Мы должны привести еще очень довольно фактов, хотя и разномастных и разновременных; но в этом сгруппировании их откроется та именно высокая черта родственнолюбия высокопр. Филарета, что он при всех изменявшихся обстоятельствах его жизни, оставался неизменно верным своим искренним родственнолюбивым чувствам и убеждениям до самого гроба. Это видим в его духовном завещании, где он написал: «За сим родственникам моим по плоти никакого наследства по кончине моей не оставляю» 235 . Этими словами он дал разуметь, что во 1-х родственникам своим он при жизни своей сделал все, что мог и должен был сделать ко благу родственников, по всегдашнему искреннейшему его чувству и долгу любви, и во 2-х, что благо их он поставлял не во внешнем достоянии, и что потому они напрасно бы стали простирать свои виды на какое-либо вещественное наследство. Как раз об этом предмете встречаем следующую заметку в дневнике о. Наместника – под 7-м Декабря 1857 г., – следовательно, ровно за две недели до кончины в Бозе почившего, – «В 12 часу дня, когда я пришел принять благословение и стоял у постели Владыки, он, между прочим, сказал: «я всё думаю, что бы мне еще сделать доброе: хочу тысячу руб. передать Лавре с тем, чтобы проценты с этой суммы были раздаваемы вечно на бедных нищих в день кончины моей. Это хорошо будет и Богу угодно. Кто получит и эту хотя малую частицу, все-таки перекрестится и помолится. Когда же при этом зашла речь об одном из родственников, Владыка сказал: «ну ему от меня столько-то, а более нет и пусть не погневается. Довольно было с него, что получил прежде... коли умел всегда употреблять на истинную пользу. О другой же родственнице сказал: ну пусть живет теперь как знает; да притом и грех без разбора давать им, хотя и родным. При этом же вспомнил Владыка о Митрополите Серафиме и рассказал: «к нему явился один племянник и высказал такую просьбу, чтобы дядя-Митрополит усыновил его; – ведь у Вас-де более никого нет из близких родных, а я самый ближайший к Вам». – «Нет, – отвечал Святитель, – самая ближайшая ко мне – душа моя, а потом нищие». «Так и я чувствовал всегда и теперь тоже чувствую, и потому так и говорю, – так и поступаю».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

А. Сулоцкий, Г. П. Павский и митр. Филарет, Р. Стар. 1881, июль;     И. Г. Троицкий. Ученая деятельность прот. Г. П, Павского, Хр. Чтение 1887, май-июнь;     А. С. Родосский, Рукописные памятники трудов прот. Г. П. Павского и его учени­ка С. К. Сабинина там же, см. у него же в Биограф. словаре;    Срв. Переписку В. А. Жуковского с прот. Павским, Р. Арх. 1887, 2; материалы по преподаванию Павского в СбРИО, т. 30. 1880;    См. и у Загарина, Жуковский, с. 428—458.    Сочинения Иннокентия Херсонского в изд. М. Вольфа, 12 томов, послед. изд. 1901 г. Биография Иннокентия составл. свящ. Т. И. Буткевичем, Спб. 1887;    Срв. М. Ф. Ястребов, В. Иннокентий (Борисов), как профессор богословия К. Дух. акад., Тр КДА. 1900, дек.;     Л. С. Мацеевич, Из неиздан. рукописей А. Иннокентия Б, Тр.К.Д.А, 1883, апр.;     Арх. Стефан, Иннокентий, арх. Херс., как учитель нравственности, Каз. 1899; Православное учение по сочинениям Иннокентия, арх. Херс.. Могилев наДн. 1907, 2 тома. В догматике у Иннокентия сказывается влияние М. Добмайера, в этике Рейнгарда;    Срв. А. Reamz, Reformversuche in der katholischen Dogmatik Deutschlands zu Beginn des 19 Jhr., Freib. Theol Diss., 1917; Marianus Dobmayer und sein theologisches System, Theol. Quartalschr., Bd. 98, 1916.    См. еще Иинокентий Борисов, Арх. Херс. и Таврич., в письмах его 1822—1855 гг., сообщил В. А. Кондаков, Р. Стар. 1881, ноябрь;     Н. В-в, Иннокентий, Арх. Хер. и Тавр., Р. Стар. 1878, февр. и апр.;    Статьи Н. И. Барсова, в Христ. Чтен. 1883 и 1884 гг.;    Переписка Иннокентия с прот. И. М. Скворцовым, изд. Н. И. Барсовым, в Тр. КДА, 1885, 1886 и 1887;    Письма Иннокентия к Сербиновичу, Р. Арх. 1907,8.    О Я. К. Амфитеатрове см. книжку В. И. Аскоченского. К. 1857. 11. Пути реформирования духовного образования.   О графе Протасове и его преобразованиях см. У Чистовича. Руковод. деятели, и у Благовидова, Обер прокуроры;    срв. у А. Котовича, Духовная цензура в России, СПб. 1907;     Б. В. Титлинов, Духовная школа в России, т. II, 1910;     К.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

града Киева, так и от долговременности его пребывания в Столице. Я сам – пишущий, – начавши бывать в С.-Петербурге с 1857 года и бывавши там более десяти разов, имел нередкие случаи слышать, при воспоминаниях о в Бозе почившем, самые утешительные и назидательные рассказы от лиц высокопоставленных и, главное, отличающихся истинной религиозностью. Рассказы эти, как видно было, были общеизвестны и перешли как бы в предание, доселе сохраняемое вместе с высокочтимым именем в Бозе почившего. Сам покойный высокопр. Антоний передавал мне, что и он, в бытность свою в С.-Петербурге на чреде служения в сане Архимандрита (1849 г.), имел утешение не только слышать такие же рассказы, но и пользоваться особенным вниманием высоких лиц, когда только последние узнавали, что он родной племянник Владыки Киевского Филарета. При рассказах своих об этом он упоминал многих лиц, как напр. Графа Д.И. Блудова, Я.И. Ростовцева, Т.Б. Потемкину и других, которых и сам высокопр. Филарет во всю свою жизнь глубоко почитал и поминал, как самых искреннейших своих знаемых и с которыми переписывался; а некоторые бывали у него и в Киеве по чувству неизменного к нему почитания и расположения. Не приводя каких-либо частных, указываемых нами, сведений, мы ограничимся одним, уже печатным, характеристично представляющим личность высокопр. Филарета в описываемом теперь его положении в среде общества. «Был у N небольшой званый обед, на котором находился и Владыка Филарет Киевский; был и я. Митрополит в обращении со всеми был прост, добродушен, не возносителен. Все его беседы обнаруживали в нём глубокую истинную набожность в духе аскетическом. С особенным увлекательным восторгом говорил он о Киеве и о Святынях Киевских, называя его Русским Иерусалимом. За столом кушал бесцеремонно и довольно, и себя великим постником не выказывал, любит, заметно, хороший чай и даже защищал его употребление против некоторых возражавших... Был я и при его богослужении; служит довольно просто и непродолжительно, но с глубокою набожностью и в духе смирения.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

В тоже время он явился одним из лучших сотрудников упомянутых архипастырю Иосифу Семашко в великом деле воссоединения западно-русских униатов с православной Церковью , сразу поняв и оценив мудрый план этого архипастыря по сему делу, а по совершении воссоединения приняв участие в торжественных священно-служениях по городам: Полоцку, Витебску, Минску и др. Поэтому-то из Полоцка в 1840 году он и перемещен был на архиерейскую кафедру в Могилев, где ему приходилось продолжать тот же святительский подвиг, что и в Полоцке. Ко времени пребывания преосвященного Исидора в Могилеву относится путешествие его в Киев на поклонение тамошним святыням. При этом он посетил и тогдашнего Киевского первосвятителя, известного своей твердостью в православии и высоким благочестием митрополита Филарета (Амфитеатрова) , на место которого, по кончине его (в 1857 году), Господь судил преосвященному Исидору быть Киевским первосвятителем (в 1858 году). Во время этого посещения у митрополита Филарета были запросто некоторым молодые ученые монашествующие из питомцев Киевской духовной академии. По признанию одного из этих монашествующих, ныне состоящего в сане святительском, их уже тогда поразила в преосвященном Исидоре величайшая осторожность и мерность во всем: в словах, в поступи и проч. Не ускользнуло это, конечно, и от внимания опытного в сношениях с архиереями святителя Филарета. После того, как преосвященный Исидор откланялся митрополиту Филарету и удалился из его покоев, Филарет, с обычной своей простотой обращаться к молодым монашествующим собеседникам и указывая на удалившегося преосвященного Исидора, сказал: «ну, вы, будущие архиереи! Вот с кого берите пример. Он еще молодой, 33 но уже зрелый епископ» 34 . Подлинно, преосвященный Исидор давно был зрелым епископом, и в рассматриваемое время созрел даже для высшего церковного управления. Не удивительно, поэтому, что когда в 1844 году, за удалением из экзархов Грузии одного из участников рукоположения преосвященного Исидора в епископы, архиепископа Евгения, сделала вакантной и весьма важная и ответственная должность экзарха, то лучшего заместителя этой должности высшее церковное правительство русское не могло избрать, как именно преосвященного Исидора, который именным Высочайшим указом от 12 ноября означенного 1844 года и был перемещен на епархию Карталинскую и Кахетинскую, с званием члена Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Убежденный в том, что проповедование слова Божия есть прямой и притом весьма естественный долг пастырского служения 46 , проникнутый любовью к ближним, Филарет с пастырскою ревностью и настойчивостью занимался проповедничеством. «Каждое священнослужение архипастыря, запечатленное необыкновенным благоговением, говорит один из современников Филарета, напаяло души предстоящих и млеком евангельского учения» 47 Да и в самых проповедях Филарета есть довольно ясные указания на то, что поучал он с церковной кафедры весьма часто и вообще обнаруживал в этом деле самое живое и искреннее усердие. Проповедник нередко, напр., ссылается в своем церковном слове па содержание бесед, говоренных им гл» прошлые воскресные дни 48 , а в первой беседе первого тома 49 он прямо заявляет, что будет, проповедовать, по возможности, «в каждый воскресный день, как такой, который Сам Бог освятил и отделил на служение Ему и на поучение в законе Его». В виду того, что проповедническая деятельность Филарета продолжалась несколько десятков лет, в виду его неистощимой плодовитости, необыкновенной ревности к проповедованию, его навыка говорить без приготовления 50 , можно было бы ожидать, что число проповедей, оставшихся после Филарета, будет очень значительно. Действительность, однако, далеко не оправдывает таких ожиданий. До нас дошло от Филарета всего только три небольших сборника его проповедей. Но мы имеем основание предполагать, что указанные три сборника вовсе не заключают в себе всей совокупности церковных слов, сказанных святителем в течение долговременнаго служения его Церкви. Наше предположение подтверждается отчасти тем уже, что в них опущены некоторые беседы, сохранившиеся в отдельных брошюрах, именно: 3 беседы па 16 гл. евангелия от Матфея, 2 беседы на 19 – 25 ст. 9-ой гл. того же евангелия и 1 беседа о благочестии. Но, помимо всяких соображений и догадок, мы имеем и более сильное фактическое основание утверждать, что многие из проповедей Филарета действительно не дошли до нас. Известно, что митрополит Филарет 1-го Сентября 1857 г. совершил последнее в своей жизни освящение новоустроенной кладбищенской церкви в Киево-Фроловском женском монастыре, при чем сказал поучение, по обычаю, без предварительного приготовления, на притчу Спасителя: «уподобися царство небесное человеку – царю, иже уготова брак сыну своему» ( Мф. 24: 1–4 ). Между тем беседы этой нет ни в сборниках, пи на страницах наших периодических духовных журналов. Сохранился лишь конец указанной проповеди, помешенный в Полтавских епархиальных ведомостях 51 . Многие из проповедей Филарета могли легко затеряться потому, что он говорил свои краткие беседы по большей части импровизацией и не думал хранить и распространять их в обществе. До нас дошли, очевидно, только те из них, которые предварительно составлял он пред произнесением, а равно и те, какие сохранили нашему времени счастливый случай да благочестивое внимание слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

1058 «Нет! – писал молодой Иннокентий, – есть ли человеку суждено на сей земле не видеть истины – такой, которая могла бы успокоить его ум, то я всегда лучше соглашусь с Шеллингом теряться в бесконечном, нежели с Кантом и ему подобными быть запертым, подобно птице, в клетке категорий и других форм» (Письмо к А. И. Белюгову от 10 июня 1825 г.//Киевская Старина. 1882. С. 518). 1059 «Воскресное чтение». 4.1. С. 360–365. Без подписи (Перепечатка в «Маяке». 1844. Т. XVII. Кн.ЗЗ. Раздел «Новые книги». С. 22–28). Вопреки свидетельству «Маяка» Аскоченский приписывает эту статью Амфитеатрову. См. биографию последнего, написанную Аскоченским (Киев, 1857. С. 151). 1065 В статье Авсенева «Поучение дня и ночи в природе» (Воскресные Чтения. Ч. III. 1839/40. 21. С. 207–208. Без подписи) читаем: «Нощь не погружается в совершенную бесчувственность – мертвенный сон. Она спит, но сердце ея, можно сказать, бдит. Она в тайне поучается премудрости – разуму дня, втайне слагает в сердце своем глаголы дня; поучаясь, умудряется, и извещает премудрость и разум другой ночи». В «Поучении ночи в природе» (Там же. Ч. XVII. 1853/54. 19. С. 183) слышим о ночи – «глубокотаинственном, многодетельном и многопоучительном времени». 1066 VI. С. 277. И в этом – родство Иннокентия с Авсеневым. «Всем памятные лекции его о болезнях, о сне, о лунатизме, о смерти повергали весь класс в самое глубокое раздумье», – говорится в некрологе Авсенева (ЖМНПр. 1853 г. LXXVII, отд 7. С. 104). В статье [Авсенева] «Предъизображение бессмертия в состоянии сна» (Воскресное Чтение. Ч. II. 1838/39. 3. С. 21–23) речь и о сне, и о сновидениях, и о сомнамбулизме. В другой статье «Как должно отходить ко сну?» (Там же. Ч. III. 1839/40. 30. С. 285–288) читаем: «Время сна должно быть важно для христианина, как время особенной близости и нередкого общения души с мiροм духовным... Душа становится тогда ближе Mipy безтелесному, удобнее подчиняется наитию сил горних и приемлет от них высшие внушения» (С. 287). В этой статье находим аналогию спящего человека и растения. Mip сновидений и Mip растительный таинственно переплелись. В статье «Поучение ночи в природе» (Там же. Ч. XVII. 1853/54. 19. С. 182) читаем о таинстве сна, о сне как жизни будущей в ея зачатках. Ср. еще «Сон» (Воскресное Чтение. Ч. V. 1841/42. С. 220–224) с упоминанием о «совершающейся еженощно, в каждом из нас, по замечанию медиков, лихорадке» (Там же. С. 221). В особенности см. о приближении во сне к Mipy духовному (Там же. С. 222).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Антоний (Амфитеатров). Биография и библиография Основные даты жизни 1815 – рождение 1832 – поступление в Калужскую семинарию 1835 – поступление в Киевскую духовную академию 1839 – бакалавр греческого языка в Киевской академии 1840 – пострижение в монашество, хиротония во иеродиакона и иеромонаха 1841 – инспектор Киевской духовной семинарии 1845 – ректор Киевской семинарии, архимандрит 1848 – издание «Догматического богословия» 1851 – ректор Киевской духовной академии 1858 – епископ Чигиринский 1859 – епископ Смоленский 1866 – епископ Казанский 1867 – архиепископ Казанский 1879 – кончина Первые годы жизни Архиепископ Антоний (в миру – Яков Гаврилович Амфитеатров) родился 15-го октября 1815 года. Он происходил из благочестивой семьи, подарившей Русской Церкви замечательных тружеников, прославившихся на ниве служения Церкви и духовной науке, из которых самым известным является митрополит Киевский Филарет (1778–1857). Благодаря ему фамилия Амфитеатровых получила широкую известность. Отец Якова, Гавриил Егорович Амфитеатров, был братом митрополита Филарета и всегда сопутствовал ему даже в тяжелые дни его жизни. Когда митрополит Филарет, тогда еще архимандрит, должен был уехать в Уфу, Гавриил Егорович нес послушание у него в качестве келейника, затем преподавал в Уфимской семинарии немецкий язык. В Уфе Гавриил Егорович женился на дочери местного священника Григория Несмелова Татьяне. Детей в семье Амфитеатровых было пятеро: три сына – Павел, Яков (Иаков), Сергий, и две дочери – Вера и Александра. Когда Гавриил Амфитеатров принял священный сан, то был назначен священником в город Миасс, где начиналось строительство новой церкви во имя апостолов Петра и Павла. Старший сын священника Гавриила родился на момент закладки, а рождение и крещение Якова пришлось сразу после освящения нового храма Божия. В 1819 году архимандрит Филарет (Амфитеатров) был хиротонисан во епископа Калужского и вызвал своего брата к себе. В 1820 году, когда Якову исполнилось 5 лет, его семья приехала в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФИЛАРЕТ (АМФИТЕАТРОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) , в схиме Феодосий ( 1779 - 1857 ), митрополит Киевский и Галицкий , святитель Память 21 декабря в день кончины, 10 октября на обретение мощей и перенесение их в Дальние пещеры (Укр.), в Соборах Брянских , Киевских , Липецких , Ростово-Ярославских , Рязанских и Сибирских святых, а также прпп. отцев Киево-Печерских Дальних Пещер В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии (ныне - Троснянского района Орловской области) в благочестивой семье священника Георгия Амфитеатрова . Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 году, Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища . В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии , которую окончил в 1797 году. Постриг 7 ноября 1798 года он был пострижен в монашество с именем Филарета. Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем. 9 ноября 1798 года рукоположен во иеродиакона , а 13 января 1799 года - во иеромонаха . 11 марта 1802 назначен настоятелем Свенского монастыря . В том же году возведен в сан игумена и назначен ректором Севской семинарии . Ему было только 23 года. Архимандрит В 1804 году возведен в сан архимандрита . Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея (Ильина) . Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.

http://drevo-info.ru/articles/67.html

протоиерей Валентин Амфитеатров Содержание Глава 1. Отрасль благого корня    Я — странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю — гробом.     Святитель Игнатий Ставропольский    На берегу реки Сваны, в Кромском уезде Орловской губернии, на холмах раскинулось село Высокое, окруженное живописными лугами и перелесками. Все побывавшие в тех местах дивились необычайной красоте окрестностей и села с церковью в честь Покрова Божией Матери. По местным преданиям, некогда там были разбойничьи станы, затем окрестности стали вотчинной собственностью одной из ветвей бояр Колычевых, из которых происходил священномученик Филипп (Феодор Степанович Колычев; 1507—1569), митрополит Московский. Здесь, в селе Высоком издревле нес свое служение древний священнический род Амфитеатровых; именно здесь родился и Валентин Николаевич Амфитеатров, будущий прославленный московский пастырь.    Родоначальником Амфитеатровых был протопоп Никита, имевший сыновей — священников Георгия Амфитеатрова и Григория Монастырева. Различные фамилии, вероятно, были ими получены в духовной семинарии, где, как известно, было в обычае изменять фамилии учащихся на новые, связанные с какими-либо священными понятиями — Воскресенский, Антиминсов, Смирнов (то есть смиренный). Подобно тому, как в святом Крещении дается новое имя, это как бы символизировало начало новой жизни, служения Господу.    Одним из сыновей священника Георгия Никитича Амфитеатрова был великий святитель, митрополит Киевский Филарет (Феодор Георгиевич Амфитеатров; 1779—1857), один из известнейших подвижников благочестия XVIII-XIX вв. ныне причисленный к ликам Украинских и Сибирских святых. Все исследователи, писавшие о представителях рода Амфитеатровых, отмечают редкое множество известных духовных лиц и церковных деятелей, явившихся в нем. К этому роду принадлежали: архиепископ Казанский Антоний (1815—1879), племянник и воспитанник свт. Филарета, Иоанн, архиепископ Полтавский, Виталий, епископ Томский, профессор Московской Духовной Академии Егор Васильевич Амфитеатров, профессор Киевской Духовной Академии, основоположник российской гомилетики Иаков Косьмич Амфитеатров. Несомненно, что в такой семье были не только глубоки традиции православия и церковности, но и силен дух благочестия. Дети жили и воспитывались в особо благодатной атмосфере.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4033...

святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский (17.04.1779–21.12.1857) Письма Проповеди и слова Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Филарет (Амфитеатров), в схиме Феодосий, митрополит Киевский и Галицкий Видный церковный деятель первой половины XIX века. Подвижник, храмоздатель, покровитель духовного просвещения, попечитель нуждающихся, основатель Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, Киево-Софийского духовного училища и пр. В миру Амфитеатров Феодор Георгиевич, родился 17 апреля 1779 г. в селе Высоком, Кромского уезда Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Он родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм.С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 г., Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 г., как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии 1 , которую окончил в 1797 г. Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении его в монашество. Это прошение было принято. 7 ноября 1798 г. он был пострижен в монашество с именем Филарета.Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем. 9 ноября 1798 г. рукоположен во иеродиакона, а 13 января 1799 г. – во иеромонаха.В первые годы служения на духовном поприще успех сопутствовал Филарету во всем. В 23 года (в 1802 г.) в сане игумена он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря. В 1804 г. возведен в сан архимандрита. Ревностный исполнитель возложенных на него обязанностей, он пользовался особым покровительством епископа Орловской епархии преосвящ. Досифея. Но это покровительство не использовалось архим. Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, то он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение архим. Филарета привело к тому, что отношение еп. Досифея к нему постепенно изменилось в худшую сторону, и последний постарался совершенно выжить его из епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010