Бог так повелел, но не навсегда оставил: Он премудрой хитростью отвратил иудеев от жертвоприношений, повелев совершать их только в одном городе. Когда, по прошествии некоторого времени, после многих знамений и чудес, иудеи, хотя и несовершенно, начали постигать истинного Бога, тогда Господь Бог запретил им жертвоприношения животных, игру на арфах и пение и сказал через пророка: “Удали от Меня шум песней твоих, ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать”(Ам. 5, 23.). И еще сказал Господь: “Ибо отцам вашим Я не говорил и не давал им заповеди… о всесожжении и жертве”(Иер. 7, 22.). И еще: “Жертвы и приношения Ты не восхотел”(Пс. 39, 7.). И еще: “Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих”(Пс. 49, 9.). Теперь понятно, что Бог не требовал жертвоприношений и музыки, повелев иудеям приносить жертвы и играть на арфах, но Он снизошел к их слабости, жестокосердию и непокорности. Поэтому Господь в одно время повелевает, в другое — запрещает, и иногда любит, иногда же — ненавидит. Много подобных мнимых противоречий можно найти в Священном Писании. Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом… Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах”(Еккл. 3, 19–20.). Далее он же говорит: “Таково преимущество мудрого перед глупым”(См. Еккл. 6, 8.). Ранее сказав: “Нет у человека преимущества перед скотом”, далее Соломон говорит, что не только перед скотом, но и перед грешным праведный имеет преимущество. Соломон говорит о грешниках: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”(Еккл. 9, 10.). А о праведниках он говорит: “Души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их”(Прем. 3, 1.). И еще: “Праведники живут во веки; награда их — в Господе… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”(Прем. 5, 15, 16.). И еще: “Он причислен к сынам Божиим и жребий его — со святыми”(Прем. 5, 5.). И далее Соломон ясно показывает, что не одинаков конец не только у человека со скотом, но и у праведников с грешниками: животные после смерти не живут и не сходят в ад, души грешных людей после смерти живут и из-за своих нечестивых дел попадают в ад, души праведных — в руке Божией; праведники получат царство славы и венец красоты от руки Господа; кроме этого, есть и другие различия между человеком и скотом. Чтобы показать слабость и ничтожество грешника, Соломон говорит: “Нет у человека преимущества перед скотом”. Когда же Соломон хочет показать славу и величие праведного человека, тогда он говорит: “Праведники живут во веки… Посему они получат царство славы и венец красоты от руки Господа”. И еще: “Они причислены к сынам Божиим и жребий их — со святыми”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

О «чертогах» очень часто упоминается по всей книге) ср. с Ис.27:9 («и чрез это загладится беззаконие Иакова, и плодом сего будет снятие греха с него, когда все камни жертвенников он обратит в куски извести и не будет уже стоять дубравы – ср. опять Осии 4 гл. 13 – и истуканы солнца») и 25:2 («чертогов иноплеменников уже не стало в городе»). – Вероятно, пр. Исаия был знаком с пророчествами Амоса и Осии уже при нашествии Сириян и Израильтян на Иудею в царствование Ахаза: на что можно находить намек в сходстве образа «дымящихся головней» в Исаии 7 гл., 4 ст. и Амоса 4:11; («выхвачены, как головня из огня»...); по крайней мере, в отделах, книги Исаии, близких по времени написания к нашествию сириян и израильтян, замечается уже сходство с книгою пр. Амоса; ср. особ. Ис.5 гл., 19:12, 13 и Амоса 6:3, 5, 7 и др.; Исаии 6:13 (об истреблении оставшейся десятой части) ср. с Ам.6:9 ... и др. А выражение пр. Исаии 6:8: «Ефрем перестанет быть народом», может быть, находится в соотношении с ранним по времени происхождения отделом книги пр. Осии 1–3 гл. именно с именем сына Осии: «Лоамми», что значит: «не Мой народ»; ср. особенно Ис.5:13 («народ Мой пойдет в плен за недостаток ведения» – ) с Осии 4:6 . Что пр. Исаия был знаком с пророчествами Амоса еще во время нашествия сириян и израильтян на Иудею, это вполне допустимо, так как он пророчествовал еще в царствование Озии. А с пророчествами Осии пророк обнаруживает знакомство преимущественно в отделе 24–27 гл. может быть, потому, что гл. 5–14 или 7–14 гл. книги пр. Осии написаны уже в начальные годы Езекии (так как напр. уже в 7:11 можно видеть указание на посольство Осии израильского за помощью к царю эфиопскому), – но до падения Самарии, (ср. 14:1), и следовательно, пр. Исаия только недавно с ними познакомился. – Все сказанное сообщало бы отделу 24–27 гл. тот именно смысл и значение, какие должны ему принадлежать, судя по месту, занимаемому в книге между 23-й главой и 28-й, 1 и дал. – та и другая глава относятся ко времени нашествия Салманассара и Саргона на Самарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Однако ведь не единственный же он страдалец, нуждающийся в благодеянии Божием? И так как не видно, чтобы он произнес хоть одно слово, то ясно, что печаль не поселила в нем себялюбия. Вдруг, в эту минуту один из посланных приблизился к нему с коротким извещением: дочь твоя умерла, и при этом прибавил: что еще утруждаешь Учителя? (ев. Мк.5:35 ; Лк.8:49 ). Не Иисусу передано было это известие, но Он слышал его и, из сострадательного желания избавить бедного отца от бесполезных терзаний, сказал эти знаменательные слова: не бойся, только веруй, и спасена будет» (ев. Мк.5:36 ; Лк.8:50 ). «На основании правил раввинов, при покойнике должны были быть по крайней мере два свирельника и одна наемная плакальщица, которая плакала, выла, била себя в грудь и рвала на себе волосы, за условленное вознаграждение (Таков был довольно древний обычай. Иер.9:17 ; Ам.5:16 ). Придя в дом, они застали эти продажные крики, нарушавшие молчание истинной скорби и величие смерти. Такое притворное терзание, вероятно, было противно душе Иисусовой; поэтому, ступив на порог дома и запретив толпе следовать за Ним, Он вошел туда только с тремя, из избранного кружка своих апостолов, – Петром, Иаковом и Иоанном. При входе Он остановил прежде всего напрасные вопли. Он сказал: не плачьте, девица не умерла, но спит. И стали смеяться над Ним, зная, что она умерла. Он же, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним, и входит туда, где девица лежала. И взяв девицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить; ибо была лет двенадцати (ев. Мф.9:23–25 ; Мк.5:38–42 ; Лк.8:51–55 ). Благоговейный ужас объял родителей и всех, видевших это чудо. Иисус кротко приказал дать дитяти пищи, и хотя прибавил обычное предостережение, чтобы не говорили о случившемся, но не с тем, чтобы событие, происходившее на глазах толпы народа, осталось в неизвестности, а с тем, чтобы принявшие неизмеримое благодеяние от рук Божиих почтили Его глубочайшею благодарностью, скрывши этот дар в тайниках своих сердец, как драгоценное сокровище».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

10) «кто серебра своего не отдает в рост (под проценты. – О.С.)»; 11) «не принимает даров (взяток. – О.С.) против невинного» ( Пс.11:1–5 ). В кодексе пророка Исаии мы видим всего 6 выделений из Закона Божия, исполнение которых позволят «обитать на высотах», и глаза подобного праведника «увидят Царя в красоте Его, узрят землю отдаленную»: 1) «кто ходит в правде»; 2) «говорит истину»; 3) «презирает корысть от притеснения (не строит свой капитал на эксплуатации трудящихся, социально не притесняет их. – О.С.)»; 4) «удерживает руки свои от взяток»; 5) «затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии (то есть не злорадствует. – О.С.)»; 6) «закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла» ( Ис.15–17 ). В кодексе пророка Михея мы находим только 3 заповеди, исполнение которых – доброе угождение Господу. Михей задается вопросом: «“С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?”» ( Мих.6:6–7 ). Не находя окончательного решения проблемы искупления греха, он устанавливает для себя правило: 1) «действовать справедливо»; 2) «любить дела милосердия»; 3) «смиренномудренно ходить пред Богом». Пророк Амос уже не ищет ответа в Законе Бога, осознает невозможность его исполнения и выдвигает только один принцип: 1) «взыщите Меня и будете живы (найдите Господа, примиритесь с Ним и будете живы. – О.С.)» ( Ам.5:4 ). Наиболее приближенно к новозаветному учению выражает свое понимание спасения пророк Аввакум. Он надеется, подобно апостолу Павлу, на праведность от веры в Мессию (Христа); только Мессия в минуты разочарования и религиозного кризиса мог быть объектом веры и надежды для еврея. Пророк Аввакум предлагает одну заповедь (мицву): 1) «а праведный своею верою жив будет» ( Авв.2:4 ). Праведность от веры станет главной темой в проповеди апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

14, 10), и желая, чтобы все были едино с Отцем, Он обращается к [Отцу] с словами: „Отче! как Я и Ты едино, так и они да будут в Нас едино (Иоанн. гл. 17)“. Таким образом первая степень блаженства состоит в том, чтобы быть в первом числе, то есть в едином и истинном; вторая — во втором, то есть в десятеричном; третья — в третьем, то есть в сотенном. Ибо как десяток завершается десятою единицею, так сотня образуется из десяти десятков. Четвертое число, то есть тысяча, состоит из десяти сотен. Поэтому тот, кто принес покаяние, из тысячного или четвертого числа едва возвращается к сотенному или третьему числу; а кто принадлежал к сотенному, тот едва может возвратиться ко второму числу или первому десятку. Вот почему дом Израилев после своего падения не может восстать, и дева Израилева, впадши в заблуждение, не может на земле найти никого, кто поднял бы ее. Ибо кто раз отступил от единства и утратил славу чистейшего девства, (о котором апостол говорит: «ревную бо по вас Божиею ревностию», и «обручих вас единому мужу деву чисту представити, Христови, не имущу скверны или порока», — 2 Кор. 11:2; Ефес. 5:27); тот не может снова получить прежнее состояние и блаженство единения; для него едва будет возможным возвратиться от тысячи к сотне и от сотни к десятку. Это я вкратце сказал для того, чтобы не казалось, что я совершенно уклонился от иносказательного толкования этого места, по причине трудности, представляемой числами. Ам.5:4—5. Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля, и не ходите в Галгал и не ходиме в Вирсавию; ибо Галгал будет отведен в плен и Вефиль будет бесполезен. LXX: Ибо так говорит Господь дому Израилеву: взыщите Меня, и будете живы. Не ищите Вефиля, и не входите в Галгал и не ходите к колодезю клятвы; ибо Галгал будет отведен в плен и Вефиль обратится в ничто    В Писаниях обыкновенно к неблагоприятному всегда присоединяется радостное, и после строгих угроз Бог призывает тех, которых Он устрашал, к покаянию, подобно тому, как мы читаем у Исаии: «Увы, язык грешный, людие исполнени грехов, семи лукавое, сынове беззаконнии» (Исаии 1, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

5. Народ Мой! вспомни, что замышлял Валак, царь Моавитский, и что отвечал ему Валаам, сын Веоров, и что происходило от Ситтима до Галгал, чтобы познать тебе праведные действия Господни. Стих 5. Господь, в частности, напоминает историю Валаама, из которой, с одной стороны, ясно, как велика милость Господа к народу, если Он обещал воссиять из него звезду спасения, а с другой стороны, эта история показала израильтянам, как люди отчуждаются от Бога за беззакония и предаются погибели, так что быть в общении с Господом возможно только через добродетели, как это и было показано в воспитательном ведении его Богом через пустыню и в чудесах «от Ситтима до Галгал» ( Втор. 8:2–6 ), после чего Моисей напоминал им в роды родов о праведных действиях Божиих. Так и здесь, по Михею, из этих событий должен следовать чисто моральный характер ветхозаветной религии, который теперь утрачен и заменен формальным, что и видно из дальнейших стихов, влагаемых пророком в уста отпадшего от праведности народа. Параллельные места жалобам Господа на вероломный народ и его ложное благочестие: Ис. 43:26 ; Иер. 2:5 ; с напоминанием об изведении из Египта: Иер. 2:6 и Ам. 2:10 . Мариам упоминается здесь ради памяти о торжественном гимне, воспетом при переходе через Чермное море, который постоянно вспоминается в псалмах и учительных книгах как особенно важное событие; он охранил свое полное значение и в нашем богослужении (канон). Въ чемъ постигну гда, срщу бга мо­его вышнго; срщу ли со телцы 6. «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом небесным? Предстать ли пред Ним со всесожжениями, с тельцами однолетними? Стих 6. «С чем предстану?» и проч., по-славянски: «в чем постигну Господа?», еврейский оригинал, вероятно, тот же, да и смысл близкий. з. гдь въ тысщахъ внвъ, ил во тмахъ козлищъ тучныхъ; дамъ ли первенцы мо мо­емъ, плодъ тробы мо­е, за душ мо­е; 7. Но можно ли угодить Господу тысячами овнов или неисчетными потоками елея? Разве дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего – за грех души моей?»

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

8 Небо и небо небес не вмещают Тебя. Не только храм, но и земля, и небо не могут вместить в себя Бога вселенной. 8 Мое имя будет там. Поскольку Господь обещал, что Он особенным образом будет присутствовать в иерусалимском храме, Соломон молит Бога услышать молитву, звучащую в храме. Относительно имени Божиего см. ком. к 5,5. 8 Когда кто согрешит против ближнего своего. В спорных случаях при недостаточности улик от обвиняемого могли потребовать клятву в невиновности у жертвенника в святилище ( Исх. 22,7–12 ; Чис. 5,11–31 ). Соломон просит, чтобы Господь Своим непосредственным вмешательством всегда «обвинял виновного» и «оправдывал правого» (ст. 32). 8 возврати их в землю, которую Ты дал отцам их. Соломон просит Господа о милости к тем, кто, не по своей воле оказавшись на чужбине, молит Его о прощении и возвращении на родину. См. ком. к ст. 46. 8 Когда заключится небо. Бог правит судьбой народа, Он властвует и над силами природы. Засуха, как и война ( Втор. 28,25 ), одно из возможных наказаний за нарушение израильским народом своих заветных обязательств (17,1; Втор. 28,22–24 ; Ам. 4,7.8 ). 8 голод... болезнь. Соломон упоминает и другие беды, которые могут постичь народ в наказание за беззаконие: голод ( Лев. 26,26 ), моровая язва ( Втор. 28,21.22 ), саранча ( Втор. 28,38.42 ), нашествие неприятеля ( Втор. 28,49–52 ), прочие бедствия ( Втор. 28,61; 31,29; 32,23–25 ) и болезни ( Втор. 28,22 ). 8 соделай и воздай каждому по путям его. Соломон просит Господа по справедливости судить сынов Своего народа. 8 Если и иноплеменник. Поскольку слава Божия простирается далеко за пределы Израиля, в Иерусалим почтить Господа могут придти и чужестранцы. 8 чтобы все народы земли знали имя Твое. Соломон желает, чтобы все народы, подобно Израилю, знали истинного Бога (ср. Ис. 56,6–8 ; Зах. 8,20–23 ; Мф. 28,19 ). 8 пленившие их отведут их в неприятельскую землю. Жизнь на чужбине, или в рассеянии одно из самых тяжких проклятий, которое в завете, данном на горе Синай, Господь определил Своему народу за непослушание ( Лев. 26,33–45 ; Втор. 28,64–68; 30,1–5 ; см. ком. к ст. 34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

  Второе Пришествие Итак, некогда, когда этого пожелает Бог, наступит, выражаясь библейским языком, День Господень (др.евр. Йом Яхве ). Бог вмешается в историю, накажет грешников, обновит Вселенную и установит Свое Царство. Первоначально, евреи думали, что для них День Господень будет радостным, а для язычников и врагов Израиля  – страшным и грозным. Но пророки жестко отрезвляли соплеменников: Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он тьма, а не свет ( Ам. 5:18 ); Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего… Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее ( Ис. 13:6,9 ); О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он ( Иоиль 1:15 )! То есть, надежда, что евреи будут автоматически, ввиду своего происхождения, спасены, а язычники наказаны, – не соответствует мысли библейских авторов. Правильнее говорить, что уже в Ветхом Завете утверждалась та мысль, что Суд будет для всех: грешники примут наказание, а праведники (из любого народа) будут введены в вечную Жизнь с Богом. Христианство, восприняв ветхозаветную идею Дня Господня, скорректировало ее. По мысли Ап. Павла и Евангелистов, полноту власти над космосом получил Иисус, и именно Он и вернется в наш мир, чтобы провозгласить Суд: приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его ( Мф. 16:27 ). Когда Иисус вознесся, Ангелы сказали Апостолам: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо ( Деян. 1:11 ). Примечательно, что устоявшуюся библейскую лексему «День Господень» христиане стали даже называть иначе: «День Господа Иисуса Христа» ( 1 Кор. 5:5 ); «День Господа Иисуса» ( 1 Кор. 1:8 ; 2 Кор. 1:14 ); «День Христа Иисуса» ( Фил. 1:6 ); «День Христов» ( Фил. 1:10 ). Пришествие Христово запустит целую цепочку эсхатологических процессов: воскресение мертвых, Всеобщий Суд, Преображение Вселенной, установление Царства Божьего во всем космосе и проч.

http://azbyka.ru/parkhomenko/zhizn-za-po...

Вот насколько тесна связь между природою и человеком. А настоящее бесплодие Палестины свидетельствует, что угрозы Божии не напрасные слова, – IV, 2, 3. «И среди этой общей испорченности, которая позднее должна овладеть Иудою ( Иер.7:9 ) никто не защищает дела Божьего, никто не обличает народа и не укоряет его за грехи». Если находятся несколько благочестивых священников, которые пытаются сделать это, то твой народ, говорит Превечный к Осии, не смиряется пред их голосом, он хочет принудить их к молчанию ( Ам.5:10, 13 ; Иез.30:10:11 ), он противится им прямо в лице и спорит с ними; это – преступное восстание, которое, на основании закона, заслуживает наказание смертью ( Втор.17:12 ), и напоминает возмущение Корея и Дафана ( Чис.16 ; Пс.104:16:17 )». – IV, 4. «Так, продолжает Превечный, обращаясь теперь к самому виновному, ты будешь спотыкаться и падать (V, 5; XIV, 1), о Ефрем, при ясном дне; среди твоего бегства ты будешь уведен в плен. И пророк, бессильный против таких беспорядков, падет с тобою в ночь изгнания, в изнеможении он не возвысит более голоса. И я доведу до молчания твою мать (II, 2) всегда мятежную, я погублю твой народ. И почему погублю я его? Потому что он без познания Бога. Так как ты отверг ведение, то и я отвергну тебя от священнодействия предо мною. Во время Мессии, другие, а не ты, будут составлять священнический род ( 1Пет.2:9 ). Но ты не остановишься на этой степени вины; ты, начав с нее, дойдешь до полного забвения закона твоего Бога, и тогда я забуду также твоих детей, которые не только не вступят в новый завет, но, будучи рассеяны между идолопоклонническими народами, как бы исчезнут среди их и едва ли вспомянут, что происхождение их от еврейских предков. Я благословля их, умножая их, умножая их число чрез многочисленные семейства и делая их великим народом; но чем больше они умножаются, тем больше грешат против Меня; – славу их обращу в бесславие (IV, 5–7). Грехами народа Моего кормятся они: священники, вместо того чтобы стараться удержать от греха, извлекают свою выгоду из жертв за грех , которыя должен вкушать священник, совершающий жертву ( Лeb. VI. 17, 25–30 ), и к беззаконию его стремится душа их ( Ос.5:8 ), они только и желают видеть, чтобы преступления умножались все более и более. Они не лучше народа, и потому разделят с ним его наказание ( Uc. XXIV, 2 ). Они будут есть мясо жертв и не насытятся ( Лев.26:6 ; Мих.6:14 ; Агг.1:6 ). Будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу, – они, которые должны были бы приводить к нему народ» (IV. – 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Глава 3 Брак Соломона; набожность его и мудрость. 3Цар.3:1 .  [Когда утвердилось царство в руках Соломона,] Соломон породнился с фараоном, царем Египетским, и взял за себя дочь фараона и ввел ее в город Давидов, доколе не построил дома своего и дома Господня и стены вокруг Иерусалима. Фараон, на дочери которого женился Соломон, был, вероятно, одним из последних представителей XXI, танитской династии, ближайшим предшественником Сусакима-Шишака ( 3Цар.11:40 ), родоначальника XXII египетской династии. Родственный союз с фараоном давал Соломону и стране его безопасность со стороны Египта, отчасти содействовал и расширению территории владений Соломона ( 3Цар.9:16 ). С религиозной точки зрения брак этот представлялся, по мнению раввинов, некоторым нарушением брачных запрещений закона ( Исх.34:16 ; Втор.7:3 ), хотя последние ближе всего касались собственно хананеян; раввины думали видеть в дочери фараона прозелитку иудейства, – без опоры в тексте; во всяком случае, она не принесла с собою в Палестину египетского идолослужения (последнее не упомянуто в числе иноземных культов в Иерусалиме при Соломоне, 114–7). «Город Давидов» – восточный холм Иерусалима. Уже Давид построил стены вокруг этой части города ( 2Цар.5:7–9 ; ср. Пс.50:20 ), Соломон же расширил объем стен, включив в них большую часть города: это так называемая «первая стена» Иерусалима (вторая стена – Езекии и Манассии). 3Цар.3:2 .  Народ еще приносил жертвы на высотах, ибо не был построен дом имени Господа до того времени. 3Цар.3:3 .  И возлюбил Соломон Господа, ходя по уставу Давида, отца своего; но и он приносил жертвы и курения на высотах. Общее замечание о состоянии богослужения в Израиле в первые годы царствования Соломона (ср. 3Цар.9:25 ): за отсутствием одного религиозно-национального центра – храма, жертвы приносились на различных местах, освященных какими-либо историческими событиями или воспоминаниями (напр., в Гаваоне, ст. 4; ( 2Пар.1:3 ) ). Жертвоприношения совершались «на высотах» бамот, π τος ψηλος, in excelsis), ст. 2 (ср. 1Цар.9:12 ; Ам.7:9 ; Мих.1:5 ; Ос.10:8 ; 4Цар.12:3 ): по общему обычаю древности служение Божеству совершалось на возвышенностях, естественных или искусственных («бамы»), служивших как бы символом возвышения людей к Богу. До построения храма такое служение Богу жертвами на многих разных местах не являлось предосудительным, почему его совершал даже пророк Самуил ( 1Цар.9:14 ); однако закон ( Лев.17:4 ; Втор.12:5–6 ) имел в виду предохранить евреев «от религиозного разобщения, которое могло произойти через произвольное избрание разных мест для богослужения» (проф. Гуляев, с. 146). Поэтому священный писатель считает Соломоново служение на высотах не вполне отвечающим совершенной любви к Богу (ст. 3, ср. блаженный Феодорит, вопр. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010