Скачать epub pdf « Каждая страна, город и народ чтут и славят своих наставников, которые научили их православной вере. Прославим и мы по силе нашей, хотя малыми похвалами, совершившого великия и чудныя дела нашего учителя и наставника великого Кагана земли нашей Владимира ». Эти достопамятныя слова Киевского митрополита Илариона невольно возникают перед нами вновь из глубины веков в настоящем юбилейном году, знаменующем 950-летнюю годовщину крещения Руси. Просветитель наш Св. Князь Владимир совершил подлинно равноапостольское дело, выведши свой народ из тьмы язычества и озаривши его Светом Христовым, заимствованным им из древней Византии. Значение этого великого и славного события поистине неизмеримо не только для нашего отечества, но и для всего мира. Углубляясь в него, мы невольно чувствуем и как бы осязаем руку Провидения, управляющого судьбами человечества. Если бы чувственный язычник Владимир прельстился учением Ислама, столь потворствующого человеческой плоти, то, благодаря положению, занимаемому Россией на Востоке Европы, Западной Европе постоянно угрожал бы натиск фанатического мусульманства. История всей христианской Церкви, а с нею и всего мира за минувшее тысячелетие могла пойти по совершенно иному направлению и в том случае, если бы не греческий веропроповедник, а римские миссионеры овладели сердцем Владимира, когда он захотел оставить языческое суеверие своих отцов, чтобы заменить его новой более совершенной религией. Поистине, он не от человек «звание приял», а от Самого Бога, указавшого ему чистый и неповреждепный источник к свету людям, седящим во тьме и сени смертной, если они искренним сердцем ищут истины. Спасительный страх, овладевший сердцем князя Владимира при виде картины Страшного Суда, развернутой перед его взором греческим философомъ-проповедником, был для него «началом премудрости», первым семенем православия, которое он воспринял в свое сердце. Но особенно ярко засиял для него свет с Востока после того, как к нему возвратились его послы из Константинополя, трепещущие духовным восторгом от дивной небесной красоты, которую они созерцали во время богослужения в храме Св. Софии, узревши в ней как бы откровение славы Божией, подобно ученикам Христовым на Фаворе. Эта красота пленила сердце Владимира и навсегда покорила его Христу. Сделавшись христианином ранее своего народа, он не только стал крестителем последняго, но и его восприемником из купели, утвердившим его в истинах Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Какую дань слова принесем вам, верные свидетели Слова, доблестные страстотерпцы и пастыри, вменившиеся яко овцы заколения. Витийствующий язык изнемогает пред величием вашего подвига. Ваши язвы, подобно множеству отверстых уст, сами вещают о вашем терпении; ваша кровь говорит лучше, чем кровь Авеля ( Евр. 12, 24 ). Вы сами служите нашею похвалою. В вас и через вас мы приносим жертву благодарения Господу, всегда победители нас творящему о Христе Иисусе ( 2Кор. 2, 14 ). Среди великого испытания скорбями, мы преизобилуем, ради вас, радостью ( 2Кор. 8, 2 ) и восклицаем вместе с Златоустом: «Благословен Бог ! и в наш век произрасли мученики, и мы удостоились видеть людей, закалаемых за Христа, людей, проливающих святую кровь, которая орошает всю Церковь . Мы удостоились видеть ратующих за благочестие, побеждающих, увенчиваемых... и мы имеем теперь у себя этих венценосцев» (Беседа 3-я на первую книгу Паралипоменон). Многие хотели бы видеть, что мы видели, и не видели, слышать то, что мы слышали, и не слышали. Нам суждено было быть свидетелями ваших чудных дел, и любви, и служения, и веры, и терпения ( Апок. 2, 18 ), и на нас лежит священный долг возвестить о них миру, проповедывать на кровех о том, что мы видели своими очами, что осязали руки наши ( 1Иоан. 1, 1 ). Но нам не достанет ни времени, ни сил повествовать о новых Сампсонах, Давидах, Гедеонах, Самуилах, об этом чудном воинстве Христовом, которое верою побеждало царства, творило правду ( Евр. 11, 32–35 ) и посрамило древняго врага. Тебе, первосвятитель древней Киевской церкви, соименный св. Просветителю Руси, подобало предначать славное поприще борьбы и страданий, ты стал предводителем боговенчанного полка, и тебе да воздастся от нас первый венец хвалы. Сама Божественная Премудрость предуказала, чтобы на горах Киевских, там, где Апостольскою рукою было утверждено некогда знамение св. Креста, вознесен был на крест преемник апостолов, как один из первых священномучеников наших дней. Крещение Русской Церкви огнем и кровию должно было начаться оттуда, где положен был первый камень в ея основание и где изначала приял водное крещение русский народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Не всякому поколению суждено встретить на своем пути такой благословенный дар неба, каким явилась для своего времени Великая Княгиня Елизавета Феодоровна 1 . Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик ея отражал красоту и величие ея духа: на ея челе лежала печать прирожденного высокого достоинства, выделявшого ее из окружающей среды. Напрасно она пыталась иногда под покровом скромности утаиться от людских взоров: ее нельзя было смешать с другими. Где бы она не появлялась, о ней всегда можно было спросить: кто это смотрящая, как заря, светлая, как солнце ( Песн. 6, 10 )? Она всюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ея сердца. Все качества ея души строго соразмерены были одно с другим, не создавая нигде впечатления односторонности. Женственность соединялась в ней с мужеством характера; доброта не переходила в слабость и слепое безотчетное доверие к людям; дар разсуждения, который так высоко ставят христианские подвижники, присущ был ей во всем, даже в лучших порывах сердца. Быть может, этими особенностями своего характера она обязана была отчасти своему воспитанию, которое получила под руководством своей бабки по матери английской королевы Виктории. Английский отпечаток, несомненно, лежал на всех ея вкусах и привычках: Английский язык был ей ближе родного немецкого. На образование внутренняго чисто духовного облика Великой Княгини, по собственному ея признанию, имел большое влияние пример Елизаветы Тюрингенской или Венгерской (по отцу), сделавшейся через свою дочь Софию одной из родоначальниц Гессенского дома. Современница Крестовых походов, эта замечательная женщина отразила в себе настроение своей эпохи. Глубокое благочестие в ней соединялось с самоотверженной любовью к ближним. Ея супруг считал ея щедрую благотворительность расточительностью и потому иногда преследовал ее за это. Постигшее затем Елизавету раннее вдовство обрекло ее на скитальческую, полную лишений жизнь. После она снова получила возможность помогать бедным и страждущим и всецело посвятила себя делам милосердия. Высокое почитание, каким пользовалась эта царственная подвижница еще при жизни, побудило католическую церковь уже в XIII веке причислить ее к лику своих святых. Впечатлительная душа Великой Княгини с детства была пленена светлым образом ея достойной прабабки, и он глубоко запечатлелся в ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Пасхальное Послание 1940 года Блаженнейшого Митрополита Анастасия, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Христос Воскресе! Дорогие братие и сестры, ближние и дальние, в разсеянии сущие и в Отечестве нашем пребывающие. Пасха, этот праздник жизни, света, любви и братства, снова соединяет нас всех в одну семью Христову, оживляя в нас надежду на скорое воскресение России. Когда восходит солнце, оно золотит прежде всего вершины гор и деревьев и иных высоких предметов, и затем озаряет всю земную поверхность, проникая даже в пропасти земли, в ущелья гор и разселины скал. Тоже можно сказать и о животворящих лучах праздника Воскресения Христова – они падают прежде всего на тех, чьи сердца устремлены всегда к небесамъ – на эти духовныя вершины христианского человечества, и затем обнимают своим сиянием всех других людей, не исключая и тех, кто обычно привык пресмыкаться в нравственных низинах, не поднимая очей своих на небо. И всюду, где ни распространился бы свет Пасхи, он творит жизнь и радость. Мы, странники и пришельцы среди других народов, счастливы, что принесли с собою этот драгоценный залог с Родной земли, искони так возлюбившей и так глубоко усвоившей благодатное дыхание этого праздника. С тех пор, как Русь вышла из купели крещения, она ярко загорелась Пасхальным светом, непрестающим озарять всю ея тысячелетнюю историю. Нигде в мире Пасха не являет столь очевидно своего царственного достоинства, как праздник праздников и торжество из торжеств, как именно на Русской Земле. Последняя действительно преображалась в светлые дни и, как невеста Христова блистала тогда веселием и духовною красотою. Как некогда апостолам на Фаворе «добро было» в лучах Преображения Господня, так и сердце русских людей услаждалось и как бы горело в сиянии, славя воскресшого Спасителя, и когда прекращался наконец Светлый праздник и смолкал торжествующий пасхальный звон, дивной небесной музыкой, разливавшийся по необъятным пространствам нашей Родины, русский человек, с такою же неохотой и даже как бы некоторой грустью возвращался к своей будничной жизни, с какими апостолы спускались с Фавора после Преображения Своего Божественного Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Скачать epub pdf Рождественское послание председателя Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященного митрополита Анастасия Тяжелы и скорбны дни нашей жизни, но в сумраке их нам особенно ярко светит Вифлеемская звезда, предвосхищая восход Солнца Правды – Христа. Она ведет нас, как некогда волхвов, к Нему, нашему Спасителю и Утешителю, Которого не перестанет искать наша душа. В праздник Его рождества мы живее чувствуем Его близость к нам, ради которых Он сошел с неба и принял человеческую плоть. Нам невольно рисуется тогда наше невинное детство, когда мы с духовным восторгом воочию созерцали чудную евангельскую картину: вертеп, озаренный небесным светом, сияющого божественною славою Младенца, лежащого в яслях, Пречистую Матерь-Деву, склонившуюся над Ним в кротком умилении, старца Иосифа, приникшого к великой Вифлеемской тайне, и задумчивых волов, своим дыханием согревающих Младенца-Христа и как бы боящихся нарушить чемъ-либо общую благоговейную тишину в ту таинственную ночь, когда небо соединилось с землею и когда какъ-бы остановилось самое течение времени. От избытка сердца невольно отверзались уста и мы радостно славословили вместе с ангелами и пастырями Родившагося Христа, «Отроча младо Превечного Бога». Да будет благословен для нас и ныне этот торжественный праздник, неистощимым в своей благодати, всегда вещающий нам о том, что со Христом родилась для нас новая жизнь, чуждая греха, исполненная мира, любви, взаимного благоволения между людьми и нетленного блаженства. Христос рождается! – дорогие братие и сестры. Этими словами церковной песни мы приветствуем всех вас от имени Церкви. Где бы вы ни находились ныне – в тяжелой доле на родной земле, в ратном подвиге на поле брани или в мирных, но часто тяжких трудах здесь за рубежом, Христос ныне везде с вами, Он благословляет и обнимает Своею любовью всех вас. Обнищав нас ради, Он всех обогатил Своею нищетою. По любви и снисхождению к нам Он родился не в пышных царских чертогах, а в убогом Вифлеемском вертепе, чтобы быть доступным для всехъ – для богатых и бедных, для мудрецов и простецов.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово архиепископа кишиневского Анастасия, произнесенное в Московском Успенском Соборе при поставлении на патриарший престол митрополита Тихона, 21 ноября 1917 года Источник Скачать epub pdf «Веселится ныне церковь Божия, зря, как Богоизбранная Отроковица входит в храм Господень, благодать совводящи». Ликуют ныне и радуются сугубою радостью православные русские люди, видя, как предводимый самою Пречистою в Ея храм входит Святитель великий, предобразуя нам благоволение Божие. Со светильниками и божественными песньми праведные Иоаким и Анна и с ними девственный лик ввели в храм Иерусалимский чистую Деву, чтобы уневестить Ее Небесному Жениху. В блистании священных огней, с пении и лики, поистине, как жениха церковного, ввел Священный Собор в дом Богородицы богоизбранного патриарха, чтобы обручить его с первосвятительским престолом и со всею Церковью Российскою. В самое Святая Святых древняго храма вступила ныне Пречистая Богоматерь. Не во Святое-ли Святых Русской земли вошел и наш нареченный Первосвятитель, когда вступил под сень величайшей святыни Русского народа: здесь все проникнуто благоуханием святыни, здесь, в доме Пречистой, искони было средоточие благоговейных помыслов, молитв и обетов православных русских людей; на этом благодатном месте святая Русь издревле соприкасалась с небом и ея живые земные строители таинственным союзом соединялись с ея небесными печальниками и заступниками. От собора этих святых предстоятелей за Русь и поставляется ныне новый светильник Церкви; от их благодатной руки изливается сугубое благословение на главу нового первоиерарха, как миро на главу Аароню. Сама Пречистая Матерь Божия от Своея чудныя иконы вручила ему жребий его высокого служения и соделала его стражем Своего Дома и всего православного достояния русской земли. Великий первопрестольник Российский Святитель Петр простирает ему свой жезл, процветший благодатью, чтобы ныне, когда раздирается хитон русской церкви, когда раздираются ризы русской державы и об одежде ея мещут жребий, он, наш новый первостоятель, собрал этим свяшенным жезлом расточенное, соединиль разстоящееся, подражая самому блаженному строителю и собирателю древней Руси, святому Петру и единоправным ему святителям Алексию и Ионе.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово высокопреосвященнейшого митрополита Анастасия в седьмую годовщину мученической кончины Государя Императора Николая II и всей Царской Семьи Источник Скачать epub pdf Произнесено 4 июля 1925 г. после заупокойной литургии на Голгофе. Исполнилось семь лет со дня кончины наших царственных мучеников, и мы приносим на этом всемирном алтаре безкровную жертву в память их. Молитва любви – наш постоянный долг пред ними и их великими страданиями, завершившимися жестокой казнью всей Царственной Семьи в нынешнюю кровавую ночь в Екатеринбурге. Не прекратилась еще великая брань добра и зла, потребовавшая от России столь тяжкой жертвы, и имя почившого Государя продолжает доныне стоять пред нами как «знамение пререкаемо». В то время как одни при самом воспоминании об этом имени проливают слезы скорби и сострадания, другие приходят в неистовство и с яростью бросают в него отравленныя стрелы. Не потому ли эти последние так негодуют против замученного Царя, что, пролив его кровь, они ничем не могут оправдать совершенного ими преступления? Все ухищрения убийц Государя оказались безсильны помрачить нравственный образ его – тот образ, который служит мерилом истинного достоинства человека – будет ли последний сидеть на престоле или влачить свое печальное существование среди униженных земли. Известно, что люди, подобно драгоценным металлам, познаются в горниле огненных испытаний. Почивший Император прошел сквозь оба главных вида искушений, каким подвергается человек на земле: искушение высотою, славою, счастием, и искушение унижением, лишениями, телесным и душевным страданием. Трудно сказать, какой из этих двух искусительных путей опаснее для нас. Не легко перенести человеку сознание своего превосходства пред другими людьми и устоять пред опьяняющим действием величия, славы, богатства, которые почти всегда приходят к нему в сопровождении своего всеразвращающого спутника в виде соблазна гордыни. Не менее требуется от нас нравственных усилий и для того, чтобы сохранить спокойное величие духа в постигающих нас тяжких скорбях и бедствиях; когда сердце человека невольно озлобляется против всего мира или впадает в уныние.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово высокопреосвященного архиепископа Анастасия, произнесенное в Дамаске над гробницею Блаженнейшого Григория, Патриарха Антиохийского, 3/16 декабря 1928 г., в присутствии Местоблюстителя патриаршого престола и Собора Епископов Антиохийской Церкви Источник Скачать epub pdf Пред гробом нашего общого отца и пастыря что скажем вам, достопочтенный сонм святителей великой Антиохийской Церкви, и тебе, его осиротевшая паства? Даже, если бы наша речь не была чужда для васъ 1 , то и тогда она была бы безсильна выразить все, чем наполнено наше сердце. Впрочем, у скорби есть свой собственный язык, общий для всех людей, он и соединяет нас с вами, имея своим органом не столько слово, сколь слезы и воздыхания сердца. Итак, да «восплачут ныне горы» Ливанския, «ибо поражена их краса на высоте их». «Как пал сильный», хотели бы воскликнуть вместе с Давидом ( 2Цap. I, 19, 21 ); как подсечен секирою смерти величественный кедр Ливанский, возращенный рукою Небесного Вертоградаря, дабы служить утверждением и украшением Церкви! Как поражен пастырь, неусыпно стоявший на страже своего стада и полагавший душу свою за овцы своя? Померкла звезда Востока, бывшая для многих путеводительницей ко Христу. Подобно вдовице, облеклась ныне в траурныя одежды славная Антиохийская кафедра, утвержденная руками самих Первоверховных Апостолов Петра и Павла, украшенная именами и подвигами многих своих древних первостоятелей, давшая всем нам самое наименование «христиан» ( Деян. 11, 26 ). Разбит сосуд, преисполненный мудрости; не той мудрости века сего, которая представляет из себя часто безплодную игру ума, которой отвергся Апостол языков, но мудрости истинной, духовной, являющейся «дыханием силы Божией», «художницей всего» ( Прем. 7, 21. 24 ), начало коей страх Господень ( Притч. 1, 7 ). Почивший Предстоятель Антиохийской Церкви от юности внял совету и примеру славного царя. Он возлюбил премудрость паче всех сокровищ ( Притч. 2, 4 ) и неустанно почерпал ее не только из ея первоисточника – книги Божественных откровений, но и из живого отеческого предания, которым искони был богат древний любознательный Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Слово, произнесенное 19-го июня 1949 г. в храме-памятнике, сооруженном в Брюсселе для увековечения памяти мученически убиенного Государя Императора Николая II Источник Скачать epub pdf Что сказать вам, возлюбленные во Христе братия и сестры, в этот торжественный час нашего молитвенного общения с вами в столь знаменательном для нас храме-памятнике? Два разнородных чувства соединяются ныне в нашем сердце, вступая в некоторое состязание между собою. С одной стороны, мы переживаем светлую праздничную радость при созерцании неисчислимого сонма православных святых, коих св. Церковь поставляет ныне перед нашим духовным взором, износя их, как чудные перлы, из своей небесной сокровищницы. Среди них блистает особою велелепною, поистине божественною славою, Пречистая Матерь Божия, посетившая ныне вас через пришествие к вам Ея чудотворного образа, облагоуханного, как драгоценным миром, исходящею от него благодатию и вашим благоговейным усердием к Ней. Оно побудило вас принести Ей ваши радостныя похвалы, ваши умиленныя слезы и эти чистые благоухающие цветы, довлеющие Той, Которая Сама именуется «Неувядаемым Цветом». Но эта радость растворяется скорбью, невольно проникающею в наше сердце при воспоминании о великих страданиях в Бозе почившого Царя-Мученика, Государя Николая II, умученной вместе с ним его царственной семьи и многочисленных других наших страстотерпцев, умерщвленных безбожною большевицкою властью, в священную память коих воздвигнут этот храм. Наша скорбь об них по временам была бы неутолима, если бы она не умягчалась и не просветлялась теплыми лучами, исходящими от светлого облика покойного Царя-Мученика. Многие из нас еще живо помнят его образ и благоговейно хранят его в своем сердце. Что может быть пленительнее духовной красоты, сиявшей из его лучезарных ласкающих очей, бывших истинным зеркалом его возвышенной благородной души? Он воплотил в себе образ истинного православного Царя – помазанника Божия, благочестивого, кроткого, милостивого, великодушного, самоотверженного, готового положить душу свою за блого народа и за верность обетам, данным им при священном короновании.

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Grib...

Февраля 6 (19) Священномученик Василий (Надеждин) Составитель И. И. Ковалева Священномученик Василий родился 12 января 1895 года в Москве в семье служащего Дворцового управления Федора Алексеевича Надеждина и его супруги Софии Павловны и был во святом крещении наречен Василием в честь святителя Василия Великого . У Федора Алексеевича было три мальчика и три девочки, Василий был пятым ребенком в семье. По семейному преданию, как-то отрок Василий проводил до дома старого больного священника, который, благословив мальчика иконой святителя Николая, предсказал ему, что он станет священником, что впоследствии и сбылось. Примером веры и благочестия для отрока Василия были родители, со всей полнотой ответственности относившиеся к христианскому воспитанию своих детей. Федор Алексеевич Надеждин, уже в преклонных летах, писал своей невестке Елене Сергеевне Надеждиной: «В старину я слышал изречение: «Дети – благословение Божие». Оглядываясь на прожитое мною долголетие и припоминая виденное мною в течение этого долголетия, конечно, я непререкаемо убедился в великой правде этого изречения. И меня лично не раз спасало от многих житейских искривлений сознание о моем долге и обязанностях перед детьми, в чем и видел благословение Божие». Федор Алексеевич многие годы был старостой Покровской церкви, находившейся в Большом Левшинском переулке. Так судил о нем Господь, что кончина его последовала 14 октября 1935 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В 1910 году, по окончании Заиконоспасского Духовного училища, Василий Надеждин поступил в Московскую Духовную семинарию. С четырнадцати лет он пел в церковном хоре Покровского храма, а впоследствии и регентовал, организовав хор из прихожан. Большое участие в жизни Василия принимал его родственник по отцу архиепископ Анастасий (Грибановский) . В мае 1914 года Владыка Анастасий получил назначение на Холмскую кафедру. По его приглашению летом того же года Василий посетил Холм; май 1915 года он также провел в Холмской епархии. Вместе с владыкой Анастасием он ездил в Леснинский Богородицкий монастырь. Несколько дней в мае 1915 года Василий Федорович прожил в Яблочинском Онуфриевском мужском монастыре. Делясь с родителями своими путевыми впечатлениями, он писал: «Я теперь очень сблизился и подружился с архимандритом Сергием 5 … Мы с ним не расставались, ходили пешком в их Белозерский скит, и я пришел в восторг, когда увидел Белое озеро… переплыли его на лодке…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010