Гуленки. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Гулёнки – село в Гагинском районе. Памятник градостроительства и архитектуры – Покровская церковь. Датировка объекта – 1833 год. Документ о принятии на госохрану 471. http://www.gttp.ru/map_NN/gagino.htm Ныне существующий в Гуленках храм, которому основание положено в 1825 году, уже третий по времени, а второй был построен в 1765 году на месте первого, сгоревшего до тла от удара молнии в шестидесятых годах прошлого века. По устным рассказам Гуленских старцев, живых носителей приходских преданий во втором поколении от описываемого события, первоначальная церковь, сгоревшая „от грозы“, стояла на том же месте, где и вторая, зданием была деревянная, по размерам маленькая, походившая более на часовню, чем на церковь. Освящена была она во имя „Угодника Божия Николая Чудотворца». Вторая церковь построена была на месте сгоревшей одним из господ Панютиных тоже деревянная, но уже о двух престолах: в главной — во имя Святителя и Чудотворца Николая, а в приделе — во имя св. Патриарха Мефодия. Церковь эта существовала в Гуленках до 1835 года, когда за построением новой каменной церкви она была сломана и разобрана, а из годного материала от нее построены две часовни: первая на месте ее престолов, а вторая на новом кладбище (прежнее кладбище было при перво-второй церкви внутри села), отведенном в 1827 году за селом в 200 саженях от храма и, сверх того, из того же материала устроена ограда вокруг новой (третьей) ныне существующей церкви. Современный Гуленский каменный храм, начатый построением в 1825 году и оконченный в 1833 году, построен исключительно на средства тогдашнего владельца села Гуленок помещика Евграфа Алексеевича Лебедева, причем мастера и всякого рода рабочие были все крепостные люди разных вотчин г. Лебедева. Освящен храм с благословения Преосвященного Нижегородского Амвросия (Морева) в честь Покрова Божьей Матери. Место храм занимает на холмовом возвышении в 20 саженях от прежней церкви и в 50 от домов поселян, открытое со всех сторон взору верующих. И только недавно возведенный хутор нынешнего землевладельца Гуленского купца Боброва в 15 саженях от храма заслонил собой известную часть храмовой площади и сам храм.

http://sobory.ru/article/?object=10628

В Пензе состоялось перезахоронение останков пензенских архиереев XIX века 12 июня 2023 г. 15:38 11 июня 2023 года в Пензенской епархии состоялось историческое событие — перезахоронение останков четырех пензенских архипастырей XIX века: Афанасия I (Корчанова), Амвросия II (Морева), Григория I (Медиоланского) и Антония II (Николаевского). Останки были перезахоронены на первоначальном месте своего упокоения — в воссозданной церкви-усыпальнице в честь мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских, расположенной рядом со Спасским кафедральным собором г. Пензы. Панихиду совершили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим и епископ Сердобский и Спасский Митрофан в сослужении сонма духовенства Пензенской епархии. После заупокойного богослужения останки архиереев были обнесены крестным ходом вокруг собора и погребены в храме-усыпальнице. После положения останков в склеп была совершена лития и пропета «Вечная память». Обращаясь к верующим, митрополит Серафим поблагодарил всех собравшихся за общую молитву в канун празднования Собора всех святых, в земле Пензенской просиявших: «Сегодня мы с вами восстановили историческую справедливость. Преосвященные епископы Афанасий, Амвросий, Григорий и Антоний служили на Пензенской земле архиереями и были похоронены здесь, в Евлампиевской церкви-усыпальнице. Так сложилось, что в годы революции место их упокоения было разграблено и осквернено, а гробницы не раз были вскрыты. 25 лет назад их прах был перезахоронен во временную могилу у Архиерейского дома. Сегодня по милости Божией Евлампиевская церковь-усыпальница восстановлена, ее освящение запланировано на сентябрь. Надеюсь, на этом месте наши дореволюционные архипастыри нашли свое постоянное место упокоения». Евлампиевская церковь-усыпальница открыта для посещения ежедневно с 11.00 до 18.00. Здесь также можно увидеть музеефицированные археологические артефакты — сохранившиеся фундаменты Соборного комплекса. Церковь-усыпальница в честь мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских была построена в 1880-1882 годах у входа в склеп, где покоился прах епископов Иннокентия (Смирнова), Афанасия (Корчана) и Амвросия II (Морева), на средства известной благотворительницы Марии Михайловны Киселевой. Она глубоко почитала память святителя Иннокентия.

http://patriarchia.ru/db/text/6035487.ht...

В 1850 г. стены Казанского храма были расписаны и украшены 36 картинами, выполненными в 1838 г. акад. А. В. Ступиным по распоряжению еп. Пензенского и Саранского Амвросия (Морева) . В 1742 г. в К. м. была заложена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с колокольней (высота 52 аршина), освященная при настоятеле (1751-1753) архим. Феодосии. В 1859 г. на средства тамбовской помещицы А. Лачиновой храм был расписан масляными красками, «наподобие церквей Сергиевской Лавры» ( Евпсихий (Горенко). 1891. С. 11). Среди сюжетов росписи - явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому. В 1887 г. церковь вновь расписали художники Н. А. Макаров и Косогоров. В кон. XIX в. от Сергиевского храма к фруктовому саду у ограды спускалась оригинальная каменная лестница. В 1759 г. по благословению еп. Тамбовского Пахомия (Симанского) на месте сгоревшей деревянной построена каменная теплая церковь, главный придел которой еп. Феодосий (Голосницкий) освятил в честь Богоявления. Юж. придел архим. Исаакий освятил во имя св. Иоанна Предтечи, а северный - свт. Николая Чудотворца. В 1880 г. в храме был устроен одноярусный резной иконостас, расписанный Н. А. Макаровым. В 1890 г. по благословению еп. Пензенского и Саранского Василия (Левитова) иконостас был обновлен. В 1761-1779 гг. в К. м. была возведена и освящена архим. Иоанникием (Никифоровичем-Полонским) каменная ц. во имя Всех святых с колокольней. 28 дек. 1766 г. калужским мастером В. Холщевниковым был отлит полиелейный колокол (73 пуда) на колокольню. 17 мая 1889 г. по благословению, выданному ранее еп. Пензенским и Саранским Антонием (Николаевским), на средства нижнеломовских заводчиков Приваловых был перелит большой колокол (317 пудов 20 фунтов). Другие 9 небольших колоколов (общий вес 120 пудов) первоначально находились на колокольне Сергиевского храма, затем были перенесены на колокольню Всехсвятской ц. У сев. стены Казанской ц. похоронены настоятель архим. Варлаам († 1760) и кн. В. С. Долгоруков († 1803). Сергиевский храм считался в монастыре кладбищенским, т.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

синода». 220 Тогда Ошанин, как бы защищаясь от нападений Амвросия, повел на него уже явную и сильную атаку. В рапорте своем обер-прокурору, секретарь доносил, что Амвросий переменился в своих отношениях к нему после доклада им преосвященному двух дел большой важности: «1) о пострижении в малый образ монашества из военного ведомства, из нижних чинов, не выслужившего лет, без разрешения военного ведомства, Михаила, и 2) о самовольном распространении церкви в г. Саранске без разрешения св. синода, и с сим докладом затмились все его заслуги». 221 Против обвинений в пьянстве, лености и неспособности к службе, Ошанин отозвался следующим образом: «1) настоящему невыгодному мнению о нем преосвященного нельзя дать веры, потому что до сего времени он рекомендовал его высшему начальству как отличного чиновника; 2) постоянно быть нетрезвым, как преосвященный позволил себе назвать его, неестественно, и он давно бы, по освидетельствовании врачебною управою, отправлен был в дом умалишенных; 3) беспорядки в отношении к секретарской обязанности происходят не от него, а от помощника его, Морева, который, как самовольный молодой человек, с дерзостью схватывает с его стола бумаги и уносит их к преосвященному, а преосвященный делает ему, Ошанину, замечания и велит отбирать объяснения; а вообще, если бывает остановка в делах консистории, то это по одному столу того же Морева, который, как родной племянник преосвященного, ссылается во всем на волю дяди; 4) что здоровье его, Ошанина, расстроилось от ежедневных оскорблений преосвященного и грубых насмешек и дерзостей членов консистории, а особенно протоиерея Островидова, любимца преосвященного, и помощника секретаря Морева, которые, при громком смехе, в присутствии консистории, употребляют оскорбительные для его чести выражения; 5) от своевременного составления срочных ведомостей он, Ошанин, самовольно не уклонялся, как можно усмотреть из дел канцелярии обер-прокурора». 222 Дело разгорелось. По заведенному порядку, синод потребовал от Амвросия в подлиннике дела о пострижении в малый образ монашества солдата Михаила Кутырева, не выслужившего срочных лет в военном ведомстве, и о самовольном распространении в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь предстояло идентифицировать найденные останки с помощью научного анализа. Дело облегчалось тем обстоятельством, что возраст епископов значительно расходился: Иннокентию было 35 лет, Амвросию около 73-х, а Афанасий умер на 81-м году жизни. К тому же было известно, что Иннокентий скончался от скоротечной чахотки, болезни, которая видоизменяет грудную клетку. 24 сентября 1998 года специалисты отделения медицинской криминалистики лаборатории бюро судебно-медицинской экспертизы управления здравоохранения Пензенской области провели исследование найденных останков визуальным, измерительным, фотографическим и анатомоморфологическим методами с помощью источника ультрафиолетовых лучей (прибор КД-33л), в результате чего удалось вычленить три неполных скелета, принадлежащие епископам Иннокентию, Афанасию и Амвросию. 6 ноября 1998 года состоялось перезахоронение пяти пензенских архипастырей в склеп, устроенный перед зданием бывшего архиерейского дома. При этом останки епископа Иннокентия поместили в гроб, выполненный из красного дерева, с тем, чтобы в случае канонизации святителя перенести его мощи для всеобщего поклонения в другое место. …В августе 2000 года на Юбилейном Освященном Архиерейском Соборе епископ Пензенский Иннокентий был причислен к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания. Память ему определено праздновать 10/23 октября. О чудесных знамениях и исцелениях по молитвам святителя Иннокентия Преосвященный епископ Иннокентий с самого дня блаженной своей кончины († 10 октября 1819 года) пользовался во всем Пензенском и Саратовском крае великим уважением и благоговением за святость его жизни. В 1854 году, по случаю погребения Преосвященного епископа Пензенского Амвросия II (Морева) рядом с могилою святителя Иннокентия, распространился в народе слух о нетлении тела его. Конечно, официально никто не мог позволить себе приподнять покров, скрывающий тело святителя; но любопытные взоры, несмотря на охрану гробницы соборным причтом, могли проникнуть под этот покров во время исправления каменного свода, оказавшегося поврежденным над гробом святителя. В 1882 году, во время постройки при кафедральном соборе к стороне гробницы святителя Иннокентия часовни – малой церкви – для усыпальницы пензенских Преосвященных, оказалось необходимым снова вскрыть свод над могилою святителя Иннокентия, и тогда с новою силою распространилась молва о нетлении его тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

7)      О молитве за умерших, прот. Тим. Никольского, Спб. 1829. 8)      О богопознании и богопочитании, его же. 1822. 3)      Переводы сочинений св. отцов и учителей церкви. 1)      Беседы Златоуста о священстве, пер. Писарева, Спб. 1775. 2)      Слова Макария египетского , пер. иеродиакона Германа 1772. 3)      Беседы Златоуста на псалмы, пер. Сидоровского. 1787. 4)      Творения св. Киприана карфагенского , Мих. Протопопова, Спб. 1803. 5)      Сочинения Тертуллиана и Лактанция , пер. Карнеева. 1841 – 1848. 4)      Объяснение богослужения. 1)      О служении и чиноположениях православ. церкви, митр. Гавриила. 1792. 2)      Беседы о литургии, митр. Михаила. 3)      Краткое изъяснение на литургию, Григ. Мансветова. 1822. 4)      Краткое толкование на литургию, прот. Иак. Воскресенского. 1815. 5)      О церкви, утварях, службах и облачениях, его же. 1821. 6)      Изъяснительное описание литургии, Амвросия Морева. 1806. 5)      Нравственное учение. 1)      Наставление юношества в христ. жизни, свящ. И. Сидоровского. 1784. 2)      Вопль истины против соблазнов мира, его же. 1801. 3)      Нравственные размышления, митр. Михаила. 4)      Опыт о воспитании, в первых его понятиях и правилах, Ант. Знаменского. 1821. 5)      Училище благочестия, Григ. Мансветова. 6)      Переложение в стихах разн. церковных песнопений, Гавриила Пакатского. 7)      Часы благоговения, Тимофея Крылова. 1836. 8)      Черты деятельного учения веры, прот. Иоак. Кочетова. 9)      Начертание христианских обязанностей, его же. 10)      О вере и нравственности христианской, прот. Ал. Малова, 1826. 6)      Исторические сочинения. 1)      О стригольниках и раскольниках, прот. Андрея Журавлева. 1734. 2)      Исторический Феатрон, его же. 1810. 3)      Свящ. география, свящ. Петра Вигилянского. 1808. 4)      Памятник событий, Иакова Орлова. 5)      Дух российских государей, его же. 6)      Свящ. история В. З. для питомцев коммерч. училища, архим. Мефодия. 1810. 7)      Церк. история, Иоанна Бедринского. 8)      Житие Иннокентия Пензенского , архим. Фотия. 1821.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

8 июня 1990 г. Поместный Собор РПЦ постановил выделить из состава Пензенской епархии самостоятельную Саранскую епархию в границах Мордовской АССР. 29 янв. 1991 г. по решению Синода была образована Саранская и Мордовская епархия, 8 февр. во епископа Саранского и Мордовского был хиротонисан архим. Варсонофий (Судаков ; ныне митрополит С.-Петербургский и Ладожский). В течение 90-х гг. XX в. продолжалось возвращение верующим храмовых зданий и открытие церквей. Если в 1991 г. в границах Пензенской обл. действовали 44 церкви и 1 мон-рь, то в 2000 г. в регионе насчитывалось уже 166 приходов и 3 мон-ря (Наровчатский Троице-Сканов женский, пензенский Троицкий женский и Керенский Тихвинский мужской мон-ри). В 1998 г. епархии вернули архиерейский дом, восстановление к-рого полностью завершилось в 2016 г. Среди особо значимых восстановленных храмов - Покровский в Пензе (с 2001 имеет статус архиерейского собора) и Вознесенский в Кузнецке; в числе вновь построенных - Петропавловская ц. в Пензе и Христорождественская ц. в Земетчине. Число клириков епархии увеличилось с 57 чел. в 1991 г. до 147 чел. к 1 янв. 1999 г. В 1998 г. в ходе раскопок на месте взорванного в 1934 г. пензенского Спасского собора были обнаружены и перезахоронены останки 5 дореволюционных епископов: Афанасия (Корчанова (Корчана)), свт. Иннокентия (Смирнова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония (Николаевского). В 1999 г. торжества в честь 200-летия Пензенской епархии возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) . После кончины 3 июля 2000 г. архиеп. Серафима (Тихонова) до 28 дек. того же года епархией временно управлял Саранский еп. Варсонофий (Судаков). В этот период на юбилейном Архиерейском Соборе 14 авг. 2000 г. были прославлены еп. свт. Иннокентий (Смирнов), священномученики еп. Феодор (Смирнов), свящ. Василий Смирнов и свящ. Гавриил Архангельский. В сент. 2000 г. открыто Пензенское ДУ. По определению Синода от 27 дек. того же года в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской включено имя свящ. священноисп. Иоанна Калинина.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Богородицы, начало работу 4 дек. 1885 г. В 1915 г. жители Пензы стали ходатайствовать о причислении И. к лику святых. На заседании Пензенской городской думы 24 нояб. 1915 г. выступил городской глава с поступившим на его имя заявлением от неск. сот горожан: «Благочестивая жизнь и молитвенные подвиги приснопамятного святителя Пензенского Иннокентия... еще при жизни его вселили в жителях веру в него, как молитвенника и предстателя пред Богом. А затем чудесная помощь, получаемая многими гражданами, обращающимися к святителю с молитвенными просьбами, а также нетленные останки, почивающие в соборе, окончательно убеждают жителей г. Пензы в святости Иннокентия... Все это, вместе с непрекращающимися и в настоящее время случаями чудесной помощи по молитвам святителя Иннокентия, побуждает нас, его почитателей, просить Вас, милостивый государь, как представителя городского самоуправления, возбудить надлежащее от имени последнего ходатайство пред Св. Синодом о причислении Иннокентия к лику святых и об открытии его святых мощей». Однако из-за последовавших вскоре событий 1917 г. прославление не состоялось. В 1934 г. Спасский кафедральный собор, в к-ром почивали останки И. и др. Пензенских архипастырей, был взорван, руины сровняли с землей. Вновь вопрос о канонизации был поднят архиеп. Серафимом (Тихоновым) незадолго до празднования 200-летия Пензенской епархии (1-3 окт. 1999). В результате поисков, начатых 29 июня 1998 г. по благословению архиеп. Серафима, были обретены останки И. и епископов Афанасия (Корчанова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония 2-го (Николаевского), которые перезахоронили у бывшего архиерейского дома. 14 авг. 2000 г. на Архиерейском Соборе РПЦ И. был причислен к лику святых как «праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». 22 окт. того же года мощи И. крестным ходом были перенесены в Успенский кафедральный собор г. Пензы и помещены в раку, а 23 окт. временно управляющий Пензенской епархией еп.

http://pravenc.ru/text/389623.html

И сделавши ему вразумление, что выше всех подвигов – любовь, Преосвященный Иннокентий отпустил благочинного восвояси. («Русск. Паломник» 1904 года 23-й). 24. Из воспоминаний о Преосвященном Варлааме, епископе Пензенском По смерти преосвящ. Амвросия (Морева), последовавшей 20 октября 1854 года, на пензенскую кафедру, в конце декабря того же года, прибыл из Архангельска преосвящен. Варлаам. Он управлял Пензенской епархиею в течение девяти лет (в 1863 г. перемещен на тобольскую кафедру) и был известен за человека строгого и взыскательного. В местных «Епархиальных Ведомостях» мне пришлось прочитать немало примеров строгого отношения владыки к подведомственному духовенству. В свою очередь, и я считаю не лишним для характеристики досточтимого архипастыря рассказать из своих воспоминаний случай, который произошел в одну из поездок владыки по обозрению церквей Саранского уезда. Как известно, преосвящ. Варлаам в бытность свою на пензенской кафедре не один раз обозревал свою епархию и обозревал не кое-как для формы, а самым тщательным образом. Он побывал во всех уголках епархии, где до него никогда не видели архиереев. Он не любил посещать дома помещиков, потому что посещения эти сопровождались часто просьбами касательно причта, чего владыка не мог выносить. Приехав в село, он прямо направлялся в церковь , а по осмотре ее навещал и дом местного священника. Но на этот раз дело было несколько иначе. По осмотре церкви прихода преосвященному предстоял путь в соседнее село. Не доезжая до последнего 2 – 3 версты, с преосвящен. случилось маленькое несчастие – поломка экипажа. Тогда Варлаам решил пройтись пешком, благо, и время было хорошее: теплое, ясное. Вошедши в село, преосвященный спросил попавшегося ему мужичка о месте жительства приходского священника, и, когда тот указал, владыка направился прямо в его дом. День склонялся к вечеру. Священник в это время отсутствовал, матушка, извинялась за свой костюм, провела посетителя в комнату. Скоро явился и сам священник, еще на огороде извещенный о приходе «монаха». Архиерее он не ждал; вот уже сколько лет живет он в этом приходе, и теперь вполне убежден, что это завидное место, куда и архиерейский глаз, вероятно, не заглянет никогда. Поэтому и случайного посетителя он мог принять или за вновь назначенного священника к соседней церкви, или просто за монаха (архиерей был в монашеской рясе и простой священнической шляпе).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Народ просил воеводу написать о чудесах от иконы царю Михаилу Феодоровичу. Царь распорядился на месте явления иконы построить ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, дал в храм книги, ризы, воск на свечи и церковное вино для совершения Евхаристии и повелел устроить здесь муж. мон-рь. Первый деревянный Казанский храм (по сообщению монастырской летописи) был выстроен иером. Корнилием в 1648 г. Мон-рь находился в ведении патриархов Московских. Царь Алексей Михайлович отвел в 1649 г. (в год установления общерус. празднования Казанской иконе Божией Матери) часть лугов в пользу обители и повелел отпускать деньги ежегодно из Нижнеломовской воеводской канцелярии. Чудес от К. Н. и. совершалось так много, что в грамоте от 1700 г. царя Петра I стольнику Ф. Д. Дурново образ назван «чудотворным и многоцелебным» (ИРИ. Ч. 5. С. 173). Почитание К. Н. и. было велико: в мон-рь приходили даже иноверцы, принося свечи, ладан и деньги в благодарность за полученные благодеяния от святыни. В 1709 г. Нижнеломовский мон-рь выгорел, но К. Н. и. была спасена. В 1710-1722 гг. у подошвы горы, где она явилась, был выстроен каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Чудотворный образ стоял в храме слева от царских врат в раме с клеймами «разных явлений», имевшей серебряный позолоченный оклад 1799 г., вверху которого помещалась надпись о явлении иконы Божией Матери в Казани. По распоряжению Амвросия (Морева), еп. Пензенского, в 1837 г. К. Н. и. была украшена серебряной позолоченной ризой с серебряной резной позолоченной короной с бриллиантами и драгоценными камнями (икона могла иметь оклад и ранее), образ помещался в серебряном киоте (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 2875. Л. 36-37). В 1859 (или 1856) г. на деньги, собранные нижнеломовскими жителями, для К. Н. и. была сделана золотая риза, на к-рую наложена корона с бриллиантами (видимо, от оклада 1837 г.). Тогда же для иконы был сооружен серебряный киот с полукруглым верхом, накладными «арабесками» и колоннами с разноцветными камнями и со стразами. Внизу киота имелась надпись: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Новые риза и киот были выполнены наровчатским (из г. Наровчата Пензенской губ.) золотых дел мастером Орловым ( Евпсихий (Горенко). 1869. 13. С. 393). Серебряный позолоченный оклад 1837 г. украшал список К. Н. и., помещавшийся также в серебряном киоте.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010