Тем временем басрийская армия вошла в пределы Хорасана, который после смерти Йездигерда окончательно распался на множество независимых владений. Единственной реальной силой, способной противостоять арабам, были эфталиты – полукочевой народ, изначально, по-видимому, иранского происхождения, ассимилировавший известную долю гуннских и тюркских элементов 733 . В середине VII в. владения эфталитов занимали обширную территорию между Гиндукушем и верхним течением Амударьи от Герата до Бадахшана. Это была конфедерация, мало связанных друг с другом княжеств, которые, однако, располагали немалыми силами кавалерии, привычной к действиям в горах и на равнине. В этом отношении они были достойными соперниками арабов. Видимо, значительную часть этой кавалерии составляли тюрки, поэтому арабские источники, говоря о военных действиях в этом районе, упоминают то эфталитов (хайатила), то тюрков. Впервые столкнуться с ними довелось авангарду Абдаллаха б. Амира под командованием ал-Ахнафа б. Кайса при движении через Табасайн и западную окраину Кухистана в 30/650–51 г. Это столкновение закончилось в пользу арабов. Кухистанцы отошли в укрепленные селения, а с подходом основных сил заключили договор, по которому обязывались платить, 60 000 или 75 000 дирхемов 734 . Из Кухистана Абдаллах б. Амир разослал отряды на север к Бейхаку (Себзевару) и на восток в сторону Бахарза и Джувейна, а сам осадил Нишапур. Бейхакцы упорно сопротивлялись и нанесли арабам ощутимые потери. При его завоевании погиб командовавший отрядом ал-Асвад б. Кулсум. Нишапур выдерживал осаду в течение нескольких месяцев. Ворваться в него арабам удалось при содействии старосты одной из четвертей (руб»), на которые делился город. Марзбан с небольшой группой воинов укрылся в цитадели города и вступил в переговоры с арабами. Согласно договору Нишапур (подразумевается весь административный округ) обязался платить, по одним сведениям, 700000 дирхемов, по другим – l млн. 735 . После этого Абдаллах б. Амир послал Абдаллаха б. Хазима 736 на север Хорасана. Правитель Ниса сразу же согласился платить 300000 дирхемов, избавив свои владения от разграбления. Так же без боя сдался Абиверд с условием платить 400000 дирхемов. Сопротивление оказал только Серахс. Осажденные были доведены до такой крайности, что согласились сдать крепость на условии помилования 100 мужчин и выдачи всех женщин арабам. Здесь в арабских источниках мы снова встречаемся с рассказом о том, как правитель, составив список помилованных 100 человек, забыл включить в него себя и был казнен. Дочка марзбана досталась в долю Абдаллаха б. Хазима. 737

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В Сиджистане после короткого периода межплеменных распрей после смерти Талхи ат-Талахата наместником от Ибн аз-Зубайра стал Aбдaл'aзuз б. Абдаллах б. Амир, которого поддержал глава тамошних тамимитов Baku' б. Абу Суд. Aбдaл'aзuз успешно отразил нападение рутбила Кабула (который погиб в бою), но потом был изгнан другой группой тамимитов. Вмешательство и поддержка Baku' снова возвратили его в Кабул. В 74/693–94 г. Умаййа б. Абдаллах назначил наместником Си-джистана своего сына Абдаллаха 860 . Фарс, часть Кермана и области Исфахана, как мы видели, находились в руках азракитов. Керманом с 70/689–90 г. правил Атийа б. ал-Асвад, правление которого хорошо зафиксировано для 70–75 гг.х. монетами с его именем. Судя по ним, в 75 г. ему принадлежал и самый восточный округ Фарса, Дарабджерд 861 . Борьбу с азракитами возобновил Бишр б. Марван, назначенный наместником всего Ирака в конце 74 г. В зу-л-хиджжа этого года (апреле 694 г.) он прибыл в Басру. Бишр не был человеком, способным справиться с трудной ситуацией, вино заслоняло для него все, но ему хватило ума понять, кто в состоянии помочь ему, и он попросил брата назначить командовать войной с азракитами ал-Мухаллаба б. Абу Суфру, предоставив ему право отбора воинов в Куфе и Басре. Набрав воинов в Басре, ал-Мухаллаб не стал дожидаться подхода куфийцев и вышел к Рамхурмузу, став лагерем против азра-китов. Позже подошли куфийцы во главе с Абдаррахманом б. Михнафом и встали отдельным лагерем в миле от басрийцев. Не успел ал-Мухаллаб начать военные действия, как через десять дней после прибытия куфийцев пришло известие о смерти Биш-ра – пьянство в соединении с тяжелым климатом Басры доконало его. Дата его смерти неизвестна, сообщается только, что он правил четыре или шесть месяцев и, следовательно, умер в июле-сентябре 694 г. 862 . Весть о смерти наместника вызвала массовое дезертирство куфийцев. Заместитель Бишра в Куфе пытался их образумить и вернуть к исполнению долга, но ничто не помогло 863 . Оставшиеся в Куфе и Басре заместители Бишра явно не справлялись с ситуацией, тогда Абдалмалик решил поручить управление всем востоком Халифата ал-Хаджжаджу. Он прибыл в Куфу в раджабе 75/26 октября – 24 ноября 694 г. 864 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Словене, однако, продолжили натиск. В 545 г. они вторглись во Фракию, но этот их поход закончился поражением. Почти все участники набега были перебиты, а захваченные ими пленники освобождены. В 548 г. они снова форсировали Дунай. В сговор со словенами вступил предводитель восставших в Италии готов Тотила. Он подстрекал их к новым нападениям на империю, чтобы отвлечь силы римлян от военных действий в Италии. В 550 г. словене численностью три тысячи воинов переправились через Дунай. Из расположенной поблизости от столицы крепости Цурула навстречу врагу выступил отряд под командованием Асвада, но он потерпел поражение. Асвад был захвачен в плен, и его подвергли мучительной казни: из кожи на его спине нарезали ремни, а потом, еще живого, его бросили в пламя костра. Началось беспрепятственное разграбление Фракии и Иллирика, и истребление жителей этих диоцезов. Осенью 550 г. Дунай вновь форсировали словене, на этот раз многократно превосходившие числом отряд, который совершил грабительский рейд по имперской территории за полгода до этого вторжения. Их главной целью был один из самых крупных городов империи – Фессалоники. Император Юстиниан, узнав о нападении, приказал Герману Аницию, который был назначен магистром армии и, находясь в Сардике, вел набор войск для отправки их на главный тогда театр военных действий – в Италию, отложить военную экспедицию в эту страну и встать на защиту Фессалоник. Узнав об этом и не желая рисковать столкновением с хорошо обученной профессиональной армией, словене оставили свой авангард в окрестностях Фессалоник, а их основные силы направились в гористую Далмацию, из которой давно уже ушли занимавшие ее ранее остготы и где в ту пору не были расквартированы имперские гарнизоны. Угроза захвата Фессалоник отпала, и Герман снова стал готовить армию к переброске в Италию, но внезапно скончался. На его место император назначил одного из лучших своих военачальников – Иоанна, исполнявшего ранее должность магистра армии Иллирика. Приближалась зима, и тот, прежде чем вести войска далее вдоль Адриатического берега в Италию, остановился в главном городе Далмации Салоне. Словене также решили провести зиму в Далмации, оставив небольшую часть войска в Македонии и еще один отряд во Фракии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

5. В недавнее время появилась орфодоксивная секта Вагабитов, основанная Магомедом Абд-эль-Вагаб; существует преимущественно среди турок, и персиан, иногда – идолопоклонников. Из сект категории неправославной, известны многие, ныне имеющие в своем числе только историческое значение. Сюда относятся: I. Мотазелиты или Моатталиты, их подразделение – Абуль-Гадаилисты, Иоббайане, Гашемиты, Ягедиане, Моздариане, Пасхариане, Тамамиане; II. Сефатиане, их подразделения: Асхариане, Мосгабегиты, Ябариане; III. Кхарегиты; IV. Шииты; V. Мозаилимы или Мослемы, из них – Аль-Асвад, Толейга, Аль-Моканна или Боркай, Карматиане и Измаелиане, наконец – Баба или Бабиды, о которых сообщаем несколько подробно. Бабиды и их вероучение. Из сект магометанских новейших, получивших наибольшую известность и быстрое распространение в Персии, Туркестанской Индии и частью в китайских смежных провинциях, замечательны Бабиды. Основателем почитается персиянин Муллах Задик, и Баб, прослывший пророком в 1835 г. и который был казнен по приказанию шаха персидского; в 1843 г. продолжает в том же духе учения Мурза Али-Магомед. С 1847 г. по 1852 г. секта оказала быстрые успехи, имела многочисленных последователей; в пять лет их насчитывалось уже несколько миллионов из разных слоев общества мусульманского духовенства, евреев, персов и других. Глубокое и всестороннее изучение Корана, Пятикнижия Моисеева, псалмов Давида, Евангелия и всего Нового Завета, восточных священных книг маздеизма, брамизма и буддизма, привело новых пророков к идее составления нового вероучения, имевшего целью истину и верные способы к её достижению, что не совсем согласовалось с принципами строгого исламизма. Муллах Гуссейн из Мазандерана, прозываемый Баб (т. е. отец) и еще Мирза Баб Исаия с несколькими другими, в особенности силою проповеди и распространением сочинений повой секты, прославились как ревностные миссионеры оной. Увлечение публики было настолько сильно, что сопровождалось неоднократными волнениями народной массы и беспорядками, потребовавшими вооруженного и полицейского вмешательств правительства, гонения, преследования и казни сектантов, что еще более давало повода прозелитам к усилению.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

В Коране неопустительно пишутся или печатаются все знаки. введенные в арабский язык для определения чтения, каковы: 1) главные – фатха, кесра, зама и джезм, 2) знаки, указывающие произношение буква и слов – меда, весла, гамза когда как другие книги обыкновенно пишутся без этих знаков, за исключением немногих, относящихся к молитвословию, 3), знаки произношения. известные под названиями раум, ималя, ишмам. 1) Время изображения знаков чтения Первые списки Корана, составленные при Халифе османе, были писаны без знаков, которыми ныне в тексте его определяется произношение слов. Текст Корана писался в первую эпоху мусульманства одними строчными буквами. О времени изобретения гласных и о самих изобретателях показания арабских историков неодинаковы. По словам мохаммеданских летописцев, начало употребления гласных знаков положено Абуль-Асвадом ад Дували, учеником 4го Халифа Алия, первым грамматиком арабского языка, по приказанию Халифа из Оммаядов, Абуль-Мелика, сына Мервнова, в 697 году по Р.Хр., спустя сорок лет после Халифа Османа. Рассказывают, что Хейд, занимавшийся составлением списков Корана, когда приступил к переписке этой книги для Персов, принявших мохаммеданскую веру, просил Абуль-Асвада эд-Дували научить его сделать список с указаниями произношения. Грамматик, условясь с писцом, какими знаками отметить при согласных гласные звука а, и, у, сказал: «Когда я произнесу букву, открывая рот, ставь такой-то знак над буквою (по условию); когда произнесу букву, прижимая нижнюю губу, ставь, такой-то знак под буквою; когда произнесу букву, сжимая обе губы, ставь такой-то знак при букве (по условию). Замет Абуль-Асвад прочитал с Зиядом Коран, а Зияд отметил в рукописи произношение слов знаками, которые они придумали. и которые от того положения уст, при коем образовался ими означаемый звук. получили название: фатха, кесра, зама, Этот замысловатый рассказ придуман, вероятно, вследствие желания какого-либо остроумца объяснить технические названия гласных из лексического значения этих слов.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

«Есть ли [люди] несправедливее тех, кто возводит на Аллаха напраслину и утверждает: “Мне дано откровение”, хотя никакого откровения ему не дано, или кто говорит: “Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах”? О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают [к ним] руки [чтобы лишить их жизни, и говорят]: “Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями”» (6:93). Маслама переживет Мухаммада и будет убит его сторонниками в 633 году. Кроме Масламы на юге полуострова – в Йемене – большое влияние и сильную политическую и военную власть приобрел другой наби – «пророк» Асвад , который подобно Мухаммаду и Масламе призывал веровать в Единого Бога. Немалым авторитетом на севере Аравии пользовалась и «пророчица» Саджах из Месопотамии. Были и другие менее известные наби. Но в целом можно сказать, что «пророки» не были экзотикой для доисламского арабского мира. В этом смысле появление фигуры Мухаммада на религиозном горизонте Аравии не представляется чем-то совсем уникальным. Он был далеко не первым и не единственным, кто в то время боролся за звание «пророка для всех арабов». Мухаммад – посланник Аллаха и основатель ислама Исторические источники о жизни Мухаммада Описание жизни и проповеднической деятельности Мухаммада зафиксировано как в мусульманских, так и в немусульманских источниках. Немусульманские источники представляют собой, как правило, полемические тексты, принадлежащие перу христианских авторов. Их историческая достоверность и беспристрастность вызывают немало вопросов у взыскательного читателя. Мусульманские источники сведений о жизни Мухаммада также не всегда надежны. Связано это с тем, что даже самые ранние из них появились намного позднее времени жизни основателя ислама. Первая биография Мухаммада была составлена ибн Исхаком лишь через 130 лет после смерти основателя ислама. К сожалению историков, она сохранилась лишь в отрывках и пересказах других авторов. Современная мусульманская традиция опирается на «Жизнеописание пророка Мухаммада», составленное ибн Хишамом в IX веке. Таким образом, наиболее раннее и авторитетное из дошедших до нашего времени свидетельств появилось спустя почти два столетия после смерти основателя ислама.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Более загадочна позиция Умара. Большинство источников рисует его наиболее активным сторонником избрания Абу Бакра. Однако у ал-Балазури сохранилось сообщение, будто Умар пришел к Абу Убайде и сказал, что присягает ему, но Абу Убайда ответил: «…со времени принятия тобой ислама и до сего момента я не мог тебя ни в чем упрекнуть. Как ты будешь присягать, когда среди вас есть ас-Сиддик (т. е. Абу Бакр), второй из двух?» [Балаз., А., с. 579]. Э. Шуфани безоговорочно принимает эту версию поведения Умара [Shoufani, 1972, с. 54–58]. Можно отметить только, что на первом этапе борьбы с отступниками ни Али, ни аз-Зубайр активного участия в ней не принимали. 533 Таб., I, 1868 – в конце раби I, перед прибытием из Йемена известия о гибели ал-Асвада. Согласно другим источникам, ал-Асвад был убит за пять дней до смерти Мухаммада, а известие об этом пришло в Медину на десятый день правления Абу Бакра [Балаз., Ф., с. 106], т. е. 22 раби I 11/17 июня 632 г. Такая скорость движения гонца (около 100 км в день) очень велика, но находится в пределах возможного, сомнение вызывает только, можно ли 22-е число месяца назвать «концом месяца». Обычно хорошо осведомленный ал-Вакиди [пер., с. 436] датирует выступление Усамы 1 раби П/26 июня. Эту дату можно считать идентичной датировке похода последним днем предыдущего месяца. 535 О восстании Тулайхи при жизни Мухаммада см. [Таб., I, 1797, 1892], после смерти – с. 1871; с. 1873 – можно понять двояко. 537 Последовательность этих событий и их датировка неясны. По одним сведениям, делегации гатафан, хавазин и других прибыли в Медину на десятый день после смерти Мухаммада [Таб., I, 1894]; по другим – Амр б. ал-Ас, узнавший о ней в Хаджаре (Бахрейн) и возвращавшийся в Медину через Йамаму и земли бану амир в сопровождении хафиров (проводников через территорию своего племени), встретил около Зу-л-Касса Уйайну б. Хисна, возвращавшегося после бесплодных переговоров с Абу Бакром [Баланси, с. 45]. Однако при самой максимальной скорости движения гонцов (120–130 км в сутки) известие о смерти Мухаммада дошло бы до Хаджара лишь на 11–12-й день; Амр в сопровождении хафиров не мог двигаться с такой же скоростью и достиг бы Зу-л-Касса лишь дней через 25. Это значит, что сражение при Зу-л-Касса могло произойти лишь месяца через два после смерти Мухаммада, что также невероятно, поскольку в это время уже вернулся Усама б. Зайд.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Первая же попытка расправиться с бахрейнскими хариджи-тами окончилась плачевно: Халид послал против них своего брата Умаййу, тот потерпел сокрушительное поражение и позорно бежал в Басру. Войско, посланное против азракитов, которым командовал другой брат Халида, Aбдaл'aзuз, было разгромлено на марше около Дарабджерда сравнительно небольшим отрядом ал-Катари 846 . Победа над Умаййей б. Абдаллахом оказалась последним успехом Наджды. Сначала от него откололся Атийа б. ал-Асвад, потом произошла ссора между Надждой и бахрейнским кайси-том Абу Фудайком Абдаллахом б. Саурой, к которому присоединилась значительная часть сторонников Наджды. Последний вынужден был скрыться. Абу Фудайк послал на его розыск десяток своих людей, которые нашли и убили Наджду. Халифа датирует его гибель 70 г.х., но в действительности это произошло позже: видимо, прав ат-Табари, датирующий убиение Наджды 72/691–92 г. 847 . Лишь в 73/692–93 г. большое, чуть ли не двадцатитысячное войско из Куфы и Басры под командованием Умара б. Убайдал-лаха ат-Тайми смогло разгромить Абу Фудайка и уничтожить практически все его войско 848 . Примерно в то же время прежний шейх Омана изгнал Атийу б. ал-Асвада, тот бежал сначала в Керман, а оттуда через некоторое время – в Сиджистан 849 . КОНЕЦ АБДАЛЛАХА б аз-ЗУБАЙРА С потерей Ирака у Абдаллаха б. аз-Зубайра осталась лишь небольшая часть Аравии: Неджд и, возможно, часть Йемена, где власть Наджды после первых попыток сбора хараджа и садаки вряд ли закрепилась надолго. С этого и начинал десять лет тому назад Ибн аз-Зубайр, но теперь всем было ясно, на чьей стороне сила и кому следует подчиниться. Еще находясь в Куфе, Абдалмалик в конце ноября 691 г. отправил против Ибн аз-Зубайра двухтысячный отряд во главе с ал-Хаджжаджем б. Йусуфом. К Таифу он подошел только в январе 692 г., затратив на дорогу вдвое больше времени, чем обычно, что можно объяснить только тем, что по пути ему приходилось приводить к повиновению отдельные бедуинские племена, привыкшие к безвластию, или подавлять остатки рассеявшихся хариджитов.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

ДС – И речь тут идет о современных Коранах, которые можно найти сегодня, и все они на арабском. Это – не переводы, речь идет не об английских Коранах и не на урду, это – арабские Кораны, и они различаются. И не парой слов, речь идет о тысячах различий, что же мы имеем в виду, когда говорим о 31 арабском Коране? Чтобы лучше понять о, чем речь, нам нужно объяснить, что такое расм. Расм консонантный скелет в арабском языке без диакритических знаков: точек над и под буквами огласовок: фатха, дамма, кясра Самаркандский манускрипт Посмотрим на структуру арабской письменности. Вот как построен арабский шрифт. Есть буквы, они складываются вместе и получаются слова. По сути, это и есть основа или расм, и ранние рукописи, как например, на фото, здесь показана страница Самаркандской рукописи, она – довольно древняя. И я знаю арабский узнаю эти буквы, но мне будет трудно не просто прочитать, а даже угадать смысл этих слов. Почему вот, потому что здесь нет диакритических знаков и точек, обозначающих гласные и определяющие согласные звуки. В результате некоторые слова придется угадывать, мы не сможем прочесть конкретно тот текст, который автор хотел записать. Вот фото еще одной рукописи из Топкапы. Пример раннего расма В тексте манускрипта Топкапы, датированного 749 годом, можно увидеть зачаточные диакритические знаки. Они были добавлены красным. Обратите внимание, что здесь карандашом добавили зачаточные диакритические знаки. Они были написаны позже, и на них важно обратить внимание. Я имею в виду – именно эти точки. Эту систему изобрел Абу-ль-Асвад ад-Дуали. Он начал работать над ней, потому что переживал о том, что люди не читают Коран правильно. Вот еще одно фото. Пример раннего расма Коран Али (согласно традиции) Отсутствуют диакритические знаки. Это шиитский мусхаф Али. Здесь тоже не видно ни одной точки, ни гласной, ни даммы, ни кясры, ни фатхи. А теперь расскажите о 28 буквах. АФ – На слайде 28 букв арабского алфавита. 28 арабских букв без точек в VII beke. ДС – Однако, если показать этот слайд человеку, знающему арабский, он будет удивлен, потому что кое чего здесь нет.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

81 Хира находилась под 32° с. ш. на северо-восточной границе Аравии, недалеко от местоположения позднейшей Кфы. См. Κ. V. Spruner. Hand-Atlas zur Geschichte Asiens etc. Gotta, 1855. Самое название Хнры на сирийском языке означало «военный лагерь», как замечает А. Мюллер. 82 А. Мюллер. История ислама. Т. I, стр. 17–23. Правители Хиры перечисляются в следующем порядке: 1 – малек; 2 – Амру, брат Малека; 3 – Джу-дайма, сын Малека, прозванный Аль-Абрашем; 4 – Амру, сын Ади; 5 – Амрул Кайс, сын Амру, прозванный Альбада, т.е. первый; 6 – Амру, сын Амруль-Кайса; 7 – Аус, сын Каляма; 8 – некто амаликетянин, имя которого неизвестно; 9 – Амруль-Кайс, сын Амру, прозванный Аль-Мухриком; 10 – Аль-Нуман Аль-Агвар, сын Амруль-Кайса; 11 – Аль-Мундар, сын Нумана; 12 – Аль-Асвад, сын Аль-Мундара; 13 – Аль-Мундар, брат Аль-Асвада; 14 – Алкама Аль-Замьяли; 15 – Амруль-Кайс, сын Нумана, внук Амруль-Кайса Аль-Мухрика; 16 – Аль-Мундар, сын Амруль-Кайса и Мовии, прозванной за красоту Мау-с-Самаи; 17 – Аль-Харет, сын Амра Киндийца, современник Ануширвана; 18 – Амру, сын Аль-Мундара от Хинды. В восьмой год его правления родился Мухаммад; значит он сделался князем Хиры в 562 г. по Р. Х.; 19 – Кабус, брат Амру; 20 – Аль-Мундар, другой брат Амру; 21 – Аль-Нуман, сын Аль-Мундара, называемый также Абу-Кабусом, христианин; 22 – Айяс. В шестой месяц его правления выступил Мухаммад на свою проповедь; 23 – Задавайя, сын Махама; 24 – Аль-Мундар, сын Нумана, внук Мундара, правнук Мундара, праправнук Мау-с-Самаи (см. 16), прозванный Аль-Магруром. Он правил Хирой до завоевания её Халидом Иб-уль-Валидом (Pocock, Specimen Historiae arabum, p. 67–76). 84 Так называется победа Хариса над Мунзиром III, князем Хиры, в 554 г. Халима была красавица – дочь Хариса, которая по приказанию отца, намастила своими руками головы воинов отца (чтобы разжечь их воинственный пыл) любимыми у арабов духами – халук, причем один из воинов поцеловал её в лоб и получил от красавицы пощечину. Но отец, ввиду предстоящей битвы, посоветовал дочери не обращать внимания на это оскорбление дерзкого араба (История ислама А. Миллера).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

   001   002     003    004