Митрополит Филарет любил семейство своего брата Гавриила, но особенно был привязан к своему младшему племяннику Якову и уделял ему много внимания. Вспоминая свое нелегкое служение в Уфе, митрополит Филарет прилагал к приезду Якова слова Священного Писания : «Из Египта воззвах сына моего первенца». Преосвященный Филарет, монах глубоко искреннего, благочестивого, аскетического настроения, сразу заметил в своем племяннике явные задатки того же духа. Это выражалось в любви мальчика к храму Божию, к церковным службам и молитве. С 6 лет владыка Филарет назначил маленького Якова посошником на своих службах. Владыка Филарет старался сам обучать Якова. Во время пребывания святителя Филарета в городе Калуге Яков жил при нем, став с этого времени его духовным сыном. Отеческое руководство преосвященного Филарета развило в юноше стремление к аскетическим подвигам. Когда он видел, что его дядя совершает ночную молитву, Яков тоже вставал и молился, пока его не одолевал сон. Преосвященный Антоний вспоминал: «Прежде, чем начал я учиться от самого владыки Филарета читать, я заучил твердо на память житие святого преподобного Сергия Радонежского из неоднократных назидательных рассказов самого же дяди Филарета. Заинтересовало же меня главнее всего то, как мальчик Варфоломей ходил в поле за лошадьми и встретил там под деревом молившегося старца и получил от него благословение, а чрез это благословение открылись в нем особенные дарования к учению. Если бы я обучался не в Киевской академии, а в Московской, в которой и предполагал, я непременно пожелал бы себе монашеского имени в честь святого преподобного Сергия». С юных лет Яков любил заниматься благоустройством своего домашнего садика, разводил цветы, которые всегда имелись у него в его комнате. Еще в детстве он научился от отца играть на гуслях и в дальнейшем не забывал про них. С любовью относился будущий архиерей и к стройному музыкальному пению и, хотя имел слабый голос, пел на клиросе. С детства он отличался любовью к святым иконам. В 1825 году епископ Филарет был переведен в Рязань, в 1826 году в Казань, в 1836 году в Ярославль и, наконец, в 1837 году стал митрополитом Киевским. В 1830 году Гавриил Амфитеатров умер. Преосвященный Филарет неоднократно помогал осиротевшей семье. Духовное образование

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

268 О надписи на памятнике сыну. В. Новоспасском монастыре, где был погребен В. Новосильцев, на памятнике, в частности, было написано, что мать полагает «единственное утешение только в молитве о нем и в надежде, на непоколебимой вере основанной». – Прим. сост. 304 Головня – заболевание злаковых, при которых они превращаются в черную пыль или твердый черный нарост. – Прим. сост. 313 Евгений (А. Е. Казанцев, 1778–1871), архиепископ Тобольский и Сибирский, впоследствии архиепископ Ярославский. В 1825 году, по личному прошению, был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение о переводе в Сибирь вызвано трехкратным сновидением, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. Состоял в переписке с митрополитом Филаретом, мнение которого высоко ценил. – Прим. сост. 315 И. Каподистрия (1776–1831), граф, греческий государственный деятель. В 1809–1827 гг. на русской государственной службе. В апреле 1827 года избран президентом Греции. Пал жертвой заговора. – Прим. сост. 333 Написано 24 ноября/7 декабря, в день памяти святой великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Е. В. Новосильцевой. – Прим. сост. 348 Речь идет о тяжко болевшей В. Н. Паниной, племяннице Е. В. Новосильцевой. См. о ней также в письме на с. 306. – Прим. сост. 366 А. А. Орлова-Чесменская (1785–1848), графиня, духовная дочь архимандрита Фотия и благотворительница Юрьевского монастыря. – Прим. сост. 367 Евгений (Е. А. Болховитинов, 1767–1837), митрополит Киевский и Галицкий, ученый иерарх, отличавшийся трудолюбием. Архиепископ Казанский – Филарет (Ф. Г. Амфитеатров, 1779–1857), впоследствии митрополит Киевский и Галицкий, выдающийся подвижник и иерарх. – Прим. сост. 386 Екатерина Петровна Ростопчина, ур. Протасова (1775–1858), графиня, супруга главнокомандующего в Москве графа Ростопчина, перешедшая в 1806 г. под влиянием иезуитов в католичество. По воспоминаниям М. М. Евреинова (письма к нему см. на с. 90–93), однажды, в 1825 г., он услышал ее рассуждения о книге митрополита Филарета «Разговор между Испытующим и Уверенным». По утверждению графини, в Париже на эту книгу составлено опровержение в несколько книг и что она «желала бы знать, что скажет теперь ваш Филарет». Зная, что Евреинов часто посещает владыку, граф А. П. Протасов, хозяин салона и родственник графини, предложил передать этот разговор митрополиту. Не имея много времени на опровержение всех книг, митрополит Филарет на другой день получил вопрос и через час дал на него ответ. Так завязалась переписка. Ответы для графини писали аббаты, и она, не имея что возразить на суждения митрополита, начинала все новые и новые споры. Владыке это наскучило, он сказал, что не желает более вести споры, которые ни к чему не ведут. Эта переписка хранилась у М. М. Евреинова и была издана в 1865 г. без указания имени автора. Записки с вопросами сохранились не все. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Предметом постоянных забот еп. Филарета была Калужская семинария. В решении консисторских вопросов он зарекомендовал себя как любвеобильный и добрый пастырь. Преосвящ. Филарет занимался и делом просвещения раскольников. В 1820 г. в России начала проводиться работа по переводу Св. Писания на русский язык. Преосвященный Филарет выступил против этого начинания. “Русское наречие, – писал он, – не может передать священного писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию все то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению… Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нем Священного Писания”. Филарет выдвинул 7 тезисов против “русской Библии ”. В Ветхом Завете, хотя язык еврейского народа неизбежно менялся, книжники оставили священный текст без изменений, ограничиваясь его истолкованием для народа. Ввиду возможных повреждений еврейского текста Промысл Божий сохранил его в форме греч. перевода (Септуагинты), который был сделан “под несомненным руководством Духа Божия”. Восточная Греческая Церковь , приняв Септуагинту, не переводила ее на новогреческий язык, а толковала народу Библию по старому переводу. Перевод Российского Библейского общества “сделан не только не с благословения иерархов греческих, а решительно без их ведома и вопреки их воле”. Слав. перевод, осуществленный свв. Кириллом и Мефодием, основан на Септуагинте. Славянские Церкви не делают переводов на свои народные языки. Мысль о рус. переводе родилась не в среде иерархии и не в народе, а пришла из Англии, “гнездилища всех ересей, сект и революций”. Эти тезисы были опровергнуты митр. Филаретом Московским, мнение которого о необходимости русского перевода Библии было принято Свящ. Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Владыка Филарет (Амфитеатров) остался при своем мнении до конца дней своих. 12 января 1825 г. указом Св. Синода еп. Филарет был переведен в Рязанскую епархию. Впоследствии он дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным для калужан было его посещение в 1842 г., когда по его молитвам во время литургии и молебна пролился на землю обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

В 1805 г. на русском языке издано Толкование воскресных Евангелий Никифора Феотоки, бывшего архиепископа астраханского, написанные им на греческом языке еще в 1796 г., а в 1809 г. переведены и изданы его же толкования на воскресные Апостолы. В 1807 г. Сильвестр Лебединский архангельский напечатал Приточник евангельский в 2 частях. Преемник его по кафедре Парфений Петров составил Симфонию на Пятокнижие (М. 1823); под его же смотрением вероятно составлены Симфонии на Иова, творения Соломона и И. Сирахова и на пророков (изд. уже в 1825–1826 гг.). В 1806 г. явилось руководство к герменевтике, более удобное для школ, чем руководство Рамбахия, Compendium Hermenevticae sacrae, составленное тобольским, потом ярославским епископом Антонием Знаменским. Труды новых ученых, явившиеся после преобразования дух. школ и под влиянием сильно возбужденного библейского движения, подвинули изучение св. Писания значительно вперед. Таковы были известные труды ректора петербургской академии Филарета Толкование на 67 псалом (1814 г.) и Записки на кн. Бытия (1816), читанные им первому курсу академии, и бакалавра той же академии Григория Постникова Commentatio de prophetis in genere, доставившее автору в 1817 г. степень доктора. В московской академии герменевтическими трудами славились ректоры Филарет Амфитеатров , после которого осталась рукопись толкования на прор. Исаию, и Кирилл Богословский Платонов, получивший в 1822 г. степень доктора за толкование на послание к евреям (рукопись). В том же году ту же степень за преподавание св. Писания получил ректор киевской академии Моисей Платонов. В 1825 г. на степень доктора возведен ректор петербургской семинарии Иоанн Доброзраков (из студентов II курса петербургской академии) за свои Institutiones Hermenevticae sacrae (изд. в 1828 г.), сделавшиеся потом учебной книгой для семинарий по герменевтике. Известно кроме того, какое живое участие академические ученые принимали в русском переводе книг св. Писания, который имел особенно важное значение для распространения знакомства с св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИТЕАТРОВ Яков Космич (23.10.1802, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 8.07.1848, Киев), проф. гомилетики и всеобщей словесности КДА. Род. в семье причетника (позднее свящ.) К. И. Красина. В 1814 г. поступил в Севскую ДС, в 1817-1824 гг. учился в Орловском ДУ и Орловской ДС, где принял фамилию своего дяди по матери - митр. Филарета (Амфитеатрова) . В 1825 г. поступил в КДА, к-рую окончил в 1829 г. со степенью магистра богословия и был оставлен бакалавром при кафедре рус. словесности и гомилетики. С 1835 г. экстраординарный профессор, с 1837 г. ординарный профессор КДА; читал курсы церковного красноречия и всеобщей словесности. В 1837 г. совместно с ректором КДА архим. Иннокентием (Борисовым) (впосл. архиеп. Херсонский и Таврический), проф. И. М. Скворцовым и др. издавал ж. «Воскресное чтение» ; с 1840 г. активно сотрудничал в киевском ж. «Маяк», писал публицистические статьи, художественную прозу, переводил письма свт. Иоанна Златоуста к диаконисе Олимпиаде (К., 1853). «Заметки по всеобщей словесности» А., опубликованные в книге В. И. Аскоченского (С. 42-86), представляют собой конспект курса словесности и содержат во многом оригинальную философию языка, хотя и не без сильного влияния распространенных в то время идей Ф. В. Й. Шеллинга , Ф. Шлейермахера , В. Гумбольдта и совр. А. теории словесности. «Заметки» начинаются с перечисления категорий грамматики, к-рые рассматриваются как результат стремления человека подчинить себе данный ему от Бога язык. Значение слова не как простого средства общения, но как главного орудия мышления человека свидетельствует о Божественном происхождении языка. «Человек стал говорить оттого, что с ним говорил Бог» (С. 49), поэтому слово человеческое первоначально было одно со словом Божиим, истинное употребление слова была беседа с Богом, молитва. У язычников первоначальным словом является поэзия, к-рая, по мысли А., есть «выражение отношений человеческого духа» к Богу. Возникновение письма принесло накопление и систематизацию произведений слова и развитие видов словесности: оратории, философии, истории, юриспруденции, изящной словесности. Курс словесности А. ограничивался, судя по материалам конспекта, поэзией (персид., инд., древнеевр., античной в сравнении с новой европ.) и не затрагивал прозаические произведения, чем отличался от полных курсов теории словесности, преподававшихся в гимназиях.

http://pravenc.ru/text/114656.html

Богоявленский собор Киево-Братского мон-ря. 1693–1696 гг. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Богоявленский собор Киево-Братского мон-ря. 1693–1696 гг. Фотография. 30-е гг. ХХ в. Богоявленский храм относился к типу т. н. гетманских соборов и стал одним из главных памятников укр. барокко. Его ближайшим аналогом в Киеве был Никольский собор Слупского Пустынно-Николаевского мон-ря, который также построен Старцевым по заказу гетмана Мазепы. Богоявленский собор представлял собой 3-нефный храм с 5 куполами. Изначально в соборе было 2 придела: в честь Богоявления и в честь Благовещения. В 1740 г. Благовещенский престол был перенесен в новую конгрегационную церковь (освящена митр. Рафаилом 1 нояб. 1740 с вост. стороны 3-этажного учебного корпуса), а в Богоявленском соборе устроен придел во имя св. Иоанна Предтечи. В 1848 г. на хорах был освящен придел свт. Димитрия Ростовского. Колокольня собора возводилась с 1756 г. по проекту лаврского архит. С. Д. Ковнира. Центральная часть иконостаса Богоявленского собора. Фотография. 1935 г. Центральная часть иконостаса Богоявленского собора. Фотография. 1935 г. Собор пострадал во время пожара 1811 г., сгорели «крыша и главы, железом крытые, окна и двери с иконостасом» ( Гончарова. 2013. С. 8). Восстановительными работами руководил архит. А. И. Меленский, к-рый разработал 2 проекта реконструкции. Первый предполагал радикальную перестройку собора в стиле классицизма. Из 5-купольного собор должен был стать 3-купольным и практически полностью утратить характерные черты укр. барокко. Однако был реализован 2-й проект. Он предполагал сохранение всех 5 куполов, на к-рых барочные окончания заменены на более простые шлемовидные. Все основные характеристики храма были сохранены. Восстановление собора в целом было завершено к 1820 г. В 1825 г. в соборе был устроен новый иконостас, украшенный 12 большими и 13 малыми иконами работы киевского худож. И. Квятковского. В новом одноярусном иконостасе находилось несколько икон XVII в., уцелевших при пожаре. В 40-х гг. XIX в. по инициативе архим. Димитрия (Муретова) в иконостасе были надстроены 3 яруса и добавлено 47 новых икон работы худож. И. Кривошляпина. В 1891 г. надстроенные ярусы были сняты и иконостасу возвращена композиция 1825 г. Интерьеры собора были расписаны Дж. Б. Скотти. В 1831 г. по инициативе свт. Иннокентия (Борисова) купола собора были украшены золотыми звездами, а в 1853 г., при настоятеле архим. Антонии (Амфитеатрове), купола были полностью позолочены. В 1878 г. в соборе были установлены голл. печи, после чего стало возможным совершать богослужения и в зимний период.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Иоанниты — секта, по направлению близкая к хлыстовству, образованная безумными почитательницами св. прав. Иоанна Кронштадского, боготворившими о. Иоанна и отождествлявшими его с Самим Спасителем. Оптинский Иоанно-Предтеченский скит — был основан в 1821 г. по благословению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова). Владыка Филарет пригласил для основания скита прп. Моисея (см. примеч. 151) и его младшего брата прп. Антония (в миру Александр Иванович Путилов, 1795-1865), до этого подвизавшихся в рославльских лесах. О. Моисей и малочисленная братия вместе с рабочими трудились над расчисткой территории будущего скита от леса, возводили первые кельи и скитский храм. В 1825 г. о. Моисей был назначен настоятелем и духовником Оптиной пустыни, а скитоначальником стал его брат (с 1825 по 1839 гг.). См. подробнее: Концевич ИМ. Оптина Пустынь и ее время. М., 1995 (репринт изд.: Jordanville, 1970). Неизвестная Оптина. СПб, 1998. Имеются в виду схиигумена Сергия (в миру Екатерина Борисовна Мансурова, ум. в 1926 г.) и игумения Иоанна (в миру Наталия Борисовна Мансурова, ум. в 1935 г.). Переехав в Ригу в 1886 г., они открыли приют для девочек (1891), к которому вскоре была присоединена богадельня для престарелых, где читалась неусыпающая Псалтирь. В 1892 г. была учреждена Троицкая Рижская общественная молитвенно-трудовая община; учредительницы приняли монашество (рясофор) и взяли на себя обязательство по управлению общиной. В 1901 г. они были пострижены в мантию. В 1902 г. община была преобразована в Рижский Троице-Сергиев общежительный женский монастырь, а м. Сергия возведена в сан игумений. Иеросхимонах Алексий Зосимовский (в миру Феодор Алексеевич Соловьев-Михайлов, 1846-1928) — родился в Москве, в семье священника. Окончил Московскую Духовную семинарию, в 1867 г. женился и принял сан диакона, служил в храме св. Николая в Толмачах. Имел сына Михаила, в 1872 г. овдовел. В 1895 г. был рукоположен во иерея и назначен духовником причта Большого Успенского Собора в Московском Кремле. В октябре 1898 г. поступил в Зосимову пустынь, в ноябре того же года принял постриг с именем Алексия. Вскоре стал известным старцем, в 1916 г. ушел в затвор. Именно ему в 1917 г. было доверено вынуть по жребию из ковчежца записку с именем Патриарха всея России -святителя Тихона. В 1919 г. принял схиму (с тем же именем), скончался в Сергиевом Посаде уже после закрытия монастыря. См. о нем: Прот. Илья Четверухин, Е. Четверухина. Иеросхимонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой пустая [Сергиев Посад,] 1995.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Рудое Село. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1821 и 1841. Адрес: Украина, Киевская область, Володарский район, с. Рудое Село Координаты: 49.497712, 29.70145 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В течение XIX в. в Рудом Селе сменили друг друга два Троицких храма - деревянный и каменный. О первом из них сохранилось немного сведений. Построен был «тщанием прихожан» в XVIII в. Со временем, как сообщают исторические документы, старинная церковь «так обветшала, что уже близка к совершенному падению; колокольня при ней деревянная, так же ветхая, как и церковь». 25 сентября 1823 г. киевскому митрополиту поступила просьба от рудосельского помещика Станислава Залесского о строительстве новой каменной церкви. И только в 1825 г. на письме С. Залесского появилась резолюция митрополита Евгения Болховитинова «Представить храмоздательную грамоту для подписания, а по подписании препроводить к просителю с планом церкви». Строительство каменного храма растянулось на длительное время. И хотя помещик завещал на строительство средства, их было недостаточно для сооружения церкви. Рудосельцы продолжали ходить в старый Троицкий храм, регулярно его ремонтируя. Тогдашнему священнику о. Льву Куницкому ничего не оставалось, как в 1828 г. просить митрополита «в выдаче книги для испрашивания от доброхотных дателей вспомоществования в початках оной». С этой книгой выборные от рудосельской общины должны были ходить по ярмаркам, прося милостыни для храма и записывая имена жертвователей для вечного поминания. Лишь в 1835 г. дело сдвинулось с места. В 1836 г. основные строительные работы в храме были завершены: построен корпус, его покрыли железной крышей, сделано каменное ограждение. Строители возвели даже не предусмотренные проектом ризницу и пономарню. 9 марта 1841 г. по благословению владыки Филарета (Амфитеатрова) благочинный священник из г. Джунькова освятил рудосельский Троицкий храм. В 1900 г. в храм попала молния. К концу лета последствия удара молнии были ликвидированы. По материалам официального сайта Белоцерковской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=41817

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010