В кон. 1820 г. М. посетил Москву, а на обратном пути - Оптину пуст. Настоятель игум. Даниил представил М. еп. Калужскому и Боровскому свт. Филарету (Амфитеатрову) , который намеревался основать при обители скит. Он пригласил пустынножителей в Оптину пуст. и передал М. письмо для о. Афанасия, в к-ром сообщил: «Я вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жития, по примеру древних св. отцов пустынножителей... От монастырских послушаний вы совершенно будете свободны; уверяю вас пастырским словом, что я употреблю все мое попечение, чтоб вас упокоивать. Любя, от юности моей, от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с вами собеседовании». Приняв «архипастырский совет... за звание Божие» ( Ювеналий (Половцев). 1992. С. 50, 51), 6 июня 1821 г. в Оптину пуст. перешли преподобные Антоний и М., а также подвижники Иоанн (впосл. мон. Иларий (Дранкин)) и Савватий. В 1827 г. в скит Оптиной пуст. перешел о. Досифей. Для сооружения скита игум. Даниил вместе с М. составил план, утвержденный Калужским епископом 17 июня 1821 г. По свидетельству «Летописи скита», первые насельники «по очищении места сколько возможно было, на первый раз выстроили для житья небольшую келью на юго-восточной стороне и жили в оной... вкупе общежительно» (РГБ. Ф. 214. Опт-360. Л. 4-4 об.). 18 авг. 1821 г. был заложен, а 5 февр. 1822 г. освящен храм во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре скит посетил еп. Филарет. М. просил архиерея благословить его постриг в схиму, но услышал в ответ: «Приидет время». 3 июня 1822 г. еп. Филарет благословил М. носить мантию. 22 дек. того же года М. был рукоположен во диакона, 25 дек.- во иерея и определен духовником мон-ря. В 1825 г. М. был в Москве, получил письмо от игум. Даниила с извещением об избрании его оптинским настоятелем. В 1826 г. М. был назначен управляющим Оптиной пуст., 17 авг. того же года утвержден в должности настоятеля и награжден набедренником. 8 февр. 1829 г. ему была объявлена благодарность от Калужского и Боровского еп. Григория (Постникова) за попечение о поддержании благоустройства и порядка в Оптиной пуст. В том же году определен членом комитета по устроению зданий в лихвинском Покровском Добром мон-ре. 19 апр. 1831 г. от еп. Калужского Григория объявлено «благословение за верное и успешное исполнение возложенного на него поручения об устроении зданий в Добром монастыре». В 1832 г. определен благочинным мон-рей Калужской епархии. 5 сент. 1837 г. при освящении придела во имя свт. Николая Чудотворца М. был возведен в сан игумена, 28 мая 1841 г. награжден наперсным крестом, 12 мая 1853 г. возведен в сан архимандрита. По свидетельству его письмоводителя о. Евфимия (Трунова), 19 сент. 1858 г. еп. Григорий благословил М. «употреблять мантию со скрижалями» (РГБ. Ф. 213. К. 66. Ед. хр. 1. Л. 476). В 1859 г. награжден орденом св. Анны 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

Из семинарий, в которых заведено было обучение инородческим языкам, известны: казанская, нижегородская, вятская, пензенская, пермская, оренбургская, вологодская, донская, самарская, саратовская, симбирская, уфимская, тамбовская, астраханская, кавказская. В руководство миссионерам и священникам инородческих приходов не раз давались инструкции, определяющие их обязанности и способ действования. Наибольшего внимания заслуживает инструкция, составленная казанским архиепископом Филаретом Амфитеатровым , впоследствии митрополитом киевским, и утвержденная святейшим синодом в 1829–1830 годах. В 1830 году правительство, по инициативе саратовского губернатора, обещало калмыкам при обращении их в христианство разные льготы: освобождение от податей и повинностей на десять лет, наделение землей, по тридцати десятин на семью, пособие денежное – по пятидесяти рублей семейным и по двадцати пятя бессемейным 77 . Для крещенных калмыцких детей устроена в 1838 году в Царицыне школа, для кочевых астраханских калмыков в 1853 году устроена походная церковь . Богослужение на калмыцком языке совершалось еще с 1848 года. Перевод священных книг на татарский язык производился при казанской академии с 1847 года. В 1833 году состоялось, по инициативе синода, высочайшее повеление назначать в иркутской епархии к забайкальским приходам трех священников-миссионеров, чтобы они исключительно занимались проповедью слова Божия местным инородцам. Жалованье миссионерам было назначено до 300 и по 400 рублей 78 . Царствование Николая I счастливо было в миссионерском деле тем, что оно выдвинуло нескольких достопримечательных деятелей на миссионерское поприще, оставивших по себе долговечную память. Таковы были: архимандриты Вениамин Смирнов и Макарий Глухарев, преосвященный Нил Исакович , протоиерей Иоанн Вениаминов. Архимандрит Вениамин работал на севере европейской России, среди самоедов. Родом архангелец, он первые годы свои провел на службе в архангельской семинарии, где был префектом, здесь принял монашество, получил сан архимандрита с настоятельством в монастыре, в конце 1825 года был назначен архангельским преосвященным Неофитом стоять во главе самоедской миссия, открытой, по ходатайству преосвященного, с пособием от казны в 14.000 рублей, еще в предшествовавшее царствование.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

И хотя и я сам скуден здоровьем, но с Вами страстотерпице Христова, поделился бы последним, если бы можно было сообщить от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосуда в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбиво все строит и полезное всем подает. Итак, возлюбленное чадо мое, не огорчитесь Вы на меня за то, что я одною рукою поглаживаю Вас по головке за все доброе, а другою – деру за ушко за все недоброе. Житие преподобного Оптинского старца Антония Преподобный Антоний (в миру Александр Путилов) родился 9 марта 1795 года в г. Тутаеве (бывший г. Романов) Ярославской губернии. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в ранней юности, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни. При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и сильно пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей – будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей. В 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. Вскоре, сполняя волю епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) , преподобные Моисей и Антоний отправляются в Оптину Пустынь для основания при обители уединенного скита. Очистив от леса место, пустынники построили небольшую келлию и соорудили церковь во имя святого Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса. В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. За четырнадцать лет его начальствования скит получил прочное основание как во внешнем, так и в духовном отношении, сюда стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах старцы. В 1839 году игумен Антоний был назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря и тринадцать лет нес это тяжелое для него бремя.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

От него остался полный устав общежития и несколько аскетических сочинений: Взаимные должности общего монашеского жития (1816 г.), Душевное врачество (1817), Напоминание иноку в начале его подвигов (1822). Рассуждение о видениях (1823) и службы Арсению коневскому, Сергию и Герману валаамским и коневской Б. Матери. Его коневский общежительный устав игуменом Даниилом введен был в 1824 г. в Оптину пустынь калужской епархии, недавно устроенную после долгого запустения трудами строителя Аврамия, старца весьма уважаемого в калужской епархии. Из местных калужских архиереев особенно деятельное участие в устроении монастырской жизни принимал епископ Филарет Амфитеатров , покровительствовавший Оптиной пустыни более других монастырей; как любитель безмолвной пустынной жизни, в 1821 г. в восполнение к ее общежитию, он устроил при ней еще пустынный скит для желающих скитского жительства на месте уединенных подвигов схимника Иоанникия, умершего в 1815 г., и вызвал в этот скит дружину отшельников из рославльских лесов смоленской епархии. – В Глинской пустыни курской епархии был введен строгий общежительный устав игуменом Филаретом, старцем духовной жизни; устав этот был применен к правилам Афонской горы и был утвержден св. Синодом. После того Филарет составил еще три устава для женских обителей. – В орловской епархии строгостью жизни и монастырских порядков была известна Площанская пустынь при строителе Серафиме; здесь между прочим подвизался тогда в схимничестве старец Афанасий, один из учеников Паисия величковского . Между иноками разных монастырей было много истинных подвижников, жизнь которых напоминает древние времена подвижничества св. мужей, прославляемых церковью. Так, в Задонском монастыре таким же почти благоговением в народе, как старец Серафим Саровский , пользовался Георгий Машурин (из военных), проведший 16 лет в суровом затворе, в посте и молитвах († 1836 г.). В Кирилловом монастыре сохраняется благоговейная память о подвижнической жизни уволенного сюда на покой (в 1825 г.) пензенского епископа Амвросия Орнатского , знаменитого автора Истории Российской иерархии: два года он жил здесь в тесной келлии в совершенном уединении, питаясь одной только просфорою, невидимый никем, – только по ночам некоторые видали его издали стоящим на церковной паперти с воздетыми к небу руками († 1827 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

В 1821 г., когда перевод Нового Завета был окончен, приступили к переводу Ветхого Завета, начиная с Пятикнижия. Этот труд был разделён между четырьмя духовными академиями. В основу русского перевода Ветхого Завета был положен масоретский текст, но принималась во внимание и Септуагинта, а дополнительными источниками служили Вульгата и западные переводы Библии. Пока духовные академии занимались переводом Пятикнижия, свт. Филарет (Дроздов) и прот. Герасим Петрович Павский (1787–1865 гг.), профессор еврейского языка Петербургской академии, перевели на русский язык Псалтирь и издали её в 1822 г. В 1824 г. был окончен и напечатан перевод Пятикнижия, а в следующем 1825 г. в одном томе с Пятикнижием изданы в русском переводе книги Иисуса Навина, Судей и Руфь. Но это издание так и не дошло до читателей, т. к. деятельность РБО была сначала приостановлена, а после восстания декабристов в 1826 г. Общество окончательно закрыли. Но и после закрытие РБО прот. Г.П. Павский и алтайский миссионер архим. Макарий (Глухарёв, 1792–1847 гг.) независимо друг от друга продолжили переводить Священное Писание на русский язык. Прот. Г. Павский на своих лекциях переводил учительные и пророческие книги Ветхого Завета, которые были затем в 1839 и в 1841 гг. отлитографированы студентами. При расположении текстов он руководствовался принципом хронологии. Так, перевод книги пророка Исайи он начал с 6:1–11, затем перешёл к 1:1–28, 5:1–30 и т. д. Возле каждого отрывка он ставил предполагаемую дату. Этот перевод с исагогоческими и экзегетическими примечаниями предназначался только для студентов, но из Петербургской академии лекции попали в Московскую и Киевскою академии и к посторонним людям. Один из читателей этого перевода, иером. Агафангел (Соловьёв, 1812–1876 гг., впоследствии архиепископ Волынский) в 1841 г. написал анонимную докладную записку о переводе прот. Г.П. Павского трём митрополитам, членам Святейшего Синода: петербургскому Серафиму (Глаголевскому, 1757–1843 гг.), киевскому Филарету (Амфитеатрову , 1779–1857 гг.) и московскому Филарету (Дроздову) .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

По преданию, ее основателем был отшельник Опта. Но в 18 столетии это была малобратственная обитель, пришедшая в запустение. В екатерининскую эпоху великого разорения монастырей в Оптиной осталось всего три насельника. Митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) , остановившись здесь проездом, был поражен красотой места и велел привести пустынь в порядок. Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколько иноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. В монастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор стал называть Оптину «второй лаврой своей епархии». В начале 1825 г. настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родился в 1782 г. в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским) . В 1804 г. оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с именем Исаия, впоследствии стал Саровским настоятелем, а Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришли из Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младший брат Александр, постриженный с именем Антоний. Однажды преподобный Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету (Амфитеатрову) , который поручил ему устроить скит при Оптиной. В 1821 г. отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место от растущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь , освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келии, которые стали наполняться монахами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Примите и от моего сердца взаимное приветствие с сим всерадостнейшим торжеством торжеств святой православной церкви. От всего сердца молю воскресшего из гроба Христа Жизнодавца, да излиет Он всеблагий изобильно в святительское сердце ваше небесную радость воскресения Своего. Поручая себя святым молитвам вашим, с искреннейшим почитанием и братской о Христе Иисусе Господе нашем любовью есмь и пребуду, дóндеже есмь Вашего Высокопреосвященства покорнейший слуга Филарет М. Киевский. 25-го апреля. 1840 г. С.-Петербург. Р. S. Сердце царево в руце Божией. Угодно было помазаннику Господню вызвать Ваше Высокопреосвященство в С.-Петербург для присутствия в св. Синоде. Знаю, что вам покажется сие назначение затруднительным по состоянию вашего здоровья. Но сила Божия в немощах совершается. Не откажитесь, владыка святый, от сего подвига. Певчих советую вам взять 16 человек. Более трудно содержать, а менее – трудно служить с подобающим приличием, которого здесь требуют. Предместник ваш взял 10, но это послужило поводом к порицанию. Нужно двух или трех священников, двух диаконов и одного протодиакона или иеродиакона взять да двух псаломщиков. Ежели я не успею сретить вас в Киеве, прошу остановиться в Лавре в моем доме, в верхнем этаже, теперь весьма хорошо отделанном. Путь хочу предпринять в первых числах мая через Москву и Калугу – и хоть на дороге – очень желательно видеть вас и беседовать с вами 89 . 1 Краткие сведения о Преосвященнейшем Кирилле можно прочитать в следующих книгах: Иерархия вятской епархии протоиер. Герасима Никитникова. Вятка. 1863 г. стр. 86–87; Списки архиереев и архиеерейск. кафедр (1721–1871 г) Ю. Толстого. СПб. 1872 г. стр. 32. Подробное и интересное жизнеописание преосвящ. Кирилла см. при 1-й ч полного собрания слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и брацлавского. Москва.1854 г. 2 Преосвященный Евгений Казанцев в 1809 г. был инспектором с.-петербургской академии; в 1810 г. – ректором троицкой семинарии; в 1814 г. ректором московской семинарии; в 1818 г. – епископом курским; в 1822 г. – архиепископом псковским; 1825 г. – тобольским; в 1831 г. – рязанским; в 1837 г. – ярославским; в 1853 г. уволен на покой, а в 1871 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

В то время Калужской епархией управлял Преосвященный Филарет (Амфитеатров) , архипастырь, отличавшийся особенным монахолюбием и личным аскетическим житием. Возымев желание устроить скит при Оптиной пустыни для того, чтобы по временам удаляться в него, Преосвященный Филарет пригласил для этого дела отца Моисея, который был представлен ему в 1820 году во время случайного своего посещения монастыря. Будучи привлекаем архипастырской любовью владыки, а также благосклонностью и вниманием игумена монастыря отца Даниила, преподобный Моисей принял их предложение, и в 1821 году отцы Моисей и Антоний с двумя преданными им монахами, отцом Иларием и отцом Савватием, отправились в Оптину пустынь. Место для скита было выбрано в 170 саженях от обители с восточной стороны, в густом лесу. Отец Антоний самоотверженно трудился наравне с наемными рабочими над расчисткой места для постройки, выкорчевывая пни вековых сосен. В 1823 году он был посвящен в сан иеродиакона. Первым скитоначальником был назначен отец Моисей, а в 1825 году – отец Антоний, который пробыл в этой должности 14 лет. В 1827 году его рукоположили в сан иеромонаха. Привлекаемые славою мудрого и кроткого оптинского настоятеля отца Моисея, в обитель стали стекаться со всех концов мудрые и духовные отцы-подвижники. Сам же преподобный Антоний до конца жизни преподобного Моисея сохранял полное и безропотное послушание своему брату-наставнику. Из-за малочисленности братии начальник скита сам исполнял многие послушания. Жизнь в скиту была строгая; при великих трудах – пища самая скудная. Самовар во всем скиту был только у начальника, к которому всего лишь дважды в неделю все братство собиралось пить чай. Служа для всех примером трудолюбия и неся внешние подвиги, преподобный Антоний в то же время усердно заботился о стяжании духовных добродетелей – смирения, любви, отсечения своей воли и разума. К добровольным подвигам монашеского жития преподобный Антоний присовокупил и невольный крест тяжелой болезни ног. Более полугода старец не мог выходить из келлии. Но Господу было угодно возложить на преподобного еще один крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ (Келембет Андрей Петрович; 1745 мест. Чернухи Лубенского полка - 4.07.1825, Мгарский мон-рь Полтавской епархии), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из дворян, сын диакона. В 13-летнем возрасте бежал из родительского дома и, Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский Амвросий (Келембет), архиеп. Тобольский назвавшись сиротой, поступил в КДА. 9 апр. 1777 г. принял монашеский постриг, 4 июня того же года рукоположен во иеродиакона, 28 июня 1780 г.- во иеромонаха. По окончании академического курса, 1 июля 1777 г., назначен учителем греч. языка при КДА, в 1784 г.-риторики, в 1785 г.- философии. В годы преподавания жил в Киево-Печерской лавре , неся послушание ризничего. Вел аскетическую и уединенную жизнь, все доходы раздавал бедным и нищим. С 10 сент. 1791 г. префект КДА, 22 марта 1793 г. возведен в сан архимандрита Акатова мон-ря Воронежской епархии с назначением ректором Воронежской ДС. 29 дек. 1796 г. перемещен на архимандритию в Антония Римлянина новгородский мон-рь с назначением ректором Новгородской ДС. С 17 сент. 1797 г. архимандрит новгородского Юрьева мон-ря . 17 сент. 1799 г. А. был назначен, 6 нояб. в Гатчине наречен, 13 нояб. хиротонисан во епископа Оренбургского и Уфимского. Деятельность А. в Оренбургской епархии заслужила высокую оценку первоприсутствующего в Святейшем Синоде С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) , перед к-рым за А. ходатайствовал Старорусский еп. Евгений (Болховитинов) . 25 мая 1806 г. А. был перемещен в Тобольск с возведением в сан архиепископа. А. столкнулся с крайним упадком правосл. просвещения в Сибири, принимал меры для борьбы с резко усилившимся влиянием ислама. По инициативе А. в 1820 г. на хантыйский и мансийский языки был переведен НЗ, не получивший, однако, одобрения духовной цензуры в Петербурге. А. особенно заботился о Тобольской ДС: построил для нее новый каменный корпус; открыл в томском во имя Алексия, человека Божия, мон-ре трехклассное латино-рус. уч-ще. В числе ректоров ДС, к-рым А. оказывал особое покровительство, был буд. Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) . Посетивший в 1821 г. Тобольскую ДС М. М. Сперанский дал исключительно благоприятный отзыв о ней.

http://pravenc.ru/text/114384.html

Амвросий, архиепископ Тобольский и Сибирский (Келембет Андрей Петрович) Родился около 1750 года в местечке Чернухи Луховицкого уезда Полтавской губернии в семье диакона. В 1777 года окончил Киевскую духовную академию и был оставлен в ней преподавателем латинского языка. В 1777 году, по предложению знавшего его лично митрополита Киевского Гавриила (Кременецкого), принял монашество и был назначен лаврским ризничим. С 1791 года – префект Киевской духовной академии. С 1793 года – архимандрит, ректор Воронежской духовной семинарии. С 1796 года – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониева монастыря. В 1797 году – архимандрит Новгородского Юрьева монастыря. 13 ноября 1799 года хиротонисан во епископа Оренбургского. С 25 мая 1806 года – архиепископ Тобольский и Сибирский. 21 декабря 1822 года уволен на покой в Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Полтавской губернии. Скончался 4 июля 1825 года и был погребен в храме Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Это был несколько простоватый, добрейший, хотя и вспыльчивый, человек. Простота его, некоторая неловкость и неповоротливость в движениях давали повод окружающим шутить над ним. И даже распространилось изречение – «это второй Келембет» – когда кого-то хотели представить простаком. Преосвященный Евгений (Болховитинов) говорил о нем, что хотя «Амвросий и человек простой, но драгоценно в нем то, что он человек добрый». Воспитан он был в строгих правилах монашеской жизни. Преосвященный был общительный, разговорчивый, а также большой хлебосол. Такие качества снискали ему любовь среди окружавших его лиц, всегда находивших у него радушный прием. Он с великой любовью и состраданием принял в свою епархию архимандрита (позднее митрополита) Филарета (Амфитеатрова) в трудное для последнего время и был для него истинным благодетелем. За шесть лет управления Оренбургской епархией он снискал себе славу добрейшего пастыря. В своей деятельности преосвященный Амвросий не прибегал к жестким мерам. Он постепенно и последовательно занимался делом устроения вновь учрежденной епархии. Ему пришлось быть основоположником главнейших епархиальных учреждений, в том числе и консистории. При нем в Уфе был открыт Успенский монастырь (1800 г.) и Оренбургская духовная семинария.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010