В годы Крымской войны (1854–55 гг.) о. Евгений каждую неделю ездил в один из трех портовых городов, где находились сотни русских военнопленных – Плимут (более 350 км от Лондона), Льюис и Ширнесс (оба ок. 90 км от Лондона) (илл. 3.10–3.12). Он не только заботился об духовных нуждах пленных, но и много хлопотал о них перед местными властями. В Плимуте он устроил походную часовню, где за богослужением пели два хора из пленных россиян. Великие княжны и принц Ольденбургский переводили о. Евгению значительные денежные пожертвования для раздачи нуждающимся в помощи (илл. 3.13–3.14). Не сторонился о. Евгений и опасности. Приехав в разгар эпидемии холеры в Лиссабон чтобы крестить внучку тамошнего российского посланника, он исповедовал и причастил его служанку, умиравшую от холеры, и похоронил ее. 3.10. Корабль-тюрьма «Девоншир» в порту Ширнесс, сент. 1854 года 3.11–3.12. Русские военнопленные на корабле-тюрьме «Девоншир» в порту Ширнесс, сент. 1854 года 3.13. Письмо о переводе пожертвования на нужды военнопленных 3.14. Письмо военнопленного Ф. Костикова прот. Евгению 3.15. Дж. М. Нил посвятил свой труд «История ПравославнойВосточной Церкви» Императору Николаю I 3.16. Страница тома, посвященного православному богослужению 3.17. «История Ферраро-Флорентийского собора» ИванаОстроумова в переводе сына о. Евгения Попова Василия, в будущем настоятеля Посольской церкви Протоиерей Евгений имел обширные связи в английском обществе, в особенности среди ученых англикан. Он был одним из главных консультантов англиканского священника Джона Мэйзона Нила, который много лет трудился над многотомной «Историей Православной Восточной Церкви» (илл. 3.15–3.16). В предисловии к изданию благодарный автор говорит об «отзывчивости, с которой он принимался отвечать на любой мой вопрос... У меня собралось по крайней мере пятьдесят его писем с ответами, иные на четырех-пяти листах, полных сведений по заданному вопросу». О. Евгений печатал статьи и заметки в российских журналах духовного направления, в частности о возможности соединения с англиканами (его вывод в последнем случае – отрицательный). Впервые русская церковная общественность знакомилась с религиозной жизнью Англии глазами доброжелательного православного очевидца. В церковном архиве сохранилась его обширная докладная записка с предложениями о церковно-политическом урегулировании положения Константинопольского Патриархата, терпевшего притеснения от Османского правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сторонников кальвинизма, распространившегося в 30-40-х гг. XVI в. в Англии, не удовлетворял умеренный характер церковной реформы. Восшествие на престол кор. Эдуарда VI (1547-1553) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации Церкви Англии. Были отменены «Шесть статей», сняты ограничения на чтение Библии и создана комиссия для выработки англикан. символа веры. В 1547 г. под ред. Т. Кранмера была издана Книга гомилий (см. Гомилиарии ), сыгравшая важную роль в истории англикан. богословия. Важнейшим шагом в англ. Реформации стало издание Книги общих молитв (1549, 2-я редакция - 1552), окончательно закреплявшей признание только 2 таинств и трактовку символического характера Евхаристии. Введение Книги общих молитв сопровождалось «Актами о единообразии» , унифицировавшими литургическую практику англиканства. В 1552 г. комиссия Кранмера завершила работу над 42 статьями, утвержденными Эдуардом VI в качестве офиц. вероисповедания А. Ц., однако смерть короля и восшествие на престол Марии Тюдор (1553-1558) прервали развитие англ. Реформации. Ее правление было отмечено восстановлением католичества, возрождением монашеских орденов, реституцией церковных земель, преследованием протестантов и эмиграцией многих из них в Германию и Швейцарию. С восшествием на престол королевы Елизаветы I (1558-1603) А. Ц. была восстановлена. Были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей» - изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время, а также издана новая Книга гомилий (1571). Выработка доктринальных положений велась в острой полемике между сторонниками умеренной гос. А. Ц. в том виде, в к-ром она существовала при Генрихе VIII и Эдуарде VI (Р. Хукер , Р. Бэнкрофт , М. Паркер , Дж. Джоуэл , Дж. Уитгифт ), и богословами, попавшими в годы эмиграции под сильное влияние кальвинизма и видевшими идеал церковного устройства в независимых кальвинист. общинах (Дж. Нокс , К. Гудмен , Э. Гриндал , У. Траверс , Т. Картрайт ). При Елизавете I был окончательно сформирован компромиссный доктринальный облик А.

http://pravenc.ru/text/115120.html

к. «Тридцать девять статей» имеют более выраженный протестант. характер. Основным источником вероучения в А. Ц. является Свящ. Писание. Оно «содержит все необходимое для спасения, так что то, чего нельзя прочесть в нем, или что не может быть доказано посредством него, того нельзя требовать от кого-либо, чтобы он веровал в него, как в статью веры, или чтобы оно считалось и требовалось, как необходимое для спасения» («Тридцать девять статей», ст. 6). Учение о Свящ. Предании как таковое в «Тридцати девяти статьях» не содержится, однако в ст. 34 говорится о «преданиях Церкви», под к-рыми подразумеваются разные литургические обычаи, но основным критерием их правильности служит «не противоречие Слову Божию». Англиканство не отрицает совершенно авторитета Предания, но ограничивает его первыми 5 веками христианства и постановлениями первых 4 Всел. Соборов. Безусловными признаются 3 Символа веры: Никео-Цареградский, т. н. Апостольский и Афанасиев на том основании, что «они могут быть доказаны самыми верными ручательствами Свящ. Писания». Согласно канонам и постановлениям Генерального синода, доктрина Церкви Англии основывается на Свящ. Писании и на том учении древних отцов и Соборов Церкви, к-рое согласуется с Писанием. Принципиальным положением англикан. вероучения является необходимость проповеди и совершения таинств на национальном языке (ст. 24). А. Ц. придерживается учения о Св. Троице, но в соответствии с католич. традицией признается исхождение Св. Духа и «от Сына» (Filioque) (ст. 5). А. Ц. не имеет серьезных отступлений в христологии от правосл. учения. Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек, пострадавший, распятый, умерший во искупление первородного и «всех действительных грехов людей» (ст. 2), сошедший во Ад (ст. 3) и воскресший (ст. 4). Англикан. учение о спасении представляет собой протестант. доктрину solo fide (оправдания «только верой») и исходит из того, что люди оправдываются перед Богом исключительно «заслугами Иисуса Христа через веру» (ст. 11) .

http://pravenc.ru/text/115120.html

Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая и нежная сила. Это – идея-фикс фашизма, она обыгрывается непрерывно. Вся механика пропаганды представляется как соблазнение и доведение до исступления («фанатизация») женщины. Здесь – опора на первый главный в учении Зигмунда Фрейда сексуальный инстинкт, Эрос (в психоанализе слово «инстинкт» имеет иной, нежели в физиологии, смысл; это не безусловный рефлекс, а влечение). Кстати, сам Фрейд был, видимо, восхищён новаторством фашистской пропаганды и в 1933 г. подарил Муссолини свою книгу, назвав его в посвящении «Героем Культуры» 667 . А вскоре на Фрейда посыпались удары красно-коричневых. Красные : «Реакционное и метафизическое учение Фрейда о человеческой психике встретило энергичный отпор в СССР со стороны психологов-марксистов» 668 . Коричневые : фрейдизм – еврейская, глубоко реакционная теория. (Нам не нужен безродный космополит Зигмунд, нам арийского Зигфрида подавай!) Прошли годы, и история всё рассудила по-своему. В Вене одна из площадей до Первой мировой войны называлась в честь Франца-Иосифа; после аншлюса 1938 г. была переименована в честь Германа Геринга; ныне она носит имя Зигмунда Фрейда... ... «Красные фашисты» в советской России боролись не только против Православной Церкви, но «лягали» и Римско-католическую. Шло массовое закрытие не только православных храмов, но и костёлов. В июне 1922 г. было произведено вскрытие мощей католического святого Андрея Боболи в Полоцке 669 . Хотя умер он в 1657 г., его останки были практически в первозданном виде – до 1917 г. – выставлены для поклонения верующим. Изъятые мощи были перевезены в Москву и находились на выставке как «мумифицированный экспонат». Позже его тело вернули, и теперь мощи покоятся в варшавском костёле. На протяжении всего 1923 г. папа Пий XI неоднократно выступал в защиту священнослужителей в России, осуждённых большевистским судом. Как подчёркивал Н.И. Бухарин в газете «Правда», «спасайте Тихона», сделалось лозунгом международной политики. Под давлением мирового общественного мнения, прежде всего благодаря настойчивым усилиям предстоятелей инославных Церквей, – Католической и Англиканской, гражданская власть отказалась от замысла повторить с патриархом Тихоном то же, что было сделано с митрополитом Вениамином. Весной 1923 г. патриарх, которому грозил расстрел, был неожиданно освобождён из-под стражи. Условием этого освобождения было заявление патриарха об изменении отношения к советской власти с «враждебного» на лояльное.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

16) От бывшего Румынского Министра Путей Сообщения инженера Панагиота Донича – его книга: Calendarul bisiricei de resarit in stil vechiu si stil nou. Craiova. 1898. 17) От Императорского Московского Археологического Общества – его издания: а) Древности. Труды славянской комиссии, том 2. Москва, 1898. б) Древности. Труды археографической комиссия, тома 1-го выпуск 2-й. Москва, 1898. 18) От ордин. профессора Академии В.А. Соколова – его книга: Иерархия англиканской епископальной церкви. Сергиев посад, 1897. Пять экземпляров. 19) От неизвестного чрез ордин. профессора Академии И.И. Цветкова – The holy Bible. Cambridge, 1841. 20) От экстраординарн. профессора Академии А.И. Шостьина – его брошюра: Нравственно-воспитательное значение музыки, по воззрениям Платона и Аристотеля. Сергиев посад, 1898. 21) От редакции Богословского Вестника 37 названий журналов за 1897 и 1898 гг. и 43 названия книг и брошюр. 22) От Ректора Императорского Томского Университета – Известия Университета, кн. 14-я, и брошюра: Очерк учения о преступнике с точки зрения уголовно-антропологической. 23) От бывшего библиотекаря Академии, свящ. Н.А. Колосова – его брошюра: Русское православное духовенство в нашей светской литературе 96–98 гг. 24) От Ректора Холмской духовной семинарии Архим. Евлогия – его брошюра: О Св. Тихоне Задонском и его творениях. 25) От и д. доцента Академии С Смирнова – его книга: Древнерусский духовник, в 2-х экземпл. —309— 26) От экстраорд. профессора Академии А.И. Введенского – его книга: Письма о современном искусстве. 27) От бывшего студента I курса Академии В.Н. Львова – книги: a) Prof. F. Laurent. Etudes sur l’histoire de l’humanité, t. 1. Bruxelles, 1861. б) Prof. Max Müller. Essais sur la mythologie comparée, les traditions et les coutumes. Paris, 1873. в) E. Bournouf. Introduction a l’histoire du buddhisme indien. Paris, 1876 и г) Prof. Max. Müller. Nouvelles études de mytliologie. Paris. 1898». Определили: Благодарить жертвователей. IX . Записки профессоров и преподавателей Академии: А. Беляева , А. Голубцова , П. Тихомирова , С. Смирнова и библиотекаря Академии К. Попова о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Миротворческое служение Церкви в условиях гражданского конфликта включает и усилия по возвращению домой, к мирной жизни, тех, кто оказался в него вовлечен. Святейший Патриарх Кирилл принял деятельное участие в процессе обмена пленными. Особое значение имела состоявшаяся в конце 2017 г. его встреча с А.В. Захарченко, Л.И. Пасечником и В.В. Медведчуком, на которой были достигнуты окончательные договоренности между Киевом и Донбассом. В результате 27 декабря более 300 человек смогли вернуться в свои семьи. Особое беспокойство Святейшего Патриарха вызывают попытки со стороны определенных политических сил вмешиваться в вопросы внутренней жизни Украинской Православной Церкви, препятствовать регистрации ее общин, закрепить религиозную дискриминацию на законодательном уровне. Дважды Святейший Патриарх Кирилл (в мае 2017 г. и в декабре 2018 г. ) обращался к религиозным и государственным деятелям, лидерам межгосударственных организаций с призывом приложить все усилия для того, чтобы защитить епископат, духовенство и верующих Украинской Православной Церкви от дискриминации и давления со стороны украинских властей, отстоять закрепленную международным правом свободу совести и вероисповедания. Последнее обращение адресовано Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, главе Англиканского сообщества Архиепископу Кентерберийскому Джастину Уэлби, генеральному секретарю ООН, главам некоторых европейских государств (в том числе и к главам «Нормандской четверки»), генеральному секретарю Всемирного совета церквей и генеральному секретарю Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Святейший Патриарх Кирилл обратил их внимание на массовые случаи нарушений прав и свобод иерархов, духовенства и верующих Украинской Православной Церкви. «В последнее время, — констатирует Святейший Владыка, — вмешательство руководителей светского украинского государства в церковные дела приобрело характер грубого давления на епископат и клириков Украинской Православной Церкви, что позволяет говорить о начале полномасштабных гонений… Мы не знаем, какими будут следующие шаги властей Украины, на какие еще нарушения основополагающих и неотъемлемых прав человека и гражданина они могут решиться для достижения поставленной задачи в оставшееся до президентских выборов время.

http://patriarch.patriarchia.ru/ukrainsk...

Еп. Графтон прямо сознаётся в этом. Высказывая свои религиозные воззрения, он считает себя вправе говорить только за себя. «Что касается до меня лично», говорит он в беседах с русскими иерархами о пунктах веры – «я с ними во всём согласен».. «Я лично признаю семь таинств, семь вселенских соборов, пресуществление» и т. д. «Я лично», заявляет он, «к сожалению, могу говорить лишь за себя, а не за всех собратий моих – епископов нашей церкви в Америке».. «Ах! если бы все мои собратия – епископы моей церкви в Америке думали, как я! Тогда бы единение между нами установилось без затруднений и препятствий. Но не все они думают, как я» 10 . Если так, то епископа Графтона мы должны признать представителем и выразителем не американской епископальной церкви как определённого вероисповедания, а лишь известного, существующего в недрах этой церкви, направления, которое обычно именуется «кафолическим движением», имеет уже свою историю и, развиваясь всё более и более, насчитывает в настоящее время весьма значительное количество своих сторонников. Как искренний ревнитель этого направления и горячий приверженец идеи единения с православным востоком, епископ Графтон естественно склонен всё недостаточно определённое, не досказанное и не выясненное в вероучении своей церкви разъяснять в возможно более православном духе; а потому, вступая в сношения с нашей церковью, само собой разумеется, представил Российскому первоиерарху в дополнение к своей записке об особенностях американской церкви такие сочинения американских богословов, которые наиболее соответствовали его собственным воззрениям. Возможно ли при таких условиях исключительно на основании этих сочинений изображать вероисповедную систему американской епископальной церкви? Несомненным и наиболее точным выражением вероисповедной системы каждой церкви служат её символические книги. В церкви англиканской значением символических книг пользуются, как известно, члены веры (Articles of Religion) и книга общих молитв (The Book of Common prayer) с катехизисом и чином посвящений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

чрез служителей церкви, или как на такие установления, чрез которые осуществляются обучение, укрепление и созидание церкви Христовой” 488 .... Едва ли утверждается за священством значение таинства и во второй из символических книг англиканства – в The Book of Common Prayer. Правда, как мы уже видели, в Предисловии к чину совершения ординации, содержащемуся в упомянутой книге, говорится о том, что „согласно учению Св. Писания и древних писателей от времен апостольских существовали степени служителей церкви Христовой: епископов, пресвитеров и диаконов, всегда пользовавшихся таким почтительным отношением к ним, что ни один человек не отваживался исполнять какое-либо из них, если не был пред тем подвергнут наблюдению и испытанию и признан имеющим качества, необходимые для сего“... Правда, далее в чине хиротонии епископской, пресвитерской и диаконской читается коллекта: „Всемогущий Боже”, в которой содержится выражение, что Бог „по Своему смотрению установил различные степени служителей в Своей церкви”..., но эти выражения, как можно видеть, слишком общи, чтобы на основании их можно было сделать то заключение, что составители The Book of Common Prayer исповедуют учение о божественном установлении священства, в частности о божественном установлении трех степеней церковной иерархии, преемственно ведущих свое начало от апостолов. Указанные выражения по существу не отличаются от выражений, употребляемых при ординации церковных лиц и в лютеранском обществе, где между прочим говорится: „от самого Господа... установлено звание, которое проповедует спасение, звание духовное, действующее праведно, спасительно и свято. Это не такое служение Нового Завета, которое было бы действенно само по себе, оно действенно от Бога. Служащие в этом звании – посланники Христа, Бог действует в них, они носят на себе звание Божие“ 489 … Правда далее в чине ординации, содержащемся в The Book of Common Prayer, не раз возносится прошение об излиянии на посвящаемого благодати Св. Духа, но особенный характер этой благодати, как благодати иерархической, оттенен недостаточно, а потому и в данном случае напрашивается сравнение англиканской ординации с ординацией лютеранского общества, при совершении которой ординатор также обращается к Богу с такого рода прошением: „по Твоей божественной заповеди мы молимся Тебе, Боже, от всего сердца: даруй обильно Своего Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Духа и Его специальных семи даров: духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия и духа страха Божия 339 . Решая затем вопрос о том, кто может быть совершителем таинства миропомазания, представители американско-епископальной церкви склоняются более в сторону восточной, чем западной церкви. По их мнению, существующее в западной церкви требование, чтобы совершителем этого таинства был обязательно епископ, будучи несогласно с древней практикой, своим последствием имеет возникновение и другой неправильности при совершении указанного таинства – уничтожение непосредственной связи этого таинства с таинством крещения, каковая связь существовала в практике древней церкви и сохранилась в неповрежденности лишь в восточной церкви 340 . Возникновение на западе указанной неправильной практики – отделения таинства миропомазания от таинства крещения, по взгляду представителей американско – епископальной церкви, объясняется тем, что в большинстве диоцезов епископы неглижировали своими делами, а их ассистенты не всегда успевали совершать положенное по церковному ритуалу. При таких обстоятельствах многие крещенные христиане оставались долгое время без конфирмации и совершение ее относилось к более или менее позднему времени после крещения. Все-таки до XVI века, по взгляду богословов рассматриваемой нами церкви, было общим правилом на западе, чтобы дети получили конфирмацию после крещения настолько скоро, насколько это возможно для епископа. С же века в римской и англиканской церкви конфирмация была окончательно отделена от крещения 341 . Останавливаясь за сим на решении вопроса об отношении миропомазания к крещению, представители американско-епископальной церкви признают совершенно ошибочным такое решение его, разделяемое большинством современных англиканских богословов, по которому в таинстве крещения происходит лишь юридическое изменение отношений Бога к человеку, в таинстве же миропомазания изменение самого существа человеческой природы. Защитники этого мнения, ссылающиеся на некоторые места св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Фому), если признать мнение, что огонь чистилищный есть огонь геенский и следовательно чистилище мало отличается от геенны с ее временными наказаниями. Представляет ли из себя чистилище третье (особое) состояние или же является только состоянием определенных душ в аде (решить трудно), ясно лишь одно, что результат этих учений один и тот же и в теоретическом, и в практическом отношениях, каким бы именем ни называлось это место” 247 . Вообще же таким образом Персиваль прямо и решительно не отвергает учения о чистилище, хотя в тоже время далек от мысли признать состоятельность этого учения, принимая его лишь в самом смягченном виде. – Подобную же нерешительность в отрицании римско-католического учения о чистилище находим и у другого представителя американско-епископальной церкви – Стона. Признавая вселенским учением три основных пункта в учении о загробном состоянии людей, что а) некоторые из наиболее праведных по отходе в загробный мир не требуют для себя помощи, а значит, и наших молитв; что б) некоторым наиболее тяжким грешникам молитвы земных братий не могут оказать благотворного действия; что в) многим из тех, которые умерли с верою, но не принесли плодов достойных покаяния, молитвы живых должны оказать большую пользу в смысле улучшения их состояния, Стон признает довольно безразличным то, в каком виде это учение детально раскрывается в поместных церквах, в том ли виде, как оно излагается в римской церкви с ее учением о чистилище, или в том, как оно содержится восточною церковью, или даже в том, как оно раскрывается отдельными христианскими писателями: св. Иринеем Лионским , Мартенсеном и проч. Несомненной истиной, по взгляду Стона, следует признать лишь то, что „некоторые из находящихся по смерти в низшем состоянии способны к прогрессу, которому способствуют молитвы христиан, живущих на земле» 248 ... Сбивчивое и противоречивое отношение к учению о чистилище находим и у третьего богослова американско-епископальной церкви – у Хэлля. Он с одной стороны доказывает то положение, что время искуса (probation) и совершенствования кончается для человека в настоящей жизни и соответственно этому вполне соглашается с содержащимся в XXII члене англиканского исповедания отрицанием римского учения о чистилище, признавая это учение даже в смягченном виде лишь благочестивым мнением; с другой стороны он же, Хэлль, заявляет, что души верующих, не успевших принести плодов искреннего покаяния, должны вынести некое очищение (purification).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010