О.Л. Фетисенко Неизвестный отзыв преподобного Амвросия Оптинского и иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове Источник Когда говорят о теме «Оптина пустынь и славянофилы», главным образом подразумевают преп. Макария Оптинского (1788–1860) и семью Киреевских – яркий пример синергии церковной и светской культуры. Пожалуй, кроме И. В. и П. В. Киреевских, из старших славянофилов никто в Оптиной «замечен не был». Гораздо теснее связь их с Троице-Сергиевой лаврой и Московской Духовной академией 1 . В истории изучения «оптинской» (и шире – церковной) темы заметна следующая тенденция: взгляд светских исследователей направлен преимущественно на выявление и характеристику творческих и биографических связей писателей с монастырем и старцами, церковные же писатели и агиографы используют литературные сюжеты в «апологетико-катехизических» целях, для того чтобы показать: глубокая религиозность не мешает литературному творчеству. В обоих случаях центр тяжести оказывается смещенным в сторону великих посетителей 2 , а не обитателей монастыря. Так, долгое время больше писали о том, что Достоевский думал о русских монастырях вообще и об Оптиной пустыни в частности, нежели о том, как воспринимали в Оптиной его самого и его произведения 3 . Между тем для исследования важен взгляд «из-за церковных стен» – отзывы старцев о писателях и философах, их отклики на светские публикации по церковным вопросам. Интересны фрагменты такого рода в письмах старцев или их высказывания, сохраненные мемуаристами, но еще значительнее заметки или письма аналитического характера. Один из документов подобного рода сохранился в фонде К. Н. Леонтьева в отделе рукописей Государственного литературного музея (Ф. 196. Оп. 1. Ед. хр. 337). Это записка оптинского иеромонаха Климента (Зедергольма) о Хомякове. На л. 1 есть помета Леонтьева, сделанная карандашом: «О Хомякове. Оптинское мнение о. Амвр и о. Климента». Леонтьев упомянул об этой рукописи в заметке, получившей заглавие «О богословствовании мирян» 4 . К тексту о. Климента исследователи не обращались. Между тем он важен, поскольку является фактически записью отзыва Оптинского старца о богословствовании Хомякова и о его роли в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

10.10 Преподобнаго Амвросия, старца оптинскаго НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Днесь светло торжествует/Введенская пустынь,/прославляющи своего великаго молитвенника,/преподобнаго старца оптинскаго,/Амвросия чудотворца,/иже зде подвизася ревностно/и, возшед на лествицу духовную,/просиял есть, яко светильник огнезрачный,//по всей земли Российстей. Приидите, вернии людие,/воздадим достойное поклонение/ныне прославленному старцу Божию/и согласно воспоим ему:/преподобне отче наш Амвросие,/молитвенниче наш пред Престолом Царя Небеснаго,/не забуди нас, убогих чад твоих,/чающих твоея помощи,/и избави нас от всякия нужды и печали. Что тя наречем, преподобне Амвросие?/В подвизех бо возшел еси/на гору святости и совершенства,/яко земный Ангел и человек Небесный/ныне же радуешися и веселишися в чертозех Царя царствующих,/и тамо зриши славу и доброту неизреченную,/и с горними Силами непрестанно/воспеваеши Трисвятую песнь//Богу, в Троице славимому. Празднующе память богоноснаго Амвросия,/великаго старца Оптинскаго,/всероссийскаго наставника благочестия,/воспойте, людие, песнь новую:/блажен еси, преподобне отче наш,/сотворивый вся, заповеданная Христом,/ныне бо ты, прославляемь в совете святых,/созерцаеши славу Вседержителя Бога,//прославляющаго прославльших Его. Ины стихиры, глас 2. Подобен: Егда от Древа: Преподобне отче Амвросие,/кто исповесть труды и болезни твоя,/яже понесл еси ради Царствия Небеснаго?/И был еси образ терпения и смирения,/кротости и воздержания,/целомудрия и послушания,/темиже обогатил еси душу твою/и стяжал еси дары Духа Всесвятаго,//Имже всяка душа живится. Благословлял еси Господа/на всякое время,/в радости и печали земнаго жития,/всегда хвала Его бысть во устех твоих,/да услышат кротцыи и немощствующии глас твой и возвеселятся,/взыскал бо еси Господа, и услыша тя,/и от всех скорбей твоих избави тя./Приступим и мы, братие, к Богу и просветимся,//и лица наша не постыдятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Имя великого Богоносного старца Амвросия стоит в одном ряду среди наиболее любимых и почитаемых народом святых: Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадского... Свеча его святости своим ярким пламенем освещала не только всю православную Россию, но ее яркий свет вышел далеко за пределы пространства и времени. " Подвиг его любви к ближнему изумлял его современников и волнующе захватывал и восхищал души последующих поколений... Этот подвижник, живший в маленькой келье, сумел раздвинуть ее стены на необъятные пространства. Люди всех званий и положений, жители самых далеких губерний - все знали смиренного прозорливого оптинского старца... Имя старца Амвросия было известно далеко за пределами России. Знали его и Афон, и святой Иерусалим - весь православный Восток " , - эти проникновенные слова схиархимандрита Иоанна (Маслова) как нельзя лучше отображают величие жизненного подвига преп. Амвросия Оптинского. О преподобном написано множество книг - различными духовными лицами, духовными и светскими писателями, давними и новыми авторами. И все же книга схиархимандрита Иоанна - особенная. В чем же ее особенность? О великом духоносном старце XIX века пишет духоносный старец нашего времени, ученик великих Глинских старцев, который сам пришел в меру " мужа совершенна " и в полноте обладал благодатными дарами Святого Духа: духовного рассуждения, прозорливости, исцеления, благодатного утешения и самым главным - совершенством христианской любви, безстрастием и чистотой сердца. О благодатной силе его духовного рассуждения свидетельствует тот факт, что о. Иоанна еще молодым иноком благословили Глинские старцы писать ответы на письма, приходившие в их адрес. При чем великий старец Андроник, дерзновенный молитвенник за мир, перечитывая ответы будущего схимника, с восторгом восклицал: " Так и надо писать! " Так еще с юности на нем лежала печать особого духовного избранничества. И главная особенность этой книги состоит в том, что схиархимандрит Иоанн как никто иной сумел проникнуть в духовный мир преподобного Амвросия, раскрыть красоту и глубину его святой личности. Об этой книге можно сказать ее же словами, но уже применительно к самому о. Иоанну: его слово горит огнем неотразимого благодатного убеждения, оно согревает теплотой любви каждое сердце; будучи чуждым холодности и внешней вычурности, оно дышит красотой христианского смирения, несет всем мир и радость. Житие Преподобного Амвросия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/259/...

А. Храбров Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий Балабановский (в миру Василий Федорович Иванов) родился в 1879 году (по другим данным в 1882 году) в с. Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В детстве с родителями Василий посетил Оптину пустынь и по некоторым сведениям, получил благословение старца Амвросия. Он рано лишился отца. В 1897 году по совету матери поступил в Оптину пустынь, где провел послушником более семи лет. Обладая хорошими музыкальными способностями, нёс клиросное послушание. По просьбе настоятеля Пафнутьев-Боровского монастыря архимандрита Венедикта был переведен в Боровск, где был назначен регентом. Послушник не только руководил хором, но и давал уроки пения в школе при монастыре, учил пению псаломщиков приходов. 11 марта 1911 года на 28 году принял постриг (на два года ранее положенного по уставу срока в награду за примерное жительство и отличное выполнение послушания – регентства). В том же году был рукоположен в иеродьякона, еще через год – в иеромонаха. За усердное старание по руководству хором и обучению церковному пению отец Амвросий имел много благодарностей и наград. После закрытия в 1923 году монастыря служил священником в селе Иклинском. В 1930 году отец Амвросий был арестован, в тюрьмах, а затем в ссылке в Семипалатинске провел три года. В тюрьме священника подвергали пыткам: часами заставляли стоять в ледяной воде, требуя отречения от Бога. В 1933 году вернулся в Иклинское, где продолжил службу в местном храме. Зимой 1941 года, во время боев за освобождение с. Иклинское, церковь была разрушена, в ходе авианалёта от зажигательной бомбы сгорел дом священника. 1 марта 1942 года, после гибели храма в Иклинском, отец Амвросий был назначен в храм Преображения Господня с. Спас-Прогнань, где служил до последних дней жизни. Жил о. Амвросий сначала на квартире в деревне Киселевка, потом купил домик в деревне Софьинка. На кладбище у д. Софьинки похоронена мать о. Амвросия, умершая 14 апреля 1943 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Balab...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Советы супругам и родителям Выдержки из писем преподобного Антония Оптинского о семье. Антоний Оптинский затрагивал самые разные вопросы по этой теме: обязанности крестных родителей, скорбя матери о неверии сына, воспитание детей и даже выбор невесты. Преподобный Амвросий Оптинский СОВЕТЫ СУПРУГАМ И РОДИТЕЛЯМ   В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов. В 1846 году был рукоположен в иеромонаха, а через 14 лет — избран старцем монастыря. «Неся этот ответственный и тяжелый иноческий подвиг, — пишет богослов С. Н. Булгаков, — старец Амвросий был полон сокровищ великой мудрости и опытности, безграничной любви и милосердия. Толпы народа со всей России изо дня в день и с утра до вечера осаждали пустынную келью, ища благословения, помощи, утешения, совета в разрешении сомнений… Старец встречал и провожал их с отеческой лаской. Обладая даром прозорливости и исцеления, он многих отпускал с умиротворенной душой, с облегченным сердцем и с верой в лучшую жизнь… Стекавшиеся от почитателей значительные пожертвования он обыкновенно делил на три части, употребляя одну часть на нужды скита и на помин жертвователей, малую часть на лампадное масло и восковые свечи, самую же большую часть — на бедных»… При этом он будто бы говаривал, что сейчас много бедных, но придут времена, когда вся страна обнищает. В 1988 году Поместным Собором Русской Православной Церкви старец Амвросий Оптинский причислен к лику святых.   О СУПРУЖЕСТВЕ Счастье основано на страхе Божием Поздравляю тебя с новобрачными, а N — с новой супругой… Сердечно желаю им взаимного супружеского союза и мира, а тебе утешения их благопокорностью и достодолжной почтительностью и уважением, какое приличествует родителям от благоразумных и послушных детей. Все же трое всегда вы должны помнить и не забывать того, что тогда только жизнь ваша будет проходить мирно и благополучно, когда мы не будем забываться и забывать Бога, Создателя нашего и Искупителя и Подателя благ временных и вечных. Не забывать же Его — значит стараться жить по Его Божественным и животворным заповедям, и в нарушении их, по немощи нашей, искренне каяться и немедленно заботиться об исправлении своих ошибок и отступлений от заповедей Божиих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

О письмах преподобного Амвросия Оптинского В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. 18 февраля, 2009 В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. Со страниц писем преподобного старца иеросхимонаха Амвросия встает его образ, образ человека Божия, готового прийти на помощь любому во всяком его недоумении и вопросе. Здесь есть ответы родителям, как воспитывать детей, ответы детям, как себя вести по отношению к родителям, советы вопрошающим старца в духовной нужде и туге, советы, как распоряжаться своим материальным достоянием, и, конечно, более всего – указания людям, ищущим духовного пути, недоумевающим при возникших казалось бы неизбывных печалях. Простая бесхитростная речь старца как будто не обнаруживает в нем человека, обладающего изощренными познаниями. И только тогда, когда возникают серьезные недоумения по поводу догматов православной веры, во всем объеме обнаруживается глубокий духовный опыт преподобного Амвросия, его знание святоотеческой литературы, его беспреткновенное исповедание православных истин: святых догматов, учения о Святой Троице и проч. В письмах Преподобного не найдешь больших тонкостей слова или поражающих душу определений; все они – сама жизнь, такая, какая она есть, и решение судеб этой жизни при немеркнущем свете Слова Божия, глагола Христова. Таково его письмо к NN. «Милостивая государыня! – пишет старец. – Вы отнеслись письменно к моей худости, объясняя свое положение Не зная хорошо ваших обстоятельств и настроения душевного, буду отвечать вам, сколько могу понимать из письма вашего» [ 1]. Далее он приводит слова своей корреспондентки: «Вы пишете: “Тяжело я страдаю душевным и телесным расслаблением, которое меня отчуждает от всех радостей и связей мирских, и даже от дел долга.

http://pravmir.ru/o-pismax-prepodobnogo-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Житие преподобного Амвросия Оптинского Житие преподобного Амвросия Оптинского Содержание аудиокниги отличается от текстовой версии Жития Амвросия Оптинского День памяти: 23 октября Текст читает: Народный артист России Е.А.Киндинов Житие преподобного Амвросия Оптинского Александр Гренков, будущий отец Амвросий, родился 21 или 23 ноября 1812 года в духовной семье села Большие Липовицы Тамбовской епархии. Окончив духовное училище, он затем прошел успешно курс в духовной семинарии. Однако не пошел ни в Духовную академию, ни в священники. Некоторое время он был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр Михайлович был очень любим своими товарищами и сослуживцами. В последнем классе семинарии ему пришлось перенести опасную болезнь, и он дал обет постричься в монахи, если выздоровеет. По выздоровлении он не забыл своего обета, но несколько лет откладывал его исполнение, «жался», по его выражению. Однако совесть не давала ему покоя. И чем больше проходило времени, тем мучительнее становились укоры совести. Периоды беззаботного веселья и беспечности сменялись периодами острой тоски и грусти, усиленной молитвы и слез. Однажды, будучи уже в Липецке, гуляя в соседнем лесу, он, стоя на берегу ручья, явственно расслышал в его журчанье слова: «Хвалите Бога, любите Бога...» Дома, уединяясь от любопытных взоров, он пламенно молился Божией Матери просветить его ум и направить его волю. Вообще он не обладал настойчивою волею и уже в старости говорил своим духовным детям: «Вы должны слушаться меня с первого слова. Я – человек уступчивый. Если будете спорить со мною, я могу уступить вам, но это не будет вам на пользу». Изнемогая от своей нерешимости, Александр Михайлович отправился за советом к проживавшему в той местности известному подвижнику Илариону. «Иди в Оптину, – сказал ему старец, – и будешь опытен». Гренков послушался. Осенью 1839 года он прибыл в Оптину Пустынь, где был ласково принят старцем Львом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

3. Осанна Христу Удручённый ношей Крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя... (Ф. И. Тютчев) В начале своей предсмертной болезни о. Амвросий Оптинский велел одной монахине читать вслух книгу Иова. В этой книге говорится о многих невинных страданиях праведного Иова. 17 А ещё говорится в этой книге о том, что от смрада и ран больного Иова бежала даже его жена. Этим примером старец Амвросий предсказывал, что и от его тела по смерти будет исходить такой смрадный запах, что многие разбегутся. Действительно, вначале от тела почившего старца исходило мертвецкое зловоние. И о. Амвросий ещё при жизни говорил своему келейнику о. Иосифу: «За многие незаслуженные почести, которые мне воздают люди в жизни, по смерти от меня будет исходить зловоние». Но затем, на вторые сутки, от тела старца стало исходить такое благоухание, что люди никогда в жизни не знали подобных благовонных запахов. А ещё задолго перед смертью о. Амвросий заказал иконописцу написать икону Богоматери, которую назвал «Спорительница хлебов». Матерь Божия стоит на облаках и благословляет снопы на сжатом поле. Отец Амвросий установил день празднования этой иконы – 15 октября. Это потом был день его кончины... Она благословляет снопы на сжатом поле... Все праведники Божии – Оптинские старцы, Глинские старцы, Почаевские старцы, Троице-Сергиевы старцы, Киево-Печерские старцы, Печерские старцы – повторяют в своей жизни судьбу невинных страданий праведного Иова Многострадального. И когда колос их жизни становится зрелым, его пожинает невидимый Божественный серп. Снопы кладутся в скирды на сжатом поле... И Она их благословляет... А Небо за это поёт Богу «осанна». «...После сего я взглянул, – пишет св. апостол Иоанн Богослов, – и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён, и колен, и народов, и языков, стояло перед Престолом и перед Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих, и восклицали они громкими голосами, говоря: спасение (осанна) Богу нашему, сидящему на Престоле, и Агнцу...» ( Откр. 7, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

III. Жизнь А. М. Гренкова (о. Амвросия) в монастыре до пострижения в монашество (1839–1843) Когда в 1839 году прибыл в Оптину пустынь Александр Михайлович , то увидел здесь старчество в полном его расцвете. Главным старцем был о. Леонид, имевший тогда уже с лишним 70 лет. Отец Макарий был только как бы его ближайшим помощником. Вся братия, уже вполне успокоившаяся от волнений и сомнений, которыми раздиралась ранее по поводу старчества 114 , теперь положительно благоговели пред старцем. Внешние, мирские посетители стекались к старцу в несметном количестве из различных местностей; он всех принимал с любовью и отпускал с назиданием. Старца считали прямо за святого человека. Поднявшееся с самого начала 1839 года косвенное гонение на старца со стороны Тульского преосвященного Дамаскина 115 только ещё более, как будет видно ниже, способствовало его прославлению. Дело в том, что духовник Белёвского (Тульской губернии) женского монастыря, священник о. Г. 116 , начал усиленно распространять ложные слухи о том, что несколько монахинь и послушниц монастыря во главе с некоей старицей Анфией 117 , особенно часто посещавшие Оптинского старца о. Леонида, заразились от него новою ересью; распространял он страшные хулы и порицания и на самого старца. Молва об еретичестве о. Леонида и белёвских монахинь начала распространяться весьма быстро. Об этом узнал Тульский преосвященный Дамаскин и немедленно вызвал и о. Г. и Белёвскую игумению 118 к себе на допрос. Священник о. Г. не усумнился и пред Владыкой повторить своё показание. Старицу Анфию отдали на испытание и увещание игуменье Тульского Успенского монастыря, матери Клавдии 119 . Матерь Клавдия, наслышавшись о какой-то ереси и боясь, как бы самой не подпасть гневу Владыки, принялась за дело с полным усердием. Она начала сильно бранить старца и называть его масоном. На это Анфия заметила, что она не знает, что такое за слово масон. –А что, он давал вам читать свои книги? – спросила м. Клавдия. Да, – отвечала Анфия, – я и теперь читаю, по его наставлению, книгу Аввы Дорофея , которая, по словам старцев, есть азбука монашеской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Как человеку спастись в миру? На вопросы отвечает архимандрит Амвросий Юрасов. 16.06.2014 08:22:52 Кульков Сергей Андреевич Приветствуем вас, дорогие братья и сестры, в эфире православная радиостанция Радонеж. Сегодня на ваши вопросы отвечает основатель и духовник Введенского женского монастыря в городе Иваново архимандрит Амвросий Юрасов. Ведет передачу иеродиакон Елеазар Титов. Вы можете задавать свои вопросы по телефону прямого эфира или присылать их по смс.  -Батюшка, благословите.  -Бог благословит.  -Сейчас перед эфиром мы слушали песнопения греческой церкви, и они навеяли воспоминания об Афоне. Мы с вами были на Афоне, видели, как там отцы молятся. И вот родилась такая тема сегодняшней передачи. Монахи, особенно на Афоне это видно, стараются свои чувства сдерживать, лишнего не говорить, лишнего не смотреть. О грубых страстях я уже не говорю. Почему они это делают? Потому что это необходимо для спасения. Человек рассеянный не может сосредоточено молиться. Человек, обуреваемый многими разговорами, так же не может сосредоточенно молиться. Его постоянно будут смущать помыслы и всякая живопись образов разных. А ведь православному человеку, живущему в миру, тоже необходимо спасаться. И условия для него те же самые. И молитва нужна не рассеянная. Как достичь в миру того, чего монахи достигают в монастырях? Возможно ли это вообще?  - Оптинские старцы говорят, что если в миру жить, то спастись труднее. Хотя мы в таинстве крещения дали обещание Богу следовать Его воле во всем, а монахи только в одном: они не вступают в брак. Обязанности же есть у всех: и у монахов, и у мирских людей. Конечно, если кто вступил в брак, то сказано, что жена спасается через чадородие, если пребудет в вере и в любви. Так оптинские старцы говорят: вот, представь себе пропасть, которую надо всем перейти. А в этой пропасти такие чудовища, как крокодилы. И дощечка- жердочка. Надо по этой жердочке пройти. А может и голова закружиться, и равновесие можно потерять. Трудно идти. Но рядом в двух-трех шагах мостик. По мостику легче пройти. Так вот по мостику пройти - это монастырская жизнь. А вот по плашке пройти, по жердочке - это мирская жизнь. Но для того, чтобы пройти и спастись, человеку нужно всегда помнить: все то, что мы делаем, говорим, мыслим - не исчезает.

http://radonezh.ru/text/kak-cheloveku-sp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010