Реконская Троицкая пустынь в Тихвинском уезде. Реконская Свято-Троицкая пустынь находится в 49 верстах от г. Тихвина близ небольшой извилистой реки Реконки. Она расположена на ровной низменной местности, окруженной лесами и болотами. Время и обстоятельства возникновения Реконской пустыни покрыты мраком неизвестности. Однако в конце царствования Алексея Михайловича она была ужо известна, как существующая. По причине неблагоприятных условий своего внешнего положения пустынь была скудна материальными средствами и потому при введении штатов закрыта, обращена в приходскую церковь и приписана к Тихвинскому монастырю. Возрождение пустыни началось только в половине XIX столетия. Оно совершилось благодаря неусыпным, самоотверженным трудам схимонаха – старца Амфилохия, финна по происхождению, но принявшего православие и посвятившего себя трудам и подвигам иноческой жизни. В результате его самоотверженной деятельности на пользу упраздненной Реконской пустыни последовало Высочайшее соизволение на восстановление этой пустыни с возвращением ей самостоятельности (1860 г.). Управляет пустынью игумен. Храмов три. Главный соборный в честь Св. Троицы. Здесь находится древняя чудотворная икона Св. Троицы, в XIII веке обретенная на камне звероловами. Рядом с алтарем находится могила схимонаха Амфилохия. Другие два храма во имя препп. Сергия и Германа Валаамских и деревянный – во имя Св. Троицы. В трех верстах от пустыни находится скит с часовней во имя св. Тихона Задонского , устроенный Амфилохием для безмолвного уединения подвижников, ищущих высшего духовного совершенства. Синеозерская Троицкая пустынь в Устюженском уезде. Основана была эта пустынь в 1600 году прпмч. Ефросином, который 20 марта 1612 года принял мученическую смерть от рук разбойников-поляков, разорявших в Смутное время Русь. Обитель никогда не отличалась благосостоянием. В настоящее время она упразднена и именуется Синеозерским погостом. Савво-Вишерский монастырь близ Новгорода находится на берегу Вишеры в 10 верстах от Новгорода. Основана она прп. Саввой из рода бояр Бороздиных в начале XV века. Монастырь терпел много бедствий, лишений, в 1764 г. был совсем упразднен и возобновился, главным образом, по ходатайству генерала Березина. Обитель малолюдна. Управляет ею архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

г)      Доброта души его была так велика, что он не убивал и насекомых, которые кучами покрывали его тело и платье, а осторожно их снимал с себя и пускал живыми, говоря, что и им также хочется пожить па свете. д)      Замечали еще, что он, во время духовной беседы с кем-нибудь, открывал ту или другую священную книгу на той странице, которая, по содержанию, очень близко относилась к их разговору. е)      Крестьянин деревни Рапли Максим Васильев говорил, что доброго старца враги всячески теснили и очень много раз производились о нем следствие, так что одного Васильева до 6-ти раз приводили к присяге по этим следствием и старца всегда все одобряли. ж)      По наблюдениям других, многие соперники старца, по предсказанию его, были наказаны от Бога или болезнию, или каким-нибудь еще несчастием. з)      Старцем исцелена от беснование С-Петебургской губернии, Ладожского уезда, деревни Мелексы, крестьянка Марфа Иванова, невестка крестьянина Феоктиста Тимофеева. Она страдала от этой болезни 4 месяца, а старец тотчас же избавил ее от духа злобы чтением над нею разных молитв. При исцелении таких больных злые духи иногда выходили видимым образом, в виде гадов. и)      Бесы, изгнанные старцем из других, сердясь на него за это, старались и ему самому, чем-нибудь повредить; так, например, по их внушению, одна женщина попросила у него ночлега и хотела увлечь столетнего старца в свои сети. Он убежал от нее в болото; три дня пробыл там без пищи; очень скорбел, а после был утешен явившимся ему неизвестным старцем, по совету которого и подкрепил уже себя пищею, – но какою? Толокном с водою. В другой раз те же невидимые враги никак не хотели в Реконском лесу допустить до о. Амфилохия посланного к нему из Тихвина с нужными бумагами по монастырскому делу, но на встречу совершенно неожиданно вышел из лесу сам о. Амфилохий и потребовал от него бумаги. и)      Старца, из уважения к нему, посещали Афонские, известные по духовной жизни, старцы: о. Арсений, Петр и другие. Преподобный Сергий Радонежский Чудотворец привлекал к о. Амфилохию подобных старцев из своих обителей для духовной беседы с ним и для содействие в окончательном решении дела о восстановлении монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихвинского уезда, Грузинского правление деревни Переходов, крестьянка Прасковья Никифорова, страдавшая долго правой ногой, в первых числах Сентября 1868 года удостоилась в видении услышать от Царицы Небесной приказание для избавления от болезни отправиться в Реконь и отслужить молебен перед Тихвинскою Ее иконою, которая находится за правым клиросом в Сергие-Германском храме. После этого видение Никифоровой еще дома сделалось в ноге некоторое облегчение; а после молебна Царице Небесной в Рекони, она совсем сделалась здорова и объявила о своем исцелении Настоятелю с братиею. Г. О скитской иконе Знамение Божией Матери и чуде от нее по молитве о. Амфилохия Новгородской губернии, Боровичского уезда, деревни Городка, помещика Ивана Горемыкина у временно-обязанной крестьянки Елены Семеновой, в начале Апреля месяца 1868 года, ночью была поражена апоплексическим ударом вся правая сторона; рука и нога правые у ней лишились всякого владение и она не могла двигаться с места. Около Ильина дня явился ей во сне о. Амфилохий и, для исцеления от болезни, приказывал в Реконском скиту перед иконою Знамение Божией Матери отслужить молебен, а на могиле его панихиду по нем. Она обещалась и усердно желала выполнить это; но будучи неподвижна, не могла отправиться в путь. Несмотря на это, через три дня рука и нога больные пришли в движение и стала она ими действовать, принялась за все работы. О. Амфилохий чрез неделю вторично в сонном видении побуждал ее к исполнению обещание; но она, отвлекаясь разными домашними делами, протянула время до Благовещенской пятницы в великом посту и на исповеди у духовного отца в этот день призналась в нарушении своего обета; а он, укорив ее за это, поставил ей в непременную обязанность выполнить свой обет. Почему она вскоре, явившись в обитель, служила молебен Знаменью Божией Матери, а по старце – панихиду и все рассказала Настоятелю и братии.       Кроме обозначенных здесь чудотворных Св. икон, из прочих священных драгоценностей, хранящихся в храме, освящающих, благословляющих и врачующих каждого, кто приступает к Святыне с благоговением, верою, надеждою и любовию, – можно поставить на особый вид три древних креста и частицы мощей некоторых Святых угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отец Амфилохий также страшно страдал от нападения хищных зверей, от ужаления змей и разных гадов и от укушений бесчисленного множества мошек и насекомых, которые мириадами кишели в окружающем его болоте. Но старец, в каких бы ни был искушениях и соблазнах, всегда обращался с пламенной молитвой к Подателю всякой силы и крепости, и Господь не оставлял его без Своей помощи. Заботясь постоянно, и ревнуя о благолепии храма Св. Троицы, отец Амфилохий сильно захотел восстановить обитель в прежнем виде, как самостоятельный монастырь, и, подкрепляемый дивным видением, которого он удостоился, горячо принялся за исполнение своей заветной мечты. Видение, по его словам, было следующее: пред ним предстал преподобный Александр Свирский и приказал ему ходатайствовать о восстановлении обители, и о возвращении ей отчужденной от нее в посторонние руки земли. Старец Андрей тотчас же решился всеми силами хлопотать об этом. Тихвинский уездный суд в 1822 году решил отвести пустыни такое количество земли, какое определено законом сельским приходским церквам, а остальное ее количество велел обратить в казенное ведомство. Андрей вошел со всеподданнейшей жалобой на суд к императору Александру Павловичу. Хотя ему было отказано, и он даже просидел по этому делу шесть месяцев в тюрьме, но рвение его не охладело, и он все следующие пятнадцать лет неутомимо добивался признания церковных прав. В 1837 году он в другой раз подал жалобу императору Николаю Павловичу, за что подвергся вторичному заключению и еще более тяжелым неприятностям. Но обер-прокурор св. Синода Протасов, узнав о благочестивой жизни старца, принял в нем живейшее участие. Вследствие этого, старцу дарована была свобода и дозволено беспрепятственно жить в Реконской пустыни. Долго еще после того отец Амфилохий судился о монастырских землях и переносил свое дело в высшие инстанции. Наконец, за разногласие в Правительствующем Сенате, оно поступило в общее собрание, а затем в Государственный Совет, и в 1860 году высочайшим повелением монастырю была возвращена наличными деньгами не только стоимость отчужденных земель, но даже вышло повеление о возведении самой пустыни в самостоятельную обитель с наименованием ее заштатным общежительным монастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Эта святая истина как нельзя лучше оправдывается во всем и в наше время. Премудрые и разумные нашего времени говорят и пишут, что наша Русская Церковь в параличе, что ее убил цезарепапизм, что это теперь мертвый труп, что его надо обновить и тем и этим. Судят и рядят, говорят много и хорошего, умного, но не мало и вздорного, безрассудного. Но – скажите, отражалось ли сколько-нибудь все это на простосердечной вере и дивных подвигах молитвы и служения тысячным толпам Русского народа – великого старца лесов Саровских? Простерся ли на него Церковный паралич, коснулся ли сокровенных подвигов его светлой души какой-то там цезарепапизм и другие страшные призраки, заставляющие чуждаться и бежать Церкви многих пугливых? Да, во внешнем строе и жизни Церкви, несомненно, всегда были, есть и будут недостатки и всегда будут их изобличения и исправления! Но наша внутренняя вера, святое святых души нашей, наши молитвы, труды и служение Богу и ближнему никогда не найдут препятствия во внешних недостатках Церковной жизни, лишь бы было наше-то усердие, желание и добрый порыв веры, молитвы, подвига и любви к Богу и ближнему. И мы видим действительно до сих пор, что самые светлые, отрадные подвижники веры и благочестия не перестают появляться на Руси и украшать собою землю Русскую до самого последнего времени. Не перестают появляться и в обителях, но не менее часто и в миру. Таковы из множества их за XIX век: святители – Филарет Московский , Иннокентий и Амвросий Пензенские, Антоний и Иосиф Воронежские, Мелетий Харьковский, Феофан затворник Вышенский ; схимонахи – Амфилохий Реконский, Игнатий, Феодор, Марк Саровский, Назарий Валаамский; архимандриты – Феофан Кирилло-Новоезерский, Паисий Величковский , Моисей и Исаакий Оптинские, знаменитые Оптинские старцы – Леонид, Макарий, Амвросий; иеросхимонахи и пастыри – подвижники Иоанн Святогорский, Парфений и Феофил Киевские, Амфилохий Ростовский, – Иоанн Елецкий, Матфей Ржевский и Петр Угличский, священники, недавно почившие старцы – Феодосий, скита Юрьевского, и Варнава, скита Черниговского, Иларион Троекуровский, Василиск Сибирский, Варлаам Кяхтинский, Даниил Ачинский, миссионер монах Герман Алеутский; юродивые – Антоний Алексеевич Задонский, Андрей Мещовский, Иван Яковлевич Корейшъ в Москве, – прославившиеся удивительнейшими знамениями и прозорливостью; наконец, из женщин: старица Евпраксия, игуменья Старо-Ладожская, Феофания Петербургская, знаменитая питательница странников и сирот Матрона Наумовна Задонская, подвижница Евфимия Григорьевна Задонская же, Домна Карповна Томская, Пелагея Ивановна Дивеевская, Вера Александровна, молчальница Сырковская и множество других, ведомых одному Богу да небольшому разве кружку современников, успевших узнать и оценить эти духовные сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Предисловие «Как ныне святые умножились во всем мире, будет ли так же и при кончине века сего?» спросил некто св. Нифонта Цареградского. Блаженный старец отвечал: «Сын мой, до самого скончания века сего не оскудеют Пророки у Господа Бога, равно как и служители сатаны. Впрочем, прибавил он, в последнее время те, которые поистине будут работать Богу, благополучно скроют себя от людей». Истина этих слов сбывается и в наше время. При общем, для всех видимом и осязательном упадке веры и благочестия, и в наше время было много великих святителей, много достойных иереев, замечательных и даром слова и высокою жизнью, много отшельников и иноков, ревновавших идти путем древних преподобных отцов. Достойно внимания, что таких великих подвижников веры в 19-е столетие, в России было не менее, нежели в другие века, невидимому более, благоприятствовавшие монашеству и даже не знаем, во все ли времена в отечестве нашем жили почти одновременно такие светила монашества, каковы были в наши дни: Серафим Саровский и другие Саровские подвижники, Назарий Валаамский, Феодор Санаксарский , Георгий Задонский , Василий Кишкин, Петр Мичурин, Зосима Верховский и Василиск; схимонахи – Феодор и Клеопа, Макарий Песношский, Макарий Песношский, Иларион Троекуровский, Феофан Новоезерский, Иоанн Сезеновский, Даниил Сибирский, Парфений Киевский , Амфилохий и Иннокентий Ростовские, Александр Арзамазский, Феодор Новоспасский, Лев, Макарий и Моисей Оптинские, Тимон Надеевский, Амфилохий Реконский, Макарий Алтайский , Филарет Глинский , Аникита Ширинский Шихматов; также подвижники более и менее известные пустыней – Белобережской, Площанской, Никифоровской и других, – и весь этот сонм преподобных отцов нашего времени, которых православная Россия хорошо знает, а одна часть нашего общества почти вовсе не знает, и которых жизнь многим из нас послужит тяжким обличением. К числу этих лиц, доказавших своею жизнью, что и в наше время возможно истинное монашество, принадлежит брат покойного Оптинского Архимандрита о. Моисея, о. Игумен Антоний, жизнеописание которого ныне предлагается читателям. Сведения о нем заимствованы:

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Zederg...

Амвросий (Гренков) Оптинский (23.11.1812 – 10.10.1891), преподобный. 08.10.1839 поступил в Оптину пустынь, был келейником старцев прп. Льва (Наголкина) Оптинского , прп. Макария (Иванова) Оптинского . Летом 1841 пострижен в рясофор, в 1842 – в мантию. В 1843 рукоположен в иеродиакона, а 09.12.1845 – в иеромонаха. С 1860 нес подвиг старческого служения. Всё время своего пребывания в монастыре прп. Амвросий занимался переводом и изданием трудов святых отцов. Прославлен в лике святых 06.06.1988 на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. – 54, 56, 79, 85, 95, 99, 102, 106, 114, 116, 127, 130, 135, 143, 146, 150, 157, 162, 165, 187, 190, 198. Амфилохий (Шапошников) Реконский (1740 – 09.08.1865), схимонах, подвижник благочестия, с 1813 по 1860 восстановитель Реконской во имя Святой Троицы пустыни. – 199. Амфилохий (Яковлев) Ростовский (09.10.1749 – 26.05.1824), иеромонах, иконописец; был прозван «гробовым старцем» за то, что в течение 40 лет ежедневно по нескольку часов стоял перед ракой с мощами св. Димитрия Ростовского . Император Александр 1 приезжал в келью старца для беседы. – 142–144. Анатолий (Мартыновский) (1793 – 08.08.1872), архиепископ, духовный писатель, творческий псевдоним – Авдий Востоков, иконописец. 04.08.1840 хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии. 22.11.1844 назначен епископом Могилевским и Мстиславским. 19.04.1853 возведен в сан архиепископа. За свой полемический труд «Об отношениях Римской Церкви к другим христианским Церквам и ко всему человеческому роду», изданный в 1857, удостоен 02.12.1859 степени доктора богословия. – 165, 169, 171, 174, 175, 183, 187. о. Андрей – см. Глушков Андрей Иванович. Антоний (Бочков) (14.03.1803 – 05.04.1872), игумен, поэт, духовный писатель. Составил жизнеописание прп. Льва (Наголкина) . С 1845 (46) подвизался в Староладожском Николаевском монастыре. С 1852 духовник обители. Вскоре после этого перешел в Тихвинский Богородице-Успенский Большой монастырь. В 1857 возвратился в Староладожский монастырь. В 1857–1858 совершил очередное паломничество на Святую Землю и Афон. В 1850-е годы написал книгу «Русские поклонники в Иерусалиме», изданную в 1874. В 1859 назначен настоятелем Введенского Островского монастыря. В 1861 г. возведен в сан игумена. С 1862 по 1868 игумен Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. В апреле 1871 перешел в скит Николаевского Угрешского монастыря. – 142, 150, 159, 162, 163, 165, 167.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но и тут, в домашней тишине, настигали его чужие страсти. Был случай, когда, услышав, как за стеной подняли ссору прямо-таки до драки муж с женой – соседи по квартире, он, сам не зная зачем спрятав на груди распятие, вошел к ним и начал увещевать разъяренного и нетрезвого супруга, размахивавшего огромным свечным шандалом, намереваясь бросить эту увесистую железную вещь в супругу. Но удар достался Димитрию: шандал попал ему в грудь, едва не сбив с ног. Скандалист убежал, а Димитрий поднял с пола упавшую от страха женщину, сказал что-то успокоительное и ушел. Придя к себе, он обнаружил, что тяжелый шандал разбил надвое распятие, бывшее у него на груди: Христос принял удар, который для Димитрия мог оказаться смертельным. Утром протрезвившийся буян пришел к молодому художнику со смиренными извинениями. Однажды летом, во время вакаций (вероятно, после первого курса) Димитрий отправился в Тихвин, а оттуда в Реконскую пустынь, так как намеревался повидать старца Амфилохия, о котором много слышал от разных людей. Почти всю дорогу от Тихвина до Рекони – а это около сорока пяти верст – он прошел пешком. Вот и село Озерки с бедными крестьянскими избами, немного в стороне – строящийся монастырь, древний погост. За дощатым забором несколько монашеских келлий, храм, часовня. Восстановление обители продолжалось. Много хлопотал об этом старец Амфилохий, посылая бумаги в Сенат и Синод и самому Государю. Но сам он жил, как и начал некогда, в лесу в землянке вблизи болота, версты за три от монастыря. Землянка его находилась на том месте, где некогда был скит. Старец хлопотал и о его восстановлении. Он был тайный схимник и одевался в мирское рубище. В прошлом он был дворянин, человек образованный, – недаром и бумаги, написанные им по монастырским делам, столь обстоятельны и толковы. Когда пришел к нему Димитрий Болотов, старцу было 114 лет (а скончался он 125-ти лет в 1865 году). Старца в его землянке посещало множество верующих. С монастырским начальством он не поладил (не по своей вине). Под лохмотьями были у него вериги, на голове железный обруч, в руках железный посох, грудь обнажена, и при разговоре он сильно бил себя в нее кулаком. Говорили, что он вообще не спал и молился всю ночь где-нибудь на болоте. Питался быльем и кореньями, принимал от крестьян только немного хлеба и овсяной крупы. Бесы искушали его постоянно, являясь целыми полчищами, производя неимоверный шум и гром, однако все их усилия испугать его были напрасны. Беседуя с приходящими, старец открывал одну из имеющихся у него книг церковно-славянской печати и находил там ответ на спрошенное. Ответ всегда был точен. По его молитвам больные получали исцеление. Димитрию Болотову он сказал: „Ты будешь монахом“. Долго и приветливо говорил старец с молодым художником, сделал несколько наставлений и обещал молиться о нем. Эта встреча еще более укрепила духовное устроение будущего иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Иоанн (†1824 г.), юродствовавший. Ржевский протоиерей о. Матфей (†1857 г.). Старица Евпраксия († 1828 г.), игумения Староладожского Успенского монастыря, великая молитвенница, повелевавшая зверьми… Игуменья Феофания (Готовцева. (†1866 г.), основательница Новодевичьего монастыря в С.-Петербурге. Схимонах Амфилохий (1740–1865 г.г.), восстановитель Реконской пустыни под Тихвином, носивший тяжкие вериги, питавшийся гнилыми корками хлеба, древесной корой, мхом и кореньями. Пелагея Ивановна († 1884 г.), юродивая Дивеевская, благословенная на подвиг преподобным Серафимом. Паша, юродивая Саровская, с которой беседовали государь и государыня и которая прорекла о приближении японской войны и рождении наследника цесаревича Алексея Николаевича. Старец Варнава (†1906 г.) Гефсиманский, построивший женский Выксенский монастырь Нижегородской губернии. Алексий Зосимовский , недавно скончавшийся. Алексий Голосеевский (под Киевом), отроком исцеленный митрополитом Киевским Филаретом, за проскомидией чудесно извещенный Свыше о мученической смерти императора Александра II, предсказавший грядущую революцию и гонение на православие перед своей кончиной в январе 1917 года… Отец Иоанн Кронштадтский (†1908 г.)… Вся жизнь последнего была полна самоотверженной и непрерывной благотворительности и христианской, пастырской помощи несчастным, душевно и телесно страждущим. Он был великим праведником, всероссийским молитвенником, истинным евангельским врачем. Простой народ и исключительные личности из других кругов шли к этим подвижникам, искали у них врачеваний, совершали паломничества в монастыри и в святые места. Французский писатель Лоти писал, что он только тогда понял, что представляет собой истинная вера, когда увидел русских паломников, молившихся в Иерусалиме. Народу нужны были духовные пастыри. «Воля и решимость ослабли у людей, а сомнения поэтому одолевают, – объяснял однажды старец Варнава. – Если человек по своему складу верующий, то в случаях подобных сомнений он естественно призывает себе в молитве Божественную помощь и поддержку.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Так, прп. Варсонофий Великий, принимавший пищу 1–2 раза в неделю, говорит, что при подобном воздержании подвижник питается Духом Святым. Здесь следует привести и мнение прп. Пимена Великого, одного из великих аскетов. Он говорил, что, употреблял пищу однажды в три дня или четыре, или однажды в неделю; но старцы как сильные испытали все это и признали полезнейшим ежедневное употребление пищи, но не досыта, и передали нам этот царский путь как удобнейший». Следует заметить, что величайшие постники были вместе с тем и наиболее долголетними людьми. Так, прп. Антоний и Феодосий Великие прожили по 105 лет, Павел Фивейский — 113 лет, Павел Комельский — 112 лет, прп. Макарий Великий — 90 лет, прп. Евфимий Великий — 97 лет, прп. Макарий Александрийский — 100лет, прп. Симеон Столпник более 100лет, прп. Савва Освященный — 93 года, Кирилл Белоезерский — 90 лет, Макарий Желтоводский — 95 лет Из числа близких к нашему времени подвижников благочестия следует упомянуть о схимонахе Амфилохии, восстановителе Реконской пустыни, скончавшемся в 1865 году и питавшемся заплесневелыми корками хлеба и толокном. Амфилохий скончался на 126-м году жизни. Монахиня Рахиль из Бородинского монастыря скончалась в 1928 году после 128 лет жизни. Наконец, старец Антиох, о котором рассказывается в жизнеописании Феодора Сикеота (пам. 22 апр.), питаясь последние 30 лет своей жизни только травами, не вкушая хлеба, прожил более 160 лет. Но, помимо вредного воздействия на тело, пресыщение влияет и на нашу духовную жизнь, понижая (если не уничтожая совсем) наши способности к духовным переживаниям — к духовной сосредоточенности, умилению и богообщению. Св. Исаак Сириянин пишет: «Как облако закрывает свет луны, так испарения наполненного чрева изгоняют из души Божию Премудрость… с наполненным чревом невозможно ведение тайн Божиих». К этому надо добавить слова св. Симеона Нового Богослова: «Невозможно и желудок наполнять досыта едой, и наслаждаться умными божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения духовных благ; напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем будет насыщен пищею и утешением духовным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010