Народ горестно переживал кончину почитаемого и любимого архипастыря. На могилу его стекались богомольцы со всей православной верующей Сибири. Совершались многочисленные чудеса. Начата была запись этих проявлений небесного предстательства праведного Святителя. Давно возникал вопрос о прославлении митрополита Иоанна. Во второй половине XVIII века об этом усиленно говорилось в связи с явлением Святителя во сне митрополитам Тобольским Антонию II (Нарожницкому) и Сильвестру (Головатскому). В начале XX века Преосвященный Алексий (Опоцкий), впоследствии экзарх Грузии, убитый грузинскими революционерами в 1905 г., всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанне». Позднее епископ Евсевий (Гроздов), прощаясь с паствой при переводе во Псков, выражал надежду увидеться с нею в ближайшем будущем, при открытии мощей Святителя. Святейший Синод, с благоговением и радостью отнесшийся к ходатайству епархиального съезда духовенства и церковных старост Тобольской епархии о прославлении митрополита Иоанна, постановил в декабре 1913 г. приступить к обследованию чудес, совершенных по его небесному предстательству. В середине 1915 г. новый епископ Тобольский Варнава (Накропин) в полусне видел святого Иоанна, упрекавшего его, что к нему не допускают народ. Видение это совпало с очень тяжелым положением на фронте. Русские армии спешно отступали. В руки немцев попадали важные крепости. Готовились к эвакуации Киева. Возникал вопрос о перенесении Ставки Главнокомандующего в Калугу. Государь в такое страшное и ответственное время принял на себя водительство воинством. Владыка Варнава памятовал о «Илиотропионе» святителя Иоанна, в котором содержались пророчества по поводу бедствий войны и говорилось о силе молитв для поражения врагов отчизны и святой веры. По преданию, тогдашний Черниговский архипастырь пророчески предсказал Царю Петру победу над шведами под Полтавой в 1709 г. Епископ Варнава решился отправить телеграмму Государю, в которой, выражая веру в молитвенную помощь святителя Иоанна Державному Вождю и его армии, просил разрешения пропеть величание Святителю. По получении на это его согласия, Владыка, посоветовавшись с местным духовенством, решил не медлить в исполнении своего намерения. По звону большого колокола народ наполнил собор. Епископ Варнава огласил телеграмму Царя. Пропето было величание и совершен молебен ангелу Святителя – святому Иоанну Златоусту . Потоки горячих молитв понеслись к раке Угодника, и горячо молились тобольцы за Царя, воинство и переживающую такие испытания Родину.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Ректор МДА 16 сентября 1909 году назначен ректором Московской духовной семинарии . Викарный епископ Подольской кафедры 24 июня 1912 года был хиротонисан во епископа Винницкого , викария Подольской епархии . Хиротонию в Московском храме Христа Спасителя совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , архиеп. Алексий (Опоцкий) , бывш. Тверской, епископы Можайский Василий (Преображенский) , Серпуховский Анастасий (Грибановский) , Волоколамский Феодор (Поздеевский) и другие архипастыри, пребывающие в Москве. 14 февраля 1914 года назначен епископом Балтским , вторым викарием той же Подольской епархии. На этой кафедре пробыл до 1915 года. Викарий Казанский 12 февраля 1915 года назначен епископом Чебоксарским , вторым викарием Казанской епархии . Будучи на этой кафедре, состоял настоятелем Казанского Кизического третьеклассного необщежительского монастыря . В мае 1917 года принял участие в заочном избрании семи архиереев для участия в трудах Предсоборного Совета, указав среди кандидатов имя архиепископа Тамбовского Кирилла (Смирнова) . 26 июля 1917 года на II Всероссийском съезде православных старообрядцев ( единоверцев ) в Нижнем Новгороде епископ Чебоксарский Борис (Шипулин) избран кандидатом во епископа единоверческого для Казанского единоверческого округа (в составе епархий Повольжья), применительно к предполагавшемуся учреждению на Всероссийском Церковном Соборе митрополичьих округов и открытию в них единоверческих епископий. Был участником Поместного Собора 1917-1918 гг. как заместитель митрополита Казанского и Свияжского Иакова (Пятницкого) . В сентябре 1918 г. оставил Казань вместе с отступавшими частями белочехов. Иркутский викарий 24 декабря 1918 г. участвовал в отпевании архиепископа Иркутского и Верхоленского Иоанна (Смирнова) в Иркутском Вознесенском монастыре; вскоре назначен епископом Киренским , викарием Иркутской епархии , и настоятелем Вознесенского монастыря в Иркутске . В марте 1919 года после стремительного наступления войск адмирала А.В.Колчака и освобождения Урала от большевиков, назначен также временным управляющим Пермской епархией .

http://drevo-info.ru/articles/20958.html

Божиим попущением многие местности нашего Отечества, в том числе и Вятский край, бывшие прежде хлебородными, пострадали от неурожая хлеба, и население империи уже начинает испытывать недостаток в средствах пропитания. Это бедствие – крест Божий, ниспосланный нам во вразумление и наказание наше за грехи. Мы уже слишком далеко уклонились от того образа жития, какой начертывает нам слово Божие. Забвение Бога, неверие, погоня за наживой, благами и удовольствиями мира сего, самолюбие, своекорыстие – обычные наши страсти и пороки, низводящие нас на степень человека-язычника. Ниспосланный нам свыше крест и является спасительным врачевством против наших душевных недугов. Он побуждает нас глубже проникнуть в наше душевное состояние, раскрыть пред нашим сознанием наши духовные язвы, приложить старание об их уврачевании и об умилостивлении прогневанной нашими прегрешениями правды Божией добрыми и богоугодными делами...» . И далее, поясняя, что же в нынешних обстоятельствах является богоугодным делом, отец Александр сказал: «Совершите, братие, святое дело сострадания бедствующим братьям: помогите им в тяжелой нужде. Не отклоняйте руки, простираемой к вам за подаянием, слагайте лепты свои в обносимые пред вами кружки, посылайте ваши жертвы в учрежденные для сбора их комитеты, чем кто может: кто имеет деньги, да уделит от них по усердию, у кого есть одежды, да подаст из одежды, а у кого есть пища, такожде да творит (Лк. 3, 11)». В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле того же года он лишился супруги. В 1893 году он был назначен законоучителем Вятского Александровского училища, а в 1896 году – определен в состав Епархиального училищного совета. В июне 1897 года он был избран членом Совета епархиального женского училища, а в сентябре того же года назначен на должность инспектора Вятской Духовной семинарии. После смерти супруги путь отца Александра стал определяться как стезя сугубого церковного служения, как путь монашеский. 26 февраля 1900 года преосвященный Алексий (Опоцкий), епископ Вятский и Слободской, постриг иерея Александра в крестовой церкви в монашество. По случаю его пострижения были отменены занятия в трех старших классах Духовной семинарии, а семинаристы отпущены в крестовую церковь для присутствия на постриге. Для Вятской семинарии это было событие необычайное – за последние десять лет здесь всего лишь второй раз постригали в монашество. Постриг произвел на всех присутствующих, и особенно на семинарскую молодежь, огромное впечатление и многим сердцам не только дал представление об иночестве как о сугубом христианском подвиге, но и оживил память об обетах, которые дает всякий человек при крещении; это событие заставило многих задуматься о глубинном смысле христианской жизни. Новопостриженному иноку было оставлено прежнее имя – Александр. Вскоре после пострига иеромонах Александр был назначен исполняющим должность ректора Вятской Духовной семинарии. В апреле 1900 года указом Святейшего Синода он был награжден наперсным крестом.

http://fond.ru/kalendar/39/ioann/

Данной инструкцией, полученной от Синода, и руководствовалась Московская Синодальная контора при производстве»суда над имябож–никами», состоявшегося 24 апреля 1914 года. Из 25 подлежавших суду иноков в Московскую Синодальную контору на утреннее заседание явились лишь шесть: иеромонах Имеретий (Рощин), монахи Антоний (Шумский), Варсонофий   , Долмат (Давымук), Константин (Янков) и послушник Парфений (Давымук). Малочисленность подсудимых восполнялась многочисленностью судей, в числе которых были: митрополит Московский Макарий, член Синода архиепископ бывший Тверской Алексий (Опоцкий), настоятель Симонова монастыря епископ Михаил, епископ Иоанникий, настоятель Заиконоспасского монастыря епископ Евфимий, епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов) и Серпуховский Анастасий (Грибановский), наместник Троице–Сергие–вой Лавры архимандрит Товия, наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский), помощник начальника канцелярии Святейшего Синода С. Г. Рункевич и прокурор Московской Синодальной конторы Ф. П. Степанов   . О том, как проходил»суд над имябожниками», мы имеем противоречивые свидетельства. С одной стороны, в донесениях Московской Синодальной конторы 1261 от 24 апреля, 1302 от 28 апреля и 1442 от 8 мая говорится о том, что и на самом судебном заседании, и на исповеди через духовника контора разъясняла монахам ложность»новых лжеумствований об именах Божиих, возвещаемых схимонахом Иларионом, Антонием (Булатовичем) и их единомышленниками, которые справедливо называются имябожниками», после чего принимала их в общение и снимала наложенные прежде Синодом наказания   . Об отрицании имяславцами»лжеумствований, рассеиваемых Булатовичем», говорится также в донесении митрополита Макария Святейшему Правительствующему Синоду от 28 апреля 1914 года   . С другой стороны, по сообщениям прессы, основанным на свидетельствах присутствовавших в суде имяславцев, суд над последними скорее напоминал торжественное признание правоты подсудимых, чем собственно судебное заседание. Согласно этим свидетельствам, утреннее заседание 24 апреля началось молебном в храме Двенадцати апостолов, совершенным митрополитом Макарием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Религиозный тип людей в СССР трудно рассмотреть подробно в связи с отсутствием официальной статистики. Чиновники Совета по делам религий на страницах отчётов (как и исполкомовские начальники) рапортовали об успехах, приписывали достижениям антирелигиозной пропаганды и социалистического строительства «уменьшение» религиозности населения. Однако, доложив об успехах атеистической работы и подтвердив их статистикой низкой посещаемости церквей, они тут же, ниже абзацем писали о высоких цифрах церковных доходов. Например, в Костромской области в конце 1950-х годов произошло увеличение церковных доходов . Историк Д. Поспеловский, анализируя духовно-нравственное состояние советского народа в 1970–1980-х годах, сделал вывод о катастрофических последствиях ограничения влияния Церкви на морально-нравственное состояние людей. Идеологический тупик приводил советских людей к порочному образу жизни. Историк указывал на повсеместное пьянство, мещанство, развал традиционной семьи, умножение количества матерей-одиночек, у которых отсутствовала мотивация для совершенствования личности . По словам русского философа И. Ильина, социализм антисоциален. Он «убивает свободу и творческую инициативу; уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую привилегированную касту партийных чиновников — угнетателей; проповедует классовую ненависть вместо братства; правит террором, создаёт рабство и выдаёт его за справедливый строй» . В 1960–1970-х в некоторых приходах благодаря авторитету священников в основном в монашеском сане воссоздавались братские общины — подобие дореволюционных братств. Такие общины были популярны в 1920–1930-е годы. Их возглавляли священнослужители, вдохновлённые постановлениями Поместного Собора 1917–1918 гг. и призывами Патриарха Тихона к созданию братств. Среди духовных авторитетов были архиепископ Гурий (Егоров), протоиерей Роман Медведь, архимандрит Серафим (Батюков), протоиереи Алексий и Сергий Мечёвы, священник, а затем епископ Макарий (Опоцкий) и другие . Рассматривая «советскую религиозность», следует сказать, что большое значение для развития «катакомбной жизни» в 1960–1970-е годы в СССР имело отсутствие храмов.

http://bogoslov.ru/article/6172178

Эта история со вскрытым пакетом, отвлечение работников Миссии на командировку в Турцию, к тамошним айсорам, тогда как и в Персии работы было чрезвычайно много (Грузинская синодальная контора в данном случае просто переложила ответственность с собственных плеч на плечи неокрепшей еще Урмийской Миссии), и, наконец, вообще в некотором роде печально-пренебрежительное отношение Грузинской синодальной конторы к Миссии побудили архимандрита Кирилла ходатайствовать перед митрополитом Антонием об изменении не вполне нормального административного подчинения Миссии. Дело в том, что еще по прибытии своем в августе 1902 года в Тифлис архимандрит Кирилл убедился, что и высокопреосвященнейший экзарх, и все члены Грузино-Имеретинской синодальной конторы, за исключением отсутствовавшего в то время протоиерея Иоанна Восторгова , признавали совершенно чуждым для себя дело Урмийской Миссии и тяготились им. Тем более, что все другие православные Миссии находились в непосредственном подчинении Святейшему Синоду, и только Урмийская Миссия была поставлена в такое несколько неестественное административное положение. Тогда же архиепископ Алексий (Опоцкий), экзарх Грузии, обещал архимандриту Кириллу ходатайствовать перед Святейшим Синодом о подчинении Урмийской Миссии непосредственному синодальному ведению. Однако такого ходатайства не последовало, и Урмийская Миссия вынуждена была по всем своим вопросам обращаться в Грузинскую синодальную контору, которая только и обладала непосредственным правом представления интересов Миссии перед Святейшим Синодом. Это очень затрудняло решение задач, поставленных перед Урмийской Миссией и требующих, в большинстве случаев, быстрого административного указания. Последнего-то Грузинская контора никак не могла обеспечить. История с пакетом стала дополнительным мотивом к обращению архимандрита Кирилла за отеческим советом и с просьбой о помощи к митрополиту Антонию. «Единственно надежный путь доставки сюда важной казенной корреспонденции, – писал архимандрит Кирилл высокопреосвященнейшему Антонию, – через Министерство иностранных дел. Тогда пакет приходит ко мне в холщовом конверте за консульской сургучной печатью и с обратной почтовой распиской. В этом тоже одно из оснований получать нам распоряжения прямо из Петербурга, а не из Тифлиса, в котором даже адрес наш забыли и надписывают пакеты «через Баку в Тавриз» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

12.12.1866 07.06.1885 07.06.1885 05.12.1887 Макарий Миролюбов 05.12.1887 10.08.1896 Сергий Серафимов 10.08.1896 10.11.1901 Алексий II Опоцкий 10.12.1901 27.11.1904 Никон Софийский 27.11.1904 20.03.1914 Филарет Никольский 11.03.1914 16(29)06.1920 29.10(11.11)1918– 29.04(12.05)1919 13(26)05.1921 08(21)01.1929 1924 (?) 07(20)02.1924 09(22)12.1925 05.1926 08(21)06.1927 07.1927 в/у сщмч. Виктор Островидов 12.1927 08(21)01.1929 18(31)01.1929 11(24)04.1929 03(16)06.1933 Стефан II Знамировский 09(22)02.1929 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 26.08(08.09)1933 20.04(03.05).1934 20.04(03.05)1934 29.05(11.06)1934 29.05(11.06)1934 23.07(05.08)1937 01(14)12.1942 20.03(02.04).1957 06(19)07.1957 03(16)11.1962 Поликарп Приймак 09(22)11.1962 04(17)11.1966 06(19)11.1966 24.09(07.10)1967 Владимир Котляров 24.09(07.10)1967 20.03(02.04)1978 28.03(10.04)1978 10(23)04.1978 10(23)04.1978 Вятская, григ. Основана в 1925 г. 09(22)11.1925 Митрофан Поликарпов 1131 Епископ бывший Коломенский. Попал в опалу и переведен на Вятскую кафедру ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 1. С. 247–248). Даны даты по: Н.Д. Девяностолетие… С. 56. Прот. Герасим Никитников называет другие даты – 04.04.1658 и 08.01.1674 (Иерархия Вятской епархии, составленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка. 1863. С. 7). 1133 «…1718 г. февраля 8 д. Преосвященный (Дионисий. – Сост.) совсем оставил свою паству и отправился в Москву. …Впрочем и по отбытии своем, …в продолжении целого года, он управлял Вятской епархией. …В это время от него получены разрешения …в последний раз, от февраля 1719 г.» (Там же. С. 21). 1135 Свидетельством просветительной деятельности Лаврентия Горки является следующая надпись, помещенная на его гробнице, устроенной в 1772 г.: «...Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,/Который первый здесь науки насадил –/Хотя Всевышня власть, что целым светом правит/Ему и не дала конечно их восставить./Лаврентий Горка ce: а кто он был таков?/Епископ Вятский, муз любитель. Богослов...» (Никитников Г., прот. Ук. соч. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Началось историко-статистическое описание всех церквей и приходов В. е. Еп. Алексий (Опоцкий) много внимания уделял религиозно-нравственному просвещению коренного населения Вятской губ., совершал поездки в марийские, удмурт. селения. В 1901 г. еп. Никон (Софийский) освятил ц. в честь Казанской иконы Божией Матери при попечительстве о бедных духовного звания, на освящении присутствовал прав. Иоанн Кронштадтский , специально приехавший для этого в Вятку. При еп. Филарете (Никольском) в Вятке в 1907 г. была построена единоверческая Серафимовская ц., в 1913 г. началось возведение храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери. В 1909 г. была создана Глазовская переводческая комиссия, к 1916 г. издавшая 26 книг, брошюр и листовок на удмурт. языке. В 1910 г. открылось Вятское церковно-певч. об-во. 5 окт. 1912 г. в Трифоновом мон-ре состоялось открытие церковно-археологического музея. В 1915 г. в В. е. действовали Вятская ДС, 6 ДУ (Вятское, Глазовское, Елабужское, Нолинское, Сарапульское, Яранское), 2 епархиальных жен. уч-ща (Вятское и Елабужское), 666 церковноприходских школ, 53 школы братства свт. Николая. Территория В. е. сформировалась преимущественно из земель Патриаршей области: Вятской десятины, состоявшей из Хлынова, Слободского, Шестакова, Орлова и Котельнича с уездами, а также Кайгородской десятины, владений Строгановых и владений Пыскорского мон-ря. В В. е. перешла ранее подведомственная Вологодской кафедре (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ) Вел. Пермь - Чердынский и Соликамский уезды. В 1674 г. Собор передал Ростовской митрополичьей кафедре из В. е. Вохомскую вол. Великоустюжского у. Соборным определением 30 июня 1676 г. к В. е. была присоединена Усть-Вымская десятина: Яренск, Усть-Вымь и Вожем «с уезды, идеже святой Стефан, епископ Пермский, Слово Божие проповеда». В 1676-1684 гг. к В. е. также относились Кунгур и Степаново Городище. В епархии насчитывалось 222 храма. После включения в 1685 г. Яренского у. с Усть-Вымью в состав Великоустюжской епархии территория В.

http://pravenc.ru/text/161163.html

Лучшие 6 воспитанниц уч-ща получали стипендии архиепископа. При М. ремонтировались здания Донской ДС и архиерейского дома. 26 февр. 1856 г. М. был награжден орденом св. Анны 2-й степени, 29 нояб. 1857 г.- бронзовым наперсным крестом на Владимирской ленте, 22 апр. 1861 г.- орденом св. Анны 2-й степени, украшенным имп. короной, 25 апр. 1864 г.- орденом св. Владимира 3-й степени, в 1870 г.- орденом св. Нины 2-й степени, 28 марта 1871 г.- орденом св. Анны 1-й степени, 1 апр. 1879 г.- орденом св. Владимира 2-й степени («за неутомимые труды по управлению вверенной епархией, в соединении с усердными трудами по описанию замечательнейших памятников христианских древностей отечества, духовному назиданию паствы поучительственным словом и личным примером, за отличное усердие к делам христианского человеколюбия и благотворения»), 15 мая 1891 г.- орденом св. кн. Александра Невского (за многолетнюю деятельность по управлению епархиями и труды по описанию памятников христ. древностей). В нач. 1894 г. М. заболел, стал слепнуть. 21 марта в епархиальной прессе было опубликовано извещение о том, что М. вслед. «постигшей его болезни поручил рассмотрение и утверждение дел по епархиальному управлению впредь до своего выздоровления» викарию Донской епархии еп. Аксайскому Иоанну (Митропольскому) . 30 апр. того же года М. испросил увольнение на покой по болезни, 17 июля прибыл в Н. Новгород, поселился в главном корпусе Благовещенской обители. После кончины М. настоятель мон-ря архим. Макарий с братией перенесли его тело в Алексиевскую ц., где отслужили заупокойное всенощное бдение. На следующий день после Божественной литургии еп. Балахнинский Алексий (Опоцкий) совершил отпевание М., к-рого похоронили в склепе придела вмч. Пантелеимона монастырской Алексиевской ц. Впосл. могила была обнесена бронзовой позолоченной оградой, за которой установили белую мраморную плиту с высеченной эпитафией. Рядом с могилой находился киот с келейными иконами усопшего. У стены, за могилой, был размещен большой венок из фарфоровых цветов, дар от граждан Н.

http://pravenc.ru/text/2561392.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010