В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

В XVIII веке приделы выглядели не так, как сейчас. Они были изолированы от основного храма и перекрыты низкими сводами. В 1825 году прихожане начали перестраивать храм, чтобы объединить оба придела и трапезную в единое пространство. Работы затянулись, переосвятить приделы удалось только в 1828 и 1839 годах, после чего храм превратился в единый трёхпрестольный с большой просторной трапезной и единым сводом. В 1860-е годы в нём снова кипела работа, но она была связана только с внутренним убранством - а именно, на средства купца Андрея Куклина в церкви устроили роскошный восьмиярусный иконостас с золотой резьбой. По своему великолепию он вполне мог соперничать с иконостасами многих столичных храмов, а сейчас смотрится особенно выигрышно в сочетании с появившимися позже орнаментальными росписями. Эти росписи - результат следующей реставрации храма, происходившей на рубеже XIX-XX веков. Главную роль в ней сыграл видный вятский архитектор Иван Чарушин вместе со своим коллегой и другом Георгием Джмухадзе, которому мы и обязаны столь необычным, почти фантастическим по мотивам и богатству деталей росписям. С ними храм стал ещё более оригинальным, хотя архитектура выделяла его и раньше среди церквей города. Что касается Чарушина, бывшего прихожанином церкви и жившего бок о бок с ней, то он провёл общую реставрацию и добавил храму одну из его ярчайших деталей - ряды полукруглых окон с килевидными наличниками под потолком трапезной части. Такое решение сделало церковь ещё праздничнее снаружи и светлее внутри. Под руководством Чарушина были несколько перестроены оба придела, которые, таким образом, освятили уже в третий раз в их истории. Освящение совершил епископ Алексий (Опоцкий). В ХХ век Иоанно-Предтеченский храм вступил в полном расцвете. Он был недавно вновь перестроен, благоустроен, при нём существовал немалый приход. В 1903 году при церкви открылась собственная школа. В судьбе этой школы принял непосредственное участие один из самых ярких церковных деятелей эпохи, праведный Иоанн Кронштадтский, который в 1904 году побывал в Вятке и служил в Иоанно-Предтеченском храме. Именно он прислал икону Спасителя в качестве пожертвования на школу, после чего поток жертвователей резко возрос, и уже вскоре школа распахнула свои двери. Храм оставался действующим, несмотря на обычное для 1920-х годов открыто враждебное отношение к нему новой власти. В следующем десятилетии положение ухудшилось. Набрало силу обновленчество, которое пользовалось поддержкой государства как новая, " более удобная " форма православия, вполне лояльная к коммунистической идеологии и власти. Некоторое время храм пребывал в роли " обновленческого кафедрального собора " .

http://sobory.ru/article/?object=03210

Общая композиция храмового комплекса сильно вытянута по оси восток — запад. К классическому четверику церкви примыкает полукруглая вытянутая алтарная абсида — это центральный алтарь, посвящённый в честь святителя Николая архиепископа Мир Ликийского чудотворца. С юга и севера симметрично примыкают прямоугольные пределы с трёхгранными абсидами алтарей: северного — в честь Федоровской иконы Богородицы и южного — в честь Архистратига Божия Михаила. С запада к четверику храма примыкает равновеликий притвор, который через галерею-паперть соединяется со звонницей и церковно-приходской школой. Стены приделов и алтарных апсид украшены арочными окнами в рамочных наличниках с килевидными очельями. Боковые фасады приделов и апсид завершены аттиковым ярусом с рядом килевидных кокошников. На фасадах четверика расположено по два арочных окна и киот между ними. Окна обрамлены колончатыми наличниками с килевидными очельями. Углы четверика выложены фигурными колонами. Из описания церкви видно, что Свято-Никольский храмовый комплекс — это уникальный памятник русской архитектуры, ориентированный на московское зодчество 17 века. Архитектурный стиль Никольской церкви поправу называли «дивным узорочьем». Освящение Свято-Никольского храмового комплекса совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в 1909году в сослуженинии духовенства и в присутствии многочисленных мирян. Это было великое событие для жителей города Твери, но особенно большая радость о постройке переполняла сердца преподавателей и воспитанников Свято-Никольской Краснослободской церковно-приходской школы. Ведь они уже пять лет ожидали этого события. Замечательно то, что учителями детей Морозовских рабочих были священники, назначенные для службы в Никольскую церковь. Дивную гармонию образования и церковного воспитания нарушили в 1917 году. Священники еще служили в храме Николая Чудотворца до 1937 года, но Краснослободскую школу сразу же после «декрета Ленина» закрыли. Это было роковое предвестие. 1937 год стал для Никольской церкви «голгофским годом». Священника Всеволода Соболева не расстреляли комиссары только лишь из-за того, что рабочие заступились за своего любимого законоучителя. Священник Василий Владимирский, несмотря на страдания его многочисленного семейства, был сослан и мученически погиб в Средней Азии. Никольскую церковь закрыли и начали разрушать. Палачи-ленинцы сбросили Кресты, разбили колокола, взорвали звонницу, обезглавили церковь. Но так как советской власти требовались помещения, Никольскую церковь не разрушили до основания. После 1937 года здание разрушенной Церкви было передано в военное ведомство. В последнее время Свято-Никольский храмовый комплекс находился на балансе РОСТО (ДОСААФ). В церкви разместили парашютный класс, автошколу и клуб служебного собаководства. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

Мы привели лишь один из многочисленных примеров той нежной заботы, которую матушка проявляла и проявляет в отношении инока, будучи для него поистине Ангелом Хранителем. Она принимает, кажется, все меры к ограждению его от всяких невзгод, душевных и телесных, к сожалению, часто получая укоры от беспокойных его духовных чад, не понимающих святого служения ее их же старцу и отцу. А попечение матушки о благополучии инока идеально чистое, евангельское. Она часто повторяет ему: «Лучше мне тебя потерять, чем увидеть изменившим Православию, истине и правде», или: «Я счастлива следовать за тобой, когда вижу тебя на высоте духовного призвания, а малейшее, самое даже минимальное уклонение от него, бывает убийственно для тела, а главное, для души моей. Я хочу видеть тебя действительно во святых...» 1 Женская обитель в Бодби была открыта 7 мая 1889 года по воле Императора Александра III на месте лежащего в развалинах бывшего мужского монастыря. В Бодбийском монастыре скончалась и была погребена святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии. 2 Первой настоятельницей учрежденного в 1889 году на новых началах Бодбийского женского монастыря во имя святой равноапостольной Нины была игумения Ювеналия Первая, в миру Елена Викентьевна Ловенецкая. 3 Тогда же послушница Бодбийского монастыря Параскева (впоследствии монахиня Павла) решила восстановить разрушенный храм святого великомученика Георгия в селе Мамкоды. Выкопав себе пещеру около храма, на высокой горе, среди окружающего леса, она, молясь Царице Небесной, принялась осуществлять свое намерение. Так возник приписной к Бодбийскому монастырю Георгиевский скит, в 1903 году преобразованный в общежительный монастырь. 5 Экзарх Грузии архиепископ Алексий (Опоцкий), впоследствии архиепископ Тверской и Кашинский; в 1910 году уволен на покой, скончался в 1916 году. 10 Покровская община сестер милосердия основана 26 июня 1872 года; при общине был устроен сиротский приют для девочек, женская фельдшерская школа. 11 Царский скит – Введенский женский скит, основанный на хуторе «Царская дача», пожалованном Серафимо-Понетаевскому монастырю Императором Александром II.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

В середине февраля 1914 года группа осужденных монахов-имяславцев, или как их еще называли – имябожников, была принята в Царском Селе императором Николаем II и его супругой Александрой Феодоровной. Монаршая чета очень благосклонно отнеслась к депутации. Под влиянием этой встречи стало заметно меняться отношение к ним и в Синоде, в результате чего Московской синодальной конторе было поручено пересмотреть дело 25 афонских монахов-имяславцев, подавших о том прошение. Именно в связи с этим и выехал в Москву С.Г. Рункевич . Уже 23 февраля в Москве состоялось первое совещание по делу о 25 имяславцах. Хотя в дальнейшем дело пошло не без недоразумений в отношениях между церковной властью и подлежащими суду монахами-имяславцами, тем не менее, состоявшийся 24 апреля суд положил начало умиротворения в этом печальном деле. В слушании дела принимали участие: митрополит Московский Макарий (Невский) , член Синода архиепископ Алексий (Опоцкий), настоятель Симонова монастыря епископ Михаил, епископ Иоанникий, настоятель Заиконоспасского монастыря епископ Евфимий, епископы Дмитровский Трифон (Туркестанов) и Серпуховский Анастасий (Грибановский) , наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Товия, наместник Чудова монастыря архимандрит Арсений (Жадановский) , помощник начальника канцелярии Святейшего Синода С.Г. Рункевич и прокурор Московской синодальной конторы Ф.П. Степанов 525 . Тогда имяславцам был, по сути, вынесен оправдательный приговор. 16 мая С.Г. Рункевич был удостоен очередной награды – ордена Св. Владимира III степени 526 . 19 мая он был утвержден в звании действительного члена строительного комитета по сооружению храма в память 300-летия царствования Дома Романовых. В рассмотренный период С.Г. Рункевич становится все более заметной фигурой в церковных и общественных кругах. Его имя все чаще можно было встретить в официальной церковной хронике, его часто приглашали в качестве почетного гостя на различные официальные мероприятия. В это время он состоял почетным членом Кречевского Волынской епархии приходского братства, Варшавского Свято-Троицкого братства и Воронежского церковного историко-археологического комитета, пожизненным членом Карельского православного 527 братства, представителем Ведомства православного исповедания в совете Всероссийского общества здравниц и членом совета Владимирского северо-американского братства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1894 году отец Николай построил во Власьеве земскую школу, а через несколько лет добился закрытия в приходе всех кабаков и пивных. И под угрозой, что покинет приход, он добился от крестьян письменного обязательства и впредь не открывать у себя кабаков. В 1904 году священник построил вторую земскую школу в деревне Большие Перемерки. В 1897 году он организовал Власьевское общество трезвости, которое вскоре открыло свои отделения и во многих других городах и селах губернии. В 1903 году число членов общества трезвости превысило 10 тысяч человек. В 1901 году священник устроил приют для алкоголиков с мастерскими (столярной, шорной, сапожной, переплетной, швейной, кузнечной) и с сельскохозяйственными занятиями для тех из них, которые не знали никакого ремесла. Для них он отдал в приют весь свой скот и сельскохозяйственный инвентарь, чтобы дать возможность ослабевшим, опустившимся людям освободиться от своего недуга, встать на ноги и начать новую жизнь. В 1907 году отец Николай открыл приют для беспризорных детей — детей, покинутых своими родителями, детей алкоголиков, детей улицы; сюда были собраны дети от пяти до двенадцати лет. Для них была открыта школа, устроены мастерские, велось сельское хозяйство. Архиепископ Тверской Алексий (Опоцкий) с радостью поддержал инициативу священника и благословил отпечатать написанное им воззвание об открытии приюта, его целях и задачах в «Епархиальных ведомостях» и отдельной брошюрой. Одним из главных недостатков тогдашнего общества была его малопросвещенность. Все просвещение народа было сосредоточено только в Церкви и около Церкви. Но как только крестьянин отходил от Церкви, переставал посещать храм, интересоваться духовным, он тут же оказывался окруженным какой-то беспроглядной тьмой. Чтобы хоть как-то содействовать просвещению народа, и в особенности крестьян, отец Николай основал в 1910 году журнал «К Свету», который издавался им до революции 1917 года. После октябрьского переворота 1917 года у священника были отобраны дом и земля. Даже посаженный когда-то им лично сад был выкорчеван и уничтожен, а ему было отказано в просьбе взять что-нибудь из посаженных им когда-то деревьев.

http://foma.ru/sredi-prostogo-naroda.htm...

В соответствии с проектом четверик церкви должен был завершаться пятью главами с двумя рядами кокошников под ними. Из-за волнений 1905 г. Морозовская мануфактура прекратила финансирование, к этому времени строительство было доведено до карниза. Для удешевления проекта в него пришлось вносить изменения, чтобы стало возможным дальнейшее продолжение работ. По существенно упрощенному проекту архитектора В. К. Терского в 1909 г. строительство храма было завершено: вместо запланированного пятиглавия была возведена четырехскатная шатровая кровля с одной главкой. Построенная рядом небольшая колокольня с открытым ярусом была соединена галереями-папертями с основным объемом и деревянной одноэтажной церковно-приходской школой, построенной еще в 1903–1904 г.г. по проекту А. П. Фёдорова. Освящение храмового комплекса в честь Николая Чудотворца в 1909 г. совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) в сослуженинии тверского духовенства, в присутствии многочисленных мирян. После революции церковно-приходскую школу при храме закрыли, а службы в Никольской церкви проводились еще до 1929 г. (по другим данным, до 1937 г.), ставшего для неё роковым. Храм был закрыт. Настоятель священник Всеволод Соболев не был расстрелян или сослан только благодаря заступничеству Морозовских рабочих. Священник Василий Владимирский был арестован 12 апреля 1932 г. по приговору Тройки при ПП ОГПУ Московской области. 9 июля 1932 г. он был обвинен по статье 58 (пункты 10 и 11) УК РСФСР и приговорен к 3-м годам ссылки в Казахстане, где впоследствии мученически погиб. Церковь Николая Чудотворца начали разрушать: с нее были сброшены кресты, сбита главка, разбиты колокола, взорвана звонница. Но советской власти нужны были помещения, поэтому храм не был разрушен до основания. После 1937 г. здание полуразрушенной церкви было передано военному ведомству. В последнее время она находилась в ведении РОСТО (ДОСААФ), в бывших церковных помещениях размещались автошкола, парашютный класс и клуб служебного собаководства.

http://sobory.ru/article/?object=11383

Варлаам князь Эристов 1811–1817. Митр. Феофилакт Русанов 1817–1821. Митр. c 1819. Иона Василевский 1821–1832. Митр. c 1828. Моисей Богданов-Платонов 1832–1834. Евгений Баженов 1834–1844. Исидор Никольский 1844–1858. Митр. c 1856. Евсевий Ильинский 1858–1877. Иоанникий Руднев 1877–1882. Павел Лебедев 1882–1887. Палладий Раев 1887–1892. Владимир Богоявленский 1892–1898. Флавиан Городецкий 1898–1901. Алексий Опоцкий 1901–1905. Николай Налимов 1905–1906. Нинон Софийский 1906–1908: Иннокентий Беляев 1909. Алавердское викариатство, учрежд. в 1886 г. Епископы: Виссарион кн. Дидиани 1886–1898. Кирион Садзагедов 1S98–1900. Димитрий кн. Абашидзе 1902–1903. Евфимий Елиев 1903–1905. Петр Кончуев 1905–1907. Давид Качахидзе 1907. Бакинское викариатство 19 Епископы: Никандр Феноменов 1905. Григорий Вахнин 1907–1910. Пимен Пегов 1911. Горийское викариатство, учр. в 1811 г. Епископы (в Тифлисе): Досифей Пицхелаури 1812–1814. Гервасий Мачавариани 1814–1817. Стефан кн. Джорджадзе 1818–1839. Архп. Никифор кн. Джорджадзе 1842–1851. Иоанн Авалиани 1852–1858. Гавриил Кикодзе 1859–1860. Геронтий Папита-Швили 1862–1869. Александр Окропиридзе 1869–1898. Леонид Окропиридзе 1898–1900. Кирион Садзагедов 1900–1902. Вениамин Барнуков 1902–1905. Евфимий Елиев 1905–1906. Петр Кончуев 1907–1909. Гурийско-Мингрельская 20 Кафедра в г. Поти Епископы Гурийско-Мингрельские: Григорий кн. Дадиани 1886–1898. Александр Окропиридзе 1898–1903. Димитрий кн. Абашидзе 1903–1905. Георгий Аладов 1905–1908. Леонид Окропиридзе 1908. Донская, учр. в 1829 г. Кафедра в Новочеркасске Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842. Еп. до 1830. Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847. Иоанн Доброзраков 1847–1807. Платон Городецкий 1867–1877. Александр Добрынин 1877–1879. Митрофан Вицинский 1879–1887. Макарий Миролюбов 1887–1894. Докат Бабинский-Соколов 1894. Афанасий Пархомович 1894–1908. Владимир Сеньковский 1908. Аксайское викариатство, учр. в 1871 г. Епископы (в Новочеркасске): Никанор Бровкович 1871–1876.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Владимирская церковь была построена по типовому проекту войсковых церквей для первого Московского лейб-драгунского полка, расквартированного в Твери с 1865 по 1914 годы. Закладка храма состоялась 21 мая 1903 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери, небесной покровительницы Московских лейб-драгун. Автор проекта Владимирской церкви - инженер Ф. Вержбицкий, строителю инженеру И.И. Бондареву принадлежат детальная разработка проекта и проект внутренней отделки церкви. Здание храма было рассчитано на 630 молящихся, но при более тесном размещении могло поместиться и 900 человек. На колокольне были помещены семь колоколов разных величин (полный звон). Колокола вылиты на заводе потомственных почетных граждан П.И. Оловянникова сыновей в Ярославле . Самый большой колокол весил 53 пуда 31 фунтов, второй - 30 пудов 11 фунтов. Храм был освящен 26 августа 1904 года в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Тверским и Кашинским Димитрием (Самбикиным) в присутствии командующего войсками Московского военного округа Сергея Александровича. 10 января 1907 года в церкви случился пожар, ремонт был произведен в этом же году на частные средства, главным образом тщанием потомственного почетного гражданина Твери Константина Николаевича Григорьева, который был церковным старостой с 12 октября 1907 года. Торжественное освящение храма состоялось 22 октября 1907 года. Чин освящения храма и литургию совершил архиепископ Тверской и Кашинский Алексий (Опоцкий) . В 1936 году храм закрыли. Купол храма и колокольня были разобраны, а к храму было пристроено двухэтажное здание, стилизованное под архитектуру храма, помещения перепланированы для клуба, получившего название " Заря " . В 1995 году после пожара здание не восстанавливалось и в таком виде в 2002 году было передано Тверской епархии . Храм стоял без крыши, стены были разрушены, западная стена вовсе отсутствовала, пол был завален кирпичем, землей и битым стеклом. На стенах и внутри храма росли деревья.

http://drevo-info.ru/articles/23632.html

Ф. Нильского . Кстати, мы приняли его тогда за профессора, довольно уже долго прослужившего в академии, благодаря его солидной, немоложавой наружности и важной осанке. Между тем он был тогда младшим из бакалавров, только два года тому назад окончившим курс академии (1857). 123 Вот эти первые шесть студентов: казеннокоштные – Николай Барсов , Константин Немшевич, Диомид Петухович, Василий Попов, Михаил Родевич, Флор Абрамович (волонтер). Из них академический курс окончили только двое: Н.И. Барсов (3-й маг.) и В. Е. Попов (28-й канд. нашего XXV курса, сын известного прот. Е. И. Попова , настоятеля нашей посольской церкви в Лондоне). Из остальных 4-х – К. Немшевич, наиболее даровитый из всех петербуржцев, и М. Родевич перешли в университет, Д. Петухович, поражавший нас необыкновенным трудолюбием при писании сочинений (около него обыкновенно лежали груды исписанной бумаги), вдруг, в конце учебного года, совершенно неожиданно куда-то исчез и очутился, как мы слышали в какой-то загадочной обстановке, не имевшей, впрочем, ничего общего с увлечениями политикой. Ф. Абрамович должен был оставить академию, вследствие истории 4 окт. 1861 г., случившейся по переходе в старший курс (об этой очень тяжелой истории сказано будет далее). 124 Из них огромное большинство (за исключением 3–4 человек) заняли потом казеннокоштные вакансии, по мере их освобождения. Выдающимся из таких своекоштных был И. Я. Образцов, окончивший курс 6-м магистром († член Учеб. комитета при Св. Синоде, проф. СПб. Истор.-филол. института и настоят. Вознесенской ц. в Петерб.). Был в числе их и А. А. Опоцкий (ныне архиеп. Алексий, член Св. Синода, бывший Экзарх Грузии, еще здравствующий), посланный из Псковской семинарии на казенный счет, но не попавший в число казеннокоштных. Своекоштные в большинстве были петербуржцы (6 человек). 125 Вот эти воспитанники: Григ. Попов, Евгр. Писарев, Василий Карелин, Мих. Митропольский, окончившие курс Иркутской сем. и за год до нашего поступления в академию помещенные (в 1858 г.) в ней, затем – Антон Карелин, Вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010