Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Михаил Ведешкин , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Религиозная политика Юстиниана была во многом противоречивой. В начале своего царствования он демонстративно порвал с промонофизитской политикой Зенона и Анастасия, объявив себя последовательным халкидонитом. Тем не менее гонения на монофизитов так и не начались. Этики еретики имели очень мощную поддержку при дворе в лице супруги Юстиниана – Феодоры. По сути, на протяжении всего царствования этой четы императоры будут пытаться найти компромисс между востоком и западом, какую-то формулировку, которая смогла бы сохранить единство Церкви и уберечь ее от более глубокого раскола. Одной из таких попыток найти богословский, теологический компромисс было собрание в 553 году Пятого Вселенского Собора. Здесь император Юстиниан, очевидно, пытается пойти на уступки монофизиам. Так он осуждает знаменитые три главы, то есть три видных церковных деятеля восточной антиохийской школы – Феодора Мапсуестийского, Феодорита Кирского, Ива Эдесского – за их якобы монофизитский взгляд. Также официально проклинается учение Оригена, которое было также неприемлемо для монофизитов. По сути, эти жертвы, которые Юстиниан приносит на алтарь церковного единства, оказываются пустыми. Ни радикальные халкидониты на западе, ни монофизиты на востоке не согласны примиряться. В итоге всю вторую половину своего правления Юстиниан будет находиться в незавидном положении буриданова осла, который будет пытаться то привлечь к себе западный клир, то наладить отношения с восточным. А монофизитский спор все углублялся и становился все более и более сложным. Так, именно во времена правления Юстиниана монофизиты создают свою собственную параллельную Церковь. На этом поприще подвизался знаменитый монофизитский монах, аскет, в дальнейшем ставший епископом – Иаков Барадей. В отношениях с прочими религиозными диссидентами Юстиниан последовательно придерживался весьма и весьма жесткой линии. Так, например, многие малые секты и течения в христианстве, например монтанизм, подверглись суровым гонениям. Та же участь ожидала секту манихеев, странной синкретической религии, появившейся в III веке и объединившей в себе элементы буддизма, гностицизма, христианства, месопотамских астральных культов и иудаизма.

http://academy.foma.ru/2017/01/11

Скачать epub pdf Протокол 4 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 7/20 августа 1938 года Заседание открывается в 9 часов утра в Сремских Карловцах в зале помещения Фондов пением молитвы Святому Духу. На собрание явилось 81 человек. I. Председатель Собора Высокопреосвятеннейший Митрополит Анастасий , открыв заседание, предлагает выслушать письмо Маршала Двора с выражением благодарностн Его Величества Короля Nempa II и Е. В. Князя Наместника Павла на приветствие Собора. Белград 18 августа 1939 г. Высокопреосвященнейший Владыко! По поручению Его Королевского Высочества Князя-Наместника имею честь выразить Вам благодарность за добрыя пожелания и любезное внимание, высказанное Его Величеству Королю и Королевскому Дому Собором Русской Православной Церкви, состоящимся в Сремских Карловцах. Прошу Ваше Высокопреосвященство и в этом случае принять уверения в моем глубоком уважении. Маршал Двора Б. И. Чолак-Антич.        Собор стоя выслушивает настоящее письмо. II. З ачитывается перечень приветствий разных организаций: 1. С вято-Андреевского скита на Афоне. 2. Б елградской русской колонии. 3. П редставительства в Югославии Всероссийского Земского Союза. 4. Р усских людей, объединенных вокруг газеты «Россия». 5. В сероссийского Национального Крестьянского Союза в Америке. 6. Р усского Национального Союза в Америке. 7. Р усской колонии в Пернике. III. Владыка, Председатель Собора сообщает, что на сегодняшнее заседание были отложены прения по докладу протоиерея о. И. Сокаля, но что за отсутствием докладчика их приходится отложить до следующего заседания. Председатель предлагает заслушать доклад К. Н. Николаева «Положение Православной Церкви и веры в Сов. России». А также доклады протоиерея Михаила Польского «О духовном состоянии русского народа под игом безбожной власти томящегося» и гр. Ю. П. Граббе «Взаимоотношения Русской Православной Церкви заграницей и Матери-Церкви». «Положение Православной Церкви и веры в Сов. России». Доклад К. Н. Николаева

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собрание сочинений (5 томов, 1830 г.) профессора святителя Димитрия Ростовского в 5-ти томах. Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV (содержание) Том V (содержание) Содержание 1-го тома. Небольшие творения с присовокуплением жития и келейных записок Житие во святых отца нашего, Димитрия, Митрополита Ростовского Чудотворца Надгробная [речь], которую Преосвященный Стефан по погребении святого Димитрия написал Духовная грамота святого Митрополита Димитрия Речь того же Преосвященного Митрополита к Великому Государю, когда будучи Архимандритом, с Украины пришел Того же Преосвященного Митрополита Димитрия, в Ростов на престол свой пришедшего Краткие вопросы и ответы о вере и других важнейших для христианина предметах знания Врачевство духовное против смущающих и хульных помыслов, по частям собранное из различных отеческих книг Молитва повседневного исповедания к Богу от человека, полагающего начало спасения Внутренний человек, в клети сердца своего уединенный, поучающийся и молящийся втайне Поучение к иереям Апология для утоления печали человека, находящегося в беде, гонении и озлоблении, вкратце сложенная Послание святого исповедника Христова Хрисогона от уст, к святой Анастасии Фармаколитрии, бывшей в печали и долгом от домашних ее озлоблении О приуготовлении иереев к Божественному причащению Второе приуготовление Третье приуготовление Смиренного архиерея Димитрия честной монахине Варсонофии Евфимиевне Божие благословение Того же Митрополита Ростовского и Ярославского в некую пользу души За что Бога благодарить? Исповедание грехов генеральное, произносимое перед иереем от лица кающегося Молитва , или краткое воспоминание страданий Христовых Богодухновенное наставление христианское Какие милосердому и долготерпеливому Творцу нашему Богу угодны от людей дела Благодарственное воспоминание страданий Христовых и молитвенное размышление, наиболее полезное изо всех молитв, которое должно во все пятницы совершать Повествователи, историки, свидетели и учителя, списатели церковные о страданиях Господних

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание От издателей Путь к святыне Схиигумен Савва Католикос-Патриарх Мелхиседек III Митрополит Димитрий Мтацминда Залог вечной радости Монастырь Святой Ольги Нечаянная радость Чудо святого Георгия Путь Первосвятителя Отец Георгий Пусть живые будут милостивы к мертвым Схимонах Авраам Архимандрит Парфений Глинское братство на Иверской земле Митрополит Зиновий Схиархимандрит Андроник Схиархимандрит Серафим Монах Иероним На пороге пустыни Венец пустынного лета Схиигумен Георгий Поля невидимых сражений Монах Иларион Прельщенный подвижник Монахи Виталий и Кассиан Схимонах Ефрем Скорые помощники Мертвое село Монахиня Ангелина Встреча в Барганах Монахиня Акиндина Беседа об Иисусовой молитве О четках Молись и надейся Встреча в Самтавро Когда время не властно Сидящая Анастасия Люба-юродивая Лидия О плодах своеволия «Не прикасайтесь к помазанным Моим…» Упавшая звездочка Трагедия одной души Судьба Левана Странная встреча О смерти Кто защитит мертвых от живых? О детях Не навреди! О лжи как об искушении на духовном пути Зарубки в пути Изречения отцов Когда я думаю о прошлом Примечания     От издателей Земная жизнь человека подобна странствию – пути, который суждено ему совершить во времени от рождения до последнего вздоха перед порогом вечности. По-разному каждый из нас распоряжается отпущенным ему сроком. Зачастую бывает и так, что человеку кажется, будто сама эпоха и обстоятельства берут в свой плен его жизнь и с непреодолимой силой воздействуют на его выбор, поступки и слова, – так что ему уже невозможно вернуться на стези своей совести. Но каждому на пути Господь обязательно посылает Встречу, благодаря которой пусть на краткий миг мы входим в иное пространство – в пространство духовной реальности. Всего несколько слов, обращенных к нам человеком внимательной молитвенной жизни, или даже просто его присутствие, а порой лишь прикосновение к покрытому патиной камню забытой миром святыни вдруг со всей ясностью открывают перед нами смысл человеческого существования – быть с Богом – и обращают наш ум к вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора декабря 2017 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла , приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали:  Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II ,  Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X ,  Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III ,  Святейший Патриарх Сербский Ириней ,  Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил ,  Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II ,  Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий ,  Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва ,  Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав ,  Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации  Грузинской Православной Церкви  митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации  Болгарской Православной Церкви  митрополит Ловчанский Гавриил,  Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий ,  митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала " Союз " . Обратившись  к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию - 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.  " Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

схимонах Епифаний (Чернов) Скачать epub pdf Глава тридцатая. Приезд во Францию Переезд Архиепископа Феофана во Францию был вызван исключительными по глубине и важности соображениями. В середине апреля 1931 года, в среду, 29 числа по новому стилю, Архиепископ Феофан навсегда покинул гостеприимную Болгарию, где прожил пять лет. Он переехал во Францию по настоятельной просьбе его петербургских знакомых Пороховых и поселился в Париже, в районе Клямар, на рю Паскаль, 2. Люди эти, Федор Васильевич и Лидия Николаевна Пороховы, выехавшие из России после революции, в 1918 году, были приближенными ко Двору, в частности, к Императрице Марии Федоровне, супруге Императора Александра III и матери последнего из Дома Романовых Императора Николая II. Духовно Пороховы окормлялись широко известным благодатным Старцем, иеросхимонахом Варнавой, подвизавшимся в Гефсиманском скиту Св. Троице-Сергиевой Лавры. Род Пороховых знаменит. Он берет свое начало от Богдана Хмельницкого. У гетмана Малой Руси Богдана (Феодора) Хмельницкого был сын. И дал ему Богдан по нраву прозвище – Порох. А в те далекие времена турецкие султаны вели непрерывную войну с бедствующей Малой Русью, с запорожскими казаками... Грабили население, уводили в плен, убивали. И случилась беда – сын Гетмана, казак Порох, попал в плен к туркам. Турки хотели его убить. Но, по молитвам родителей и множества молившихся о его спасении, совершилось чудо, Господь спас его от смерти. Потрясенный чудом спасения сына Пороха, Богдан снял с руки своей золотой перстень, вынул из него драгоценный камень и вложил его в икону Спасителя. По прошествии времен прозвище «Порох» удлинилось, превратившись в фамилию Пороховых. Федор Васильевич Порохов, его прямой потомок, по чину – генерал, профессор математики. Человек, беззаветно преданный Богу. От Господа дана была ему мудрость и сила. Мало кто знает о нем, человеке героической судьбы, но он, чуждаясь славы человеческой, жил во славу Господа. Брата его Василия Порохова, расстреляли большевики. И его дочь Анастасию, оставшуюся круглой сиротой, Федор Васильевич принял к себе. Она вместе с ним и его женой Лидией Николаевной, в тайном постриге монахиней Марией, выехала за границу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Текст Главы книги сей, глаголемому Временнику по седьмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета [I]. Царство великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всеа Русии самодержца В той же главе: О опришнине О новгородцком пленении, о пролитии крови острия меча во гневе ярости царевы на град святый О царице и великой княгине Анастасие Романовне и о чадех О царевиче и великом князе Иванне Ивановиче О брате царя Ивана Васильевича всеа Русии князе Владимере Ондреевиче Старицком [II]. Царство благочестивое, иже от поста просиявши, великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всеа Русии В той же главе: О заклании 1 государя царевича и великого князя Димитрия Ивановича в 99-м году, и о приходе крымского под Москву; и Борис Годунов з бояры и воеводы ратию против крымского в обозе стоял; и как крымсково царя Бог победил, и как он, крымской хан, ис-под Москвы побежал; и Борис Федорович Годунов з бояры и с ратными людьми мешкал 3 дни, чтобы царь подале ушол; и спустя 3 дни ходил Борис с Москвы, взяв рать из обозу всю, сказал государю: гонял за царем до Серпухова и побил. Тут же и о занеглинеском пожаре Борисовых зажигальников. Все деялось в одно время, в том же 99-м году, в одних неделях и днях О пострижении Борисом царицы Марии, матери царевича Димитрия Ивановича, по смерти его, и с Углеча ссылка ея О Богдане Бельском О принесении мощей святаго царевича Димитрия Ивановича с Углеча к Москве [III]. О обирании Бориса Федоровича на царство в Новом Девиче монастыре и о воцарении его; и как ево для в тот монастырь со кресты ходили, а после его Борисовы смерти престали ходить; и о серпуховском его 2 походе 106-го году, как ходил против царя, и о том, как при царе и великом князе Феодоре Ивановиче и при нем, Борисе, прелестники церкви ставили и образы писали во имя ангела их В той же главе: О крестном целовании царю Борису Федоровичю О утвержении имени писмены тогожде О Борисе же царе [IV]. Богопустное на Московское государство Ростригино беззаконное царство

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Том 1 Том 2 Том 3 Том 4 Том 5 Том 6 Содержание Исторические сведения о седьмом Вселенском Соборе Святой собор Вселенский седьмой, никейский второй I. Первое послание отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву исаврянину. О святых иконах II. Второе послание отца нашего Григория, папы римского, о святых иконах. III. Предисловие Анастасия библиотекаря к седьмому собору. (в форме письма) к Иоанну VIII, великому первосвященнику Краткое оглавление содержания книги IV. Высочайшая и благочестивейшая грамата отправленная августейшими Константином и Ириною к святейшему и блаженнешему Адриану, папе древнего Рима V. Апология Тарасия пред народом, вырвавшаяся из уст его в тот день, когда самодержцы объявили народу, что он делается патриархом, в каковой сан он и был возведен индиктиона восьмого, 6293 года от создания мира Краткий очерк того, что было сделано до собора Изложение деяний второго никейскаго собора Деяние первое Деяние второе Деяние третие Копия соборного послания Феодора, святейшего патриарха иерусалимского Деяние четвертое «Святого отца нашего Нила к епарху Олимпиодору: Правило шестого и вселенского собора (82-е) Римская редакция (πμηνεα) подписей Деяние пятое Деяние шестое Том первый Том второй Том третий Том четвертый Том пятый Том шестой Деяния седьмое Деяние восьмое Церковные правила, провозглашенные вторым никейским собором Похвальное слово, сказанное святому собору Епифанием, диаконом церкви катанской, что в Сицилии, и местоблюстителем Фомы, архиепископа острова Сардинии 39 правило святых апостол Из Деяний святых апостол Из третъей книги царств Из четвертой книги царств о проказе Гиезия Из правил шести сот тридцати отцов, собравшихся в Халкидоне, правило второе Из окружного послания Геннадия, святейшего архиепископа константинопольского, и бывшего с ним собора Из правил шестого вселенского собора, правило 22-е VII. СОБОР НИКЕЙСКИЙ, 2-й, ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ     ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О СЕДЬМОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ В царствование Льва Исаврянина был в Аравии один иудей Сарантахин 1 , знаменитый чародей и фокусник.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Учреждение О. а. связано с завоеванием Болгарского царства Византией (см. в ст. Болгария , Византийская империя ). В 971 г., после взятия Дрыстыра (греч. Доростол, ныне Силистра, Болгария), визант. имп. Иоанн I Цимисхий низвел находившегося в городе патриарха Болгарского Дамиана . Но Болгарская Церковь (см. Болгарская Православная Церковь ) продолжила существование, а возглавлявший ее архиепископ по мере завоевания болг. земель переносил свою кафедру в свободные от византийцев города (Средец, Воден (ныне Эдеса), Моглен (Моглена), Преспа), пока не поместил ее в Охриде. Город известен с III-II вв. до Р. Х. как античная колония, возникшая на месте поселения илирийского племени дасарети. В 148 г. до Р. Х. Лихнид (в пер. с греч. яз.- «светлый», «сияющий»; как считается, название отражает прозрачность воды озера, на берегу к-рого город расположен) вошел в рим. пров. Македония (см. в ст. Македония , историческая обл.), при имп. Диоклетиане (284-305) - в пров. Нов. Эпир. Начало христ. проповеди в кон. I в. связано с расположением Лихнида на рим. дороге Via Egnatia. Согласно преданиям, в Лихниде проповедовал сщмч. Еразм († между 303 и 305), буд. покровитель города. Лихнид стал епископской кафедрой в 1-й пол. IV в.: еп. Зосим участвовал в Сардикийском Соборе (343), еп. Антоний - в Халкидонском Соборе (451), известно о контактах еп. Лаврентия с Римскими папами св. Геласием I (492-496) и Анастасием II (496-498) и о его вызове в 515 г. в числе 5 епископов Иллирии на суд в К-поль ( Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 552). Во 2-й пол. VI в. в Лихниде началось расселение славянских племен, к 30-м гг. VII в. здесь проживали племена верзитов (берзитов). Слав. название Охрид, вероятно, восходит к слову «рид» (горная цепь) и появилось при заселении этих земель славянами или после вхождения города в Болгарское государство (1-я пол. IX в.) - впервые оно упоминается в титуле еп. Гавриила, участника IV К-польского Собора (879-880). В IX в. город находился в обл. Кутмичевица, куда кн. равноап. Борис направил на служение равноап. Климента Охридского , который вместе с равноап. Наумом Охридским и др. учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия основали Охридскую книжную школу . В кон. Х в. Охрид являлся столицей болг. царя Самуила (997-1014), после смерти к-рого перешел под управление кн. св. Иоанна Владимира (1014-1016), разместившего в нем казну. В 1018 г. визант. имп . Василий II Болгаробойца взял Охрид и включил его в состав фемы Болгария со столицей в Скопье.

http://pravenc.ru/text/2581773.html

Прибавление Римские и греческие императоры, патриархи восточные, римские пары, русские князья и цари, митрополиты и патриархи. Римские и греческие императоры Октавиан Август. † 14. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Нерва 96–98. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Тапит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283–284. На Востоке Диоклитиан 284–305. Максириан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Ликиний 311–324. Св. Константин В. 324–337. Константм II 337–340 Констанций 337–361. Иулиан 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Св. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Св. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Св. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На Западе Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций Хлор 305–306. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций же 353–361. Иулиан же 361–363. Иовиан же 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На Востоке Анастасий Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий 578–582. Св. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Св. Константин III (иными не считается) 641 г. Констанс или Константин (IV) 641–668. Констант. Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–711. Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–717. Лев III Исавр 717–741. Константин V (VI) Копронин 741–775. Лев IV Хазар 775–780.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010