Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КААБА [араб.- куб], главное святилище ислама; место, к к-рому во время молитвы обращают лица мусульмане всего мира (кибла). Находится в Мекке (Бакке), в центре Запретной мечети (Эль-Масджид-эль-Харам), и представляет собой каменное здание (12×10 м, высота 15 м). Ритуальный обход паломников вокруг К. (таваф) - один из главных элементов хаджа . Углы К. показывают направление частей света. В вост. угол вмонтирован Черный камень (Аль-хаджар аль-асвад), окаймленный серебряным ободом,- главный предмет поклонения в К. Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если не удается, то коснуться его или того, кто к нему прикасался. Размер видимой поверхности камня составляет примерно 16,5×20 см. К. покрыта черным шелковым покрывалом (кисва), к-рое меняется раз в год. Верхнюю часть покрывала занимают вышитые золотом на бордюре и в медальонах изречения из Корана ; так же украшено покрывало, закрывающее дверь в К. Она возвышается над землей почти на 2 м, сделана из чистого золота и весит 286 кг. Внутри К. хранятся списки Корана. Часть стены между дверью и Черным камнем называется «аль-мультазам», около нее произносят молитву, к-рая считается особо угодной Аллаху . С крыши сев.-зап. стены выступает позолоченный сток для воды. Часть К. между ним и зап. углом является собственно киблой. У сев.-вост. стены полукруглая стенка отгораживает аль-хиджр - особое место, куда паломники не заходят, совершая таваф; во времена пророка Ибрахима (ср. Авраам ) оно якобы было частью К., и там, по легенде, похоронены сын Ибрахима Исмаил и его мать Хаджар (ср. Агарь ). К. окружает мощеная дорожка, по к-рой паломники совершают ритуальные обходы святилища ( Пиотровский. Кааба. С. 123). Согласно мусульм. традиции, в Мекке Адам с сыном Сифом воздвиг 1-е святилище в истории человечества - К. «Воистину, первый дом, сооруженный для богослужения людей, тот, что находится в Бакке» (Коран III 96). К. земная имела прообразом К.

http://pravenc.ru/text/1319730.html

Нет Пост (араб. саум) установлен лишь для награды в будущей жизни. 4.18. Заповедует ли Бог войну с иноверцами? Нет Заповедана духовная борьба с дьяволом и падшими духами – врагами человеческой души. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» ( Еф. 6:12 ). Да Определен джихад как «священная война» с иноверцами. «Когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с неверными и лицемерами. Будь жесток к ним!» (9.73). 4.19. Допустимо ли мученичество за веру? 4.20. В чем состоит мученичество? Мученик (исповедник, свидетель Христа) – христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей. Мученик (араб. шахид – погибший со свидетельством веры) – мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами. 4.21. Присутствует ли общее и обязательное почитание природных явлений и паломничество к ним? Нет Запрещено почитать явления природы. Да Присутствует почитание Чёрного камня (араб. Хаджар аль-асвад ) в Каабе. Мусульмане обычно целуют его или касаются рукой (обряд такбиль ). Это – часть хаджа – паломничества в Мекку, одного из 5ти столпов ислама , вида поклонения Аллаху. 4.22. Существуют ли ритуалы (внешние механические действия) чрез которые достигается спасение? Нет Отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека. Да Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и пр . 4.23. Существуют ли таинства, в которых Бог особенно близко общается с человеком? Да Установлены священнодействия в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа. Нет Отвергается благодатное общение Бога и человека.

http://azbyka.ru/islam-i-xristianstvo-sr...

альхаджар альасвад). Этот овальный камень, установленный в серебряной рамке в конце седьмого столетия, известен как часть первоначального строения, построенного Авраамом и Исмаилом. По мусульманскому преданию, он был дан Адаму в напоминание о рае. По другой версии, он был ангелом – хранителем Адама, но был обращен в камень после того, как недосмотрел и допустил падение своего подопечного. Утверждается, что первоначально черный камень был белым, но впоследствии почернел, пропитавшись человеческими грехами, или от прикосновения женщины, находившейся в состоянии нечистоты. При этом считается, что внутри камень все также остается белым, а почернела только внешняя его сторона. При небольшом количестве народа мусульмане успевают просунуть в нишу голову и поцеловать «черный камень», но при большом стечении паломников не всем удается приложиться к этой «черной святыне». Люди успевают лишь дотронуться рукой до камня, после чего целуют руку и прикладывают к глазам. О реальной природе камня существуют разные мнения. Научные круги остановились на его космическом метеоритном происхождении. Особенностью «камня» является то, что он не погружается в воду и может плавать по ее поверхности. Именно благодаря этому свойству, была подтверждена подлинность черного камня в 951 году при возвращении его в Мекку после того, как в 930 году он был похищен карматами. Бытует ходячая легенда о том, что черный камень висит в воздухе. На самом деле он не левитирует, а закреплен в гранитной стене каабы, что очевидно для всех. Это недоразумение скорее всего возникло в результате путаницы двух арабских экспликаций (легенд) – истории черного камня и камня макам Ибрахим (место стояния Авраама), про который говорится, что он мог висеть в воздухе и служил Аврааму в качестве парящих лесов при строительстве каабы. Естественно, в настоящее время ни один из этих камней не летает, и оба покоряются естественным законам гравитации. Интересной д ля христиан особенностью церемонии целования камня является то, что это действие не имеет совершенно никакого обоснования в мусульманской традиции. Дабы не быть уличенными в идолопоклонстве, мусульмане не придают никакого религиозного значения самому камню и утверждают, что он никогда не был объектом поклонения. Единственной причиной, по которой простой камень удостоился такой чести, является слепое подражание действиям Мухаммеда, который целовал его и тем самым положил начало этой традиции. Все факихи (законоведы) шафиитского мазхаба порицали целование любых неодушевленных предметов с намерением таабуда (т.е. поклонения Аллаху и приближения к нему), кроме черного камня или музхафа (копия, экземпляр мн.ч. масахиф) Корана. Второй халиф Омар ибн Хаттаб по этому поводу говорил: «Клянусь Аллахом, поистине я знаю, что ты просто камень, ты не приносишь пользы и не вредишь, и если бы я не видел, что Пророк целовал тебя, то не поцеловал бы тебя» 150 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Одновременно с ним в Йемене, на юго-западе Аравии, действовал «пророк» Асвад. Он именовал себя «посланником Аллаха» и приобрел там, хотя и ненадолго, немалую политическую и военную власть. Высоким положением пользовалась и «пророчица» Саджах из племени тамимитов на севере, с которой Мусейлима вынужден был заключить договор. Мусейлима, Асвад, Талха-Тулейха (еще один арабский «пророк» из Центральной Аравии), Саджах и другие «пророки» и «пророчицы» появлялись перед верующиими с закрытыми лицами, а во время молитвы, впадая в транс, закутывались в плащ или в более плотную одежду. На этом фоне появление Мухаммеда и основные черты его проповеди не были чем-то уникальным. Более того, в раннем жизнеописании Мухаммеда говорится, что мекканцы-язычники укоряли его, что он следует примеру и учению Мусейлимы, «человека из Йемамы». Мухаммед в Коране яростно клеймит таких пророков-конкурентов как обманщиков: «Есть ли кто нечестивее того, кто выдумывает ложь, ссылаясь на Аллаха, или говорят: «Мне было откровение», тогда как не было ему никакого откровения?» (Коран 6,93). В части содержательной эти «пророки» примыкали к ханифам, но они претендовали на иной социальный статус – сакральных глав общин верующих, проводников Божественной воли. Таким образом, Мухаммед был далеко не единственным, кто претендовал на звание «пророка для арабов» в те дни. 2. Мухаммед Обзор исторических источников о Мухаммеде и его учении Рассмотрим круг источников о жизни Мухаммеда, которыми мы располагаем. Эти источники можно разделить на мусульманские и немусульманские. Немусульманские источники . Из диалога о вере, который состоялся в Сирии в мае 639 г. между эмиром Амром и монофизитским патриархом Антиохийским Иоанном I можно сделать вывод, что мусульмане отрицали Божественность и смерть Христа и принимали нечто из Ветхого Завета. Во второй половине VII века прп. Анастасий Синаит в своих творениях замечает, что арабы отрицали, что Бог мог родить Сына, понимая рождение плотски (PG 89; 41), учили, будто из-за нежелания поклониться человеку, был низвергнут сатана, (PG 89; 776) и что они не принимали Священное Писание в его целостности, но частично (PG 89; 120). Ничего о личности основателя ислама в этих древнейших свидетельствах не содержится.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Когда мера беззаконий Даджала исполнится, Бог пошлет на землю Иисуса, который должен будет противостать Даджалу и восстановить в народе истинную веру и нравственность. Явление Иисуса было предсказано Мухаммедом довольно категорично; по преданию Абу-Гурайры, он говорил об Иисусе: «между мною и им (Иисусом) не будет пророка». В другом предании говорится, что Мухаммед сказал: «клянусь Богом, скоро снизойдет к вам сын Марии, судьей справедливым», или: «клянусь Тем, в руке которого душа моя, уже близко то время, когда он пошлет к вам сына Марии судьей справедливым». Еще одно предание содержит такие слова Мухаммеда: «никогда не погибнет религиозная община, начало которой я, средина Мегди и конец Иисус». Мухаммед говорил: «как верно то, что Бог есть, так верно и то, что скоро должен прийти с неба Иисус, сын Марии, чтобы присоединиться к вашей религии». Пришествие Иисуса будет предвещено особыми знамениями. «Ибн-Хаджар говорит, что явление Мегди будет предшествовать ниспосланию Иисуса, а оно случится после затмения луны в первую ночь Рамазана и затмения солнца в половине его (Рамазана); подобного этому, добавляет Ибн-Хаджар, не видно было с самого сотворения Богом небес и земли». «В это время, по преданию, Бог повелит Гавриилу низвести Иисуса, сына Марии на землю. Тот сойдет на второе небо и подойдет к нему и скажет: о Дух Бога и Слово Его! Господь Твой посылает тебе привет и велит тебе снизойти на землю. И снизойдет Иисус в сопровождении 70 тысяч ангелов». По общему преданию «Иисус спустится с неба на белый минарет с восточной части Дамаска, в конце ночи, сидя на райском коне, одетый в богато украшенные одежды, не то красного, не то белого цвета», на голове у него будет чалма зеленого цвета, а некоторые говорят, черного. По одному преданию он положит обе руки на двух ангелов, но по другому преданию, «он будет снабжен мечем, в руке его будет копье». Во всех преданиях единогласно утверждается, что он, «когда будет поднимать голову, то будет прославлять (Бога), а когда отпустит голову, то с неё будет капать вода, подобная чистым перлам». Это будет пот его, поскольку, никакая влага не прикоснется к нему. В это время небесный глашатай прокричит: пришла к вам истина и разрушена неправда. 532

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Хеврон – Эль -Халиль хижина-хаймэ хлыст -курбач хлеб -хубёс холм -телль холод -берд холодный – берд хорошо-тайиб хороший-таиб худо-муштайиб цирульник -хылляк цистерна-бирке в церкви -филь -кенизе цыновка-хасира чернила-хабер Человек, мужчина – рад- жиль (мн. ч. риджаль ), се- ль ме. черный-асвад черепаха – фекрун честный-амин четвертый-раби четверг -ём-эль-хамис четверть -руб четыре-арбаа четырнадцать -арбааташ чистый-надиф чулки-чораб Шакал – диб шесть -ситти шестнадцать -ситташ шестьдесят – ситтин шляпа-бурнета Этот -хада Юбка-джуббэ юг -кыбль ящерица-намус ехать верхом -рикаб, эркаб. Яичница-беид-маккели яйца вкрутую – беида-беид-брухт яйца всмятку – беид-брист III. Русско-арабские разговоры. Аптека: Есть ли здесь аптека? Фи эджаханэ? Есть ли здесь аптекарь ? Фи иджзаи? Время : Который час ? Каддэйш эс-саа? Час, два часа. Эсса вахди, эсса тнайн. Половина шестого. Хамсе У нусф. Четыре часа с четвертью. Арбаа уруба. Три четверти шестого. Эс – саа ситти иля рубаа Эль -камар тиль а. Дорога . Это дорога в Рамле? Хон эд-дерб эр-Рамле? Это дорога в Хеврон? Хон эд-дерб эль-Халиль? Это дорога в Иерусалим? Хон эд-дерб эль -Кудс? Как пройти к Св. Гробу? Мнэн нерух аляль Кияме? Все прямо. Дугри. Направо или налево? Аляль эмин ау аляш-шемаль? Иди назад, вернись. Эрджа лявара. Ты ошибся дорогой. Тухетт’ан дарб. Я еду в Саиду. Ана раих аля Саида. Я еду из Херусалима. Ана джаи мин эль –Кудс. Через гору. Фок эль –джебель. Вдоль ручья. Аля туль эс- сейль. На морском берегу. Аля шатт эль-бахр. Всторону от долины. Бинезелет эль-уади. Далеко ли до того ме ста? Кам эль-боад мин хина иля хинак? Хороша ли дорога? Эль-дарб таиб? Это широкая улица. Эд- дарб васиа. Это плохая тропинка. Тарик аатле. Хочешь проводить меня? Битрид тевассельни? Я дам тебе на чай. Баатик бакшиш. Есть там разбойники? Фи херракине? В городе. Филь-медине. В деревне. Филь-белед. В развалинах. Филь-хербе. В церкви. Филь -кенисе. Покажи мне этот дом. Фарджи-ни гэль дар. Покажи мне этот монастырь. Фарджи-ни гель дейр. Покажи мнй эту мельницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство изданий типографии относятся к кругу литургической литературы, необходимой в повседневной церковной практике, а также к святоотеческим творениям. Только предпоследняя из халебских публикаций была вызвана к жизни злободневными проблемами анти-латинской полемики. Греческий полемический трактат «Камень соблазна» в переводе патриарха Афанасия (в арабской версии «Китаб сахрат аш-шакк») вышел в свет в 1721 г. 2313 Впрочем, большинство исследователей склонны считать, что «Сахра аш-шакк» была опубликована в Лондоне. Ученик Афанасия Сулейман аль-Асвад, посланный в Европу для обучения, организовал переиздание в Англии трех книг халебской печати; помимо «Камня соблазна» это были Псалтырь (1725 г.) и Евангелие (1727 г.) 2314 Для православных сирийцев по-прежнему было проще прибегнуть к услугам зарубежных типографий, чем развивать собственное книгопечатание. Дальнейшая судьба халебской типографии туманна. Последней ее публикацией был Кондак, вышедший из печати в 1725 года. Ни одного экземпляра этой книги не сохранилось. 2315 Неизвестно, когда типография окончательно прекратила свою деятельность, куда делся ее шрифт и т. д. 2316 Нетрудно предположить, что организационные проблемы (отъезд Афанасия в Стамбул в 1722 г., его скорая кончина, потом – смуты на почве унии), помноженные на острую нехватку денег, положили конец и этой попытке арабского книгоиздания. В Халебе 20-х – 50-х гг. XVIII века, охваченном борьбой православной и католической партий, до книгопечатания никому не было дела. Однако интеллектуалы того времени достаточно хорошо осознавали достоинства книжной печати, и при первой возможности эксперимент был продолжен. Это произошло в униатской среде, где общий уровень образования был выше, а вопрос финансирования типографии стоял не так остро. Униатским первопечатником стал крупнейший церковный деятель этой общины уже не раз упомянутый Абдаллах Захер (1680–1755). В свое время он работал в халебской типографии Сильвестра, где и постиг навыки книгоиздательского дела. В начале 1720-х гг. диакон покинул Халеб и нашел убежище в униатских обителях Горного Ливана. Именно там, сначала в монастыре у селения Зук Микаил, потом в монастыре св. Иоанна в Шувейре, Абдаллах работал над созданием типографии. При содействии миссионера-иезуита Пьера Фромажа он получил типографское оборудование из Франции. Литеры Абдаллах – ювелир по профессии – вырезал сам; все исследователи отмечают исключительное изящество раннего шувейрского шрифта. «Их (слова печатного текста. – К.П.) едва можно было различить от рукописи, – писал К. Вольней, – так искусно наблюдена была в них тонкость, ни толстоты, ни слепоты, ни слитных арабских букв нигде в них не видно было» 2317

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В мечети показывают круглый камень, на котором будто бы отдыхал после своей победы св. Георгий. Здесь находится и источник, изведённый, по преданию, св. Георгием, почувствовавшим жажду после поражения змея. 1144 Теперь Преосвященный Гавриил мирно почил о Господе 7-го января, сего 1901 года. Царствие небесное ему! 1145 Так, кроме университета, иезуиты имеют пять школ исключительно для беднейшего населения, капуцины – одну школу, католики – греки – три школы, другие общества тоже по нескольку школ, так что в общем католических школ для детей бедняков насчитывается пятнадцать, не считая школ при женских монашеских общинах. 1146 Абурус – отец, почётнейшее лицо в Бейруте, скончался за неделю до приезда своего сына, которого с нетерпением ожидал, но не дождался, и сын ничего не знал о смерти своего отца до самого последнего момента. 1149 На Яффской дороге существуют только 2 класса: 1 и 2-й. Вагоны – маленькие, тесные, как у нас – на узкоколейных дорогах. 1150 Марко – Иерусалимский старожил. Уже десятки лет прошли с тех пор, как он оставил родину – Черногорию и живёт в Иерусалиме, всюду сопутствуя паломникам в своём оригинальном, национальном костюме с хаджаром (хаджар – нечто среднее между кинжалом и шашкой). Марко говорит на шести языках, если и неосновательно, то по крайней мере настолько, что может быть полезен паломникам всех национальностей. Русских любит, как и все Черногорцы, всей душой. 1151 По пути Преосвященный с профессорами зашли с визитом к г. консулу Яковлеву, но не имели удовольствия застать его дома. 1152 Патриарх Дамиан – родом из Самоса; в молодости прибыл в Иерусалим, где и закончил своё образование. Вступив затем в Святогробское братство и зарекомендовав себя честным и просвещённым исполнением лежавших на нём обязанностей, Дамиан при патр. Иерофее I был послан в качестве епитропа св. Гроба в Грузию, где с ревностью и честью служил несколько лет в пользу Святогробского братства. Потом, при патр. Никодиме I, он был определён епитропом Гроба Господня в Константинополе и здесь приобрёл общее расположение и уважение. Отозванный однако через два года патр. Никодимом в Иерусалим, он долгое время находился на покое. При патр. Герасиме I, Дамиан сделался деятельным членом Святогробского братства, потом был возведён в сан митр. Филадельфии и назначен наместником Иерусалимского Патриарха в монастыре Вифлеемском, После смерти патриарха Герасима, († 1897 г.) 10-го июня того же года был призван на престол Иакова, брата Господня, митр. Дамиан. В бытность свою митрополитом Филадельфийским, он был на коронационных торжествах 1896 года в Москве, в качестве представителя патр. Герасима. Патриарху Дамиану теперь около 50 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

небесную, к-рая названа в Коране «обитаемым домом» (LII 4), т. к. ежедневно его посещают 70 тыс. ангелов. Пробыв в доме сутки и совершив там богослужение, они покидают его и больше не возвращаются. И так будет совершаться до скончания веков (Мусульманская свящ. история. С. 38). Изгнанный из рая Адам попросил у Аллаха разрешение построить подобие «обитаемого дома» на земле, и тот послал ангелов, к-рые указали место, находившееся точно под домом небесным,- Мекку. Для строительства К. Адам принес камни с 5 гор: Синайской, Ливанской, Оливковой (библейская Елеонская, или Масличная), Джуди (гора, на к-рую, согласно Корану, опустился Ноев ковчег (Коран XI 44)) и Хиры (гора, где Мухаммад получил 1-е откровение). Аллах послал Адаму «райский яхонт», сначала он был белым, но от прикосновений мн. грешников почернел и сейчас известен как Черный камень. По окончании строительства ангелы научили Адама обрядам паломничества (манасик), сходным с теми, к-рые совершают мусульмане во время хаджа. По преданию, этот камень вначале был ангелом-хранителем Адама, а когда тот согрешил, то ангел вместе с Адамом был низвергнут на землю и превратился в камень. В Судный день ангел перестанет быть камнем и будет свидетелем тех, кто совершили хадж (т. е. прикасались к нему) (Мусульманская свящ. история. С. 331). Во время потопа камень был поднят ангелами на небеса и сохранен или, по др. версии, спрятан архангелом Джибрилом (ср. Гавриил) на горе Абу-Кубайс близ Мекки. К. упоминается в Коране, в истории пророка Ибрахима. Когда пророк прибыл в Хиджаз, чтобы навестить жену Хаджар и сына Исмаила, то сообщил Исмаилу, что Аллах повелел им восстановить К. и указал место, по разным свидетельствам, через архангела Джибрила или с помощью облака, которое зависло над буд. К., определив т. о. ее размеры. Ибрахим с Исмаилом начали возводить стену. Сын подавал камни, отец укладывал их. Когда стена стала слишком высокой, Ибрахим подложил себе под ноги камень, к-рый по желанию пророка поднимался и опускался, облегчая работу.

http://pravenc.ru/text/1319730.html

Райское Дерево Жизни заменено в христианские времена Живоносным Древом Креста Господня, которым даруется вечная жизнь. Первое Богослужение на Земле Первые поселения адамитов были в Эриду и Уре на берегу залива, затопившего огромную территорию потерянного Рая. С высокого берега адамиты смотрели прямо на восток, туда, где был Рай, и молились на восток, на то место, где Бог являлся Адаму и беседовал с ним. Позволим себе немного порассуждать на основании Библейского повествования об изгнании Адама. Адам, сказано, поселился " против Рая " . Вполне понятно желание Адама остаться поблизости Рая. У врат Рая встал Ангел с огненным мечом. Что-то должно было вынудить Адама оставить это место и идти дальше. Так и случилось. По воле Божией, начал наступать залив, он залил территорию Рая и всю окружающую местность. Но куда мог пойти Адам? Путь на север преграждал многоводный Евфрат. С востока наступали воды залива, что называется в геологии рансгрессией моря. На западе тянулась бесплодная песчаная пустыня Аль Хаджар. Оставался единственный путь – идти вверх по правому берегу Евфрата и, как только прекратилось наступление вод залива, остановиться на возвышении. Первые поселенцы Шумера считали себя народом или, возможно, даже детьми Божиими, от постоянных милостей Которого зависело их благосостояние. Во всяком случае, древнейшим известным нам сооружением на территории Шумера в Эриду, является святилище, сменившееся целым рядом более поздних священных зданий. Сооружения этих зданий увенчалось постройкой в начале 3 тысячелетия до н.э. настоящего " кафедрального собора " . Первые земледельцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли недалеко от моря на песчаном холме квадратное святилище (храм – XVI, т.е. самый древний, за 5000 лет до Р.Х. – С.Л.), площадью всего лишь 3 кв.м, он был выстроен из длинных, призматической формы сырцовых кирпичей. Помимо этого напоминания о своей набожности, первые поселенцы не оставили, по-видимому, после себя ничего, кроме расписанной керамики и нескольких глиняных бусинок. В результате седьмой перестройки святилище превратилось в обширный храм (храм – XI), хранивший высокочтимые остатки более древних святилищ (Гордон Чайльд, Древнейший Восток, 1956 г., стр. 180).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010