Уверен, что это происходит у всех, наверняка всем снится музыка. Сколько раз я себе говорил, когда просыпался: что-то такое потрясающее было... Однажды положил рядом карандаш, нотную бумагу, но так ничего и не записал.  Просто неуправляемые видения — это один мир, а мир, в котором мы живем, — другой. Они не сходятся в плоскостях. — Но так ведь и мы можем не сойтись с Вами в плоскостях. — Можем. Даже среди гениев есть дифференциация. Например, Альфред Шнитке считал, что Бах — лучший композитор всех времен и народов. А я так совершенно не считаю, в то время еще жил Гендель, которого я люблю больше. Это даже не дело вкуса, а ощущение звукового пространства. Кстати говоря, лет двадцать назад композитору дали в руки неслыханный инструмент — управление пространством. Теперь он даже может это пространство сочинять. Великий Гюстав Маллер в своей дирижерской практике позволял себе вносить редакторские поправки в партитуры самого  Бетховена, так как обнаружили, что не во всех концертных залах звучание оркестра соответствовало написанному в партитурах.  Представляете? Он это чувствовал. А сейчас искусственные ревербераторы и всякие регуляторы звука и пространства позволяют делать просто чудеса.  Оказалось, пространство влияет на музыкальный материал. Оно может расщепить его на тысячи осколков или собрать дискретное музыкальное произведение в единый гул... То есть все что угодно можно придумать — это такие редчайшие музыкальные потенции, которые я только-только очень осторожно начинаю пробовать. Куда идет технология, это совершенно невероятно... Поэтому я жду мистерии. Уже много лет я мечтаю это сделать, но раньше не было нужной технологии. А сейчас все возможно! Пока, правда, очень дорого. Но я думаю, кто-то все-таки это сделает. И это уже будет коллективное искусство: там будут композиторы, сценаристы, постановщики, инженеры, которые делают чудеса, эффекты, пространство.  — Почему именно мистерия? — В Средние века христианские мистерии были очень распространены в европейском театре (сюжет обычно брался библейский. — Ред.). Теперь их уже нет.  А вот, например, в Индии «Махабхарату» показывают и сейчас. Я наблюдал, как там она захватывает зрителей. Они ее смотрят — как дети. Это совершенно утрачено у нашего зрителя. Как с информацией: когда ее не хватало, все к ней стремились, а теперь, когда ею все перегружено, все закрылись. И когда приходят в концертный зал, то сидят такие снобы: «Ну, посмотрим, что вы можете». И все рассыпается. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Шпага играет в лучах солнца не оттого, что фехтовальщик об этом заботится, просто бой идет не на шутку и движения очень проворны. Критиков, которым кажется, будто Честертон жонглировал парадоксами ради парадоксов, я могу в лучшем случае пожалеть; принять их точку зрения я неспособен. К. С. Льюис. Настигнутый радостью. Глава XII. У Честертона есть поэма, которая называется «Белый конь»; ее герой — Альфред Великий, английский король IX века, защищавший честь своего народа, навыки законности и хрупкое наследие культуры в бурную пору варварских набегов. О стихах Честертона вообще–то не очень принято говорить всерьез, но поэтическое качество «Белого коня» в довольно сильных выражениях хвалил недавно умерший поэт Оден — признанный мастер современной поэзии, притом человек, отнюдь не похожий на Честертона по своим вкусам и тенденциям, едва ли не его антипод: тем примечательнее такое суждение. Сейчас, однако, нас занимает не то, хороша поэма или дурна, вообще не она сама по себе, а только свет, отбрасываемый ею на все остальное, что написал ее автор. Дело в том, что именно там Честертон выговорил очень существенные для него вещи с такой прямотой и доверительностью к читателю, как мало где еще; недаром работа над поэмой началась со строфы, пришедшей во сне, и сопровождалась сильным эмоциональным напряжением. Похоже на то, что «Белый конь» для Честертона «самое–самое», заповедная середина того достаточно пестрого целого, которое слагается из шумных и многоречивых статей и эссе, из рассказов и романов. Поэма не переводилась и едва ли когда–нибудь будет переведена — самый ее размер, по–английски очень традиционный, по–русски «не звучит». Пусть несколько слов о ее смысле послужат как бы виньеткой к статье. Прежде всего ее заглавие. Оно связано с известным, чрезвычайно древним, по–видимому кельтским, изображением коня, которое красуется на склоне мелового холма где–то в Беркшире. Линии, слагающиеся в огромный силуэт, светятся белизной мела, контрастно проступающей рядом с зеленым цветом травы в тех местах, где в незапамятные времена сняли дерн — и продолжают исправно снимать его до сих пор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Внешнеполитические неудачи, которые усугубила еще одна ложная беременность, подорвали здоровье М. Т. К осени 1558 г. стало ясно, что наследницей М. Т. может быть только Елизавета. На нее начала делать ставку и испан. партия при англ. дворе, чтобы не допустить на англ. трон Марию Стюарт, жену франц. дофина Франциска (в 1559-1560 кор. Франциск II). М. Т. с недоверием относилась к Елизавете, но 6 нояб. 1558 г. все же объявила ее наследницей трона и через несколько дней скончалась (возможно, от рака). Вечером того же дня после тяжелого воспаления легких умер и архиеп. Р. Пол. М. Т. похоронили вопреки ее завещанию (она желала быть погребенной рядом с матерью, в Питерборо) в Вестминстерском аббатстве (14 дек.). Впоследствии в этой же могиле похоронили и Елизавету I. В изображении протестант. авторов правление М. Т. представляло собой череду кровавых преступлений и политических неудач, этой т. зр. придерживались большинство историков до XX в. Совр. исследователи предлагают более взвешенный подход к личности М. Т. и ее политике: в частности, отмечают, что во время ее правления были начаты эффективные финансовая, таможенная и военная реформы, принимались меры по развитию торговли и мореплавания (в т. ч. основание в 1555 Московской компании). Эти начинания в значительной мере продолжила Елизавета I. Лит.: Harbison E. H. Rival Ambassadors at the Court of Queen Mary. Princeton, 1940; Loades D. M. The Reign of Mary Tudor: Politics, Government and Religion in England, 1553-1558. L., 19912; Elton G. R. England under the Tudors. L., 19973; Prescott H. F. M. Mary Tudor. L., 20032; Duffy E. The Stripping of the Altars: Traditional Religion in England. New Haven; L., 20052; idem. Fires of Faith: Catholic England under Mary Tudor. New Haven; L., 20092; Whitelock A. Mary Tudor: England " s First Queen. L., 2009. С. Г. Мереминский Рубрики: Ключевые слова: АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ (848/49 - 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (871–899 или 900/01) ВИЛЬГЕЛЬМ III (1650 - 1702), принц Оранский, правитель Республики Соединённых провинций (Нидерландов) (1672-1702); кор. Англии (1689-1702)

http://pravenc.ru/text/2562156.html

Незадолго до Пасхи флот из 23 кораблей викингов атаковал северный Девон у Каунтисбери и встретил организованное сопротивление – датчане тогда потерпели ужасное поражение, потеряв более 800 человек. Когда опасность от язычников с запада прошла, Альфред уже был готов к нападению на восток. После праздника Вознесения, в начале мая 878 года, у «камня Эгберта», что неподалеку от Стауртона, на границе Сомерсета и Уилтшира, Альфред со своими людьми встретился с союзными им силами из трех графств. Было записано, что собрались тысячи, и, «увидев короля, они приняли его как некоего воскресшего из мертвых. После многих скорбей теперь все были исполнены великой радости». Эта памятная сцена, когда весна была в самом разгаре, стала знаком, давшим силу и надежду христианам. На следующее утро в Эдингтоне, тогда называвшемся Этандун, – собственно, на возвышенности над Эдингтоном – Альфред стойко сражался со всей языческой «великой армией». Там он одержал победу «по Божией воле». Считают, что примерно 8000 человек сражались друг с другом. Эта битва 878 года стала поворотным моментом не только английской истории, но и ранней истории всей Западной Европы. Это была победа правды над неправдой; Белый Христос преодолел норвежского Одина – циничного, безжалостного и коварного. Альфред спас королевство Англию и подал новую надежду на жизнь всей христианской цивилизации в Западной Европе. Альфред был в одиночестве, и все же, лишенный помощи, он прогнал тех, кого в других местах принимали за непобедимых. Он спас Уэссекс и, следовательно, всю Англию; а спасая Англию, он спас всю Западную Европу от превращения в языческую махину. Маленький остров дал великого человека. Альфред преследовал язычников до крепости Чиппенхем и захватил все, что они имели, – лошадей и скот, а потом взял крепость штурмом. Спустя две недели язычники, обездоленные, голодные и исполненные страха, согласились на мир. Они поклялись немедленно покинуть королевство. В этой победе Альфред показал себя во всем благородном величии: он не стал добивать своего бывшего врага, как жестокий Карл «Великий», но накормил язычников. Мудрость сменила меч; Альфред громил своих врагов, но он не делал себе врагов. Он преодолел варварство, сам не становясь варваром. Альфред, явивший достоинство истинного христианина и мудрого правителя, знал, что единственным подлинным завоеванием может быть только завоевание сердца. Черчилль, словно бы соревнуясь с Альфредом, сказал через тысячу лет: «В войне – решимость; в поражении – сопротивление; в победе – великодушие; в мире – добрая воля».

http://pravoslavie.ru/57264.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блгв. Альфред Великий, король Англии. Икона Альфред Великий (Эльфред; англ. Alfred the Great; 848/49 - 899/901), король Уэссекский , святой благоверный . Первый король, объединивший разрозненные государства англосаксов (rex Saxonum) Память 26 октября (Кельт. и Брит.) Родился в 848 или 849 году. Он был младшим сыном уэссекского короля Этельвульфа и его первой супруги Осбурги. Имея четырех старших братьев, он не рассчитывал на престол; его интересовало образование, он глубоко почитал Христа. В течение почти всей жизни Альфред страдал от эпилепсии. В юности посетил Рим , где в 853 году принял от папы Льва IV конфирмацию, которую позже рассматривал как помазание на будущего царствование. Некоторое время жил при дворе франкского короля Карла Лысого . В правление своего брата Этельреда I Альфред носил титул соправителя (secundarius), приняв участие в заключении мира с вторгшимися в Англию датчанами ( 868 ). После смерти четырех старших братьев в апреле 871 года провозглашен королем Уэссекса. Заняв престол, начал войну против данов (датчан) , после победы под Эрдингтоном ( 878 ) и дальнейших успешных военных действий, завершившихся договором ( 886 ). По условиям мирного соглашения предводитель данов Гутрум должен был принять крещение вместе с тридцатью его приближёнными-ярлами (датскими дворянами), и сам Альфред стал им крёстным отцом. Он сохранил за собой ряд земель в Северо-Восточной Англии (т. н. Дэнло - " область датского права " ). Тем не менее набеги датчан продолжались вплоть до 897 года. Альфред Великий строил крепости, восстанавливал разрушенные города (в частности, отвоеванный им Лондон ), храмы и монастыри, однако его попытка возродить монашество не имела успеха. Альфред покровительствовал земледелию и торговле, возможно, провел первую в Англии перепись населения.

http://drevo-info.ru/articles/13680060.h...

Альфред Могучий К сожалению, сейчас у многих христианство ассоциируется со скучными и слабыми людьми. Но христианская традиция вовсе не такова. Ведь в лике святых были прославлены и многие воины. Вспомним святого Албана, святого Георгия, двух святых Феодоров и святого Димитрия. Архангел Михаил – архистратиг небесного воинства. Святой Константин тоже был воином. Безусловно, никто из них не считается святым только потому, что был воином. Их святость определялась тем, на что они тратили свои способности, посвящали ли их тому, чтобы построить Царство Христово на земле. Те, кто строил королевство, как Альфред Великий, тоже признаны святыми. Альфред был всецело предан Церкви и любил ее. Вот почему мы верим, что он святой. Помните, что Альфред вступал в битвы, чтобы защитить христианское королевство, а не нападать на других. Самозащита, или, вернее, защита других: мирного гражданского населения, женщин и детей, монахов и монахинь, – это не то же самое, что агрессия. Она прямо противоположна ей. Когда Альфред победил датчан, он не стал их убивать или прогонять – он их крестил и позволил им остаться в Англии, стал крестным отцом их вождя и дал ему христианское имя. Он сокрушал врагов, но не создавал себе врагов. И вопреки неравенству в силах, Альфред выиграл войну, а затем завоевал мир. Он был великодушен в своих победах, вел себя как благородный и мудрый христианин; он доказал, что настоящее завоевание достигается не мечом, а сердцем. Альфред разрешил датчанам сохранить свои обычаи, язык и законы, но предупредил, что если они останутся в Англии, то непременно должны стать христианами. Для Альфреда христианская вера была неотъемлемой частью Англии, английской культуры и идентичности. Если датчане хотели объединиться с англичанами, им надо было принять крещение. Все остальное было второстепенным. И политика Альфреда оказалась успешной. Через 30 лет после того, как датчане замучили святого Эдмунда в Восточной Англии, они уже почитали его как святого. В середине X века святой Ода , получивший имя Ода Добрый, датчанин по происхождению, стал архиепископом Кентерберийским и еще одним христианским святым. Другой подобный пример – это живший немного позднее кровный родственник святого Оды святой Освальд Вустерский, ставший впоследствии архиепископом Йоркским; он тоже был датского происхождения, и его тоже любили все за святость его жизни и сострадание.

http://pravoslavie.ru/57348.html

Таковы были основы английского суда, заложенные Альфредом. Его законы также обращали особое внимание на соблюдение церковных праздников и постов. Так, они предписывали соблюдать Страстную и Светлую седмицы, 12 дней Рождества (Святки), день Успения Божией Матери 15 августа, праздник святых Петра и Павла 29 июня, праздник апостола Англии святителя Григория Двоеслова 12 марта. Те, кто не соблюдал Великий пост, должны были платить штраф. Альфреда считали справедливым и внимательным судьей, любившим мудрость и особенно заботившимся о бедных. Но были две вещи, которые он более всего ненавидел, – это невежество и леность. Несмотря на свою болезнь, Альфред, укрепляемый Господом, сам постоянно показывал пример другим: наставлял, ободрял, заставлял, наказывал, проявлял особенную заботу об образовании и книгах, безустанно трудился над созиданием христианской Англии. Любимец Англии В то время, еще до составления свода законов, король Альфред заказал перевод нескольких книг. Первой, скорее всего, была переведена на английский язык большая часть книги святого Беды Достопочтенного об истории ранней Английской Церкви и английского народа. Хотя она была переведена в основном епископом Уэрфертом, но и Альфред поучаствовал в этом труде. Этим переводом Альфред хотел показать всем величие и славу золотого века английского христианства в VII и начале VIII столетий, когда язычники обратились в христианскую веру. Альфред считал, что тот же путь в его эпоху нужно пройти вновь. Вскоре появился еще один – вольный – перевод, заказанный Альфредом, – сочинения «Против язычников» писателя и историка времен ранней Церкви священника Павла Орозия. Этот ученик блаженных Августина и Иеронима родился на территории современной Испании и описал историю мира от его сотворения до 417 года. Он подробно останавливался на описании бедствий от язычников, показывая этим, что именно от язычества, а не от христианства приходят все бедствия. Этой краткой версией труда Орозия Альфред хотел подать утешение своим верным соотечественникам.

http://pravoslavie.ru/57294.html

Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого Часть 1. От юности до победы над «великой армией» Протоиерей Андрей Филлипс Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею. (Пс. 2: 6) Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. (Пс. 50: 8) Предисловие: Альфред святой (память 8 ноября по новому стилю) Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее. Образование было запущено – он восстановил его. Законы были бессильны – он дал им силу. Церковь была в упадке – он поднял ее. Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него. Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое. Надпись на статуе святого Альфреда Великого в Уонтидже Статуя св. Альфреда Великого в Уонтидже Девятилетним мальчиком я открыл для себя короля Альфреда Великого и истории, связанные с ним. И он сразу же меня покорил. Позже Провидение привело меня учиться в университетский колледж в город, который основал Альфред. Учась в этом колледже, хранившем портрет короля Альфреда XVII века, я много прочел о его заслугах. Да, легенды, но в них заключена духовная истина. Прослужив православным клириком почти 20 лет, я понял, что Альфред был не только праведным человеком, но и святым мужем. Во всей моей жизни постоянно присутствует король Альфред Великий. И за последние два десятилетия все большее число английских православных и инославных христиан признают в короле Альфреде Великом (849–899) святого. В 1992 году один православный написал краткое житие святого Альфреда, и имя короля было внесено в православный календарь. Многие римо-католики тоже видят в Альфреде святого. И потому мы предлагаем житие короля, попутно отвечая на вопросы, возникающие в связи с распространением его почитания. То, что вопрос о святости Альфреда поднимается именно сейчас, когда прошло более 1000 лет с того времени, когда жил этот король, – не случайность. Кажется, сегодня в Англии Альфреда идет процесс нового возвращения к язычеству. Как будто бы история движется в обратном направлении, и мы вновь приходим к тому положению, в котором пребывало английское христианство в свои первые века. Альфред трудился над созиданием Англии , а мы сегодня становимся свидетелями уничтожения Англии. Мы снова видим то, что происходило во времена Альфреда, когда датчане-язычники терзали Англию. И мы видим сегодня нечто подобное. Конечно, на нас не нападают внешние враги, но мы все видим разложение Англии изнутри. Сегодня вы можете встретить людей, вполне открыто и по-модному называющих себя язычниками, имеющих свои обряды и гордящихся тем, что они язычники. Это очень похоже на то, что происходило в Англии в IX веке, при завоевании ее язычниками.

http://pravoslavie.ru/57264.html

Пророческое предсказание исполнилось слишком быстро. В течение трех лет – с 840 по 843 год – язычники-викинги по много раз совершали ужасные набеги на христианскую Англию. И всегда побеждали: в Дорсете, Линкольншире, Восточной Англии, Кенте, Кентербери, Лондоне, Гемпшире и Сомерсете. Это было начало бедствий, тревоживших и беспокоивших младшего сына короля Этельвульфа Альфреда всю его жизнь – с детства и до самой смерти. А паломничество Этельвульфу пришлось отложить на 16 лет. Мир, в который пришел святой Альфред Великий, пел литанию: «От ярости северных людей избави нас, Господи!» Молитва усилилась, когда впервые зиму 850–851 годов датчане провели в Англии, и это не предвещало ничего хорошего. Глава 2. Детство и юность святого Альфреда Великого 849–871 годы Теперь его очень любили. Согласно «Житию короля Альфреда», которое приписывается епископу Ассеру, Альфред родился в 849 году в городе Уонтидж, сегодня весьма небольшому. Он расположен в нескольких милях южнее Темзы, в центральной части южной Англии. Будучи как раз посредине между Бристолем и Лондоном, в IX веке королевское поместье Уонтидж занимало стратегическое положение на границе Уэссекса и Мерсии. Уонтидж, Оксфордшир - родина св. Альфреда Великого Место рождения святого Альфреда, как предполагают, было в непосредственной близости от приходской церкви, около которой сегодня стоит памятник ему. Святой Альфред был самым младшим из пяти детей – четырех сыновей и одной дочери – короля Уэссекса Этельвульфа и его жены Осбурги. Они оба славились своей набожностью; говорили даже, что король Этельвульф в молодые годы мечтал принять монашество в Винчестере. Об Осбурге писали как о «самой благочестивой женщине, благородством манер украсившей благородство происхождения». Альфред был младшим из шести детей короля Этельвульфа, у которого от первого брака был еще один сын – Этельстан, умерший относительно молодым. Альфреда очень любили и его родители, и все, кто его окружал. Он воспитывался при королевском дворе; он «отличался внешностью более красивой, чем у его братьев, и более приятными манерами, речью и поведением». С детства его благородный ум стремился к мудрости более, нежели к чему-либо еще. Он внимательно слушал книги, которые ему читали, и старался запомнить услышанное. Однажды его мать, показав ему и другим братьям книгу английских поэм, сказала: «Я подарю эту книгу тому из вас, кто выучит всю ее быстрее других». Альфред, которому тогда было 5 или 6 лет, был поражен первым же инициалом, которым она была украшена. Он взял эту книгу, отправился к своему учителю и выучил все содержавшиеся в ней поэмы. Потом он вернулся к матери и, отдав ей книгу, прочел их наизусть. Так он отвоевал книгу у своих братьев, которые, хотя и были старше его, не проявляли таких способностей, как Альфред.

http://pravoslavie.ru/57264.html

Он отвоевал Англию не только физически, но и духовно. Альфред Великий переводил отцов Церкви, христианизировал языческую римскую философию и учил десяти Заповедям в своих законах: «Закон Англии есть закон Божий, как он записан в Библии; и король, и суды подвластны ему и не могут его изменять». Он начал восстанавливать старую английскую цивилизацию, чьи школы при кафедральных соборах с древних пор преподавали латынь и греческий язык, музыку и астрономию. Альфред отправлял миссии в Европу, чтобы вернуть ее из язычества. Этот великий правитель был поистине велик, потому что в нем горело духовное видение Англии, обновленной во Христе, восстановленной в благочестии и учености прежних лет. Дети Альфреда, их дети и дети их детей – Эдуард Старший, Этельстан, Эдмунд I, святой Эдгар Мирный – завершили его труды, приведшие к великому духовному и культурному процветанию и подъему Англии в X веке, кульминацией которого стало судьбоносное мученичество и самопожертвование святого Эдуарда-Мученика в 978 году. Альфреда называли «Альфред провозвестник правды», «Альфред законодатель», «английский пастырь», «утешитель Англии», «любимец Англии», «отец английской духовной литературы». О, где старый дух? Дух Альфреда Великого? Существовавший до того, как трон обесценился порочностью и золотом, Еще когда люди были едины с государством? (Уильям Хик. «Северная звезда», 1841). Не удивительно, что Честертон написал о нем: «Альфред родился в Уонтидже и правит Англией до Судного дня». Подходя к концу нашего обзора трагедии английской истории и к современному раскрытию этой истории, мы в праве задать себе вопрос: есть ли у нас надежда на нового Альфреда? Возможно ли в эти времена сомнений восстановление настоящей монархии, которая была во времена Уэссекса? Можно ли рассчитывать на возвращение Англии во времена до прихода Вильгельма, до начала ее трагедии, на исторические пути ее судьбы? Есть ли надежда на то, что Англия восстановит свою душу? А если эта надежда есть, то, когда же это произойдет? О, когда, когда? Только когда видимая Англия начнет бережно хранить невидимую Англию: Когда наш последний лук сломается, о королева, Когда мы метнем наш последний дротик, Под грустным, зеленым вечерним небом, Высоко держа развалившийся крест, Лежа под теплой западной травой, Придем ли мы наконец-то домой? …… Не скажу ничего для Вашего утешения, Ничего, что потакало бы Вашему желанию, За исключением того, что небо все темнеет, А море поднимается все выше.

http://pravoslavie.ru/72418.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010