшением наших храмов является Св. Крест с изображением на нем Распятого Иисуса Христа. Крест сам по себе имеет значение символа, и символическим, переносным характером запечатлено было первоначальное его изображение и почитание. Вследствие священного значения для христиан креста ( Гал. 3:1 ; Филипп. 2:8; 1Кор. 1:17–19 и др.) почитание его началось уже в первые века христианства. Во II и III веке почитание Креста сделалось настолько общераспространенным, что язычники называли христиан «крестопоклонниками». Предохраняя свою святыню от осквернения язычниками, древние христиане удерживались от изображения креста в прямом виде на общественных памятниках и даже в катакомбах; но изображали крест по преимуществу в частной жизни (на домашней утвари, лампах, книгах, перстнях и т. п.), а также прибегли к монограммам имени Иисуса Христа и креста. Древнейшею монограммой является буква Х, означающая как Христа, так и крест Его. В третьем веке к этой монограмме присоединяется еще буква И; затем появились еще новые осложнения, получились различные монограммы (см. рис. 214б, л. 52). Только с IV века постепенно крест освобождается от монограммной оболочки, теряет свою символическую окраску и приближается к современному своему изображению. Формы изображения креста напоминали то букву Т, то форму равноконечную, то форму буквы Х (Андреевский крест).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Самое раннее христианское изображение креста найдено в Пальмире (Сирия) и датируется апрелем 134 г. по Р.Х. Этот крест имеет форму такую . Такое изображение креста обнаружено в надписи, весьма известной среди специалистов, которая звучит так: “Тому, имя Которого благословенно в вечности. Сделано [...?], сыном [Неси?], сыном [Сайды], сыном [Барока] ради благословения ему и его детям в месяце нисане года 447”. Это надгробный памятник иудео-христианского происхождения, принадлежащий христианам из евреев. Крест здесь изображен дважды: после надписи, затем в нижней строке – перед датой. Начертание креста и его расположение вызвало полемику среди ученых: не является ли этот знак просто лишь знаком пунктуации, а не символом креста? Но возобладало мнение, что пунктуация здесь не при чем. Могу адресовать вас к статье на эту тему в словаре христианской археологии и литургики Каброля, т. 3, часть2, Париж 1914 г. Этот словарь на французском языке. Примерно в это же время, в середине II в., мы встречаем изображение креста в римских катакомбах – в катакомбе Люцины, в латинской надписи, которая означает “Руфине [почившей] – мир”. Это крест простейшей формы, нам с вами хорошо знакомый. Впервые встречаемый крест в Пальмирской надписи имеет название андреевского креста (в России) или же бургундского креста (на Западе). Восьмиконечный, так называемый греческий крест – не единственный во второй половине II в. В катакомбе Домитиллы мы его встречаем, и затем в катакомбе Прискиллы мы встречаем надписи с такими же крестами. В катакомбе Прискиллы довольно своеобразная монограмма, которая представляет интерес с точки зрения учения о Троице. Здесь изображен тройной крест. Возможно предположение, не отражает ли такое своеобразное начертание креста учения о Троице. Но это гипотеза. Раньше, чем в середине II в., мы изображений христианского креста не знаем. В III в. число изображений креста растет. Опять же в катакомбах Домитиллы встречается довольно своеобразное надгробие с надписью “Виктория” (это латинское имя).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonoved...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010