А как же Саша-то? Маша-то? И иные больные? Это решил Сам Господь, когда апостолы услыхав о болезни Лазаря, стали горевать, т. е. приняли по-человечески. А вечная истина рекла: «Сие не к смерти, но к славе Божией. Радуюся вас ради». Служи с любовию больным. Иисус сказал: елика послужисте сим малым Мне послужисте! 19. Терпения надо просить у Бога. 24 октября. Я тебя урезониваю иметь терпение, а сам его тебе не даю. Да если у меня у самого то его нет? Ведь вот живу же: и тебя не укоряю, что ты не даешь его мне!.. Говорил сколько раз, чтоб просила у Бога; у Него всего много. И мне бы частичку выпросила. А то ни мне, ни себе. Пора исправляться. Познавый немощь свою лучше есть увидевшего Ангелов. 20. О терпеливом переношении болезни 6 марта. Матушка ты моя! Завалил я себя письмами: и никак до твоих не дороюсь... За шарф благодарю... Что молитву Иисусову держать стараешься, еще больше спасибо. Это тебе очень, очень пригодится. Только смиряйся, пожалуйста!.. Еще больше радуюсь, что болезнь твою несешь терпеливо. Конечно, не всегда, но за то каемся, смиряемся, осуждаем себя. Для нищеты нашей и сего довольно. Слава тебе, Господи, за Твои к нам милости и долготерпение. А на поклоны мы тебя и не ставим. Лежи себе да лежи, пока лежится; только Иисуса-то не забывай... Мир тебе, сестра! Терпи, жди милости Божией, молись и главное смиряйся. Твой искренний доброжелатель. Что тебя тревожат, т. е. туда беги, туда неси, – это тебе полезно; меньше поганить будут помыслы. 21. Еще о молитве Иисусовой 6 сентября. Мир тебе, сестра А.! Ты желаешь получить от меня строчку: вот тебе пять! Если хочешь быть благодарною, то воздай за них пятью словами: 1-е Господи, 2-е Иисусе, 3-е Христе, 4-е Сыне, 5-е Божий. И к ним прибавляй – «помилуй мя грешную». Так все и тверди. Этим и Богу угодишь, и меня отблагодаришь, и себя спасешь. Нед. И. Анатолий. 22. О терпении ради Родившегося Христа 24 декабря. Мир тебе! Христос рождается, славите! А славить повелевается, кто чем может: иной трудом, иной пением, а мы с тобой терпением, Христос приемлет и это тоже, как Ангельское хваление, которое они воздавали Рождшемуся, когда Он Царь царей и Господь господей лежал слабенький, только что рожденный в яслях на стуже в поле... А что еще ожидало Его впереди? Скорби, голод, жажда, поношения, язвы, биения, бичевания, и, наконец, пригвождение ко кресту и смерть поносная. Все это видел Господь, как человек-младенец лежа в яслях, повиваемый пеленами. Потерпим и мы малое время ради умершего за нас Господа, да с ним и спрославимся. Письма к Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

А ты своим отчаянием только врага радуешь и Бога прогневляешь и лишаешь себя Его помощи. «Оставите безумие, и живи будете», глаголет слово Божие. Вот ты будешь приступать к Св. Тайнам и должна произнести: «Верую, Господи, и исповедую... яко Ты еси пришел грешники спа­сти, от них же первая есмь аз». Безумец подумает: пропал я, ибо я первый грешник, а христианин смиренно укорит себя и прославит милосердие Божие и любовь Его и в мире сообщится со Христом, чего тебе от сердца желаю! 327. Оружие спасения 3 марта 1892 г. Ты все сетуешь о том, что не пишу тебе. Утешаяй смиренныя Господь, Той да утешит и тебя. Только имей истин­ный и верный залог к смирению – самоукорение и приложи к этому терпение, да вооружись молитвой Иисусовой с памятью о смерти, тогда и станет для тебя благо иго заповедей Евангельских и правил монашеской жизни, и бремя послушания отныне легко будет. Я же не могу писать часто по крайнему недосугу и болезненности. Мир тебе и Божие благословение! И духови твоему! Многогр. И. Анатолий Письма к Е. Д. 328. Скорбящие здесь, возрадуются на страшном суде 3 апреля 1880 г. Поздравляю тебя, Д., преподобная сестра, с утекающим постом и уходящею зимою, а так же с наступающею весною и светлым Воскресением Христовым, которого желаю до­ждаться в радости и добром здоровье. Когда мы достигнем этого дня, то как будто и не было поста (хотя истинно постившиеся и большее получают утешение). Так и при приближении Великого Дня, т. е. страшного Суда, скорбей будто мы никогда и не видали. А радость неизглаголанная, всеобщая все поглотит. Конечно, тогда несколько потужат те, кои здесь бегали от скорбей, которые там венчают скорбевших, и всякая слеза, всякая душевная рана там воссияет паче дорогого алмаза; но все же радость всеобщая будет так велика, что мы только глядя на ближних, будем утешаться и весе­литься. Так хороши будут там все, страдавшие здесь. А тебе все не хочется поскорбеть, все бы ей здесь-то повеселей. А умирать разве не будем? Разве секрет какой узнала мино­вать смертные врата? А если этого секрета не знаешь, сми­рись. Молись. А я так знаю секрет этот. Полюби Иисуса и узнаешь силу тропаря: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. 329. Монах без скорбей – головешка

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Дальше батюшка Нектарий вспоминает: «К сожалению, были среди братии некоторые порицавшие старца. Приходилось мне иногда выслушивать дерзкие и безсмысленные речи таких людей, хотя всегда старался защищать старца. Помню, что после одного из подобных разговоров явился ко мне во сне духовный отец мой иеромонах Анатолий и грозно сказал: «Никто не имеет права обсуждать поступки старца, руководствуясь своим недомыслием и дерзостью. Старец за действия даст отчет Богу. Значения их мы не постигаем». Так отцу Нектарию объясняли духовные отцы и учителя высокое значение и духовные законы старчества. И отец Амвросий, и отец Анатолий вели его строго истинным монашеским путем. Батюшка Нектарий рассказывал так о том старческом окормлении, что он получал: «Вот некоторые ропщут на старца, что он в положение не входит, не принимает, а не обернутся на себя и не подумают: «А не грешны ли мы? Может, старец потому меня не принимает, что ждет моего покаяния и испытывает?» Вот я, грешный, о себе скажу. Бывало, приду я к батюшке отцу Амвросию, а тот мне: «Ты чего без дела ходишь? Сидел бы в своей келье да молился!» Больно мне станет, но я не ропщу, а иду к духовному отцу своему батюшке Анатолию. А тот грозно встречает меня: «Ты чего без дела шатаешься? Празднословить пришел?» Так и уйду я в келью. А там у меня большой, во весь рост, образ Спасителя; бывало, упаду перед Ним и всю ночь плачу: «Господи, какой же я великий грешник, если и старцы меня не принимают!» Однажды старца спросили, не возмущался ли он против своих учителей. Тот ответил: «Нет! Мне это и в голову не могло прийти. Только раз провинился я чем-то и прислали меня к старцу Амвросию на вразумление. А у того палочка была. Как провинишься, он и побьет (не так, как я вас!). А я, конечно, не хочу, чтобы меня били. Как увидел, что старец за палку берется, я – бежать... и о том прощения просил». Про отца Анатолия Зерцалова старец говорил: «Я к нему двадцать лет относился и был самым последним сыном и учеником, о чем и сейчас плачу». И, обращаясь к посетительнице, прибавил: «Так вот, матушка, если хочешь быть монашенкой, так и ты считай себя последней дочерью и плохой ученицей. Нужно всегда думать о себе, что находишься в новоначалии».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

В письмах о. Анатолия каждое слово направлено к одной цели – спасение души тех, кому они писаны! При этом старец нередко входит во все подробности монашеской жизни и дает необходимые указания и бедных снабжает деньгами на почтовые марки, на поездку в Оптину и другие их нужды. «Ты просишь наставления и назидательнаго урока, – пишет старец одной монахине, поздравляя ее с приятием иноческого пострига, – как бы тебе не сбиться с истинного пути? Начни со смирения – делай со смирением и кончай смирением – и вчинешься со Святыми. Этот путь смирения самый надежный и, как говорят отцы, «непадательный». Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех?». «Не унывай, что ты еще не достигла (совершенства), а старайся; начинай не сверху, а с нижней ступени – т.е. со смирения и самоукорения». «Страсти искореняются понемногу… и долгое время надо работать над собой… Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих, (а не сестринских) немощей». «Ты все жалуешься на скорби, – пишет о. Анатолий одной духовной дочери, – а великий Старец Серафим Саровский сказал: не имеющий скорбей, не имеет спасения». «Не унывай! Помни, что все Святые сим путем, т.е. путем скорбей, шли, и дошли до врат царствия. Другого пути нет!» «Сказываю тебе лучшее средство приобрести смирение. Это вот что: всякую боль, которая колет гордое сердце, потерпеть… Начни так и увидишь. Главное, ты не понимаешь, что эта-то боль, это-то самое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки, и ты останешься совсем нагая. Прощай тогда и порфира царская, и корона царская, и жемчуга, и драгоценные камни, и древа райские, и Ангелы, и Сам Бог с Пречистою Матерью! – все это отлетит от тебя. А теперь все это с тобою». «Что больна, – пишете старец другой монахине, – не беда; грешным людям это очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Меня, студента духовной академии, мальчишку, он принял внимательно, ласково, сердечно, и много рассказывал о себе. На прощанье он вынес мне жизнеописание оптинского старца Леонида и, подавая его, сказал: «Возьмите, читайте: он тоже был из купцов». Меня очень тронули тогда и эти слова его, и его богослужение, совершаемое им со слезами на глазах, и благодаря ему навсегда установилась сердечная связь между мною и Оптиной Пустынью с ее старчеством. О скитоначальнике иеромонахе Иларионе говорят, как о верном и опытном в духовной жизни ученике старца Макария. По смерти последнего он был духовным отцом Η. П. Киреевской и был ею очень почитаем. Ходили слухи, что между его духовными детьми и духовными детьми о. Амвросия происходили споры из-за того, кто из этих двух старцев «выше», но нужно сказать, что Η. П. Киреевская не принимала участия в этих спорах и считала, что «оба старца лучше». Когда о. Иларион скончался в 1874 году, его место начальника скита заступил молодой еще иеромонах Анатолий (Зерцалов) , студент Калужской Духовной семинарии и ученик старцев Макария и Амвросия. Он говорил о себе, что он двадцать лет молил Бога дать ему простоту, и, наконец, вымолил ее. Его считают опытным делателем Иисусовой молитвы. Когда впоследствии старцем Амвросием была устроена Казанская Шамординская женская община, о. Анатолий стал ближайшим помощником старца в деле устроения этой обители и в духовном руководительстве сестер. Имеются в печати его письма к монахиням, проникнутые особенным, восторженным, каким-то «пасхальным» одушевлением, и в этих письмах он постоянно напоминает о необходимости неустанной внутренней Иисусовой молитвы и указывает, как можно научиться этой молитве и преуспеть в ней. Будучи весьма скромным, он обладал чувством высокого личного достоинства и во всяком обществе умел быть одинаково общительным, занимательным и учительным. Шамординские сестры сохранили о нем самое светлое и благодарное воспоминание, как о своем мудром и любвеобильном старце. Со старцем Амвросием у него всегда были самые искренние и близкие сыновние духовные отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

И потерпи Господа. Ведь ты терпишь скорби-то за Него, Жениха своего Сладчайшего Иисуса, а не за земное счастие! Будь же мудрою девою! Будь благодушна! Уверяю тебя, будешь наследницею вечного, небесного царства! О комоде и о других пустяках не тужи. Береги свою храмину – она дороже неба и земли, солнца и звезд и всего видимого мира, как он ни прекрасен; а ты этого не разумеешь. Блудные грезы бывают ночью во сне... Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать «Помилуй мя, Боже» – псалом. Письма пиши всегда, как умеешь – все с любовию приму. Помыслы можешь записывать, которые больше докучают. Мир тебе и благословение от Господа, от батюшки Амвросия и меня грешного! Многогр. И. Анатолий. 56. Злопамятствовать не боишься Вот то-то и есть, Д., красного неба испугалась, а злопамятствовать не боишься. Небо наше не это, а небо небес, превыше небес! Где Сам Бог, вечная Любовь , вечная Радость! вечный Свет! А это небо сгорит. И все стихии разгорятся. Наше же жительство на небесех. Терпи, смиряйся и будешь там. 57. Старец не забудет Бог да простит тя, Д., за малодушие твое. Все твердишь, чтобы я тебя уверил, что я на тебя не сержусь. А я тебя уверял, что я тебя никогда не забываю. Ужели тебе этого мало? Будь же мирна. Будь благонадежна. Тяжесть, какую чувствуешь в церкви, иногда попускается и святым. А мы с тобою пока еще не святы. Потерпи. Укори себя – и будет с тебя. Письма пиши – не стесняйся. Я с удовольствием получаю письма твои. Грудь твоя, конечно, требует отдыха, но кому ж петь? Кому работать? Вздохни ко Господу и продолжай свое дело; а при удобном случае объясни матушке. 58. Монашеская жизнь самая сладостная! Христос Воскресе! Мир тебе и благословение Господне!.. Монашеская жизнь трудная – это всем известно; а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю легкая – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостию вечною сияющая – это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих. Поэтому Господь и сказал возлюбленным ученикам: не бойся, малое стадо! Яко изволи Бог даровати вам – что? думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! – Царство! И какое царство! Где не только все блага, все возможные сокровища, и красота, и слава, свет, радость, горящая любовь, божеская жизнь и веселие вечное.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Optin...

Надежда Александровна собрала и записала множество рассказов и свои воспоминания о последнем Оптинском старце Нектарии, его удивительной прозорливости и духовных наставлениях, поучениях, беседах с ним. Духовные беседы с преподобным Нектарием Оптинским, записанные Надеждой Павлович Последним Оптинским старцем был иеромонах отец Нектарий. Он был учеником скитоначальника отца Анатолия Зерцалова и старца Амвросия, а впоследствии архимандрита Агапита, широко образованного и духовно опытного монаха. Старцем он стал в 1913 году и поселился в хибарке старца Амвросия у скитских ворот. В период его старчествования в Оптиной были еще старцы – Варсонофий и Феодосий, а позже отец Анатолий, скончавшийся за год до закрытия Оптиной, летом 1922 года. Батюшка Анатолий был необыкновенно прост и благостен. Всякий подходивший к нему испытывал счастье попасть как бы под золотой благодатный дождь. Само приближение человека к этому старцу уже как бы давало ему чудесную возможность очищения и утешения. Батюшка Нектарий был строже, проникновеннее и своеобразнее. Он испытывал сердца приходивших к нему и давал им не столько утешение, сколько путь подвига, он смирял и ставил человека перед духовными трудностями, не боясь и не жалея его малой человеческой жалостью, потому что верил в достоинство и разумение души и великую силу благодати, помогающей ищущему Правды. Основными чертами батюшки Нектария были смирение и мудрость, и свет его был как светлый меч, рассекающий душу. К каждому человеку он подходил лично, индивидуально, с особой мерой и говорил: «Нельзя требовать от мухи, чтобы она делала дело пчелы. Каждому человеку надо давать по его мерке. Нельзя всем одинаково». Внешне старец был невысок, с лицом несколько округлым; длинные редкие пряди полуседых волос выбивались из– под высокой шапочки; в руках гранатовые четки. Исповедуя, он надевал старенькую красную бархатную епитрахиль с истертыми галунными крестами. Глаза – разные и небольшие. Лицо его как бы не имело возраста – то древнее, суровое, словно тысячелетнее, то молодое по живости и выразительности мысли, то младенческое по чистоте и покою. Еще лет за шесть до смерти, несмотря на преклонный возраст, ходил он легкой скользящей походкой, как бы касаясь земли. Позже он передвигался с трудом, ноги распухли, как бревна, сочились сукровицей. Это сказались многолетние стояния на молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Другим основанием духовного единения учителя и ученика является способность учителя быть, а не казаться христианином. Исповедание христианской Истины личным примером заключается в том, что укрепившись во Христе, учитель может принять и понять мир души своего ученика. Не разговоры о добродетелях, а явление этих добродетелей в своем поведении. Не декларирование на занятиях как должно поступать, а исповедование христианской этики во всех аспектах собственной жизни, не демонстрация учительской «правильности», а деятельностное отсечение греховных влечений, не упрек и насмешка над ошибками учеников, а сокрушение, помощь и поддержка в минуты огорчения и неудач. Еще одним основанием духовного единения учителя и ученика является дух любви и заботы , который формирует такую среду воспитания, когда ученик невольно пропитывается духом христианской Истины. Доброжелательность учителя в общении заключается в передаче ученику начал сверхнормативной евангельской этики, исполненной благодатного содержания и любви, когда милосердие превышает справедливость, прощение преодолевает гнев, щедрость не знает корысти и лихоимства, радость не отравляется завистью и злом. В духовном наставничестве нет места цинизму, насмешки и ехидству. Общение в Духе Святом направляет учителя к строгой взыскательности, но без жестокости, требовательности, но без насилия. Жажда утвердить самобытность своего ученика, раскрытие его таланты, вложенные Богом, укрепление воли подопечного в соблюдении нравственных норм - главная характеристика духовного наставничества и одухотворенного учительства. Русские старцы Макарий (Иванов, 1788-1860), Серафим Саровский, Федор (Ушаков), Варсонофий (Плеханков), Анатолий (Зерцалов), Анатолий (Потапов), последние оптинские старцы Нектарий и Никон, о. Алексей Мечев (1859-1923) и многие другие, обладали выдающимся даром духовного общения - того глубинного личного общения с любым человекам, которое проникая во внутренний мир, сразу и точно выявляет его проблемы, больные места, озаряет их светом христианской истины и любви и поднимает, возводит акт общения к общению в Духе Святом. В этом акте, благодаря духовному наставлению, у человека возникают стимулы и возможности перемены себя, духовного осмысления и осиливания своей ситуации и обстоятельств. Именно этим даром русские старцы служили людям.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Таинственный смысл этого псалма объяснил мне батюшка Варсонофий. Помню, мы с ним обедали, и после обеда батюшка подошел к рукомойнику, умыл усы, взял полотенце и, утирая усы, говорит мне: “Брат Николай, посмотри у Зигабена толкование на слова псалма: " Во псалтири десятоструннем пою Тебе " ”. Я прочитал, там было написано, хотя кратко, историческое и таинственное толкование. Батюшка выслушал и сказал: " Это мне сейчас открылось " . И подумалось мне тогда: " Вот человек! Вытирает усы после обеда, а ему тайны духовные открываются " . Такое озарение духовное бывает у духовно настроенных людей, которые всею жизнью своею " поют Богови " , независимо ни от времени, ни от положения, совершенно неожиданно иногда и не на молитве, а вот как батюшка о. Варсонофий – обедал, и ему тайны открывались. Он, видимо, проразумевал глубокий таинственный смысл и молитв церковных, и Священного Писания: " Услышах Господи смотрение Твоего таинства, разумех дела Твоя и прославих Твое Божество " (Ирмос, гл. 8, песнь 4). Аминь. Оптина пустынь. IX Во имя Отца, Сына и Святаго Духа! " Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: воспою и пою во славе моей. Востани, слава моя, востани псалтирию и гусли: востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи, пою Тебе во языцех " (Пс. 107, 1-4). Эти слова повторял неоднократно старец иеросхимонах Анатолий (Зерцалов), начальник Скита Оптиной пустыни перед своей кончиной в 1894 г. Сколько глубокого, таинственного смысла заключается в этих богодухновенных словах псалмопевца! Начнешь размышлять на эту тему, и размышлениям нет конца. Так необъятно глубоко то дивное содержание, которое заключается в словах псаломских. Господь Бог, восхотев сотворить человека, чудно сотворил его, даровав ему неизреченную славу. Он сотворил его по образу Своему и подобию, отобразив на нем Свою Божественную славу. Он дивно устроил его, даровав ему красоту и изящество в строении самого тела, даровал душу бессмертную, одарив ее великими духовными дарованиями, снабдив и прекрасными способностями, поставил его владыкой, распорядителем всех видимых творений мира сего. Дарована человеку душа, душой своей бессмертной он возвышается над всеми видимыми творениями. Нет в видимой природе никого и ничего равного человеку!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1831...

Следовательно, по жизни обязательно нужны две вещи. Первое, как мы видели, это внимание к себе – с целью вовремя замечать нашу склонность к отказу от борьбы с собой, нежелание нести трудности духовной жизни. А вторая – взять свой крест, даже если он кажется слишком тяжелым. Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит: Сказать нужно без сомнения, что всякому дается свой евангельский крест для спасения, и он вырос на почве нашего сердца, и этим крестом только можем мы спастись. Отсюда следует, что если мы отрицаемся нести свой крест послушания без благословной вины, то мы отрицаемся идти путем Христовым, путем спасительным, и хотим для себя сочинить иной путь безтрудный к восхищению Царства Небесного, а этого быть не может, нудится Царствие Божие, и нуждницы восхищают оное т.1, с. 366]. Наш крест вырос на почве нашего сердца. Иначе говоря, нам тяжело принять праведный образ жизни, о котором мы мечтаем, именно потому, что наше сердце своими неправедными желаниями развило в нас привычку и к неправедной жизни. Поэтому чем больше мы грешили, тем тяжелее придти к праведности. Но если мы набираемся решимости и, преодолевая себя, начинаем идти к праведности, это означает, что мы берем свой крест, который нам дан для спасения. Старец предупреждает, что если человек этого не делает, он отказывается идти путем Христовым и хочет придумать для себя легкий путь в Царство Небесное. А так быть не может, ибо, не имея навыка праведности – как человек может жить в Царстве праведных и святых? Навык праведности вырабатывается великодушным терпением креста. Преп. Макарий замечает: Ты скорбишь, что нет покоя от молвы и встречающихся скорбей; куда ж от них деваться? Пройди весь мир, везде они усрящут : не та, так другая, не внешние, так внутренние, а мы должницы есмы, и должны нести яко свои оброки, веруя, что Бог посылает всякий крест, как внешний, так и внутренний. Ты жалуешься, что тебя снедает тоска и грусть, а это-то и есть внутренний твой духовный крест; разве ты одна только подвержена такому томлению? Как древние, так и нынешние искатели спасения подвергаются таковому испытанию: мрак, томность, безотчетная грусть и тоска; всем сим испытуется любовь наша к Богу: терпим ли великодушно даруемый крест? А между тем сим самым восполняются недостатки наших деланий и подвигов и приводит нас к смирению т.1, с. 364].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4166...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010