Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Алявдин), еп. Тобольский. Портрет. 40-е гг. XIX в. (РГИА) (Алявдин Василий Федорович; 28.07.1791, Владимир - 20.05.1845, Тобольск), еп. Тобольский и Сибирский. Сын священника, служившего во владимирском Княгинином жен. мон-ре . С мая 1799 г. учился во Владимирской ДС, с марта 1812 г. преподавал в семинарии франц. язык. 11 марта 1812 г. подал прошение Владимирскому и Суздальскому еп. Ксенофонту (Троепольскому) о пострижении в монашество, однако вскоре обратился с просьбой не совершать пострига ранее, нежели он достигнет 30 лет. В 1814 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1818 г. со степенью магистра и получил назначение в Пензенскую ДС профессором философии, древнеевр. языка и инспектором. Затем исполнял должность ректора Пензенского ДУ, в кон. 1820 г. переведен инспектором, профессором философии и франц. языка во Владимирскую ДС. 7 янв. 1827 г. пострижен в монашество архим. Никодимом в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери мон-ре , 20 янв. Владимирский еп. Парфений (Чертков) рукоположил В. во иеромонаха и определил строителем Сольбинской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. 15 окт. того же года В. был переведен в С.-Петербург инспектором ДС и профессором философии и толкования Свящ. Писания, исполнял также должность ректора Александро-Невского ДУ. 29 янв. 1828 г. возведен в сан архимандрита и назначен действительным членом конференции СПбДА. 25 сент. 1829 г. назначен ректором и профессором богословия в Калужскую ДС и настоятелем Доброго мон-ря близ Лихвина. 5 дек. 1834 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 20 янв. 1835 г. в Свято-Духовской ц. Александро-Невской лавры состоялась хиротония В. во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) . 26 сент. 1836 г. В. был перемещен на Костромскую кафедру. Вел борьбу со старообрядчеством, восстановил Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , создал причетнические школы. В 1838 г. награжден орденом св. Анны 1-й степени.

http://pravenc.ru/text/159040.html

Неожиданное назначение о. Поликарпа на должность ректора семинарии объяснили следующим образом. Он был родной племянник известного архимандрита Ростовского Яковлевского монастыря, Иннокентия; а о. Иннокентий пользовался особенным вниманием и уважением знаменитой графини А. А. Орловой-Чесменской. Вот по этим-то связям и отношениям и состоялось назначение о. Поликарпа на непосильную для него должность ректора семинарии, которую, однако-ж, он занимал около 10 лет. Во Владимир он приехал в сане игумена, и я был очевидцем возведения его в сан архимандрита, в домовой архиерейской церкви. Как теперь вижу, как преосвященный Парфений, при вручении ему жезла, читал по книге довольно длинное поучение. О. Поликарп, как не получивший академического образования, не мог преподавать, разумеется, никакого предмета: но ему тем не менее, как ректору семинарии, назначаемы были на высокоторжественные дни проповеди. В последних числах ноября мимоездом из Киева в Кострому, приехал во Владимир бывший Киевский викарий преосвященный Владимир (Алявдин), переведённый в сентябре на Костромскую кафедру. Он посетил и нашу семинарию, в которой был некогда инспектором. В наше отделение взошёл он, в сопровождении инспектора Митрофана, когда у нас был урок по математике. Когда преосвященный спросил наставника, как его фамилия: тот ответил: – „Соловьев“. – „Не сын ли вы священника Соловьева, который в 1835 году умер у меня в Киеве —118— 1836 г. и которого я отпевал?“ – „Точно так, ваше преосвященство“. Преосвященный Владимир был приглашён преосвящ. Парфением вместе с ним служить в праздник святителя Николая (6 декабря), в высокоторжественный день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича. Служение происходило в большой крестовой церкви. Владимирцы едва ли видели когда-нибудь служение двух архиереев вместе. Я был очевидцем такого необычайного зрелища. Преосвящ. Владимир, в мире Василий Феодорович Алявдин, уроженец г. Владимира, воспитанник 1-го курса Московской дух. академии. По окончании академического образования в 1818 году, со степенью магистра, он назначен был инспектором сначала в Пензенскую семинарию, где он нашёл губернатором родственника своего, знаменитого М.М. Сперанского; оттуда в конце 1820 года переведён был на ту же должность во Владимирскую семинарию, где и оставался до 1829-го года 1025 . Как магистр, Алявдин высоко ценил свои учёные достоинства. Когда я учился в семинарии, слышал о нём рассказ следующего содержания. В кафедральном Успенском соборе открылась настоятельская вакансия. Алявдин подал преосвященному Парфению прошение об определении его на эту вакансию и даже настойчиво требовал удовлетворения своей просьбы: но преосвященный отказал в его просьбе и предпочёл ему заслуженного протоиерея Павла Ставровского. Алявдин, обидевшись этим отказом, подал в след за тем прошение о поступлении его в монашество, и при этом будто бы сказал: „так я же сам буду не хуже его (т. е. Парфения) архиереем“. И вот его предсказание исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. Поликарп, как не получивший академического образования, не мог преподавать, разумеется, никакого предмета: но ему тем не менее, как ректору семинарии, назначаемы были на высокоторжественные дни проповеди. В последних числах ноября мимоездом из Киева в Кострому, приехал во Владимир бывший Киевский викарий преосвященный Владимир(Алявдин), переведенный в сентябре на Костромскую кафедру. Он посетил и нашу семинарию, в которой был некогда инспектором. В наше отделение взошел он, в сопровождении инспектора Митрофана, когда у нас был урок по математике. Когда преосвященный спросил наставника, как его фамилия: тот ответил: – «Соловьев». – «Не сын ли вы священника Соловьева, который в 1835 году умер у меня в Киеве и которого я отпевал?» – «Точно так, ваше преосвященство». Преосвященный Владимир был приглашен преосвящ. Парфением вместе с ним служить в праздник святителя Николая (6 декабря), в высокоторжественный день тезоименитства Государя Императора Николая Павловича. Служение происходило в большой крестовой церкви. Владимирцы едва ли видели когда-нибудь служение двух архиереев вместе. Я был очевидцем такого необычайного зрелища. Преосвящ. Владимир, в миру Василий Феодорович Алявдин, уроженец г. Владимира, воспитанник 1 курса Московской дух. академии. По окончании академического образования в 1818 году, со степенью магистра, он назначен был инспектором сначала в Пензенскую семинарию, где он нашел губернатором родственника своего, знаменитого М.М. Сперанского; оттуда в конце 1820 года переведен был на ту же должность во Владимирскую семинарию, где и оставался до 1829 года. Как магистр, Алявдин высоко ценил свои ученые достоинства. Когда я учился в семинарии, слышал о нем рассказ следующего содержания. В кафедральном Успенском соборе открылась настоятельская вакансия. Алявдин подал преосвященному Парфению прошение об определении его на эту вакансию и даже настойчиво требовал удовлетворения своей просьбы: но преосвященный отказал в его просьбе и предпочел ему заслуженного протоиерея Павла Ставровского. Алявдин, обидевшись этим отказом, подал в след за тем прошение о поступлении его в монашество и при этом будто бы сказал: «так я же сам буду не хуже его (т. е. Парфения) архиереем». И вот его предсказание исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Авеллярдов. Нет еще... вероятно, она ждет тебя, потому что за нее сватались хорошие женихи и она не пошла за них, ответивши им, что ее сердце доселе еще не свободно... Она теперь стала прелестною девушкою... красавицею в полном смысле слова... ведет себя прелестно. Алявдин. Очень этому рад... И как-бы я желал теперь видеться с нею и переговорить... Но родителей ее я не могу видеть равнодушно... При одном воспоминании о них во мне поднимается вся желчь... Мне бы вовсе и не хотелось видеть их... Хотелось бы взять Машу, перевенчаться с нею, да и укатить отсюда в Москву или Петербург. Авеллярдов. Мало ли бы чего тебе захотелось!.. Но ведь это невозможно: Маша на это не решится. Поэтому нужно устроить дело так, чтобы по возможности облегчить тяжесть твоей встречи с ее родителями, заставить их извиниться пред тобою и загладить свою вину. Алявдин. Прошу тебя, дядя: будь мне друг и благодетель, окажи мне свою великую услугу еще раз. Авеллярдов. С удовольствием... что будет возможно, все сделаю для тебя. В чем же суть дела? Алявдин. Устрой мою встречу с Машею где-нибудь так, чтобы родители ее ничего об этом не знали. Я с нею переговорю обо всем, и решу свой жизненный вопрос. Авеллярдов. Мне кажется, это очень легко устроить. Она ходит в семинарскую церковь к обедне почти всегда. Стоит только и тебе завтра прийти туда же, вот ты и получишь полную возможность оттуда идти вместе с нею и дорогою переговорить. Алявдин. О, это я непременно сделаю! И тогда получу полную возможность переговорить с нею обо всем. Спасибо, дядя, что ты дал мне такой отличный совет. Завтра я буду в семинарии, вспомню свою старину, увижу знакомых мне начальников и наставников и некоторых учеников, помолюсь в той же самой церкви, где целых шесть лет молился. А теперь пойдем, дядя, по старой памяти пройдемся с тобою или в «Барское село» или в «Европу», а всего бы лучше к «Киреичу», где мы, бывало, всегда пивали чай. Напьемся там чаю еще один и, может быть, уже в последний раз. Авеллярдов. Охотно пошел бы с тобою, но, право, не хочется в такую жаркую пору ходить по пыльным улицам. Пойдем лучше, здесь же, в вокзале на свежем воздухе напьемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Литература о Н. Федорове: Бердяев H.A. Η. Ф. Федоров//Путь. 1928. Булгаков С. Н. Загадочный мыслитель (Η. Ф. Федоров)//Два града: Исследования о природе общественных идеалов. М., 1991; Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 2. Л., 1991; Лосский Н.О. История рус. философии. М., 1991; Семенова С. Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Семенова С. Г. Вера, пришедшая в «разум истины»//Путь. 1992. 2; Емельянов Б. В., Хомяков М. Б. Николай Федоров и его «Философия общего дела». Псков, 1994; Н. Федоров: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2004. Т. 1; 2008. Т. 2. Православный погребальный обряд и его смысл Печатается по: Федоров Η. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 1995. Т. 2. С. 64–65. В.В. Розанов Русская церковь Впервые: Полярная звезда. 1906. 8. С. 524–540. Расширенный вариант статьи вышел в 1909 г. отдельным изданием (СПб.: тип. Л.С. Суворина) со значительными цензурными пропусками. Печатается в сокращении по: Розанов В. В. Собр. соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 327–355. Пропущенные места здесь восстановлены по журнальной публикации; они даются в квадратных скобках. Знак « – » означает цензурные купюры. Предисловие автора к изд. 1909 г. следующее: «Настоящая статья была написана для сборника “I Russi su la Russia”, изданном в Милане в 1905 г., – в памятные дни, когда все в Европе спрашивали с волнением, что такое Россия и русские, что они обещают или чем грозят. В следующем году книга была переведена на немецкий язык (“Russen ueber Russland”) и издана во Франкфурте-на-Майне. Но когда мне предложено было написать о Русской Церкви для иностранного сборника, – я писал как бы для русских, просто что видел и что знал о Церкви, не думая нимало об иностранцах. Иностранцам надо видеть то самое, что видим мы. В России статья эта (написанная по-русски и переведенная на итальянский и немецкий языки не мною) появилась в “Полярной звезде” редакции П.Б. Струве (3 февраля 1906 г. 8. С. 524–540), – но без последних страниц. Теперь она печатается без каких-либо изменений, в русском оригинале».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Федоров всецело принимает учение о возможности «воскресения для вечного наказания» («я буквально верю в это», – пишет он) 1825 , но он ищет, – как он выражается, – «полного и всеобщего спасения – вместо спасения неполного и невсеобщего, при коем одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а другие (праведники) на вечное созерцание этих мук» 1826 6 . Недоразумение в понимании основных идей и основного пафоса у Федорова было, конечно, не у одного Вл. Соловьева. Хотя Федоров в ответ на приведенное выше письмо Соловьева написал сбоку: «Воскрешать каннибализм, т.е. воскрешать смерть! Какая нелепость!» – но, как мы указывали, Федоров давал, к сожалению, не раз повод к такому недоразумению… Справедливо заметил Булгаков 1827 , что «особенно велика опасность религиозную идею Федорова истолковать в духе современных научных позитивистов (Мечникова и др.) и религиозный идеал превратить в невыносимую пошлость». Написал же Флоровский 1828 , что «магия «всеобщего предприятия» для Федорова реальнее Святейшей Евхаристии " … а в другом месте написал, что мировоззрение Федорова «вовсе не было христианским», что у него был «пафос социального строительства». Повторяем, – Федоров давал достаточно поводов для истолкования его системы в духе «гуманистического активизма», но прав не Флоровский, а Булгаков в признании существенно религиозного (а вовсе не социально-активистического) смысла идей Федорова. Ближе к правде другое замечание Флоровского 1829 , что Федоров «благодати противоставляет труд», – но ведь труд, о котором идет дело у Федорова, заключается как раз в «усвоении» благодати. Федоров – и здесь он близко прикасается не к одному Толстому, но и к ряду русских мыслителей – решительно борется против отделения «мысли» от «дела», против превращения христианства в «миросозерцание», а не в «богодейство» 1830 . Основное убеждение Федорова, что «человечество призвано быть орудием Божиим в спасении мира» 1831 , конечно, вовсе не устраняет благодати Божией в этом спасении. Федоров строил «Философию Общего Дела», систему «проэктивной» философии, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Владимир, архиепископ Тобольский и Сибирский (Алявдин Василий Федорович) Родился 28 июля 1791 года в г. Владимире в семье священника Успенского женского монастыря. В мае 1799 года Василий поступил во Владимирскую духовную семинарию и еще до окончания ее, в марте 1812 года, был назначен в ней учителем французского языка. В 1814 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1818 году со степенью магистра. По окончании академии определен инспектором Пензенской духовной семинарии и профессором философии и еврейского языка. Вскоре был назначен и ректором Пензенских духовного и уездного училищ. В 1820 году, по его просьбе, был переведен во Владимирскую духовную семинарию на те же должности, какие занимал в Пензенской. Как профессор Василий отличался прекрасным знанием своего предмета, умело и увлекательно преподавал его. 7 января 1826 года в Боголюбском монастыре Василий был пострижен в монашество архимандритом Никодимом, а 20 января епископом Владимирским и Суздальским Парфением (Чертковым) рукоположен во иеромонаха и назначен строителем Солбинской Николаевской пустыни (в Переславльском уезде). 15 октября 1827 года иеромонах Владимир переведен ректором и профессором философии в Санкт-Петербургскую духовную семинарию и одновременно назначен ректором Александро-Невского духовного училища. 29 января 1828 года возведен в сан архимандрита и определен действительным членом конференции Петербургской духовной академии. С 25 сентября 1829 года – ректор и профессор богословия Калужской духовной семинарии и настоятель Лихвинского Доброго Покровского монастыря. 5 декабря 1834 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения. 20 января 1835 года в Духовской церкви Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. Хиротонию совершали: Санкт-Петербургский митрополит Серафим, бывший митрополит Карталинский и Кахетинский Иона (Василевский), архиепископ Тверской и Кашинский Григорий (Постников) и Венедикт (Григорович), епископ Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии. Назначение в Киевскую епархию радовало епископа Владимира, но служить там ему пришлось недолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Некоторые принимали пострижение уже во время прохождения ими должности наставников, и иные после довольно продолжительной службы. Из такого значительного числа монашествующих достигли святительства только 47 человек и в числе их трое иноземцев (Болгар). Перечисляем их по порядку курсов. Первого курса (1818) 1 . Владимир Алявдин, магистр. В 1818 году по окончании курса назначен в пензенскую Семинарию инспектором и профессором философии и еврейского языка. Здесь он познакомился с М. М. Сперанским, бывшим тогда в Пензе губернатором, и пользовался расположением преосв. Иннокентия Смирнова , который скончался на его руках. В конце 1820 года Алявдин перемещен по собственному желанию во Владимирскую Семинарию также на должность инспектора. 3десь в январе 1827 г. принял монашество. В октябре сего года переведен в С.-Петербург на должность инспектора Семинарии; в сентябре 1829 в сане архимандрита определен ректором калужской Семинарии; в январе 1835 года рукоположен во епископа Чигиринского, викария киевского; в сентябре 1836 назначен епископом костромским, в ноябре 1812 года переведен на архиепископскую кафедру в Тобольск, где и скончался 20 мая 1845 года. Из сочинений его известны в печати: Речь при погребении епископа пензенского Иннокентия. Жизнеописание Иннокентия, еп. пензенского, напечатанное при первом издании его сочинений. Спб. 1821. Краткое описание киево-златоверхомихайловского монастыря с жизнеописанием св. мученицы Варвары. Киев. 1835. Церковный год или собрание воскресных поучений, говоренных к народу в 1835, 1836 и 1837 годах в Киеве и в Костроме, 2 части. Спб. 1838. Собрание поучительных слов, 2 части. Москва 1838г. 349 2 . Михаил Добров, магистр. По окончании курса определен бакалавром церковной истории при московской духовной Академии. В 1819 году переведен на должность инспектора московской Семинарии. В 1823 г. назначен ректором тверской Семинарии. В 1831 году, 27 сентября, хиротонисан во епископа оренбургского. В 1835 году уволен на покой и жил в загородном архиерейском доме близ Уфы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Следствием таких приемов в изложении и критике убеждений Федорова и является просмотр (неусмотрение) того, что в них есть, а затем противопоставление ошибочным, по предположению Голованенки, взглядам Федорова других взглядов, почитаемых правильными, но которые оказываются, однако, как раз, взглядами самого Федорова. Так, например, якобы в противоположность Федорову, будто бы не различавшему Бога от мipa, Голованенко противопоставляет различение их, тогда как Федоров никогда пантеистом не был, Бога с мipoм не смешивал и, между прочим, в примечании на стр. 357–358 т. I, буквально говорит следующее: «Старый Рим пал, вдавшись в апполлинариеву ересь, —124— говорят старообрядцы. Новейшее же протестантство осуждает восточную церковь за отступление от Аполлинария, т.е. сближает православие с расколом (старообрядчеством), а себя с старым Римом… И потому, чтобы найти выход из разделения, нужно не уподобиться Западу, а Запад привлечь к подобию себе (к православию), нужно признать вочеловечение вместо признаваемого Аполлинарием пантеистического воплощения, т.е. не человека и даже Бога унизить до слепой природы, а человека, как образ Божий, (как созданного по образу Божию), надо поставить над природою: не в природе Бог, а с нами Бог . Нужно быть подобием Бога, а не природы, нужно объединение не по типу организма, а по образу Пресвятой Троицы, нераздельной и неслиянной». Из слов «нужно признать вочеловечение вместо признаваемого Аполлинарием пантеистического воплощения», нельзя однако заключать, будто Федоров не принимал тайны воплощения, Он принимал эту тайну, как вочеловечение, т.е. согласно с тем, как это говорится в символе веры («и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася») и как понимает эту тайну православие. Но совершенно ясно и очевидно, что Федоров отвергал воплощение, понимаемое пантеистически, как понимал ее Аполлинарий. Далее Голованенко назидательно внушает Федорову мысль, якобы у него отсутствующую, а именно, что «дело Богочеловека и тайно и явно объединяется с делом богочеловеческим, как благодатно-естественным» (512 стр.); а между тем Федоров как раз на этом-то совпадении и строил все свое учение!... Затем Голованенко поучает Федорова, что прошлое не мертвым должно быть для нас, а живым. Но именно к живому отношению ко всему прошлому и к живому восприятию его и взывал Федоров! В доказательство этого мы можем сослаться на статью «Гениальный разбойник» во 2-м т. Фил. Общ. Дела, где на стр. 31-й говорится: «На скромное желание разбойника быть только помянутым тогда, когда настанет день Царства Христова», Христос отвечает: «Нет, нет! не тогда, а сегодня ты уже будешь со Мною в раю». И Федоров верил этому обетованию Господа, хотя и не знал, как согласо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010