Башня в Брюгге – рыночная башня высотой в 107 м. Построена в XIII в. 89 …как выразился мой земляк Йейтс. – Йейтс Уильям Батлер (1865—1939) – ирландский поэт. 90 …апостол Петр или апостол Андрей. – Андрей, брат Петра, один из двенадцати апостолов, рыбачивший на море Галилейском, считается покровителем моряков. 91 Ассасины – секта исмаилитов; египетские султаны часто использовали их в качестве наемных убийц. 92 Тауэр – замок на берегу Темзы, построенный в конце XI в. Вильгельмом Завоевателем, чтобы устрашить жителей Лондиниума (Лондона). В прошлом – тюрьма, ныне – музей британской короны. 93 …чаши Эскулапа оказались чашами Вакха. – Т.е. медицинские сосуды стали вместилищем для спиртного (Эскулап – бог врачевания; Вакх – бог виноградарства и земледелия). 94 …склонны опираться на сипаев. – Сипаи – английские войска в Индии. 95 …считали птицами Юноны. – В античной мифологии павлин считается птицей богини Геры (Юноны у древних римлян); «глазки», усеивающие павлиний хвост, – очами Аргуса. После того как Гермес убил Аргуса, Гера перенесла их на оперение павлина. 96 Любовь к судьбе… Разве Ницще не учит нас… – О «святой любви» к собственной жизни и судьбе, противостоящей всяческой слабости, Ницше пишет в книге «Так говорил Заратустра» (1883—1884). 97 Кисмет – фатум, судьба, рок ( тюрк.) 98 …с тех пор, как голова его упала перед Уайтхоллом. – Речь идет о казни короля Карла I Стюарта (1600—1649). 99 …мы поклонимся золотому идолу, поставленному Навуходоносором. – Библия, Книга Пророка Даниила, 3, 21—2: «Навуходоносор сделал золотой истукан… поставил его в области Вавилонской… и послал сатрапов на торжественное открытие истукана». 100 …с тех пор, как пал бедный Монмаут. – Монмаут Джеймс Скотт (1649—1685) – незаконный сын Карла II, претендовавший на английский престол при Якове II, в 1685 г. был казнен. 101 …Карл, прозванный Молотом, отогнал их от Тура. – Предводитель франков Карл Мартелл (688—741) разбил в 732 г. под городом Туром войско мусульман. 102 …Альфред Великий впервые встретился с данами. – Речь идет о короле саксов Альфреде (848—900 г.); в битве при Эшдауне (Уэссекс) разбил войско данов (датчан) и вскоре занял престол. Честертон неоднократно писал о нем (эссе «Альфред Великий», поэма «Баллада о белом коне» и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Самые ранние предания часто достоверно описывают исторические события. Нам думается, что убиение двух братьев имело место, но невинный король Вульфхер, в отличие от того, что рассказывает легенда, был каким-то образом причастен к этой истории уже после их мученической кончины. Так или иначе, королевство Мерсия породило двух святых мучеников, убиенных за Христа примерно в 675 году, их звали Вульфхад и Руфин, оба они были королевского происхождения, а память им совершается 24 июля/6 августа. Рейтинг: 5.5 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Преподобная Модвенна (VII в., память 5/18 июля) сначала была отшельницей в Бертоне-Он-Трент на востоке нынешнего Стаффордшира, а затем стала аббатисой монастыря в Полсуорте. Примерно в то же время жила другая святая с тем же именем, которая подвизалась в монастыре Уитби при святой игумении Хильде, а вскоре после ее смерти стала настоятельницей обители; преставилась в 695 г. (память также 5/18 июля). Гримбальд Винчестерский (Нью-Минстерский), аббат, преподобный (825/827–901/903, память 8/21 июля). Родился в Теруанне в Па-де-Кале во Франции. Принял монашество ок. 840 г. и священство – ок. 870 г., а затем был аббатом в монастыре Сент-Бертин на севере Франции. В 885 г. св. король Альфред Великий познакомился со св. Гримбальдом, славившимся ученостью. Гримбальд переехал в Реймс, в Германию, а в 887 г. Альфред Великий и архиепископ Кентерберийский Этельред пригласили его в Англию. Там он стал аббатом монастыря Винчестера и много помогал повышению качества образования в стране, служа также ученым советником при королевском дворе. Св. Гримбальд помогал св. Альфреду Великому и св. Плегмунду Кентерберийскому переводить труды св. Григория Великого (Двоеслова), а позднее стал первым профессором богословия в Оксфорде. Некоторые считают, что св. Гримбальд основал Оксфордский университет. Он был одним из церковных деятелей той эпохи, которые восстановили ученость в стране. Король предложил ему стать архиепископом Кентерберийским после смерти Этельреда, но святой по смирению отказался, до конца жизни управляя маленькой общиной Нью-Минстер в Винчестере. При сщмч. Альфедже Кентерберийском, в начале XI века, мощи св. Гримбальда были переложены в серебряную раку.

http://pravoslavie.ru/31495.html

Несмотря на плохую погоду, освящение других престолов также происходило при большом стечении людей. Так, 20 мая освящение последнего придела во имя митрополитов Московских Алексия, Петра, Ионы и Филиппа собрало около 8000 богомольцев. Барышников находился все эти дни в Опочке, участвовал в организации празднеств, принимал слова благодарности опочан, будущих прихожан Успенской церкви. После освящения третьего престола он также пригласил к себе в дом на обед представителей духовенства, полиции, городской думы и просто друзей. Также приглашены были мастера, принимавшие участие в строительстве. Альфред Александрович не смог приехать на торжество, и за обедом была послана «от храмостроителя, духовенства и прихожан телеграмма архитектору Парландту; в тот же день получены ответы с выражением благодарностей, сочувствия и благопожеланий». После открытия Успенская церковь стала местной достопримечательностью, обязательной для посещения всеми гостями. Так, когда в июне 1894 года великий князь Владимир Александрович посещал Псковскую губернию, он специально сделал крюк и заехал на один день в Опочку. Остановился он в доме купца Барышникова, где «местныя власти имели счастие представиться Его Высочеству. В квартире Его Высочеству хозяином А. Г. Барышниковым был предложен обед, а вечером на валу – чай от города. На другой день, в воскресенье 19 июня, Его Высочество слушал обедню во вновь сооруженном А. Г. Барышниковым храме Успения Пресвятой Богородицы и после завтрака в квартире выехал в дальнейшее путешествие. При отъезде Его Высочество подарил хозяину Барышникову свой портрет с надписью». Возможно, Президенту Академии Художеств и Председателю Комиссии по сооружению храма Воскресения Христова было интересно увидеть своими глазами великолепный труд столичных мастеров. Альфред Александрович Парланд был доволен построенным по его проекту гармоничным зданием церкви Успения Пресвятой Богородицы. Ему удалось совместить желание заказчика продемонстрировать богатство с простым, но изящным архитектурным решением храма, чистотой отделки и разнообразием применённых материалов строительства. Поэтому он предоставил план и цветную хромолитографию каменной опочецкой церкви со своей личной подписью для журнала «Зодчий», издаваемого Санкт-Петербургским обществом архитекторов, с целью ознакомления профессионалов со своей работой. Храм в Опочке до наших дней не сохранился, но по рисункам и мы сегодня можем составить своё мнение об искусстве Парланда, его изобретательности и вкусе.

http://sobory.ru/article/?object=35469

Итак, святой Альдгельм в 36 лет стал игуменом и управлял обителью Мальмсбери в течение 30 лет. Его жизнь в монастыре была очень деятельной, но самым главным для него всегда оставалась молитва. Святой писал: «Когда я читаю, то слышу, что мне говорит Господь. Когда молюсь – сам разговариваю с Господом». Святой Альдгельм строго постился и, следуя кельтской традиции, каждую ночь погружался в воду глубокого родника, находившегося у монастырских стен, чтобы так творить долгую молитву. Не боясь ни мороза, ни холода, подвижник за ночь прочитывал всю Псалтырь, стремясь к духовной победе. На месте маленькой часовни Мэлдуба Альдгельм построил величественную церковь во имя Спасителя и апостолов Петра и Павла – первых покровителей Мальмсбери. На освящение церкви святой написал стихи. Как настоятель обители, Альдгельм заботился и о жителях деревни Мальмсбери, разросшейся вокруг монастыря. В IX веке король Альфред Великий составил целый сборник из стихов и песен, написанных Альдгельмом в манере менестрелей. У святого был яркий поэтический талант, он любил петь на родном – древнеанглийском – языке. Альдгельм исполнял свои песни, сопровождая их игрой на арфе, что в то время было обычным для каждого культурного и музыкально одаренного англичанина. Он имел обыкновение петь песни, стоя на мосту через реку Эйвон в Мальмсбери, а верующие, выйдя после литургии из храма, собирались на берегу, чтобы послушать его. Так как народ выходил из храма, не дожидаясь конца проповеди, святой Альдгельм однажды вместо песен принялся петь псалмы, и, услышав их, люди поняли, что впредь следует оставаться на проповеди. По преданию, песни святого Альдгельма регулярно исполнялись в этой местности вплоть до XII века. Альфред Великий впоследствии написал: «Если бы Альдгельм применял к местным жителям строгую церковную дисциплину, то ничего хорошего бы не добился» . Монастырь Мальмсбери Святого Альдгельма уважали и чтили и за пределами Мальмсбери; этому способствовало его родство с королевским домом Уэссекса. Влияние святого было велико, и правители Уэссекса очень ценили его советы. Святой Альдгельм повлиял и на короля Кэдвалу, который из воинствующего язычника превратился в христианина: в 688 году он оставил королевство, уехал в Рим, где принял святое крещение с именем Петр и вскоре преставился. Он является местночтимым святым, день его памяти 20 апреля.

http://pravoslavie.ru/35589.html

Гордость Чешира: святой Плегмунд, отшельник и архиепископ Отшельник и архипастырь святитель Плегмунд был 20-м архиепископом Кентерберийским с 890 по 914 (а по некоторым сведениям по 923) год. Он был посвящен в архиепископа в конце ужасного для Англии IX века, когда язычники-датчане практически уничтожили монашество и культуру на этом острове. Необычайный опыт, ученость и административные способности святителя использовали благоверный король Альфред Великий, спасший Англию материально, и его сын и преемник Эдуард Старший, спасший ее духовно. Во многом благодаря святителю Плегмунду древняя Английская Церковь была возрождена, и в X столетии наступил «серебряный век» ее истории. Святитель Плегмунд был единственным уроженцем Чешира, ставшим архипастырем Англии. Мы ничего не знаем о его происхождении и только можем предположить, что он родился в середине IX века. Молодым человеком Плегмунд получил хорошее воспитание и образование в западной Мерсии, возможно в Честере, где была превосходная монастырская библиотека. Достоверно известно, что будущий святитель много лет подвизался в полном уединении на одном островке в Чешире. Местные люди тогда называли этот островок Плегмундешам, что значит «заливной луг Плегмунда». После смерти Плегмунда, когда началось его почитание, островок получил название «Плегмундстоу» (святое место Плегмунда), позднее название укоротили до «Племстолл», то есть «место отшельнической жизни Плегмунда». О святом Плегмунде отзывались как о «всецело преданном Богу муже, блестяще обученном в церковных науках». За это время он набрался духовного опыта, стал настоящим духовником и собрал вокруг себя немало учеников. Поскольку Чешир находился в западной Мерсии и не был окончательно покорен во время датского завоевания, то церковная жизнь в этой области продолжалась. Вот почему король Альфред Великий около 887 года пригласил святого Плегмунда и трех других церковных деятелей из Мерсии восстанавливать культуру, ученость и знание латинского языка в Уэссексе. Согласно Ассеру, Уэльскому епископу и биографу Альфреда, будущий архипастырь был «по происхождению мерсиец, достопочтенный и даровитый муж, наделенный мудростью» и «достойный всяческого почитания».

http://pravoslavie.ru/31495.html

Кроме того, вспомним, что святая Элгива была матерью святого Эдгара Мирного, короля английского († 975), а он, в свою очередь, отцом святого короля-мученика Эдуарда († 978) и святой игуменьи Эдиты Вилтонской († 984). Для них всех, как и для Альфреда, главным была вера. Именно вера была началом всего. И единство было важнее битв, которые в конце концов завершались крещением. Законы Альфреда начинались с десяти заповедей и золотого правила Христа. Половина всех доходов Альфреда посвящалась Богу, как и половина его времени. Он был полон любви к мудрости, а значит – любви ко Христу. А как любитель подлинной мудрости, он был и истинным философом. Жизнь короля Альфреда может быть рассмотрена так. Сначала он показал добродетель терпения и тем самым победил свои слабости. Затем он показал дружелюбие и тем самым победил датчан. Он показал веру своими благими делами и тем самым преодолел безразличие народа. Наконец, он показал любовь к мудрости и тем самым победил невежество своего народа. Несомненно, это величие. Мы верим, что если будем просить его молитв – святого Альфреда, короля Англии, называемого Великим, паломника в «Дом мудрости», то сможем очистить Англию от настоящего наплыва язычества. Он – тот, кто расправился с запустением, невежеством и материализмом своего времени, – может помочь нам сделать то же самое теперь. И неслучайно, что те, кто против Альфреда Великого, против и веры христианской, против и Англии, ибо Альфред создал христианскую Англию. Мы не против Альфреда, веры и Англии, потому что мы христиане и патриоты страны, в которой живем. Следовательно, мы за почитание святого Альфреда Великого – святого и защитника христианской Англии. Святой и праведный Альфред, моли Бога о нас! Рейтинг: 8 Голосов: 18 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена Цыганова 20 января 2019, 13:42 Очень интересно про Альфреда - и ужасно несправедливо и неэтично выглядят нападки на Карла Великого - без кавычек! Тем более несправедливо, что именно Карл Великий, его реформы, его христианизация язычников-саксов, его борьба за просвещение подданных были образцом для короля Альфреда с юных лет.

http://pravoslavie.ru/57348.html

Пророков, 2. Апостолов, 3. Св. Царей и Князей, 4. Св. Мучеников, 5. Юродивых, 6. Преподобных Русской Церкви, 8. Разных святых. А именно: Пророки: Исаия, Иеремия, Иезекиль, Даниил, Осия» 9 . Альфред Александрович отдельно подчеркивает, что все вышеупомянутые иконографические изображения, включая и орнаменты, предполагает выполнить в технике мозаики. Идею Парланда о замене живописи мозаикой поддержал председатель комиссии великий князь Владимир Александрович. Обширное применение этой техники стало одной из отличительных черт храма Воскресения, что выделило этот памятник из ряда других церквей. Даже в венецианском соборе Святого Марка, который Парланд неоднократно посещал, мозаиками украшены верхние половины стен, тогда как в церкви на Екатерининском канале декорирование начинается сразу от мраморного цоколя. Площадь мозаик интерьера петербургского монументального памятника, не считая иконостаса, превышает 7 тыс. м 2 . Парланд стал автором и нескольких эскизов, по которым внутри церкви были набраны мозаики: восемь икон, изображающих святых мучеников и мучениц, расположены на верху яшмовых колонн сени; 10 изображений шестикрылых серафимов на арках и двухчастная композиция «Благовещение» на двух пилонах арки перед главным иконостасом. Площадь декорирования была большой, а сроки — сжатыми, поэтому архитектор не мог выполнить всю работу в одиночку. Украсить храм почти пятью сотнями (!) мозаичных работ были приглашены лучшие художники конца XIX — начала XX века, такие как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров, Андрей Рябушкин, Василий Беляев, Николай Харламов и многие другие. Но, возводя церковь в русском стиле, Альфред Парланд старается задействовать в оформлении как можно больше отечественных материалов. Вверху иконостасов он помещает кресты из топазов. Царские и боковые врата из серебра покрывает эмалевыми украшениями. Эти ведущие в алтарь массивные серебряные врата в стиле XVII столетия были исполнены также по рисунку архитектора. Их изготовление оплатило храму санкт-петербургское купечество.

http://e-vestnik.ru/analytics/alfred_par...

Для того чтобы смирение не было ложным, нужно избегать смиреннословия и стараться не выделяться среди окружающих, скрывать праведные поступки. Не должно также самому вызываться на исполнение низких дел, но когда повелят что, не противоречить, а исполнить с послушанием. В психологии есть некий аналог того, что в духовной литературе называется ложным смирением. Это закомплексованность. Альфред Адлер, основатель учения о комплексе неполноценности, писал, что человек закомплексованный стремится к господству над другими или замыкается в себе, бегая от жизненных трудностей. Такой человек склонен подавлять, пытается уровнять окружающих людей под шаблон собственного «я», боится естественности и простоты. Какие средства к приобретению смирения? Преподобный Антоний Великий пишет: чтобы достичь смирения, нужно обращать внимание как на внутреннее, так и на внешнее. «Будь во всем смирен: в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в келье и во всех принадлежностях ее». Святой праведный Иоанн Кронштадтский      Первое средство к достижению смирения – это отсечение своей воли. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «От послушания рождается смирение, от смирения же бесстрастие». В монашестве послушание – это один из обетов, который приводит человека к духовному жительству. Необходимо просить прощения и обвинять себя. Преподобный Антоний Великий: «Навыкни, чтоб язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Точно так же и авва Дорофей пишет: «Прежде всего нужно смиренномудрие, чтобы на каждое слово быть готовым сказать «прости». Кто просит прощения – тот опаляет бесов и делает их безсильными. Телесные труды в подчинении и самоукорении взращивают смирение. Преподобный Антоний Великий: «Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными и достигнешь смирения. Смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих». Старец Паисий Святогорец      Известен пример из жития Преподобного Сергия Радонежского, который, будучи игуменом, трудился с братией в скудости и бедности: «Один человек – христианин, земледелец, крестьянин-пахарь, живший в деревне, которая находилась далеко от монастыря, пахавший плугом землю и этим трудом добывавший себе пропитание, – наслышавшись о Преподобном Сергии, возгорелся желанием его увидеть.

http://pravoslavie.ru/126398.html

АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель АЛТАРНИК в совр. рус. церковной практике помогающий в алтаре священнослужителям при совершении богослужения АЛТУЗИЙ Иоганн (1557-1638), нем. юрист и политический мыслитель, создатель учения о гос-ве, об-ве и народном суверенитете кальвинист. толка АЛФАВИТ система письменных знаков-букв, которая отображает и фиксирует звуковой строй языка и является основой письма АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АЛФЕЙ мч. Калутинский (пам. 28 сент.) - см. Александр, Алфей, Зосима, Марк пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ АЛЬБЕРТИН иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда в Слонимском повете Польши в 1924 - 1939 гг. АЛЬБИГОЙЦЫ еретич. движение в Лангедоке XII-XIII вв., термин часто используется как синоним катаров и вальденсов АЛЬЗОН Эмманюэль Доде д " (1810-1880), франц. церк. деятель, основатель конгрегации ассумпционистов АЛЬТМАНН (между 1010 и 1020 - 1091), еп. Пассау, активный сторонник григорианской реформы в Германии, св. католич. Церкви (пам. зап. 8 авг.) АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович (1786 -?), вероятно, автор " Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения "

http://pravenc.ru/vol/ii.html

Челси – район в западной части Лондона. Баттерси – район в Лондоне, где жил Честертон в 1901 –1909 гг. …ни с Юстинианом, ниже с Альфредом. – Флавий Юстиниан (483– 565)-византийский император; Альфред Великий (871-899)-король Уэссекса, саксонского королевства на юго-западе Англии. Честертон пишет о нем в поэме «Белая лошадь», в книге «Краткая история Англии», в эссе «Альберт Великий» и в некоторых других эссе. Фулем – район на юго-западе Лондона. Кенсингтон – западный район Лондона между Холланд-Парком и Кенсингтон-Гарденз. От Шепердс-Буша до Марбл-Арч. – То есть от западной окраины до центра города. Шепердс-Буш – улица на западе Лондона; Марбл-Арч – триумфальная арка (1828 г.), некогда украшавшая вход в Букингемский дворец. …не ведаешь, ни откуда явишися, ни зачем. – Ср. слова Иисуса Христа «Я знаю, откуда пришел и куда иду». Иоанн, 8, 14. Леонид – царь Спарты (491-480 до н. э.), защищавший ущелье Фермопилы от персидского царя Ксеркса. Может привирать, подобно Мандевилю. – Мандевиль Бернард (1670-1733), английский мыслитель и сатирик, автор басни о пчелах, в которой утверждает, что эгоизм и жадность созидают экономический прогресс. При Франциске или Елизавете. – То есть либо в первой, либо во второй половине XVI в. при французском короле Франциске I (1494-1547), правившем с 1515 г., или при английской королеве Елизавете I (1537-1603), правившей с 1558 г. В Пикардии или в Нортумберленде. – Пикардия – округ на севере Франции; Нортумберленд – графство на севере Англии. Росло ужасное древо. – Речь идет о древе познания, с которым связаны многочисленные бедствия обитателей райского сада. Быт., 2, 17. …макет нашего района… и план его обороны. – В персонаже по имени Тернбулл нашли воплощение некоторые черты самого Честертона – любовь к игрушечным солдатикам и картам. Солнце, луна, по образу и подобию. – Быт., i, 16. Портобелло-роуд – улица в Лондоне, пересекающая Ноттинг-Хилл с северо-запада на юго-восток. …как говорит Уолт Уитмен, «пересмотреть заново философии и религии». – Честертон неточно цитирует предисловие У. Уитмена к «Листьям травы» (1855).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010