«На земле нужно жить только для неба». Вступительная статья В. В. Кашириной Эти слова архимандрит Григорий (Борисоглебский) написал в первом жизнеописании преп. Оптинского старца Амвросия 1 . Эти же слова были жизненным принципом и самого о. Григория, который прожил короткую, но чрезвычайно насыщенную жизнь. Несмотря на свою раннюю кончину, о. Григорий оставил о себе тёплые воспоминания как о ярком проповеднике, добром и чутком наставнике, а также как о подающем большие надежды исследователе и богослове. Эпоха, в которую довелось пройти свой краткий жизненный путь о. Григорию, явилась преддверием бурных революционных потрясений, охвативших Россию в начале ХХ-го века. Детство и ранняя юность будущего богослова пришлись на время торжества «духовных предтечи грядущих разрушителей России – разночинцев-народников и нигилистов, возмущавших народ «призывами к топору». Как известно, участниками и вдохновителями этой смуты, страшной кульминацией которой явилось убийство императора Александра II, в основном были выходцы из духовного сословия, отвергшие традиции, миропонимание и даже самую основу, цель и сущность бытия своих предков – православную веру. Но на рубеже веков последствия тяжкого кризиса, пережитого духовным сословием, были во многом преодолены. В стенах Московской духовной академии, по праву ставшей флагманом российского духовного просвещения, воссияла целая плеяда выдающихся профессоров, учёных и педагогов. Ф. А. Голубинский, А. В. Горский, П. С. Казанский – эти имена и поныне составляют гордость и славу своей alma mater. Имя о. Григория (Борисоглебского) 2 не затерялось среди знаменитых коллег. Несомненно, лишь ранняя кончина прервала стремительное восхождение этой одарённой, незаурядной личности, на редкость цельной, светлой и притягательной, воплотившей в себе лучшие качества русского священника – педагога и просветителя. В 1893 году архимандрит Григорий был назначен настоятелем посольской церкви в Константинополе. Направляясь к месту назначения, он выехал из Московской духовной академии в Москву и там неожиданно скончался 18 ноября того же года. Ему было только двадцать шесть с половиной лет. Узнав об этом, святитель Феофан Затворник в письме, написанном за неделю до своей кончины, заметил: «о. архимандрит Григорий, инспектор Московской академии, сгорел. Его назначили в Константинополь. Поехал, доехал до Москвы и скончался» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Переписка с мирскими лицами Письма мирянам великого старца Амвросия Оптинского. «»Оптинский старец Амвросий, по всеобщему и единодушному признанию, был одним из глубочайших знатоков сокровеннейших движений души человеческой, опытнейшим распутывателем духовных недоумений, мудрейшим и любвеобильнейшим наставником», — писал о нем протоирей Сергий Четвериков. Живое слово старца Амвросия, его советы и наставления дошли до нас в письмах к многочисленным духовным чадам. Примерно с 1848 года старец Макарий стал направлять и насельников монастыря, и паломников под духовное водительство иеромонаха Амвросия. С этих пор и началась переписка, не прекращавшаяся уже все его жизнь.» — аннотация издателей. Преподобный Амвросий Оптинский Переписка с мирскими лицами 1. О том, сколь много мы заботимся о теле, и сколь мало о душе В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк.8: 36). Вот как драгоценна душа человеческая! Она дороже всего мира, со всеми его сокровищами и благами. Но страшно подумать, как мало понимаем мы достоинство бессмертной души своей. На тело, это жилище червей, этот повапленный (подкрашенный) гроб, обращаются все наши мысли, от утра до вечера, а на бессмертную душу, на драгоценнейшее и любимейшее творение Божие, на образ Его славы и величия, едва обращается одна мысль во всю неделю. Служению тела посвящаются самые цветущие годы нашей жизни, а вечному спасению души — только последние минуты дряхлой старости. Тело ежедневно упивается, как на пиру богача, полными чашами и роскошными блюдами; а душа едва собирает крохи Божественного слова на пороге дома Божия. Ничтожное тело омывают, одевают, чистят, украшают всеми сокровищами природы и искусства; а дорогая душа, невеста Иисуса Христа, наследница неба, бродит шагом изнуренным, облеченная в одежду убогого странника, не имея милостыни. Тело не терпит ни одного пятна на лице, никакой нечистоты на руках, никакой заплаты на одежде; а душа, от главы до ног покрытая сквернами, только и делает, что переходит из одной греховной тины в другую, и своей ежегодной, но часто лицемерной исповедью только умножает заплаты на одежде своей, а не обновляет ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Преподобный Амвросий Оптинский: от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их 23 октября, 2007. Редакция " Правмира " Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет. 98. Нигде Господь не хочет неволею понуждать человека, а везде представляет благому нашему произволению, и чрез собственное произволение люди бывают или добры, или злы. Поэтому напрасно будем обвинять, что будто бы живущие с нами и окружающие нас мешают и препятствуют нашему спасению или совершенству духовному. 99. …От людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их. 100. Ты жалуешься на несправедливости людей… по отношению к тебе. Но если ты добиваешься того, чтобы царствовать со Христом Господом, то посмотри на Него, как он поступал с окружающими Его врагами… требовавшими Его смерти. Кажется, Он никому не жаловался, что враги Его несправедливо поступают с Ним, а во всех ужасных скорбях, наносимых Ему врагами Его, Он видел единственно волю Отца Своего Небесного… 101. Ты скорбишь, что… все тебя стараются унизить. Если стараются унизить, значит хотят смирить тебя; а ты и сама просишь у Бога смирения. Зачем же после этого скорбеть на людей? 102. Наставление и назидание для собственной жизни должно брать более с примера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в которых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому под благовидным предлогом не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. 103. Силен Господь покрыть и защитить понуждающихся жить по заповедям Его святым, точию о взаимном мире да не не радим. И плод правды сеется в мире, и отрада в жизни обретается взаимным миром, и всякий благой успех достигается миром по Боге. 104. Видя несправедливое действие (кого-либо), вместо того чтобы раздражаться от негодования, должно употреблять мудрость, чтобы достигать цели, не во всем, а хотя в главном или в чем возможно. 105. Доносы должно принимать средним образом — вполне не доверять и совсем не отвергать, а ожидать, как дело покажет.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-amvrosij-o...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Владыка оптинского духа Оптинские связи епископа Михея (Алексеева) (1851–1931) Каждую неделю причащался Святых Христовых Тайн в Андреевском соборе Кронштадта командир 7го флотского экипажа капитан 1го ранга Михаил Федорович Алексеев, морской офицер из дворян. Он в течение почти двадцати лет, с 1872 года, был духовным чадом протоиерея Иоанна Ильича Кронштадтского и считался своим человеком в соборе – батюшка разрешал ему прислуживать в алтаре. И вот Великим постом 1890 года, ненастным мартовским днем пришел он к отцу Иоанну с горестным известием о скоропостижной кончине своей молодой супруги. Сразу же после похорон потрясенный горем капитан по благословению своего духовного отца подал рапорт об отставке и вскоре получил ее. Судьба его резко изменилась, на взгляд посторонних людей – неожиданно и лишь по поводу постигшего его горя, а на самом деле закономерно: отец Иоанн, зная его благочестивое устроение и превышающую всякие земные привязанности любовь к Богу, благословил его вступить на путь монашества, идти послушником в Иоанно-Предтеченский Скит Оптиной пустыни под руководство великого старца Амвросия. Михаил Федорович увидел в этом волю Божью, оставил все и 30 марта уже был в обители, о которой он знал и раньше и всегда считал, что этот монастырь «самой строгой жизни». Старец Амвросий с любовью принял его под свое крыло. «Я здесь укрепился, – писал впоследствии владыка, – оставил земную суету и, вдумываясь в свои дела, исправлял свои недостатки под руководством старцев. Там я думал остаться навсегда». Два с половиной года пробыл Михаил Федорович в Скиту. Осенью того же, 1890 года, 13 октября, старец Амвросий послал двух скитян в Петербург – монаха, заведовавшего рыбной ловлей на реке Жиздре, и с ним послушника Михаила, как знакомого и с городом, и с обычаями в свете и при Дворе. Дело это происходило следующим образом. «В предшествовавшее этой осени лето, – писал архимандрит Агапит (Беловидов) в своем Жизнеописании старца Амвросия, – на Оптинской монастырской даче такой был удачный лов стерлядей в реке Жиздре, какого никто из старожилов не помнил.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Разделы портала «Азбука веры» НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Блажен муж: 1й антифон. На «Господи воззвах:» стихиры на 8, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Церковнославянский Русский Днесь светло торжествует/Введенская пустынь,/прославляющи своего великаго молитвенника,/преподобнаго старца Оптинскаго,/Амвросия чудотворца,/иже зде подвизася ревностно/и, возшед на лествицу духовную,/просиял есть, яко светильник огнезрачный,/по всей земли Российстей. В сей день светло торжествует/Введенская пустынь,/прославляя своего великого молитвенника,/преподобного старца Оптинского,/Амвросия чудотворца,/который здесь подвизался ревностно/и, взойдя на лестницу духовную,/просиял как светильник огнесветлый/по всей земле Российской. Приидите, вернии людие,/воздадим достойное поклонение/ныне прославленному старцу Божию/и согласно воспоим ему:/преподобне отче наш Амвросие,/молитвенниче наш пред Престолом Царя Небеснаго,/не забуди нас, убогих чад твоих,/чающих твоея помощи,/и избави нас от всякия нужды и печали. Придите, верные люди,/воздадим достойное поклонение/ныне прославленному старцу Божию/и согласно воспоем ему:/преподобный отче наш Амвросий,/молитвенник наш пред престолом Царя Небесного,/не забудь нас, убогих чад твоих,/ожидающих твоей помощи,/и избавь нас от всякой нужды и печали. Что тя наречем, преподобне Амвросие?/В подвизех бо возшел еси/на гору святости и совершенства,/яко земный Ангел и человек Небесный/ныне же радуешися и веселишися в чертозех Царя царствующих,/и тамо зриши славу и доброту неизреченную,/и с горними Силами непрестанно/воспеваеши Трисвятую песнь/Богу, в Троице славимому. Как тебя наречем, преподобный Амвросий?/Ибо ты в подвигах взошел/на гору святости и совершенства,/как земной ангел и человек небесный;/ныне же радуешься и веселишься в чертогах Царя царствующих,/и там созерцаешь славу и красоту неизреченную,/и с вышними Силами непрестанно/воспеваешь трисвятую песнь/Богу, в Троице славимому. Празднующе память богоноснаго Амвросия,/великаго старца Оптинскаго,/всероссийскаго наставника благочестия,/воспойте, людие, песнь новую:/блажен еси, преподобне отче наш,/сотворивый вся, заповеданная Христом,/ныне бо ты, прославляем в совете святых,/созерцаеши славу Вседержителя Бога,/прославляющаго прославльших Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/prepodobn...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2023 28 мин., 31.10.2023 Содержание номера – «Фома». Православный журнал для сомневающихся. - – 2023.  FOMA.RU Обложка : На коричневом фоне изображены красно-желтые бабочки в виде кленовых листьев. В середине обложки — белая надпись: НАС ОСЕНИЛО КРАСОТОЙ. Причем в слове «ОСЕНИЛО» выделено «ОСЕНИ». Рисунок Анны Тененбаум. Пролог : Марина Бирюкова . Бабочка. Стихотворение. Фото Dmitriy Belenovsky/Unsplash//Фома. - – октябрь 2023. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2023. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы. [В 910 году Богородица явилась юродивому Андрею, который молился с другими горожанами во Влахернском храме в осажденном врагами Константинополе. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми. Чудо стало для всех последующих поколений христиан знаком Ее заступничества и утешения. Одно лишь воспоминание об этом чудесном Ее Покрове, спасающем отчаявшихся, может дать силы на обращение к Богородице и ко Христу. А это уже первый шаг к спасению, к свету и надежде на милость Божию]. Ил.: Покров Богородицы. Иконопись. - С.4; 30 октября. День поминовения всех православных христиан, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении. [Принимая в 2021 году решение об установлении ежегодного дня заупокойных богослужений о безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении, члены Священного Синода подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории»]. Фото Владимира Ештокина. - С.4;     23 октября. День памяти прп. Амвросия Оптинского. [«Нет выше добродетели, как любовь; и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажной, а по духовному значению уподобляется убийству» (см. 1 Ин 3:15). Преподобный Амвросий Оптинский ]. Ил.: Преподобный Амвросий Оптинский. Фото. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-246...

Священник Виктор Крючков: «Жизнь дана человеку затем, чтобы добро от него шло к другим» Такая служба. Зараменье. Храм Амвросия Оптинского (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. Мы приехали к священнику Виктору Крючкову в деревню Зараменье. Это 160 километров на север от Твери по не очень хорошим асфальтовым и весьма плохим грунтовым дорогам. Отец Виктор жил в Москве, а здесь поселился в 1991 году. Сейчас ему 83 года. Он служит в храме в честь преподобного Амвросия Оптинского, который нарисовал и построил сам с помощью многих любящих и уважающих его людей. Местность в долине рек Медведицы и Мологи, развитая и богатая до революции, называлась «Тверской Карелией». Сюда в начале XVII века бежали с Ладоги от шведской экспансии православные финноязычные карелы. В составе Российской империи Тверская Карелия переживала беспрецедентный экономический подъем. Свободные плодородные земли не были исчерпаны даже к началу XX века. Революция, гражданская война, особенно коллективизация и раскулачивание, практически дотла уничтожили прежде цветущий край. Отец Виктор Крючков уже и сам стал неотъемлемой частью местной жизни в Зараменье. За плечами у батюшки успешная московская жизнь, учеба у Георгия Данелии, съемка четырех своих фильмов, игра в двух десятках других. Картины и выставки. Еще отец Виктор очень любит петь, знает множество народных песен. Мы разговаривали с отцом Виктором на «ты», поскольку он очень не любит обращение на «вы», говорит, что на «вы» наши предки только врагов называли. – Батюшка, расскажи, как ты стал священником? – Это рассказать невозможно. Я не могу ответить на этот вопрос. Так случилось. Когда еще у Георгия Данелии учился, появилось какое-то нетерпение. Что-то, мне показалось, не так. И в кино что-то не ладилось. Я ушел, вот и все. Получилось то, что получилось. – А в чем для тебя заключается служение людям? Людей надо не учить, а предупреждать: что это нехорошо, что от этого больно, от этого произойдет болезнь – Угадать, что им нужно. И то, что жизнь дана человеку затем, чтобы добро от него шло к другим. Чтобы человек не был злопыхателем. Чтобы человек знал, что вредно другим. Предупреждать надо. Не учить, а предупреждать: что это нехорошо, что от этого больно, от этого произойдет болезнь. Нормальные вещи должны быть.

http://pravoslavie.ru/146612.html

Сергей Фудель: На крючке страдания Две фигуры в черных гимнастерках обступили его и повели на вокзал 7 марта, 2017 Две фигуры в черных гимнастерках обступили его и повели на вокзал Он родился в последний день XIX века в семье священника Иосифа Фуделя. Его ждала долгая и трудная жизнь. Он говорил, что «только на крючке страдания выуживается любовь». Сегодня сорок лет со дня смерти православного богослова, философа, литературоведа Сергея Фуделя. Лето. Бездонное голубое небо, воздух, пропитанный зноем, и земля, пышущая жизнью. Острое ощущение полноты существования и ожидание чего-то большого и важного. В удобной пролетке, мерно бегущей среди широких калужских полей, пятилетний мальчик беззаботно сидит у ног отца. Далекое будущее еще даже не предвидится, а прошлое полно любви и счастья. Конечный пункт поездки – Оптина пустынь – уже совсем рядом. А там – покой и благолепие, чистые монастырские кельи и полные радости глаза оптинского старца Иосифа (Литовкина), преемника Амвросия Оптинского. Крестный ход вокруг монастыря и чувство нескончаемого праздника… Сергей Фудель много позднее отметил: «Есть особое чувство детского благополучия, когда “все хорошо” и “папа с мамой рядом”. Вот это чувство живет у меня от того крестного хода среди полей под широкий монастырский благовест». Думается, этот мерный монастырский благовест, наполняющий душу чувством покоя и защищенности, не раз вспоминался Сергею в самые тяжелые дни. Он родился в последний день XIX века в семье священника Иосифа Фуделя. Его ждала долгая и трудная жизнь. Храм в тюрьме «Священник Фудель, – писал об отце Иосифе архиепископ Тверской Савва, – интереснейший человек, внук немца заграничного, женившегося на русской, и сын отца, православного по матери, но плохо говорившего по-русски. Окончил он курс в Московском университете по юридическому факультету, прослужил три-четыре года в Московском окружном суде, женился, съездил в Оптину пустынь два лета кряду и с благословения почившего старца Амвросия бросил службу, полгода учился церковным наукам в Вильне под руководством почившего архиепископа Алексия и рукоположен им священником в Белосток… Это мастер служения и замечательный Господь наградил его не только дарами пастырского служения, но и «чувством литературы»: он писал «стихотворения в прозе», «активно сотрудничал в газетах и журналах, выступая по теме религиозно-культурного развития личности и общества: (…) принял участие в 18 периодических изданиях, опубликовал около 250 статей и брошюр».

http://pravmir.ru/sergey-fudel-na-kryuch...

V. Старческое служение иеросхимонаха Амвросия (1860–1891) Честно и вельми благолепно погребли тело усопшего старца о. Макария. На погребение съехалось много народу – почитателей старца. Когда переносили тело его из скита в монастырь, то тогдашний о. архимандрит Моисей , взирая на погребальное шествие, сопровождаемое более чем 1500 человек, сказал окружавшим: «Это что-то необычайное! 80 лет живу на свете, а не видал таких светлых похорон. Это более походит на перенесение мощей, чем на погребение» 162 . Да, светлые были похороны просиявшему чистотой и благочестием мужу. Но темно от печали было на душах у тех, кому было дорого оптинское старчество. Когда умирал о. Леонид, то все знали, что старчество не умерло, что старец ещё при жизни указал себе преемника. Не то было теперь. Тогдашний митрополит Московский Филарет, узнав о кончине о. Макария, писал наместнику Троице Сергиевой Лавры, о. архимандриту Антонию 163 : «Оптинские лишились о. Макария. Думаю, остались от него добрые духовные наследники; но найдётся ли, кто мог бы поддержать их в единстве духа и возглавить?» 164 . Действительно, заместителя старца надо было ещё искать, ибо о. Макарий, умирая, преемником себе никого определённо не указал. Впрочем, эти искания были нетрудны, печаль была непродолжительна. Ближайшим учеником о. Макария, помогавшим ему в его трудах по старчеству, был о. Амвросий, которому тогда было уже 48 лет. Глубокая начитанность в святоотеческих творениях и Слове Божием, строгая подвижническая жизнь, всем хорошо по опыту известная искренняя самоотверженная любовь к каждому ближнему, приветливость и ласковость в обращении, все эти благопотребные в старце качества в изобилии украшали о. Амвросия, и в то тяжёлое для обители время все были того мнения, что наследником старческих преданий, несомненно, должен быть батюшка о. Амвросий. И на этот раз глас народа был явно для всех гласом Самого Бога. В том же 1860 году о. Амвросий без всяких искательств со своей стороны, без всякой борьбы за свои права на старчество, а, напротив, при всяческом отклонении от себя высокого звания стал старцем Оптинской обители, наследником и преемником служений о. Леонида и о. Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 17. Толстой, Достоевский и Леонтьев в Оптиной. Некрополь 1880-х годов Об отношениях старца Амвросия и Л.Н. Толстого написано много. Писатель-ересиарх, в котором старец особенно отметил одну черту, но важнейшую – гордость, словно гонимый остатками задавленной в его душе совести, не раз появлялся в скиту, но не получил здесь для себя никакой пользы. В первый раз он был у отца Амвросия в 1877 году вместе с критиком и философом Н.Н. Страховым. Как он сказал тогда Страхову, «там я монахам расскажу все причины, по которым не могу верить»... После посещения ими старца Страхов писал Толстому в Ясную Поляну: «Меня отец Амвросий назвал молчуном, и вообще считают, что я закоснел в неверии, а вы гораздо ближе меня к вере» 292 . Действительно, Страхов был в более тяжелом духовном состоянии, чем Толстой, и Оптина его не интересовала: он был просто попутчиком любимого им писателя, произведения которого хвалил и разбирал в своих статьях в толстых журналах. Тогда около двух лет Толстой делал попытки заставить себя верить в Бога, ходил в храм, соблюдал посты. В 1879 году наступил перелом – он погрузился в критику Церкви и начал сочинять свою веру, которую потом назвали «толстовством». В июне 1881 года он пришел в Оптину пешком в сопровождении яснополянского учителя Д.Ф. Виноградова и слуги. «Отрадные впечатления на этот раз были вызваны путешествием, дорогой, а не монастырем, – пишет литературовед В. Котельников. – Совсем иными глазами смотрит теперь Толстой на пустынь, на старца: его раздражает “болезненная” вера “бедного” отца Амвросия; и в старце, и в других монахах он находит суетность, грубость, он обвиняет отца Ювеналия (Половцева) и старца в непонимании Священного Писания. И все же в заключение этого посещения он сказал услышанные несколькими лицами слова: “Этот отец Амвросий совсем святой человек”. Еще более непримиримо был настроен Толстой в свой приезд в феврале 1890 года. Не столько пустынь, сколько старые монахи и сам отец Амвросий вызывали беспощадное его осуждение» 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010