Думаю, не Пелагея, так Акулина, или Арина, а мозолить тебя будут. И ни матушки, ни батюшки тебя не спасут. А спасет тебя только один врач, сто раз тебе рекомендо­ванный – терпение. 340. Слова Св. Исаака Сирина об искушениях Получил я письмо твое, преподобная страдалица, в такое время, что и лба-то перекрестить некогда. Даже на ка­ноне нынче не был. И тебе пишу во время великого повечерия. Значит, нужно тебе потомиться. Очень о тебе поскорбел, и к батюшке ходил поведать о жалком положении твоем. На мою жалобу он велел указать тебе 79 слово Св. Исаака Сирина . Я его давно уже не читал, но помню место, которое мне часто указывали (если не носом тыкали). стр. 432: «Искушения, бывающая попущением Божиим на безстудствующих и возношающихся помышлении своими... сия суть: искушения явная бесовская и превыше пре­дела силы душевные сущая, лишение сил премудрости сущия в них, ощущение люто мысли блуда, попущаемые на них во смирение возношения их; еже яритися скоро; еже хотети уставити волю свою; еже любопретися словесы..., еже презираемым ести от человек, и потребляемой быти чести их... еже глаголати и пустословити всегда, и пр. – и сия суть душевная. В телесных же, случаются ему приключения болезненная, пребывающа присно, сплетена и неудобь решима; сретения злых человек; еже впасти в руки человек оскорбляющих; еже множицею страдати тем падения велика, от каменей, от высоких мест и подобных сим, бывающим в сокрушении тела». «...Да не разъяришися на мя, яко глаголю ти истину. Не поискал еси сего когда».... и прочее – прочти сама. Там, впрочем, и врачевание от сея язвы есть. Этот рецепт в конце главы на стр. 435. А без сего врачевания, матушка ты моя, все всевозможные в мире рецепты не помогут тебе. Потому что, если – не говорю Каширский, – даже Московский эскулап всезнающий всеврачующий, постигнет болезнь твою и вылечит боль у щиколки, заболит у колена. И всякая мирская мудрость погонит врачеванием болезнь лишь ближе к сердцу... Сама поймешь результаты успехов мира сего. А яже вра­чевания не от сего мира, суть: очисти внутренняя сткляницы и вся внешняя твоя чиста будут. Сие сказал Господь наш. А не берет...– потерпи! И вся будут! 341. Смирение достигается не сразу. Ложные подозрения не повредят. Уныние от гордости

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

«Многи скорби праведным, многи раны грешным, – глаголет Псалмопевец, – уповающего же на Господа милость обыдет. В терпении вашем стяжите души ваши, и только претерпевый до конца, той спасен будет». Как писала по-просту и без политики, так и пиши, беса тщеславия не слушай, что о тебе могут другие подумать; каждому самому до себя, никогда сопротивник спасения человеческаго не щадит, а уязвляет кого чем. Довольно каждому своему спасению прилежать и свои язвы целить, а не разбирать политики. На опыте видишь, какая брань и каково ополчение против немощи нашей. Аще не Господь сохранил бы град, всуе труждались бы зиждущие. Но Бог – помощник наш и Покровитель. Не убоимся же от страха нощнаго или от стрелы летящия во дни. Да уповает Израиль на Господа, и Той избавит его от всех беззаконий его... Приписка рукою отца Анатолия: ...Пишешь ты о неизреченной радости душевной после причащения Св. Таин Христовых. Всеблагий Господь умеет утешать своих рабов, часто изнемогающих под бременем скорбей, чтобы и на будущее время не унывали и не малодушествовали, а на милость Божию уповали... Не хитри на молитве, а веди дело проще. Господь сказал: «не будете яко дети, не можете внити в царствие Божие». Не смущайся, что иногда не сам пишу. Отец В. много лет писал батюшке Амвросию. Он опытен. А которые поважней по содержанию, те, конечно, я сам буду писать... 158. От помыслов, которым не сочувствуешь, не погибнешь От помыслов, которых не любишь и, по крайней мере, от которых стараешься избавиться,–не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя. А что враг рисует тебе мирскую жизнь, и супружество–это его обычное дело. И в древния и в нынешния времена, блуд и мнимый покой мирской – суть самые первыя орудия диавола против монахов. Но, когда ты увлекаешься ими и после каешься, Бог не поставит тебе сего во грех . Сестру взять можешь пока гостит. Но наблюдай, чтобы она не разорила твоей и без того слабой жизни. Спрашивать старцев и по самосмышлению не исполнять их советов–грешно, а по немощи не исполнять–простительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Что сказать о брате твоем? Душевно жалею. Скажи ему, чтобы он не отчаивался. Он зашел еще не так далеко, чтобы нельзя было воротиться. Но если не поспешит, то тяжко ему будет, и сто раз раскается – да поздно будет. Бог да благословит его идти на место. А у вас молодежь какая-то сумасшедшая: развратят и путного человека. Удалиться ему благовременно и легко. Доктору показаться можно... Проси у дедушки на новую келлью, т. е. строиться! Спасайся! Прошу у Господа благословения на тебя и родных твоих! 188. Взгляд мирских на монахов 21 июля 1883 г. Мир тебе, А.! Уповаю скоро увидеть тебя... Очень жаль!.. Но не столько тебя, сколько деда твоего. Вдесятеро погубит, если удержит нужное тебе. Св. Василий Великий сильно угрожает гневом Божиим тем, кои родных лишают должной части. И другие святые отцы – тоже. В умах миролюбцев сложилась мысль, что монах лишь только причисляется к стаду Христову, то обязан, по их мнению, спать на земле, есть скотскую пищу – и все терпеть, точно сей избранник Божий совершил какое преступление тяжкое. Безумцы! Мы видим, что святые подвижники злострадали, но ни цари, ни князи благочестивые не оставляли их, и золото, и хлеб щедро посылали... Спасайся! 189. Осторожность и кротость – лучшее украшение молодой монахине 13 сентября. Мир тебе и спасение! Очень сожалею о твоем келейном настроении. Конечно, лучше отпустить келейную на поправку домой. А сама попросись на трапезу. Но больше всего, прошу тебя – будь поосмотрительней и не всякому доверяйся. Осторожность и кротость – лучшее украшение молодой девочке. Напрасно ты взялась одна – скоро ослабеешь и расстроишь нервы. О сю пору стала раздражаться до боли. Лучше бы тебе удержать за собой один-два предмета, а другие пусть учат другому. Да и для души-то твое единовластие очень вредно. Привыкнешь с этих пор покорять себе других, совсем разучишься сама покоряться. Спасайся! 190. Наставление монахине-учительнице 24 сентября 1883 г. Мир тебе, А. Письмо твое получил и тебе пишу строчку. Рад, что ты мирна, будь и скромна, т. е. не возносись, ничем не пренебрегай, будь осмотрительна, осторожна, знай, что одно слово может разрушить счастие, и недаром живет пословица: слово не воробей: выпустишь – не поймаешь. А нам с тобой и воробья-то не поймать. Спасайся! Здоровье береги! Главное, не горячись с девочками. Этим и себя тревожишь и их соблазнишь. Так и веди дело: их учи и сама учись. И будешь умница. 191. Не возносись – слушайся опытных

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Письмо твое получил. И пишу теперь же ответ. Позд­равляю тебя с новосельем. Видишь, как матушка тебя любит. А уж, если скорби тебе нужны ради вечного спасения, то никто тебя от них не избавит и никуда от них не уйдешь. Ну, вот ты ушла от сестры А. Е., дали другую хорошую – рука заболела и голова. Что чего лучше? А потому терпи и спасешься. Что ныне пели в церкви на стиховнах? «Вскую унывающи душе моя, греху работаеши? И вскую, немощна сущи, ко Врачу не прибегаеши? Се время благоприятное, се спасения ныне день истинный». «Возстани, омый лице твое покаяния слезами и елеем благотворения свещу просвети: яко да обрящеши от Христа Бога и велию милость». А для новоначальной монашенки са­мый лучший пост, самая высшая добродетель есть – терпеть все, что Бог пошлет. Еще замечу тебе, – будь откровенна. Как же это ты там страдаешь и мне не пишешь, «боясь, что Бога оскорбишь». Да ведь, матушка моя, если Бога оскорбишь, да покаешься духовному отцу, Он, то есть Бог, и простит согрешение и оскорбление Его тебе. А то ты страдаешь, и не каешься – а конец-то выходит гнилой. До истерики и дошла! А ты уж не бери высоко, а живи посмиреннее да пооткровеннее. Ведь ты пришла учиться монашеству: кто ж тебя осудит, если погрешишь? Ты просишь меня, чтоб я испросил у Бога терпения, да какая ж ты неразумная, Серафимочка? Просишь себе горсточку терпения, а у самой целая пазуха этой драгоценной добродетели! Ведь терпению учиться, не значит – вычитывать да расспрашивать, а просто-напросто: болеть. Приболишься и будешь терпелива. И будешь настоя­щая монахиня! Потому-то Господь и сказал: «Претерпевый до конца спасется»! Мир тебе! Не будь ангелом по одному имени, но житием, и будешь там во веки веков с Сера­фимами. 320. В чем истинный пост Мир тебе, С.! Еще поздравляю тебя с постом! С настоящим постом! Ты уже вкусила постной пищи, которая, пожалуй, не очень тебе по нраву. Но что ж делать. И кровожадные звери, и ястреба хищные, и сколько еще невинных животных малых и великих, – и какие неисчислимые тысячи их – тоже постятся. Волки, говорят, иногда по неделе не едят, и больше. Нам ли христианам, – наследникам сущим вечного царства, не поститься? А теперь самое приличное время. Се время благоприятно. Се день спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Как ни думай, – а надо писать и ей. Скажу тебе, матушка, насколько мне ведомо, ты бы не понесла того бремени, какое на ней. И все твои мнения, приписывающие ее страдания привередничеству, далеки от истины. Советую тебе переме­нить об М. мнение и пожалеть ее. Как и я тебя всегда помню и жалею, каковым и обещаюсь быть... Да, пожалуй, и Н. узнает, что вам есть, а ей нету. Тогда горе и мне, и вам. Пишу и ей. 335. Совершенно избавиться от помыслов невозможно 17 февраля 1878 г. Матушка ты моя, сестра Е. Ты в отчаяние приходишь, что не исправляешься, т. е. что подражаешь мне? Что же мне-то остается делать? Смирихся, и спасе мя Господь! сказал Давид. Давай сделаем и мы так, вот и спасемся. От помыслов желаешь избавиться совершенно – это хуже чем глу­пость! Святые не смели сего сказать! Страстей, борющих тя, написала ты пропасть. А у меня так вдвое, втрое, вдесятеро их больше, – и все терплю. Советую и тебе тоже! О страсти пожершей пламенем Содому и Гоморру и ок­рестные грады, скажу, берегись! А стыдиться тут нечего, – я тебе не чужой! 336. Почему не писал раньше. Не унывай, что упала 7 октября 1879 г. Преподобная Е. разобиделась в конец. Сколько начи­нила писем умаливанием, чтоб не оставлять ее, а теперь сама отъезжает. Разобиделась вконец! Впрочем, ты, матушка, сердиться начала поздно, спустя лето. Ведь тебе небезызвестно, что моя корреспонденция на­чинается теперь только, именно теперь, нынешнего именно числа, потому что сегодня подули ветры, пошли снега и дожди, хляби над главою, хляби под ногами, за порог выйти неудобно. Значит, нынче-то началась наша свобода... Значит, с сего ненастнейшего дня открывается моя переписка со всеми ближними и дальними; а ты тут-то и заартачилась. Ну, мир! Обещаю исправиться! Но и ты за то испра­вляйся! Что упала чересчур низко – не унывай. Все же не ниже Ионы пророка. И ты, если подобно ему, воззовешь ко Господу, и услышит тя. И изблюет тя кит уныния на твер­дый камень упования, и будешь аки новый Петр, познавая свою немощь, и снисходя чужим немощам. Будь же мирна! Восстани, берись за свое дело, посильно тяни лямку, и не спешно, но смиренно шествуя, обрящешься с первыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

22 октября. О псалме, который был последними словами умирающего о. Анатолия Зерцалова: «Востани, слава моя, востани, псалтирю и гусли, востану рано!» «Славой и честью был венчан человек! И от какой славы ниспал. Как возвеличен человек! За всех людей, от века Богу угодивших, приносится Жертва Святая! И такую честь человек часто забывает! И это бывает через грех. Такое забвение иногда бывает надолго, на несколько лет, на десятки лет — иногда на несколько часов. И приходит человек в себя и говорит: «О человек! где мое достоинство, так высоко почтенное Богом?» И восклицает: «Восстану, восстану рано!» Ночь вокруг него. Мрак греха объемлет человека. Враг отводит его и говорит: «Подожди, не спеши, еще будет время помолиться, еще темно совсем». А человек не слушает врага. Он видит, что вокруг него еще ночь, но спешит и восклицает: «Восстану рано!» И Господь слышит этого покаявшегося человека, в какой бы обстановке это ни происходило». (Рассказ батюшки Варсонофия о его дяде.) По падении первого человека с такой чести и славы, Господь не мог видеть Свое создание ниспавшим, не мог видеть его унижения и спас его Своими страданиями, Своим Воскресением. Привел его в прежнее состояние с растворением, т.е. с возможностью совершенствоваться. В этом свойстве — совершенствоваться — и заключается высшее благо, которое мы получаем духовным, Божественным. Все то, чего можно легко достигнуть, теряет интерес к себе, как только достигаешь. А совершенствование духовное бесконечно: «Будите совершени, якоже и Отец Мой совершен есть» . Кто-то из сестер заснул. А батюшка сказал: «Что же смущаться этим. В Деяниях даже есть случай, когда апостол говорил, а в это время один юноша заснул и упал» . 26 октября. «Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» . Как сделать, чтобы Закон Бога был в сердце? «Закон Бога прежде всего нужно помнить. Чтобы помнить, надо знать, а чтобы знать, надо или услышать или прочитать. Как Апостол говорил, что для этого прежде всего надо иметь стремление к познанию Закона Божьего. Когда будет помнить человек Закон Божий, — то он должен его еще перевести в сердце. Потому что холодное знание Закона Божьего не даст ему правильную жизнь. Для этого сердце надо понуждать, так как только «нуждницы восхищают е» .

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Батюшка имел у себя всегда двух келейников. По звонку батюшки утром сходимся и начинаем читать правило. У батюшки молитвы утренние, 12 псалмов, 1-й час. А батюшка в это время сидя слушает правило и сам творит молитву Иисусову. После этого правила бывает маленький интервал. Мы уходим убирать комнаты в хибарке, вообще занимаемся чем-либо по хозяйству, а батюшка у себя занимается, просматривает письма, отвечает на некоторые деловые или подписывает кратко тему для содержания письма, которое поступает к письмоводителю. Батюшка не имел у себя письмоводителей из новоначальных, но, достаточно воспитавши именно в своем духе, тогда только поручал письмоводительство. Как приходилось слышать от духовных детей батюшки – какие у батюшки письмоводители, точно они один дух» 371 . После утреннего правила, как вспоминал другой келейник старца отец иеродиакон Зосима, «батюшка пил чай 2 или 3 маленькие чашечки, сахар подавался мелко поколотый, как пить вприкуску (внакладку чай батюшка не пил)... В 8 часов приходил всегда письмоводитель, с которым занимался минут 30, просматривал и подписывал письма, разбирал и вновь давал писцу для ответов... Батюшка иногда отдавал письма для ответа, которые и сам не просматривал, ибо вполне полагался на своих избранных себе по духу письмоводителей, что они ответят именно в его духе. Постоянных письмоводителей у батюшки было всегда двое... В 9 часов утра батюшка начинал всегда принимать посетителей. И до 11 часов, иногда и дольше; затем батюшка обедал с братской кухни принесенной пищей, а когда был скитоначальником, тогда батюшка всегда ходил на трапезу... Щи из трапезы брали не каждый день, а иногда сразу дней на пять, а затем и разогревали, сколько требуется. До 2 часов батюшка никого не принимал, – в это время он отдыхал, то есть или читал книги святоотеческие, или просто лежа творил молитву Иисусову, шепотом, то есть только бы слышали свои уши, а иногда и этого не было слышно... В таком молитвенном положении я видел батюшку почти всякий день, и это потому, что батюшка дверь свою не запирал когда было нужно за чем-либо войти в комнату или о чем-либо спросить батюшку, – вот в это время я и мог видеть его в описанном положении...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (24.03.1824–07.02.1894) Письма преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) Иеросхимонах, старец Оптиной пустыни, духовник Шамординской женской обители. Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) прожил семьдесят лет и был современником нескольких Оптинских старцев. Господь устраивал так премудро, что Оптинские преподобные были воспитанниками старцев, а затем сами наставниками. Они передавали эстафету старчества, так что это благодатное чудо не пресекалось в Оптиной более ста лет: с 1829 года — приезда в Оптину старца Льва, основателя Оптинского старчества, до закрытия монастыря в 1923 году и мученического окончания земного пути в тридцатых годах последних оптинских старцев того времени: преподобного Никона и преподобного Исаакия II. Отец Анатолий приехал в Оптину в 1853 году и был учеником преподобных оптинских старцев Макария (семь лет, до смерти отца Макария в 1860 году) и преподобного Амвросия, который был старше отца Анатолия на 12 лет. Эти годы были годами расцвета старчества в Оптиной Пустыни, это был поистине духовный рай для людей, ищущих старческого окормления. В это время в Оптиной жили преподобные схиархимандрит Моисей и его брат, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион. Но и среди этих великих подвижников не тускнеет, не теряется имя преподобного Анатолия старшего (Зерцалова). Каким был его путь в Оптину? Родился преподобный Анатолий, в миру Алексей Зерцалов, в 1824 году в семье дьякона, служившего в храме села Бобыли Калужской губернии, и был в святом крещении назван в честь святого Алексея, человека Божия. Как и многие Оптинские старцы, он воспитывался в строгости и благочестии, оправдывая слова: «Молитва родителей созидает дома детей». Родители хотели видеть сына иноком, и Алексей успешно закончил духовное училище, а затем семинарию в Калуге. Особенной крепостью здоровья юноша не отличался, в четырнадцать лет из-за болезни пропустил год учёбы, а потом чуть не ушёл к пустынникам в Рославльские леса, среди этих пустынников были и будущие Оптинские преподобные Моисей и Антоний.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 172] От разговоров с помыслами охраняйте себя молитвою Иисусовою, а когда они и возобладают… то не смущайтесь; ибо должно ли негодовать на то, что неприятное грезится нам во сне! Так и помыслы – дело невольное; Господь… простит. Прп. Антоний Оптинский с. 207] Не хитри в молитве, а веди дело проще. Господь сказал: «Аще не будете яко дети, не можете внити в Царствие Божие». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 141] Усердно молитесь… Господу Богу, прося помощи Его во всем и заступления и говоря: Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене, вонми в помощь мою (Пс. 37, 22–23). Прп. Антоний Оптинский с. 136] Если устная молитва сама собою переходит в умную, то прекращать не нужно. Только все укорять себя и не смущаться. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 146] В рассуждении частого разговора… с помыслами своими… не должно смущаться… и приходить в уныние, ибо помышления таковые, кажется мне, не больше, как сонная греза. Некоторые люди бредят только ночью в глубоком сне, а мы… грешные, часто бредим и наяву… Врачевство на сие одно: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, и силою Креста Твоего огради моя помышления от суетного и душевредного парения! Прп. Антоний Оптинский с. 205] Держись всеми силами за Иисуса… и будет с тебя. Твори молитву Иисусову умом, голосом, шепотом, как только можешь. А другие чтения и поклоны – когда будешь в силах. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 248] Унынию и лености в плен себя не отдавать, но молитвою краткою: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, – оные отражать. Прп. Антоний Оптинский с. 226] Учись держать Иисусову молитву. Начни хоть в день четок по 10. Да и прибавляй по сотенке. Эти четки, разумеется, без поклонов. А без Иисуса никогда не очистишь сердца. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 108] Во всяком случае мы должны с детскою покорностию ко Отцу нашему Небесному говорить: Отце наш… да будет воля Твоя! И после того душа наша не будет столько печалию обременяться, но успокоится. Прп. Антоний Оптинский с. 128]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С утра будь в молитве Серафим… Во всех делах и словесах и помышлениях ум имей в Бозе. Прп. Антоний Оптинский с. 228] Вначале молитва Иисусова всегда бывает тяжка и нечиста, а после усладительна. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 80] Просите… себе у Господа Бога словами святого Давида: Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже (Пс. 41, 2). Ибо лучше мне день един пребыть во дворех Твоих, Господи, нежели тысящу лет жить в селениях грешничих. Но кто даст ми криле голубины, да полечу и почию? Прп. Антоний Оптинский с. 169] Твори чаще Иисусову молитву – повеселеет на сердце… Только постарайся выковыривать гниль сердечную, т. е. не увлекайся в нецеломудренные помыслы. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 99–100] От сна воставши ти, первая мысль буди о Бозе, первое слово и молитва буди к Богу – Создателю твоему и Отцу Прп. Антоний Оптинский с. 228] Молись… если не исполняем заповеди Божией – любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, благословляйте клянущих вас и молитесь за вторящих вам напасть и изгоняющих вас, то чем отличаемся от язычников, которые только любящих любят! Прп. Амвросий Оптинский с. 158] Бывает… что благодать как бы на время отступает, чтобы познал человек более немощь своего естества и более прибегал к Богу, прося Его помощи и заступления. Это время для великих подвижников, борющихся и труждающихся в молитве, самое благоприятное для восприятия великих венцов, так как «Царствие Божие нудится, и нуждницы восхищают оное». Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 139] Усердною молитвою просите у Господа Бога вразумления, говоря: Господи, даждь ми мысль благу. Господи! Научи мя, что ми подобает творити. Господи! Ты Сам устрой жизнь мою по воле Своей святой, а не по моей. Отче наш… да будет воля Твоя! Прп. Антоний Оптинский с. 141] Что делается в сердце, не беспокойся. Иисусово имя беспокоит врага душ наших, который поселился было в сердце – вот он и возится; а ты делай тебе заповеданное. Помни, что призываемый тобою Иисус сильнее врага. Прп. Анатолий (Зерцалов) с. 131]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010