2, 3 . Вси уклонишася, вкупе неключими Быша. Св. Апостол Павел ( Рим. 3:11 ) и все св. Отцы единогласно видят в сих словах псалмопевца всеобщее развращение рода человеческого, общую порчу человеческой природы 87 . С Евр.: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного». 4 . Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие? Т.е. неужели того, что есть Бог, что Господь видит дела человеческие и судит их, – не разумеют люди нечестивые, снедающие люди Моя в снедь хлеба, т.е. притесняющие и обижающие, как бы питающиеся притеснениями народа, как питаются хлебом? Господа не призваша. Призывать здесь значит – познавать, почитать. Св. Афанасий Ал. читает так: «Господа не призваша, снедающии люди Моя в снедь хлеба. Снедали людей Его, ибо убеждали поклониться твари вместо Сотворшего. И они-то, став для других советниками во зле, не призовут Господа. Вместо прошедшего времени (замечает при сем сей отец) должно читать будущее». В переводе с Евр.: «Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ Мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа»? 5 . Тамо убояшася страха, идеже не бе страх. С Евр.: «Там убоятся они страха» 88 . «Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать» (Бл. Феод.). Или: нечестивые за оскорбление людей Божиих, в наказание за это, будут мучиться своею совестию, устрашаться там, где, по-видимому, нет ничего устрашающего, потерпят наказание там, где не ожидали. Так поступает Господь ради праведников; потому что Он пребывает в роде праведных, и защищая их, наказывает притеснителей. Бл. Феодорит под нечестивыми здесь разумеет Ассириян, которые, поражаемые невидимо Ангелом, убоялись там, где не было ничего страшного, а под родом праведным – царя Езекию и благочестно пасомый им народ. 6 . Совет нищего посрамисте, Господь же упование его есть. Т.е. «вы, злочестивые, пренебрегли род праведных, как ничего не стоющий, и посмеялись твердому его на Меня упованию. Ибо сие упование на Бога пророк называет советом» (Бл. Феод.). По св. Афан., «это сказано тем, которые будут упорствовать в неверии и гнать уверовавших во Христа». С Евр.: «Вы посмеялись над мыслию нищего, что Господь упование его».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

2Цар.16:7–8 ). Поэтому Он и молит Господа не дать ему погибнуть наравне с преступными виновниками мятежа, которые, будучи его ближними, как родной сын Авессалом, или пользовавшийся доверием и дружбою советник его Ахитофел, на словах перед ним и его сторонниками притворялись мирными, благонамеренными, вполне преданными ему людьми, а между тем в душе своей таили коварные замыслы и подготовляли народное восстание. Подобная же мольба в Пс.25:9–10 . Вм. двух глаголов слав.-грек.-дат.-т.: Не превлецы мене т. е. «на осуждение» (Зигабен) и «погибель» ( Ориген ) вместе с нечестивыми, и не погб мен, в еврейском (=халд. и сирск.) читается только один (ал-тимшехени) – буквально соответствующий по значению первому; последний же представляет второй объяснительный перевод того же слова, сделанный на основании сходства стиха с Пс.25:9 . д. Даждь имъ, Гди, по длмъ ихъ и по лкавств ихъ, по длмъ рк ихъ даждь имъ, воздаждь ихъ имъ. 4. Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими. к не размша въ дла Гдн и въ дла рк разориши и не созиждеши . 5. За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их. 4–5. По закону Моисееву Давид имел право отомстить врагам своим ( Исх.21:23–25 ); но проса Господа об избавлении от погибели вместе с ними, он отказывается от своего права мщения, а предоставляет правосудию Божию воздать им заслуженное воздаяние за все их злые дела и предприятия, так как они своими делами всего более оскорбили Самого Господа, потому что, восставая против помазанника Божия, которого Господь Сам избрал и которому дал обетование вечного царства в его роде ( 2Цар.7:8–16 ), они являлись чрез то противниками воли Божией, невнимательными к распоряжениям и действиям божественного Промысла ( не размша=не хотели вникнуть – въ дла Гдн и въ дла рк Праведное воздаяние Божие нечестивым презрителям дел Божиих будет состоять в том, что Господь разрушит их, как негодное здание – и не созиждет их, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

3. Так, Господь утешит Сион, утешит все развалины его, и сделает пустыни его, как рай, и степь его, как сад Господа; радость и веселие будет в нем, славословие и песнопение. Ст. 1–3. Стремящимся к правде ( Пс. 33:15 ) и ищущим Господа (ib. 5) иудеям, в сознании которых пророчество об отступлении от Господа естественных чад Сиона и разрушении Иерусалима должно было возбудить вопрос о дальнейшей участи Сиона и Иерусалима, обрекавшихся, по-видимому, на вечное запустенье, Господь повелевает вспомнить историю чудесного продолжения рода Еверова от Авраама и Сарры, чрез рождение Исаака в таком возрасте, когда по естественным законам жизни чадорождение невозможно (Вт.18:11–12). Подобно тому, как Авраам и Сарра, не смотря на естественные условия, препятствовавшие рождению от них сына, по особому благословению Божию, стали родоначальниками многочисленного племени и, как таковые, продолжали жить в произшедшем от них потомстве: подобно этому и Сион, не смотря на отступление от Господа естественных чад Сиона, повергавшее его в состояние запустенья и печали, по особому действию Божию, снова оживет и будет иметь жизнь, полную величия и красоты, как рай Господень. В 1 ст. евр. и в ват. и ал. т. поняты в ф. Пиэл, с чем согласен слав. пер. в строке, но в некоторых иных греч. сп., согласно с евр. м. т.. в ф. Пюал, с чем согласен слав. пер. под строкой. Во 2 ст. слова: и возлюбил его не имеют себе соотв. в евр. м. т. В 3 ст. начальные сл. по евр. м. т.: 70 читали: почему: α σε νν παρααλσω=и тебе ныне утешу; евр. м. =в р.-с. и степь его, 70 читали: , – от – вечер, почему: α τ προς υσμς υτς=и яже к западам его. 4. Послушайте мене, людие мои, послушайте, и царие ко мне внушите: яко закон от мене изыдет, и суд мой во свет языком. 5. Приближается скоро правда моя, и изыдет яко свет спасение мое, и на мышцу мою языцы надеятися будут: мене острови ожидати, и на мышцу мою уповати будут. 6. Воздвигните на небо очи вашы, и воззрите на землю долу, понеже небо яко дым утвердися, и земля яко риза обетшает, живущии же на земли якоже сия изомрут. спасение же мое в веке будет и правда моя не оскудеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

586 которому он дал десятину и от которого принял благословение — он, отец верующих, заключавший, по слову ап. Павла, в чреслах своих вое ветхозаветное священство, — и Левия и Аарона с ним.— Царю Давиду было открыто грядущее явление истинного совершенного царя, коего престол, «навек и всегда» (кис’эка элогим олам ваэд), — и ему же было открыто, что этот истинный и вечный царь будет вместе с тем и истинным священником, тем самым царственным иереем, коего прообраз явлен был Аврааму. Нишба Ягвэ в’ло йинахэм атта когэн л’олам ал-дибрат Малкицэдэк (Клялся Господь и не раскается: ты священник вовек по чину Мельхиседекову). Тщетно искали бы мы во всей Библии этой особой клятвы Божией о вечном священстве по чину Мельхиседекову. Единственный способ объяснить слова Псалмопевца — отнести их к той знаменательной и необычайной клятве Божией, которая последовала за «жертвоприношением Исааковым». Если это несовершенное жертвоприношение было прообразом грядущей совершенной жертвы, то последовавшее клятвенное благословение должно отнести к Тому, чьим прообразом являлся единородный сын Авраамов. «И сказал: Мною клянусь, говорит Ягвэ (би нишба’ти неум Ягвэ): за то, что ты сделал такое дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, так благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок, что на берегу моря, и владеет семя твое вратами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли по причине того, что послушался ты гласа Моего» (Быт. XXII, 16—18). Если ближайшие семя Авраамово — сын его единородный и чудесно рожденный как сын веры, а не похоти представлял собою идеальный прообраз совершенной жертвы, то в дальнейшем семени Авраамовом, размноженном «как звезды небесные и как песок морской», — т. е. в народе еврейском, — мы находим учреждение жертв реальных, но несовершенных, и соответственно этому несовершенное священство по чину Ааронову, в котором не благословлялись все народы земли. А потому для исполнения клятвы Божией (исключительно-торжественной и необычайно-усиленной) необходимо признать сверх первого непосредственно-индивидуального и второго национального семени Авраамова еще третье абсолютно-индивидуальное и вместе с тем самым (и тем самым) вселенское семя — нового Адама, совершенного всечеловека. И как для

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

5. И ныне что зде есте; сия глаголет Господь: яко взяшася людие мои туне, чудитеся и плачитеся. тако глаголет Господь: вас ради присно имя мое хулится во языцех. 1. Восстань, восстань, облекисъ в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святой! Ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. 2. Истряси с себя прах; встань, пленный Иерусалим! Сними цепи с шеи твоей, пленная дочь Сиона! 3. Ибо так говорит Господь: за ничто были вы проданы, и без серебра будете выкуплены. 4. Ибо так говорит Госсподь Богъ: народ Мой ходил прежде в Египет, чтобы там пожить, и Ассур теснил его ни за что. 5. И теперь что у Меня здесь? говорит Господь, народ Мой взят даром, властители их неистовствуют, говорит Господь, и постоянно, всякий день имя Мое бесславится. Ст. 1–2. Ко времени явления Господа в Иерусалим, сей город должен оправиться от того разорения и осквернения, которыми сопровождался вавилонский плен, должен вновь стать городом благолепия, святости и чистоты жизни. Мысль о восстановлении Иерусалима выражена метафорически, – в образах, составляющих антитезу образам, в которых выражено выше пророчество о падении Вавилона (47:1–8). Иерусалим называется городом святым (букв. городом святости или святилища) потому, что в нем был храм (ср. на еврейских монетах ). Как в городе святом, в нем не должно быть места для необрезанных и нечистых (ср. Езек. 44:9; Зах. 14:21 ). Св. Кир. ал. и бл. Иерон., понимая здесь под Иерусалимом церковь Христову, применительно к сему, изъясняют слова этих стихов в духовно-нравственном смысле. В 2 ст. слово =в р. с. пленный, 70 поняли, как imperativ. от =сидеть, почему: ϑισον=сяди (ср. Иерон, sede), каковой перевод, как наиболее согласный с синтаксич. параллелизмом ст., защищается Витрингой, Лоутом, Розенмюллером, Гезениусом, Деличем, причем Гезениус понимает это выражение в смысле: сядь прямо (setze dich aufrecht). Ст. 3. Жители Иерусалима, которых правосудие Божие отдает во власть вавилонян не за добродетели последних (ср. 47:6), а за грехи их самих (ср. Пс.43:13 ), будут освобождены из плена без выкупа, не по мзде, ни по даром (ср. выше 45:13). Бл. Иерон. и св. Кирил., разумея здесь церковь Христову, объясняют слова сего ст. в смысле 1Петр. 1:18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

(6) И ныне все украшения его молотом и топором разбивают. (7) Предали огню храм Твой, до земли (унизили), осквернили обитель имени Твоего. (8) Сказали они в сердце своем: уничтожим их (всех) вместе; сожгли они все (места) собраний Б-жьих в стране. (9) Знаков наших не увидели мы, нет больше пророка, и не с нами знающий – доколе? (10) Доколе, Б-же, хулить будет притеснитель? Вечно ли презирать будет враг имя Твое? (11) Почему отвращаешь Ты руку Свою и десницу Свою? Из недр Своих порази! (12) А (ведь Ты), Б-же, издревле Царь мой, творящий спасение среди страны. (13) Раздробил Ты море мощью Своей, разбил головы змей на воде. (14) Размозжил Ты головы ливйатана, отдал его на съедение народу, обитателям пустыни. (15) Иссек Ты источник и поток, иссушил Ты реки сильные. (16) Твой день и Твоя ночь, упрочил Ты светило (луну) и солнце. (17) Ты установил все пределы земли, лето и зиму – Ты их создал. (18) Помни это! Враг поносил Г-спода, и народ подлый презирал имя Твое. (19) Не отдавай зверю душу голубки Твоей, общину бедных Твоих не забудь вовек. (20) Воззри на завет, ибо полны мрачные места земли жилищами злодейства. (21) Да не возвратится угнетенный пристыженным, бедный и нищий восхвалять будут имя Твое. (22) Встань, Б-же, выступи в защиту дела Своего, вспомни, как весь день поносил Тебя негодяй. (23) Не забудь голоса врагов Твоих, шума восстающих на Тебя, подъемлемого беспрестанно. 75 (1) Руководителю: (по) " Ал-ташхэйт " . Псалом Асафа. Песнь. (2) Славим Тебя, Б-же, славим, и близко имя Твое. Рассказывают о чудесах Твоих. (3) Когда изберу время, произведу Я суд праведный. (4) Истаивает земля и все населяющие ее, утвердил Я столпы ее. Сэла! (5) Сказал я беспутным: " Не бесчинствуйте! " и нечестивым: " Не поднимайте рога! " (6) Не поднимайте вверх рога вашего, (не) говорите, надменно (вытянув) шею, (7) Ибо не с востока, и не с запада, и не от пустыни возвышение, (8) Ибо (только) Б-г – судья; этого унижает, а того возвышает; (9) Потому что чаша в руке Г-сподней, и вино пенистое, полное приправ (горьких в ней), и наливает Он из нее, даже дрожжи (осадок) выпьют до дна, напьются все нечестивые земли.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

7 . Услыша от храма святого своего глас мой. Т.е. услышал молитву мою с неба, которое называется храмом ( Втор. 33:27 ); ибо Иерусалимский храм не был еще построен, или: услышал из скинии, которая также называется храмом Божиим ( 1Цар. 1:7 ). С Евр. весь стих: «В тесноте моей призвал я Господа, и к Богу моему воззвал. И Он услышал от (святого) чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его». 8 . И подвижеся, и трепетна бысть земля: и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог. Отселе начинается описание чудного избавления Давида от врагов, описание самое возвышенное и поэтическое. Но потому самому, что оно высоко-поэтическое, что под видимыми образами изображает невидимое и непостижимое, и не должно быть понимаемо буквально до слова. «Все это сказал пророк, – говорит бл. Феод., – не потому, что так совершенно и было, но потому, что так умопредставляется верою». Изображается величие и ужас гнева Божия на нечестивых. Все земные стихии делаются орудиями сего гнева, все приходит в смятение и ужас, когда Господь Бог сходит на землю карать нечестивых людей. Некоторые из Отцов разумеют здесь второе и страшное пришествие Христово, когда будут знамения, трусы и пагубы, каких не бывало во все существование мира 114 . Св. Афанасий Ал. разумеет о первом пришествии Христа на землю. «Давид описывает, – говорит сей отец, – совершившееся при пришествии Господа. Ибо подвиглись тогда все живущие на земле, и всякая страна исполнилась слухом о Нем. Основания гор смятошася. Горы суть лукавые силы, превозносящиеся пред Божиею славою. Основаниями их Давид называет сокрытые во глубине помыслы. И подвигошася, яко прогневася на ня Бог – за то, что долгое время обольщали живущих на земле многобожною верою». С Евр.: «Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор; ибо разгневался (Бог)». 9 . Взыде дым гневом Его 115 ), и огнь от лица Его воспламенится: углие возгореся от Него. С Евр.: «Поднялся дым от гнева Его и из уст Его (исходил) огонь поядающий; горячие угли (сыпались) от Него». Св. Афан. под дымом разумеет гнев Божий, коим угашает огонь демонский; под огнем – огнь Сына Божия, коим Он угашает огнь демонов; под разгоревшимися углями – просвещенных огнем Божественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

_______________________ 88 Т. е. на ладони — ал кэпэй. 465 И сделай Аарону и сынам его по всему так, как Я заповедал тебе: семь дней наполняй руки их (т. е. уполномочивай их). И тельца за грехи приноси в жертву каждый день для искупления; и очисти жертвенник совершая на нем искупление 89 , и помажь его для освящения его. Семь рей совершай искупление на жертвеннике и святи его 90 ; и будет жертвенник святое святых (кодэш ка-дашим), — всяк коснувшийся жертвенника будет посвящен. — И вот что совершать тебе на жертвеннике: агнцев однолетних двух повседневно. Агнца одного совершай утром и агнца второго совершай в сумерки. И десятую часть (меры) муки смешанной с четвертью гина масла и для возлияния четверть гина вина на агнца одного. И агнца второго совершай в сумерки с таким же хлебным приношением и с таким же возлиянием совершай его в запах приятного курения для Ягвэ, — всесожжения постоянные в роды ваши у входа в шатер завета пред лицом Ягвэ, куда Я буду приходит на свидание с вами 91 , чтобы говорить с тобою там. И буду являться туда сынам Израилевым и святиться в славе Моей. И освящу Я шатер завета и жертвенник, и Аарона и сынов его освящу Я в ставленники Мне. И буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им в боги. И познают, что Я Ягвэ Бог их, который вывел их из земли Мицраим, чтобы обитать Мне среди них — Я Ягвэ Бог их» (Исх. XIII). Изложенный чин поставления священства для народа Израильского 92  прежде всего связывает иерархическое служение с полнотою жертвы. Избранные в удел Ягвэ предстоятели еврейского народа и посредники между ним и Богом его должны быть вполне очищены, всецело освящены и совершенно примирены с Богом, для того чтобы служить проводниками очищения, освящения и свободного соединения с Божеством для всего народа. Соответственно этому _________________________ 89 Т. е. очисти его, прокропивши и поливши его кровью тельца 90 Т. е. семь дней поливай его жертвенною кровью. 91 Я решился на этот (необычный) перевод между прочим потому, что только при таком понимании текста можно сохранить в нем слово шамма (в соединении с ашэр значит куда), тогда как при всяком другом переводе его нужно заменить словом там, значит — там, а это тем более неудобно, что и это последнее слово стоит тут же на своем месте в конце стиха.

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

Γαλαδ, в код. Ал. Γαλααδτις – гористая область к югу и северу от Иаббока ( Втор.3:10 ), – на юг до возвышенной равнины Аморитской, которая простирается от Хесбона до Арнона, эта часть Галаада Моисеем была отдана Рувимову и Гадовому коленам. Северная часть шла до области Васана и отдана Манассииному роду Махира. В более широком смысле Галаадом называлась вся занятая израильтянами область на восточной стороне Иордана ( Втор.3:10 ; Втор.34:1 ; Нав.22:9 и д.). – Здесь Галаад употреблен именно в этом широком смысле, как видно из перечня городов в 1Мак.5:26 . – Крепость Дафема, Δθαιμα, – о ней ничего более неизвестно. Один из ученых исследователей (Hitzig) объясняет это имя из арабского Dhatu-ma, т. е. «имеющий воды» и делает догадку, что здесь разумеется Нагалиил (т. е. источник Божий), Чис.21:19 . 1Мак.5:10–11 . И послали письма к Иуде и братьям его и сказали: собрались против нас окружающие нас язычники, чтобы истребить нас, и готовятся идти и сделать нападение на крепость, в которую мы убежали, и Тимофей предводительствует войском их. «Тимофей предводительствует войском их…» Этот Тимофей, вероятно, тот же самый, который «предводительствовал» и аммонитянами ( 1Мак.5:6 ). Разбитый Иудою и выждав время, когда тот возвратился в Иудею, Тимофей попытался перенести борьбу с Израильтянами в Галаад. 1Мак.5:12–13 . Итак, приди и избавь нас от руки их, ибо множество из нас погибло; и все братья наши, бывшие в пределах Това, преданы смерти, а жен их и детей их и имущество взяли в плен, и погубили там около тысячи мужей. «Братья наши, бывшие в пределах Това…» – ν τος Τουβν или Τουβον это – иудеи области Това, между аммонитянами и сирийцами, Суд.11:3 ; 2Цар.10:6 ; λεγμενοι Τουβηνοι Ιουδαοι – 2Mak XII: 17 . – «Около тысячи мужей…» – μαν χιλιαρχιαν, одну хилиархию, χιλιαρχα – отряд в 1000 человек, состоявший под начальством одного χιλιαρχος – тысяченачальника ( Чис.31:48 ). 1Мак.5:14–15 . Еще читались эти письма, как вот, пришли другие вестники из Галилеи в разодранных одеждах с таким извещением: собрались против нас из Птолемаиды и из Тира и Сидона, и из всей Галилеи языческой, чтобы погубить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ам.9:13 .  Вот, наступят дни, говорит Го­с­по­дь, когда пахарь застанет еще жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы по­текут. Пророк говорит о тех благах, которыми будет наслаждаться Израиль по восстановлении скинии Давидовой. Пророк предвозвещает чрезвычайное обилие плодов; вследствие которого не будет уже обычного перерыва между полевыми работами ( «пахарь застанет жнеца» и пр. ), виноградный сок потечет прямо с гор, покрытых виноградниками, а холмы, на которых пасутся стада, покроются такой обильной растительностью, что с них как бы потечет молоко. Вместо слов «пахарь застанет еще жнеца» в славянском читается: «и постигнет жатва объимание винограда»: LXX пропустили слово choresch пахарь, а оборот bemoscheh hazzarah перевели свободно περκασει εν τω σπρω σταφυλ, поспеет виноград во время посева. Образные выражения подлинника в конце ст. 13-го LXX-ю упрощены; отсюда в слав. читаем: «и искапают горы сладость, и вси холми насаждени будут». Ам.9:14 .  И воз­вращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустев­шие города и по­селят­ся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, раз­ведут сады и станут есть плоды из них. Ам.9:15 .  И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Го­с­по­дь Бог твой. Пророк возвещает восстановление городов, возрождение прежней спокойной жизни и полной безопасности от врагов. Пророчество Амоса о восстановлении скинии Давидовой и ниспослании благ народу Израильскому некоторыми комментаторами (Кирилл Ал., Феодор М., Калмет) понимается как предсказание о возвращении из Вавилонского плена и о временах Зоровавеля. В частности, пророчество о том, что Израиль овладеет некогда остатком Едома, исполнилось, по мнению Калмета, в факте подчинения Едомлян Иудеям при Гиркане (И. Флавий, Иуд.Древн. 13:1, 1–6). Но пророк в ст. 11–15 провидит излияние такого обилия благ, которого не было ни при Зоровавеле, ни тем более при Гиркане. Образ выражения пророка (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010