Ежели бы не вы, то, конечно, они стали бы рыть ров мне еще глубже. Дивлюсь тому, что их восставило против меня. Я им никому не делал никакого зла; а ежели правдолюбие и благонамеренность моя их огорчили, то, кажется, мщение далеко так простирать не есть дело христианских душ. Благодаря ваше высокопреосвященство за себя, обращаюсь к вам же с покорнейшею просьбою за моего племянника, Алексея Морева, который, назад тому год, кончил курс в московской дух. академии, и определен наставником в рязанскую семинарию. У него в Пензе живет мать, старая вдова: нельзя ли его перевесть в пензенскую семинарию для того, чтобы он матери на старости сим мог быть поильцем и кормильцем? В пензенской семинарии служит один из саратовских уроженцев, которому хочется на родину, а другой, именно иеромонах Анатолий из нижегородских, стремящийся тоже на родину для родных; ежели бы того или другого открылся случай перевесть отсюда, то бы удобно было и мою просьбу исполнить. Так сам по себе рассуждая, я более всего полагаюсь на ваше благоразумие и братскую любовь, которая есть лучший учитель на всякое добро». 117 Продолжая характеристику Антония, скажем, что в поступках его проявлялось что-то барское, чуждое мелочности. Он любил жить на широкую ногу, не брал мелких денег, которые приносили ему из лаврской кружки; имел роскошный стол, от которого питалась почти вся меньшая лаврская братия; редкий день обедал один и редкий столь проходил у него без шампанского. Неудивительно, что такая страсть хорошо и много кушать и пить, при довольно тучном телосложении, имела следствием паралич, который поразил его на третьем же году приезда его в Петербург. «1845 г. 5-го декабря» – как докладывал Протасов – «Антоний, быв доселе здоров, внезапно, по отслушании всенощной, в 9-м часу вечера, поражен апоплексическим ударом, которого однако ж пагубное следствие отвращено скорым преподанием ему медицинского пособия. Ныне постоянно посещают его, кроме домашнего врача Бобрикова, лейб-медик Арендт и доктор Сельский. Причину болезни сей можно особенно приписать усиленным его трудам и заботам по делам его сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нилом. Творения святоотеческие в церковн. библиотеке те самые, которые читал и, наверное, приобрёл о. Пётр в первые годы службы. Стр. 294-я. Уроженец г. Углича, пр.-доц. Москов. университета А.Н. Серебренников сообщает, что в угличском Музее Древностей имеются изделия о. Петра. 3552 «Дивный путь», стр. 4–5. «Плод зрелой духовной мысли и жизни развился у о. Петра не иначе, как из семян, принятых почвой его духа ещё в детстве и юности. Только этим можно объяснить то, что он силу и значение плода обозначал через указание на сами семена. Семена же эти были, разумеется, не иное что, как добрые и живительные для духа инстинкты внутренние и соответственные им внешние впечатления, или, точнее сказать: те веяния Христова Духа, которые Пётр будучи ещё юношей, отроком и дитятей, своей душой слышал и воспринимал во внутренних своих движениях, внешних обстоятельствах и отношениях своих. А душа его была, по природе, глубоким и многообъемлющим сосудом. – «Восп. Б-ва» 24.» В развитии духовной мысли и жизни весьма важное значение для о. Петра имело изучение святоотеческих творений по книгам, которые сохранились в церк. библиотеке Иерусалимск. слободы. (См. «Яр. E. В.», 1881 г. 37, стр. 94-я). 3557 «B.» Б-а, стр. 27. В приходе состояло с 1881 г. 16 селений; некоторые из них верстах в 10–13 от – церкви. «Яр. Еп. В.» 1881 г 37, стр. 94. 3559 Морева стр. 10; «Дивн. п.» стр. 6; Бухарев не знает о покушении диакона и объясняет возобновление «чрезвычайных движений его духа, казавшихся припадками умопомешательства» враждебной обстановкой, не утихавшими военными слухами и непрочностью благочестивого общественного настроения после наполеоновских войн. – «В.» стр. 29. 3567 24–26; 42–43; 45–47; «B.» Б-ва, стр. 20-я, указывают случай прозорливости, не отмеченный у других авторов, но он не досказан и здесь: «Когда одна светская, образованная женщина, видя своего мужа как-то слишком самоуничижающимся и как бы раболепствующим пред старцем, почувствовала в тайне своего сердца недовольство этим, только не по гордости, а по чисто сердечному отвращению от рабских самоуничижений духа; то о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лечила она и схииеродиакона Василия (Морева). Сама видела, как по его молитвам совершались чудеса (не закрыли храм в Крестах). Рассказывала: «Попросил он однажды: «Походатайствуйте, чтобы меня похоронили рядом с сестрой – девицей Варварой». Чтобы успокоить его, я ответила: «Сделаю все, что будет в моих силах, и чуточку больше». Он улыбнулся на такой самонадеянный ответ, но помолился, чтобы Господь помог мне это сделать. После того, как я поняла свою самонадеянность, в разговоре по телефону с директором похоронного бюро получив полный отказ сделать подкоп, мысленно с молитвой обратилась за помощью к отцу Филарету (он не всем говорил о своей схиме, в которой получил имя Василий, и многие называли его прежним именем – отец Филарет). Несколько секунд потребовалось для того, чтобы получить просимое. Я не положила телефонную трубку, а неожиданно для себя сказала: «А вы знаете, мы хоронить его будем завтра». И вдруг слышу: «Приходите к 9 часам утра ко мне». Благодарю. Кладу трубку. Поражаюсь! Такова сила молитвы старца!.. И о силе смирения не могу не написать. В 1970 году болели сразу три близких мне человека: мама, матушка Евфросиния – сестра Владыки и отец Филарет. После работы я домой возвращалась с последним трамваем. Однажды так они плохо себя почувствовали, что я не выдержала и заявила отцу Филарету: «Да вы что, все вместе собрались умирать? А я что буду делать?» Отец Филарет смиренно ответил: «Так ладно, я подожду немного». И подождал. Матушка Евфросиния умерла 4 сентября, он 6 октября, а мамочке продлилась жизнь до 31 октября, чтобы я не роптала, что, ухаживая за ними, я ей мало уделяю внимания». Матушку Евфросинию Елизавета Александровна в своем дневнике называла «умнейший, смиреннейший светильник монашества». Ее любовь к Елизавете Александровне имела свое продолжение. Владыка стал считать Елизавету Александровну своим персональным лечащим врачом. И, наконец, еще один праведник в списке Елизаветы Александровны – его Высокопреосвященство, Владыка митрополит Иоанн, которого знала она с 1967 по 1989 год: «Как можно выразить словами счастье быть вместе с таким дивным святителем 22 года и озаряться лучами его Благодати! Я знаю много людей, считающих себя счастливейшими только за одну даже встречу с ним! И знаю на собственном опыте, что встреча, начавшись на земле, не обрывается в Вечности».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Правда, через некоторое время давление на желающих принять Таинство крещения или отпеть умерших родственников несколько снизилось, но и тогда продолжало оставаться достаточно сильным. Несмотря на это давление, число желающих, чтобы над ними были совершены церковные таинства, продолжало оставаться значительным. Со всей убедительностью об этом свидетельствует приводимая ниже таблица. Таблица 1 274 . Количество треб, совершенных в Ивановской, Костромской и Владимирской епархиях в 1960-е годы Треба Епархия Ивановская Владимирская Костромская Крещение 6453 (на 1968 г.) 8761 (на 1969 г.) 7714 (на 1961 г.) Венчание 58 (на 1968 г.) 153 (на 1969 г.) 269 (на 1961 г.) Отпевание 10189 (на 1968 г.) 9592 (на 1969 г.) 3608 (на 1961 г.) Из этой таблицы мы видим, что наиболее часто совершаемыми требами были крещение и отпевание, сравнительно редкой – венчание. Так, в 1960 году, в Костромской области крестили 38,1% новорожденных, в 1961 году 43,3% 275 . Особой проблемой была конфронтация церковных советов со священниками и епископами, связанная с тем, что по советскому законодательству духовенство не имело реальной власти в приходах. Например в Ивановской епархии она приняла особо острую форму. На старосту Преображенского собора г. Иваново А. А. Вереникина и его окружение поступало много устных и письменных жалоб со стороны прихожан, но когда архиепископ Феодосий говорил об этом уполномоченному совета по делам религий по Ивановской области Н В. Тимофееву, то уполномоченный непременно упрекал его в том, что он очень доверчивый человек и любит слушать сплетни 276 . Были определенные проблемы и с исполнительными органами других приходов. Архиепископ Феодосий в отчете в Патриархию писал: «Самоуправно, дерзко и грубо ведет себя староста церкви п. Старая Вичуга А. Н. Морева, как в отношении прихожан, так и в отношении духовенства и даже архиерея. Маленький, но материально хорошо обеспеченный храм из-за ее нерадивого отношения содержится в грязном и запущенном состоянии. Священнослужителей она рассматривает как личных наемных работников. Не получая зарплаты, чтобы не лишиться пенсии, она занималась перепродажей несгоревших свечей в свою пользу; с прихожанами, духовенством и служащими Церкви была невероятно дерзка и груба» 277 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7. Дома священно-церковно-служителей собственные деревянные на церковной земле, из оных дом 2го священника Владимира Морева по указу Ярославской Духовной Консистории от 15 мая 1872 года за обращен в церковную собственность с уплатой за оный 900 рублей, которые и выданы из суммы приходского попечительства. 8. На содержание священно-церковно-служителей жалования не получается, кроме вложенных разными лицами на вечное поминовение усопших семнадцати билетов, в том числе десять именных, а именно: один 4% непрерывно-доходный на сумму в 1082 рубля за внесен 19 апреля 1868 года в 5 книгу под лит.Я, на стр.1914 без права передачи, два билета Ярославского Общественного Банка по 6 ½ % на вечное время внесены: а) 300 рублей 24 мая 1872 года в 141 книгу на 45 листе за б) 350 рублей 21 февраля 1874 года в 140 книгу на 36 листе за Семь именных Государственного Банка 5% первого выпуска: а) по 500 рублей три за 9331, 14928; б) по 150 рублей два за и 9366; в) по 100 рублей два за и 15785. Остальные семь билетов сторублевые на предъявителя, из них Государственного Банка 5% первого выпуска три за 142402, 215554; второго выпуска два за и 175010; сверх сих два билета 2го внутреннего с выигрышами займа за серии 13313 и за серии 7477. Всей же суммы во всех 17 билетах 4432 рубля, с коих получается процентов 220 рублей 53 копейки в год, содержание их порядочное. 9. Здания, принадлежащие к сей церкви, суть: каменная ограда с решетками, воротами и калитками, кроме одной калитки, железными и каменная сторожка, покрытая железом со двором, крытым тесом; лавки деревянные с коих получается в церковь 34 рубля 28 копеек в год, сторожка деревянная ветхая, крытая соломой, два сарая деревянные, крытые тесом; ограда около нового кладбища деревянная с таковыми воротами и каменными столбами. 10. Расстоянием сия церковь от Духовной Консистории в 97 верстах, от уездного города – в 25-ти, а местный благочинный – в оном селе. 11. Ближайшие к сей церкви суть: Троицкая на Устье в 3-х, погост Ивановский в 5-ти, Курышинская в 6-ти, Воскресенская, что в Поречье в 7-ми верстах.

http://sobory.ru/article/?object=06678

363 В 1866 г. Л. П. Размусен был допущен к заведыванию академической библиотекой, по настоянию ректора о. И. Л. Янышева, несмотря на противодействие остальной академической администрации и старших членов корпорации. Долгое время (чуть ли не все время своего библиотекарства) он и содержание получал из личных средств ректора, о чем не раз говорил мне сам о. И. Л. Янышев. Размусен был идеальный библиотекарь, страстный библиофил и ревностнейший охранитель целости книжного академического имущества, за что и пострадал – в столкновении с проф. И. А. Чистовичем : должен был оставить библиотекарство. Крайне жаль; лучшего библиотекаря трудно было даже выдумать. Хотя он был прекрасным лектором немецкого языка, но настоящее его призвание было библиотекарство. Место библиотекаря после него занял П. Ф. Комаров, неудавшийся бакалавр по нравств. богословию (см. выше). И библиотекарем он был также неважным, заставлявшим очень сожалеть об его предшественнике – Л. П. Размусене. 364 Александр Иванович Поповицкий, астрах., 43-й канд. XVIII к. СПб. акад. (1849), 1849–1853 – в Париже, 1853 – учитель франц. языка в разных учебн. заведениях Петрограда и сотрудник светских и духовных журналов и газет, 1867 – препод. франц. языка в нашей акад., в том же 1867 г. – редактор «Соврем. листка», изд. при журн. «Странник» прот. Гречулевича, 1874 – редактор-издатель «Церк.-общест. вестника», 1885 – «Русского паломника», 1899 – праздновал 50-летний юбилей своей служебной и общественной деятельности, † 29 марта 1904. 365 Свящ. Георгий Иванович Титов, калуж., канд. XXX к. СПб. акад. (1873), впоследствии маг. (1879), прот. церкви дворца Вел. Кн. Михаила Николаевича, член Учебн. ком. при Св. Синоде, в 1914 г. праздновавший 50-летний юбилей священства и почтённый, по этому случаю, выдающейся Высочайшею наградою (бриллиант. знаками к ордену Св. Александра Невского). 369 Если включить сюда диссертацию И. В. Морева («Камень веры Стефана Яворского »), окончившего курс в 1885 г. Эта диссертация, написанная на данную мною тему и мною одобренная, по некоторым обстоятельствам явилась в свет очень поздно и защищена уже при моем преемнике по кафедре в 1904 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Николай Николаевич Кедров (отец) (1871, Санкт-Петербург — 1940, Париж) — сын священника, воспитанник Императорской консерватории, основатель (в 1897 г.) Петербургского вокального квартета. Как певец-баритон выступал на сценах Большого и Мариинского театров. Профессор Петербургской консерватории. В Париже жил с 1923 г., где участвовал в основании Русской консерватории. Николай Николаевич Кедров (сын) (1905, Санкт-Петербург — 1981, Париж) — автор духовных песнопений, продолжатель дела своего отца, член редколлегии сборника «Божественная литургия» (Лондон, 1962). Максим Евграфович Ковалевский (1903, Санкт-Петербург — 1988, Париж) — регент, глава Русского музыкального общества во Франции. Иван Андреевич Колчин (1893, г. Слободской Вятской губ. — 1967, Сан-Франциско) — регент, автор духовно-музыкальных сочинений. С детских лет пел в церковном хоре. Начал управлять церковным хором, еще будучи учеником 5-го класса реального училища. Посещал классы Музыкального училища Казанского отделения Русского музыкального общества. В 1916 г. занял место известного регента И.С. Морева в Богоявленской церкви Казани и управлял там хором до призыва на военную службу в 1917 г. С войсками Белой армии эмигрировал в Китай и с 1921 по 1936 г. управлял хором в Свято-Алексеевской церкви в Харбине. Организовал мужской хор, получивший широкую известность. С 1936 г. — регент Свято-Николаевской церкви в Шанхае. С 1939 г. до своей кончины — регент Свято-Троицкого кафедрального собора в Сан-Франциско. Автор духовно-музыкальных сочинений, ранние из которых были опубликованы до революции в издательстве П. Юргенсона. Михаил Сергеевич Константинов (1904, Киев — 1982, Сан-Франциско) — регент, певец-тенор. Покинул Советский Союз во время Великой Отечественной войны. Солировал в казачьих хорах Ледковского и Жарова. С 1951 по 1974 г. — регент хора кафедрального собора иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Автор полного цикла литургических песнопений. Александр Иванович Лабинский (22 февраля 1894, Россия — 9 июля 1963, Париж) обучался в Санкт-Петербургской консерватории у Я.Витоля (теория композиции), Н.Н. Черепнина и Э.А. Купера (дирижирование). С 1919 по 1921 г. руководил хоровым классом консерватории. В 1921 г. эмигрировал во Францию, где с 1923 г. начал активную деятельность в качестве пианиста-аккомпаниатора, а затем дирижера и педагога. Являлся профессором оперного класса и вокала в Русской консерватории в Париже, дирижером и концертмейстером Русской оперы. Он был одним из наиболее известных и авторитетных русских музыкантов во Франции. Церковной музыкой увлекся в последние годы жизни. Четыре сочинения Лабинского были изданы в так называемом Лондонском сборнике. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

http://e-vestnik.ru/analytics/pesnopeniy...

Под влиянием этого гуманного чувства он с терпимостью относится к исповедующим другую религию. Свою веру он считает безусловно правою; других – уклоняющимися от правой веры, но, вследствие заблуждения, считающих себя также правоверными. С этими-то уклоняющимися он вступает в полемику, далеко не страстную и не ожесточенную: до этого его не допустит чувство братской любви и желание не обидеть противника, а кротостью и путем убеждения склонить его на свою сторону Несомненно, что гуманностью своих воззрений Артемий в широкой мере был обязан также влиянию взглядов заволжских старцев. Среди них выработалось стремление овладеть духом религии и, выполняя эту задачу, не трудно было прийти к тем мыслям, какие высказал и Артемий. Воспитав в себе эти гуманные идея во время пребывания в московском государстве, Артемий перенес их потом в Литву, где применению их давался большой простор, а вместе с тем и возможность проверить их практическую приложимость, – и мы знаем, что Артемий применял их к жизни, что он проводил в общество гуманные взгляды, что для него служили вечным девизом слова апостола высшей любви – евангелиста Иоанна: «Бог есть любы». 525 Перехожу к общему обзору источников Артемия. Здесь я должен прежде всего повторить общее замечание, высказанное мною в предисловии к настоящему исследованию: переводная и оригинальная патристическая литература в истории её на Руси слишком мало разработана еще у нас, и то громадное количество материала, которое существует в области церковно-учительной письменности, сравнительно еще очень мало затронуто исследованием. К подобному же неутешительному выводу приходит и проф. А. И. Пономарев в своих замечаниях по поводу книги Морева: даже по изучению творений И. Златоуста, имевшего огромное значение в истории древнерусского просвещения, до сих пор нет не только специального исследования, но не сделан и первый шаг – издание тщательно проверенного по всем греческим спискам перевода с привлечением и древлеславянских переводов: существующее же издание Златоуста в русском переводе оказывается неудовлетворительным; 526 «но если и для Златоуста у нас так мало сделано в смысле научного и научно литературного ознакомления с ним, то для других отцов, учителей и писателей греко-восточной Церкви, творения которых и отдельными богословскими трактатами (напр., из сочинений Василия Великого , Григория Богослова , Дионисия Ареопагита , Иоанна Дамаскина и многих других), и в многочисленных отрывках и извлечениях по греческим отеческим сборникам находились в древнерусских переводах, – сделано, разумеется, и еще меньше в указанном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 года архиепископ Мелетий (Леонтович). В то же время в Тобольске после Владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 1831 года, святительствовал архиепископ Афанасий (Протопопов) с 24 января 1832 года по 21 сентября 1842 года. Иркутский архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни – известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катихизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Иркутские епархиальные ведомости», 1872). Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни – подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келлию Высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий (Глухарев), ушедший на покой в 1843 году и скончавшийся в Волховском Троицком Оптине монастыре в 1847 году. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским Высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 году, а также Камчатской епархии, открытой в 1840 году, на которой первым епископом состоялся знаменитый Иннокентий (Вениаминов) . Тогда же были образованы Владыками для просвещения якутов духовные миссии с двумя походными церквами – Благовещенскою и Николаевскою. Первый Томский епископ Агапит (Вознесенский), святительствовавший с 12 августа 1834 года по 10 июня 1841 года, принимал вместе с Тобольским Владыкой Афанасием деятельное участие по борьбе против раскольников всевозможных сект, населявших обе епархии. Святительские братские послания к раскольникам, распространенные во множестве, производили сильное впечатление на простонародье и немало душ сберегли от ада. Владыки прилагали особые заботы к распространению единоверия, и при них возникли в Сибири первые единоверческие церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Прежде всего, нужно, заметить, что слова этого отзыва приводятся о. Моревым не по книге Максимовича, в которой они находятся, а по статье «Н. Тихонравова», помещенной в «Русском Вестнике» 1871 года. О. Морев книги Максимовича не видел, а относительно автора статьи, вероятно, не подозревал, что это известный московский ученый, покойный проф. Н. С. Тихонравов, сочинения которого,– а в числе их и статья из «Рус. Вести»,– несколько лет тому назад (в 1898 г.), вышли в отдельном и прекрасном издании, с позднейшими дополнениями и примечаниями. Книга Максимовича, о которой идет речь, носит заглавие: «Богомыслие в пользу правоверным. Трудолюбием архиепископа Черниговского, Новгородского (Новгород-Северского)», и пр. (Чернигов, 1711 г.). По бокам заглавия изображены св. ап. Петр (с ключом в руках) и св. Алексий (имена которых носили – отец Петра В. Алексей М. и Петр В.),– вверху–изображение св. Троицы, а внизу представлено рождение дивного младенца, в обстановке, указывающей на будущее величие и славу императора Петра Великого; на обороте этого первого выходного листа книги (есть и другой выходной лист) – рисунок государственного герба, в виде орла, в большом лавровом венке, парящего над поверженным на землю львом, служащим символом шведского короля, побежденного Петром Великим, и – подпись силлабическими стихами, поясняющая рисунок 13 ). После заглавного листа – панегирическое, прозой и стихами, «приношение» книги Петру Великому, восхваляющее и прославляющее его превыше всего на свете, затем – второй выходной лист с заглавием книги и рисунки, по композиции сходные с помещенными на первом листе, но относящееся уже к Стефану Яворскому , потом – также прозой и стихами такое же риторически-витийственное и высокопарно-цветистое «посвящение» ему этой книги, причем, конечно, и Стефан Яворский восхваляется до небес. Приведенный у о. Морева хвалебный отзыв о нем представляет лишь свод отдельных выражений, взятых Тихонравовым с разных страниц этого посвящения (стр. 3, 5 об., 6 и 6 об.), но подобными выражениями украшено и приукрашено почти все посвящение, от начала до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010