Божественный Спаситель мира говорил о том, что делает изгнанный из человека бес; каково бывает его внутреннее состояние. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит. Тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел; и, пришедши, находит (его) незанятым, выметенным и убранным, – (т. е. свободным от добродетелей. Если найдет его таким, то) тогда идет , и берет с собой семь других духов, злейших себя; и, вошедши, живут там, и бывает для человека того, последнее хуже первого» 59 . По сошествии с горы, после своего святого Преображения 60 , Господь изгнал беса из отрока, бесновавшегося в каждое новолуние, и сказал, что «этот род бесовский изгоняется только молитвой и постом» 61 . Снова ясное подтверждение, что бесы – существа действительные. Христос изгоняет целый легион бесов из Гадаринского бесноватого, тоже действительно злых духов. Бесы просят Господа, чтобы он позволил им войти в стадо свиней. Господь позволил это им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней. Все стадо бросилось с крутизны в озеро и потонуло 62 Кто же потопил свиней? Не бесноватый же, который, будучи исцелен, мирно оставался у ног Христа. Не идея? Не помысел? Не настроение? Наконец, не самая болезнь беснования: болезнь естественная, оставив больного, вошла в свиней и потопила их? Очевидно, случилось то, что и повествует святое Евангелие: свиней потопил легион бесов, изгнанных Христом. Посмотрите, что говорит этот злостный ересиарх спиритизма Аллан Кардек: «Факт изгнания злых духов в стадо свиней противоречит всякой вероятности, к тому же трудно объяснить себе существование столь многочисленного стада свиней в стране, где к этому животному питали отвращение и не употребляли его в пищу…Злой дух, все-таки, дух человека, хотя настолько несовершенного, что он и после смерти делает зло, как делал при жизни, – поэтому совершенно противно законам природы, чтобы он мог оживлять тело животного; таким образом следует видеть здесь или одно из преувеличений, обычных во времена невежественности и суеверия, или может быть аллегорию для характеристики гнусных наклонностей некоторых духов» («Бытие», Ал. Кардека, стр. 289).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/spiritiz...

В 57-й гл. содержится обличение иудеев за умерщвление Праведника и изгнание мужей святых (ст. 1–2), при чем как за это, так равно и за все прежние злодеяния народа иудейского, состоящие в его частых отступлениях от служения Истинному Богу (3:11), ему предрекается лишение земли обетованной и св. горы, которые наследуют надеющиеся на Господа (12–13), а вместе с тем и то, что таковой гнев Божий продлится не до конца: в известное время будет взято преткновение с пути народа Божия, обратившиеся к Господу спасутся, а нечестивые подвергнутся вечным мукам (14–21). Бл. Иерон. пишет, что иудеи его времени под Праведником и святыми мужами, о смерти и изгнании которых говорится в начале главы, разумели праведников, кровь которых пролил Манассия, наполнивший ею Иерусалим от края до края ( 4Цар. 21:16 ); а иные видели здесь пророчество Исаии о своей смерти, так как он во время Манассии был распилен деревянной пилой. Но, согласно последовательности пророческой перспективы, содержащейся в 40–66 гл., под Праведником, за умерщвление которого должен постичь иудеев гнев Божий, естественно разуметь того Праведника, о смерти которого говорилось выше, в 53:11, т. е., Христа Спасителя ( Деян. 3:14–15 ). В этом именно смысле объясняется пророчество 57 гл. у св. Кир. ал., бл. Иеронима, бл. Феодорита и других древне-христианских толковников. 1. Видите, како праведный погибе, и никтоже не приемлет сердцем, и мужие праведнии вземлются, и никтоже разумеет: от лица бо неправды взяся праведный. 2. Будет с миром погребение его, взяся от среды. 1. Праведник умирает, и никто не принимает этого к сердцу; и мужи благочестивые восхищаются от земли, и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла. 2. Он отходит к миру; ходящие прямым путем будут покоиться на ложах своих. Ст. 1. Между виновниками смерти Праведника “Никто, как говор. бл. Феодор., не пожелал порассудить о преступлении“. И мужие праведны вземлются: ”Ибо, говорит бл. Феодор., после Христа Владыки, они тотчас начали неистовствовать против св. апостолов: побили камнями божественного Стефана, потом изъяли из среды божественного Иакова, которого, сбросив с крыла церковного, предали смерти посредством древесных ударов“. Таким образом господство зла повлекло за собою гибель праведников (ср. Прем. Сол. 2:12).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В доме Григория Т. Сидорова на молебне чувствовал себя свободно, но и там малое преткновение: бес блудный крайне ярился на меня, свирепел, борол изо всех сил. На молебне в минной мастерской противление врага громадное, но наконец благодатию Божиею я одолел, возведши очи в горы, отнюдуже прииде помощь моя [ Пс.120:1 ], громко прокричав молитвы водосвятную и благодарственную. Враг убежал. За всенощною несколько раз чудеса милосердия силы Божией во мне (пред паримиями). Светские люди, или большая часть их, и многие, многие священные, то есть из духовенства, работающие миру и плоти и суете житейской, не испечены на огне искушений, не очищены, не просвещены, не утверждены и потому недостойны Бога, от них же первый я. Ибо грех облагает как чешуею души их, как мрачным облаком проникает их, как смрадный воздух. Но, когда искушения частые и сильные как огнем искусят их, очистят, просветлят, отделят нечистоту греха от души, от всех сил ее и от всех телесных органов, тогда она делается приятною Богу и Господь вселяется в ней, как в Своем доме. Ибо сказано: Мы придем к нему и обитель у него сотворим [ Ин.14:23 ]. Или: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом ... и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель [ 2Кор.6:16–18 ]. Вечер. На вечерней панихиде Параскевы Ал. Семеновой благодатию Божиею я дерзнул и выговорил на окончательном пении ектении весь возглас: Яко Ты ecu воскресение... И как мне было весело, отрадно, что я одолел прелесть вражию! Слава Господу, водерзновившему меня, малодушного и боязливого! Слава Богу! Я видел настоятеля во время всенощной в общении с нами, то есть стоящим в церкви. Пред волей Божией, святой, всеблагой, премудрой, совершенной, животворной, мы, человеки, должны всегда благоговеть и всеми силами стараться ее исполнять и других понуждать и убеждать к исполнению ее. Воля Божия есть освящение ваше... [ 1Фес.4:3 ]. Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш [ Лев.19:2 ]. То, что не воля Божия, есть беда и гибель. О, высота, высота, на которую возвел и возводит нас, верующих, Господь Иисус Христос Своим вочеловечением! О, блаженство неизреченное, которого удостоит Он любящих Его и исполняющих заповеди Его! О, блаженное бессмертие, о вечное ликование со святыми в облаках небесных, которое многие уже получили, хотя не вполне до общего воскресения, и другие еще ожидают его и вторят ежедневно: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В Коране читаем: «Мариам сохранила девственность свою, и мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и Сына ее знамением для всех миров» (21: 91). У мусульман бытует мнение, что указанный в данном эпизоде Корана Дух – это Архангел Гавриил. Однако это опровергается самим Кораном, который, как и Библия, указывает, что Архангел Гавриил был всего лишь вестником Бога, который сообщил Деве Марии о предстоящем рождении Иисуса. Согласно Корану, когда Архангел Гавриил в виде человека предстал перед Мариам, жившей целомудренно при храме, то вызвал у нее довольно сильное смущение. «Если ты богобоязнен, – молвила она, – то не приближайся ко мне ни на шаг» (19:16–21). Как видим, это полностью совпадает с Евангельским сюжетом: «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь в чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида (Дауда), отца Его. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; и посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:26-35 ). Из этого отрывка явственно следует, что Архангел Гавриил, выступающий лишь вестником Бога, и Святой Дух, от Которого родился Иисус, – это не одно и то же. С. Путилов пишет в своей книге «Крест в мире полумесяца»: «В действительности, Коран … тоже делает такое различие, указывая на то, что Дух Святой – это некая творческая субстанция. Но вовсе не ангел-хранитель или вестник Аллаха, каковым Архангел Гавриил выступает хотя бы в истории с Благовещением. Действительно, открываем Коран и читаем: И сказал Господь: “О Иисус, сын Марии! Вспомни о благоволенье Моем к Тебе и? к матери твоей: Я укрепил тебя Духом Святым (Рух ал-Куддус), и ты говорил с людьми, находясь в колыбели, и в зрелые годы” (5:110). То есть, как мы видим, священная книга мусульман также признает, что Святой Дух – это не помощник Бога, каковыми являются Ангелы, а некое творческое и животворящее начало, которое исходит от Всевышнего и которое Он может давать людям по своему усмотрению…» 2) Мусульмане считают Библию искаженной

http://azbyka.ru/oshibki-musulman-v-poni...

В одном из великих трудов мусульманской традиционной литературы кораническое учение об уникальной безгрешности Иисуса подтверждается замечательным преданием. Оно гласит: Пророк сказал: «Ни один ребенок, кроме Марйам и ее сына, не рождается без того, чтобы его не коснулся сатана, после чего он начинает кричать, потому что сатана коснулся его». ас-Сахих ал-Бухари, т. 6, с. 54 В этом заявлении Мухаммад явно отличает Иисуса от всех других людей, включая пророков, которые уже в момент рождения ощутили прикосновение сатаны. Следует знать эти отрывки из Корана и хадисов, так как они помогают христианам с большей убедительностью свидетельствовать об уникальном совершенстве их Спасителя. Совершенная безгрешность Иисуса в Библии В Библии существует множество отрывков, свидетельствующих о совершенной безгрешности Иисуса, однако достаточно знать самые выразительные и значительные с этой точки зрения. Первый из них: Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом. 2Кор.5:21 Новый Завет часто противопоставляет нашу греховность совершенной святости Иисуса, ссылаясь на удивительную истину: Он принял на Себя наши грехи, дабы мы могли разделить с Ним Его праведность. Таковы суть и душа христианского Евангелия в противоположность исламскому учению, которое заключается в том, что грех отнюдь не отчуждает человека от Бога и не требует вмешательства Спасителя. Другой текст, очень ясно выражающий этот принцип: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды… 1Пет.2:24 В Новом Завете есть два других отрывка, которые прямо заявляют о безгрешности Иисуса. Каждый из них подтверждает уникальность Его святой природы. Вот эти отрывки: Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Евр.4:15 И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. 1Ин.3:5 Ислам предпринимал много попыток свести на нет уникальность Иисуса, в частности своим учением о том, что Мухаммад тоже был безгрешным пророком и совершил много чудес. Но ни то, ни другое не имеет в Коране каких-либо подтверждений (более того, Коран свидетельствует об обратном (см.: суры 47.19; 17.90–93)), а учение это стало популярным из-за желания мусульман доказать, что Мухаммад по крайне мере равен Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. 1Ин.4:10 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Рим.5:8 В Иисусе Христе мы можем быть уверены в прощении грехов и видеть, как велика Божья любовь к нам. Мусульмане не знают такой любви. Когда Коран говорит о Божьей любви и называет Аллаха ал-Вадуд – Любящий (см.: сура 85.14), то это, согласно мусульманским ученым, всего лишь означает, что Он одобряет своих последователей. Из этого вовсе не следует, что Он испытывает к ним какие-то чувства или что Он готов принести жертву, дабы явить человечеству свою любовь. Я встречал множество мусульман, которые открыто интересуются христианским откровением Божьей любви во Христе. Человек способен к выражению величайшей жертвенной любви, и многие мусульмане стремятся познать именно такого Бога и быть уверенными в Его вечном благоволении и Его любви к ним. Они могут обрести их только в Иисусе Христе, Который воплотил собственные слова о том, что нет больше той любви, как положить душу свою за друзей своих (см.: Ин.15:13 ). Это самая сильная мысль в нашем свидетельстве. Бог Дух Святой: Бог в нас Именно в третьей личности Троицы мы не только узнаем Божью любовь, но и переживаем ее лично. Иисус часто говорил о необходимости принять Святого Духа. Это не просто некая божественная сила, это – Дух Божий, и когда Он вселяется в кого-либо, Сам Бог уникальным образом живет в этой личности. Здесь мы видим третье откровение божественного триединства – Бог в нас. Неудивительно, что авторы Нового Завета не пытались дать определения триединства или объяснить его. Познать Бога, быть уверенным, что Он за нас, с нами и в нас, – вот все, что мы должны знать, чтобы наши отношения с Ним были полноценными. Дух дает верующим силу жить согласно святому Божьему закону, и более того – Он позволяет им ощутить в своем сердце Божье присутствие. Бог послал нам Своего Сына для того, чтобы мы могли стать Его детьми, и как Своим детям Он посылает в наши сердца Своего Духа, чтобы мы могли воскликнуть «Авва, Отче!» (см.: Гал.4:4–6 ).

http://azbyka.ru/bog-ili-prorok-otstaiva...

Видишь ли смиренномудрие и сокрушенное сердце? Откуда они ожидают себе спасения? От человеколюбия, от милости. Как бы не имея заслуг, как бы не имея никакого права на спасение, а между тем изобилуя трудами и опасностями, они возлагали все на Бога. Будем же и мы, находящиеся под благодатию, подражать им и воздавать славу Богу, Которому слава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 44 Победная песнь о цветах сынов Кореевых (Симмах). Другой переводчик (Акила) говорит: победителю о лилиях сынов Кореевых . В еврейском, вместо слова: о лилиях , сказано: ал сосаним . Разума песнь к возлюбленному (Феодотион). Другой (Акила): знающего песнь о дружбе . Третий (Феодотион): возлюбленным . В еврейском сказано: идофоф . А семьдесят толковников: « В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. В научение. Песнь о Возлюбленном ».   1 В конец, о изменяемых сыном кореовым в разум, Песнь о возлюбленнем, 1 В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. В научение. Песнь о Возлюбленном. 2 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. 2 Излило сердце мое слово благое: изрекаю о делах моих Царю: язык мой — трость книжника скорописца. 3 Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах твоих: сего ради благослови тя Бог во век. 3 Прекраснейший из сынов человеческих! Излилась благодать из уст Твоих, посему благословил Тебя Бог во век. 4 Препояши мечь твой по бедре твоей, сильне, 4 Препояшься мечем Твоим по бедру Твоему, Сильный, 5 красотою твоею и добротою твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости и правды: и наставит тя дивно десница твоя. 5 Красотою Твоею и добротою Твоею, и напрягись, и поспеши, и царствуй, ради истины и кротости и правды, и поведет Тебя дивно десница Твоя. 6 Стрелы твоя изощрены, сильне: людие под тобою падут в сердцы враг царевых. 6 Стрелы Твои изощрены, Сильный, народы пред Тобою падут, — они в сердце врагов Царя. 7 Престол твой, Боже, в век века: жезл правости жезл царствия твоего. 7 Престол Твой, Боже, во век века. Жезл правоты — жезл царства Твоего: 8 Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза тя, Боже, Бог твой елеем радости паче причастник твоих. 8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более общников Твоих. 9 Смирна и стакти и касиа от риз твоих, от тяжестей слоновых (от храмов слоновых), из нихже возвеселиша тя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Во-вторых, потому, что это приличествует причине Воплощения со стороны принятой природы. В самом деле, таким образом нам дается понять, что человеческая природа была принята Сыном Божиим в единство Лица не по заслуге, а исключительно по благодати, которая усваивается Святому Духу, согласно сказанному [в Писании]: «Дары различны, но Дух – один и тот же» ( 1Кор. 12, 4 ). Поэтому Августин говорит: «Образ рождения Христа от Духа Святого... сообщает нам благодать Божию, которой человек без всяких предшествующих заслуг в самом начале существования своей природы соединился с Богом Словом в такое единство Лица, что Он как один и тот же был Сыном Божиим» 55 . В-третьих, потому, что это приличествует пределу Воплощения. Ведь пределом Воплощения было то, что зачатый человек должен был быть Святым и Сыном Божиим. Но то и другое усваивается Святому Духу. В самом деле, Им люди делаются сынами Божиими, согласно сказанному [в Писании]: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва! (Отче!)«» ([ал. 4, 6). И Он же, по словам [апостола], является «Духом святыни» ( Рим. 1, 4 ). Поэтому подобно тому, как другие люди духовно освящаются Святым Духом в усыновление Божие, точно так же Христос был зачат Святым Духом в святости, чтобы быть Сыном Божиим по естеству. Поэтому, как говорит глосса, «слова: «Открылся Сыном Божиим в силе» тут же разъясняются следующими за ними словами: «По Духу святыни», то есть как зачатый Духом Святым. И сам благовестивший ангел, сказав: «Дух Святой найдет на тебя», сразу же заключает: «Посему и рождаемое Святое наречется «Сыном Божиим» " «. Ответ на возражение 1 . Дело зачатия в целом общо всей Троице, однако в том или ином смысле усваивается каждому из Лиц. Так, Отцу усваивается власть в отношении Лица Сына, вследствие этого зачатия принявшего Себе [человеческую природу]. Само принятие [человеческой природы] усваивается Сыну а образование принятого Сыном тела усваивается Святому Духу. В самом деле, Святой Дух есть Дух Сына, согласно сказанному [в Писании]: «Бог послал... Духа Сына Своего» (Тал. 4, 6). Поэтому подобно тому, как при порождении других людей находящаяся в семени сила души через посредство сокрытого в ней духа образует тело, точно так же Сила Божия, а именно Сам Сын (поскольку, согласно сказанному [апостолом] о Христе, Он есть «Божия Сила» ( 1Кор. 1, 24 )) через посредство Святого Духа образовал принятое Им тело. На это, как говорит Григорий, «также указывают слова ангела: «Дух Святой найдет на тебя», чтобы, так сказать, приуготовить и образовать материю тела Христова, «и Сила Всевышнего», то есть Христос, «осенит тебя», что означает, что Свет бестелесного Божества воспримет в тебе телесную субстанцию человеческой природы, поскольку сень образуют тело и свет» 56 . При этом Всевышний – это Отец, а Сила Его – это Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 2. Далее, Аарон, как сказано в [книге] «Исход», происходил из рода Левия ( Исх. 6, 19 ). Затем, Мария, матерь Христа, являлась родственницей Елисаветы, которая происходила из рода Аарона, как это явствует из сказанного в [евангелии от Луки] ( Лк. 1, 5, 36 ). Следовательно, коль скоро Давид, как сказано в [евангелии от Матфея] ( Мф. 1 ), происходил из рода Иуды, то похоже на то, что Христос не произошел от Давида. Возражение 3. Далее, о Иехонии сказано: «Запишите человека сего лишенным детей, ...потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом» ( Иер. 22, 30 ). В то же время о Христе сказано, что Он воссядет «на престоле Давида» ( Ис. 9, 7 ). Таким образом, Христос не произошел от семени Иехонии и, следовательно, из рода Давидова, поскольку Матфей прослеживает родословие от Давида до Иехонии. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Который родился от семени Давидова по плоти» ( Рим. 1, 3 ). Отвечаю: как явствует из сказанного в [евангелии от Матфея] ( Мф. 1, 1 ), о Христе в первую очередь принято говорить как о Сыне двух патриархов, Авраама и Давида. И на это есть много причин. Во-первых, та, что им лично было дано обетование о Христе. Так, Аврааму было сказано: «Благословятся в семени твоем все народы земли» ( Быт. 22, 18 ), каковые слова апостол разъясняет как сказанные о Христе: «Аврааму даны были обетования и семени его (не сказано: «И потомкам», как бы о многих, – но как об одном: «И семени твоему!», которое есть Христос)» ([ал. 3, 16). И Давиду было сказано: «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем» ( Пс. 131, 11 ). Поэтому еврейский народ, приветствуя Его как царя, восклицал: «Осанна Сыну Давидову!» ( Мф. 21, 9 ). Вторая причина – та, что Христос должен был быть царем, пророком и священником. Так вот, Авраам был священником, как это явствует из обращенных к нему слов Господа: «Возьми Мне трехлетнюю телицу», и т д. ( Быт 15, 9 ). Он также был и пророком, согласно сказанному [в Писании]: «Он – пророк, и помолится о тебе» ( Быт 20, 7 ). Наконец, Давид был одновременно царем и пророком.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вскъ сосдъ содланъ на т не блгопоспш, и вскъ гласъ, иже на т востанетъ на прю, долеши имъ всмъ: же тво бдтъ въ немъ. слжащымъ гдеви, и вы бдете мн првни, глетъ гдь. 17. Ни одно орудие, сделанное против тебя, не будет успешно; и всякий язык, который будет состязаться с тобою на суде, – ты обвинишь. Это есть наследие рабов Господа, оправдание их от Меня, говорит Господь. Ст. 17. Всё, что будет воздвигаться против церкви, не успеет в достижении своей цели; все, говорящие против неё, будут обличены в неправде. Слова: же тво бдтъ въ немъ, не имеют соотв. в евр.-м. т. Соответствующее им по 70 выражение у бл. Иеронима отмечено овелом и признано прибавкой не столько 70, сколько дурных писателей. Вместо =в р.-с. оправдание их, 70 читали: , почему: κα μες σεσϑε μοι δκαιοι, ср. слав. Глава 55 55 гл. содержит речь Господа, в которой все, жаждущие воды истинного учения, призываются прийти и насытиться благ Господних, чрез повиновение Господу и вступление в завет с Ним, в лице Отрока Его (ст. 1–5); при сем им указывается на нравственные качества обращающихся к Господу (ст. 6–7) и на возможность их духовного возрождения под влиянием слова Его (ст. 8–13). а. идите на вод, и не имате сребра, шедше кпите, и дите (и без сребра и цны и ткъ. 1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Ст. 1 ср. Ис.41:17; 44:3 . Следствием подвига Отрока Господня, вместе с воссозданием церкви, является также обильное излияние даров Духа Святого. К приятию их призываются все верующие, жаждущие воды истинно живой: аще кто жаждетъ, да ко мн и говорит Спаситель ( Ин.7:37–39 ); вода, юже азъ дамъ ем, бдетъ въ немъ источникъ воды текщи въ животъ вчный (ib. 4:14). Дары Св. Духа даются верующим туне ( Мф.10:8 ; Рим.11:6 ), так как Господу не нужны блага человека ( Пс.15:2 ). Приемлемые человеком они имеют для него такое же значение, какое вино и молоко – для истощённаго человеческого организма, т. е., укрепляющее и питающее. Бл. Иероним и св. Кирилл Александрийский в словах сего ст. находят также указание на евхаристию. Евр. =в р.-с. и ешьте, в ал. т. и некот. др. гр. сп. было переведено не φγετε, как в ват. и у Граббе, а πετε, что бл. Иероним объясняет произволом неопытных писцов, желавших здесь соблюсти последовательность; в слав. и пийте внесено в т., хотя ослаблено. Вместо =в р.-с. и молоко, 70 читали , почему: κα σταρ= и ткъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010