Чичерин, бывавший в гостях в этом доме, вспоминал, что юная Наталия была очень хороша собой, талантлива и озорлива. Порывистая, увлеченная, она обожала театр и лошадей, но при этом была глубоко религиозна и прекрасно образована. Она вышла замуж по любви. Ее муж Дмитрий Федорович Шаховской по материнской линии приходился правнуком русскому историку М.М. Щербатову, а его отец Федор Петрович Шаховской был членом декабристских «Союза спасения» и «Союза благоденствия». Его называли «декабристом без декабря», потому что он отошел от политики задолго до выступления 14 декабря 1825 года. Его не было на Сенатской площади, но тем не менее он все равно был сослан на вечное поселение в Туруханск. В Сибири он потерял рассудок, и лишь благодаря связям жены вышло разрешение перевести его в Суздаль – в Спасо-Ефимьевский монастырь, где содержали психически больных заключенных. Там он и умер в возрасте 34 лет. Эта семейная трагедия подвигла Наталию Борисовну особо опекать душевнобольных в своей общине. Брак княгини Наталии оказался не слишком удачным. Шаховские так и не обзаведясь собственным гнездом, арендовали квартиры в арбатских домах; их единственная дочь вышла замуж за иностранца и уехала в Рим. Супруги разъехались и жили порознь. Одиночество подвигло Наталию Борисовну к благотворительности. Конечно, дело было не только в одиночестве. Глубоко верующая женщина, духовная дочь протоиерея Валентина Амфитеатрова, она всегда не оставалась безучастной к горю ближнего. Решающее значение имел и тот факт, что семейным врачом Святополк-Четвертинских был доктор Гааз, и две сестры, Наталия и Надежда, горячо увлеклись его идеями. После смерти доктора Наталия, вступив в Никольскую общину, поселилась в палате Полицейской больницы. Умер и ее муж. Больше ничто не привязывало ее к жизни в миру. Наталия Борисовна возглавила группу из 30 сестер, которые стали ядром ее будущей общины. Они взяли на себя уход за больными не только в Полицейской больнице, но и в других лечебницах для чернорабочих, прежде всего в Яузской и Старо-Екатерининской на Мещанской.

http://pravoslavie.ru/3978.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Большое значение для авторитета епископа имел также его образ жизни. Среди архиереев синодального времени можно найти ряд подлинных аскетов. Некоторые из них, жившие в XVIII в., были даже канонизированы  . Из епископов XIX в. примером аскетической жизни может служить Феофан Затворник (1815–1894). Отшельником жил в 1825–1827 гг. епископ Амвросий Орнатский (1778–1827). После своего ухода на покой он поселился в Кирилло–Белозерском монастыре, где вел строгую подвижническую жизнь в полном уединении, так что и монах, приносивший ему скудную пищу (а питался он почти одними просфорами), не каждый день видел его. По ночам даже зимою его можно было видеть коленопреклоненным на каменных плитах церкви. Свою епископскую пенсию он раздавал в ответ на письма бедняков. Скончался Амвросий 27 февраля 1827 г.  Менее известен епископ Иеремия Соловьев (1799–1884). Он чувствовал себя очень несчастным в сане епархиального архиерея, так как судьба ученого монаха навязала ему карьеру, к которой он не чувствовал призвания. Лишь в монастыре он нашел желанный покой. В течение 27 лет он не покидал свою келью, до самой смерти ведя строго аскетическую жизнь в молитве и посте. Его сочинения «Предуказание свыше» и «Врачевство духовное» не были замечены, хотя заслуживали всяческого внимания. Скончался Иеремия 6 декабря 1884 г.  Подвижнической жизнью отличались Харьковский архиепископ Мелетий Леонтович (1835–1840) и его современник архиепископ соседней Воронежской епархии Антоний Смирницкий (1773–1846)  . Подлинное, монастырское, иночество и старчество высоко ценил и Филарет Амфитеатров (1779–1857). Не имея академического образования, он не был приверженцем ученого монашества и по иерархической лестнице поднимался медленно, став лишь в 1836 г. членом Святейшего Синода, а в 1837 г. — митрополитом Киевским. Из–за расхождений с Филаретом Дроздовым и обер–прокурором Протасовым он покинул Синод и удалился в свою епархию. В своих письмах он предстает аскетом и мистиком, мало интересующимся административными вопросами  . Эти немногие примеры показывают, что известная часть русских иерархов имела склонность к личному подвижничеству и была близка к настоящему монашеству, хотя не имела собственного опыта иноческой жизни. И напротив, самым настоящим иноком был не оставивший монашеского образа жизни и в сане епископа Игнатий Брянчанинов, наглядный пример того, что оба пути были все–таки совместимы  и не было никакой необходимости связывать судьбу епископата непременно с ученым монашеством, ибо при правильной организации монастыри были вполне в состоянии поставлять достойных кандидатов в епископы  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Внешняя история Оптиной подобна истории многих других малых обителей Древней Руси. Основанная в XV в., в Смутное время она была совершенно разрушена польскими отрядами. На основании старых синодиков можно предполагать, что до своего разрушения монастырь этот был «мужеско–женским», а мужским стал лишь после своего возобновления, вскоре после Смуты. В 1717 г. при Петре Великом пустынь была на несколько лет закрыта, возобновили ее в 1726 г., но на протяжении XVIII в. она оставалась маленькой обителью, число иноков в которой не достигало десяти. Митрополит Московский Платон Левшин (1775–1812), который, подобно митрополиту Гавриилу Петрову, возобновил и привел в порядок множество монастырей в своей епархии  , обратил внимание и на эту пустынь, живописно расположенную на берегу реки. Он поручил архимандриту Макарию (Брюшкову), настоятелю Песношского монастыря (1788–1811), привести монастырь в порядок  . Этот Макарий был связан со школой старца Паисия Величковского, с которым он состоял в переписке. Макарий направил в пустынь монаха Авраамия, впоследствии ставшего настоятелем Оптиной, Авраамий в основном занимался внешним устройством пустыни. Главная заслуга в устроении внутренней жизни обители принадлежит настоятелю Моисею Путилову († 1862). Раньше он спасался в рославльских лесах, где был настоятелем одной из пустынь. Когда в 1820 г. епископ Калужский Филарет (Амфитеатров, впоследствии митрополит Киевский) основал скит около Оптиной, Моисей поселился там, а в 1825 г. епископ назначил его настоятелем скита. Моисей пригласил еще нескольких пустынножителей (Антония, Илария, Савватия), все они были приверженцами строгого общежительного устава в духе наставлений Паисия и неукоснительно соблюдали его. Время настоятельства Моисея (1825–1862) было самым важным периодом в формировании особого духа Оптиной, особого строя ее внутренней жизни  . Старчество введено было здесь отцом Леонидом Наголкиным (1768–1841)  . Лев Наголкин вырос в мещанской семье, около 10 лет служил он у одного купца, но потом оставил это место и в 1794 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

57 Вероятно, Мария Семеновна Добромыслова (1900–1986). После смерти прп. Никона приняла тайный постриг без перемены имени. Автор полного Жизнеописания прп. Никона. При жизни Батюшки проживала в Козельске. 58 Иеродиак. Петр (Драчев 1888–1981). Начинал подвизаться в Оптине, после ее закрытия – в Даниловом монастыре, после пинежской ссылки получил схиму в Почаеве (схиигумен Павел). 59 М. Амвросия в это время находилась в Архангельске, в ссылке. Посоветовавшись с Оптинскими отцами, они решили бросить жребий, предоставив на волю Божию вопрос о том, проситься ли м. Амвросии о переводе ее в Пинегу. Помолившись, вытянули «не проситься», так и решили. 60 Письма адресованы проживавшей в г. Калуге Лидии Евгеньевне Межековой (мон. Анфуса, в схиме – Лидия, 1896–1977); в них упоминается ее сестра Валентина Евгеньевна Межекова (1898–1966). 61 См. также: Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. С. 266. Вопрос 82: «Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает...»; «Смущение... есть дело неразумия и гордости...». Там же. Поучение 13. О том, как переносить искушения. Стр. 150. 62 Прп. старец Оптинский Антоний (Путилов, 1795–1865), схиигумен. Начало подвигов положил в Рославльских лесах, затем, вместе с братом Моисеем по приглашению преосв. Филарета (Амфитеатрова) перешел в Оптину для строительства там Скита, начальником которого был назначен в 1825 г. С 1834 по 1853 гг. был настоятелем Малоярославецкого монастыря, откуда был уволен на покой в Оптину. О нем см.: Жизнеописание игумена Антония. Изд. Оптиной Пустыни, 1992. 223 с. (Преподобные Старцы Оптинские). 63 Дорофей авва, прп. Душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Изд. Оптиной Пустыни, 1900. 64 Тогда, т.е. если человек находится во всяком душеспасительном делании, проходя «семь телесных деланий», подвизаясь в терпении и во всем, что вышеизложено. Сравни с поучением прп. Аввы Дорофея о смиренномудрии [Прим. прп. Никона].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Optinski...

Синод указал дерзкому монаху, что «непозволительно преступать пределы своего звания и своих обязанностей», тем более упрекать церковную власть изданием Алькорана на русском языке или называть наводнение 1824 года, мятеж 1825 года, холеру 1830-го и пожар Зимнего в 1837 году знамениями гнева Божия. Хотели Глухарева наказать примерно, но Филарет не дал. Он помог отцу Макарию перейти в орловский Болховский монастырь для продолжения своего перевода Ветхого Завета… Но все втуне. Так же напрасны и надежды Агафангела. — Справедливо, что при издании русской Библии возникнут роптания со стороны лиц суеверных или упорствующих в темноте невежества. Но из опасения возмутить покой суеверия и косности можно ли лишать верные души истины? — с пафосом закончил Агафангел, не сознавая, к кому он обращался. Монаха отпустили. Тут же взял слово московский митрополит и решительно заявил, что пора открыто возобновить русский перевод Библии и издать от имени Святейшего Синода. — Одни запретительные средства не довольно надежны тогда, когда со дня на день все более распространяется любознательность. Люди бросаются во все стороны, в том числе и на ложные дороги, так почему не предложить им верного пути? Начнемте постепенно, издадим славянскую Библию, но с пояснительными примечаниями. Начнемте! — На последнее я согласен,— одобрительно заметил Филарет Амфитеатров . — В Православной Церкви сохранение и распространение спасительных истин веры обеспечивается сословием пастырей,— тихо, с видимым усилием заговорил митрополит Серафим.— Издание же толкований опасно. Сие может ослабить благоговение, питаемое православными к святым отцам. Предмет веры станет предметом одного холодного исследования. Пойдут споры. В ум человеческий заронится мысль, будто Слово Божие нуждается в человеческом оправдании. Может ли быть народ судией в делах веры и закона? Полагаю мнение почтеннаго московскаго владыки неосновательным. Молчание в присутственной зале нарушил обер-прокурор, казавшийся в отличном настроении. — Ваше высокопреосвященство! — забасил он, оглядывая непроницаемые лица стариков архиереев.— Серафим действовал слишком прямолинейно, надо подрессорить. Соображения, высказанные московским владыкой, видятся все же весомыми. Предлагаю поручить ему составление на сей счет письменного доклада, коий затем и рассмотрим.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/?f...

Деят., 337 сл.), и предложить оказавшегося очень хорошим Фишера, а Карпову дать историю философии вместо вышедшего о. Крупского. 106 Напр. КДУ 265. Это Фесслер, как аргумент за необходимость сократить восемь учебных часов на шесть; после него 2-ой ректор Сергий в докладе Митрополиту вместе с указанными Фесслером и прекрасно развитыми основаниями представляет другие свои. 107 КДУ 2541 1819г. 23 июл. приводит этот отзыв Филарета; Комиссия 30 авг. постановила: в § 50 Семинарского Устава богословие должно быть преподаваемо по латыни, а в Уставе академическом о сем умолчено; то же разрешение предписать Акад. Правлениям, что уроки богословия могут быть преподаваемы и по латыни, и на российском языке по усмотрению ректора. Григорий начал, он же настойчиво и продолжал войну против латинского; см. Письма к Филарету изд. Львова, в ер. 1825 г. 28 апр. он: по выходе из Комиссии с жаром утверждали, что ныне латинский язык вовсе брошен и надо-де «обратить на то все внимание». А Григорий решился: «Ныне уже и иезуиты почувствовали свою прежнюю глупость, и они не стоят за латынь». А Впр. Филарет тоже стоял за это в своей ревизии Моск. акад. в разгаре возврата к прежнему схоластицизму, т.е. в 1820-х годах. Отозвавшись хорошо о богословском конспекте, изложенном по-русски, про написанный по латыни: более ознаменовано сухим и маловразумительным языком школы, нежели силою истины общевразумительной и полезной (КДУ Также во всеподаннейшем докладе о «средствах против недостатка в достойных священниках» (Мнения и Отз. т. II стр. 158); но в письмах к гр. Кочубею, где говорит о языческом происхождении и католическом употреблении латинского языка, в скобках (II, 210) признает, что можно сохранить латинский на приличном ему месте – в классах словесности и философии. Что же касается до Филарета Амфитеатрова , то он настойчиво за латинский и в богословии (Рук. деят. 275 сл.). 108 П 1830г. 4 июл.; 1831г. 26 нояб. КДУ: почему не напечатана еще – ответили: Иоанн хочет сделать изменения; 1832г. 13 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 10.05.1868, г. Муром Владимирской губ.), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права. Архим. Гавриил (Воскресенский). Литография, 30-е гг. XIX в. Архим. Гавриил (Воскресенский). Литография, 30-е гг. XIX в. Сын дьячка, учился в Московской Славяно-греко-латинской академии и Вифанской духовной семинарии (1804-1816), по окончании к-рой поступил на 2-й курс МДА. Во время ревизии академии Тверским архиеп. свт. Филаретом (Дроздовым) (впосл. митрополит Московский) был отмечен как лучший студент за сочинение «экспромтом» на 2 Кор 3. 18. По окончании академии оставлен бакалавром философских наук. В 1821 г. в ТСЛ принял монашеский постриг, в том же году архиеп. Филаретом посвящен в иеромонаха и назначен бакалавром Свящ. Писания и герменевтики; удостоен степени магистра (1822). В кон. 1824 г. был переведен в СПбДА бакалавром богословских наук и назначен инспектором академии; 31 мая 1825 г. возведен в сан архимандрита, в том же году назначен ректором и профессором богословских наук Орловской ДС, к-рая переживала трудные времена в связи с внутренними нестроениями. Возлагаемые на него надежды Г. не оправдал: ему не удалось наладить дисциплину и порядок в семинарии, к тому же на него была подана жалоба и до начала ревизии комиссией духовных уч-щ он был переведен ректором в Могилёвскую ДС. 25 мая 1829 г. комиссия постановила рекомендовать Святейшему Синоду уволить Г. от ректорства. 15 авг. 1829 г. по определению Святейшего Синода Г. был назначен настоятелем в казанский Успенский Зилантов мон-рь. С переездом в Казань начинается наиболее важный период в пастырской, миссионерской, лит. и общественной деятельности Г. Жителям Казани он запомнился как замечательный оратор и пастырь, разделивший с ними страшные испытания во время голода, эпидемии холеры в 1830 и 1847-1848 гг. и пожара в 1842 г. По сведениям А. Ф. Можаровского, историка КазДС, Г. принимал участие в миссионерской работе, развернутой в крае архиеп. Казанским Филаретом (Амфитеатровым) (впосл. митрополит Киевский). В течение мн. лет пребывания в Казани Г. оставался настоятелем Успенского Зилантова мон-ря, описанию к-рого он посвятил книгу; его ревностью и старанием мон-рь стал 2-классным.

http://pravenc.ru/text/161289.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АНТОНИЙ (Путилов Александр Иванович; 9.03.1795, г. Романов Ярославской губ.- 7.08.1865, Оптина пуст.), прп. (пам. 7 авг., в Соборе Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых), Оптинский. Род. в большой купеческой семье, родители отличались благочестием и дали детям христ. воспитание. Когда Александру было 10 лет, 2 его старших брата ушли в Саровскую пуст. , после чего он также почувствовал призвание к монашеской жизни. В 1809 г. после смерти отца А. Путилов переехал в Москву и стал служить комиссионером у откупщика, в свободное время посещал церкви и мон-ри. Во время Отечественной войны 1812 г. попал в плен к французам, бежал к родным в Ростов, где также служил комиссионером, но мыслями продолжал стремиться к монашеству. Посещал ростовский Спасо-Иаковлевский мон-рь , где помогал старцу Амфилохию (Яковлеву) в его послушании у раки свт. Димитрия Ростовского . В 1816 г. тайно оставил мир, удалившись в рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), где подвизался его старший брат Тимофей (впосл. прп. Моисей Оптинский), и 15 янв. 1816 г. стал послушником; его духовным отцом был иеросхим. Афанасий (Степанов). А. ревностно исполнял различные послушания: был будильщиком братии, рубил дрова, трудился в огороде, ежедневно вместе с братом вычитывал всю церковную службу, стоя переписывал уставом творения святых отцов. 2 февр. 1820 г., в праздник Сретения Господня, келейно пострижен в монашество с именем А. в честь прп. Антония Великого , его восприемником от Евангелия при постриге и духовным отцом стал прп. Моисей. В июне 1821 г. прп. Моисей был назначен настоятелем скита, созданного при Оптиной пуст. по благословению еп. Калужского Филарета (Амфитеатрова ; впосл. митр. Киевский ). А. вместе с братом принимал участие в строительстве скита, 2 марта 1822 г. был определен в число его братии, 24 авг. 1823 г. рукоположен во иеродиакона, в 1825 г., после назначения прп. Моисея настоятелем Оптиной пуст., назначен скитоначальником, рукоположен во иеромонаха 15 авг. 1827 г. А. отличался безграничным смирением, все распоряжения отдавал лишь с благословения прп. Моисея, ввиду малочисленности братии сам исполнял многие послушания, пел на клиросе; совершаемые им богослужения отличались особым благоговением. В скитской церкви было заведено непрерывное чтение Псалтири, А. читал часы наряду с братией, а также в то время, когда вся братия отдыхала. А. и прп. Моисей всемерно содействовали развитию в Оптиной пуст. старчества , приглашая опытных старцев из др. мон-рей. В 1836 г. у А. открылась тяжелая болезнь ног, к-рая причиняла ему жестокие страдания до самой кончины.

http://pravenc.ru/text/115872.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010