единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания святителя Макария, святого праведного Алексия Мечева, преподобного Алексия старца Зосимовой пустыни, преподобного Серафима Вырицкого, 34 преподобномучеников Валаамских, священномученика Арсения Ростовского, святителя Иннокентия Пензенского, преподобного Макария, святого праведного Алексия Бортсурманского, преподобномученика Парфения, игумена Кизилташского монастыря. 2. Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика. 3. Честные их останки, у коих такие обретаются, считать святыми мощами; а у коих не обретаются, оставить на Божие произволение. 4. Службы сим святым составить особые, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минеи, каждому по его чину. 5. Память их праздновать: святителю Макарию – 16 февраля/1 марта; праведному Алексию Мечеву – 9/22 июня; преподобному Алексию, старцу Зосимовой пустыни, – 19 сентября/2 октября; преподобному Серафиму Вырицкому – 21 марта/3 апреля; 34-м преподобномученикам Валаамским – 20 февраля/4 марта; священномученику Арсению Ростовскому – 28 февраля/12 марта; святителю Иннокентию Пензенскому – 10/23 октября; преподобному Макарию – 15/28 мая:

http://sedmitza.ru/lib/text/429379/

Сейчас не только жители Курмыша, но и приезжающие из Москвы, Санкт-Петербурга и Нижнего Новгорода волонтеры воссоздают разрушенный храм. Параллельно в Курмыше идет восстановление еще одного храма — в честь Тихона Задонского — и часовни. Есть надежда, что вместе с ними возродится и жизнь умирающего села. Кроме того, по благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана в столичный храм святой мученицы Татианы при МГУ для иконы праведного Алексия Бортсурманского была передана частичка его честных мощей. Теперь наш храм с этим святым образом стал как бы посольством села Бортсурманы в Москве. И еще одним удивительным открытием хочется поделиться. Неподалеку от сел Бортсурманы и Курмыш, в которых пребывали мои предки, находится городок Лукояново — место, где родился и учился отец Святейшего Патриарха Кирилла протоиерей Михаил Гундяев. На этой земле жил, служил и похоронен и его дед священник Василий Гундяев. Так что мы с Патриархом Кириллом оказались земляками. Александрина Вигилянская: Моя жизнь кардинально изменилась после того, как я стала заниматься историей нашей семьи.С момента, когда в мою жизнь вошли мои дедушки — святой праведный Алексий Борт­сурманский, отец Павел Вигилянский, отец Алексий Вигилянский, — мне стало совершенно очевидно, что мне надо продолжать заниматься историей моих предков. И это главное дело моей жизни. После того как я впервые приехала в Бортсурманы и Курмыш, где служили мои дедушки, теперь при каждом удобном случае, при каждом «окошке» в моей работе я вырываюсь туда, хочу быть рядом, хочу быть там. Добрые люди меня пускали пожить в домик в Борт­сурманах, я там проводила все выходные и отпуска. Я стала ездить в архивы и выяснять подробности жизни праведного Алексия, и стали появляться одни за другим неизвестные до этого факты, свидетельства, обнаружился дневник праведного Алексия и следственное дело 1913 года о причислении его к лику святых. Я подготовила по этим архивным материалам книгу, которая должна в скором времени выйти. Мой прапрадед отец Алексий Вигилянский больше 30 лет был настоятелем в храме Рождества Богородицы в Курмыше, уездном городе по соседству с Бортсурманами. В этом храме до конца 2017 года был сельский клуб. Когда я впервые увидела этот храм, в нем шла дискотека. И это было ужасающее ощущение, потому что сейчас уже все-таки не советские времена и тут вот такое. Так стало больно за поруганный храм, что я решила: его надо восстановить, чтобы здесь снова шли службы. Сначала это воспринималось как совершенно неподъемное и невозможное, потому что я в этом ничего не понимаю, для этого дела нужны немыслимые финансовые вложения. И я пошла напролом, стала просто всюду кричать об этом храме — на радио, в журналах, на Рождест­венских чтениях. И каждый этот шаг влек за собой какой-то невероятный результат. Я поняла, что мне помогает святой Алексий. Я вела с ним монолог: «Как это, дедушка, восстановить храм?» А он мне говорит: «А ты попробуй». И я стала пробовать, и у нас все закрутилось.

http://patriarchia.ru/db/text/5725532.ht...

Он также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее – образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени, и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», – заключил митрополит Климент. На конференции был зачитан доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам. «Моя книга «Святые старцы», изданная в серии «Жизнь замечательных людей» в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам 18-20 столетий. Это 10 небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского.     Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато – как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?», – говорится в докладе. Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над «портретами» святых обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов «окунает» средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», – подчеркнул докладчик.

http://pravoslavie.ru/134358.html

И эти случаи, рассказанные моими знакомыми – незначительная часть милости и благодати Божией, которая даётся нам по молитвам за нас святого праведного Алексия. Дивен Бог во святых своих... Ольга Дмитриева, г. Чебоксары. В семье Смирновых, Александра и Натальи, проживающих в р. п. Пильна, что в 25 км. от Бортсурман, 10 лет не было детей, которых очень хотелось. Пытались лечиться, но безрезультатно. Услышали от знакомых, что святой праведный Алексий Бортсурманский помогает обращающимся к нему с этой проблемой. Побывав на Рождественской службе в храме с. Бортсурманы Александр и Наталья помолились у раки со святыми мощами св. прав. Алексия Бортсурманского, просили его помочь им. Осенью того же года Наталья родила девочку в свои 36 лет. Резус крови у неё отрицательный, а потому врачи говорили, что выносить ребёнка ей будет, практически, невозможно, но отец Алексий помог и в этом, и беременность прошла без осложнений. Роды оказались тяжёлыми, девочка попала в реанимационное отделение роддома г. Нижнего Новгорода. Александр и Наталья продолжали молиться отцу Алексию, просили родных съездить в Бортсурманы и попросить священника отслужить молебен у святых мощей. Их надежда не была посрамлена и девочка пошла на поправку. В ближайшее время Смирновы всей семьёй хотят приехать в Бортсурманский храм окрестить девочку и поблагодарить святого праведного отца Алексия. Декабрь 2008 г. Другая пара из Саратова, Виктор и Анна, были бездетными около трёх лет. Они прочитали в книге об отце Алексие Бортсурманском, что он помогает в решении этой супружеской скорби, и решили совершить паломничество в Бортсурманы, помолиться у святых мощей. Желание их было настолько сильное, а вера настолько крепкая, что Анна понесла (забеременела) не дождавшись поездки. И все-таки супруги решили не менять своих обещаний и поехали на общественном транспорте и на попутках в Бортсурманы, несмотря на трудности такого путешествия в положении Анны (хотя могли добраться на личной машине). Отслужив благодарственный молебен угоднику Божию и потрудившись некоторое время при храме, Виктор и Анна отъехали домой в Саратов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Глава Издательского Совета также отметил, что в современной художественной литературе слабо представлены образы святых миссионеров и еще слабее — образы мучеников и исповедников Церкви Русской в XX столетии. «На протяжении двух лет мы объявляли конкурс рукописей на тему о святых мучениках советского времени и добились определенного результата. Но нами произведена лишь предварительная работа, и было бы очень хорошо, если бы писательское сообщество включилось бы в полной мере в этот тяжелый, но благодатный труд во славу Божию», — заключил митрополит Климент. На конференции был представлен доклад писателя Вячеслава Бондаренко, который поделился опытом написания книг, посвященных христианским подвижникам: «Моя книга " Святые старцы " , изданная в серии " Жизнь замечательных людей " в январе 2020 года, посвящена великим русским старцам XVIII-XX столетий. Это десять небольших очерков, посвященных судьбам преподобных Василия Площанского, Льва, Макария, Амвросия и Нектария Оптинских, Алексия Зосимовского, Симеона Псково-Печерского, Серафима Глинского, а также святых праведных Алексия Бортсурманского и Алексия Московского. Замысел книги родился в процессе работы над биографией отца Иоанна (Крестьянкина), из мыслей по поводу генезиса русского старчества как такового. Было понятно, что задача чрезвычайно сложна и ответственна. Как и в случае с работой над книгой об отце Иоанне, было даже и страшновато — как прикоснуться к чуду, не упростив, не засушив, не огрубив его? Как рассказать светскому читателю, далекому от мира Церкви, о великих русских святых? Возможен ли этот рассказ вне житийного формата?» Доктор исторических наук Дмитрий Володихин призвал писателей, работая над портретами святых, обращаться к опыту Б.К. Зайцева, создавшего книгу «Преподобный Сергий Радонежский» в 1925 году. «А вот против опыта Георгия Федотова, который написал несколько блистательных с литературной точки зрения книг о святых Древней Руси, я предостерегаю: порой Федотов " окунает " средневековых святых в опыт современной политики, и эта политизация — рискованное дело, можно сорваться в журнализм», — подчеркнул докладчик.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5699556...

К 1948 г. в Горьковской обл. были зарегистрированы 46 храмов, 2 епископа, 58 священников, 18 диаконов и 13 псаломщиков; в Марийской АССР имели регистрацию 16 общин, 19 священников, 2 диакона и 14 псаломщиков. В нач. 1948 г. был открыт храм в с. Пахотный Усад Починковского р-на, вскоре ставший местом массового паломничества. 25 июня 1948 г. Совет по делам РПЦ принял постановление об открытии храмов в городах Лукоянов и Павлово, в с. Тубанаевка Спасского р-на, были зарегистрированы их общины. Однако постановление реализовано не было из-за ужесточения гос. политики в отношении Церкви. В нач. 1949 г. было решено «приостановить выполнением» постановление Совета, впосл. оно было отменено. Три общины, оставшиеся без церквей, сняли с регистрации. Возобновились аресты и высылки священников. В 1948 г. был арестован и осужден свящ. Алексий Нагоринов из с. Куршакова Мари-Турекского р-на Марийской АССР. В 1949 г. по обвинению в антисоветской пропаганде арестовали диак. Александра Соболева из с. Нов. Ключищи Кстовского р-на. Были высланы неск. заштатных клириков, окормлявших нелегальные общины. Давлению и преследованиям подвергались и представители духовенства, осужденные в 20-30-х гг. XX в. по «антисоветским» статьям. К нач. 1949 г. к этой категории относились 32 чел. из 69 клириков, зарегистрированных в Горьковской обл. В 1948 г. был снят с регистрации настоятель Карповского прихода в Горьком прот. Левитский. Уполномоченный отменил регистрацию в Горьковской обл. вернувшегося в 1951 г. из заключения свящ. Датского и добился лишения его прописки. В 1947-1948 гг. власти обратили внимание на то, что заштатный свящ. Димитрий Веденеев служил без регистрации на дому в с. Бортсурманы Курмышского (ныне Пильнинского) р-на; священник совершал панихиды и молебны на могиле прав. Алексия Бортсурманского , похороненного напротив алтаря закрытой Успенской ц. В 1950 г. Курмышский райисполком принял решение перенести почитаемые останки на сельское кладбище. Однако уполномоченный настаивал на сносе могилы потому, что «сборища и молебствия верующих на могиле будут вносить дезорганизацию в работу колхоза» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 763. Л. 11). Ходатайство архиеп. Корнилия о перенесении останков на кладбище было оставлено без удовлетворения, в 1951 г. могила прав. Алексия была уничтожена. В нач. 50-х гг. заштатный свящ. Д. Веденеев был выдворен из Горьковской обл. В 1953 г. по требованию уполномоченного был уволен за штат благочинный 1-го (Горьковского) округа прот. Иоанн Магницкий, служивший настоятелем Печёрского прихода в Горьком. Он обвинялся в том, что совершал нелегальные богослужения в частных домах в пригородах Горького. В том же году уволен с должности настоятеля горьковской кафедральной Троицкой ц. прот. Иоанн Бандулевич, на его место назначен прот. Георгий Молев.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Я уже знала, что каждый новый виток этой истории обязывает меня сделать очередной шаг - как ответ на полученные благодеяния. Это было похоже на движение по спирали, где с каждым кругом, с открытием новых высот, от меня требовалось очередное усилие - восхождение на следующий круг. У меня оставался еще вопрос - самый интригующий и таинственный из всех, перед которыми я оказывалась до сих пор. Из жития святого было известно о дневнике, который он вел при жизни и завещал своим потомкам: дневник сначала хранился под престолом бортсурманского храма, а потом передавался из рода в род, от одних священников Вигилянских к другим. Последней читательницей дневника, по всей видимости, была жительница Бортсурман, помещица Мария Пазухина - она дружила с правнучкой святого Алексия, Марией Люцерновой, в доме которой и хранились эти записи в начале ХХ века. В 1913 году Мария Пазухина стала автором самого полного и подробного жизнеописания старца и издала брошюру «Иерей Алексий Гневушев - подвижник веры и благочестия». Ее содержание легло в основу нынешнего жития святого. Там-то и приводилось несколько цитат из его дневника: благодаря им мы знаем о чудесных откровениях, которых старец сподобился в своей жизни, - о явлениях Господа и святых Его. Дневник считался потерянным или сгоревшим, потому что с тех самых пор он бесследно исчез из поля зрения. Но меня грела надежда, что дневник, заповеданный и предназначенный нам, потомкам, возможно, жив и лежит где-нибудь в архиве, ожидая своего возвращения. Я искала следы дневника в московской Государственной библиотеке и, не найдя ничего из моего списка, заказала книгу протоиерея Алексия Скалы - сборник жизнеописаний святых Симбирской земли. В этой книге есть и глава о святом праведном Алексии Бортсурманском. Что именно толкнуло меня заказать давно знакомую книгу, я не знаю: по логике вещей, перечитывать ее заново не имело смысла. Но я это сделала, наверное, просто чтобы взять в руки живую бумажную книгу. Я сидела в читальном зале и неторопливо скользила глазами по знакомому тексту. Но ближе к концу я оторопела: в книге была фотография страницы из дневника святого... Фотография могла возникнуть только в наши дни - отец Алексий Скала, возможно, держал дневник в своих руках, а значит, он все-таки сохранился! К сожалению, автора уже не было в живых, и выяснить, где именно он нашел драгоценные записи, не представлялось возможным. Зато я узнала, что жил отец Алексий в Ульяновске, и ответ напрашивался сам собой: дневник, скорее всего, спокойно хранится в том самом архиве, который уже не раз мне помогал.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/29/ne...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О богословском наследии протоиерея Понтия Рупышева. Часть 1 Портал «Богослов.Ru» публикует статью протоиерея Павла Хондзинского, посвященную богословскому наследию протоиерея Понтия Рупышева (1877-1939), основателя Михновской общины в Литве. Тема статьи касается малоизученной пастырской традиции, формировавшейся в конце XIX – начале ХХ вв. Статья В молитве на литии службы «Всем святым в земле Российской просиявшим», составленной свт. Афанасием (Сахаровым) и содержащей достаточно полный их перечень, мы находим имя только одного священника – святого праведного Максима Тотемского. В этом нет ничего удивительного, так служба свт. Афанасия, написанная в середине 20-века, основывалась на канонизациях синодального и предшествующих ему периодов и должна быть по меньшей мере дополнена именами святых Алексия Бортсурманского, Иоанна Кронштадтского, Алексия и Сергия Московских (Мечевых), духовника Марфо-Мариинской обители Митрофания (в монашестве Сергия) Сребрянского, Ионы Одесского, рядом с которыми могут названы имена прот. Валентина Амфитеатрова, прот. Понтия Рупышева, прот. Петра Серегина и многих других чтимых в двадцатом веке духовников и пастырей из числа белого духовенства. Нетрудно указать на достаточное количество причин, обусловивших отсутствие святых этого «лика» на протяжении без малого тысячи лет русской церковной истории: здесь и монашеские идеалы древней Руси, и действительно зачастую низкий уровень служащего – особенно в провинции – приходского духовенства, и его же (духовенства) почти растворявшуюся в народной жизни жизнь, тогда как представление о святом подразумевает в том числе и некоторую «выделенность» его из общего быта, и многое другое.  Но гораздо интересней и важнее понять: почему этот лик святых появляется в определенное историческое время? Конечно, есть святость явленная и тайная.

http://bogoslov.ru/article/4604758

Столь велика была вера и любовь праведного Алексия к Богу, столь горячими были его молитвы, что враг рода человеческого решил подвергнуть его многим испытаниям. Так, когда святой ночью молился и клал поклоны, враг поднимал его в воздух и бросал оземь, а когда он пытался заснуть хоть на минутку, бесы не давали ему покоя. Тогда отец Алексий пробуждался, творил многочисленные поклоны или читал Псалтирь. Однажды диавольские искушения стали столь жестокими, что отец Алексий принялся горячо молиться перед иконой Спасителя, — тогда он увидел, как по иконе текут слезы, и услышал голос, обещавший ему венец праведников. Получив такое ободрение в брани, которую он вел против сил тьмы, святой Алексий мог и сам утешать скорбящих, призывая их к терпению. Одной игумении, которая была его духовной дочерью, он писал: «Будь терпелива и возложи надежду на помощь Божию, благодаря которой ты можешь отразить все нападения врага человеческих душ. Если бы не было испытаний, не было бы и венцов!» В годы служения он всегда охотно приходил к тем, кто просил его прийти помолиться за него, но избегал праздных визитов и разговоров. В последние годы жизни, посвященные исключительно посту и молитве, он покидал свою келью только чтобы пойти в церковь. Местные помещики и даже землевладельцы из соседних губерний почитали его за святую жизнь. Они приходили к праведнику, писали ему письма, просили благословения. Все почитали его за великого святого и молитвенника, обладающего даром исцеления. Так, он исцелил девочку из города Курмыша, которая от рождения не могла ходить, и воскресил мальчика из своего прихода горячей молитвой. Отовсюду к святому приводили душевнобольных и одержимых — и все они исцелялись его молитвами. 1 января 1848 года отец Алексий почувствовал, что силы оставляют его. Сам он уже не мог совершать церковных служб, но попросил близких отвести его в церковь. Несмотря на слабость, он считал большим грехом не принимать приходивших к нему людей. Дойдя до полного истощения, он завершил свой жизненный путь, полный скорбей, в Великий четверг 1848 года, сидя у окна, к которому подошел, чтобы благословить множество людей, пришедших проститься с ним. Одни преклонили колена, другие тихо плакали. Отец Алексий благословлял их до тех пор, пока его рука не опустилась в последний раз, чтобы уже более не подняться. Он был погребен в саду при Успенской церкви села Бортсурманы, напротив алтаря.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Сидела-сидела и вдруг мысль: иди на могилку и просить. Пошла. Просить не могу, стала на колени и положила голову на могилку. Минут через пять появились силы. Я поднялась и доработала до конца. Тут пришёл отец Андрей Смирнов, настоятель храма, с матушкой Еленой и детками, и мы вместе отправились служить панихиду. После службы, испрашивая благословения на дорогу, я спросила, можно ли положить в рот на рану земли с могилки. Отец Андрей ответил, что с верою всё можно. Прикладываю. Все уходят, я остаюсь одна у могилки. Молюсь своими словами, со слезами, прошу батюшку помочь. Сколько времени просила – не знаю, верно, минут пятнадцать, когда же очнулась – на голове точно чугунный обруч надет, боль страшная. Пошла ко всем, о чём говорят – не понимаю. Староста раздаёт на память фотографии иконы отца Алексиея. Прошу Надежду Янчук довести меня до машины – едем на святой колодец. Когда облилась холодной водой, голове стало легче, усталость немного отошла. А по дороге домой почувствовала, что исцелилась полностью. Все радостные, поют молитвы и я с ними. Дома дети спрашивают, как моё самочувствие. Я отвечаю: «Прекрасное!» Тогда они просят меня показать рот. Я открываю. Ни разреза, ни резинки нет – все удивлены. К стоматологу больше не ходила». Обретение святых мощей (рассказ настоятеля – священника Андрея Смирнова) За две недели до знаменательного события в Бортсурманы приехал игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации, составитель книги «Подвижники веры и благочестия». В первом томе этой книги впервые появилось житие отца Алексия Бортсурманского. Игумен Дамаскин сказал, что на предстоящем юбилейном соборе будут прославлять в чине всероссийских святых нашего отца Алексия и что к этому событию можно приложить обретение мощей. Для этого необходимо испросить благословение у правящего архиерея на исследование захоронения. Не откладывая в долгий ящик, я в ближайший понедельник поехал с заготовленным прошением на приём к митрополиту Николаю (Кутепову). Прошение моё владыка быстро подписал, и я сразу же по телефону сообщил об этом игумену Дамаскину, который назначил время приезда комиссии на 16 августа 2000 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010