Сами мучители удивились силе его духа и дали ему имя батыр, т. е. богатырь. По поводу этой мученической смерти Достоевский писал в своем Дневнике: «Фома Данилов с виду может быть одним из самых обыкновенных экземпляров народа русского, неприметных как сам народ русский. Может быть, в свое время он не прочь был погулять, выпить, может быть даже не очень молился, хотя конечно Бога всегда помнил. И вот вдруг велят ему переменить веру, а не то – мученическая смерть. При этом надо вспомнить, что такое бывают эти муки, эти азиатские муки! Пред ним сам хан, который обещает ему свою милость, и Данилов отлично понимает, что отказ его непременно раздражит хана, раздражить и самолюбие кипчаков тем, «что смеет, дескать, христианская собака так презирать ислам». Но, не смотря на все, что его ожидает, этот неприметный русский человек принимает жесточайшие муки и умирает, удивив истязателей. Знаете что, господа: ведь из нас никто бы этого не сделал. Пострадать на виду иногда даже и красиво, но ведь тут дело произошло в совершенной безвестности, в глухом углу; никто-то не посмотрел на него; да и сам Фома не мог думать, что его подвиг огласится по всей земле русской. Я думаю, что иные великомученики, даже и первых веков христианских, отчасти все же были облегчены и утешены, принимая муки, тем убеждением, что смерть их послужит примером для робких и колеблющихся и еще больших привлечет ко Христу. Для Фомы даже и этого великого утешения быть не могло; кто узнает? он был один среди мучителей, Был он еще молод; там где-то у него молодая жена и дочь, никогда-то он их теперь не увидит, но пусть; «где бы я ни был, против совести моей не поступлю и мучения приму». Подлинно уж правда для правды, а не для красы»! Скажут: единичный случай! Нет, нет: таких случаев и в наше время можно указать не десятки, а сотни, а может быть и тысячи: вспомните миссионеров, идущих на вероятную смерть, вспомните самоотверженных трудников страждущего человечества, во имя Христа делающих святое дело в среде прокаженных, в холерных и чумных бараках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

«Начальник штаба поручил мне сообщить для доклада помощнику Начальника штаба верховного главнокомандующего: Первое, что в два с половиной часа второго марта главнокомандующий Сев. фронта будет говорить по аппарату с председателем Государственной Думы Родзянко по особому уполномочию его величества. Есть надежда на благоприятное разрешение. Второе – у нас имеются сведения, что гарнизон Луги перешел на сторону комитета. Эшелоны войск, предназначенные распоряжение генерал-адъютанта Иванова, задержались царским поездом между Двинском и Псковом: В виду событий Луге возникает вопрос о их обратном возвращении, о чем главнокомандующий Сев. фронта будет иметь всеподданнейший доклад у государя. Генерал Данилов уехал на вокзал доложить главнокомандующему о времени разговора его по аппарату с председателем Гос. Думы. Псков. 2 марта ч. 50 мин. 1215. Болдырев». 16 . Телеграмма начальника штаба Северного фронта ген. Данилова командующему пятой армией, помощнику начальника штаба верховного главнокомандующего и начальнику военных сообщений Северного фронта. «Ввиду невозможности продвигать эшелоны далее Луги и нежелательности скопления их на линии, особенно Пскове, и. разрешении государя императора вступить главнокомандующему Сев. фронтом сношение с председателем Государственной Думы, последовало высочайшее соизволение вернуть войска, направленные станцию Александровскую, обратно Двинский район, где расположить их распоряжением командующего пятой армией. 1 ч. 2 марта. 1216. Данилов». 17 . Разговор по прямому проводу генерала Рузского с председателем Государственной Думы Родзянко. Начало разговора 3 ч. 30 мин. 2 марта 1917 г. «Доложите генералу Рузскому, что подходит к аппарату председатель Гос. Думы Родзянко». «У аппарата генерал-адъютант Рузский». «Здравствуйте, Михаил Владимирович, сегодня около 7 час. вечера прибыл в Псков государь император. Его величество при встрече мне высказал, что ожидает вашего приезда. К сожалению, затем выяснилось, что ваш приезд не состоится, чем я был глубоко огорчен. Прошу разрешения говорить с вами с полной откровенностью – это требует серьезность переживаемого времени. Прежде всего я просил бы вас меня осведомить, сообщив истинную причину отмены вашего прибытия в Псков. Знание этой причины необходимо для дальнейшей беседы. Рузский».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— А ты, Тимофей, не боишься схлопотать вызов, компрометируя меня в глазах соотечественников? — гневно вскинулся Лайда. — Впрочем, в прежние времена людей твоего происхождения не вызывали, а пороли! Но так или иначе — не играй с огнем! — Ого! С огнем? — Годор пренебрежительно щелкнул пальцами. — Кстати, к своим соотечественникам ты относишься не лучше, чем к местным «черномазым мартышкам». — Одно дело — элита, а другое — народные массы, которые я искренне презираюс! И не ты ли сам говорил, Тимофей, что Россия для тебя — не родина? Данилов и его жена вопросительно посмотрели на Годора. — Родина всегда маленькая, а Россия для этого слишком велика, — сдержанно улыбнулся лейтенант. — Для господ Даниловых родина — это Санкт-Петербург, для Ивана Панченко — его любимый Дон, для меня — Ярославская губерния. Но от этого мы не перестаем быть русскими, ведь Россия — это мировоззрение людей, а не просто земля, обнесенная пограничными столбами! Не будет этого состояния духа — не будет и России, а на тех же землях возникнет что-то иное, пусть и с прежним названием. Данилов кивнул, соглашаясь, а Вера перекрестилась и горячо произнесла: — Этого не случится, пока существуем мы, русские женщины, знающие свой долг перед Богом и умеющие рожать по пять, семь, десять детей! А раз не переведутся русские люди, то не переведется и русский дух, о котором вы говорили… — Хорошо, если так… — неуверенно отозвался Годор. — Однако, наш уважаемый пахарь с университетским образованием — настоящий знаток загадочных русских душ, — иронично заметил Лайда, кивнув на Годора. — Вот уж нет, — поморщился тот. — Я имел в виду нормальных, живых русских людей, а не всех этих «загадочных», которых изобрела русская литература. Она — типичное дитя петровских реформ: и недо-православная, и недо-европейская. Везде не дотягивает! Потому и любит выводить «загадочных» недоумков. — Полнотес, милейший Годор, — лукаво прищурился Лайда. — Ну, пускай широких русских душ! — Зачем же всех под одну гребенку? Нас здесь четверо русских, и никто не напился…

http://azbyka.ru/fiction/bratskij-zamok-...

«Беспоповщина имела главным своим рассадником Данилов и Лексу, слывущие в народе до сих пор под названием монастырей, где покоятся кости основателей ее; оттуда, как из центра, пропаганда ее развилась в окрестности и достигла в России обширных размеров. Эти то места должны быть теперь средоточием духовно-нравственных мер, которые бы положили начало радикальному изменению убеждений здешнего края, проникнутого суеверием и предрассудками, укоренению которых способствовала дикая и трудно-проходимая местность». По мысли означенного совещательного комитета, предполагалось здесь сосредоточить миссию для уездов Повенецкаго и северо- западной части Петрозаводскаго и открыть школу для детей иногородних приходов. «Главная сторона и значение монастыря», писал преосв. Аркадий в св. Синод, от 4 октября 1860 г. за 5296, «кроме ежедневного богослужения, должна заключаться в миссионерстве и в обучении детей грамоте, дабы монахи его, ближе ознакомившись с характером окрестной страны и ее жителей, могли с большой пользой действовать в отвращении зла, происходящего от раскола, так как круг действий их должен простираться на весь Повенецкий уезд и с.-з. частъ Петрозаводского; а это будет иметь влияние и на пограничных жителей Финляндии и Архангельской губернии, также зараженных одним духом беспоповщины. Учрежденная же школа укореняла бы в поселянских детях с юных лет их влечение к православию; при этом предположено бедным ученикам давать помещение и стол от монастыря, как водилось у раскольников». – Монашествующих предположено было пригласить из Валаамского и Соловецкого монастырей и Саровской пустыни вполне нравственных и благочестивых. Сверх этого ежегодного отпуска (3,185 р.) на содержание монастыря, на основании Высочайше утвержденного в 12 день мая 1859 г. журнала главного комитета по крест. делу, испрашивался отпуск соразмерного количества денег на наем 25 служителей по классу монастыря, вместо служителей из государственных крестьян, с тем, чтобы, согласно Высочайше утвержденным 1 января 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

об. п. исповедалось и приобщилось в 1881 г. – всего 11. В Масельско-Паданском (в Кореле) из 1100–26. В Кажемском (Заонежье) из 1792–49. Уклоняющихся же от исполнения этих христианских обязанностей, по собранным олонецкой духовной консисторией в этом – 1881 году сведениям, свыше 3-х л. – от 5 и далее 20 л. – тысячи. Ничтожность исполняющих означенные христианские обязанности и громадная цифра уклоняющихся от оных, в соединении со множеством небывших у оных по 20 и более лет, побудили епархиальное начальство предписать миссионерам, чтобы они, во время своих посещений сельских приходов, обращали свое внимание и на таких православных и, занимаясь собеседованиями с раскольниками, имели во внимании и уклоняющихся от исповеди и св. причастия. Говоря об усилении раскола и о неудовлетворительности религиозного состояния самих православных, невозможно не упомянуть о приходских священниках. На них, как на главных и естественных миссионеров и цивилизаторов крестьянства, г. Арсеньев несколько раз указывал в своем представлении к министру внутренних дел. И по самой сущности, приходские священники должны быть главными труженниками и просветителями темных масс. Данилов был сокрушен; раскольники и раскольницы расселены по тем приходам, из которых они пришли сюда. Таким образом, долг каждого священника был и есть – заботиться об обращении их, по крайней мере, об ограждении своих пасомых от вредоносного влияния их. Не будем здесь повторять сказанного о священниках Данилова и Лексы. Приведем лучше свидетельство особ беспристрастных, вполне изучивших условия жизни сельских священников в олонецкой епархии и, по своему положению, занимавших самое видное место в Олонии. «Нет сомнения», сказано было в краткой записке о расколе в олонецкой губернии начальника ее г. Муравьева к министру внутренних дел и от него препровожденной в св. Синод, «нет сомнения, что первым и главным условием для обращения раскольников в православие должен быть пример самих священников, которые с высоким назначением пастырей церкви соединяли бы и христианское самоотвержение, но тем не менее и прежде всего необходимо для этого обеспечить и их ежедневные потребности, назначив им, особенно в раскольничьих и других отдаленных и бедных приходах, более соответственное содержание».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

Лауреатами Государственной премии России за 2007 год стали академик Андрей Зализняк, скульптор Андрей Ковальчук и группа сотрудников музея-заповедника «Куликово поле» 20 мая 2008 г. 18:33 Имена лауреатов Государственной премии за 2007 год были объявлены во вторник на торжественной церемонии в Кремле. Ими стали трое российских ученых — лингвист Андрей Зализняк, главный научный сотрудник Математического института им. Стеклова РАН Владимир Арнольд и завкафедры физического факультета МГУ им. Ломоносова Алексей Хохлов, а также актриса Алиса Фрейндлих и экс-президент Франции Жак Ширак. Кроме того, звание лауреатов получила группа работников военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»: Андрей Наумов, Владимир Данилов, Владимир Гриценко, а также скульптор Андрей Ковальчук. Академик РАН, главный научный сотрудник Института славяноведения Андрей Зализняк стал одним из лауреатов Госпремии в области науки и технологий. Президент РАН Юрий Осипов, выступая на церемонии оглашения лауреатов премии, напомнил, что Зализняк, автор грамматического словаря русского языка, сформулировал совершенно новый подход к его морфологическому содержанию. Без активных исследований лингвиста, отметил Осипов, было бы невозможно прочитать, в частности, уникальные новгородские берестяные грамоты. «Его работы изменили историческую карту распространения славянских языков», — сказал президент РАН. Кроме того, благодаря лингвистическим изысканиям Зализняка удалось доказать, что рукопись «Слова о полку Игореве», вызывавшая ряд сомнений у ученых, является подлинником. В области искусства звание лауреатов получила группа работников военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле»: Андрей Наумов, Владимир Данилов, Владимир Гриценко, а также скульптор Андрей Ковальчук. «Они оживили это историческое место, создав научно обоснованную схему функционирования природно-культурного заповедника», — сказал Пиотровский о группе, представляющей музей-заповедник «Куликово поле». Заповедник «Куликово поле» расположен на юго-востоке Тульской области на месте Куликовского сражения 8 сентября 1380 года и включает место битвы с прилегающей территорией.

http://patriarchia.ru/db/text/409803.htm...

Архитектор Фёдор Иванович Данилов Фёдор Иванович Данилов (1810, Орловская губерния — 9 ноября 1885, Харьков) — русский архитектор. Список храмов, которые построил Фёдор Иванович Данилов (или с его участием) Украина, Донецкая область Церковь Воскресения Христова Славянский район, Славянск Архитектор: Ф.И. Данилов (перестройка 1885) Год постройки: 1775 Украина, Луганская область Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Белокуракинский район, Бунчуковка Архитектор: Ф.И. Данилов (на основе образцового проекта 25) Год постройки: не ранее 1877 Архитектурный стиль: Эклектика , Русско-византийский стиль Украина, Сумская область Церковь Илии Пророка (утрачена) Сумской район, Белополье Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: 1876 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Сумской район, Лебедин Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: Между 1863 и 1875. 1875 перестройка Церковь Тихона Задонского Сумской район, Нижняя Сыроватка Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: 1880 Церковь Димитрия Солунского Сумской район, Бишкинь Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: 1888 Архитектурный стиль: Эклектика Украина, Харьковская область Церковь Успения Пресвятой Богородицы Изюмский район, Барвенково Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: Между 1876 и 1884 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Тихона Задонского Харьковский район, Борщевая Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: Между 1867 и 1868 Церковь Михаила Архангела Богодуховский район, Краснокутск Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: 1880 Церковь Вознесения Господня Лозовской район, Берека Архитектор: Ф.И. Данилов Год постройки: 1870 Церковь Пантелеимона Целителя на Песках Харьков, город, Харьков Архитектор: Ф.И. Данилов, М.И. Ловцов (реконструкция 1897-1898) Год постройки: Между 1882 и 1885 Архитектурный стиль: Эклектика Церковь Александра Невского в Заиковке (утрачена) Харьков, город, Харьков Архитектор: Ф.И. Данилов (первоначальный проект), В.Н. Покровский (перестройка 1913 г.) Год постройки: Между 1878 и 1881 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/fidanilov

Москва. Данилов мужской монастырь. Данилов монастырь, Даниловский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1251 и 1300. Ссылки:       Адрес: 115191, Россия, г. Москва, ул. Даниловский вал, д. 22 Координаты: 55.711263, 37.630779 Проезд:1. Метро " Тульская " (из центра - последний вагон), выйдя из метро, повернуть назад, дойти до трамвайных путей и повернуть направо, идти прямо до монастыря. 2. Метро " Павелецкая " , далее на любом трамвае до остановки " Свято-Данилов монастырь " . Монастырь открыт для посетителей с 6:00 до 21:00. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Данилов монастырь, 3 класса, в Москве, у Серпуховской заставы. Основан в конце XIII века Даниилом (см. 4 марта). После 1330 года, когда братия монастыря была переведена в Кремль к Спасу на Бору, он пришел в запустение; возобновлен был царем Иоанном Грозным в 1560 году. Соборный храм во имя святых отец Седми Вселенских соборов построен в 1554 — 1560 годах. Здесь находится древняя Владимирская икона Божией Матери; на ней сохранились подлинные портреты Иоанна Грозного, царевича Иоанна и митрополита Макария. В арке придела святого князя Даниила почивают мощи его в серебряной раке. При монастыре школа и приют — больница для монашествующих города Москвы. На монастырском кладбище среди выдающихся исторических деятелей покоится прах Н.В. Гоголя, Ю.Ф. Самарина, А.С. Хомякова. В 1872 году, 1 сентября монастырь праздновал 600-летие своего основания. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Святыни Свято-Данилова монастыря: Свято-Данилов – один из первых монастырей в Москве, о которых в настоящее время известно историкам. Обитель основана в конце XIII века на самых опасных южных подступах к Москве. В дальнейшем обнесенный крепостными стенами, монастырь-сторожа – сильный форпост, способный принять на себя первый удар наступающих на стольный град вражеских войск. Младший сын святого благоверного князя Александра Ярославича Невского Даниил (1261-1303) получил Москву в удел и стал родоначальником княжеской династии собирателей русских земель. Около 1282 года в пяти верстах от Кремля на правом берегу Москвы-реки основана обитель с храмом в честь преподобного Даниила Столпника – тезоименитого покровителя князя. В 1300 году первая в Московском княжестве архимандрития учреждена именно в Даниловом монастыре. 17 (4 ст.ст.) марта 1303 года в возрасте 42 лет святой благоверный князь Даниил отошел ко Господу.

http://sobory.ru/article/?object=03047

Свято-Данилов мужской монастырь (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Данилов монастырь (Свято-Данилов монастырь, Даниловский монастырь) — ставропигиальный мужской монастырь на юго-востоке столицы, в 5-ти километрах от Кремля. В этой обители встречаются многие исторические сюжеты Москвы и всей России. Содержание История [ править править код ] Монастырь в эпоху собирания русских земель вокруг Москвы [ править править код ] Основание [ править править код ] Предание, бытующее в Даниловой обители, не расходится с данными ученых: этот первый в Москве монастырь был основан в 1282 году князем Московским Даниилом Александровичем во имя прп. Даниила Столпника . Обитель возникла, когда до ранга столичного граду Москве было далеко. Поэтому не удивительно, что в ее истории много неясного. Достаточно вспомнить, что над раздробленной Русью в то время тяготело монгольское иго, да и сам монастырь уже в 1293 году подвергся татарскому разорению. Князь Даниил Московский был сыном святого князя Александра Невского . (Символично, что частица мощей святого князя хранилась в монастыре до самого его закрытия в 30-е годы XX века.) Монастырь строился вокруг церкви прп. Даниила Столпника, которая находилась на месте современного храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Первым его настоятелем стал архимандрит Иоанн, впоследствии епископ Ростовский. В 1303 году святой благоверный князь Даниил скончался в 42-летнем возрасте, приняв монашество в основанной им обители. Согласно его смиренному завещанию, его похоронили не в самом храме, как это следовало делать в соответствии с его княжеским титулом, а на обыкновенном церковном погосте. При Иване Калите [ править править код ] В 1330 году Данилов монастырь пережил событие, прервавшее его историю на два столетия. Тогда хозяйственный князь Иван Калита перенес обитель в Кремль, ближе к княжескому дому, переименовав ее в Преображенскую. К этому времени относится запустение монастыря и монастырского кладбища. Спустя сто лет после основания обители забыли даже о самом месте «святого Данилы за рекой», и позже пришлось обращаться к помощи помнивших древние предания старцев, чтобы обнаружить это место. Житие святого князя Даниила объясняет это тем, что Данилов монастырь объединили со Спасской обителью, находившейся неподалеку, а игумены последней не заботились должным образом об этом своем приобретении.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Данилов_...

«26.08.88. Посетил Данилов монастырь. 28 .08.88 (воскресенье). Был на службе в Даниловом монастыре – Успение Божией Матери, большое скопление народа. Хотел приложиться к плащанице. Не удалось. Исповедовалось много народа. Заказал за здравие и упокой. Поставил 4 свечи. Одну – з целителю Пантелеимону. Настроение не очень хорошее. Пришел в больницу – наступило просветление. Душа отдыхает. Прилив любви к И. Х. и Владыке… 2 .09.88 (пят). Данилов монастырь: заказал о Владыке за здравие с акафистом. 3 .09.88. Данилов монастырь: причащался в 6 ч. утра. 4 .09.88. Данилов монастырь: на службе». Какая удача, что институт оказался рядом с Даниловым монастырем, открывшемся будто специально для Толи! Пока было тепло, он ходил туда чуть ли не каждый день. Для этого выходил из института в полшестого утра, говоря вахтеру, что идет на переговорный пункт. Звонит както в первые дни: «Я купил себе брюки. Правда, они дорогие». – «Сколько?» – «Пятьдесят рублей». – «Толя, ну какие же они дорогие?! Это совсем недорогие, нормальные брюки». – «Ты знаешь, они такие красивые: серые, из мягкой ткани. Я шел по улице, и все на меня смотрели». И это в Москвето, где никого ничем не удивишь! Если охарактеризовать это качество Толи одним словом, это – скромность. Он всегда стеснялся выделяться. Чуть позже я привезла ему старую кожаную куртку, в которой он еще студентом ходил по Воробьевым горам. Вот так мы и ходили по Москве: в СвятоДанилов монастырь, Новодевичий, Донской… Невозможно себе представить, что еще несколько месяцев назад мы ничего не знали о Церкви. «5.09.88. Из разговора по телефону узнал, что Владыка всю ночь не спал изза меня – молился. 10 .09.88. Были в Новодевичьем монастыре – причащались. Купили два образа-медальона И. Х. Был с Э. 11 .09.88. День Усекновения главы Иоанна Крестителя. В Донском монастыре впервые помянули Владыку Гурия. 2 .10.88. В Новодевичьем монастыре причащались. 9 .10.88. Данилов монастырь – причастие. Исповедовался у старца. Поставил свечи за здравие и упокой. Купил 2 просфоры. Утром было сильное искушение не идти в монастырь. Несколько раз во время службы присаживался.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010