Оптинский старец, скитоначальник, иеросхимонах о. Анатолий (Память 3 июля). В первой четверти прошлого века в селе Боболи, Калужской губернии, жил диакон о. Моисей Кольев, с супругой Анной Сергеевной. Анна Сергеевна была дочерью священника из села Мокрого, где Моисей Петрович был сначала псаломщиком. Родители матушки дьяконицы были люди благочестивые, такими же были и родители Моисея Петровича. Неудивительно поэтому, что о. Моисей и его супруга были люди благоговейные. С малолетства, приученные к храму Божьему, они любили Божий дом. Благочестиво настроенные, они жили скромно и по тому времени с достатком. Только достаток этот они получали лишь через постоянный и упорный труд. Они сами обрабатывали землю. Посещая храм, а у них в селе он был трехпрестольный: в честь святителя Николая и св. великомучеников Георгия Победоносца и Никиты, в воскресные и праздничные дни, они остальное время посвящали сельскому хозяйству. Были они, в то же время, кротки и милостивы к бедным и странникам, бедняк не уходил от дома их без милостыни. Они любили монахов и очень желали, чтобы из их детей были иночествующие. И Господь судил исполниться их доброму желанию. У них было большое семейство: пять дочерей: Мария, Евдокия, Анна, Александра, Татьяна, и сын Алексей. Дети были тоже благочестивы. Дочь Евдокия не пожелала идти замуж и оставалась в девицах, проводя жизнь благочестивую, пекла просфоры и помогала матери и родным в хозяйстве, находя отраду и утешение в молитве в храме, и дома; она скончалась сорока лет. Другая же дочь, Анна, была инокиней. Но во всей полноте их святые думы сбылись на сыне их, которого Господь явил великим в наше время отцом иночествующих. Этот сын и был тем избранником благодати Божией, которого поминают с любовью и благоговением многие и многие, как иночествующие, так и миряне, и который был старцем Оптинским, другом и сподвижником великого Оптинского старца о. Амвросия и его преемником по старчеству, и, вместе с тем, наставником и руководителем инокинь основанной старцем о. Амвросием Шамординой пустыни. Это был о. Анатолий, иеросхимонах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иосиф Оптинский Преподобный Иосиф (в миру Иван Литовкин) родился 2 ноября 1837 года в Харьковской губернии, в многодетной семье сельского головы. В детстве он лишился родителей, тихая и спокойная жизнь кончилась, и Иван был вынужден работать в трактире, бакалейной лавке, таскать тяжести, сопровождать обозы с товаром. Он подвергался нападениям грабителей, бывал бит жестоким хозяином, падал в обморок от голода... Но грубая, страшная жизнь не развратила и не озлобила его: он хранил в себе стремление к духовной жизни, и постоянной спутницей и утешительницей его была молитва , которой он научился с детства. В 1861 году, в возрасте 23-х лет, Иван по совету его сестры, которая была монахиней, поехал в Оптину пустынь. Его попутчицы, две монахини, первым делом по прибытии отправились к преподобному Амвросию и сказали старцу, что привезли с собой «брата Ивана», называя юношу в шутку братом из-за его монашеских устремлений. Великий старец по своему обыкновению шутливо и прозорливо ответил: «Этот брат Иван пригодится и нам и вам», – как бы видя перед собой будущего Оптинского старца и ту пользу, которую он принесёт в будущем и самой Оптиной, и женским монастырям. После скорбной жизни в миру Иван воспринял тишину и покой святой обители как бесценный Божий дар. Новоприбывших трудников по Оптинским обычаям для смирения отправляли на нелёгкое и хлопотливое послушание в трапезную. Так «брат Иван» стал помощником повара, и трудности этого занятия были ему совсем не в тягость: в нём сразу обнаружились добрые качества его чистой души, как будто изначально предназначенной Господом для монашеской жизни. Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве были хорошими задатками для настоящего инока. И эти качества не остались незамеченными: вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию, и в хибарке старца он прожил пятьдесят лет: тридцать лет рядом с преподобным Амвросием и двадцать после его смерти, когда отец Иосиф уже сам был старцем. Молодой послушник оказался в самом центре духовной жизни: к святому старцу приезжало огромное количество людей, искавших духовного совета и руководства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Optinski...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» протоиерей Владимир Башкиров Родители как воспитатели " decoding="" title="" > ( 6  голосов:  5.0 из  5) С давних пор люди подметили, что воспитание добрых нравов необходимо начинать в самом раннем возрасте. Интересно, что это подметила и народная мудрость: «Воспитывай дитя, пока лежит поперек лавки, иначе не успеешь». Для вас довольно будет и того, если вы позаботитесь воспитать детей своих в страхе Божием, внушить им православное понятие и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной Церкви. Преподобный Амвросий Оптинский Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное. Преподобный Макарий Оптинский Так учат древние мудрецы и житейский опыт: «Наставь юношу в начете пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» ( Притч. 22, 6 ); «Есть у тебя сыновья? Учи их и с юности нагибай шею шг» ( Сир. 7, 25 ). «Один пустынник, великий по святости жизни и знанию человеческой души, повелел однажды своему ученику: “Вырви это дерево из земли!”, и при этом указал ему на молодое, пустившее уже, однако, глубокие корни пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя повеление старца, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть его. “Отче, — сказал он своему авве, — ты приказал мне сделать невозможное!” Тогда старец указал ему на другое, совсем еще молодое деревце, которое послушник вырвал с корнем без особенных усилий… Если эту притчу применить к воспитанию, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начали их воспитания с юных лет, так как чему детство обучено бывает, к чему привык человек с малых лет, того дряхлая старость не хочет оставить» (Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Поучение о том, что воспитание надо начинать с раннего возраста//Поучения, Екатеринбург, 1901. С. 1).

http://azbyka.ru/deti/roditeli-kak-vospi...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – август 2012 17 мин., 01.08.2012   1 страница обложки – Крымск. Церковь в городе милосердия. 2012 год ( фото Владимира Ештокина). См. рубрику «Крымск» (С.8 -19).   Пролог : (на заставке – фото Аллы Митрофановой)   Леонид Дербенев. «Жизнь чередой одинаковых лет…». Стихотворение//Фома. - – август 2012. – С.2. – (рубрика « Пролог »).   Содержание : С.3.   Письма : Письма … о тещах и свекровях . Подборка писем и цитат. Ил.: Ноеминь умоляет своих вдовых невесток Руфь и Орфу уйти от нее и вернуться в страну Моава. Уильям Блейк. 1795//Фома. - – август 2012. – С.4-6. – (рубрика « Письма »).   Книга Руфи 1-14, 16-17. Цитата: «И Орфа простилась со свекровью своею и возвратилась к народу своему, а Руфь осталась с нею…». – С.4;   День гнева: суббота / Дарья , Ногинск. – С.4;   Преподобный Иларион Оптинский (1805-1873). Цитата: «Мы молимся за обидящего, да и сердимся на него вместе, и оттого нет успеха…». – С.4;   « Своих зятьев не люблю заранее »/ Ольга . – С.4;   Паисий Святогорец (1924-1994). Цитата: «Чтобы в семье был мир и согласие, очень поможет вот что: муж должен любить свою жену больше, чем свою мать…». – С.4;   « Ты не продержишься долго в нашем доме »/ Вера , Украина. – С.5-6;   Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891). Цитаты: 1. «И горшок с горшком сталкивается, кольми паче людям, живущим вместе, невозможно пробыть без столкновений…». 2. «Мы обязаны всех любить, но чтоб нас любили, мы не смеем требовать». – С.6;   « Ирочка, спокойней надо быть …»/Ирина Шандрикова . – С.6;   Сила прощения / Елизавета , Чувашия. – С.6;   Евангелие от Матфея 5:44,46-48 . Цитата: «Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас…». – С.6.   Реклама : С.7,   Крымск: Колонка главного редактора: Владимир Легойда . После Крымска . Фото Владимира Ештокина//Фома. - – август 2012. – С.8-9. – (рубрика « Крымск. Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-112-...

Сегодня мы опять – у ног Оптинских старцев. У их благоухающих рак с мощами! В их благодатном доме – Оптиной Пустыни. Сегодня так же, как и сто, и двести лет назад сюда приходили богомольцы. Мы приходим, отряхивая пыль дороги, отряхивая пыль греха, омываясь водой покаяния и молитвы! За это время изменились внешние формы: раньше приезжали сюда на бричках и дилижансах, а сегодня – на электричках, автобусах, «мерседесах» и BMW. Прежде надевали фрак или кафтан, сегодня – джинсы и современную стильную одежду. Когда-то письмо старцу шло месяц, перевозимое на лошадях или с почтовыми голубями! Сегодня с помощью мобильного телефона через секунду мы слышим знакомый голос в трубке! Изменилось очень многое! Прогресс технический, как некая неумолимая фантастическая машина, движется вперед! Не изменились только человеческие грехи, страсти и пороки. Да! Они стали изощреннее, коварнее, тоньше... Но суть их осталась та же! Купец XIX века, приезжавший к старцам Амвросию или Иосифу, каялся в жадности, гневливости, осуждении, злопамятности... Сегодняшний состоявшийся предприниматель, бизнесмен страдает тем же и кается в тех же грехах! Молодой красивый офицер Царской Армии рассказывал старцам, что никак не может избавиться от блудной страсти и винопития... Современный молодой человек из Москвы или Брянска ищет выход из той же губительной болезни, только еще наркотики прибавились. Федор Достоевский, теряя упование на Бога, приезжал в Оптину после смерти трехлетнего сына за утешением. Сегодня тысячи людей ищут утешения, припадая молитвенно к старческим мощам. Раньше крестьянка жаловалась, что у нее дохнут индюшки. Сегодня все мы обращаемся к Оптинским старцам с множеством наших проблем и искушений, мелких и крупных, простых и очень тяжелых и запутанных! У каждого из нас – свои «индюшки», свои тупики, свои вопросы к Оптинским старцам! Золотой век Оптиной Пустыни, благословенное Старческое столетие – это время с 20-х годов XIX века, когда Промыслом Божиим по благословению святителя Филарета Киевского был основан Иоанно-Предтеченский Скит, и в нем поселились первые старцы – преподобные Моисей и Антоний Путиловы, и до 20-х годов безбожного русского лихолетья, когда старца Нектария увезли в Холмищенскую ссылку, отца Никона сослали в далекую Пинегу, а отца Исаакия расстреляли под Тулой... Как же так получилось, что маленькая обитель, затерявшаяся в Калужских просторах, вмещала в себя целую Вселенную человеческой боли? В чем загадка того, что в то время, когда многие представители русской интеллигенции отошли от Церкви, увлеклись гуманизмом и забыли дорожку в храм, сюда не оскудевал поток образованных людей, ищущих Смысл Жизни? Почему люди порою до недели ждали у старческого порога, чтобы услышать из святых уст несколько лаконичных простых слов?

http://pravoslavie.ru/114286.html

Среди подготовленных комиссиями Межсоборного Присутствия документов есть текст «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века». Хотелось бы высказать несколько замечаний о нем. В пункте 3 говорится: «Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею». Неясно, что имеется в виду под теми молитвами, в которых «разрешается поминать своих родственников, умерших вне общения с Церковью». Если речь идет о частных молитвах, то они дозволены всем православным христианам, а не только «старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью». Речь, по-видимому, идет о церковном поминовении на проскомидии, поскольку дается ссылка на свт. Филарета Московского, который не только за старообрядцев, но и за инославных «дозволял о них молитву, не открытую в Церкви, с которою они открыто не соединялись в жизни, а поминовение на проскомидии и панихиды в доме» . Однако, во-первых, святитель писал это не о всех умерших, а о тех, кто «имел уважение и веру к Православной Церкви» , что вряд ли возможно автоматически отнести ко всем, умершим в старообрядчестве, а во-вторых, мнение свт. Филарета осталось его личным мнением и никогда не было утверждено как общецерковное. Приведем высказывания об этом вопросе других святых той же эпохи. Прп. Амвросий Оптинский пишет: «Во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались об упокоении души усопших только православных христиан» и относительно умерших вне ее замечает, что «Церковь уже не может их поминать, так как они не имели общения с ней при своей жизни» . Преподобный Макарий Оптинский также пишет: «лютеран и католиков, умерших в своей вере, нельзя поминать на проскомидии: раз они не имели в живых сообщения с Церковью нашей, то как же по смерти мы посмеем их присоединять к Церкви?» . Поскольку причиной невозможности поминовения указано отсутствие общения с Православной Церковью, это же следует отнести не только к инославным, но и ко всем, не имевшим общения при жизни с Церковью, включая раскольников, которые, в отличие от большинства инославных, не знавших о Православии, о канонической Церкви знали, и сознательно противопоставляли себя ей.

http://pravoslavie.ru/66486.html

15.12.2014. Прямой эфир радио «Радонеж». На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Мельхиседек (Артюхин). 28.01.2015 14:59:25 Кульков Сергей Андреевич            На вопросы радиослушателей отвечает архимандрит Мельхиседек (Артюхин) - настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево (подворье Оптиной Пустыни) и строящегося храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево. Добрый вечер, дорогие братья и сестры! Сегодняшнюю беседу я хотел бы посвятить всем нам знакомой теме " Заповеди блаженства " , которые мы с Вами слышим каждый раз, когда бываем на Божественной литургии. Которые нам вроде бы понятны, но мы так ещё далеки от того, чтобы ввести их в нашу повседневную жизнь, чтобы это стало ее содержанием. Когда регент стоит в храме, он с помощью камертона может услышать и определить тональность хора, повысил он ее или понизил, дает ему возможность понять, держит он ноту или нет. И вот этот внутренний  настрой на духовную жизнь, как камертон, помогает нам сравнивать наш образ жизни с евангельскими заповедями. Мы помним, что  Священное писание гласит: " Ходил  Енох перед Богом и живым взят на небо " . И в светской жизни есть такая пословица: " Все мы под Богом ходим " . Мы, христиане, вкладываем глубокий смысл в эту пословицу. Это значит, что мы находимся под оком Любящего, Всевидящего, Справедливого, Доброго и Милосердного Бога. Старец Амвросий Оптинский учил, чтобы человек имел трезвение, чтобы он помнил заповеди и помнил над собой Живого Бога. Старец Амвросий говорил: " Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог! " . А именно Бог нам даёт ориентир в жизни. Он хочет, чтобы мы были не просто хорошими людьми, не просто хорошими прихожанами, Он хочет, ни много ни мало, чтобы мы были святыми, Он хочет, чтобы мы были Его детьми максимально, насколько это возможно: «Будьте святы, как свят Господь Бог! Будьте милосердны, как милосерд Отец Ваш Небесный». Поэтому заповеди блаженства как раз об этом: о максимальном Богоподобии, о такой жизни христианина,  чтобы она полностью соответствовала образу нашего Господа.

http://radonezh.ru/text/15-12-2014-pryam...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Писатель «амвросиева духа» Владимир Крупин в Оптиной пустыни Владимир Крупин   Мария Мономенова   13:18 28.11.2023 681 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлено автором 26 ноября в день празднования памяти святителя и вселенского учителя Церкви Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, богохранимую Оптину пустынь посетил один из блистательнейших мастеров русского художественного Слова — легендарный Владимир Николаевич Крупин. Милостью Божией Владимир Николаевич давний оптинский паломник. Давний и верный! Впервые писатель побывал в монастыре в далёком 1988 году с группой литераторов, когда обитель только начала восстанавливаться после времен запустения. А в 1989 году Крупин был одним из тех, кто подписал обращение в обком партии против вырубки реликтового леса вокруг обители. В 2013 году писатель принял участие в 14 съезде Союза писателей России, который проходил в Калуге, и также посетил Оптину пустынь, а после уже приезжал в монастырь много-много раз, как на дорогую сердцу духовную Родину.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/28/pi...

     Священная история, раскрываемая в Библии, имеет словно бы двойной смысл. С одной стороны, это реальные факты, произошедшие в прошлом, с другой – их можно транспонировать на внутренний мир человека, на его сокровенную духовную жизнь. Гениально сочетал духовные микрокосм и макрокосм Священного Писания преподобный Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне. Тот же самый гений обнаруживается и у святого пророка и царя Давида, когда события из его личной жизни и истории Израильского царства выходят за пространственно-временные рамки и становятся событиями духовного вселенского и в то же время сокровенно-внутреннего масштаба жизни человеческой души, ее взаимоотношений с Богом. Именно потому еще псалмы имеют для нас такое ценное значение. Для сотен поколений православных христиан псалмы становились надежным оружием в духовной брани с диаволом и словесным путем ко спасению. Вышеозначенные псалмы с Божьей помощью соединил в одно молитвенное правило преподобный Амвросий Оптинский, назвав его «Правило, читаемое во время скорби». Об этом он писал одному своему духовному чаду в письме: «Надейся на милость и помощь Божию и веруй, что силен Господь избавить тебя от всех козней человеческих и вражеских. Сказано в псалмах: “Господь разоряет советы языков и отметает мысли людей; совет же Господень пребывает во век”. Выписываю тебе псалмы, которыми молился святой Давид, когда был в гонении от врагов: 3-й, 53-й, 58-й, 142-й. Выбери из этих псалмов приличные для тебя слова и почасту прочитывай их, обращаясь к Богу с верою и смирением. А когда будет бороть тебя уныние или томить душу безотчетная скорбь – прочитывай 101-й псалом». Итак, почему же именно эти псалмы преподобный Амвросий выбрал для молитвы, читаемой во время скорби? 3-й псалом Третий псалом был написан Давидом, когда на него восстал его сын Авессалом. Все исторические реалии предвещали ему победу. Так, народ в большинстве своем был за Авессалома. Царя Давида поддержала всего горстка людей, даже ближайший советник Давида Ахитофел оказался на стороне Авессалома. Давид был принужден бежать, преследуемый, как затравленная лань, войском сына. Все это позволило резонно заметить профессору Александру Лопухину в книге «Толковая Библия»: «Точно указать, в какой момент был написан этот псалом нельзя, но можно думать, что уже после бегства его из Иерусалима, когда с Давидом была только небольшая группа преданных ему лиц, на стороне же врагов была громадная масса, энергично преследовавшая Давида, так что, по-видимому, нельзя было ожидать спасения для него (Пс. 3:3), и он сам опасался за свою жизнь (Пс. 3:6)».

http://pravoslavie.ru/107121.html

  разделы   рассылка  распечатать Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Казанской пустыни в Шамордино и возглавил хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) во епископа Егорьевского 24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Казанскую Амвросиевскую ставропигиальную женскую пустынь в Шамордино. В этом году в обители, основанной в 1884 году преподобным Амвросием, старцем Оптинским, отмечается 25-летие восстановления монашеской жизни. Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил служение Божественной литургии в главном храме Казанской Амвросиевской пустыни – соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря, во епископа Егорьевского, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви; митрополит Саратовский и Вольский Лонгин; архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Козельский и Людиновский Никита; архимандрит Антоний (Севрюк), избранный во епископа Богородского; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; схиархимандрит Илий (Ноздрин); духовенство Казанской Амвросиевской пустыни, насельники Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь и Сретенского монастыря в священном сане, клирики ряда епархий Русской Православной Церкви. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д. Артамонов, председатель Законодательного собрания Калужской области Н.В. Любимов, глава администрации муниципального района " Козельский район " Е.В. Слабова.

http://religare.ru/2_107702.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010