Дискуссии о правах религиозных меньшинств и о привилегиях Государственной церкви в английском обществе 1820-х гг. Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 21 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Историю называют учительницей жизни, и в отличие от философии она учит примерами. В этой статье читатель познакомится со спорами в английском обществе в первой трети XIX b. о предоставлении гражданского полноправия сектантам при сохранении привилегий национальной Церкви. Обращение к этой теме не случайно. На мой взгляд, этот период религиозной истории Англии может стать хорошей иллюстрацией к тем дискуссиям о правах религиозных меньшинств, которые сегодня волнуют Россию. В статье три действующих лица: государственная власть, национальная англиканская Церковь и религиозные меньшинства, прежде всего протестантские диссентеры и католики, которым именно в то время, в 1828 и 1829 гг., было предоставлено гражданское и политическое полноправие. Нетрудно представить, что такая расстановка сил напоминает в некоторой степени ситуацию в нашей стране. Спора нет: между Русской Православной Церковью и англиканством общего мало (хотя вспомним: англикане настаивают на том, что в их Церкви сохраняется апостольское преемство), и исторические обстоятельства совершенно разные. Но все-таки проблема одна и та же: Церковь и сектанство, их взаимоотношения.  Английские нонконформисты Англиканская Церковь была призвана стать оплотом христианской веры в Англии, была утверждена как государственная и занимала в обществе привилегированное положение 1 . Англичане относились к национальной Церкви с огромным уважением; как писала одна из ведущих газет, англиканская Церковь оградила англичан от идолопоклонства римокатоличества и фанатизма кальвинистов 2 . В 1828 г. во время бурной полемики о полноправии католиков журнал “Christian Remem­brancer” убеждал современников: “Сейчас модно говорить о лживой свободе мнения, которая подразумевает или полное равнодушие к спасительному учению и Евангельской истине, или отношение к Церкви как к всего лишь вспомогательному органу управления Кажется, наши сограждане совсем позабыли о том, что англиканская Церковь стоит у основания наших свободных и благородных учреждений, у истоков нашей цивилизации, образования, просвещения” 3 .

http://pravmir.ru/diskussii-o-pravah-rel...

1841 Не ранее 1841. Мнение о том, правильно ли поступил один из епископов российской церкви, отказав Палмеру, бывшему диакону англиканской церкви, в просьбе о принятии его к священнослужению и приобщению Святых Таин без присоединения к Православной Церкви: «Известный Палмер, бывший диакон англиканской церкви, в одно из своих первых посещений Петербурга, признав истину учений православной церкви в важнейших пунктах, предложил одному епископу российской церкви принять его к своему священнослужению и к приобщению Святых Таин, не требуя от него отделения от англиканской церкви. Палмер думал чрез сие начать соединение церквей. Епископ отвечал: какое же будет соединение, если будем вместе приобщаться – один истиннаго Тела Христова, как верует православная церковь , а другой, не отделяясь от англиканской церкви, следственно и от ея учения, будет приобщаться только воспоминательного символа или знака?» (Мнения. Т. III. С. 47). Из воспоминаний епископа Никодима (Казанцева): «Вильгельм Палмер, Английской Церкви Диякон, приехавши в Августе в С.-Петербург, написал Латинское письмо к Обер-Прокурору, котораго просил: дозволить ему изучить Богословию, Богослужение и обряды Русской Церкви и Русский язык. Просил даже дозволения служить с нами в сане Диякона. (Письмо это Протасов мне поручил перевести на Русский.) Палмером тогда все восхищались, и я был за него же. Но Митрополит Филарет, успевши уже его видеть и с ним беседовать, сегодня мне “выразил сомнение в искренности желаний Палмера”. Справедливо. Палмер отверг с презрением Православие, а сделался Католиком. Он теперь, кажется, в Риме. (О переходе его в Католичество писали недавно.) Так верен взгляд на людей Митрополита Филарета» (Казанцев. С. 70–71). 1 января. Резолюция на прошении единоверческого диакона об увольнении его от должности для определения в какой-либо монастырь по вдовству: «Надобно прежде выучиться неукоризненно вести себя в мире, чтобы оказаться способным к высшим монашеским подвигам» (Резолюции. Т. 4. С. 186. 9425).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Архив Пн Митрополит Волоколамский Иларион: Глава англикан готов отстаивать библейское понимание семьи 28 марта 2013 г. 16:53 В марте 2013 года был избран новый Папа Римский, а также новый глава Англиканской Церкви — интронизация архиепископа Кентерберийского Джастина Уэлби прошла 21 марта. Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , возглавивший делегацию Русской Православной Церкви на торжествах в Кентербери, в интервью РИА «Новости» рассказал о перспективах отношений Англиканской Церкви с Московским Патриархатом при новом главе Англиканской Церкви; о взаимодействии православных, протестантов и католиков в отстаивании традиционных представлений о христианской нравственности в Европе; о притеснении христиан в Сирии, Ираке и других странах Ближнего Востока и Африки. — Ваше Высокопреосвященство, новый архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается консерватором, в отличие от своего предшественника Роуэна Уильямса, десять лет возглавлявшего Англиканскую Церковь. Сплотит ли это христиан в отстаивании традиционных взглядов на брак (как союз мужчины и женщины), проблема усыновления детей однополыми парами, священство, клонирование, эвтаназия и другие вопросы, вызывающие в последние годы острые общественные дискуссии, особенно в Европе? Увеличиваются ли шансы сторонников традиционных духовно-нравственных ценностей на победу в этой дискуссии и ее законодательное закрепление, или постепенное поражение в противостоянии с секулярным миром неизбежно? — Новый глава Англиканской Церкви архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби считается традиционалистом в вопросах морали. На мой прямой вопрос об отношении Церкви Англии к однополым союзам, заданный в присутствии представителей Поместных Православных Церквей, прибывших на его интронизацию, он ответил: «Позиция Церкви Англии по вопросу брака совершенно однозначна. Это записано в наших канонах, и недавно мы вновь подтвердили, что брак есть пожизненный союз мужчины и женщины. При этом в нашем обществе мы как христиане признаем абсолютную ценность человеческой личности, сотворенной Богом. Мы не можем признать иные союзы, кроме брака, но мы, как и Спаситель по Своей благодати и милости, совершаем миссию среди людей, в их немощах. В пастырском служении мы стараемся являть любовь Христову людям таким, какие они есть. Однако мое личное убеждение неизменно: брак — это пожизненный союз мужчины и женщины».

http://patriarchia.ru/db/text/2875675.ht...

Англиканский священник перешел в православие марта 2018 Англиканский священник Мартин Реймонд Дадли 24 марта в Хельсинки перешел в православие. Чин перехода в Православную Церковь в качестве мирянина совершил настоятель храма святителя Николая Московского Патриархата в Хельсинки протоиерей Николай Воскобойников в сослужении председателя епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерея Александра Дягилева . 25 марта Мартин Дадли впервые причастился за Божественной литургией из рук протоиерея Александра Дягилева. Ектении и возгласы на богослужении отец Александр возглашал на английском языке, поскольку имел опыт служения в Сурожской епархии в 2006-2007 годах. В проповеди отец Александр отметил символичность того, что Мартин Дадли перешел в православие и впервые причастился в день памяти преподобной Марии Египетской, давшей образ деятельного покаяния, связанного с полным отвержением прошлой жизни, а также в день памяти святителя Григория Двоеслова. Он напомнил эпизод из жития святителя: увидев на невольничьем рынке красивых светловолосых рабов, он спросил, откуда они, и, получив ответ, что это язычники из племени англов, ответил: " Это не англы, это ангелы " . Святитель намеревался отправиться миссионером в страну англов, но неожиданно был избран Папой Римским и не смог осуществить мечту. Тогда он отправил в Британию, проповедовать англам, саксам и ютам своего друга святителя Августина, ставшего первым архиепископом Кентерберийским. И доныне святитель продолжает миссию через молитвы к Небесному Отцу, и христиане Великобритании, особенно православные, считают его своим небесным покровителем. Мартин Дадли был известен как традиционалист, сторонник сближения Англиканской Церкви с Православной и Римо-Католической. Многие годы он был настоятелем храма святого апостола Варфоломея в самом центре Лондона, в Сити, построенного в 1123 году. Отец Мартин изучал и реконструировал древние богослужебные чины, использовал древние распевы, часто служил на латыни, в старинных облачениях, что нехарактерно для современной Англиканской Церкви. Тем не менее, на его службы съезжались люди со всего Лондона и даже из окрестностей. Отец Мартин был членом правительства Лондонского Сити, занимал должность управляющего Музея Лондона. Несколько раз его храм посещала королева Елизавета II, которой нравится именно такой вид совершения богослужения, во многих элементах похожий на православную службу. Тем не менее, в начале 2017 года, при достижении пенсионного возраста, отец Мартин уходит в отставку со всех постов и должностей и переезжает сначала в Бирмингем, а затем в Хельсинки, где начинает регулярно посещать службы в храме святителя Николая Московского Патриархата.

http://mitropolia.spb.ru/docs/anglikansk...

В настоящее время как известно читателю, епископальная Англиканская церковь и церковь Северной Америки ищут единения с православно-католической церковью. Великая честь, великая сила будет 19-му веку, если это, истинно-великое, дело совершится... Но наше слово к читателю не об этом. Наше слово о богослужении Англиканской церкви. Богослужение это, при поиске Англиканской церковью единения, станет делом очень немаловажным. Почему? – Потому, что богослужение известной церкви есть выражение вероучения этой церкви в священных действиях, обрядах. Какова вера церкви, таково и её богослужение. Между вероучением например православным и лютеранским различие большое; такое же поэтому большое различие и между богослужением православной церкви и лютеранской. Вера, если можно для наглядности сравнить, так же отражается в богослужении, как предмет в зеркале. Таким образом при поиске Англиканской церковью единения невозможно отдельно рассматривать вероучение данной церкви от богослужения. Разграничивать одно от другого дозволял только один Рим своим миссионерам, которые оставляли между новокрещёнными языческие обряды. (При исключительном поиске Римом только земных интересов папы, а не веры, это объясняется легко). Между тем разграничение вероучения и богослужения, как было заявлено в текущем году 1 , желает и Англиканская церковь и некоторые из лютеран, ожидающие света истины с Востока. «В настоящее время вопрос, возбуждённый брошюрой Овербека («Свет с Востока») состоит только в том: может ли православная восточная церковь благословить существование православно-католических национальных церквей на западе, т.е. могут ли быть допущены, при единении в вере, различное чинопоследование и обряды, так чтобы, например, католик-француз, отказавшись от догматических заблуждений своего вероисповедания, в то же время мог остаться при чинопоследованиях и обрядах своей галликанской церкви, испанец – испанской, англичанинангликанской, житель Медиолана – медиоланской. В настоящее время вопрос только в этом. Если на него последует положительный ответ, тогда ищущие единения с православной церковью вышлют свои богослужебные книги на рассмотрение Св. Синода; если же ответ будет отрицательный, дело (угроза...) прекратится в самом начале». Вот почему, в настоящее время вопрос о богослужении Англиканской церкви есть дело большой важности.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Fomenk...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Кровожадные цареубийцы и коварные ростовщики Ещё раз о первой «цветной революции» Владимир Можегов   18:04 21.02.2024 318 Время на чтение 21 минут Источник: Русский Вестник Первая «цветная революция» в мире, как известно, совершилась в Англии. Ее идея и начала вынашиваться в реформации христианской веры, которая в этой стране имела собственные черты, отличные от лютеровской Германии и Франции Кальвина. Вождей, подобных Лютеру и Кальвину, здесь не было. И реформировал Церковь сам английский король Генрих VIII, делая это из соображений самых прагматичных. В итоге созданная трудами английских монархов Англиканская Церковь, кроме того, что приняла отчасти протестантскую догматику, почти во всем напоминала католическую. Такой компромисс не мог, конечно, удовлетворить протестантских революционеров.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/21/krovoz...

Англиканская церковь в XIX веке Глава 1 Печальное состояние Англиканской церкви в конце XVIII –го века: методизм и кальвинизм. – Начало независимости Американской церкви. – Новые епископии в колониях. Первые тридцать лет XIX века: преобладающее влияние еваигеликалов. – Либеральная партия и ее нападение на церковь . – Англиканская церковь поле мертвых костей. I Едва забрезжилось утро 4-го марта 1791 года, громадные толпы народа спешили по направлению к храму в лондонской улице «Городская дорога». В храме шло отпевание. Посредине церкви безмолвно лежал человек, шестьдесят пять лет потрясавший своим словом сердца народа. Окостеневшие руки и теперь еще сжимали любимую им вечную книгу и носовой платок, но Библия оставалась закрытой и белый платок не утирал уже, как прежде, навеки сомкнувшихся глаз. Когда наступила минута произнести последние слова погребального чина: «Поскольку всемогущему Богу угодно было призвать к себе душу нашего возлюбленного брата», – голос Ричардсона задрожал и он произнес вместо «брата» – «отца». Семьдесят лет тому назад этот «отец», а тогда 17-ти летний юноша Джон Веслэй, поступил в Оксфорд. Наделенный от природы нежным и любящим сердцем, он скоро собрал около себя кружок молодых людей. Их объединяло строгое благочестие: они постились в среду и пяток, приобщались каждое воскресенье, и среди недели навещали больных и бедных. Над ними шутили и смеялись, называли «энтузиастами», «сакраментарианами», «святым клубом», чаще же всего «методистами»; но едва ли кто думал, что этому «святому клубу» суждено было произвести целый переворот в религиозной жизни страны. В 1735 году «отец» этого клуба Джон Веслэй, вместе с братом своим Чарльзом отправился в одну из колоний на миссионерскую деятельность, но не имел успеха. Через три года корабль нес его в Америку, и здесь случайно он сталкивается с моравианским проповедником Петром Белером, который своей беседой пробуждает в нем горькое сознание, что «он никогда не был христианином». Моравианизм увлекает его только на время, хотя его учение об «обращении» и «личной вере», оставляет навсегда глубокий след в его душе. Зажженный огонь не мог потухнуть в душе Веслэя, и 2-го мая 1739 года он произнес свою первую проповедь, под открытым небом вблизи Бристоля, на текст: «Дух Господень на мне», в присутствии трех тысяч народа. Его слушатели поражены были силой евангельской любви проповедника и многие падали в истерических рыданиях на землю. С этого момента религиозная история стала часто сопровождать проповедь Веслэя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Из истории англикано-православного диалога в XIX веке Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 4 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 1 Об англиканской церкви в России знают мало, так же мало, как, к сожалению, в Англии о Православии. Однако каждому, кто хоть немного изучал сравнительное богословие, известно, что англиканская церковь, сохранившая (как уверяют сами англикане) апостольское преемство, более близка Православию, чем другие западные церкви. Интерес англиканских богословов к Православию, стремление стать ближе и дружнее с церковью Востока, с Русской Церковью, не угасает с давних пор. Очевидно, что среди англикан есть люди, которые с огромным уважением относятся к православной Церкви и искренне интересуются ее вероучением. Именно такие и по вере, и по духу “православные” англичане входят в англикано-православное содружество святого мученика Албания и преподобного Сергия Радонежского. С другой стороны, мы знаем о женском священстве в церкви Англии, о том, что некоторые англиканские богословы доходят в своей либеральной теологии до того, что отрицают воскресение Спасителя, и Предание Соборной Церкви для них ничего не значит. Поразительно далеки друг от друга представители так называемых “Высокой” и “Низкой” церквей в лоне одной и той же церкви Англии. Существует еще и “Широкая церковь”, которую представляет большинство “нейтральных”, то есть равнодушных к вопросам догматики англикан, уставших от непрестанных споров “высоких” и “низких”. Уже со времени своего основания англиканская церковь не была монолитной. У англиканства две даты рождения — 1533 г., когда Генрих VIII своим указом объявил английскую церковь независимой от Рима, и 1562 г., когда были выработаны “39 статей”, объявленные символом веры и обязательной нормой христианского учения. “39 статей” англиканского символа веры, которые профессор А. И. Осипов назвал “шедевром богословского творчества”, сформулированы настолько неопределенно и пространно, что трактовать их можно совершенно по-разному, благодаря чему они могли быть приемлемы и для христиан-протестантов, и для тех англичан, кто верил в “Святую, Соборную и Апостольскую Церковь”.

http://pravmir.ru/iz-istorii-anglikano-p...

Закрыть itemscope itemtype="" > Гендерно-нейтральные термины для обозначения Бога Такую инициативу рассматривает спецкомиссия в Британии 08.02.2023 590 Фото: kp.ru Англиканская церковь рассмотрит вопрос гендерно-нейтральных обозначений по отношению к Богу. Об этом сообщил замглавы литургической комиссии, епископ Личфилдский Майкл Ипгрейв, пишет СПЖ . По его словам, по итогам консультаций между представителями Англиканской церкви спецкомиссия обсудит «бесполость» Бога и возможность обращения к нему не только в мужском роде. «После диалога между двумя комиссиями в этой области этой весной начнется новый совместный проект по гендерному языку», – цитирует епископа издание The Guardian. Представитель англикан также отметил, что христиане с древних времен не признавали Бога ни мужчиной, ни женщиной. «Разнообразие способов обращения к Богу и его описания, найденные в Священном Писании, не всегда отражались в наших молитвах», – добавил он. В то же время многие поддали критике тот факт, что Бога перестанут называть «Отцом». Как отметил доктор Ян Пол, это будет означать отказ от собственной доктрины церкви. «Тот факт, что Бога называют " Отцом " , он не может быть заменен " Матерью " без изменения значения, а также не может быть гендерно нейтрализован без потери смысла», – сказал он в интервью Telegraph. Как сообщал СПЖ, Англиканская церковь приняла решение о благословении ЛГБТ-пар. Эту идею английской церкви ввести гендерно-нейтральные термины для обозначения Бога, прокомментировал заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, сообщает РИА " ФАН " . Соответствующую инициативу сейчас рассматривает специальная комиссия в Британии. Местные священнослужители пытаются оценить, насколько вероятен отказ от употребления местоимения «он» по отношению к Богу. Представитель РПЦ убежден, что священные тексты являются неприкосновенными. И попытка изменить их в угоду новой политкорректности не приведет ни к чему доброму. «Мы всегда считали, что любые попытки цензурирования священных текстов являются разрушительными для религиозной традиции — неважно какой», — приводит слова Кипшидзе радио «Говорит Москва» .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/08/ge...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ [англ. Anglican Church, лат. Ecclesia Anglicana]: 1) общеупотребительное название Церкви Англии (The Church of England), офиц. протестант. Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства (см. Англиканское содружество ). Коронация королевы Елизаветы II. Лондон. Вестминстерское аббатство. 2 июня 1953 г. Коронация королевы Елизаветы II. Лондон. Вестминстерское аббатство. 2 июня 1953 г. История Англ. Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения , теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа и лоллардов , в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. на рубеже XV-XVI вв. Впервые идеи лютеран. Реформации стали проникать в Англию в нач. XVI в. Почва для восприятия протестант. учения была подготовлена, поводом к началу т. н. «королевской реформации», поддержанной кембриджскими богословами (Т. Кранмером , У. Тиндалом , М. Ковердейлом , Н. Ридли, Х. Латимером и др.), стал конфликт между кор. Генрихом VIII и папой Римским Климентом VII из-за нежелания последнего аннулировать брак короля с Екатериной Арагонской. С 1529 по 1536 г. созванный по инициативе короля Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (SR 23 Hen Viii. P. 20) (1532), «О подчинении духовенства» (SR 25 Hen VIII. P. 19) (1534), «Об ограничении апелляций к Риму» (SR 24 Hen VIII. P. 12) (1533), «О церковных назначениях» (SR 25 Hen VIII. P. 20) (1534), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни св. Петра» (SR 25 Hen VIII. P. 21) (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (SR 28 Hen VIII. P. 10) (1536). Парламент принял Акт о супрематии (1534), провозгласивший короля верховным главой Церкви, и впервые узаконил независимую от Рима национальную англикан.

http://pravenc.ru/text/115120.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010