Антоний (Амфитеатров). Биография и библиография Основные даты жизни 1815 – рождение 1832 – поступление в Калужскую семинарию 1835 – поступление в Киевскую духовную академию 1839 – бакалавр греческого языка в Киевской академии 1840 – пострижение в монашество, хиротония во иеродиакона и иеромонаха 1841 – инспектор Киевской духовной семинарии 1845 – ректор Киевской семинарии, архимандрит 1848 – издание «Догматического богословия» 1851 – ректор Киевской духовной академии 1858 – епископ Чигиринский 1859 – епископ Смоленский 1866 – епископ Казанский 1867 – архиепископ Казанский 1879 – кончина Первые годы жизни Архиепископ Антоний (в миру – Яков Гаврилович Амфитеатров) родился 15-го октября 1815 года. Он происходил из благочестивой семьи, подарившей Русской Церкви замечательных тружеников, прославившихся на ниве служения Церкви и духовной науке, из которых самым известным является митрополит Киевский Филарет (1778–1857). Благодаря ему фамилия Амфитеатровых получила широкую известность. Отец Якова, Гавриил Егорович Амфитеатров, был братом митрополита Филарета и всегда сопутствовал ему даже в тяжелые дни его жизни. Когда митрополит Филарет, тогда еще архимандрит, должен был уехать в Уфу, Гавриил Егорович нес послушание у него в качестве келейника, затем преподавал в Уфимской семинарии немецкий язык. В Уфе Гавриил Егорович женился на дочери местного священника Григория Несмелова Татьяне. Детей в семье Амфитеатровых было пятеро: три сына – Павел, Яков (Иаков), Сергий, и две дочери – Вера и Александра. Когда Гавриил Амфитеатров принял священный сан, то был назначен священником в город Миасс, где начиналось строительство новой церкви во имя апостолов Петра и Павла. Старший сын священника Гавриила родился на момент закладки, а рождение и крещение Якова пришлось сразу после освящения нового храма Божия. В 1819 году архимандрит Филарет (Амфитеатров) был хиротонисан во епископа Калужского и вызвал своего брата к себе. В 1820 году, когда Якову исполнилось 5 лет, его семья приехала в Калугу.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Наумов Василий Николаевич; 25.12.1823, Калуга - 10.02.1866, Казань), еп. Мелитопольский. Род. в семье диакона, окончил Калужскую ДС (1843) и СПбДА (1847). 7 июня 1847 г. пострижен в монашество с именем Кирилл, 22 июня рукоположен во диакона, 21 июля - во иерея. 31 окт. того же года назначен бакалавром богословия при СПбДА, с 12 дек. помощник инспектора академии. 22 марта 1849 г. удостоен степени магистра богословия, 26 сент. 1851 г. получил звание экстраординарного профессора. 7 окт. 1851 г. возведен в сан архимандрита. 16 янв. 1855 г. К. был назначен инспектором СПбДА; в том же году получил степень доктора богословия за дис. «Пастырское богословие», 12 апр. 1855 г. утвержден в звании профессора. Читал лекции по нравственному и пастырскому богословию и по церковному красноречию, был членом академического правления, ревизовал духовные семинарии. Составил учебник по пастырскому богословию для духовных семинарий (1853). Несмотря на серьезные замечания по учебнику К., высказанные митр. Филаретом (Дроздовым) и архиеп. Антонием (Амфитеатровым) , он сохраняет свое значение как «первая научная пасторологическая система в России» ( Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 290; Иннокентий (Пустынский). 1899. С. 134, 136). В 1857 г. в связи с уходом из СПбДА ректора архим. Макария (Булгакова) на епископское служение ожидалось, что его место займет К., но ректором был назначен архим. свт. Феофан Затворник . В нач. 1857 г. встал вопрос о выборе настоятеля посольской церкви в К-поле, К. являлся одним из кандидатов на эту должность. Митр. Московский Филарет, отвечая на запрос обер-прокурора Синода гр. А. П. Толстого , писал, что К. обладает и знаниями, и способностями, и даром общения в «разностихийных сферах» для служения в К-польской миссии. Однако К. от назначения отказался. В том же году решался вопрос о возобновлении деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ). После того как рекомендованный на пост начальника миссии еп. Поликарп (Радкевич) отказался ехать из-за болезни, была окончательно одобрена кандидатура К. (АВП РИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 694. Л. 96-96 об.). 1 сент. 1857 г. имп. Александр II утвердил всеподданнейший доклад А. М. Горчакова о назначении К. начальником РДМ в Иерусалиме. 13 окт. 1857 г. он был рукоположен во епископа Мелитопольского.

http://pravenc.ru/text/1840331.html

Глава 1. ОТРАСЛЬ БЛАГОГО КОРНЯ Я – странник на земле: странствование начинаю с колыбели, оканчиваю – гробом. Святитель Игнатий Ставропольский На берегу реки Сваны, в Кромском уезде Орловской губернии, на холмах раскинулось село Высокое, окруженное живописными лугами и перелесками. Все побывавшие в тех местах дивились необычайной красоте окрестностей и села с церковью в честь Покрова Божией Матери 1 . По местным преданиям, некогда там были разбойничьи станы, затем окрестности стали вотчинной собственностью одной из ветвей бояр Колычевых, из которых происходил священномученик Филипп (Феодор Степанович Колычев; 1507–1569), митрополит Московский. Здесь, в селе Высоком издревле нес свое служение древний священнический род Амфитеатровых; именно здесь родился и Валентин Николаевич Амфитеатров, будущий прославленный московский пастырь. Родоначальником Амфитеатровых был протопоп Никита, имевший сыновей – священников Георгия Амфитеатрова и Григория Монастырева. Различные фамилии, вероятно, были ими получены в духовной семинарии, где, как известно, было в обычае изменять фамилии учащихся на новые, связанные с какими-либо священными понятиями – Воскресенский, Антиминсов, Смирнов (то есть смиренный). Подобно тому, как в святом Крещении дается новое имя, это как бы символизировало начало новой жизни, служения Господу. Одним из сыновей священника Георгия Никитича Амфитеатрова был великий святитель, митрополит Киевский Филарет (Феодор Георгиевич Амфитеатров; 1779–1857), один из известнейших подвижников благочестия XVIII-XIX вв. ныне причисленный к ликам Украинских и Сибирских святых. Все исследователи, писавшие о представителях рода Амфитеатровых, отмечают редкое множество известных духовных лиц и церковных деятелей, явившихся в нем. К этому роду принадлежали: архиепископ Казанский Антоний (1815–1879), племянник и воспитанник свт. Филарета, Иоанн, архиепископ Полтавский, Виталий, епископ Томский, профессор Московской Духовной Академии Егор Васильевич Амфитеатров, профессор Киевской Духовной Академии, основоположник российской гомилетики Иаков Косьмич Амфитеатров. Несомненно, что в такой семье были не только глубоки традиции православия и церковности, но и силен дух благочестия. Дети жили и воспитывались в особо благодатной атмосфере.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Семен Раич Раич (Амфитеатров) Семен Егорович (1792–1855) – поэт, переводчик, педагог, журналист. Отец, получивший в семинарии фамилию Амфитеатров, и дед были священниками Покровской церкви в селе Высоком Орловской губернии; все пятеро сыновей окончили Севскую семинарию; старший из них – Феодор (1779–1857), принявший монашество с именем Филарет, был ректором севской, уфимской и тобольской семинарий; с 1813 – настоятель Иосифова Волоколамского монастыря; с 1819 – епископ Калужский, с 1837 до конца жизни – митрополит Киевский и Галицкий, священноархимандрит Киево-Печерской лавры, один из крупнейших церковных деятелей и проповедников того времени, доктор богословия. Прославился как выдающийся проповедник и духовный наставник. В 1841 году принял в Киево-Печерской лавре тайную схиму с именем Феодосия. Почитается как местный святой. Семен Амфитеатров в 1810 году окончил Орловскую духовную семинарию, с благодарностью вспоминал впоследствии «отличных преподавателей» риторики и пиитики, называя своими «путеводителями к Парнасу» Гавриила Державина, Ивана Дмитриева. По окончании семинарии решил выйти из духовного звания и поступить в университет, что было не так-то просто. «В мое время, – вспоминал он, – от духовного звания освобождали только неспособность к наукам, неисправимая леность, безнравственность и неизлечимая болезнь». Три первых пункта явно отпадали, освободили «по болезни». Новую жизнь пришлось начинать подканцеляристом в земском суде. Прослужил недолго, став домашним учителем таких же дворянских недорослей Пушкина, Дельвига, Кюхельбекера, которых в 1811 году родители привезли на экзамены в только что открытый Царскосельский лицей. Семен Амфитеатров в 1812 году приступил к занятиям с девятилетним Федором Тютчевым. Иван Аксаков отмечал в первой его биографии: «К чести родителей Тютчева надобно сказать, что они ничего не щадили для образования своего сына и по десятому его году, немедленно «после французов», пригласили к нему воспитателем Семена Егоровича Раича. Выбор был самый удачный...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Филарет, до пострижения Федор Георгиевич Амфитеатров, митрополит киевский и галицкий, род. 17 апр. 1779 г., ум. 21 дек. 1857 г. Отец его, Георгий Никитич, был священником в селе Высоком, кромского уезда, орловской губ., где и родился Феодор Георгиевич. После домашнего воспитания он прошел с полным успехом курс тогдашнего школьного образования, начав его в 1789 г., и учился сперва в орловской духовной семинарии, а затем, с богословского класса, в Севске, где были в то время и высшие классы орловско-севской семинарии, и резиденция преосвященных орловских. В 1797 г. Амфитеатров кончил курс учения, а 1 марта 1798 г. был назначен учителем поэзии и низшего греческого класса в орловской же духовной семинарии, изъявив пред тем желание принять монашество. Но так как он был в то время еще слишком молод для этого, то самое пострижение его состоялось лишь 7 нояб. 1798 г., на 20-м году его жизни. Пострижение совершал сам преосвященный Аполлос (Байбаков), епископ орловский и севский, и наименовал его при сем Филаретом, в память св. праведного Филарета Милостивого (1 декабря), к которому Амфитеатров с детства имел особенную приверженность. 9 нояб. 1798 г. инок Филарет был рукоположен в иеродиакона, а 13 янв. 1799 г. – в иеромонаха, получив звание соборного иеромонаха, и вскоре по рукоположении был назначен на должность префекта (инспектора), а в 1802 г. – ректора севской семинарии, с возведением в сан игумена, с званием настоятеля третьеклассного Свенского монастыря и с обязанностью присутствовать в орловско-севской духовной консистории. Но с 1804 г. положение его несколько изменяется к худшему. По неудовольствию на него со стороны преосвященного орловского Досифея (Ильина), он, хотя и возведен был в сан архимандрита (1804), однако тогда же получил назначение на ректорскую должность в отдаленную Уфу, где семинария, открытая только в 1800 г., была в самом неустроенном виде, где он даже не имел квартиры в семинарии, а состоя настоятелем весьма бедного Успенского монастыря, находившегося в 4-х верстах от города, проживал там и должен был ежедневно пешком ходить в семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Антоний, епископ Казанский и Свияжский (Амфитеатров Яков Гаврилович) Родился 15 октября 1815 года в г. Миасс (на Урале) в семье священника. Первоначальное образование получил в Калужском духовном училище и семинарии, где в то время святительствовал его дядя, митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857). В 1835 году поступил в Киевскую духовную академию. В 1839 году окончил академию со степенью магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии. 12 сентября 1840 года пострижен в монашество; 14 сентября рукоположен во иеродиакона, а 15 сентября – во иеромонаха. 16 декабря 1840 года назначен ректором Киево-Софийского духовного училища. С 19 июля 1841 года – инспектор и профессор Киевской духовной семинарии. С 12 марта 1845 года – ректор той же семинарии. 16 апреля 1845 возведен в сан архимандрита. 11 февраля 1848 года назначен настоятелем Киево-Николаевского монастыря. 22 декабря 1848 года удостоился степени доктора богословия. В 1848–1849 годах вызывался в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и состоял членом Санкт-Петербургской духовной консистории. С 10 января 1851 года – ректор Киевской духовной академии и настоятель Киево-Братского Богоявленского монастыря. 30 марта 1858 года хиротонисан во епископа Чигиринского. 31 октября 1859 года переведен на Смоленскую кафедру. С 9 ноября 1866 года – епископ Казанский и Свияжский. 16 апреля 1867 года возведен в сан архиепископа. С 29 декабря 1876 года – почетный член Императорской Академии наук. Скончался 8 ноября 1879 года. Погребен в Казанском кафедральном соборе, в Рождественском приделе. Это место погребения было им избрано еще при жизни. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той благословенной Богом семье, из которой в минувшем столетии вышли достойные представители Церкви и духовной науки. Во главе этой семьи и самой фамилии был высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, которому Антоний приходился племянником («дитя сердца его»). Преосвященный Антоний был одним из выдающихся русских архипастырей как по своим личным качествам и административной деятельности, так и по литературным трудам.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Отдел I (1815–1839 г.). Время от рождения до окончания курса в Киевской духовной Академии Глава I Высокопреосвященный Антоний, бывший 12 Архиепископ Казанский и Свияжский, скончался мирно о Господе в ночи на 8-е Ноября 1879 г. Родился он в 1815 году 15-го Октября; в мире (до 1840 г.) назывался Яков Гаврилович Амфитеатров. Фамилия Амфитеатровых принадлежала той, благословенной Богом, семье, из которой в текущем столетии, начиная с первой четверти, явилось постепенно несколько лиц, как замечательных представителей на поприще служения Церкви и духовной науке, имена коих не забудутся в истории церковно-иерархической и духовно-литературной. Во главе этой семьи и самой фамилии, в указываемом представительном значении, был высокопреосвященный Филарет, (род. 1778 г.) знаменитый в иерархах русской Церкви, святительствовавший тридцать восемь лет, из коих в течение последних двадцати лет состоял митрополитом в Киеве, где и скончался в 1857 г. (21-го Декабря). До монашества именовался он Феодор Георгиевич Амфитеатров. В лице этого Первосвятителя, впервые и по преимуществу, получила известность и самая фамилия Амфитеатровых. Приняв монашество в самом раннем возрасте (19 лет), Филарет замечательно скоро явился на значительно уже высоких степенях и по сану и по служению. Двадцати лет он был уже в звании Соборного Иеромонаха и в должности Префекта семинарии, через три года возведён в сан Игумена, а через два года (на 24-м году) в сан Архимандрита. С этого времени состоял он ректором семинарии, сперва Орловской, – в которой и обучался, – а затем Оренбургской и Тобольской. Перед временем же епископства (с 1813 по 1819 г.) Филарет занимал должности в двух академиях – в Петербургской инспекторскую и в Московской сначала инспекторскую в течение одного учебного года (1814–1815), а затем ректорскую до половины 1819 г. В этот период служения он удостоен был в 1814 г. степени Доктора Богословия и, бывши ещё архимандритом, имел архиерейскую панагию; наконец в 1818 г. пожалован был Высочайшею наградою, – одною из редкостнейших в отношении к сану архимандритскому, – орденом Св. Владимира 2 степени большего креста со звездою 13 . Возведенный (в 1819 г.) в епископы прямо на самостоятельную кафедру Калужскую, и затем преемственно управлявший, в сане уже Архиепископа, Рязанскою и Казанскою епархиями, Филарет в 1837 г. назначен был митрополитом Киевским.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

(Петров Иван Степанович; 29.05.1828, ст-ца Федосеевская, обл. Войска Донского - 2.09.1897, Казань), архиеп. Казанский и Свияжский. Сын причетника из донских казаков (впосл. отец В. служил священником в улалинском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре на Алтае). И. Петров окончил Зотовское (Новочеркасское) ДУ, в 1849 г.- Воронежскую ДС, в 1853 г.- КДА со степенью магистра. В марте 1853 г. ректором академии архим. Антонием (Амфитеатровым) пострижен в монашество одновременно со своим сокурсником сербом М. Йовановичем (буд. Сербским митр. Михаилом ), с к-рым его впосл. связывала многолетняя духовная дружба. 14 апр. 1853 г. рукоположен во диакона, 22 окт.- во иерея Киевским митр. Филаретом (Амфитеатровым) . 30 окт. определен учителем по классу логики, психологии и соединенных с ними предметов в Орловскую ДС. С марта 1855 г. помощник инспектора Воронежской ДС, с 25 июня 1856 г. член семинарского правления, с 4 окт. 1856 г. библиотекарь. С дек. 1853 по июнь 1857 г. участвовал в составлении и редактировании «Ист.-стат. описания Орловской епархии», для чего исследовал архивы храмов и мон-рей. 30 апр. 1857 г. определен инспектором и профессором по классу Свящ. Писания в Иркутскую ДС, в июне следующего года переведен на те же должности в новоучрежденную Томскую ДС, где близко познакомился с алтайскими миссионерами (см. ст. Алтайская духовная миссия ). В 1860 г. назначен членом комитета по составлению «Ист.-стат. описания Томской епархии». 13 сент. 1861 г. перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора богословия в СПбДА с возведением в сан архимандрита и присвоением степени настоятеля 3-классного мон-ря. В. был одним из инициаторов создания в С.-Петербурге Православного миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской духовным миссиям , составил его устав, 21 нояб. 1865 г. был избран в члены первого совета об-ва. В 1869-1870 гг. по поручению Московского митр. св. Иннокентия (Вениаминова) составил новый устав об-ва, участвовал в работах по открытию отд-ния об-ва в Москве.

http://pravenc.ru/text/159064.html

Дмитрий, архиепископ Херсонский и Одесский (Муретов Климент Иванович) Родился 11 февраля 1811 года в селе Лучинске Пронского уезда Рязанской губернии в семье диакона. В 1820 году поступил в Сапожковское духовное училище, затем обучался в Рязанской духовной семинарии. В 1831 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил первым учеником. 11 сентября 1834 года пострижен в монашество; 27 октября рукоположен во иеродиакона, а 24 июля 1835 года – во иеромонаха. 7 октября 1835 года удостоен степени магистра и определен бакалавром Киевской духовной академии на кафедру Священного Писания и герменевтики. 6 сентября 1837 года утвержден в звании профессора богословских наук. С 14 февраля 1838 года – инспектор академии. 25 марта 1838 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Киево-Выдубицкого монастыря. С 24 апреля 1841 года – ректор Киевской духовной академии. 4 марта 1851 года хиротонисан во епископа Тульского. С 11 июня 1857 года – епископ Херсонский. 3 апреля 1860 года возведен в сан архиепископа. С 2 октября 1874 года – архиепископ Ярославский. С 26 апреля 1876 года – архиепископ Волынский. С 1882 года – архиепископ Херсонский и Одесский. Скончался 14 ноября 1883 года. Имя преосвященного Димитрия стало широко известно со времени его пребывания в стенах Киевской духовной академии. Десятилетний период его управления Киевской духовной академией замечателен как по высоте научного уровня преподавания, так и по прекрасному внутреннему строю академической жизни. По многочисленным отзывам его сослуживцев и воспитанников, он представлял из себя в высшей степени гуманного и заботливого начальника, вникавшего во все подробности академической жизни, уже тогда прославившегося своей благотворительностью и другими добрыми качествами. При первом взгляде на архимандрита Димитрия император Николай I увидел в нем особенного человека. Вот как описывается этот случай. При посещении императором Николаем I Киева митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров ; † 1857) представил ему ученую корпорацию, в числе коих был и отец Димитрий, тогда еще архимандрит и ректор академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архим. Агапит Глава XXI. Последние годы и обстоятельства жизни старца о. Макария, его предсмертные страдальческие дни и блаженная кончина Жизнь старца батюшки о. Макария близилась к концу, и здоровье его все более и более ослабевало. На поздравительное письмо своих севских родственниц в ноябре 1859 года он отвечал: «Благодарю вас за поздравление меня со днями моих рождения и Ангела. Да, уж 71-й год. Долго ли будет пришельствие, неизвестно. А как явиться пред Богом, не знаю. Буди воля Господня над нами! Вы скорбите о моем нездоровье, но оно изменчиво. Нельзя сказать, чтобы я лежал; но иногда бодрствую и хожу, а иногда уж и никуда не гожусь. Слава Богу о всем! Да душа-то больше тела. Тело поболит, да и тем кончится; а душевная-то болезнь простирается в вечность. Избави нас, Господи, от сей болезни и даруй исцеление!» За два года до своей кончины, именно в 1858 году, старец Макарий принял пострижение в великий ангельский образ – схиму. Мысль о сем в первый раз выражена была старцем по получении известия о кончине Киевского митрополита Филарета (Амфитеатрова) , основателя Оптинского скита, постриженного пред кончиною в схиму с именем Феодосия, который скончался 21 декабря 1857 года. К нему старец имел великую любовь и благоговение, как писал он вскоре после кончины сего святителя своим севским родным: «Думаю, уже вы слышали о кончине достоблаженного митрополита Киевского Филарета 21 числа декабря. Жаль, что Церковь лишилась такого иерарха; но, видно, пришло время почить ему от трудов своих и получить награду за оные. Молитвами его да помилует нас Господь!» Впрочем, хотя старец о своем здоровье писал: «Иногда уже никуда не гожусь», – однако до самой своей предсмертной болезни был на ногах и даже летом 1860 года, незадолго до своей кончины, имел возможность съездить в Калугу, и именно в Калужский Лаврентьев монастырь, место летнего пребывания калужских владык, дабы проститься с отъезжавшим в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде уважаемым архипастырем своим Григорием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010