На встрече кроме двух арбитров и их вооруженного эскорта присутствовали возможные кандидаты на избрание халифом и ряд знатных курайшитов: Абдаллах б. Умар, Абдаллах б. аз-Зу-байр, Абдаррахман б. ал-Харис б. Хишам ал-Махзуми, Абдаррах-ман б. ал-Асвад аз-Зухри, Абу Джахм б. Хузайфа ал-Адави и, конечно же, Мугира б. Шy'бa, который не мог пропустить такое событие. Сын Ca'дa б. Абу Ваккаса поспешил к отцу, жившему в это время в каком-то оазисе в землях бану сулайм, и пытался уговорить его приехать на встречу арбитров, так как никто не имеет больше прав на избрание халифом. Однако Ca'д и на этот раз отказался принимать участие в усобицах 233 ». Наши источники не позволяют получить ясное представление о том, как были организованы переговоры и сколько точно времени они заняли. Не ясно, происходили ли какие-то публичные Диспуты арбитров или все обсуждения шли с глазу на глаз. Все, Что известно, относится к последним дням или даже к последнему дню встречи. Абу Муса с самого начала отказал Али в Праве быть халифом. Амр, естественно, предложил избрать My'abuю, но Абу Муса отверг и его, заметив: «Если бы я мог, я возродил бы имя Умара б. ал-Хаттаба». Амр возразил на это, что если Абу Муса считает возможным избрание халифа человека из этого поколения, то чем его сын хуже сына Умара. Абу Муса согласился, что сын Амра благочестивый и достойный человек, но замаран тем, что дал отцу вовлечь себя в междоусобицу. Тогда Амр отверг Абдаллаха б. Умара за его неопытность. Разговор об этом случайно услышал Абдаллах б. аз-Зубайр и посоветовал Ибн Умару дать взятку Амру, чтобы тот согласился с Абу Мусой, но Абдаллах б. Умар отказался от такого бесчестного приема 234 . Нужно думать, что при обсуждении возникали и другие кандидатуры. Позиции арбитров различались не только в том, кто должен стать халифом, но и в том, кто должен утвердить решение об избрании. Договор вроде бы предполагал, что решение арбитров является самодостаточным, но Абу Муса полагал, что они лишь договорятся о кандидатуре, а окончательное решение примет совет, хотя ни он, ни другие сторонники создания совета не представляли, из кого он должен состоять и кто его изберет или назначит. Амр же стоял на том, что их решение должно быть окончательным.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. А был он ханифом, предавшимся [Аллаху] 828 , и не был многобожником (3:67) 829 . Жажда поклонения истинному Богу, устремлённость к Нему – вот основные отличительные качества настоящего ханифа в понимании Корана. «Пророки» доисламского арабского мира Ханифы не были закрытой религиозной общиной. Среди них были яркие проповедники, называвшие себя набú (букв. «пророк»). По их утверждению, с ними говорил сам Бог и от Него они получали свои откровения. Так, наиболее известным проповедником был наби Масламá , который жил в центральной части Аравийского полуострова – в Йамаме. То, чему он учил, было весьма схоже с проповедью Мухаммада. Он так же, как и Мухаммад, верил в Единого Бога, которого называл «Рахман» (букв. «милостивый»), и так же собирал свои откровения в священную книгу. Как гласит предание, однажды Маслама написал письмо пророку ислама с предложением объединить усилия в проповеди и договориться действовать сообща. Но Мухаммад решительно отверг это предложение, приказав написать ответ, который начинался словами: «От посланника Аллаха Мухаммада лжецу Масламе...» Противники Мухаммада часто укоряли его в том, что его учение копирует учение Масламы. В ответ на эти укоры появляются следующие строки в Коране, в которых все «пророки» – конкуренты Мухаммада – недвусмысленно называются лицемерами и обманщиками: Есть ли [люди] несправедливее тех, кто возводит на Аллаха напраслину и утверждает: «Мне дано откровение», хотя никакого откровения ему не дано, или кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают [к ним] руки [чтобы лишить их жизни, и говорят]: «Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями» (6:93). Маслама переживёт Мухаммада и будет убит его сторонниками в 633 г. Кроме Масламы на юге полуострова – в Йемене – большое влияние и сильную политическую и военную власть приобрёл другой наби – «пророк» Асвад , который подобно Мухаммаду и Масламе призывал веровать в Единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Йазид б. ал-Мухаллаб, пытаясь избежать вооруженного столкновения с собратьями по вере и крови, предлагал Абдаррахману б. ал-Аббасу помощь деньгами, чтобы тот покинул подвластную ему территорию. Абдаррахман ответил, что задержится только на время, необходимое для отдыха людей и коней, а сам принялся собирать налоги с занятой им области. Этого Йазид уже вытерпеть не мог и выступил в поход против Абдаррахмана, но напал на него только после отказа от предложения уйти со всеми собранными налогами. Бой оказался коротким. После атаки конницы ал-Муфаддала б. ал-Мухаллаба часть мятежников разбежалась. Абдаррахман упорно сражался с небольшим числом храбрецов, остался живым, сумел избежать плена и скрыться от преследования в Синде. Убайдаллах б. Абдаррахман укрылся в Мерве, некоторые из предводителей ушли в Термез к Мусе б. Абдаллаху, но наиболее знатные мятежники предпочли сдаться в плен, надеясь на свою неприкосновенность. Среди них оказались Мухаммад б. Са‘д, Абдаррахман б. Талха, Аййаш б. Асвад б. Ауф. Йазид отослал к ал-Хаджжаджу всех знатных пленников кроме Абдаррахмана б. Талхи, которого заточил в темницу Мерва и тем спас ему жизнь, так как остальных ал-Хаджжадж приказал казнить, не взирая на их родовитость. 138 Бунт аристократии против центральной власти был сломлен. Ал-Хаджжадж наглядно продемонстрировал, что не происхождение, а степень лояльности государственной власти определяет положение человека. Символом отчуждения государственной власти в Халифате от создавшего ее общества стало сооружение новой столицы Ирака – Васита. Основание Васита В течение шести десятилетий Куфа и Басра были двумя столпами, на которые опиралась власть ислама на востоке Халифата, огромными военными поселениями, из которых черпались воинские контингенты, необходимые для непрерывных завоеваний. Жители этих городов прекрасно сознавали свою значимость и всегда были готовы защитить свои интересы с оружием в руках. Со временем их воинственность, побеждаемая обогащением, угасала; люди, включенные в войсковые реестры, диваны, и получавшие жалование, без особой охоты откликались на призывы исполнять воинский долг, но оружие и воинская выучка пригождались для защиты собственных интересов, и все наместники вынуждены были считаться с этим.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

14) Асма, из царствующего колена Кипдитов. Её отец Номан был Ибн-Аби-Джадп-Асвад-бен-харитс-бен-Шарахиль-бен Джадн-бен-Акиль-аль-Мерар. Этот стр. 30 Акилю-ль-Мерар был киндитским правителем. Родственники невесты поселились в Наджде против Шарийи и обратились в ислам. Номан пришёл к Мухаммеду засвидетельствовать почтение и сказал: «я хочу отдать за тебя свою дочь, красивейшую во всей Аравии. Она была в замужестве за двоюродным братом; но так как тот недавно умер, то дочь моя теперь вдовствует и имеет великую склонность к тебе»... Мухаммед с радостью принял предложение и сказал, что он даёт ей приданое в двенадцать с половиною унций золота. Отец счёл это слишком малым, но будучи уверен, что он ни одной жене не давал больше по заведённому порядку, согласился и брачный договор был заключён. Мухаммед послал с отцом невесты Абу-Озайда привести её. Пришедши к ней, Абу-Озайд объявил ей, что жены пророка не могут показываться без покрывала ни одному мужчине, исключая самых близких родственников. Асма согласилась подчиниться этому порядку; после трехдневного пребывания, он посадил её покрытую покрывалом на носилки, прикреплённые к верблюду, и поспешил с нею в Медину, где представил её в дом её родственников. Городские женщины пришли к ней, чтобы увидеть её и пожелать ей счастья. Они были в восхищении от её красоты. Одна из них имела глупость сказать: «если ты желаешь понравиться пророку, то должна, когда он приблизится к тебе, приветствовать его словами: да сохранит меня Бог от тебя!» Между тем Абу-Озайд известил Мухаммеда о прибытии его возлюбленной и тот тотчас же отправился к ней в дом, где она жила. Было обычаем, – продолжает рассказчик, – что жених садился перед ней и целовал невесту, если она снимала перед ним покрывало. Мухаммед хотел, чтобы и Асма оказала ему это выражение нежности, но она, встречая его, воскликнула: «да хранит меня Бог от тебя!» Он отвечал: «пусть и меня хранит Бог от тебя!» и так образно изрёк роковое слово – развода. Это составляет позднейшую редакцию не очень удачно выдуманной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Мы повиновались посланнику Аллаха, когда он был среди нас. Рабы Аллаха мы, но не Абу Бакра 531 . Особенно опасной была враждебная позиция восточных соседей Медины, воинственных и многочисленных племен гатафан и сулайм, границы владений которых находились в одном-двух днях пути от Медины. Неясна была позиция жителей Мекки и Таифа, от которых тоже можно было ожидать враждебных действий. Отправлять отряд Усамы с лучшими воинами в дальний поход в этой обстановке было чрезвычайно рискованно. Постепенно ситуация стала проясняться. Все старые союзники Мухаммада, обитавшие между Красным морем и хребтом Хиджаза, – музайна, джухайна, амир и хузаа – сохранили верность исламу, прислали делегации для присяги халифу и пригнали скот, собранный в качестве садаки. Мекканцы, как и можно было ожидать сразу же отказались платить садаку. Перепуганный наместник куда-то скрылся. Однако доводы рассудка вскоре победили это первое движение души: новая вера не только сохраняла почитание мекканских святынь, но и превращала их в религиозный центр всей Аравии, создавала еще более благоприятные условия для мекканской торговли. Один из влиятельнейших курайшитов, Сухайл б. Амр (получивший после Хунайна в подарок от Мухаммада 100 верблюдов), призвал курайшитов уплатить садаку, гарантируя всем своим состоянием возмещение, если власть ислама падет 532 . Известие об этом могло достичь Медины уже 17–18 июня и укрепить решимость Абу Бакра отправить Усаму, несмотря на предостережения многих соратников. Произошло это, видимо, в самом конце раби I 11/конце июня 632 г. 533 . Вскоре после этого прибыло сообщение из Йемена, что арабо-персидская оппозиция организовала заговор против ал-Асвада, главными действующими лицами которого были Кайс б. ал-Макшух, один из глав племени мурад (присоединившийся к ал-Асваду, чтобы избавиться от вождя мурад Фарвы б. Мусайка, присягнувшего Мухаммаду), и глава персов-абна Файруз. Файрузу удалось заручиться содействием жены ал-Асвада (вдовы убитого им сына персидского наместника Йемена), вместе с Кайсом он пробрался в его спальню. Ал-Асвад лежал, по одним сведениям, в забытьи после транса, завернувшись с головой в покрывало, а по другим – мертвецки пьяный. Заговорщики отрубили ему голову, показали со стен дворца и возгласили мусульманский символ веры в знак возвращения к исламу. Сопротивление мазхиджитских воинов было легко подавлено, и в Сан " а вернулся мусульманский наместник 534 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Когда жители Даст Майсана (округа, в котором находилась Басра) прислали к нему делегацию просить о сокращении общей суммы налога, поскольку многие земли округа перешли в собственность мусульман, то оц напустил на них басрийцев, которые с позором и побоями прогнали просителей 411 . Если же дело касалось его самого, то интересы казны забывались. Сыну обедневшего умаййада из рода Абу-л-Иса (см. табл. 1), который женился на дочери Зийада, откровенно признаваясь, что рассчитывает на подарок, он разрешил, назначив его наместником Суса, оставлять себе половину хараджа – 250 000 дирхемов 412 . Не стеснялся он идти и на откровенное жульничество, если оно сулило ему хорошую прибыль когда он узнал, что My'abuйa подарил своему шурину большой участок земли в окрестностях Басры и тот едет его посмотреть, то распорядился пустить на этот участок воду. Новый владелец решил, что халиф по незнанию наделил его заболоченной землей, и охотно уступил ее Зи-йаду за 200 000 дирхемов. Став владельцем, Зийад тут же осушил этот участок 413 . В его распоряжении были огромные государственные средства. За год в подвластных ему областях собиралось 60 млн. дирхемов налогов 36 млн. из них шли на жалованье воинам, 16 млн – их сыновьям, записанным в диван, 2 млн. – на текущие административные нужды и строительство, столько же откладывалось в резервный фонд на непредвиденные расходы, а остаток в 4 млн. отсылался в Дамаск 414 . Из этого потока денег можно было многое отложить и для себя. Широко пользовались щедротами Зийада его племянники, сыновья Абу Бакры. Немало перепадало и другим, стоявшим близко к власти, в том числе и неарабам, вроде хаджиба Зийада, Фила, выезд которого вызывал зависть даже у такого знатного басрийца, как Абу-л-Асвад ад-Дуали, выразившего свое возмущение новыми порядками в следующей стихотворной строке: Не были пляски вокруг мавали обычаем нашим во время пророка 415 Этому Филу принадлежала вторая по времени постройки баня Басры, приносившая ему большой доход. Мавали происходили из более развитых обществ и легко опережали в погоне за благосостоянием рядовых чистокровных арабов, которые, кроме умения ездить верхом и сражаться, не име-ли навыков ни в ремесле, ни в административных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Еще одна версия состоит в том, что Мухаммед действительно видел все эти видения, которые были сгенерированы отрицательными духовными силами, то есть, во время этих состояний он находился под воздействием бесов, и этим бесообщением объясняется его состояние. Это высказывал Георгий Амартол, христианский историк IX века. Его хронография была переведена на славянский и грузинский языки и оказала колоссальное влияние на русскую историческую науку. Каждая из этих интерпретаций имеет своих сторонников в наше время, в том числе и среди исследователей. Характерно, что каждая имеет сильную аргументацию в свою пользу и каждая находит основания в мусульманской исторической традиции. He исключено, что в реальности все эти факторы сочетались и переплетались между собой. Общественная проповедь Спустя три года после первого откровения Мухаммед получает указание начать общественную проповедь , что он и делает. Нервом первой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда. Основным смыслом его проповеди было провозглашение единобожия, что есть только один бог – Аллах. Согласно с этим происходят нападки на языческую религию арабов, на их чтимых богов и богинь, на их святыни. Он утверждал, что является пророком Аллаха, посланным для арабов для того, чтобы увести их от ложного почитания, а также для провозглашения о Страшном Суде, о Воскресении, о награде верным и муках тех, кто не уверовал. Это были основные темы ранней проповеди Мухаммеда. Хотя появилось еще несколько обращенных, проповедь была встречена в целом равнодушно. Значительные же люди были оскорблены его нападками на их культ. Помимо прочего это объяснялось тем, что Мухаммед не был оригинальным на фоне языческой среды. Одновременно с Мухаммедом и ранее у арабов существовали аналогичные пророки. Они учили о том, что Бог един, о Его милости, провозглашали себя пророками. У них были похожие на Мухаммеда впадения в транс. Его ранним предшественником и конкурентом был «пророк» Маслама из города Йемама на востоке Аравии. Так что неудача Мухаммеда как проповедника объясняется еще и тем, что он был неоригинален. Известно, что язычники упрекали его, что он просто пересказывает человека из Йемамы, который говорил то же самое, и даже вел себя также. Кроме этого, были другие пророки: Асвад, Талха и многие другие, которые говорили о том, что являются пророками единого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

[Государство Ливия; араб. ], гос-во в Сев. Африке. Площадь - 1759,54 тыс. кв. км. На севере омывается водами Средиземного м.; на востоке граничит с Египтом , на юго-востоке - с Суданом , на юге - с Чадом и Нигером , на западе - с Алжиром , на северо-западе - с Тунисом . Столица - Триполи (1019 тыс. чел., по данным на 2012). Крупнейшие города (по данным на 2012): Бенгази (633 тыс. чел.), Мисурата (286 тыс. чел.), Тобрук (138 тыс. чел.), Себха (99 тыс. чел.), Бени-Валид (91 тыс. чел.). Офиц. язык - арабский; с 2012-2013 гг. в адм. практику допущены берберские языки. Включает 3 исторические области - Триполитанию (северо-запад), Киренаику (восток) и Феццан (юго-запад). Административно-территориальное деление (c 2007) - 22 района (шаабии). Сохраняется членство Л. в ООН (1955), ЛАГ (1953), МВФ (1958), МБРР (1958), ОПЕК (1962), АС (1963, до 2002 ОАЕ), Организации Исламская конференция (1969). География. Большая часть территории - в геологическом отношении часть сев. склона Африканской тектонической платформы - представляет собой плато (высотой в среднем до 600 м), разделенное обширными понижениями на отдельные участки субтропических полупустынь (на севере) и тропических пустынь (на юге). Береговая линия (1770 км) расчленена слабо: единственный крупный залив - Сидра (Б. Сирт), к западу от которого берега низкие, песчаные, окаймлены лагунами, к востоку - обрывистые, гористые. Вдоль побережья растянулась низменная равнина (высота до 200 м), постепенно расширяющаяся к востоку. На северо-востоке простирается плато Эль-Джебель-эль-Ахдар (до 705 м), на северо-западе - Хамада-эль-Хамра, которое у прибрежной низменности Джефара обрывается уступом Джебель-Нефуса (до 967 м), к югу уступом Тингерт (до 661 м) возвышается над котловинами Идехан-Аубари и Идехан-Мурзук с песчаными грядами длиной от десятков до сотен километров при относительной высоте 150-200 м. На востоке эти пустынные котловины ограничены вулканическими горами Эс-Сауда (до 840 м) и Эль-Харудж-эль-Асвад (до 1200 м), которые отделяют Феццан от Ливийской пустыни. К югу от них расположены плато Бин-Гунайма (до 740 м) и горы Туммо (до 1043 м). В юж. районах на территорию Л. заходят отроги вулканического нагорья Тибести высотой до 2267 м (гора Бетте - высшая точка страны).

http://pravenc.ru/text/2110469.html

Преемником Мухаммада был избран Абдаллах ибн Осман, более известный как Абу Бакр ас-Сиддик (Абу Бакр Правдивейший; 632-634). Он стал первым из 4 халифов (наместников), к-рых мусульмане называют праведными (ал-хулафа ар-рашидун). После смерти Мухаммада наступили т. н. времена отступничества (ридда). Вожди некоторых племен посчитали, что клятва Мухаммаду была дана ему лично и с его смертью утрачивает силу. Кроме того, еще при жизни Мухаммада в Аравии появились неск. лжепророков, к-рые призывали вернуться к почитанию старых богов. Абу Бакр начал войну против язычников и отступников, ибо Коран призывал: «Если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте, где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников» (IV 89). После того как был казнен лжепророк Абхала аль-Асвад (Чёрный) г. Сана вернулся к И. Нек-рые племена были готовы остаться мусульманами, только если их освободят от выплаты закята . Абу Бакр заявил, что без закята нет И., и разбил войско восставших племен на подступах к Медине. Затем мусульм. отряды победили войско лжепророчицы Саджах (позднее она приняла И. в Ираке), разбили объединенное войско племен асад, гатафан и тайй, к-рое возглавлял лжепророк Тулайха, и усмирили Неджд, Бахрейн, Хадрамаут и Оман. Самой кровопролитной битвой в истории ридды считается поход в Ямаму против лжепророка Мусайлимы. Место схватки, где пали 30 хафизов, «помнивших весь Коран наизусть», назвали Сад Смерти ( Родионов. 2003. С. 44). После этого сражения по приказу Абу Бакра хафизы стали записывать или диктовать писцам суры Корана. Среди военачальников Абу Бакра особо выделялся Халид ибн аль-Валид, возглавлявший конницу мекканцев в сражении при Ухуде. Приняв И., он, по преданию, не проиграл ни одного сражения и получил прозвище Меч Ислама. Абу Бакр послал его в Приевфратье, где он нанес поражение шахским войскам и взял Хиру, столицу араб. христ. княжества, вассального Ирану. После этого Халид разбил визант. армию при Аджнадайне в Палестине и арабов-христиан из племени таглиб у границ Византии. Т. о., мусульм. завоевания вышли за пределы Аравийского п-ова.

http://pravenc.ru/text/674977.html

Так как Коран, и Абубекров и Османов, писался еще без тех знаков, какими в последующее время указаны в словах гласные звуки и определено произношение слов, то в текст его не могли не войти варианты чтения. Так, вскоре за изданием Корана второй редакцией появились разные чтения текста его в разных городах мохаммеданского царства, по толкованию различных лиц, присвоивших себе и верное понимание смысла в законодательной книге, и верное чтение слов, содержащих тот смысл. И после того, как куфическое письмо сменилось почерком несхий, в котором буквы отчетливее стали различаться дикритическими точками и как Абу-Асвад ад Дуали ввел знаки гласных в текст Корана, а исследования ученых Басры и Куфы арабской речи, семи имамов (настоятелей и наставников в законе) в главных городах мохаммеданских не были между собою согласны везде в чтении текста Корана. Эти семь имамов в истории мохаммеданской Богословской науке известны под названием «семи чтецов Корана», или «установителей флексических форм в языке Корана». Эти чтецы Корана были: 1) Нафий (Нафий бну-Абдурразман) мединский имам, 2) Ибну-Кесир (Абдулла бну-Кесир), меккский имам, 3) Абу-Амр (Абу-Амр Райян бен-Ола), басорский имам, 4) Ибн-Амир (Абдулла бну-Амир), сирийский или дамасский имам, 5) Ибн-Асым (Абу-Наджуд бну-Асым), куфийский имам. 6) Гамзя (бну-Хабиб, бни-Зайят) куфийский имам, 7) Кисам (Ферра), так же имам в Куфе. При каждом из семи имамов мохаммедане считают по два ученика, которые передали чтение своих учителей: у Нафия – Калун и Варш, у Ибн-Кевира – Базий и Канбяль, у Абу-Амра – Доди и Савси, у Ибн-Амира – Гешам и Ибн-Зекуван, у Ибн-Асыма – Абу-бекир и Хафас, у Хамзи – Халяф и Халляд, у Кисаи – Абуль-Харес и Дурий. По числу семи чтецов Корана явилось в мохаммеданском миресемь чтений его, или семь редакция текста Корана. При объяснении смысла текста Корана, толкователи его называют эти чтения или от имени города, в котором жил известный чтец, или от имени самого чтеца. так указываются чтение мединское или Нафиево, второе – мекское или Ибн Кесирово, третье – басорское или Абу-Амрово, четвертое – сирийское, Ибн-Амирово и трикуфийские чтения, Ибн-Асымово, Хамзино и Кисайево. Эти чтения одного и того же текста Корана состоят в том, что в некоторых стихах чтец читал слово не в той грамматической форме, в какой читал его другой: от того видоизменялся самый смысл стиха. Это тоже, что мы называем вариантами чтения в изданиях каких-либо прежних сочинений.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

   001    002   003     004