П.В. Долгоруков Князья Чарторыжские отцовский ОТ ГЕДЕМИНА КОЛЕНО III: Князь Коригайло, во святом крещении православной веры Константин Ольгердович; потом римско-католик Казимир, князь Черниговский и князь земли Северския, в последствии Великий Князь Литовский † 1392 (см. статью о князьях Хованских) КОЛЕНО IV: Князь Святослав, во святом крещении Глеб Коригайлович † 1390 Князь Василий Коригайлович Чарторыжский (Czartoryski) КОЛЕНО V: Князь Иван Васильевич, герцог Чарторыжский КОЛЕНО VI: Князь Фёдор Михайлович, староста Луцкий Князь Семён Александрович, служил в России КОЛЕНО VII: Князь Александр Фёдорович, воевода Волынский; женат на княгине Магдалине Вишневецкой, рождённой Деспот Князь Иван Фёдорович; женат на княжне NN Кузминишне Заславской Княжна Анастасия Фёдоровна, за Петром Богдановичем Хрептовичем Княжна NN Фёдоровна Княжна Анна Фёдоровна, за великим конюшим литовским, Василием Богдановичем Чижем Князь Василий Семёнович, служил в России КОЛЕНО VIII: Князь Михайло Александрович, староста житомирский; женат на Софие Ходкевич Княжна Марианна Александровна, за Юрием Сапегою, воеводою Смоленским и Полоцким Князь Иван Иванович, сподвижник и друг Стефана Батория; женат на Эвве Боркулаб Князь Юрий, (первый из князей Чарторыжских покинул православную веру предков своих в начале XVII века, и примеру его последовал, в 1638 году, младший сын его князь Николай); женат на княжне Александре Юрьевне Вишневецкой Княжна Екатерина Ивановна, за Василием Загоровским, каштеляном Брацлавским Княжна Елена Ивановна, за Горностаем Князь Михайло Васильевич † в Казани 1544; с кончиною его пресеклась младшая ветвь князей Чарторыжских, имевшая пребывание в России и верная православию КОЛЕНО IX: Князь Юрий Михайлович Князь Александр Юрьевич Князь Адриан Юрьевич Князь Николай, воевода Волынский, православную веру предков своих, в 1638, в римско-католицизм; женат на княжне Изабелле Корецкой КОЛЕНО X: Князь Юрий Юрьевич, с кончиною его пресеклась старшая ветвь князей Чарторыжских, пребывшая непоколебимою в православной вере предков

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Стрешневы По азбучному порядку, статье о Стрешневых не следовало бы здесь находиться, но как имя этой фамилии, в мужском колене угасшей, принадлежит ныне одному из дворян Глебовых, а статья о Глебовых помещена в 6-й главе 4-й части, то мы помещаем здесь и статью о Стрешневых. Предок их Филипп Стрешнев, дьяк, в 1543 году послан был в Великие Луки для переговоров о мире с польскими послами, а в 1549 году, при капитуляции Колывани (Ревеля), ему поручено было принять и описать весь воинский снаряд, в городе находившийся. отцовский КОЛЕНО I: Филипп Стрешнев КОЛЕНО II: Иван Филиппович КОЛЕНО III: Василий Иванович Фёдор Иванович † 1581 КОЛЕНО IV: Андрей Васильевич † 1573 Иван Васильевич Михайло Васильевич Борис Васильевич Филипп Фёдорович Степан Фёдорович † 1581 КОЛЕНО V: Степан Андреевич Яков Андреевич Фёдор Андреевич Давыд Андреевич Афанасий Иванович Фёдор Иванович Евстафий Михайлович Олферий Михайлович Иван больший Филиппович, думный дворянин † 1613; женат на Ирина Прокофьевне NN Андрей Филиппович Иван меньший Филиппович Филипп Степанович Никита Степанович КОЛЕНО VI: Фёдор Степанович, боярин † 1647 Лукьян Степанович, боярин † 1650; женат на Анне Константиновне NN Игнатий Степанович Сергий Степанович Иван Степанович Боголеп Степанович Алексей Яковлевич Степан Фёдорович Лаврентий Фёдорович Корнилий Фёдорович Илья Афанасьевич Константин Афанасьевич Леонтий Афанасьевич Яков больший Афанасьевич Андрей Афанасьевич Яков меньший Афанасьевич Данило Афанасьевич Матвей Фёдорович Михайло Фёдорович Пётр Евстафьевич Фёдор Евстафьевич Василий Иванович, боярин † 1661 Иван Филиппович Иван Никитич Илья Никитич КОЛЕНО VII: Степан Фёдорович Иван больший Фёдорович, боярин; женат на Анастасие Ивановне NN Иван меньший Фёдорович, окольничий. Женат на Анне Михайловне Лодыженской Семён Лукьянович, боярин † 1666; женат на княжне Марие Алексеевне Лыковой Ирина Лукьяновна, за Елизарием Чебуковым Феодосия Лукьяновна, за Иваном Павловичем Матюшкиным Евдокия Лукьяновна † 18 сентября 1645, супруга Царя Михаила Феодоровича

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Перевод Оглавление этой книги, называемой «Временник», (описывающей) после семи тысяч лет от сотворения мира первые годы восьмой (тысячи) [I]. Царствование великого государя царя и великого князя Ивана Васильевича, всей Руси самодержца В той же главе: Об опричнине О пленении Новгорода и о том, как царь в яростном гневе пролил кровь на святой город острием меча О царице и великой княгине Анастасии Романовне и о детях О царевиче и великом князе Иване Ивановиче О брате царя Ивана Васильевича всей Руси князе Владимире Андреевиче Старицком [II]. Благочестивое царствование прославившегося постом великого государя царя и великого князя Феодора Ивановича всей Руси В той же главе: О заклании (убиении) государя царевича и великого князя Димитрия Ивановича в 99 (1591) году, и о приходе крымского (хана) под Москву, и как Борис Годунов с боярами, воеводами и войском против крымского в обозе стоял; и как крымского хана Бог победил, и как он, крымский хан, из-под Москвы побежал; и (как) Борис Федорович Годунов с боярами и ратниками мешкал 3 дня, чтобы хан подальше ушел; и (как) спустя 3 дня ходил Борис из Москвы, взяв все войско из обоза, и сказал государю: гнался за царем (ханом) до Серпухова и разбил (его). Тут же о пожаре за (рекой) Неглинной, (устроенном) Борисовыми поджигателями. Все это происходило в одно время, в том же 99 (1591) году, в одни недели и дни О пострижении Борисом царицы Марии, матери царевича Димитрия Ивановича, после его смерти и высылка ее из Углича О Богдане Бельском О перенесении мощей святого царевича Димитрия Ивановича из Углича в Москву [III]. О избрании на царство Бориса Федоровича в Новодевичьем монастыре и о его воцарении, и как ради него в этот монастырь ходили с крестным ходом, а после его – Бориса – смерти перестали ходить; и о его серпуховском походе в 106 (1598) году, как он ходил против царя (хана татарского), и о том, как при царе и великом князе Феодоре Ивановиче и при нем – Борисе – льстецы строили церкви и писали иконы во имя их ангела В той же главе:

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Timofeev/...

Преподобный Симеон Мироточивый, основатель Хиландарского монастыря Аудио Скачать (MP3 файл. Продолжительность 3:35 мин. Размер 2.6 Mb ) Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Святой Стефан Неманя родился в 1114 году в области Зета, нынешней Черногории, которая тогда находилась под латинской юрисдикцией. Когда его родители смогли вернуться в Сербию, они крестили его в Православной Церкви и воспитали в любви к истинной вере и святым добродетелям. Отец рано доверил ему управление одной из областей. Благодаря своему дарованию правителя и народной любви он стал великим жупаном всей Сербии (1166). Ему удалось объединить сербские области в единое королевство. Стефан явился основателем династии Неманичей, правившей 200 лет (1172–1371) и давшей Церкви многих святых . Во время правления ему пришлось столкнуться c враждебностью братьев и побывать в заключении ради Православия. Но благодаря непоколебимой вере и очевидному заступничеству великомученика Георгия он победил врагов и созвал Собор, чтобы избавить страну от ереси богомилов. С помощью своей супруги Анны он построил множество храмов и монастырей, делал богатые пожертвования в крупные духовные центры христианского мира. Стефан обеспечил независимость государства от Византии и правильным образом организовал жизнь Церкви. Затем великий жупан последовал примеру сына Растко-Саввы и постригся в монахи в Студенице (1196) с именем Симеон. Его жена также дала монашеские обеты и приняла имя Анастасия. Менее чем через два года Симеон присоединился к сыну, подвизавшемуся на Святой Горе в монастыре Ватопед, стал его смиренным учеником, подражая, насколько позволял возраст, тому рвению, с которым Савва предавался молитве. Оба они способствовали украшению монастыря. Затем по хрисовулу Алексея III они приобрели развалины Хиландара и основали здесь прекрасный монастырь, которому суждено было стать одной из колыбелей сербской культуры (ин. 1198). Всего восемь месяцев подвизались они в Хиландаре, когда Симеон заболел. Он позвал сына Савву, сердечно простился с ним, попросил одеть себя в погребальную одежду и положить на пол в пепел, подложив под голову камень. Затем он позвал всех монахов, попросил у них прощения и, глядя на икону Божией Матери, отошел ко Господу 13 февраля 1199 года со словами: «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150).

http://pravoslavie.ru/59770.html

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2 декабря 2017 г. 23:58 2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II , Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X , Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , Святейший Патриарх Сербский Ириней , Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил , Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II , Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий , Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва , Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав , Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон , глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларджетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церкви митрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий , митрополит Токийский и всей Японии Даниил . В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. «Это событие произошло, может быть, в самый трудный момент нашей национальной истории, когда случился революционный слом всей жизни, когда очень много сил, внешних и внутренних, восстало на Церковь Божию и на Церковь уже обрушились кровавые гонения, напомнил Его Святейшество.

http://sobor.patriarchia.ru/db/text/5076...

При участии Предстоятелей и гостей из Поместных Православных Церквей состоялось заключительное заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Москва, 4 декабря 2017 г.      2 декабря 2017 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное заключительное заседание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В заседании, которое прошло под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на торжества, посвященные 100-летию восстановлению Патриаршества в Русской Церкви. В президиуме присутствовали: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский Феодор II, Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X, Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III, Святейший Патриарх Сербский Ириней, Блаженнейший Патриарх Румынский Даниил, Блаженнейший Архиепископ Кипрский Хризостом II, Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий, Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва, Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады Тихон, глава делегации Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалцихский и Тао-Кларжетский Феодор, глава делегации Болгарской Православной Церквимитрополит Ловчанский Гавриил, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, митрополит Токийский и всей Японии Даниил. В Зале церковных соборов, кроме участников Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и членов делегаций Поместных Православных Церквей, собрались представители московского духовенства. Заседание транслировалось в прямом эфире телеканала «Союз». Обратившись к присутствовавшим, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что последнее заседание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви носит торжественный характер и посвящается историческому событию — 100-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/108870.html

ПРОГРАММА XXI МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ КИНО И ТЕЛЕПРОГРАММ «РАДОНЕЖ». 21-24 ноября. Москва. Дом кино. ПРОГРАММА XXI МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ КИНО И ТЕЛЕПРОГРАММ «РАДОНЕЖ». 21-24 ноября. Москва. Дом кино. Малый зал 21 ноября. 10.00 Информационная программа (160 мин.) «Мамины сады» (24 мин.) Владимир Вороков «Дед и внук» (30 мин.) Игорь Горбачев «Окарина» (39 мин.) Игорь Полещук «Керамика» (10 мин.) Борис Будинас «Белые платочки» (16мин.) Елена Еременко «Река жизни» (14 мин.) Сергей Вознесенский «Изгнание из рая» (17мин.) Ольга Матвеева «Православие и казачество» (10мин.) Анастасия Погребная 13.00 Конкурс (165 мин.) «Вознесенский монастырь. Предания и тайны Московского Кремля» (52 мин.) Любовь Акелина «Грачи прилетели» (39 мин.) Виктор Безенков «Личная История Ульяны Корольковой» (27 мин.) Николай Раужин «Четыре имени» (25 мин.) Анна Родионова «О любви» (22 мин.) Ирэна Рудина 16.00 Конкурс (167 мин.) «Духовный мир Югры. Святой Далмат: родом из Берёзово» (42 мин.) Павел Иньков «Соловецкие юнги» (39 мин.) Максим Гуреев «Трудные вопросы истории». Цикл. «Иван Грозный, Александр III. Сталин» (76 мин.) Наталья Емельянова 22 ноября. 10.00 Конкурс (154 мин.) «Иоанн Крестьянкин. Дворец Праведника» (33 мин.) Марина Михайлова «Исцели рана наша…» (38 мин.) Елена Саенко «Камчатские отцы» (30 мин.) Дмитрий Никитин «Мария (Тюмень)» (30 мин.) Людмила Борисова и Марина Тугаринова «Места надо знать. Борисовский женский монастырь» (23 мин.) Светлана Игунну (Немыкина) 13.00 Конкурс (157 мин.) «Зачатьевский женский монастырь: 20 лет со дня возрождения» (55 мин.) Елена Чач «Баушка» (39 мин.) Евгений Мичков «Венера» (47 мин) Магкеева Людмила «Дорога к храму. Кино» (16 мин.) Ирина Минигалеева 16.00 Конкурс (156 мин.) «Афон. Обитель богородицы» (56 мин.) Аркадий Мамонтов и Элла Тухарели «Путь Христа» (14 мин.) Оксана Бойванова «Апраксин. Дорога к храму» (46 мин.) Надежда Абрамова «Великое в малом». Фильм 3-й. «Взлетная полоса» (40 мин.) Альбина Мингазова 19.00 Специальное событие Презентация творческой лаборатории «Видимое и сокровенное» Клуба православных кинематографистов при СК России. Просмотр и обсуждение анимационного полнометражного фильма «Необыкновенное приключение Серафимы», реж. Сергей Антонов (75 мин.)

http://fest.radonezh.ru/article/news/pro...

протоиерей Владимир Рожков Библиография 367 Абрамов Иван. Неплюевская школа (письмо из Глуховского уезда)//Русское богатство. 1899. Кн. 7(10). Отд. 2. С. 177–194. О сельскохозяйственной школе и «Крестовоздвиженском трудовом братстве» Черниговской губернии, организованных Н. Н. Неплюевым в конце 1890-х гт. Абрамов Иван. Похвальное слово церковным школам//Русское богатство. 1904. 9. Отд. 2. С. 183–184. Абрамов П. Средневековая история с детьми-штундистами//Русская школа. 1905. 1. С. 41–44. Исключение из школы учащихся штундистов. Абрамов Я. Земство и города//Новое слово. 1896. 7. Апрель. С. 174–184. Борьба между противниками и сторонниками светской школы в Брянском и Саратовском земствах на земских собраниях в 1896 г. (земская или церковноприходская школа?). Абрамов Я. В. К вопросу о веротерпимости//Отечественные записки. 1882. . А. В. Из Петербурга. Старокатоличество для Западной России//Русское обозрение. 1893. Кн. 1. С. 429–431. Аврех А. Я. Столыпин и Третья Дума. М., 1968. Айвазов Иван II Полоцкие епархиальные ведомости. 1908. 19. По поводу свободы религиозной пропаганды. Айвазов Иван. Несколько критических замечаний на речь г. Стаховича о «свободе совести»//Миссионерское обозрение. 1901. С. 722–745. Айвазов Иван. Православная Церковь и высшие государственные учреждения в России. М., 1912. Акаемов Н. Ф. Монахи в старой Варшаве//Русский архив. 1915. Кн. 2. Вып. 7. С. 302–322. Монахи разных конгрегации в XIV–XIX вв. Акимов В. В. Книга в деревне//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 5. 1906. Сентябрь. С. 11–61. В связи с вопросом о внешкольном образовании. Акимов В. В. Постановка учебного дела в земских школах//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 62. 1916. Март. Отд. 3. С. 33–90. Ч. 63. Май. С. 1–60. С таблицами в тексте. В март. кн. (примеч. на с. 33–34) указаны источники и литература. Алексеенко М. М., профессор. Пятилетие бюджета в III Государственной Думе. СПб., 1912. Анастасиев А. И. Новая начальная школа//Журнал Министерства народного просвещения. Нов. сер. Ч. 7. 1907. Февраль. Отд. З.С. 129–181. Состояние школы в связи с министерским проектом всеобщего обучения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Сведения о Святом Феогнии сохранились только в печатаемых нами житиях его. По ним он родился в Каппадокийском городе Арарафии, приблизительно в 425 году. Приняв еще в юношеском возрасте на родине, монашество, Св. Феогний в пятом году царствования императора Маркиана (454–455), отправился на поклонение Св. местам Иерусалима, где был принят в монастыре Св. мученика Юлиана, основанном Флавиею. Впоследствии та же Флавия поручила ему управление одного из монастырей, находившихся в Гефсимании. Избегая близости шумного города, Св. Феогний, по отъезде из Палестины Флавии и воспоследовавшей затем ее смерти, оставил вверенный ему монастырь и удалился сперва к Св. Феодосию киновиарху, но, не выдержав сурового климата Иудейской нагорной страны, спустился в Иорданскую долину, где поселился в Каламонской лавре. Вскоре стали собираться около его пустынной келии желающие воспользоваться его духовным руководством. Это обстоятельство побудило Св. Феогния соорудить близ своей пещеры небольшую церковь и монастырь ( Иоанн Мосх . Луг духовный. М. 1871, гл. 159). По настоянию Иерусалимского патриарха Илии (494– 517) Св. Феогний был поставлен епископом незначительного города Витилии (Montfaucon. Bibl. Coisliniana. Pas p. 417 ошибочно называет Св. Феогния Кипрским епископом, что повторено Н. Omonf. Nouveau catalogue sommaire des manuscripts grecs de la bibliotheque nationale T. III), в южной части Палестины. Пребывая здесь по делам церкви, Преподобный, [II] при первой возможности, возвращался в устроенный им пустынный монастырь, который он называл: царским дворцом. Св. Феогний, по делам своей епархии, дважды посетил Константинополь, раз в царствование императора Анастасия (491–518) и вторично в царствование императора Юстина (518–527). По возвращении из этого второго посещения Константинополя он, по обычаю своему, из Витилии посетил свой монастырь, в котором скончался 8-го Февраля 522 г. на 97 году от рождения. Память преподобного отца, как видно из надписания первого печатаемого нами житья его, праздновалась 15 Февраля. Наступившие, в начале VII века, для Святой Земли тяжелые времена и вероятно полное разорение основанного им монастыря были причиною, что имя Св. Феогния не встречается ни в Православных, ни в латинских синаксарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегень А. Ю. Скачать epub pdf Глава десятая. Архиепископ Филарет Московский 1821–1823 – Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа! – так словами апостола Павла из послания к римлянам приветствовал архиепископ Филарет свою московскую паству. Москва! Как ни избито повторять пушкинские строки, а лучше Александра Сергеевича не скажешь: «Сколь много в этом звуке для сердца русского сплелось!» В начале XIV века святитель Петр, митрополит Киевский и всея Руси, обосновался здесь и первым среди русских архипастырей получил наименование «Московский». Святитель Алексей, воспитатель Дмитрия Донского и друг преподобного Сергия Радонежского, вдохновитель борьбы за независимость от Орды, закончил дело переноса митрополии в богохранимый град Москву и стал последним главой Русской православной церкви, носившим титул митрополита Киевского, а потомки также прозвали его Московским. Хотя официально только через столетие епархия совершенно отделилась от Киевской митрополии, стала именоваться Московской и всея Руси и была поставлена первою в числе епархий Константинопольского престола. Ее митрополиты до учреждения патриаршества избирались и поставлялись независимо от патриарха Константинопольского. При святителе Ионе Русь отвергла Флорентийскую унию, а Московская церковь стала автокефальной. Под своей епитрахилью Иона спасал юного князя Ивана Васильевича, будущего Ивана III Державного, создавшего мощное государство, в семь раз больше того, которое ему досталось от отца. А святитель Симон во времена правления этого государя многажды созывал церковные соборы, один из которых покончил с так называемой ересью жидовствуюших. Святитель Макарий создал свод «всех чтимых книг на Руси» – Великие Четьи-Минеи, которые так и вошли в историю под названием Макариевских. При нем началось на Руси книгопечатание, он открыл на Москве типографию Ивана Федорова для печатания священных и богослужебных книг. Входя в Избранную раду, Макарий имел огромное влияние на молодого Ивана Грозного, в 1547 году он венчал его на царство, способствовал его браку с Анастасией Захарьиной, вдохновлял на завоевание Поволжья и взятие Казани. На Макарьевских соборах канонизированы многие русские святые, включая благоверного князя Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010