Дальнейшая судьба братства преподобного Венедикта Преподобный Венедикт написал свой Устав в 530–540 годах, а в 543 году (год его кончины) этот Устав был уже широко известен во всей Европе. Распространению Устава особенно способствовал святой Григорий Двоеслов , папа Римский (590–604), который в Риме познакомился с бенедиктинцами, бежавшими из разрушенного Монтекассино в 581 году. Впоследствии он вводил Устав преподобного Венедикта в тех монастырях, которые основывал. Особенно усилилось почитание преподобного Венедикта после того, как в 593–594 годах святой Григорий написал «Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души», кратко называемые «Диалоги». В этих «Диалогах», состоящих из четырех книг, святой Григорий рассказывает диакону Петру о чудесных событиях, связанных с жизнью великих христианских подвижников. Вторая книга «Диалогов» полностью посвящена деяниям преподобного Венедикта. «Ко времени деятельности Григория I латинский житийный жанр имеет уже определенные традиции, которые окончательно оформляются в его творчестве. «Диалоги о жизни италийских отцов и о бессмертии души» становятся популярнейшей в средние века книгой» 60 . Немногие книги имели такую популярность, как «Диалоги». В списках и переводах они расходились на Западе. В VIII веке появился даже, арабский перевод. Еще позднее английский король Альфред перевел «Диалоги» на саксонский язык. На Востоке «Диалоги» получили большое распространение в VIII веке после того, как Римский папа Захария I (741–752), грек по национальности, перевел эту книгу на греческий язык. Начиная со святого Григория Двоеслова , римские папы с сочувствием относились к бенедиктинцам, и с этого времени распространение монашества на Западе проходило на основе Устава преподобного Венедикта. Франкская Церковь также благосклонно отнеслась к деятельности бенедиктинцев, и святой Мавр, любимый ученик преподобного Венедикта, еще при его жизни в 542 году смог прибыть в Орлеан и основать на Луаре обитель (st. Maure-sur-Loire), а также Гланфейльский монастырь (Glanfeuil) в местечке Анжу. И если раньше во Франкском королевстве большим влиянием пользовались правила ирландского монаха Колумбана, то впоследствии они начали вытесняться новым Уставом. «Устав Бенедикта во многих монастырях сочетался с какими-нибудь другими или ложился в основу новых правил монашеской жизни, подвергаясь изменениям и переработкам. Такова была общая судьба всех его предшественников. Существеннее, что он распространялся шире и быстрее других в чистом своем виде. Собор 670 года в Отёне говорит, касаясь монашества, только об Уставе Бенедикта; собор 813 года в Шалоне свидетельствует своими актами о его почти безраздельном господстве» 61 . «В конце VI века большая часть монастырей во Франции приняла тот же Устав; он стал общей дисциплиной монастырского порядка, так что около конца VIII столетия Карл Великий приказал разузнать в различных частях империи, не существуют ли другие монахи, кроме монахов ордена святого Бенедикта» 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Комментарии к книге второй К предыдущей статье 258 Григорий Великий родился около 540 г., был выбран папой в 590 г. и умер в 604 г. Уже в VIII в. он был весьма популярен в Британии благодаря не только Беде, но и Альдхельму и другим авторам. В начале этого столетия в Стренескальке (Витби) было написано анонимное «Житие» Григория, которого Беда, видимо, не читал. В этом житии содержится много историй о жизни папы, а также указывается имя его матери-Сильвия. 259 Деян. 26:18. 260 1 Кор. 9:2. 261 Для Беды характерно сопоставление благородного происхождения и благочестивой жизни. Он говорит об этом в рассказах о Меллите (II,7), Фурсее (III,19), Этельфриде (IV, 20), Тилмоне (V, 10). 262 Имеются в виду Феликс III (папа в 483-492 гг.) или Феликс IV (папа в 526-530 гг.). 263 Монастырь святого Андрея на Целианском холме в Риме, где Григорий пребывал между 560 и 573 гг. 264 По мнению Беды, каждая книга Святого Писания имеет три значения: историческое или буквальное, аллегорическое или тайное и тропологическое или моральное. Эта идущая от Оригена теория была весьма популярна в средневековом богословии. 265 Царский город (urbs regii)- Константинополь. 266 Евтихий был патриархом Константинополя в 552-582 гг. и умер в возрасте 70 лет. Свои еретические взгляды он высказал незадолго до смерти; информацию о них Беда почерпнул из «Моралий на книгу Иова» папы Григория. 267 Лк. 24:39. 268 Тиберий II Константин правил Византией в 578-582 гг. 269 Эта книга (Regula Pastoralis) была хорошо известна Беде, и он советовал читать ее в письме к Эгберту (см. ниже). Она вместе с «Историей» Беды вошла в число книг, которые король Альфред велел перевести на англосаксонский язык. В стихотворном предисловии к переводу король указал, что это сочинение было впервые привезено в Англию еще Августином. 270 «Диалоги» папы Григория были исключительно популярны в Средние века. На их рассказах о потустороннем мире основываются не только аналогичные сюжеты Беды, но и вся богатейшая средневековая традиция изображения ада, рая и чистилища (кстати, именно Григорий превратил в догмат предположение Августина о существовании чистилища).

http://sedmitza.ru/lib/text/440649/

Альфред Великий За всем тем вест-сакское королевство устояло не только по случайности, возведшей на престол великую душу Альфреда, но и потому, что действительно чисто-саксонская стихия была преобладающая и значительно сильнейшая во всём союзе. Временные победы Норманнов послужили даже отчасти к временному скреплению державы, уничтожив все мелкие и полунезависимые королевства северной и средней Англии; но, разумеется, они не только не могли искоренить внутренних начал раздора и будущего падения, но ещё усилили их число и будущий круг их действия, вследствие которого впоследствии новое племя, новая династия, новое жизненное начало должны были со временем овладеть судьбой Англии и стать на первом или самом видном месте в её внутреннем организме с тем, чтобы не прежде многих веков уступить снова несокрушимой силе стихии саксонской. Мужествен был отпор королей саксонских, не недостойных преемников Эгберта, успех долго сомнителен. Наконец, молодой Альфред утратил, по-видимому, всю надежду на победы, все силы для сопротивления; он, с ранних лет закалённый в военной тревоге и прославившийся запальчивой отвагой, бежал теперь от борьбы, от врагов своих и даже от подданных, скрываясь в глуши лесов и непроходимых болот, без крова и часто почти без пищи. Несколько месяцев прошло, и грабители хозяйничали в земле Вест-Саксов, губя и разоряя, нигде не основывая себе осёдлости, но, почти нигде не встречая сопротивления, хотя ещё случались частные стычки, в одной из которых пал последний из детей Рагнара. Замечательна разница в действиях Скандинавов на севере и юге Англии. Очевидно, они не находят в южных областях тех союзных стихий, которые дали им на севере возможность овладеть вполне землёй и сделать её своей. Альфред в своём тяжком скитании, бесспорно, получил уроки, которые подействовали на всю его жизнь. Он бежал не от недостатка в мужестве, не от вещественной невозможности противиться врагу, но вследствие отношений своих к подданным. Рано почерпнул он из источников просвещения не домашнего, в первом уже детстве несколько раз жил и путешествовал в областях прежнего римского мира и в самом Риме, которого величественные развалины неизгладимо врезались в его детскую память и благородное сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова Часть I. «Орозии» короля Альфреда (Е.А. Мельникова) В конце 890-х гг. король Уэссекса, а затем и большей части Англии Альфред Великий (849–899) осуществил перевод на древнеанглийский язык пяти крупнейших и имевших наибольшее значение для формирования христианской культуры средневековья произведений: это – сочинение, определившее развитие философской мысли, – «Об утешении философией» Боэция (начало VI в.); изложение сущности патриотического миропонимания – «Монологи» св. Августина (начало V в.); кодекс христианской этики – «Обязанности пастыря» папы Григория Великого (VI в.); всемирная история, сопровожденная географическим описанием ойкумены, – «История против язычников» Павла Орозия (V в.); и первая история своего народа – «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного (начало VIII в.). Перевод «Истории» Орозия отличается свободой отношения к оригиналу, который подвергся структурной переработке (были опущены некоторые разделы, другие – объединены и т. п.) и дополнениям. Особенно сильно была изменена глава, посвященная географическому описанию мира: в нее были внесены обширные вставки, содержащие характеристику тех регионов Европы, которые были неизвестны античным писателям, а, вслед за ними, и Орозию, но хорошо знакомы англосаксам: это Германия, в широком смысле, т. е. земли в Центральной и Западной Европе, после Великого переселения народов, заселенные германцами. Кроме того, Альфред включает в текст Орозия рассказы двух людей, совершивших плавания в земли, которые не посещались англосаксами: норвежца Оттара (др.-англ. Охтхерё), побывавшего на дальнем севере Европы, а также в Дании и Англии, и англосакса Вульфстана, плававшего в юго-восточную часть Балтийского моря и достигшего устья Вислы. Рассказы обоих путешественников содержат самые ранние описания этих областей Европы. Рассказ Оттара, жителя северной области Норвегии Холугаланн, хорошо знакомого с саамами (в древнескандинавской традиции они называются финнами, в русской – лопарями), состоит из трех частей: описания плавания на дальний север; повествований о своем образе жизни и имуществе (состоявшем, по преимуществу, из стад оленей); сборе дани с населения Финнмарка (саамов). Оттар, плывя на север, достиг северной оконечности Скандинавского полуострова, обогнул мыс Нордкин, проплыл вдоль Кольского полуострова и, как предполагает большинство исследователей, вошел в Белое море.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть Российскому флоту быть! К 320-летию военно-морского флота России 31.10.2016 1437 Время на чтение 8 минут Российскому флоту 320 лет. Эту славную дату нашей истории люди, чьи судьбы, так или иначе, связаны с морской службой, с кораблестроением и с морем, встречают с разными чувствами. Здесь и гордость за великую, героическую летопись флота и тревога за его настоящее и будущее. Я не хочу вспоминать о бесславной гибели русского флота в «лихие девяностые и нулевые», о том, как продавались за рубеж наши авианосцы, как покрывались ржавчиной у причалов атомные крейсера, как уничтожались на деньги заграничных спонсоров лучшие атомные субмарины. Не хочу. Потому, что у всех у нас есть, что вспомнить. Есть, чем гордиться. Давайте хотя бы вкратце полистаем страницы нашей истории. Первые корабли, предназначенные для военных целей, появились у наших предков не триста двадцать лет назад, а гораздо раньше. Англичанин Фред Т. Джейн в книге «Императорский российский флот. Его прошлое, настоящее и будущее» (Лондон, 1904) пишет: «Русский флот может претендовать на более древнее происхождение, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред Великий построил первые английские военные корабли, русские уже бились в отчаянных морских битвах, и тысячу лет тому назад лучшими моряками своего времени считались русские». Примечателен факт, что на итальянских картах вплоть до 16 века Чёрное море называлось Русским. Первая попытка создать регулярный военный флот была предпринята для охраны русского судоходства на Балтийском море при Иване Грозном. В 1570 году была сформирована флотилия из шести кораблей, которая, просуществовав недолго, успела захватить два десятка польских и шведских каперских судов. В 1667 году с соизволения царя Алексея Михайловича (Тишайшего) был построен первый русский морской военный корабль «Орёл». 20 октября 1696 года Боярская Дума - тогда высший совещательный орган государства - вынесла судьбоносное решение: «Морским судам быть». Эту дату и принято считать днём рождения русского регулярного военно-морского флота. И началось.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/23/...

Разделы портала «Азбука веры» ( 16  голосов:  4.7 из  5) Белая лошадь Я заметил (хотя мой опыт невелик), что беседовать в автомобиле довольно трудно. Оно и лучше: во-первых, я буду меньше ездить, а во-вторых, хоть иногда буду меньше говорить. Трудность — не в самих условиях, хотя мешают и они. Тот Омар Хайям, которого создал Фицджеральд, — пессимист. Значит, он из богатых и, по своей лености, наверное, ездил в автомобиле. Как бы то ни было, вышеупомянутую трудность он описал так точно, что случайным это быть не может: «Развеяны по ветру их слова, и пылью разлетается молва». Из этого никак не следует, что в автомобиле должно царить злое, угрюмое молчание; там должно царить молчание доброе, без которого нет дружбы. Так молчат те, кто вместе гребёт или сражается бок о бок. Недавно я нанял такси, чтобы увидеть те места, где скрывался и бился с врагом Альфред Великий. Тут без автомобиля не обойтись. Вот красоту пейзажа из него не увидишь, лучше гулять, ещё лучше — сидеть тихо. Автомобиль хорош для пародии на военный поход или дело государственной важности, когда нужно что-то побыстрей узнать и примерно представить. В такое путешествие я и отправился и, словно сломанная молния, сидел целый день рядом с шофёром. Когда жёлтые звёзды зажглись в домах, белые — в небе, я, кажется, понял его, а он, как ни странно, — меня. С виду он был невесел, терпелив, насмешлив. Он не огрызался, хотя был родом с Севера, и не важничал, хотя прекрасно знал своё дело. Говорил он (когда говорил) с сильным акцентом и, судя по тому, как он бранил его и хвалил, впервые попал в этот прекрасный край. Хоть и с Севера, был он из крестьян, не из дельцов, и занимала его земля. Глядел он на неё остро, если не жадно. Первые слова он произнёс, когда мы ехали по самым безотрадным высотам Солсберийской равнины. Он сказал, что всегда считал её равниной (доказывая тем самым, что никогда здесь не был), и хмуро прибавил: — Вообще-то земля хорошая. Почему они тут не сеют? Потом он молчал часа два, если не больше. С какого-то крутого склона я внезапно и случайно увидел то, чего искал; то, чего не ждал. Предполагается, что все мы пытаемся влезть на небо, но как бы мы удивились, если бы нам это удалось! Словом, я поднял глаза и увидел Белую Лошадь.

http://azbyka.ru/fiction/esse/67/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ [Эльфред; англ. Alfred the Great] (848/49, Уонтидж - 26.04.899 или 28.10. 900/01), первый король, объединивший разрозненные гос-ва англосаксов (rex Saxonum). Младший сын уэссекского кор. Этельвульфа и его первой супруги Осбурги. В течение почти всей жизни А. В. страдал от эпилепсии. В юности посетил Рим, где принял от папы Льва IV конфирмацию (853), к-рую позже рассматривал как помазание на буд. царствование. Нек-рое время А. В. жил при дворе франк. кор. Карла Лысого. В правление своего брата Этельреда I А. В. носил титул соправителя (secundarius), приняв участие в заключении мира с вторгшимися в Англию датчанами (868). После смерти 4 старших братьев А. В. был провозглашен королем Уэссекса (апр. 871). Заняв престол, начал войну против датчан, после победы под Эрдингтоном (878) и дальнейших успешных военных действий, завершившихся договором (886), по к-рому датчане приняли христианство и признали власть А. В., сохранил за собой ряд земель в Сев.-Вост. Англии (т. н. Дэнло - «область датского права»). Тем не менее набеги датчан продолжались вплоть до 897 г. А. В. строил крепости, восстанавливал разрушенные города (в частности, отвоеванный им Лондон), храмы и мон-ри, однако его попытка возродить монашество не имела успеха. А. В. покровительствовал земледелию и торговле, возможно, провел первую в Англии перепись населения. А. В. заботился об образовании, развитии науки и повышении уровня грамотности духовенства. В 878-885 гг. ко двору А. В. стекались ученые и образованное духовенство из различных областей Англии. По его указу переводились книги с лат. языка на англосакс. Нек-рые труды (первые 50 псалмов, «Утешение философией» Боэция , «Церковная история английского народа» Беды Достопочтенного , отдельные труды свт. Григория I Двоеслова (VI в.) и блж. Августина , «История» Орозия ) А. В. перевел сам. К произведению Орозия он добавил описания путешествий по Балтийскому м. и слав. землям, составленные по результатам 2 экспедиций норманнских моряков в Белое м. и Финский зал. Впрочем, сам А. В. не владел латынью в совершенстве, поэтому его переводы часто являлись сокращенным пересказом подлинника; наиболее удачным признан его перевод Боэция. Произведения А. В. были популярны и переписывались вплоть до XII в. При нем началось составление первой англосакс. хроники (890 или 892).

http://pravenc.ru/text/114196.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИМБАЛЬД Гримбальд [лат. Grimbaldus] (820/30-901 или 903), прп. (пам. зап. 8 июля), мон. и препозит аббатства Сен-Бертен (Франция), позднее аббат мон-ря Ньюминстер в Уинчестере (Англия). Основные сведения о жизни Г. содержатся в бревиарии уинчестерского аббатства Хайд (Liber Breviarium de Hyde, или Уинчестерские анналы). Краткие заметки о святом можно найти у Ассера Валлийского, еп. Шерборнского, в «Жизни короля Альфреда Великого» (Vita Alfredi. 78), у авторов XII-XIII вв. Уильяма из Малмсбери , Матвея Парижского , а также в «Хронике Сен-Бертенского мон-ря» Иоанна Ипрского (сер. XIV в.). Агиограф Иоанн Молан в кон. XVI в., основываясь на известном ему жизнеописании Г. Госцелина Кентерберийского (Natales Sanctorum Belgii. Lovanii, 1595. P. 34), составил заметку о Г. Компендиум Молана близок по содержанию литургическим чтениям в честь Г. из бревиария аббатства Сен-Бертен (XVI в.). Г. род. во Фландрии, впосл. стал монахом в аббатстве Сен-Бертен. По сообщению Иоанна Ипрского, вступил в мон-рь при аббате Гуго I. В 80-х гг. IX в. кор. зап. саксов Альфред Великий , воспользовавшись миром с датчанами, на протяжении полувека разорявшими англосакс. королевства, начал возрождение церковной жизни в своей стране. Король искал на континенте достойных и образованных людей, к-рые смогли бы не только восстановить церковную дисциплину, но и поднять уровень образования англосакс. духовенства. Он обратился к Фулькону, архиеп. Реймсскому, к-рый рекомендовал королю Г., к тому времени уже известного праведной жизнью и блестящим богословским образованием. Святой был назначен настоятелем Нового мон-ря (Ньюминстера) в Уинчестере, основанного кор. Альфредом. Постройка обители, получившей это название в противовес Старому мон-рю (Vetus monasterium, Олдминстер), комплексу зданий при кафедральном соборе, заложенному в VII в., являлась частью реконструкции Уинчестера. По просьбе Альфреда Великого Г. осуществлял переводы христ. лат. сочинений, в частности «Regula pastoralis» (Пастырское правило) свт. Григория I Великого , на древнеангл. язык. Был одним из духовников кор. Альфреда.

http://pravenc.ru/text/168135.html

Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого Часть 2. Благочестивый и мудрый правитель Протоиерей Андрей Филлипс Часть 1. Глава 4. Альфред – строитель 878–892 годы Вот орудия короля и инструменты, с которыми он правит: страна, заселенная людьми молитвы, людьми войны и людьми работы. Без этих инструментов ни один король не может действовать. Альфред Великий. Комментарии к «Утешению философией» Статуя св. Альфреда Великого в Винчестере Противостоя язычникам, терзавшим его королевство и всю Англию, перенося мучившие его телесные недуги, король Альфред, тем не менее, не оставлял и иных обязанностей. Он не был просто королем-воином, и доказательство этому – следующий период его жизни. Когда язычники ушли в Европу, у короля появилась так долго ожидаемая возможность явить свое истинное величие: он приступил к военному, гражданскому, культурному и духовному преобразованию своего королевства – всей юго-западной половины Англии. И хотя пока еще был мир, Альфред много времени посвятил совершенствованию управления страной и организации регулярной армии и отрядов местной обороны для защиты Англии от будущих языческих набегов. Всю страну покрыла сеть из 30 хорошо укрепленных городов (burhs) с размещенными в них частями преобразованной армии. Альфред желал, чтобы никто не жил дальше, чем в 20 милях от одного из таких городов. Поскольку burhs должны были заселяться обитателями близлежащих земель, это способствовало появлению новых центральных графств – shires, то есть областей, из которых набирались и гарнизоны новых городов (burhs). Оксфордшир и Бакингемшир – яркие примеры этого. Некоторые центральные графства, созданные в то время или чуть позднее, существуют по сей день в установленных тогда границах. Таким образом, если бы язычники снова напали (а они это сделали), все христиане были бы защищены. И хотя не Альфред, а его старший сын Эдуард завершил программу по созданию городов-укреплений вокруг Уэссекса, инициировал ее все же Альфред. В 886 году он принялся перестраивать Лондон и многие другие города по планам с четкой сеткой улиц. Он также не забывал о строительстве королевских залов из дерева и камня.

http://pravoslavie.ru/57294.html

Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого Часть 1. От юности до победы над «великой армией» Протоиерей Андрей Филлипс Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею. (Пс. 2: 6) Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. (Пс. 50: 8) Предисловие: Альфред святой (память 8 ноября по новому стилю) Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее. Образование было запущено – он восстановил его. Законы были бессильны – он дал им силу. Церковь была в упадке – он поднял ее. Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него. Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое. Надпись на статуе святого Альфреда Великого в Уонтидже Статуя св. Альфреда Великого в Уонтидже Девятилетним мальчиком я открыл для себя короля Альфреда Великого и истории, связанные с ним. И он сразу же меня покорил. Позже Провидение привело меня учиться в университетский колледж в город, который основал Альфред. Учась в этом колледже, хранившем портрет короля Альфреда XVII века, я много прочел о его заслугах. Да, легенды, но в них заключена духовная истина. Прослужив православным клириком почти 20 лет, я понял, что Альфред был не только праведным человеком, но и святым мужем. Во всей моей жизни постоянно присутствует король Альфред Великий. И за последние два десятилетия все большее число английских православных и инославных христиан признают в короле Альфреде Великом (849–899) святого. В 1992 году один православный написал краткое житие святого Альфреда, и имя короля было внесено в православный календарь. Многие римо-католики тоже видят в Альфреде святого. И потому мы предлагаем житие короля, попутно отвечая на вопросы, возникающие в связи с распространением его почитания. То, что вопрос о святости Альфреда поднимается именно сейчас, когда прошло более 1000 лет с того времени, когда жил этот король, – не случайность. Кажется, сегодня в Англии Альфреда идет процесс нового возвращения к язычеству. Как будто бы история движется в обратном направлении, и мы вновь приходим к тому положению, в котором пребывало английское христианство в свои первые века. Альфред трудился над созиданием Англии , а мы сегодня становимся свидетелями уничтожения Англии. Мы снова видим то, что происходило во времена Альфреда, когда датчане-язычники терзали Англию. И мы видим сегодня нечто подобное. Конечно, на нас не нападают внешние враги, но мы все видим разложение Англии изнутри. Сегодня вы можете встретить людей, вполне открыто и по-модному называющих себя язычниками, имеющих свои обряды и гордящихся тем, что они язычники. Это очень похоже на то, что происходило в Англии в IX веке, при завоевании ее язычниками.

http://pravoslavie.ru/57264.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010