21 августа Русская Православная Церковь совершает память перенесения святых мощей преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1566 г.) и второе перенесение святых мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992 г.). В XX веке торжество перенесения мощей основателей Соловецкой обители из Санкт-Петербурга на Соловки состоялось во время наместничества игумена Иосифа (Братищева). 21 августа 1992 года Святейший Патриарх Алексий II, сопровождавший великую святыню, возвел его в сан архимандрита. На протяжении 14 лет отец Иосиф стоял во главе обители в суровом северном крае, затем тяжелая болезнь вынудила его уйти на покой, уехать на материк. Но то, как мощи Соловецких чудотворцев возвращались домой, как Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь духовно мужал, а местные жители потянулись к вере и накаленные отношения с музейными работниками наладились – все это живо в памяти батюшки. «Господь дал всё – и средства, и людей» Мы встретились с отцом Иосифом в Свято-Иоанно-Богословском мужском монастыре села Пощупово Рязанской епархии, где он бывает на Литургии и вечерних богослужениях каждый день. Это тоже родной для него монастырь. Господь судил ему в конце 80-х годов прошлого века приступить к возрождению обители на Рязанщине вместе с первым наместником возвращенного Церкви монастыря – архимандритом Авелем (Македоновым), бывшим до этого семь лет игуменом Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Однажды отец Авель сказал ему, эконому, крепко расстроенному из-за того, что местные власти ничего не хотели слышать об освобождении братского корпуса, занятого всяким оборудованием и снаряжением по гражданской обороне: «Отец Иосиф, а вы каждый воскресный день ходите крестным ходом на святой источник, служите водосвятный молебен и все окропляйте святой водой». Ходили, служили, окропляли. И ровно через месяц последняя машина вывезла остатки того, что десятилетиями завозилось в монастырское здание службами гражданской обороны. Вот и на Соловках, куда в феврале 1992 года владыка Евлогий Владимирский и Суздальский повез его ставить во игумена, отец Иосиф решил ввести крестные ходы. Несмотря на суровые погодные условия… Сначала сам попытался «разведать»: прошел по пряслам до Корожной башни и увидел, что дальше не пройти: все сгорело, обвалилось, путь закрыт. А на Вербное воскресенье наместник вышел через Святые врата и подумал: сейчас один обойду вокруг монастыря и замечу, сколько это по времени займет. Оказалось – 45 минут. Значит, на крестный ход с братией и прихожанами следует отвести около часа.

http://pravoslavie.ru/115194.html

Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженник, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря, публицист 56, 58, 373 Агуреева, см. Андреева Адельский, лагерный фельдшер 122 Александр (Павлович Андроник Иванович; 1799 – 1874), епископ Полтавский и Переяславский. Игумен Соловецкого монастыря в годы Крымской войны 57 Александр, заключенный участник скаутского движения 410–412 Александров, заключенный штрафного изолятора на Секирной горе 305 Алексий I (Симанский Сергей Владимирович; 1877 – 17 апреля 1970), Святейший Патриарх Московский и всея Руси 75 Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович; 1929 – 5 декабря 2008), Святейший Патриарх Московский и всея Руси 54 Алеша Карамазов, литературный персонаж 411 Алмазов, сотрудник больницы им. Ф.П. Гааза 109 Амвросий (Полянский Александр Алексеевич ; 1878 – 20 декабря 1932), снященноисповедник, епископ Подольский и Брацлавский. Арестован в ноябре 1925 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки 74 Андреева (Андреева-Горбунова) Александра Азарьевна (1887 – 17 июля 1951), сотрудница Разведуправления РККА, ВЧК–ГПУ– ОГПУ-НКВД. Умерла в ИТЛ 38 Андреевский Иван Михайлович (1894 – 30 декабря 1976), публицист. Арестован в феврале 1927 г., приговорен к пяти годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Автор воспоминаний о Соловках 45 Андроний, почивший соловецкий монах 372

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Беседу со священником Алексием Тимаковым ведут: Анна Черкасова – заведующая медицинским сектором Отдела по церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата и Алла Андрианова – главный редактор журнала «Вестник-Жизнь» В беседе принимает участие врач Александр Сиваков – куратор социальных программ Братства храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове. Многие ценят молитвенную помощь отца Алексия и духовные наставления, даже сказанные вскользь, вместе с благословением. Ещё большее число людей знают о.Алексия по проницательным проповедям на евангельские темы, которые нередко звучат с амвона храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, и по лекциям в воскресной школе. Другие имели возможность встретиться с ним лишь на страницах книг, журналов, в телевизионных передачах. Есть и такие, которые идут к о.Алексию за советом врача. Мы попросили о. Алексия Тимакова рассказать о том, какое место в сегодняшней жизни батюшки занимают его медицинские знания и навыки, и о больничном храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Центральной клинической больнице РАН. О.Алексий : Храм при Центральной клинической больнице Академии наук освящен в честь Великомученика и целителя Пантелеимона на Пасхальной неделе 2005 года. Несмотря на то, что эта больница территориально находится в Ясеневе («Узкое»), на противоположной от Гольянова окраине столицы, храм был приписан именно к Зосимо-Савватиевскому приходу. Оба этих места объединяет род князей Трубецких (и в Гольянове и в Узком когда-то располагались усадьбы этих князей.) В последние годы своей врачебной деятельности я работал в ЦКБ и некоторое время после рукоположения ещё совмещал работу анестезиолога и священническое служение. Но потом всё-таки вынужден был уйти из медицины: сил и времени на полноценную медицинскую деятельность не хватило. По-видимому, ушёл не очень плохо, раз мои коллеги обо мне не забыли. Когда главным врачом ЦКБ стал Николай Гаврилович Гончаров, он попросил меня содействовать открытию храма при клинике. Я в свою очередь познакомил его с о.Владимиром – настоятелем Зосимосавватьевского храма, который с энтузиазмом принялся за создание больничного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Филипп II, святитель, митрополит Московский и всея Руси (Колычев Фёдор Степанович) † 1569; память 9/22января, 3/16 июля и 5/18 октября, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых Родился 11 февраля 1507 года. Принадлежал к знатному боярскому роду Колычевых, которые происходили от Андрея Кобылы, боярина времён великого князя Симеона Гордого (1353) и родоначальника многих дворянских фамилий, в том числе дома Романовых. Его отец Степан Иванович, «муж просвещённый и исполненный ратного духа», попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Фёдора, окончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофий, воспитывала сына в духе искренней веры и глубокого благочестия. Юный Фёдор Колычев изучал Священное Писание и свято-отеческие книги, на которых зиждилось старинное русское просвещение. До тридцати лет Фёдор находился на службе при великокняжеском дворе. В 1537 году, после подавления мятежа князя Андрея Старицкого. который поддержали в числе других бояр и Колычевы, Фёдор тайно покинул Москву. Он в одежде простолюдина, не попрощавшись с родными, отправился на Север. Сначала был пастухом у некоего крестьянина Субботы в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами, год прожил боярский сын в Хижах и потом снова продолжил свой путь к Соловецким островам, куда так давно влекло его сердце. В Соловецком монастыре Фёдор исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет послушнических трудов игумен Алексий (Юренев), по желанию Фёдора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп, и вручил в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа/12 сентября). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастал духовно, усиливая пост и молитву. Игумен Алексий послал его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжёлым молотом сочетал делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. По благословению игумена святой Филипп некоторое время проводил в пустынном уединении, внимая себе и Богу. Соловецкий игумен Алексий по старости и болезни сложил с себя звание игумена и указал на Филиппа как на достойного своего преемника. По избранию монастырского Собора Филипп (не позже 1547 года) был возведён в сан игумена Соловецкой обители Новгородским архиепископом Феодосием († 1563).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С. Успенский Восьмая Заповедь Блаженства Блажени изгнаны правды ради, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5, 10 ). Совет христианину Когда по воле Бога Слова За правду будешь ты гоним, Иди вослед за нею снова, Любовью к ней руководим. Гонителей своих прости, За вероломство им не мсти, За зло добром им воздавай И никогда не унывай. Митрополит Иннокентий Ссылка святого митрополита Филиппа Святой Филипп, митрополит Московский, в молодости состоял на царской службе, где снискал любовь малолетнего великого князя Иоанна, ставшего впоследствии грозным царем на Руси – Иоанном IV. Однажды Филиппа поразили следующие слова Евангелия, услышанные им в церкви: «Никто не может служить двум господам». Оставив Москву, Филипп ушел в Соловецкий монастырь и поступил здесь в послушники. Безропотно и усердно Филипп переносил в монастыре возлагаемые на него труды: носил воду, рубил дрова и работал на мельнице. Видя его добродетели, игумен соловецкий Алексий пожелал вверить святому Филиппу управление монастырем, но смиренный инок долго не соглашался на это, не считая себя достойным управлять другими. Наконец, по смерти престарелого игумена, общими просьбами братии он принужден был принять на себя игуменский сан и отправился в Новгород, чтобы принять там от епископа рукоположение. С великим рвением стал святитель Филипп исполнять свои обязанности, так что в немногие годы своего настоятельства он совершенно обновил Соловецкую обитель. Но вот в 1566 году, когда кафедра Московской митрополии сделалась свободной, святой Филипп неожиданно для себя получил от царя Ивана Васильевича Грозного приказание ехать в Москву, чтобы принять сан митрополита Московского. Грустно было святителю Филиппу оставлять обитель, в которой он провел уже много лет; чувствовал он, что на трудный подвиг вызывают его в столицу, но отказаться исполнить волю грозного царя было невозможно. В Москве все трепетали тогда перед опричниками, которые совершали в царстве множество насилий, грабежей и убийств. Многие знатные бояре уже сложили свои головы, другие, страшась их наглости, запирались в своих домах, и временами город как будто замирал от ужаса. Среди страшного безмолвия несчастные москвичи ожидали, не раздастся ли в защиту их голос нового митрополита. Действительно, ревностный первосвятитель сразу же и твердо решился стать за правду, хотя бы за это пришлось пожертвовать жизнью. Уже в первую службу по своем посвящении, святитель Филипп обратил слово к царю, в котором напомнил ему, что царь должен быть кротким и милостивым, что нужно употреблять силу против врагов, а не против верноподданных. Сначала грозный царь внимал правдивым речам святителя, но потом стал гневаться на его смелость.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Именной указатель Идентификация и аннотирование встречающихся в указателе имен произведены на основе информации, почерпнутой из энциклопедических словарей, электронных баз данных, справочников по истории ГУЛАГа и личных архивов членов редакционной коллегии, а также из воспоминаний как самих соловецких узников, так и не связанных с Соловками людей. Случаи, когда сведения о том или ином человеке ограничены данными, представленными лишь на страницах мемуаров, говорят об отсутствии параллельных источников информации и указывают на возможные неточности. В квадратных скобках указаны встречающиеся в воспоминаниях способы написания имен и фамилий, в круглых – способы написания, которые встречаются в справочных материалах. Все даты приведены по новому стилю. А А., лагерный врач Аввакум Петров (1620–1682), протопоп, идеолог старообрядчества Августин (Пятницкий; 1884 – 31 августа 1918), архимандрит. Расстрелян Авенариус Рихард (1843–1896), швейцарский философ, один из создателей и теоретик эмпириокритицизма Аверкий (Кедров Поликарп Петрович; 1879 – 27 ноября 1937), архиепископ Волынский и Житомирский Авраамий Палицын (ум. 1626), соловецкий постриженик, келарь Свято-Троицкого Сергиева монастыря Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854 – 16 октября 1928), священномученик, митрополит Ярославский Александр (Толстопятов Анатолий Михайлович; 1878 – 26 сентября 1945), епископ Молотовский и Соликамский. Арестован в сане иеромонаха в марте 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки Александр, заключенный священник Алексеев Сергей А. (ум. 1930), заключенный священник. Расстрелян Алексий (Бажнов Димитрий Владимирович; 1872–1938), деятель обновленческого раскола Алексий (Палицын Василий Михайлович; 1881 – 8 апреля 1952), архиепископ Куйбышевский и Сызранский. Арестован в 1926 г. и отправлен на Соловки Аля, знакомая О. В. Второвой-Яфа Амвросий (Либин Николай Ксенофонтович; 1878 – 29 ноября 1937), епископ Лужский, викарий Ленинградской епархии. Арестован в сане протоирея в феврале 1924 г., приговорен к двум годам лишения свободы и отправлен на Соловки. Расстрелян

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немчиновка. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Своим возникновением Немчиновка обязана Московско-Брестской железной дороге. В 1870 году был открыт участок Москва-Смоленск. После проведения железной дороги вдоль неё возникают пристанционные посёлки. В 1875 году М.А. Немчинов получает разрешение на строительство платформы на 16-й версте Московско-Брестской железной дороге. При станции возник посёлок. Храм в честь Рождества Христова был открыт в 1914 г., во время Первой мировой войны. Основатель поселка М.А. Немчинов передал жилой деревянный дом для устройства в нем церкви. Здание перестроили, и внешне церковь стала похожа на храм прп. Сергия Радонежского в Эммануиловке, где до недавнего времени находились мощи свт. Феофана Затворника. Храм имел колокольню с шестью колоколами. В 1924 г. силами прихожан построен церковный дом, в котором проживал настоятель храма Алексий Соколов с семьей и отцом — архиепископом Алтайским и Бийским Иннокентием, находившимся на покое. Отец Алексий был утоплен на барже при ликвидации Соловецкого лагеря, а диакон Елисей (Штольдер) расстрелян в 1937 г. в Бутове. В советское время храм был разрушен. Здание церкви было снесено, на её месте построен клуб. В 2002 г. была восстановлена приходская община церкви. Богослужения проходили во временном помещении поселкового клуба, который находился на месте разрушенного Христорождественского храма. 3 февраля 2005 года был утвержден эскизный проект и получено благословение Высокопреосвященного Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского на строительство трехпрестольного храма. Центральный престол храма был назван в честь Рождества Христова, боковой придел в честь иконы Божией Матери, именуемой «Утоли моя печали», придел в цокольном этаже с крестильным храмом – в честь священномученика диакона Елисея Штольдера. Первое богослужение в храме состоялось на праздник Рождества Христова в 2007 году. При недостроенном верхнем храме, в цокольном этаже был оборудован алтарь, временный иконостас, клирос.

http://sobory.ru/article/?object=08810

Святейший Патриарх Алексий встретился со священнослужителями, прошедшими курсы повышения квалификации в академии госслужбы при Президенте РФ 23 ноября 2005 г. 15:40 Сегодня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре Предстоятель Русской Церкви встретился с группой архиереев м представителей монастырского священноначалия, прослушавших с 14 по 23 ноября специальные курсы повышения квалификации для высших клириков в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Архиереи поделились со Святейшим Патриархом своими впечатлениями, подтвердив, что занятия были весьмы полезными в перспективе выработки адекватного и действенного механизма взаимодействия между Церковью и государством. Прослушать курс были приглашены: епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; епископ Якутский и Ленский Зосима ; епископ Троицкий Панкратий, викарий Московской епархии; епископ Алатырский Савватий, викарий Чебоксарской епархии; архимандрит Иосиф (Братищев), наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, игумен Лукиан (Куценко), настоятель Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря; игумен Кирилл (Коровин), наместник Свияжского Успенского монастыря; игумен Исидор (Минаев), наместник Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря; иеромонах Филарет (Букусов), библиотекарь Свято-Введенской Оптиной пустыни. Во встрече также принял участие профессор В.К. Егоров, президент-ректор Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проректор РАГС А.П.Тупикин, председатель Некоммерческого партнерства православных предпринимателей «Попечитель» Ю.Е. Шеляпин. Архиереям, успешно прошедшим государственную аттестацию по курсу, были вручены соответствующие удостоверения. Святейший Патриарх обратился к участникам встречи с кратким приветственным словом . Его Святейшество тепло поздравил священнослужителей, прошедших курс обучения в РАГС, с успешным окончанием занятий.

http://patriarchia.ru/db/text/59414.html

Святитель Филипп, Митрополит Московский Святитель Филипп, Митрополит Московский , в миру Феодор, происходил из знатного боярского рода Колычевых, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей. Он родился в 1507 году. Его отец, Степан Иванович, " муж просвещенный и исполненный ратного духа " , попечительно готовил сына к государственному служению. Благочестивая Варвара, мать Феодора, кончившая свои дни в иночестве с именем Варсонофия, сеяла в душе его семена искренней веры и глубокого благочестия. Юный Феодор Колычев прилежал к Священному Писанию и святоотеческим книгам, на которых зиждилось старинное русское просвещение, совершавшееся в Церкви и в духе Церкви. Великий князь Московский, Василий III Иоаннович, отец Иоанна Грозного, приблизил ко двору молодого Феодора, которого, однако, не манила придворная жизнь. Сознавая ее суетность и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих. Жизнь в Москве угнетала молодого подвижника, душа его жаждала иноческих подвигов и молитвенного уединения. Искренняя привязанность к нему юного княжича Иоанна, предвещавшая большое будущее на поприще государственного служения, не могла удержать в граде земном взыскующего Града Небесного. В воскресный день, 5 июня 1537 года, в храме, за Божественной литургией, Феодору особенно запали в душу слова Спасителя: " Никто не может работать двум господам " ( Мф. 6, 24 ), решившие его дальнейшую судьбу. Усердно помолившись Московским чудотворцам, он, не прощаясь с родными, тайно, в одежде простолюдина покинул Москву и некоторое время укрывался от мира в деревне Хижи, близ Онежского озера, добывая пропитание пастушескими трудами. Жажда подвигов привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. Там он исполнял самые трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице. После полутора лет искуса игумен Алексий, по желанию Феодора, постриг его, дав в иночестве имя Филипп и вручив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского († 1533; память 30 августа). Под руководством опытных старцев инок Филипп возрастает духовно, усиливает пост и молитву. Игумен Алексий посылает его на послушание в монастырскую кузницу, где святой Филипп с работой тяжелым молотом сочетает делание непрестанной молитвы. К началу службы в храме он всегда являлся первым и последним выходил из него. Трудился он и в хлебне, где смиренный подвижник был утешен небесным знамением. В обители показывали после образ Богоматери " Хлебенный " , чрез который Заступница Небесная явила Свое благоволение смиренному Филиппу-хлебнику. По благословению игумена, святой Филипп некоторое время проводит в пустынном уединении, внимая себе и Богу.

http://patriarchia.ru/db/text/909578.htm...

Хандорин Димитрий Федотович, протоиерей Родился примерно в 1880 г. в Томске. Окончил Томскую духовную семинарию и первый курс юридического факультета Томского университета. В 1903 г. рукоположен во иерея. Служил в разных деревнях Томской губ. В 1915 г. переехал в Томск. Служил в Никольской (Христорождественской) церкви. В 1924 г. по приглашению приходского совета прибыл в г. Мариинск Томской губ., оставив на время в Томске семью: жену, Евфалию Васильевну, и пятерых детей. В 1926 г. Особое совещание при Коллегии ОГПУ по Западносибирскому краю приговорило его к 3 годам ссылки в Севкрай, куда он отправился с матушкой и детьми. В ссылке ослеп. Евфалия Васильевна умерла от тифа. В 1935 или 1936 г. о. Димитрий возвратился из ссылки в Томск, жил у сына, преподавал на бухгалтерских курсах. Скончался в 1960 г. Похоронен на кладбище у станции Томск-2 882 . 1. 6 марта 1956 г. г. Томск. Здравствуйте, глубокочтимый Владыко! Поздравляю Вас с прошедшими праздниками и с прошедшим днем Вашего Ангела! Я предполагаю, что в один из дней января или февраля Вы были именинником, поэтому Вас и поздравляю. Возможно, что мое предположение не вполне точно, и если я ошибся, то прошу меня извинить за мою неточность! Вы писали, Владыко, о том, что ездили в Москву к Патриарху. Ответьте мне, Владыко: патриарх был на Соловках или нет? Я считаю, что патриарх Алексий – это и есть тот самый Алексий, епископ Можайский 883 , который одновременно со мною в 1929 году был на Соловках?!.. Если мое предположение по данному вопросу верно, то при личном свидании со Святейшим благоволите от меня передать ему глубокое почтение! Возможно, что он помнит меня как самого высоковозрастного из всех протоиереев, бывших вместе со мною на Соловках. Там меня звали «сибирский протоиерей», «мариинский настоятель». Может быть, Вы каким-нибудь способом узнаете, где в данное время находится епископ Аркадий Астальский 884 – это тот самый, который меня представлял Вам во время Вашей беседы с ним. Эта беседа происходила в то время, когда епископ Аркадий стоял сторожем, окарауливая вверенное его охране складочное помещение, находящееся под алтарем центрального Соловецкого Троицкого собора, вблизи подъезда, в котором отпускался кипяток для обитателей С[оловецкого] Л[агеря]. Не имеете ли Вы, Владыко, сведений о том, где в данное время находится епископ Григорий Козлов 885 , бывший директор 3-ей московской гимназии. Затем во время моего пребывания на Соловках в Кеми в управлении статистики работал Юрий Иванович Петров, если возможно, сообщите мне адреса этих лиц: они имели прежде местожительство вблизи тех мест, где Вы находитесь в настоящее время, – средоточие их деятельности – окрестности города Старой Руссы? Если здоровье и время позволят, ответьте, если затруднительно, не беспокойтесь и с ответом не торопитесь. Мое здоровье неважное – болею очень часто.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010