В наших святцах очень мало мирян. Святых, имею в виду, мирян. Монахи есть, князья есть, есть юродивые, мирян не хватает. По закону подражания (а это очень важный психологический закон) мирянину некому подражать. В случае стремления к святости ему словно говорят: иди в монахи или юродствуй – иначе святость и ты живете на разных церковных полюсах. Для Церкви сегодня это один из важнейших вопросов. Конечно, святые миряне в Церкви были всегда. Только вместо святцев попадали они в светскую литературу. Например, «Живые мощи» Тургенева или «Матренин двор» Солженицына. Это как бы главы из нового патерика, точнее – из «митерикона», поскольку речь в них идет о святых женщинах. Незаметные труженики, терпеливые страдальцы, все те, по чьей жизни можно приблизиться к деятельному изучению Евангелия. Вот их-то и не хватает. В истории живописи, скажем, долго кисти художника удостаивались цари, военачальники, батальные сцены и натюрморты. Потом что-то изменилось в сознании художников, и на полотнах ожили балерины, официантки, «едоки картофеля» и работники портовых доков. Они были, конечно, в жизни и раньше. Но кисть художника не бралась за них, потому что общественное сознание лишало их достоинства героя картины. Дело изменили фламандцы, потом импрессионисты, потом все остальные. И вот маленький человек стал интересен. Он, рыбак, или она, молочница, – в них разглядели ту красоту и глубину образа, которые раньше признавались только за инфантами или благородными барышнями на конной прогулке. Чего-то подобного ждет Церковь. Ждет того изменения сознания, при котором мы увидим неподдельную святость, не обязательно облаченную в схиму или носящую железный колпак юродивого. Так уже было недавно в отношении священства. Священников на Руси были сотни тысяч, но смиренный наш народ даже не ждал от них святости. Ждал треб и Таинств, но не личной святости. Пока не засиял яркой свечой на церковной свещнице Иоанн из Кронштадта. Это было удивительно. Как? Живет в миру! Женат. Не схимник, не столпник, а при этом огненно-свят и чудотворен. С тех пор люди получили возможность искать святости не только в монастыре, но и на мирском приходе. Жизнь священников, надо сказать, усложнилась. Требования к ним значительно повысились. Если один смог, то, значит, не только он один может. И потом был праведный Алексий Московский, канонизация Алексия Бортсурманского… Святость и иерейство стали рифмоваться без натяжки. А пушкинский «поп – толоконный лоб» стал, чем и был, – карикатурой. Вот нечто подобное должно совершиться и в отношении обычного мирянина.

http://pravoslavie.ru/121548.html

Теперь благословите выполнить Вашу просьбу и описать случай, о котором я Вам рассказывал. В 1990-м году, когда я только-только начал ходить в церковь , в душе у меня, особенно после прочтения книги о. Серафима (Роуза) «Душа после смерти», где есть приложение о мытарствах бл. Феодоры, царил мрак и почти животный ужас. Проводя жизнь в грязных грехах, особенно в пьянстве, я вдруг узнал, что за гробом меня будет ждать воздаяние, страшные бесы; и душа пришла в отчаяние, т. к. надежды на милосердие Божие у меня тогда не было. И вот как-то поздно ночью проснувшись, я увидел вокруг себя ещё и земную темноту, которая вместе с мраком душевным привела меня в крайнее исступление. Помню, я тогда как-то пронзительно помолился Богу, вопия к нему, что же мне делать, чтобы спастись – это было несколько секунд. После этого я опять заснул и вижу, что из темноты ко мне подходит маленький согбенный старичок в сером подряснике, седой, очень похожий на преп. Серафима и говорит мне: «Молись Божией Матери!». После этого я проснулся и, несмотря на строгий вид явившегося старца, в душе затеплилась надежда и я успокоился. Через несколько лет мне удалось побывать в Оптиной пустыни и там, на исповеди, один иеромонах дал мне послушание читать ежедневно канон ко Пресвятой Богородице. Получив это благословение, я вдруг вспомнил, что всё это время, после явления старца, я нет-нет, но возвращался к его словам и думал, как это молиться Божией Матери и что для этого нужно делать, а тут вот такое явное указание... Потом я стал думать, кто это мог быть? Как я уже написал, внешне старец был похож на батюшку Серафима, но внутри мне что-то говорило, что это не так. Потом мне казалось, что это был св. Николай, но опять же, полной уверенности у меня не было. И вот в июне 2002 года, за два месяца до поездки к Вам, я натолкнулся у себя на книжной полке на 1-й том «Мучеников и исповедников Российских» иером. Дамаскина. Что-то потянуло меня взять эту книгу и посмотреть оглавление. Там я увидел жизнеописание о. Алексия Бортсурманского. Я нашел нужную страницу и сразу увидел портрет батюшки, и сердце у меня радостно забилось – да это же тот самый старец! После этого я решил во что бы то ни стало приехать в Бортсурманы. Всё остальное Вы уже знаете. Спаси Вас, Господи! Мне особенно приятно писать Вам, а главное – хочется чем-нибудь помочь, поэтому Вы не стесняйтесь, напишите или позвоните мне, я буду очень рад послужить Вам. К моим последним словам присоединяются и мои сотрудники, которые теперь уже навечно будут нести в себе память о ваших местах и вашем семействе. Низкий поклон вашей матушке и наилучшие пожелания вашим деткам!

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Р. п. Пильна, ул. Колхозная, 35, Пожарская Надежда Петровна «Православная Чувашия» 5 (51), 2005 г. ...Жительница города Чебоксары Галина рассказала о своей тёте, рабе Божией Нине 73-х лет, уроженке Нижегородской области. Сейчас она живёт на Урале. Из своих поездок на родину привозит эту землю домой и делится ею со своими ближними. По молитвам они также забывают о своих недугах. Два года назад из Лыскова Нижегородской области в Бортсурманы вместе с другими паломниками крестным ходом пришла скрюченная женщина, словно сложенная пополам. По дороге назад её позвоночник выпрямился. Четыре года назад жительница г. Чебоксары раба Божия Елена приехала в храм с надеждой на избавление от гипертонии. Имела инвалидность по болезни. Привезла с собой маленькую подушку, которую по благословению священника приложила к раке с мощами святого. Затем два месяца спала на ней. Врачи диву давались – после проверки её сняли с учета! В день прославления святого отправили нас на ночлег в другую деревню, так как Бортсурманы не смогли всех принять. Рабу Божию Нину из Чебоксар приютила сердобольная хозяйка. Дала ей камешек, взятый из могилы святого при поднятии его мощей. Пять дней подряд Нина поглаживала им по больной руке, которую не могла и приподнять. Больше эта процедура не понадобилась: все функции руки восстановились. Сейчас Нине 75 лет, она физически работает и с тех пор боли в руке не чувствует. Муж Татьяны 59-ти лет не только лишился работы, но и заболел – радикулит, межпозвоночная грыжа. Поясницу скрутило, что и не разогнуться. В храме отстояли службу, заказали молебен о здравии, приложились к мощам святого. Мужчина выздоровел. Нашлась и работа по специальности. У самой Татьяны был недуг, перед которым медицина бессильна. Предлагали такое лечение, после которого человек становится инвалидом. Так вот, после этой поездки и у нее наступило улучшение. У Татьяны дома находится икона святого праведного Алексия Бортсурманского. Небольшого размера на плотной бумаге. В начале апреля увидела, что икона мироточит. Сейчас миро застыло блестящими потёками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Arhiva A vzut lumina tiparului numrul nou al „Jurnalului Patriarhiei Moscovei” din anul 2020 25 noiembrie 2020 18:42 Вышел в свет девятый номер «Журнала Московской Патриархии» за 2020 год. К читателям обратился председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии» митрополит Волоколамский Иларион : «Сентябрьский номер журнала тематически и географически необычайно разнообразен. Наш первый материал о Северной Осетии. Несмотря на тяжелые испытания, выпавшие на долю этого народа, православные осетины выстояли, сумев сохранить в жестокой борьбе с чужеземными завоевателями свою веру, язык, национальную идентичность и культуру. О религиозных вызовах, которым сегодня противостоят наследники древних алан, возрождении храмов, издании духовной литературы на осетинском языке, реконструкции и росписи кафедрального собора в своем интервью рассказывает архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид. Из других публикаций читатели узнают о двух грядущих значимых для православных верующих событиях. Так, в следующем году намечено освящение главного — Казанского — храма Богородицкого мужского монастыря в столице Татарстана, строительство которого перешло в финальную стадию. Напомню, что в этом году отмечается 425-летие возведения первого каменного собора обители, а 110 лет назад по инициативе великой княгини Елизаветы Федоровны здесь началась работа по обустройству пещерного храма. Второй материал рассказывает о запланированной масштабной реставрации старейших церквей и монастырей Псковской области. В августе исполнилось 20 лет со дня канонизации и обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, который служил в XIX веке в Нижегородской области. Четыре года назад о родстве с этим святым неожиданно узнал настоятель столичного храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. Как это произошло и как повлияло на него самого и на жизнь его семьи, священник рассказывает читателям журнала. В этом номере в рубрике " Экспертиза " мы завершаем рассказ об особенностях строительства храмов в городской черте. Читатель узнает, что многих проблем и конфликтов можно избежать, если соблюдать 15 простых правил». Содержание номера Официальная хроника Церковная жизнь Монастыри и монашество. XXI век Беседа с духовником Церковь и общество Экспертиза Вечная память Издательство Московской Патриархии /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5725172...

В календарь внесены новые празднования и памяти святых, а также указываются литургические особенности предстоящего года. В частности, в месяцеслов календаря внесены имена прп. Симеона (Поповича) (19 марта/1 апреля), прп. Софии (Хотокуриду) (23 апреля/6 мая), прмч. Ефрема Нового, Неамакринского (5/18 мая), прп. Иустина Поповича, Челийского (1/14 июня), а также празднование Собора Симбирских святых (21 мая/3 июня) и Собора новомучеников Ясеновацких (31 августа/13 сентября). Среди новых памятей, включенных в календарь на 2013 год, — перенесение мощей прп. Нила Столобенского (26 июня/9 июля), обретение мощей сщмч. Илариона, архиеп. Верейского (11/24 июля), прав. Алексия Бортсурманского (3/16 августа), сщмч. Гермогена, еп. Тобольского (20 августа/2 сентября), сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского (13/26 октября), свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (30 октября/12 ноября) и некоторых других новомучеников и исповедников Российских. На 23 апреля/6 мая установлено празднование в честь второго обретения списка Иверской иконы Божией Матери, которое внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. В связи с совпадением в 2013 году дня Победы 9 мая н.ст. со Светлой седмицей особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на Радоницу, 1 (14) мая. Официальный церковный календарь по традиции состоит из двух частей — собственно календаря, который на церковном языке называется месяцесловом, и обширного справочного раздела. Месяцеслов календаря на каждый день года содержит список имен святых, празднуемых в этот день Церковью, указания на фрагменты Священного Писания, читаемые за богослужением, а также краткие богослужебные заметки и указания о постах. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 года в документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших» постановил: «Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви». Во исполнение указанного постановления Архиерейского Собора в календаре на 2013 год в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых, и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла приводятся имена новомучеников и исповедников Российских.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2439977...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Нужна помощь храму XVIII века, с которым связана история рода священников Вигилянских 2 мин., 13.06.2019 Храму XVIII века в честь Рождества Пресвятой Богородицы в древнем нижегородском селе Курмыш требуется помощь в восстановлении после 80 лет запустения. С историей этого храма связана жизнь известного священнического рода Вигилянских, которые, в свою очередь, являются потомками святого праведного Алексия Бортсурманского (+ 1848 г.). Страница сбора помощи на портале «Начинание»: http://nachinanie.ru/Project/Index/77021 Начиная с 1774 года, храм Рождества Пресвятой Богородицы был одним из духовных центров Курмыша, который до революции имел статус уездного города, а не села. Курмыш был основан в 1372 году и в Нижегородской области по древности уступает лишь Нижнему Новгороду и Городцу. С храмом Рождества Богородицы в Курмыше связана история жизни и служения священников Вигилянских, потомком которых является известный священнослужитель - настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Владимир Вигилянский. Историю храма и связанную с ним жизнь своего рода рассказала дочь отца Владимира Вигилянского Александрина, которая написала об этом книгу, по которой позже сняли фильм.   Так, начиная с 1876 года и более 30 лет, настоятелем курмышского храма был священник Алексий Вигилянский. Отец Алексий, в свою очередь, приходился правнуком святому праведному Алексию Бортсурманскому – чудотворцу, прозорливцу и молитвеннику. В советское время храм ждала трагическая участь. В 1937 году он был закрыт. Его колокольню разобрали, барабан и купол снесли, росписи замазали масляной краской, а само здание переделали в сельский Дом культуры. Только лишь в 2018 году храм в плачевном состоянии вернули Церкви. Праведный Алексий Бортсурманский По благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана, церковь приписали к сохранившему в том же Курмыше храму во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Настоятелем обоих храмов является иерей Димитрий Ефаров. Помимо восстановления Богородицерождественского храма, он окормляет еще несколько церквей Пильнинского района в радиусе 100 километров.

http://foma.ru/nuzhna-pomoshh-hramu-xvii...

За 9 лет до кончины вышел за штат, но литургию служил, как и прежде, почти каждый день, и богослужений не сокращал и во всем следовал уставу. Последние годы он жил в малой келье, под одной крышей с его домом. Удалив от себя все мирские заботы, он предался аскетическим и молитвенным подвигам: носил власяницу, спал на жестком войлоке, пищу вкушал раз в день, мяса не употреблял, строго соблюдал посты. Слава о нем как о великом молитвеннике и чудотворце распространилась далеко за пределами его округи. Когда к прп. Серафиму Саровскому приходили люди из местности, где жил о. Алексий, преподобный отправлял их обратно, уверяя, что у них есть свой усердный молитвенник. «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте»,- говорил прп. Серафим об о. Алексие. Число чудесных исцелений, совершенных о. Алексием, очень велико. Однажды он силой своей молитвы воскресил умершего мальчика, исцелил 6-летнюю Татьяну Растригину из г. Курмыш, которая от рождения не могла ходить. Бесноватый купец, выздоровевший по молитве прав. Алексия, устроил в бортсурманской церкви чугунный пол. Скончался 21 апреля 1848 года. Перед своей кончиной прав. Алексий всех утешал и говорил, что не забудет тех, кто будет его поминать. Погребен напротив алтаря Успенской церкви с. Бортсурманы . Жители села и окрестных деревень чтили его могилу, по воскресеньям и праздникам здесь служили панихиды по о. Алексию, после которых многие просившие исцеления избавлялись от своих недугов. Был распространен также обычай брать землю с могилы святого и принимать ее с водой в случае тяжелой болезни. В октябре 1913 г. в Бортсурманы приехала комиссия из Нижегородской духовной консистории для расследования устных и печатных сообщений о чудесах, связанных с прав. Алексием. Чудеса подтвердились, но революции и последующие события не позволили тогда канонизировать подвижника. В советское время власти многократно пытались разорить могилу, но почитание праведника народом, очевидность чудес помешали им это сделать.

http://drevo-info.ru/articles/12828.html

Жития святых Церковь празднует память праведного Алексия Бортсурманского Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги Церковь празднует память святителя Николая Сербского Будущий святитель родился 23 декабря 1880 года в крестьянской семье в самом центре Сербии, в селе Лелич. Родители будущего архиерея, крестьяне Драгомир и Катарина, были людьми благочестивыми и пользовались уважением соседей. Их первенец вскоре после рождения был крещен с именем Никола в монастыре Челие. Раннее детство его прошло в родительском доме. Мать часто водила сына на богомолье в монастырь, первый опыт богообщения крепко запечатлелся в детской […] Церковь празднует память мученика Агапия и пострадавших с ним семи мучеников 28 марта, ПРАВМИР. Святые мученики Агапий, Пуплий, Тимолай, Ромил, Александр, Александр, Дионисий и Дионисий пострадали при императоре Диоклитиане (284 — 305) в городе Кесарии Палестинской. Во время одного из языческих праздников христиан, отказавшихся принести жертву идолам, начали публично истязать и казнить. В это время мученик Тимофей был осужден на сожжение, а мученики  Тимофей, Агапий и Фекла и […] Церковь чтит память блаженного Максима Московского Летом и зимой Максим ходил почти совсем нагим, перенося с молитвой и зной, и холод. Он говорил: " Хоть люта зима, но сладок рай " . Святитель Димитрий Ростовский: Тот, кто сделал святых близкими людям Ростов облетела весть – митрополит Димитрий скончался. Первой мыслью у всех было: «Потеряли!» и лишь потом поняли, осознали, что и «приобрели» Кофе с сестрой Вассой: Иоанн Предтеча, или Не будем затмевать Христа Люди посмотрят на нашу жизнь и спросят, а при чем здесь Христос и Его любовь? Давайте избегать этого Кофе с сестрой Вассой: Василий Великий и его непоследовательность Василий Великий был непоследовательным. И это является здоровым качеством, если задуматься об этом Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/zhitiya-svyatyx/pa...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Что будет, если найти в своем роду святого 2 мин., 10.09.2019 Чудо – именно это слово последние несколько лет сопровождает Александрину Вигилянскую, которая нашла святого в родословной своей семьи и объединила самых разных людей просьбой помочь храму Рождества Богородицы в селе Курмыш, где служил её прапрадед, который приходится правнуком святому Алексию Бортсурманскому. Восстановление курмышского храма Александрина воспринимает как завет её святого дедушки с пятью " пра " , который и привёл её на эту благословенную землю. Икона святого праведного Алексия Бортсурманского Благодаря социальной сети просьба Александрины была услышана в самых разных уголках России и мира, стали поступать подарки, пожертвования, переводы, посылки. Как говорится, с миру по нитке. 7 сентября мы отправились из Москвы в недалекое село Еганово, чтобы забрать большое деревянное резное Распятие, которое пожертвовала община местного Покровского храма во главе с настоятелем священником Илией Терентьевым. В Москве, по благословению настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерея Владимира Вигилянского, в дар Курмышскому храму была передана часть икон из ризницы университетской церкви. Фоторепортаж Михаила Еремина рассказывает лишь об одном из дней того чуда, которое длится уже несколько лет. Через неделю эти и многие другие дары поедут «Крестным ходом» на специальной фуре в Курмыш, где с замиранием сердца ждут этого момента. 20-21 сентября в сельском храме Курмыша престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы. Благодаря сбору, который проходил на сайте фонда «Начинание» , удалось собрать достаточно пожертвований, чтобы приобрести всё самое необходимое для восстановления богослужебной жизни храма, в котором после 80 лет разрухи не было даже престола и жертвенника. Вплоть до 2016 года здесь обитал сельский клуб – на протяжении восьми десятилетий в храме показывали кино и устраивали дискотеки. Танцпол располагался прямо в алтаре главного предела, на месте левого предела Всех Святых была сцена, а в алтаре евангелиста Иоанна Богослова располагалась кочегарка.

http://foma.ru/chto-budet-esli-najti-v-s...

А изнутри поднималось что-то щемящее: где-то здесь был их дом, моя прапрабабушка Анна, кругленькая, с норовистым характером, активная, веселая, - я знаю ее по фотографии - хлопотала тут по хозяйству. Звонили колокола к заутрене, прапрадедушка спешил на службу... И все мы родом отсюда - несмотря на все, что нас разделяет во времени и в пространстве - несмотря на 600 километров дороги, на безумный ХХ век и на этот нынешний ад дискотеки... Бортсурманы. Меня нашли А потом я поехала дальше и глубже, еще на одно поколение вниз - в село с дремучим названием Бортсурманы: именно там родился прапрадед Алексий. В Бортсурманах служил его отец, иерей Павел, мой дедушка в шестом поколении, и Успенский храм в этом селе, я знала, возродился и действует. Надо было проехать каких-то 25 километров, чтобы окончательно отменилось время. Я попала в Землю обетованную, откуда мы все происходим. Зеленые просторы, деревенские домики, околицы, козы, петухи и дорога, и холм вдалеке, и белоснежный храм на холме - абсолютно, невозможно прекрасный. Я словно возвращалась домой после долгой разлуки - это чувство узнавания, его нельзя ни с чем перепутать. Но я даже предположить не могла, какое новое потрясение ждет меня здесь. Я подъезжала к храму под звон колоколов. Вокруг было множество машин и людей, радостных, нарядных, собравшихся здесь явно по особому случаю, ведь это был будничный день, вторник. Заканчивалась полиелейная всенощная, и я в нетерпении бросилась расспрашивать бабушку за свечным ящиком, что же здесь за торжество сегодня. Оказалось - канун престольного праздника Обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, священника этой церкви - подвижника, прозорливца, целителя, чудотворца. И мощи его покоятся прямо здесь, в храме. Я увидела раку, украшенную цветами, и припала к мощам неведомого старца - я и имени его никогда не слыхала. Потом купила в лавке книжечку с его житием, отъехала в лесочек неподалеку, чтобы устроиться здесь на ночлег в палатке: в окружении происходящих чудес мне уже ничего не было страшно. Перед сном я достала житие, и мой взгляд сам собой упал на строки, от которых забилось сердце: «За девять лет до своей кончины отец Алексий вышел за штат и передал свое место Павлу Вигилянскому, женатому на его внучке от старшей дочери Надежды». Так, за один день я обрела родословие вплоть до восьмого колена: иерей Алексий Гнеушев , незнакомый дивный святой, память которого чествовали именно сегодня, оказался моим родным дедушкой с пятью «пра».

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/29/ne...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010