Указанный эпизод «Анны Карениной» был опубликован впервые в журнале «Русский вестник» (1877, через два года после того, как сюжет был зафиксирован Достоевским. Оба замысла возникли, таким образом, независимо друг от друга, да и герои их имели разных прототипов: по предположению мемуаристов и биографов Толстого, в основу истории несостоявшегося объяснения Кознышева с Варенькой лег скорее всего эпизод из биографии брата писателя С. Н. Толстого, не решившегося сделать предложение сестре С. А. Толстой, Т. А. Берс (впоследствии по мужу Кузьминской). Впрочем, еще в подготовительных материалах к «Бесам» (1870) встречается наметка эпизода: «как хотел жениться и не женился Гр й» (XI, 92). 228 Мальчик сидит в колонии для малолетних преступников… — 27 декабря 1875 г Достоевский в сопровождении А. Ф Кони посетил колонию для малолетних преступников в Петербурге, за Охтой, близ Пороховых заводов, желая познакомиться с содержавшимися там детьми и условиями их жизни. Посещение это Достоевский описал в январском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. (гл. II, § 3). Сохранился рассказ об этом посещении А. Ф. Кони (Кони А. Ф. Собр. соч. М., 1968. Т. 8. С. 38). 229 Отец — узнает, что сын его не его, а от любовника. — Мотив, близкий к повести «Вечный муж» (1870). Здесь Трусоцкий также узнает после смерти жены из ее писем, что Лиза — дочь Вельчанинова. 230 Тип мечтателя. (Смотри в старых книжках). — Имеется в виду запись, находящаяся среди подготовительных материалов к «Подростку» «ЛИЦО — (тип) Мечтатель () подробнейше описать» 231 Мальчик три дня у Спаса под престолом. Сюжет, несколько раз записанный в рабочей тетради этого времени. По-видимому, извлечен из газет за 1876 г. 232 Американская дуэль… — Дуэль на пари с обязательством проигравшего покончить с собой. Ср. другую заметку Достоевского в той же рабочей тетради: «Американская дуэль; какая низость, какая мерзость!» 233 Аполлонова нога. — Заметку, прояснявшую смысл данной записи, находим в подготовительных материалах к «Подростку» «Баня. Аполлонова нога. Зачем вам жениться. Может на содержание пойти». В древнегреческой мифологии Аполлон — идеал юношеской красоты. 234

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Американская Медицинская Ассоциация резко упрекнула ТМ в обмане: «Расследование применяемых движением методов раскрывает большое многообразие форм дезинформации, обмана и манипуляций ложью и научными фактами» и назвала ее «последним изобретением Махариши в деле обмана огромного числа людей, занимающихся ТМ» 942 . Журнал американской медицинской ассоциации после позитивного отзыва на медитативные техники Махариши в майском номере за 1991 г. писал, что «был введен в заблуждение последователями индуистского гуру Махариши Махеш Йоги», что в ранее опубликованной статье содержались необоснованные утверждения и недостоверная информация 943 . Некоторые эксперты прямо утверждают о вреде для человеческого здоровья медитативных практик ТМ: «Энтузиасты ТМ, считающие медитацию универсальной панацеей, не замечают того, что медитация представляет значительную опасность для еще незрелых людей» 944 . 932 О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник/Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: «Оборона и безопасность – 8».– Выпуск 28.– М., 1996. 933 Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г.//Миссионерское обозрение.– 1996.– С.8. 934 Информационный материал «К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим» (1996 г.)/Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации//Служба религиозной информации «Метафразис». Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.– С.5–12. 935 Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.– М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.– 83 с. Читать далее Источник: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : Справочник. - Изд. 2-е. - Белгород : Православ. миссионер. фонд Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с. (Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник 1). ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Интересные сведения о способах и приемах деятельности римско-католических миссионеров в Болгарии сообщает Д. Маринов в своей статье: «Католичка мисия у нас и нашите блгари католици». Римско-католическая миссия имеет в Болгарии три центра, из которых распространяет свою пропаганду. Это Рущук, Варна и Свищов. В них имеются католические монастыри, церкви, школы, капеллы, и кроме того большие церковные имущества. На содержание римско-католического духовенства болгарские католики дают десятину пшеницы, кукурузы, овса, ячменя, вина, ракии, меду, слив и проч., затем в достаточном количестве яиц, сыру, масла и т. д. На каждые двадцать свиней и овец один экземпляр дается католическому священнику. За крещенье, венчанье, погребенье платится отдельно, и не по таксе, а сколько с кого можно взять. В награду за все это болгары-католики получают священников почти исключительно итальянцев, следовательно, совсем незнающих болгарского языка. Священники эти запрещают болгарам носить национальный костюм и головные покрывала, запрещают петь народные песни, водить знакомство с православными, тем более брать себе в жены болгарок некатоличек. Дети болгар-католиков отнюдь не должны учиться вместе с православными детьми, а посещать только те школы, которые основала пропаганда. От многих болгарских девушек-католичек миссионеры берут клятву в том, что они до тех пор не пойдут замуж, пока не получат на это разрешение, и за все это время они должны носить черную одежду без всяких украшений, черное покрывало на голове —569— и неопустительно присутствовать при каждой службе, утрени, вечерни и т. д. Виновные в неисполнении всех этих требований наказываются епитимией в монастырях, денежным штрафом, отлученьем от церкви и т. д. В последнее время особенно развивает свою деятельность в Болгарии протестантская пропаганда. По сообщению софийской газеты «Новини», американские миссионеры подкупили нескольких болгар, и те ходят по селам и увлекают в протестантизм селян, давая им за то деньги. В селах Маркове, Коматеве и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Проживая же на месте, миссионер со своими причетниками и еще одним работником из алеутов занимались устройством Миссии; и до наступления больших морозов успели построить кладовые и баню и начали приготовлять место для постройки церкви. Во время пребывания его на реке Кускоквим с 4 по 28 февраля он, между прочим, освятил вновь выстроенную часовню усердием управляющего там Лукина и подчиненных ему креолов и туземцев; и сверх исправления обыкновенных треб и служений, он при удобных случаях собирал детей и поучал их Закону Божию; и вновь присоединил к церкви из тамошних язычников 22 человека. —69— По очищении реки Квихпака ото льда миссионер со всеми своими подчиненными 5 июня отправился, как и прежде, вновь по реке в Михайловский редут; куда и прибыл 15 числа. И, проживая здесь в ожидании судна, он отправлял службы для говевших как жителей редута, так отчасти и туземцов. Проезжая мимо селений, лежащих по реке, он очень мало видел в них жителей; все по причине недостатка в пище отправились в горы за промыслом зверей (это происходило в 1849 году). Успехи миссионера в обращении туземцов с августа 1848 по июль 1849 ограничились только присоединением вышеупомянутых 22 человек и еще 16-ти во время пути его вниз по реке в двух селениях – Такчагмютском и Канигмютском... Креол Иван Жуков, хотя и был хорошим толмачем колошенского языка, но не мог быть использован миссией из-за плохого поведения... Мая 8 дня, 1850, Ново-Архангельск 85 . Приведенные отрывки из донесения епископа Иннокентия, создавая яркую картину деятельности подвижников Русской Православной Церкви на американской земле, показывают также, насколько глубоко эти миссионеры были «погружены» в природную и этническую среду, что, естественно, свидетельствует о достоверности и точности предоставляемой ими информации. Материалы, присланные Св. Иннокентием, снова были приняты в Русском Географическом обществе с большим одобрением, что подтверждает следующее письмо, направленное архиепископу Камчатскому вице-председателем Русского Географического общества Ф.П. Литке:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—424— ным сроком, который предоставлялся ему академическим уставом для приготовления магистерской диссертации, он не имел-бы простой физической возможности дать нам свою книгу; но даже принимая во внимание, что эта книга есть плод семилетнего труда, нельзя не изумляться его необычайной энергии и трудолюбию. Однако это не всё. Научная задача автора не была бы выполнена, если бы он, описывая физические симптомы сектантского экстаза на основании собранного им материала, не попытался сравнить их с другими сходными явлениями, нормальными или патологическими. Радения наших сектантов, не смотря на всю их своеобразность, не представляют собой чего-либо специфически русского или исключительно местного: явления, сходные или аналогичные с ними, наблюдались во все времена и у всех народов земного шара. Обнаружения религиозного энтузиазма по существу везде одинаковы; разница главным образом только в том, что в силу иной исторической обстановки, особенностей культурной среды и различного склада миросозерцаний они не везде одинаково оценивались и квалифицировались. Чтобы правильно понять такие явления, нужно освободить их от идейных наслоений среды и эпохи и сблизить между собою по их сходным чертам. Г. Коновалов так именно и делает. Описывая физические проявления сектантского экстаза, он отыскивает «параллели» для них в различных культах и сектах христианского и внехристианского мира: у представителей оргиастических культов древней Греции, в древне-христианском культе мучеников, в пророческой экзальтации древних монтанистов, в религиозных и демонопатических эпидемиях средних веков, у средневековых экстатиков и мистиков, у французских кальвинистов – «камизаров» и япсенистов-конвульсионеров XVII и XVIII в.в., у английских, немецких, финских и еврейских прыгунов разных эпох, у шведских экстатиков первой половины прошлого века, у прежних и новейших европейских и заатлантических «ревивалистов», у древних и современных религиозных энтузиастов православного Востока, у ирвингиан, у северо-американских мормонов, у мусульманских дервишей, у сибирских шаманов, и проч. Нор-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

428 Кустодия (ж. устар.) – Охрана кого-либо или чего-либо; охорона, нагляд, караул, арешт, стража – прим. электронной редакции. 430 Так напр. патриарх Пиави никак не хотел унизиться до требовавшейся по первоначальному церемониалу встречи кардинала на станции железной дороги. 431 Кавас – (Kawwàs, Kavas, Chawas) – мусульманские почётные стражи, облечённые низшей полицейскою властью, которые в Турции приставляются к дипломатическим агентам всех рангов, а равно к высшим турецким сановникам. – прим. эл. ред. 434 См. Сообщения Правосл. Палест. Общества, декабрь 1893 года, стр. 677 и дал. Срав. здесь же выше, о совершении заключительной литургии (мессы) кардиналом Ланженье в Иерусалиме. 435 Притом, в устах папы и кардинала, конечно, скорее римско-католического, нежели православно-восточного характера. 436 Предлагаемый очерк составлен главным образом по американским газетам: The Chicago Herald, The Chicago Times, The daily Inter Ocean, The Chicago daily Tribune, The Chicago Record. 437 Гвебры – гебры или парсы (Parsis) персияне, последователи учения Заратустры (Зороастра). – прим. эл. ред. 440 Мы будем очень благодарны, если сведущий читатель своевременно укажет нам на пропуск в этом обзоре каких-либо очень важных источников. Мы с своим делом чувствуем неловкое одиночество. 441 Речь скорее всего тут идёт о Мехмеде II Завоевателе (Фатих) (осман. ‎ – Mehmed-i sânî, ‎ – Mehmed ül-Fâtih, тур. kinci Mehmet, Fatih Sultan Mehmet), также известном как Мехмед Эль-Фатих, Магомет Великий, Магомет Завоеватель (30 марта 1432 – 3 мая 1481) – османский султан. – прим. эл. ред. 442 Общие характеристические черты византийских историков указаны в моём сочинении: «Очерки визант. восточн. церкви от XI до иолов. XV в.», 1–2. Μ. 1892. 443 За подробностями касательно сейчас названных историков отсылаем читателей к Васильевскому («Обозрен. трудов по византийской истории», Петерб. 1890), Погодину («Обзор источников по истории падения Византии: Ж. Μ. Н. Просвещ. 1889, авг.) и Дестунису («Биография Г. Франдзия», ibid. 1893. июнь. Превосходная статья).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сербов в Америке по сообщению «Српскога Родольуба» (газета выход. в Нью-Йорке) – имеется всего 110 тыс. душ. При таком большом количестве сербы имеют там только 12 хорошо организованных церковных общин и 8 храмов с 9 священниками-сербами. Ими управляет «сербско-православная миссия в Америке», имеющая местопребывание в Чикаго. Начальником миссии состоит архимандрит Севастиан Дабович серб-американец из Сан-Франциско, русский воспитанник, русским архиереем рукоположенный. Сербская духовная миссия состоит под властью русского архиепископа —184— высокопреосвященного Тихона Алеутского и Североамериканского. Сербские православные храмы имеются в штатах Пенсилвании, Илиноисе, Калифорнии, Колорадо и Аляске. Строится ещё несколько новых храмов. В Америке с 1906 г. начали выходить два сербских духовных журнала: «Гласник српске православне мucuje у Америци» (Herold οf the Servian Church in North America) и «Bjepa и Разум» (Religion and Reason). Первый журнал выходит в Чикаго один раз в месяц, под редакцией архимандрита Севастиана Дабовича, а второй – в Вилмердинге два раза в месяц, под редакцией Филиппа Средановича. Сербские священники в Америке на ектениях и на великом выходе поминают – из епископов того, который их рукоположил, к епархии которого относятся, и американского архиепископа Тихона, из правителей – сербского короля, черногорского князя, русского Императора и президента республики Рузвельта. В видах умножения православных сербских общин и усиления сербской миссии, православные сербы в Америке задумали открыть там сербскую православную епархию, которая была бы подчинена не русскому Св. Синоду, а одному из синодов сербских церквей в Европе. В этом смысле мотивированное прошение от 8 сербских православных американских общин было разослано ко всем сербским синодам и епископам в Европе, в том числе и синоду карловицкой митрополии. Св. Синод означенной митрополии, прежде чем принять определённое решение по этому вопросу, постановил командировать Вершецкого епископа Гавриила Змеяновича в Америку, чтобы он там на месте изучил этот вопрос, тамошние потребности и обстоятельства, и потом вошёл бы в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предлагая такую гуманную программу действий, архимандрит Иоасаф, однако, хорошо понимает, что без пособия работных людей из обитателей и без аманатов, ни на Кадьяке, ни на Американском берегу никак и никакой Компании обойтись невозможно, поскольку аманаты берутся залогом верности, приобучаются Российским обычаям и образуют дикие свои природные нравы к пользе для будущих времен, и чрез их же завлекаются отцы их и родственники почасту приезжать к нам в наши Российские гавани и занятия и тем более и более утверждается взаимная связь... Поддерживая давно сложившуюся практику взятия заложников, русский миссионер особенно подчеркивает желательность привлечения к компанейским работам детей местных жителей и пленников, выкупленных россиянами от их победителей, стараясь обратить их в христианскую веру и дать элементарное образование. При этом господство русских и расширение их владений будет обеспечиваться двумя вполне очевидными, главными факторами. —53— Первое это то, что, по наблюдениям Иоасафа, туземцы детей любят горячо, но наказывать их ни отец, ни мать не могут кроме как словом. В связи с этим очевидно, что туземцы-родители, заботясь о безопасности своих детей, взятых в заложники, вероятнее всего были вынуждены лояльно относиться к русским. Верность выкупленных россиянами пленников также, по-видимому, в большинстве случаев обеспечивалась их освобождением от неопределенного и опасного будущего во власти враждебных племен. С другой стороны, использование таких пленников способствовало расширению географических представлений русских о новых территориях и продвижению границ колониальных владений. Иоасаф отмечает при этом, что в Компании сложилась хорошая практика равенства в правах русских рядовых служащих (работных людей) и туземцев (в том числе аманатов), используемых на промыслах и в других занятиях. В частности, он отмечает, что все те, как аманаты, так и служащие при компании содержатся от компании пищей, снабжаются платьем и обувью, расторопные же и усердные из них часто размещаются и в ряду русских и промышленных на места, выезжающих с таковыми же, как и те получают выгодами; из аманатов же обыкновенно примеченные поспособнее принимаются и в заведенное на Кадьяке училище, но не усильно, а по собственному тех желанию и просьбе 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Анкета открывается серией вопросов, исчерпывающие ответы на которые позволяли составить весьма полное представление о главном острове Кадьяке и прилегающих к нему территориях. В первых шести пунктах требовалось дать общую характеристику географического положения острова с указанием его широты и долготы, длины и ширины, расстояния от материка, общего числа местного и русского населения и количества принадлежащих им жилищ. Помимо этого указывалось описать Как далеко распространяется владение российское по берегу, какою границею оное отделяется и на сколько верст простирается внутрь от берега, а также – Есть на том берегу Кадьякском и прочих других, при- надлежащих к нему островах и каких именно Европейских держав владение и ежели есть, то находится ли миссия для обращения народов и какого она исповедания? 47 Последующие пять вопросов имеют своей целью получить общее географическое описание островов и побережья Америки, расположенных вблизи Кадьяка, с указанием их ориентировки (куда более склоняются к Северу или к полудни?) и расстояния от известных островов Курильских или Алеутских, также от матерой земли Камчатской или Американской и в какую сторону ближе, характера рельефа (поверхность островов и берегов гористая или плоскоровная?) и наиболее безопасного времени путешествия к этим колониям. Программа топографического описания завершается вопросами о растительности (Есть ли как на Кадьяке, так и на других островах, леса, плоды и другие растения, какие дерева и плоды растут из российских и какие по тамошнему климату и которых более..., так же нет ли каких особого —41— рода и лесу способного к корабельному строению?) и гидрографии, для которой требовалось описать реки и озера с указанием, как они велики и глубоки и какого в них вкуса вода, также есть ли в них рыба и какого рода, годна ли к употреблению в пищу 48 … Во втором (климатическом) разделе описания помимо чисто метеорологических сведений об общем характере погоды (воздуха растворения) по основным временам года, с указанием, когда точно там начинается весна, лето, осень и зима и как долго сие последнее время продолжается, и какие ветры больше дуют и бывают ли из них вредоносные для людей и для скота, требовалось представить сведения о животном мире, полезных ископаемых и природных возможностях для развития хлебопашества и скотоводства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—22— О. Буткевич – бывший воспитанник Московской Духовной Академии. Академия, присуждая теперь высшую учёную степень своему талантливому воспитаннику, тем самым даёт ему законную и заслуженную награду за его научно-апологетическую деятельность в прошедшем и можно думать, что для професс. Буткевича это будет одним из побуждений к ещё более плодотворному продолжению этой деятельности в будущем“. б) Экстраординарного профессора Академии Алексея Введенского: „Имя протоиерея-профессора Т.И. Буткевича принадлежит, в нашем богословском мире, к числу тех имён, которые мы встречаем наиболее часто, – особенно на страницах Веры и Разума. Неистощимость и разнообразие удивительные! И если не всегда в статьях, подписанных этим именем, чувствуется усидчивая „учёность“, то во всяком случае, в них всегда заметна достаточная осведомлённость в области вопросов – обсуждаемого, в том или другом данном случае, и соприкосновенных. Сферы же, в каких вращается мысль автора, так обширны, её поиски расходятся по таким разнообразным направлениям, что порой серьёзно начинает казаться, будто его ум обозревает весь globus intellectualis, – по крайней мере с той стороны, какой он соприкасается с знанием собственно богословским. Этими же свойствами, то есть повсюду дающей себя чувствовать широтой кругозора, обилием и разнообразием мыслей, хорошим подбором справок из различных областей человеческого знания, – этими свойствами отличается и новый труд нашего почтенного богослова-писателя, представленный им теперь на соискание учёной степени доктора богословия. Пред нами проходит в книге длинный ряд человеческих мнений о деле Божием в человечестве, то есть о данной Им, хотя и раздробленной человеком на части, единой религии, связующей человеческое я, на всех ступенях его развития, постановкой пред ним верховного Ты, и – всегда в ярко критическом освещении, с точки зрения православно-богословской, хорошо обоснованной на широком базисе справок специально-научных и философских. Правда, частности того положительного миросо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010