Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги 4 мая. ПРАВМИР. Святой Алексий (Гнеушев) родился 13 мая 1762 года в селе Бортсурманы Курмышского уезда Симбирской губернии в семье священника. По окончании Нижегородской семинарии (1784) он женился и был поставлен диаконом в село Бортсурманы. Спустя 13 лет его рукоположили в пресвитера к той же церкви, и он не покидал ее до самой кончины. В начале служения он не отличался строгостью жизни и иногда даже забывал меру в употреблении вина. Однажды его попросили причастить умирающего из соседней деревни. Отец Алексий рассердился и выгнал прочь присланного к нему человека, говоря, что состояние больного не так уж безнадежно, и он может подождать до утра. Однако в ту же ночь, испытывая муки совести и будучи не в силах заснуть, он встал и отправился к больному. Но тот был уже мертв, а возле его постели отец Алексий увидел ангела, держащего в руках святую Чашу. Потрясенный видением, отец Алексий упал на колени перед покойным и провел всю ночь в молитве. С той поры он каждый день служил Божественную литургию и соблюдал, насколько это было в его силах, монашеское молитвенное правило. В полночь он читал полунощницу, чин двенадцати псалмов и житие святого, чья память праздновалась в этот день, а также поучение из «Пролога». Наутро он читал утренние молитвы, часы, акафист преподобному Сергию, великомученице Варваре или святителю Митрофану. В полдень он прочитывал четыре кафизмы из Псалтири, а вечером — канон и акафист Спасителю, канон Ангелу-Хранителю, молитвы на сон грядущий. Ежедневно он также совершал полторы тысячи поклонов с Иисусовой молитвой. Во время, свободное от служб и келейных молитв, он принимал у себя прихожан. Тех, кто хотел взяться за духовный подвиг, он благословлял или, напротив, отговаривал, согласно откровению Божию. Иногда он давал посетителям духовные наставления, но делал это всегда с такой великой кротостью, что она покоряла сердца слушающих. Святой Алексий был суров только по отношению к колдунам и разного рода ясновидящим, а также людям, которые обращались к ним за помощью. Он раздавал бедным все, что оставалось у него после щедрых дарений, из которых он, однако, всегда выделял часть на украшение церкви. Не раз, когда крестьяне страдали от разных несчастий, например от пожаров или эпидемий, они находили у себя деньги. Никто не знал, откуда они появлялись, пока один крестьянин, дом которого сгорел, не застал отца Алексия, когда тот хотел подбросить ему деньги.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Скачать epub pdf В молитве на литии службы «Всем святым, в земле Российской просиявшим», составленной свт. Афанасием (Сахаровым) и содержащей достаточно полный их перечень, мы находим имя только одного священника – святого праведного Максима Тотемского. В этом нет ничего удивительного, так служба свт. Афанасия, написанная в середине XX века, основывалась на канонизациях синодального и предшествующих ему периодов и должна быть по меньшей мере дополнена именами святых Алексия Бортсурманского 1 , Иоанна Кронштадтского , Алексия и Сергия Московских (Мечёвых) 2 , духовника Марфо-Мариинской обители Митрофания (в монашестве Сергия) Сребрянского 3 , Ионы Одесского 4 , рядом с которыми могут названы имена ждущих еще прославления прот. Валентина Амфитеатрова , прот. Понтия Рупышева , прот. Петра Серёгина 5 и многих других чтимых в двадцатом веке духовников и пастырей из числа белого духовенства. Нетрудно указать на достаточное количество причин, обусловивших отсутствие святых этого «лика» на протяжении без малого тысячи лет русской церковной истории: здесь и монашеские идеалы древней Руси, и действительно зачастую низкий уровень служащего – особенно в провинции – приходского духовенства, и его же (духовенства) почти растворявшуюся в народной жизни жизнь, тогда как представление о святом подразумевает в том числе и некоторую «выделенность» его из общего быта, и многое другое. Но гораздо интересней и важнее понять: почему этот лик святых появляется в определенное историческое время? Конечно, есть святость явленная и тайная. Допустимо предположить, что день Страшного Суда откроет нам и святых русских пастырей более, чем мы знаем сегодня. Но и тогда остается вопрос: отчего именно в конце синодальной эпохи, не раньше и не позже, скрытое становится явным? Иными словами: что изменилось в русской жизни, если характерный для нее, кажется, более всего монашеский, «преподобнический» тип святого оказался тогда сущностно недостаточным, несмотря на известный расцвет монастырского старчества в том же XIX веке? Какие новые, несводимые к прежним черты добавил новый лик к традиционно-русскому пониманию святости? Что своего сказал «об истинном христианстве»?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

     Жизнью Церкви нужно жить. Нужно любить эту жизнь. И мало того, Православие – это жизнь. Не только механическое соблюдение обрядов, отстаивание Литургии с посматриванием на часы. Нет. Но сама жизнь. В первую очередь внутренняя жизнь души, сердца, а за ней и послушного тела. Прочитывая жития святых, часто встречаешь описания того, как они молились. Как пламенно! Как искренне, с жертвенностью, с самоотдачей, представляя себя пред взором живого невидимого Бога, кровоточа, пропуская через сердце каждое слово молитвы. Можно, к примеру, прочитать в житии святого праведного Алексия Бортсурманского о том, как он молился об умершем мальчике, чтобы тот воскрес. И он силой Божией воскрес! Конечно же, нужно жить молитвенно в доме-святилище сердца своего и в доме Божием – храме. На мой взгляд, воспитание и прививание ребенку с Божьей помощью любовь к богослужениям начинается не в храме, но дома, в кругу семьи. И главный вопрос: чем живут родители? Живут ли они церковной жизнью? Пытаются ли соблюдать заповеди Божии? Ведь почему часто в сердце ребенка рождается протест, бунт? Дите еще, в отличие от взрослого человека, не умеет носить масок, хитрить. Оно воспринимает все честно и просто. Если видит, что родители не живут по заповедям Божиим, но создают лишь форму, видимость такой жизни, как говорится, внешнее обрядовое благочестие, то тогда малыш начинает внутренне, может быть, неосознанно протестовать. – Посмотрите, на себя! – своим поведением говорит нам он. Ведь дети впитывают не столько наши слова, сколько наши поступки, действия. Нашу «правду бытия» сердечную, а не ту маску, которую мы предлагаем миру. Потому, конечно, в воспитании ребенка нужно начать с Божьей помощью с воспитания себя, подавая ребенку правильный пример и показывая ему верный духовный путь. Так как традиция – это не ковыряние в пепле, а передача пламени – пламени-устремления своей любви к Богу. Приведу жизненный пример… Один архимандрит Троице-Сергиевой Лавры вспоминал, что к нему обратился односельчанин – отец бесноватого отрока (дитя это страшно сквернословило). И родитель не понимал, откуда сын этого набрался. Архимандрит начал расспрашивать отца. И тот сказал, что, в принципе, ведет благочестивую церковную жизнь, но есть у него один тяжкий грех, с которым ему очень трудно бороться. Он, бывает, запивает и в пьяном состоянии сильно ругается. Ребенок таким образом скопировал привычку отца. Родитель избавился от этой пагубной страсти, вслед за ним перестал сквернословить и мальчик.

http://pravoslavie.ru/99122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вознесенский собор в Лыскове. Фотография. 2015 г. Макариев Желтоводский мон-рь. Фотография. 2010 г. В Макариевом Желтоводском во имя Св. Троицы женском монастыре находится часть честной главы прп. Макария Желтоводского, в Успенской ц. с. Бортсурманы Пильнинского р-на почивают мощи св. прав. Алексия Бортсурманского. По территории Л. и Л. е. пролегает часть маршрута проводимого во 2-й пол. июля крестного хода из Н. Новгорода в с. Дивеево, посвященного памяти прп. Серафима Саровского. Ежегодно в последнюю субботу авг. совершается крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери «Избавительница» из с. Вазьянка Спасского р-на к бывш. Маровскому в честь Воздвижения Креста Господня женскому монастырю в пос. Красные Мары того же района. Верующими почитаются более 50 св. источников, в их числе: ключи «Двенадцать апостолов» близ с. Елховка Вадского р-на, открытые, по преданию, прп. Серафимом Саровским, источники во имя вмц. Параскевы Пятницы на окраине Лукоянова, во имя прп. Сергия Радонежского в Сергаче, а также у сел Мишуково Гагинского р-на, Кудеярово Лукояновского р-на, Палец Перевозского р-на, Азрапино и Василевка Починковского р-на, Архангельское Шатковского р-на, Быковка и Криуши Воротынского р-на. Архиереи Нижегородский архиеп. Георгий (Данилов; 15 марта 2012 - 17 нояб. 2013, с 18 марта 2012 митрополит, в. у.), еп. Силуан (Глазкин; с 17 нояб. 2013). Монастыри Действующий: Макариев Желтоводский Троицкий (женский, в пос. Макарьево Лысковского р-на; основан ок. 1434 как мужской, в 1439 разорен татарами и запустел, возобновлен в 1-й трети XVII в., упразднен в 1868, возобновлен как жен. община в 1882, со следующего года мон-рь, закрыт в 1927, вновь возобновлен в 1991). Упраздненные: Троицкий Сакминский (мужской, близ погоста Сакма (ныне у с. Юрьева Гагинского р-на), на правом берегу р. Пьяны; по преданию, основан Иоанном IV Васильевичем во время его похода на Казань, после 1645 не упом.), Никольский Сакминский (женский, в погосте Сакма, на левом берегу р.

http://pravenc.ru/text/2110942.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Пример бесчестности Итог опроса по переименованию площади большевика Лядова в Крестовоздвиженскую запрограммирован? 18.08.2021 1389 Время на чтение 3 минуты Интернет-опрос, проводимый администрацией Нижнего Новгорода в связи с обращением граждан и общественных объединений по переименованию площади большевика Лядова в Крестовоздвиженскую, даёт новые и новые примеры бесчестности. Кого? Можно только гадать, но очевидно то, кто имеет ключ ко входу на сайт, где идёт опрос, и техническую возможность произвольно менять итоговые цифры по своему усмотрению. Можно гадать и о том, почему голосование по такому локальному вопросу городской жизни, как переименование площади, задумано не в Нижегородской области, а в масштабе всей страны. Мы помним, что первые дни голосования давали медленный рост числа голосов за Крестовоздвиженскую, достигший высшей планки в 82 процента. И вдруг, за короткое время, едва ли не часы, происходит обвал и к 11 августа Лядова из аутсайдеров вырывается в лидеры – 61 %. Голосование велось без элементарной защиты сайта. И только после получения нужной пропорции 61 на 34 % администрация сайта вводит защитный код – капчу. Последующие дни идёт активное голосование, число участников растёт с обеих сторон, наблюдаются незначительные колебания в ту и другую сторону. И вдруг… Вчера вечером было 59 % за Лядова и 37 % за Крестовоздвиженскую. А утром 18 августа, где-то с 7:30 до 11.00 мы наблюдаем новый скачок – сразу 7000 голосов и все – за Лядова. Ее процент подпрыгивает с 60 до 66! Заметим, этому предшествовало одно примечательное событие, а именно: на праздновании памяти святого Алексия Бортсурманского владыка Георгий, отвечая на вопрос мирян, прилюдно благословил их на участие в опросе. Сопоставьте оба факта. Для понимания происходящего нужно иметь в виду и то, что власти, уже на самом верху, глушат любые народные инициативы по возвращению даже единичных исторических названий на карту страны, у которой партия большевиков отняла историческую память. Делается это и гласно и, судя по всему, негласно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/18/pr...

В Лысковской епархии отметили 20-летие обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского 20 августа 2020 г. 14:38 17 августа 2020 года, в день 20-летия обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия. Богослужение состоялось в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение праведный Алексий. Часть прихожан и прибывших на праздник паломников молилась на улице перед храмом. Была организована аудиотрансляция богослужения. Божественную литургию возглавил епископ Выксунский и Павловский Варнава . Ему сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, потомок праведного Алексия, настоятель храма в честь святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский , настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики Лысковской епархии. На богослужении присутствовал глава местного самоуправления Пильнинского района Сергей Бочканов. На Литургии вместе с прихожанами и паломниками из разных регионов страны молилась правнучка святого праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, которая четыре года назад начала заниматься своей родословной и обнаружила родство с праведным Алексием. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. После богослужения, обратившись к собравшимся, епископ Силуан поздравил всех с праздником и отметил, какая духовная радость для него быть в Бортсурманах в день 20-летия обретения святых мощей. Затем он предоставил слово только что прибывшему митрополиту Мурманскому и Мончегорскому Митрофану . Глава Мурманской митрополии поприветствовал епископов Силуана и Варнаву, а также всех участников торжеств в честь праведного Алексия. Поздравив их с праздником, он вспомнил, что 20 лет назад, будучи в составе комиссии по канонизации святых, жаждал попасть в Бортсурманы, но тогда Господь не привел. «Только в 2011 году я впервые оказался здесь, — сказал мурманский архипастырь. — Поехали мы из Дивеева зимой в мороз с опытным водителем и на надежном автомобиле. Но вдруг в дороге случились неполадки с мотором. Ехать было можно, но опасно. А связи нет. Мы все-таки двинулись в путь, прося помощи у святого Алексия Бортсурманского, и добрались невредимыми. Ночевали здесь, у местных жителей. Мы благодарили святого, и у меня с тех пор возникло желание отблагодарить и настоятеля, и прихожан. Раньше не получалось, праведный Алексий, видимо, благословил сделать это к памятной дате».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Лысковской епархии отметили день обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского 17 августа 2022 г. 15:13 17 августа 2022 года, в день обретения мощей святого праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом. Богослужение возле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение праведный Алексий, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Дальнеконстантиновский Филарет  и  епископ Сормовский Иннокентий , епископ Выксунский и Павловский Варнава , а также секретарь Нижегородской епархии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики митрополии. Вместе с многочисленными прихожанами и паломниками из разных регионов страны молилась правнучка святого праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, дочь протоиерея Владимира Вигилянского , настоятеля храма мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. По завершении Божественной литургии управляющий Лысковской епархией поблагодарил митрополита Георгия и других архипастырей за визит и совершенное богослужение. Затем настоятель храма на молитвенную память вручил всем архипастырям четки.             . В свою очередь митрополит Георгий поблагодарил управляющего Лысковской епархией за добрые слова и подарок, который, по его словам, необходим всем монашествующим. В своем слове глава Нижегородской митрополии поздравил всех присутствующих с днем памяти святого праведного Алексия Бортсурманского и отметил, что отрадно каждый год собираться у его святых мощей и возносить соборную молитву.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Лысковской епархии прошли торжества в день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского 18 августа 2021 г. 15:06 17 августа, в день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена праздничная Божественная литургия под открытым небом. Богослужение возле храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором совершал служение праведный Алексий, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Главе Нижегородской митрополии сослужили епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , викарии Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия и  епископ Дальнеконстантиновский Филарет , епископ Выксунский и Павловский Варнава , а также секретарь Нижегородской епархии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, настоятель Успенского храма протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики митрополии. На богослужении присутствовали заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев и глава местного самоуправления городского округа Воротынский Алексей Солдатов. Вместе с многочисленными прихожанами и паломниками из разных регионов страны молились правнучка праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, дочь протоиерея Владимира Вигилянского , настоятеля храма в честь мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. По завершении Божественной литургии управляющий Лысковской епархией особо поблагодарил митрополита Георгия и других архипастырей за визит и совершенное богослужение и вручил им в качестве памятного подарка книги «Помните обо мне…». Издание рассказывает о праведном Алексии Бортсурманском. Основная часть книги посвящена архивному делу «О причислении к лику святых иерея церкви села Бортсурманы Курмышского уезда А.П. Гнеушева», включающего рукописный дневник отца Алексия — свидетельство его подвига и святости. Составителем книги стала Александрина Вигилянская.

http://patriarchia.ru/db/text/5836499.ht...

Arhiva eful Mitropoliei de Nijny Novgorod a condus solemnitile cu prilejul srbtorii aflrii moatelor Cuviosului Alexie Bortsurmansky 18 august 2018 14:19 17 августа 2018 года, в день обретения мощей праведного Алексия Бортсурманского, в селе Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области ( Лысковская епархия ) была совершена Божественная литургия под открытым небом. Богослужение, состоявшееся у храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, где служил преподобный Алексий, возглавил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий . Главе Нижегородской митрополии сослужили викарий Нижегородской епархии епископ Балахнинский Илия , епископ Лысковский и Лукояновский Силуан , епископ Выксунский и Павловский Варнава , секретарь архиерейского совета митрополии протоиерей Сергий Матвеев, секретарь Лысковской епархии протоиерей Андрей Самсонов, настоятель Успенского храма села Бортсурманы протоиерей Андрей Смирнов и другие клирики митрополии. На Литургии присутствовали министр социальной политики Нижегородской области Андрей Гнеушев и глава местного самоуправления Пильнинского района Виктор Козлов. В богослужении приняли участие воспитанники молодежного православного клуба «Тишино» (г. Первомайск), военно-патриотических клубов «Пограничник» средней школы села Бортсурманы, «Ковчег» (г. Сергач) и клуба в честь священномученика Фаддея Тверского (г. Лукоянов). За Литургией вместе с многочисленными прихожанами и паломниками из разных регионов страны молилась правнучка святого праведного Алексия Бортсурманского в восьмом колене Александрина Вигилянская, дочь протоиерея Владимира Вигилянского , настоятеля храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. В мае прошлого года она совершила поездку в город Ульяновск, где, изучая архивные документы, среди материалов обнаружила рукописный дневник праведного Алексия Бортсурманского. Помощь в организации богослужения оказывали волонтеры благочиний Лысковской епархии. По окончании Литургии епископ Силуан обратился к собравшимся. «Прославляя сегодня имя святого праведного Алексия Бортсурманского, мы исполняем Божию заповедь " Хвалите Бога во святых его " , — сказал владыка Силуан. — Для нас эти августовские торжества стали традиционными, все больше людей узнает о праведном Алексии». Управляющий Лысковской епархией поблагодарил архипастырей за визит и преподнес им в качестве памятного подарка книги.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5253357...

Память святого праведного Алексия Бортсурманского почтили в Нижегородской епархии 5 мая 2007 г. 12:27 «Сей человек своими молитвами подобен свече, возженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте», — так говорил о нем преподобный Серафим Саровский. По случаю празднования дня памяти святого праведного Алексия Бортсурманского 4 мая в храме Успения Божией Матери села Бортсурманы Пильнинского района Нижегородской области была совершена праздничная Божественная литургия и отслужен водосвятный молебен святому праведному Алексию. После этого верующие прошли крестным ходом вокруг церкви. По словам благочинного Пильнинского округа священника Андрея Смирнова, на Божественную литургию в Бортсурманы приехали верующие не только из окрестных сел, но и из Чувашии, Нижнего Новгорода и Москвы. Родился отец Алексий Гнеушев 13 мая 1762 года в семье священника. В двадцать два года окончил Нижегородскую духовную семинарию. Преосвященный епископ Дамаскин посвятил его во диаконы Успенской церкви села Бортсурманы, а через тринадцать лет Преосвященный епископ Павел посвятил его во священники той же самой церкви. При ней он служил до глубокой старости, при ней и похоронен. Сейчас в этом храме покоятся святые мощи праведного Алексия. Первое время своего служения отец Алексий не отличался особенной строгостью жизни и предавался иногда пьянству. Но жизнь его круто изменилась после одного случая. Раз как-то ночью приехали его звать к умирающему в соседнюю деревню. Отец Алексий рассердился на посланного, стал ему выговаривать за то, что он тревожит его по пустякам, что, верно, больной не так уж плох и доживет до утра, что нечего было будить его ночью; отправил посланного назад, а сам лег спать. Но заснуть, однако, не мог: все ему мерещился крестьянин, к которому его звали. Наконец он не выдержал и поехал к нему. Застал он его уже мертвым на лавке под образами, а рядом с ним стоял ангел со Святою Чашею в руках. Это видение так поразило отца Алексия, что он упал на колени перед покойником и всю ночь молился.

http://patriarchia.ru/db/text/235850.htm...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010