Арсаки. Смоленско-Зосимова пустынь. Церковь Всех Святых. Карта и ближайшие объекты Надвратный храм, построен над Святыми вратами монастыря (отсюда и название). С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Федоровны пристроен келейный корпус, так называемый " старческий " . В нем с 1916 года до закрытия монастыря (в 1923 году) в маленькой, примыкающей к Алтарю храма келии проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский, а также в последние годы жизни в соседней келии поселился настоятель Зосимовой пустыни преп. Герман, который здесь и скончался. В настоящее время, по старым фотографиям, восстановлен иконостас. Означенный храм в псевдорусском стиле находится над северными монастырскими воротами, которые при игумене Германе были главными. Здание увенчано епанчовой кровлей и фланкировано башенками. Храм проектировал архитектор, создававший проекты церковных построек в русском стиле - Александр Афанасьевич Латков. Освящён храм " во имя Всех Святых, как близких к Богу молитвенников о благостоянии обители, ее неусыпных свв. стражей, своим пред Богом ходатайством соблюдающих ее нескверною и неблазненною от всего извне привходящего, и как дающих насельникам ее пример терпения и смирения, которыми проникнуты были все их разнообразные подвиги ради вечного спасения " (сщмч. Серафим). Цитата далее: " Корпус храма и четыре башни по сторонам его оканчиваются пирамидами с окрашенными главками и золочёными крестами. Средняя пирамида храма четырёхгранная, прочие - восьмигранные " . Надвратный Всехсвятский храм был освящён 19 сентября 1899 года архимандритом Павлом (Глебовым). С восточной стороны на средства Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (она была духовной дочерью Алексия) пристроен келейный корус, так называемый " старческий " . В нём с 1916 года до закрытия обители (1923 г.) в маленькой, примыкающей к алтарю храма келии, проживал в затворе преп. Алексий Зосимовский (Соловьёв). Стоит сказать, что в 1917 году Алексий был членом Всероссийского Поместного Собора по избранию Патриарха Московского и всея Руси. Он то и вытянул жребий с именем Тихона - нового Патриарха Русской Православной Церкви. К нему в обитель приезжали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, московский митрополит Макарий (Невский) и другие именитые и простые люди. В последние годы жизни, в соседней келии поселился другой святитель, преподобный Герман, который здесь и скончался в 1923 году.

http://sobory.ru/article/?object=06901

Скачать epub pdf Выдержки из интервью заведующего библиотекой Библиотека Московской духовной академии за более чем три века своего существования переживала вместе с Академией разные времена – расцвет в середине XIX-ro–haчaлe ХХ-го. вв., период послереволюционных потрясений и утрат, затем этап восстановления. Сейчас в библиотеке старейшего высшего учебного заведения России, заведующим которой является игумен Дионисий (Шлёнов), происходят важные преобразования, цель которых – подтвердить ведущее место в библиотечном пространстве России. Библиотека Московской духовной академии берет свое начало с основания самой Академии братьями иеромонахами Лихудами. Софроний и Иоанникий привезли в Москву собственную библиотеку, состоявшую в основном из греческих и латинских книг, а также лекций, записанных во время обучения в Греции и Италии. Важную роль сыграла и библиотека Типографской школы, собранная ее основателем иеромонахом Тимофеем (Типографская школа была интегрирована в Академию в конце XVII в.). Сейчас книжный фонд библиотеки содержит около 350 тыс. книг – не только традиционная историческая библиотека МДА, но и фонды самых разных дореволюционных и послевоенных библиотек, собрания, переданные зарубежными дарителями, и личные собрания, в том числе собрания рукописных и старопечатных книг. К самым древним рукописям библиотеки относятся Апостол и Евангелие апракос, Псалтырь с восследованием (конец XV в.), к более поздним – Толкование на Псалтырь свт. Афанасия Александрийского (вторая треть XVII в.). Из русских старопечатных книг представлены Апостол, напечатанный диаконом Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем (1564 г.), несколько острожских книг (конец XVI в.), Славяно-русский лексикон (1620 г.). Особое собрание составляют рукописные певческие книги (самые старые из них датируются XVI в.). На многих книгах стоят автографы великих церковных или культурных деятелей, в частности, свт. Филарета (Дроздова) , С. М. Соловьева , таких преподавателей МДА как священник Павел Флоренский , И. Корсунский , архимандрит Иларион (Троицкий) , Святейшие Патриархи Алексий (Симанский) и Алексий (Ридигер).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

5 (18) февраля 1905 г. террористом Каляевым был убит ее муж, великий князь Сергей Александрович. Великая княгиня нашла в себе силы в тот же день посетить в госпитале смертельно раненного кучера и ободрить его. Через несколько дней она поехала в тюрьму, где находился задержанный террорист, и убеждала его покаяться, потом просила Николая II помиловать преступника. Со дня убийства Елисавета Федоровна не снимала траур, много молилась, стала держать строгий пост. Все свои силы и средства она решила употребить на постройку обители милосердия. В Москве на Большой Ордынке 10 февраля 1909 г. ею была основана Марфо-Мариинская обитель. В тот день она сняла траурное платье и облачилась в белое одеяние, специально сшитое для сестер этой обители. Жизнь в обители была основана на общежительном уставе и пронизана двумя равнозначными подвигами: церковной молитвой и деятельной любовью. Богослужения совершались в обители ежедневно, сестры окормлялись у общего духовника, а также несли послушания в расположенных в обители больнице и амбулатории для неимущих и приюте для девочек. 9 (22) апреля 1909 г. епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых сестер и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. Но основание обители было только началом деятельности Елисаветы Федоровны. Она помогала нуждающимся, поддерживала бедные сельские приходы и священников-миссионеров, основывала приюты и воскресные школы для рабочих. Среди ее собеседников были схиархимандрит Гавриил (Зырянов) , старец Елиазаровой и Седмиезерной пустыней, схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев) , старцы Зосимовой пустыни. С началом первой мировой войны Елисавета Федоровна и сестры ее обители ухаживают за ранеными. Вместе с тем в ее адрес неоднократно звучит клевета. В 1916–1917 гг. обитель несколько раз подвергалась нападениям разъяренной толпы. В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Литургию. После его отъезда настоятельница и две последовавшие за нею сестры были арестованы. Елисавета Федоровна была вывезена в Пермь, а затем в Алапаевск, где вместе с пятью членами императорского дома и сопровождавшими их лицами в ночь на 5 (18) июля была сброшена в старую шахту, в которую затем полетели ручные гранаты. По рассказам невольных свидетелей убийства, из шахты какое-то время слышалось пение Херувимской. Останки Преподобномученицы были обретены, когда Алапаевск был занят колчаковцами, и в 1921 г. перевезены в Иерусалим. В 1981 г. были обретены благоуханные мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, ныне покоящиеся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого некогда присутствовала великая княгиня Елисавета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апреля 12 (25) Пребодобномученик Сергий (Крестников) Составитель священник Максим Максимов Преподобномученик Сергий родился 1 июля 1893 года в городе Москве в семье рабочего Александра Крестникова. В 1905 году, когда Сергию исполнилось 12 лет, он был принят в хор Московского Покровского монастыря и десять лет участвовал в его деятельности. С 1915 по 1918 год Сергий нес певческое послушание в различных московских храмах. В 1918 году он был принят в число послушников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1922 году Лавра безбожными властями была закрыта, поэтому послушник Сергий перешел служить певчим в Пятницкую церковь , расположенную в непосредственной близости от стен древней русской обители. В 1928 году в связи с закрытием Пятницкой церкви послушник Сергий перешел в храм Всех Святых, что на Кукуевском кладбище в Сергиевом Посаде, где был погребен преподобный Алексий Зосимовский (Соловьев) . Кроме певческого послушник Сергий нес еще послушание сторожа, а впоследствии был избран председателем церковного совета храма Всех Святых. Как и многие из братии, послушник Сергий продолжал поддерживать духовную связь с последним перед закрытием наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым). Вместе с духовенством храма Всех Святых архимандритом Маврикием (Полетаевым) и игуменом Максимилианом (Марченко), а также со старостой храма Василием Кондратьевым послушник Сергий был арестован 21 октября 1935 года Загорским районным отделением НКВД и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. На первом допросе следователь расспрашивал о знакомых, с которыми послушник Сергий поддерживает связь. – Скажите, какие беседы на квартире проводил игумен Марченко? – спросил следователь. – Игумен Максимилиан часто на квартире проводил беседы на религиозно-духовные темы. – Следствие располагает данными о том, что вы среди окружающих вас лиц проводили антисоветскую агитацию, распространяя провокационные слухи о войне и якобы скорой гибели советской власти. Что вы можете сказать по этому вопросу? – спросил следователь на следующем допросе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В Общественной палате Республики Татарстан состоялся круглый стол, приуроченный к 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла 10 февраля 2019 г. 12:15 7 февраля 2019 года в Общественной палате Республики Татарстан состоялся научно-образовательный круглый стол «Динамика взаимодействия религиозных и светских общественных организаций в контексте развития институтов гражданского общества в 2009-2019 гг.» Организаторами мероприятия, которое было приурочено к 10-летию интронизации Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, выступили Казанская епархия , Казанский федеральный университет и Общественная палата Республики Татарстан. Модератор встречи — председатель комиссии Общественной палаты РТ по межэтническим и межконфессиональным отношениям, доктор философских наук Олег Агапов. В дискуссии приняли участие: первый проректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий (Моисеев); руководитель отдела Казанской епархии по взаимоотношению с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Виталий Тимофеев; секретарь Ученого совета КазДС протоиерей Алексий Колчерин; начальник Управления по взаимодействию с институтами гражданского общества Департамента Президента РТ по вопросам внутренней политики Роман Беляков; представитель Аппарата Президента РТ Алексей Рыбалко; заместитель председателя Комитета Государственного Совета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Анастасия Исаева; заместитель муфтия РТ Рустем Валиуллин; директор регионального общественного учреждения «Духовно-просветительский центр Республики Татарстан " Казанский собор " » Максим Андреев; руководитель исполкома Совета Ассамблеи народов РТ Николай Владимиров; заместитель председателя Комиссии по межэтническим и межконфессиональным отношениям Общественной палаты РТ Тимур Кадыров; директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Михаил Щелкунов; заведующий кафедрой религиоведения КФУ Артем Соловьев; директор Национального архива РТ Владимир Козлов; председатель регионального отделения Русского географического общества Дмитрий Шиллер.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

кращих практик конкурсу «Православна в читань 28 2013 р. 16:15 26 января в рамках Рождественских чтений прошли мастер-классы руководителей проектов, успешно реализованных победителями «Православной инициативы» в 2012 году. Были представлены 13 социальных проектов различных направлений. Собравшиеся смогли ознакомиться с многообразием проектных линий, форм и методов работы с различной целевой аудиторией, которые обеспечивают эффективность реализуемых инициатив.  Первые шаги в профессиональном обучении работников церковных приютов осуществлены в рамках проекта «Краткосрочные курсы повышения квалификации в области социальной педагогики руководителей церковных приютов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который представила зав. отделением социальной и молодежной работы ПСТГУ И.В. Соловьева (г. Москва). Смотреть презентацию В небольшой провинциальной библиотеке трудами трех штатных сотрудников и их добровольных помощников разработаны уникальные формы просветительской работы с использованием современных коммуникационных технологий. О проекте «Православное краеведение в виртуальном формате» рассказала заведующая методическим отделом МУК ЦБС г. Арзамаса И.Н. Огнева. Смотреть презентацию Детская игра «Собери картинку» в рамках проекта «Первая Победа» объединила воспитанников церковных приютов, учащихся православных школ из разных уголков страны. Мозаичное панно, собранное руками детей, стало украшением села и важным звеном в воспитании патриотизма и чувства исторической сопричастности к подвигам наших предков — это подчеркнул в своем выступлении прот. Алексий Кульберг, председатель приходского совета церкви Рождества Богородицы (с. Великое Гаврилов-Ямского района Ярославской области). Смотреть презентацию Смотреть видео Защитить право на жизнь еще не рожденных детей, обращаясь к молодежи средствами современного театрального искусства — задача, решаемая в рамках проекта «Я освятил тебя», который представила помощник проректора Международного славянского института Л.И. Филипович (г. Москва).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2777541...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Михайлович Воздвиженский (29.08.1876, с. Ведерницы Дмитровского у. Московской губ.- 13.11.1937, г. Ногинск Московской обл.), сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. ц. во имя свт. Николая в с. Ново-Загарье Павлово-Посадского р-на Московской обл. Род. в семье диакона. После окончания ДС рукоположен во священника. Во 2-й пол. 30-х гг. служил в ц. во имя свт. Николая в Ново-Загарье. 7 окт. 1937 г. арестован и обвинен в антисоветской агитации. На допросах признал, что осуждает антирелигиозную политику Советского гос-ва. Расстрелян по приговору от 25 окт. 1937 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-25285. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 265. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Сергеевич Крутицкий (1898 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 18 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Петрович Минервин (1888-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Иванович Соловьев (1893-1937) , свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСАНДР Фёдорович Виноградов (1883 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 25 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Александрович Веселовский (1873 - 1937), свящ., сщмч. (пам. 28 нояб. в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64090.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Макарий (Моржов). Фотография. Ок. 1930 г. (Моржов Михаил Степанович; 16.05.1872, дер. Пахомовская Вельского у. Вологодской губ.- 10.06.1931, Москва), прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Из крестьянской семьи. Учился в церковноприходской школе. В 1893 г. призван на военную службу. С 1897 г., после демобилизации,- рабочий на одной из московских фабрик. В 1899 г. поступил в Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь в Александровском у. Владимирской губ., в к-рой проходил послушания бельевщика и трапезника. В 1900 г. настоятель мон-ря иером. Герман (Гомзин) назначил его келейником духовника обители иером. Алексия (Соловьёва), впосл. известного старца. 22 февр. 1903 г. Михаил был пострижен в монашество с именем Макарий. После этого он продолжал исполнять послушание келейника старца Алексия, к-рый в 1908 г. ушел в затвор и принимал братию и народ уже только в церкви, а с 1916 г., приняв схиму, ушел в полный затвор. В мае 1923 г. пустынь была закрыта. Иеросхим. Алексий с келейником поселились в Сергиеве (ныне Сергиев Посад), жили на пожертвования духовных детей. М. был верным и заботливым помощником старца. 7 окт. 1928 г., вскоре после кончины иеросхим. Алексия, М. был рукоположен в Боголюбской ц. бывш. Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского мужском монастыре во диакона, а на следующий день - во иерея. Проживал в Сергиеве, зарабатывал на жизнь очисткой дворов, колол дрова. Служил в сергиевском храме Петра и Павла, исповедовал. 5 апр. 1931 г. М. был арестован, после первых допросов его перевезли в Бутырскую тюрьму в Москве. Ему были предъявлены обвинения в «антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации». Отказался назвать следствию к.-л. имена, заявив: «Уж лучше буду терпеть один и не приносить неприятностей своим знакомым». Не скрывал на допросах убеждений, говорил: «Советскую власть я рассматриваю как попущение Божие за грехи, но считаю, что истинный христианин должен терпеливо переносить все гонения и преследования со стороны власти». 6 июня 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к расстрелу. Казнен, погребен в общей безвестной могиле на Ваганьковском кладбище в Москве. 26 дек. 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.

http://pravenc.ru/text/2561344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) АКИНДИН (XIII в.), архим. Киево-Печерского мон-ря в 20-30-х гг. XIII в., прп. (пам. 28 авг.– в Соборе Киево–Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих и во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево–Печерских преподобных отцов) АЛЕКСАНДР (Кременецкий Александр Стефанович (1842 или 1843 - 1918 ), архим., духовный писатель, проповедник АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 1882 – 1938), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121670_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Боскин в реставрационной мастерской Сергей Михайлович (27.06.1907, Сергиевский посад Дмитровского у., Московской губ.- 19.01.1992, г. Сергиев Посад), протодиак. Род. в семье художника-передвижника М. В. Боскина, посвятившего много картин ТСЛ и ее насельникам, в 1918-1920 гг. входившего в комиссию по охране памятников искусства и старины ТСЛ. После закрытия лавры (1919) Б. часто посещал Гефсиманский скит , Зосимову пуст. (Владимирской епархии). По благословению последнего перед закрытием мон-ря наместника ТСЛ сщмч. архим. Кронида (Любимова) Б. в течение 2,5 лет вместе с Серафимом Голубцовым читал келейное правило у прп. Алексия (Соловьёва). Впосл. Б. женился на А. Н. Беневоленской, дочери сщмч. Николая Беневоленского , племянника прп. Алексия. В нояб. 1956 г., когда началось уничтожение Всехсвятского Кокуевского кладбища, на к-ром был первоначально похоронен прп. Алексий, именно Б. удалось перевезти останки старца в семейное захоронение Беневоленских на Северном кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад). С 1924 г. Б. занимался в художественных студиях, работал декоратором в местном драмтеатре, помогал отцу в росписи кустарных художественных изделий. В 1930 г., после смерти отца, Б. оставил занятия живописью. В 1934 г. поступил в художественную мастерскую Г. Э. Бострема, к-рому некий старец схиархим. Агафангел дал благословение: «Не будь белой вороной... пиши Ленина... а когда откроется лавра, будешь заниматься реставрацией церковной живописи». В 1936 г. Б. был принят в Загорское товарищество художников, в последующие годы работал в Загорске и Москве. В 1941-1945 гг. служил в трудармии на Дальн. Востоке. Настоятель церкви во имя прор. Илии прот. Тихон Пелих и протодиак. Сергий Боскин (слева). Фотография. 70-е гг. ХХ в. Настоятель церкви во имя прор. Илии прот. Тихон Пелих и протодиак. Сергий Боскин (слева). Фотография. 70-е гг. ХХ в. Вернувшись в Загорск, Б. вместе с Бостремом в февр.

http://pravenc.ru/text/153239.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010