монаха Никифора (Югова; † 1918) Филиппа Марышева (1864-1918) Анатолия Барашкова (1870-1918) Михаила Трубникова (1855-1918) Николая Бурлакова (1889-1918) Нины Кузнецовой (1887-1938) от Воронежской епархии: архиепископа Воронежского Петра (Зверева; 1878-1929) архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова; 1855-1919) архимандрита Игнатия (Бирюкова; 1865-1932) архимандрита Иннокентия (Беда; 1881-1928) архимандрита Тихона (Кречкова; 1862-1930) протоиерея Александра Архангельского (1874-1930) священника Георгия Никитина († 1930) священника Иоанна Стеблин-Каменского (1887-1930) священника Сергия Гортинского (1889-1930) священника Феодора Яковлева (1897-1930) иеромонаха Георгия (Пожарова; † 1930) иеромонаха Космы (Вязникова; † 1930) Ефима Гребенщикова († 1930) Петра Вязникова († 1930) от Вятской епархии: епископа Глазовского Виктора (Островидова; 1875-1934) от Ивановской епархии: архиепископа Калужского Августина (Беляева; 1886-1937) епископа Кинешемского Василия (Преображенского; 1876-1945) архимандрита Иоанникия (Дмитриева; 1873-1937) архимандрита Леонтия (Стасевича; 1884-1972) протоиерея Иоанна Доброхотова (1870-1938) протоиерея Иоанна Сперанского (1864-1937) протоиерея Николая Бухарина (1871-1938) протоиерея Павла Светозарова (1866-1922) протоиерея Феодора Лебедева (1875-1937) священника Григория Аверина (1889-1937) священника Евфимия Тихонравова (1881-1938) священника Иакова Зяблицкого (1878-1938) священника Иоанна Румянцева (1889-?) священника Иоанна Коржавина (1866-1938) священника Иоанна Рождественского (1872-1922) священника Иоанна Розанова (1873-1938) священника Иоанна Успенского (1870-1938) священника Константина Разумова (1869-?) священника Леонида Виноградова (1897-1941) священника Петра Зяблицкого (1873-1938) священника Стефана Преображенского (1860-1938) иеромонаха Нифонта (Выблова; 1882-1931) игумении Арсении (Добронравовой; 1879-1939) диакона Бориса Семенова (1900 -?) Елисаветы Румянцевой Максима Румянцева († 1928) Михаила Арефьева (1865-1937) Николая Малкова († 1922)

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Ирины Гуменюк (1885–1942) Исидора Решеткина (†1921) Иустины Меланич (1887–1942) Ксении Радунь (1875–1942) Леонида Салькова (1886–1938) Марии Дмитриевской (1879–1937) Марии Стефани (1878–1937) Марфы Дударенко (1885–1942) Матроны Наволокиной (1894–1942) Наталии Васильевой (1899–1942) Наталии Карих (1885–1942) Наталии Копытиной (1885–1942) Наталии Силуяновой(1905–1942) Наталии Сундуковой(1887–1942) Павла Бочарова (1882–1937) Петра Антонова (1872–1938) Петра Бордана (1895–1937) Татьяны Кушнир (1889–1942) от Барнаульской епархии: архиепископа Барнаульского Иакова (Маскаева; 1878–1937) священника Петра Гаврилова (1870–1937) священника Иоанна Можирина (1870–1937) монаха Феодора (Никитина; 1873–1937) Иоанна Протопопова (1902–1937) от Белгородской епархии: епископа Белгородского Антония (Панкеева; 1892–1938) священника Александра Ерошова (1884–1938) священника Александра Саульского (1876–1938) священника Василия Иванова (1876–1938) священника Виктора Каракулина (1887–1937) священника Ипполита Красновского (1883–1938) священника Максима Богданова (1883–1938) священника Матфея Вознесенского (†1919) священника Митрофана Вильгельмского (1883–1938) священника Михаила Дейнеки (1894–1938) священника Николая Кулакова (1876–1938) священника Николая Садовского (1894–1938) священника Павла Брянцева (1889–1938) священника Павла Попова (1890–1938) Григория Богоявленского (1883–1938) Михаила Вознесенского (1900–1938) от Владимирской епархии: епископа Ковровского Афанасия (Сахарова ; 1887–1962) протоиерея Петра Чельцова (1888–1972) от Вологодской епархии: архиепископа Великоустюжского Алексия (Бельковского; 1842–1937) епископа Вельского Николая (Караулова; 1871–1932) епископа Кирилловского Варсонофия (Лебедева; 1871–1918) игумении Серафимы (Сулимовой; 1858–1918) протоиерея Константина Богословского (1871–1937) протоиерея Сергия Рохлецова (1876–1938) священника Иоанна Иванова (1864–1918) священника Прокопия Попова (†1918) монаха Никифора (Югова; †1918) Филиппа Марышева (1864–1918) Анатолия Барашкова (1870–1918)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

30 мая (четверг) 2013 года 06.30 Утреннее молитвенное правило. (конференц-зал теплохода) 07.00-08.00 Завтрак в ресторане теплохода. 08.00-08.15 Посадка в автобусы около пристани «Горицы» (Накануне с 20.00 до 21.00 регистрация на выездные мероприятия в Горицах (выбор группы и маршрута) (стойка регистрации теплохода)) 08.15-13.30 Выездные мероприятия в Горицах (по заранее выбранному маршруту) I ГРУППА Посещение Свв. Кирилло-Белозерского мужского монастыря. (экскурсия за дополнительную плату). Божественная Литургия в Кирилло-Белозерском мужском монастыре. Крестный ход к часовне в честь священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского и иже с ним пострадавших иерея Иоанна Иванова, игумении Серафимы, Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марычева. Посещение горы Мауры. II ГРУППА Посещение Ферапонтова и Свв. Кирилло-Белозерского мужского монастырей. (экскурсии за дополнительную плату). Крестный ход к часовне в честь священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского и иже с ним пострадавших иерея Иоанна Иванова, игумении Серафимы, Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марычева. Посещение горы Мауры. III ГРУППА По специальной программе Секция «Проект «Наследие»: опыт, проблемы и перспективы развития в контексте программы " Александр Невский - имя России " : посещение реставрационного центра А.В. Попова, обсуждение проблем реставрации объектов деревянного зодчества. Посещение Свв. Кирилло-Белозерского мужского монастыря. Крестный ход к часовне в честь священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского и иже с ним пострадавших иерея Иоанна Иванова, игумении Серафимы, Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марычева. Посещение горы Мауры. 14.00-15.00 Обед в ресторане теплохода. 15.00-16.30 Посещение Воскресенского Горицкого женского монастыря. 16.30-16.45 Посадка на теплоход. 17-00 Отправление теплохода от пристани «Горицы». КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ ТЕПЛОХОДА 17.00-19.00 Круглый стол «Духовно-нравственные принципы хозяйствования».

http://ruskline.ru/analitika/2013/05/25/...

14 сентября, в субботу, Владыка вместе с новгородским реставратором А. И. Анисимовым, командированным по заданию И. Э. Грабаря в монастыри Белозерья, возвращались из горицкого Воскресенского монастыря, где они осматривали местные древности. Епископ торопился в тот же день вернуться в монастырь, так как непременно хотел молиться за всенощной, чтобы утром служить литургию. На обратном пути из Гориц, проехав 3 версты, они встретили подводу почтаря, которая везла двух красноармейцев. Поравнявшись с экипажем епископа, конвоиры соскочили с подводы. Один из них подошел к епископу и спросил: «Вы Варсонофий?» Владыка подтвердил. Красноармейцы пересели в экипаж, один – сзади, за поднятым верхом, другой – рядом с кучером, лицом к Владыке. Наступило тягостное молчание. Некоторое время ехали молча. Наконец Владыка спросил сидевшего напротив красноармейца: «Вы комиссар будете?». «Нет, я инструктор Красной армии», – ответил тот. Снова наступило молчание, которое прервал Владыка: «За что же вы меня арестовали?» «Вот бумага», – ответил красноармеец и протянул бумагу. Епископ Варсонофий и Александр Иванович прочли: «Епископа Варсонофия предписывается арестовать и доставить в тюрьму». 203 Анисимов стал успокаивать Владыку, говоря, что аресты в наше время стали обычным делом, на что святитель заметил: «Если и расстреляют, то, что же сделаешь». 204 Когда экипаж подъехал к Кирилло-Белозерскому монастырю, епископ сказал своему спутнику: «Вы здесь сойдите». Александр Иванович предложил прислать епископу белье, но Владыка на это возразил: «Пришлите духовника, иеромонаха Адриана». 205 Конвоиры повели архиерея в тюрьму, где уже находилась арестованная накануне игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) и несколько заложников из мирян. Они стали говорить, что время сейчас таково, что их арест может кончиться расстрелом. Епископ на это ответил: «Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины». 206 Всю ночь епископ молился. В 5 часов утра заключенных вывели из тюрьмы и повели по старой горицкой дороге. Их сопровождал отряд палачей из 20 человек. Впереди шел архиерей в клобуке и с посохом в руке, за ним матушка Серафима, следом четверо мирян: бывший гласный Кирилловской городской думы Николай Бурлаков, бывший мировой судья и капитан 2-го ранга Михаил Трубников и крестьяне Анатолий Барашков и Филипп Марышев. На второй версте от города конвоиры велели свернуть вправо, к горе Золотухе, где было учебное стрельбище. Сомнений не оставалось – ведут расстреливать. «Вот и наша Голгофа», 207 – спокойно произнес святитель, приблизившись к месту казни. Игумения Серафима покачнулась, не вполне веря, что их будут казнить без суда. Она полагала, что ведут их к горицкой пристани, чтобы посадить на пароход и отправить в Череповецкую тюрьму, куда был отправлен арестованный в мае священник Ферапонтова монастыря отец Иоанн Иванов .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

567 Речь идет о Кирилло-Белозерском мужском монастыре и Горицком Воскресенском женском монастыре Вологодской епархии; Ферапонтовом Белозерском женском монастыре Новгородской епархии и Новгородской Нило-Сорской мужской пустыни. 568 Речь идет о карательной акции череповецкого отряда красноармейцев, действовавших в г. Кириллове, первой жертвой которого стал будущий священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Он был расстрелян вместе с игуменией Ферапонтова монастыря Серафимой (Сулимовой), пресвитером монастыря Иоанном Ивановым , с ними были убиты четверо мирян: Николай Бурлаков, Филипп Марышев, Михаил Трубников и Анатолий Барашков. В 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви они были причислены к лику святых (см. подробнее: Стрельникова Е.Р. Ферапонтов монастырь в ликах и лицах. М, 1998). 570 В подразделе речь идет о следующих монастырях: Староладожском Успенском женском, Староладожском Николаевском мужском, Троицком Зеленецком мужском, Введенском Островском мужском С.-Петербургской епархии. 571 Русский музей императора Александра III (Русский музей). Открыт 7 марта 1898 г. как первый в России музей национального искусства. Располагается в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца. 573 Новоладожская церковь великомученика Георгия Победоносца (Суворовская церковь). В 1764 г., во время квартирования Суздальского полка под командованием А.В. Суворова в г. Новой Ладоге, была построена деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла. В 1802 г. церковь была обновлена и переосвящена в честь Георгия Победоносца. В 1857–1861 гг. к церкви были пристроены каменная трапезная и колокольня. Церковь была закрыта в 1924 г. Ныне не действует. 574 В разделе речь идет о церквях в честь великомученика Георгия Победоносца, Дмитрия Солунского, Рождества Иоанна Предтечи, соборе свт. Николая Чудотворца в г. Новая Ладога. 575 Северная область (Северная коммуна. Союз коммун Северной области) – одно из областных объединений Советов в составе РСФСР. Включала территории губерний: Петроградской, Псковской, Новгородской, Олонецкой, Вологодской и Архангельской; с июня 1918 г. в составе Северной области созданы Северо-Двинская и Череповецкая губернии. Центр – Петроград. Руководящий орган – ЦИК, который образовал областной Совет комиссаров (СК): председатель – Г.Е. Зиновьев; комиссары – М.С. Урицкий, А.Л. Шейнман, А.В. Луначарский, Н.Н. Крестинский и др. Печатный орган – «Северная Коммуна». Северная область упразднена в феврале 1919 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вот и наша Голгофа, – сказал святитель, приблизившись к месту каз­ни. Игумения покачнулась, епископ протянул руку, поддержал ее и сказал: – Матушка, приободрись! Ты – лицо духовное, нам надо на смерть ид­ти, не боясь, как на брачный пир, с веселием. Наступит время, когда нам с тобой завидовать будут. Слабость прошла, и она спокойно, с миром душевным пошла к месту казни. Один из приговоренных стал резко говорить по адресу тех, кто осудил их на смерть, но святитель остановил его: – По примеру Спасителя нам нужно всем все простить; в иную жизнь мы должны перейти в мире со всеми. Приговоренные были поставлены лицом к горе Золотухе, спиной к Ки­рилло-Белозерскому монастырю. Епископ стоял между игуменией Сера­фимой справа и Михаилом Трубниковым слева. В конце каждого дня после повечерия игумения Серафима просила у сестер прощения, земно кланялась им и говорила: «Простите меня, окаянную». Теперь она, обратившись к убийцам, тихо сказала: – Простите меня, окаянную. Карателям послышалось, что это их она назвала окаянными, и они выстрелили и убили ее. Затем раздались один за другим пять залпов, и все были убиты, только владыка продолжал стоять и молиться с воздетыми к небу руками; он читал отходную, и когда закончил ее, то произнес: «аминь», и услышал, как один из палачей закричал: – Да опусти ты руки! – Я кончил, – сказал святитель, – кончайте и вы. С этими словами он повернулся лицом к обители, благословил ее и опустил руки. После этого последовал выстрел в упор, и епископ упал мертвым. Могилу для убитых предложили копать купцам. Владыка после расстрела лежал на спине, с закрытыми глазами; руки и ноги вытянуты и прикрыты одеждою; на голове клобук; на груди видна цепочка от панагии. В могилу тела мучеников опускались с великой осторожностью и бережностью. Ближе к монастырю положили тело епископа, затем Николая Бур­лакова, за ним – игумении Серафимы; в ногах – тела Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева. Когда на рассвете 15 сентября жители услышали выстрелы, то многие устремились к месту казни. Красногвардейцы, попадавшиеся им по дороге, говорили с насмешкой:

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/766/Anat...

– Я не боюсь насильственной смерти, но я не смею думать, чтобы Господь нашел меня достойным мученической кончины. Всю эту ночь епископ провел на молитве. Одни говорили, что он пел псалмы, другие, что совершал всенощную. На следующий день, в воскресенье, 15 сентября, около пяти часов утра епископа Варсонофия, игумению Серафиму и четырех мирян вывели из тюрьмы и повели по направлению к Горицам. Вместе с епископом и игуменией были приговорены к расстрелу: Николай Бурлаков, Анатолий Барашков, Михаил Трубников и Филипп Марышев . Их сопровождал отряд палачей из двадцати человек. В монастыре начиналась ранняя литургия. Епископ попросил разрешения зайти в монастырь, чтобы приобщиться Святых Таин, но ему было в этом отказано. Недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, по дороге к Горицам, находилось подворье Филипповой Ирапской Красноборской пустыни. Над входом в подворье, с наружной стороны, помещалась икона святого Филиппа Ирапского. Епископ, проходя мимо, хотел перекреститься, но конвоир ударил его по руке прикладом ружья. Епископ ускорил шаг, и конвойные стали насмешливо его останавливать: – Не торопись, успеешь попасть в Царство Небесное! Шли по древней, времен преподобного Кирилла, дороге; впереди – епископ Варсонофий в клобуке, с посохом в руке; почти вровень с ним, чуть отступя, игумения Серафима, за ними – миряне. Епископ шел уверенно, твердо, зная, что наступил час решительный, смертный, час разрешения от земных уз для бытия со Христом. Игумения шла не вполне еще веря, что их будут казнить без суда, она полагала, что ведут в Горицы, чтобы посадить на пароход. Старая Горицкая дорога проходила рядом с монастырем по берегу Сиверского озера. Медленно шли узники, сопровождаемые конвоем. Благодатная молитвенная тишина, мир Христов сходил в души. Потянулась слева кромка воды. Так дошли до верстового столба, на котором было обозна­чено, что до Гориц от этого места пять верст, а до Кириллова две. Здесь каратели приказали остановиться и свернуть с дороги направо. Теперь сомнений не оставалось – ведут расстреливать.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/766/Anat...

В июне 1918 г. у верующих был отобран Арсениевский епархиальный дом в кремле с древлехранилищем, архивом и б-кой. В июле 1918 г. вместо консистории избран епархиальный совет . Консисторские дела переданы ему 17 июля. На следующий день состоялось 1-е торжественное заседание епархиального совета. После реквизиции Арсениевского епархиального дома на протяжении 2 лет консистория (епархиальный совет) сменила 5 помещений по причине их последовательной реквизиции властями. С сер. 1918 г. из мон-рей повсеместно изымались «излишки» продовольственных (в первую очередь хлебных) запасов, иногда верующие оказывали сопротивление ограблению обителей. В июне в Валдайский Иверский мон-рь для описи и изъятия хлеба прибыла комиссия в сопровождении отряда вооруженных красноармейцев. Созванные набатным звоном прихожане обители и окрестных церквей захватили оружейные склады военного комиссариата и оказали сопротивление отряду. Настоятель монастыря архим. Иосиф (Николаевский-Невский) попытался успокоить толпу, но был ранен. Реквизицию отменили, верующие разошлись. На следующий день в Валдае было введено военное положение, образован революционный штаб, приняты меры к возвращению на склады захваченного оружия. К суду привлекли 12 участников выступления. С нач. 1918 г. имели место внесудебные расправы над священнослужителями. Так, 23 февр. (8 марта) 1918 г. по ложному обвинению в сокрытии оружия для белогвардейцев был расстрелян свящ. сщмч. Павел Кушников. 9 апр. 1918 г. митр. Арсений сообщил Поместному Собору об этом убийстве. На заседании Собора 13 апр. патриарх свт. Тихон возглавил панихиду по невинноубиенным за веру. В мае 1918 г. игумению Ферапонтова монастыря прмц. Серафиму (Сулимову) арестовали по обвинению в подстрекательстве крестьян к возмущению в связи с тем, что крестьяне воспрепятствовали представителям местной власти составить опись имущества обители. С осени в ходе красного террора участились аресты и расстрелы представителей духовенства и прихожан. 15 сент. были расстреляны Кирилловский еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев), игум. прмц. Серафима (Сулимова), мученики Анатолий Барашков , Михаил Трубников , Николай Бурлаков и Филипп Марышев .

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Воронежского († 7.02.1929, пам. 25 янв.); сщмч. Варсонофия (Лебедева), еп. Кирилловского († 15.09.1918, пам. 2 сент.), и с ним сщмч. иерея Иванова Иоанна († 19.09.1918, пам. 6 сент.) и прмц. Серафимы (Сулимовой), игум. Ферапонтова мон-ря, и мучеников Николая Бурлакова, Барашкова Анатолия, Трубникова Михаила и Филиппа Марышева († 15.09.1918, пам. 2 сент.); прп. Серафима (Муравьева) исповедника, Вырицкого († 3.04.1949, пам. 21 марта); свт. Макария (Невского) , митр. Московского и Коломенского († 1.03.1926, пам. 17 февр.); прав. Алексия Мечева , прот. († 22.06.1923, пам. 9 июня); прп. Алексия (Соловьева) , иеросхим. Зосимовского († 2.10.1928, пам. 19 сент.), а также ряда новомучеников и исповедников Российских, представленных Алматинской, Вятской, Самарской епархиями и Соловецким мон-рем. Архиерейский Собор 1997 г., основываясь на докладе митр. Крутицкого Ювеналия от 10.10.1996 «О работе Комиссии Священного Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине Царской Семьи», передал на решение Поместного Собора вопросы о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских членов Царской Семьи: блгв. имп. мч. Николая II, блгв. императрицы мц. Александры Феодоровны, мч. блгв. цесаревича Алексия Николаевича, мучениц благоверных царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (Романовых), расстрелянных 17.07.1918 (пам. 4 июля). Комиссия выработала и приняла ряд документов относительно канонизации Царской Семьи (Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1996). В дополнение к деятельности Комиссии по канонизации святых в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания были внесены имена некоторых святых, ранее канонизированных другими Поместными Церквами: В рассматриваемый период была продолжена практика установления соборных памятей. Характерной чертой последнего периода стало установление празднований местночтимым святым. В 1988 г. в Вологде по благословению Святейшего Патриарха Пимена к местному почитанию был прославлен: 1) блж.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Жизнь и служение архиепископа Серафима (Остроумова) являются примером подлинно православного стояния в вере, глубокого благочестия и непоколебимой верности Церкви Христовой. От редакции. Порядок публикации в выпусках “Патерика” вынужденным образом произволен: тексты публикуются в том порядке, в каком поступают в редакцию материалы. Общее руководство подготовкой “Патерика” осуществляет архимандрит Макарий. В данном выпуске использовано издание: Стрельникова Е. Р. Житие новомучеников Кирилловских. М., 2004. Над текстом работала Е. Максимова. Новомученики Кирилловские Священномученик Варсонофий (Лебедев; епископ Кирилловский и иже с ним пострадавшие преподобномученица Серафима (Сулимова; священномученик Иоанн Иванов Николай Бурлаков Анатолий Барашков Михаил Трубников Филипп Марышев Прославлены на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 4 г. Память празднуется 2/15 сентября (преставление) и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Священномученик Варсонофий, епископ Кирилловский Будущий епископ Варсонофий родился в 1871 году в селе Старухине Белавинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. Василий, как его нарекли при крещении, был четвертым сыном сельского псаломщика П. М. Лебедева. Когда Василию исполнилось 8 лет, внезапно умер отец. Мать осталась без всяких средств, с восемью детьми на руках, но несмотря на все тяготы всех детей она подняла на ноги и дала им образование. Боголюбивые родители, бедность, потом сиротство воспитали отзывчивый характер Василия Лебедева. Рано познав нужду и лишения, отрок Василий рос чутким к чужим нуждам, любил церковную службу. Особенно укрепляли его встречи со старцем “дедушкой Петрушей”, к которому со своими горестями шел крестьянский люд; образ старца воспитывал в Василии склонность к монашеству. По смерти Божьего человека на месте его подвигов был основан небольшой монастырь, причем будущий святитель Варсонофий сам потрудился для этого, а брат его Алексей был насельником этого монастыря.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

   001    002   003     004    005    006