Господь внял обетным мольбам юноши, он встал с одра болезни. Но враг помешал прямо же исполниться обещанию выздоровевшего. Он не сознавал всей важности данного обета и по-прежнему продолжал жить в мире. Но с этого времени началась уже тревожная пора жизни. Мысль о монастыре ему приходила на ум всё чаще и чаще; бдительность над духовной жизнью стала строже и постояннее. Юноша чаще и чаще принуждал себя к воздержанию. «После выздоровления своего, – говорил старец, – я целых четыре года всё жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Бывало, думаешь про себя: ну вот отныне буду молчать, не буду рассеиваться. А тут глядишь – зазовёт кто-нибудь к себе; ну, разумеется, не выдержу и увлекусь разговорами. Но придёшь домой – и на душе опять непокойно; и подумаешь: ну, теперь уже всё кончено навсегда, и совсем перестану болтать. Смотришь – опять позвали в гости, опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года» 72 . Очевидно, эти четыре года были временем, когда Александр Михайлович серьёзно приготовлялся к монашеству. Наконец, его решимость посвятить себя вполне Богу и оставить мир достигла той степени, когда он уже почувствовал в себе силу расстаться со своим образом жизни и уйти из Липецка в монастырь. Но, не надеясь на твёрдость этой решимости и силу своего характера, он побоялся объявлять об этом своим знаемым и присным и, не сказав никому ни слова, не взяв даже у своего начальства увольнения от службы, ушёл из Липецка с тем, чтобы больше уже не возвратиться в мир. Ещё с 1824 года в селе Троекурове, Лебедянского уезда Тамбовской губернии поселился в уединённой келье известный в том краю благочестивый старец Иларион (Мефодиевич Фокин) 73 . Это был замечательный подвижник того времени. Святостью своей жизни, большую часть которой он проводил в бденных молитвенных подвигах, он достиг особенного дара духовного разумения, прозорливости и врачевания недугов телесных. У его бедной кельи постоянно толпились люди разных званий и положений, стекавшиеся к нему из близких и дальних мест за советами и наставлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Желание его исполнилось: он скончался в «мире и покаянии ». Последний его страх здесь, на земле, был страх за Церковь Православную, за Россию!.. И вот за эту-то любовь его к Церкви Православной, к России, к «Святой Руси», к народу русскому, с которым он «единомысленно исповедовал» простую и крепкую веру, – за эту-то любовь, быть может, будет услышана его самая горячая молитва о «добром ответе на Страшном Судище Христовом». И те, кто его любил и знал, ничем лучше не могут выразить своей любви к нему, как помолившись о «упокоении души новопреставленного раба Божия Константина». Ибо ему уже не нужны ни наши слезы, ни наши похвалы, ни признания его заслуг, – нужна только молитва , теплая и искренняя... 8 Впервые: MB. 1891. 13 нояб. С. 2–3. Подписано псевдонимом Ю. Н. Говоруха-Отрок Юрий Николаевич (псевд. Ю. Николаев, Ю. Н.; 1850– 1896)– литературный критик, автор книг о Л. Н. Толстом, В. Г. Короленко, И. С. Тургеневе. В молодости был близок к народникам, четыре года провел в тюрьме. Поздний славянофил, последователь А. Григорьева, Н. Н. Страхова. В своей критике либерализма, западной цивилизации был близок Леонтьеву. 9 Амвросий, старец, иеромонах (в миру – Александр Михайлович Гренков; 1812–1891) – духовный наставник К. Н. Леонтьева , благословивший его принять тайный монашеский постриг. Скончался 10 октября 1891 г. в Шамординском женском монастыре, за месяц до кончины Леонтьева. Леонтьев, узнав о кончине старца, писал А. А. Александрову из Сергиева Посада: «Весть о кончине о. Амвросия не застала меня врасплох: я давно уже приучил мою мысль к этой утрате. Он был слишком уже слаб, чтобы можно было надеяться на продолжение его жизни. Разумеется, ни один духовник уже не может мне заменить его. Будем так доживать наш грешный век!» А. I. Памяти К. Н. Леонтьева . П. Письма К. Н. Леонтьева к Анатолию Александрову. Сергиев Посад, 1915. С. 121–122). О. Амвросий причислен к лику святых Поместным собором Русской Православной Церкви в 1989 г 11 Имеется в виду книга биолога, философа и публициста Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

Когда же в Оптиной пустыни поселился о. Леонид, тогда о. Моисей воспользовался этим и, зная его опытность в духовной жизни, поручил его руководству всех братий, жительствовавших в пустыни и всех приходивших на жительство в монастырь. С того времени весь внутренний строй монастырской жизни изменился в Оптиной пустыни. Без совета и благословения старца ничего важного не делалось в обители. В его келью ежедневно, особенно в вечерние часы, стекалась братия с душевными своими нуждами: каждый спешил покаяться пред старцем, в чём согрешил в продолжение дня делом, словом или помышлением, попросить его совета и разрешения в встретившихся каких-либо недоумениях, утешения в постигшей скорби, помощи и подкрепления во внутренней борьбе со страстями и с невидимыми врагами нашего спасения. Старец всех принимал с отеческою любовью и всем преподавал слово опытного назидания и утешения 110 . Скоро слава о духовной опытности старца распространилась далеко вне обители, и к нему отовсюду начали стекаться со своими духовными нуждами люди различных званий и положений, и все уходили от него уврачёванными. В 1834 году в Оптину пустынь прибыл ещё ранее знакомый о. Леониду по Площанской пустыни, ученик помянутого выше ученика Паисия, схимонаха Афанасия 111 , иеромонах Макарий (Иванов) 112 . Хотя он и сам был достаточно опытен в духовной жизни и уже имел своих учеников, однако он сам стал учеником о. Леонида и только впоследствии, при конце его жизни вместе с ним, как равный, стал подвизаться в старчестве и разделять его труды в окормлении братий и приходивших мирян 113 . 75 Отец Авраамий настоятельствовал в Оптиной Пустыни с 1796 по 1817 год, т. е. более 20 лет. 76 Подробнее историю Оптиной пустыни см.: Л. Кавелин (впоследствии арх. Леонид). Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1876. С. 9–67. 80 [Григорий – архиепископ Калужский и Боровский. В миру Николай Васильевич Миткевич (1807– 1881), из духовною звания. В 1827 г. окончил Черниговскую духовную семинарию. В 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Надежда Васильевна, зная хорошо этот язык, свободно объяснялась на нем. Старец ценил ее труды и так выражал ей свою признательность. Однажды, когда она, окаявая себя, с самоукорением объясняла ему, что живет плохо, в нерадении и лености, часто случается, упускает молитвенное правило, – старец на это сказал ей: “Ты вот мне больному постоянно служишь, Бог видит твои труды, и я обязан молиться за тебя; получишь от Господа награду, как сказал Он: “Боляй и служай, равную мзду получат”; а потому, где я, там и ты будешь вместе со мною”. По кончине о. игумена Антония (в августе 1865 года) недолго оставалась в Оптиной Пустыни, – переселилась отселе в Тихонову пустынь, жила на гостинице и мирно скончалась, за день до кончины напутствованная Св. Тайнами. Отличительные черты ее подвижнической жизни были: усердие к храму Божию, странничество и крайнее нестяжание во всем. Все, что ни получала она от своих благодетелей, раздавала нуждающимся, даже последний портрет дорогого для нее старца нетрудно было от нее получить. В последнее время, согбенная годами, беззубая, маленькая ростом старица проводила дни жизни своей в крайнем во всем лишении; одно утешение она имела – посещать храм Божий». В 1879 году 5 февраля скитский летописец записал: «Сего числа в ночь на скотном дворе преставилась схимонахиня Параскева Михайловна Троицкая – родная сестра старца Амвросия. Погребение совершалось 8 февраля, в четверток на Сырной неделе после ранней Литургии. Похоронили между собором и Казанскою церковью. Покойная была жизни строгой и высоконравственной и нрава кроткого». В «Некрополе Оптиной пустыни» еще сказано, что скончалась она на 72м году; «от рождения в девстве проводила дни жизни сперва в мире, а в последнее время при монастыре». Матушка Параскева была старшей сестрой о. Амвросия, она была у родителей третьим ребенком, он – шестым. Фамилия их отца была Гренков. Если же м. Параскева, как сказано в «Некрополе», «от рождения в девстве проводила дни жизни», то откуда у нее фамилия «Троицкая»?..

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Пред двадцатидвухлетним юношей, вышедшим из семинарии, открывалось несколько жизненных дорог. Ему были открыты и двери высшей духовной школы – Академии, он мог отдаться и пастырской деятельности; он, наконец, мог бы, если бы только пожелал, пойти в университет, куда в то время шло много народа из семинарий. Но юноша не пошел ни в Академию, ни в университет, ни во священники, а поступил учителем Липецкого духовного училища. Это место было таким, с которого всегда можно было решительным образом определить себя к такой или иной жизни. Юноша, быть может, не надеясь на свои силы, затруднялся окончательно решить вопрос о своей судьбе и потому-то и избрал именно такое место. В должности учителя Александр Михайлович был три года, до 1839 года. Ещё теперь живы некоторые товарищи и близкие старца, которые помнят его учителем Липецкого училища и, как на особенную черту его тогдашней жизни, указывают на то, что он в ту эпоху грубости и деспотизма начальства и учащихся был единственным исключением. Для учеников – ребятишек Александр Михайлович был ласковым, добрым и нежным отцом; за всякого-то он, бывало, заступится, всякого утешит; никто не помнит, чтобы он прибегал когда-либо к розгам, которые тогда были самым первым педагогическим средством в руках даже самых умных учителей. Александр Михайлович от природы был наделён общительностью, весёлым нравом. Он был не прочь побеседовать с друзьями и товарищами; был словоохотлив. А безобидный юмор и умение кстати рассказать подходящий анекдот сохранились у старца до самого последнего времени. Часто любил говаривать про себя покойный: «Как ни тяжёл бывает у всякого человека крест, который несёт он в жизни, а всё же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца. Вот я, например, всегда был болтуном, любил с людьми поговорить, поразвлечься; вот мне и пришлось всю жизнь свою толковать с народом» 70 . Несомненно, это самообличение старца в словоохотливости более всего относилось именно к описываемой эпохе его учительства. Все, конечно, считали благочестивого и доброго Александра Михайловича за хорошего, религиозного человека, но вообще о нём не думали, чтобы он пошёл в монастырь. Прежде всего, этого не задумывал серьёзно и сам он. «В монастырь, – говорил покойный, – я и не думал никогда идти, впрочем, другие – я и не знаю почему – предрекали мне, что я буду в монастыре. Но вот я раз сделался сильно болен. Надежды на выздоровление было очень мало. Почти все отчаялись в моём выздоровлении; мало надеялся на него и сам я. И вот я дал обещание Господу, что, если Он меня воздвигнет здравым от одра болезни, то я непременно пойду в монастырь» 71 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Свиток с жизнеописанием святого был прочитан чтецом храма во имя святого апостола Петра. Отец, мать и жена святого Алексия с плачем припали к телу святого, поклонились его честным останкам. При виде такого события многие плакали. Ложе с телом святого Алексия было поставлено посреди центральной площади. К нему стал стекаться народ, чтобы исцелиться от болезней. Немые начинали говорить, слепцы прозревали, одержимые и душевнобольные выздоравливали. Видя такую благодать, император Гонорий и Папа Иннокентии I сами понесли тело святого в погребальной процессии. Мощи (тело) святого Алексия, человека Божия, погребены в храме во имя святого Вонифатия 17 марта 411 года. В 1216 году они были вновь обретены. Житие преподобного Алексия было одним из самых любимых на Руси. Святой Алексий, человек Божий Ему сулила жизнь почет И дома, и на службе. Отец деньгам не ведал счет, С самим царем был в дружбе! А он… в богатстве видя том Лишь грязь, что непролазна, Бежал, покинув отчий дом Подальше от соблазна! И, нищим став ради Христа, Через моря и сушу, Уехал в дальние места, Спасая свою душу. За годом год: хлеб да вода, Побои не однажды… Ел через день, а пил — когда Мог умереть от жажды! Прошло немало лет, и вот — Стук сердца громче грома! — Он вновь у дорогих ворот Родительского дома! Прп. Амвросий Оптинский Память его празднуется 27 июня/10 июля, 10/23 октября, 11/24 октября (оптин.) Отец Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, был сыном псаломщика и внуком священника в селе Большая Липовица, Тамбовской губернии. Он учился в Духовном училище, а затем в Духовной семинарии г. Тамбова. Обладая живым и веселым нравом, он хорошо учился и был любим товарищами. Шутнику и весельчаку, конечно, не приходило в голову мысль о принятии монашества, но случилось так, что в предпоследнем классе он смертельно заболел и дал обет Богу поступить, если выздоровеет, в монастырь. К удивлению всех, Александр поправился. Окончив семинарию, он мог поступить в Духовную академию или получить хороший приход в епархии, но он избрал место, не связывающее его в случае решения идти в монастырь: учителем на полтора года в помещичью семью. В 1838 году Александр получил место учителя в Липецком Духовном училище и скоро полюбился всем жителям города за веселый и общительный нрав.

http://azbyka.ru/fiction/zhitiya-svyatyx...

Тогда знали про старчество, но ненавидели его. У нас, в России, старческий путь был ненавистен во времена Нила Сорского . А в конце XVIII-ro столетия о нём наши обители и иноки совсем забыли: старцев вовсе не стало. Но Промысл Божий послал человека, который восстановил старчество на Руси. Это был архимандрит Молдавских монастырей Паисий Величковский . Живя некоторое время на Афоне, он, возревновав об исчезнувшей строгой иноческой жизни древних подвижников, усердно занялся собиранием творений аскетических писателей, в которых содержится учение о монашеском житии вообще и, в особенности, о духовном отношении к старцам. Больших трудов стоило уже одно это собирание; но собиратель не остановился на этом; он всё собранное перевёл на славянский язык. Затем, в Нямецком и других, подчинённых ему монастырях молдавских, Паисий попытался на основании писаний ввести старчество; попытка его была вполне удачна 103 . Промысл Божий устроил так, что в числе учеников Паисия был живший в Молдавии около 20 лет русский схимонах Феодор 104 и ещё схимонах Афанасий 105 . Первый из них, возвратись в Россию, поселился в Чолнском Спасском монастыре 106 ; сюда-то и прибыл из Белобережной пустыни на некоторое время иеромонах Леонид, впоследствии ставший первым Оптинским старцем 107 . Узы самой высокой христианской любви вскоре же соединили этих двух лиц, и о. Леонид вполне отдался руководительству старца о. Феодора 108 . Этот-то самый о. Леонид и сделался насадителем старчества в Оптиной пустыни. В апреле 1829 года о. Леонид вместе с шестью своими учениками прибыл из Площанской пустыни 109 в Оптину пустынь, где их приняли с великой радостью и, по усмотрению настоятеля, о. Моисея, поселили в особых кельях на пасеке, близ скита. Настоятель о. Моисей и брат его, скитоначальник о. Антоний, положившие основание своего иночества в Брянских лесах, к духе древних великих пустынножителей, давно желали ввести старчество в Оптиной пустыни, но сами не могли выполнить этого дела, потому что были озабочены многотрудными и многосложными занятиями по устройству и управлению обителью.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Указом Синода от 18 апр. 1884 г. Никитская община была преобразована в нештатный общежительный мон-рь, 8 июля состоялось его торжественное открытие, к-рое совершил архиеп. Никандр (Покровский) в сослужении архим. Иоанна, благочинного мон-рей Тульской епархии. 10 июля мон. Макария была возведена в сан игумении и 6 сестер пострижены в мантию. Первым из жен. обителей Тульской епархии К. м. стал общежительным. В нач. 1888 г. игум. Макария удалилась на покой, 18 марта того же года по ее ходатайству К. м. возглавила 40-летняя мон. Тихона (Ладыженская), бывш. насельница белёвского Крестовоздвиженского мон-ря. Новая настоятельница прибыла в обитель 6 апр. того же года, прежде посетив Оптину пустынь и получив благословение прп. Амвросия (Гренкова) . «В душе своей глубже сознавай свое ничтожество,- назидал ее старец,- мысленно повергай себя к ногам сестер, но виду им не показывай; помни, что вручен жезл тебе, не игрушка какая-нибудь, потому берегись шуток, берегись фамильярного с их стороны обращения; избегай иметь особо приближенных; делай так, чтобы тебя боялись, и любили, и слушали. Знай, что не только за себя, но и за сестер своих дашь ответ Богу; главное старайся не столько словами, сколько собственным примером внушать им страх Божий и в храме, и в трапезе, и в рукодельных послушаниях» ( Каширина. 2005. С. 52-53). Впосл. она неоднократно приезжала в Оптину пустынь, в окт. 1891 г. присутствовала при отпевании и погребении старца Амвросия. 21 мая 1889 г. в Туле мон. Тихона была возведена в сан игумении, 29 мая 1892 г. награждена наперсным крестом, 11 июля 1898 г.- крестом из кабинета Его Величества, 6 мая 1906 г.- благословением Синода «за труды и благочестивую жизнь». Трудами игумении в обители были введены общежительный устав, ежедневные богослужения, устроена больница (в 1907 переведена в новый корпус), богадельня для престарелых монахинь, с 1894 г.- иконописная, златошвейная мастерские. В частности, сестры К. м. написали иконы для иконостаса храма с. Б. Руново Каширского у. При обители существовала церковноприходская школа (училище) для девочек, с окт. 1899 г.- 2-классная. К нач. 90-х гг. XIX в. в ней обучалось до 60, в нач. XX в.- более 100 учениц из разных сословий; преподавали 2 рясофорные послушницы с высшим образованием. В период русско-япон. войны во флигеле К. м. находился госпиталь для раненых (2 палаты на 7 кроватей), часть средств на устройство к-рого выделила известная меценатка кнг. М. К. Тенишева. Сестры жертвовали бойцам холсты, полотенца, чулки и проч. В 1892 г. и др. годы, во время неурожаев, мон-рь кормил бедняков, до 30 чел. в день.

http://pravenc.ru/text/1683975.html

27 октября 1857 г. в Санкт-Петербурге в Казанском будущий Святитель Игнатий был хиротонисан во епископский чин, В удел ему досталось Кавказская и Черноморская кафедра, а 4 января 1858 года он перебирается в город Ставрополь. Епископ Игнатий достойно трудился на Кавказской кафедре в условиях непростого, военного времени. Однако обострение тяжелой болезни заставила его подать просьбу высоко началию об увольнении на покой. В 1861 году прошение Игнатия удовлетворили, и он перебрался в Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии. Здесь он начинает вести уединенную молитвенную жизнь и создает многие известные боговдохновенные работы: (Отечник, Аскетические опыты и другие), продолжает переписку с духовными детьми. Сочинения Святителя актуальны и в наши дни, к ним обращаются многие современные читатели. 16 апреля 1867 г., в первый день Пасхи, он отслужил свою последнюю Литургию. 30 апреля, в Неделю Жен-мироносиц, свт. Игнатий мирно отошел ко Господу. На его отпевании присутствовало около пяти тысяч человек. В 1988 году прошла его канонизация Русской Православной Церковью. Теперь мощи святителя находятся в Свято-Введенском Толгском монастыре Ярославской епархии. Память Святителя Игнатия совершается по старому стилю – 30 апреля, по новому – 13 мая. Преподобный Амвросий Оптинский (в миру – Александр Михайлович Гренков) – родился 21 или 23 ноября 1812 года, в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Успешно закончив курс Духовной семинарии, он некоторое время был домашним учителем, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Еще в последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении Александр Михайлович не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение. Только осенью 1839 года он прибыл в Оптину пустынь, где был ласково принят старцем Львом. Вскоре он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского, затем был рукоположен в иеродьякона и, позднее, во иеромонаха. Когда отец Макарий начал свое дело издательства, о. Амвросий, окончивший семинарию и знакомый с древними и новыми языками (он знал пять языков), был одним из его ближайших помощников. Скоро после своего рукоположения он заболел. Болезнь была настолько тяжела и продолжительна, что навсегда подорвала здоровье отца Амвросия и почти приковала его к постели. Вследствие своего болезненного состояния он до самой своей кончины не мог совершать Литургии и участвовать в длинных монастырских богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

4) Лютеране отвергают предание Церковное, говоря, что «мы принимаем только писанное в Евангелии и Посланиях апостольских», чем явно сами себе противоречат, потому что в Посланиях есть прямое указание на приятие Церковного предания. Святой апостол Павел пишет к Коринфянам: «хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите» ( 1Кор.11:2 ). И еще: «Темже убо, братие, стойте и держите предания» ( 2Сол.2:15 ). И в Послании к Тимофею: «О Тимофее, предание сохрани, уклоняяся скверных суесловий и прекословии лжеименнаго разума» ( 1Тим.6:20 ). И святой апостол Иоанн Богослов пишет в Соборном послании: «Много имех писати вам, и не восхотех хартиею и чернилом, но надеюся приити к вам и усты ко устом глаголати, да радость ваша будет исполнена» ( 2Ин.1:12 ). Неужели эта устная беседа апостола Иоанна и беседы прочих апостолов произнесены были на воздух и оставлены без внимания учениками первенствующей Церкви? Нет; из таких устных бесед составлялись так называемые правила апостолов, существующие доселе в Православной Церкви. Скажем и более сего: ежели отвергнуть предание Церковное, то нельзя верить и Евангелию, потому что Господь Своей рукой Евангелия не писал, а устно передал учение благовестия апостолам; ученики же первенствующей Церкви написали слышанное от Господа учение. И в начале, в разных местах, написано было много евангелий; но Церковь , рассмотрев оные, признала достоверными и истинными только писания четырех известных евангелистов, прочих же отвергла. Итак, правильно ли поступают лютеране, отвергая авторитет Церкви в отношении предания оной? Господь наш Иисус Христос не только Сам устно проповедовал учение благовестия, но и ученикам не дал заповеди писать, а повелел проповедовать оное устно же, как читаем у евангелистов Марка и Матфея: «проповедите Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ); «шедше… научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» ( Мф.28:19–20 ). А что апостолами написано, то написано после проповедания Евангелия, по требованию обстоятельств. И это устроилось промыслительно, чтобы после можно было по сим посланиям повторять переданное ими устно учение. Известно также, что многие апостолы ничего не писали, а другие если и писали, то писали, по их собственному свидетельству, уже об «извествованных в них вещех, по преданию, якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» ( Лк.1:1–2 ), – притом писали не обо всех предметах, а только о некоторых, о других же вовсе умалчивали, как уже и без того известных по преданию. Посемуто Православно–Кафолическая Церковь за источник христианской религии, кроме Священного Писания , признает и священное предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010