4 октября 2013 г. 10:15 В РГГУ состоялась конференция, посвященная 150 -летию со дня рождения князя Евгения Трубецкого В конференции на тему «Смысл жизни князя Евгения Николаевича Трубецкого», состоявшейся в Российском государственном гуманитарном университете и посвященной 150-летию со дня рождения философа, приняли участие философы и историки из России, Италии, Германии и Франции, журналисты и студенты вузов.  В своих докладах каждый из выступавших рассказал о какой-либо из сторон творческого наследия выдающегося философа и правоведа, религиозного и общественного деятеля князя Евгения Трубецкого. В частности, это философская полемика с философом Владимиром Эрном, отношение к Канту и неокантианству, критика Трубецким Владимира Соловьева и Павла Флоренского. Профессор РГГУ Алексей Круглов говорил о критике Трубецким Канта, подчеркнув, что Трубецкой написал ряд работ, посвященный немецкому философу, и отношение к Канту - важный аспект его философского развития. Трубецкой начал читать Канта еще в седьмом классе и, неудовлетворенный русским переводом, перешел к французскому, сравнивая французский перевод с оригиналом, пока ему не стал понятен немецкий текст. «Кант оставался в центре внимания юного князя до совершеннолетия,- отметил выступающий. - Он также хорошо знал и работы представителей неокантианства, но это не помешало ему глубоко и неискаженно воспринимать сочинения самого автора». Докладчик отметил, что в отношении к Канту позиция Трубецкого близка к позиции философа Владимира Соловьева. В изложении своей системы Трубецкой говорил о преемственной связи с “Теоретической философией” В. С. Соловьева. «Для меня, как и для Соловьева, первая задача в борьбе с Кантом заключается в том, чтобы лишить познающего субъекта неподобающего ему значения центрального светила познания. Возвеличение человеческого субъекта и есть то, что я назвал ложным антропологизмом кантовой теории познания», -писал он в своих «Метафизических предположениях познания».  Тем не менее в работах Трубецкого немало места уделяется и критике Владимира Соловьева. Но «это критика философская, которая предполагает возможность других позиций и развитие той позиции, которая была у Соловьева,- пояснил ЦВ д.ф.н., профессор РГГУ Вячеслав Сербиненко. - Трубецкой критиковал Соловьева за пантеизм, за шеллингианство и, отчасти возвращаясь к Канту, пытался найти новые пути, не отрицая принципы философского трансцендентализма в немецкой философии». «Чтобы понять Владимира Соловьева, надо сделать шаг от него», - эти слова Трубецкого процитировали несколько докладчиков. 

http://e-vestnik.ru/culture/konferenziya...

  Знаменитый русский историк, покойный профессор Московского университета С. М. Соловьев († 1879 г.) оставил после себя черновые Записки, с пометкою на них: „для детей моих, а если можно и для других“. Записки эти, несмотря на глубокий интерес, какой оне представляли, благодаря славному имени названного русского историка, долго почему-то не появлялись в печати. Впервые они появляются в свет, в 1896 году, в двух различных но своему политическому направлению журналах и в двух неодинаковых видах. Прежде всего они начаты печатанием в Русском Вестнике (фев. кн.), под заглавием: „Из неизданных бумаг С. М. Соловьева “. Издателем их был сын покойного Соловьева, Всев. С. Соловьев, известный романист. Опубликование Записок отца Вс. Соловьев мотивирует так: „В последнее время мне все чаще и чаще приходилось отвечать на обращенные ко мне вопросы разных лиц о том, какие „Записки“ найдены были в бумагах моего покойного отца и почему „Записки“ эти до сих пор не появляются в печати“. Это-то и побудило его „приступить к печатанию извлечений“ из указанных записок. Издатель находил, что встречающиеся в них характеристики, в особенности московских деятелей 40-х годов, „кратки, но резки и метки“. Он старается объяснить, откуда взялись эта резкость у такого уравновешенного мужа, каким был С. М. Соловьев . „Резкость некоторых суждений – говорит он – объясняется характером и складом ума автора. Человек самого определенного и ясного и непоколебимо твердых нравственных понятий – он был строг к самому себе и с такою же строгостию относился к другим“. Но при этом издатель выражает очень основательную уверенность, что и „сам автор „Записок“, при окончательной редакции своей рукописи, кое-что смягчил бы и многое дополнил бы громко говорящими за себя фактами“ (стр. 1–4). Как открылось из последующих изданий этой же рукописи С. М. Соловьева (об этих изданиях речь будет сейчас), в ней уделялось место характеристике нашего великого святителя Филарета Дроздова . Но из этой характеристики в „Извлечениях“ Вс. Соловьева не встречаешь ни одного слова. Вообще в этих „Извлечениях“ опущено начало „Записок“ (не менее печатного листа), где говорится о годах детства нашего историка, о московском духовенстве (нужно помнить, что историк был сын московского священника), об ученьи его в духовном, так называемом, Петровском училище 1 , и о переходе его в гимназию, а главное – здесь нет ни слова о митрополите Филарете. А между тем, как видно из позднейших изданий рассматриваемых „Записок“, в начале их помещена была краткая, но непомерно резкая и совершенно неверная характеристика этого святителя. Чем руководился сын С. М. Соловьева , опуская эту характеристику – точно не знаем. Возможное дело: романист Всев. С. Соловьев чутьем постиг, что подобная характеристика пожалуй еще уместна была бы в каком-нибудь сенсационном романе („Андреева“), но совсем не нужна в историческом произведении, цель которого – беспристрастие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Преосвященный Иеремия принадлежит к числу иерархов, высокие нравственные качества которых не нашли себе достойной оценки у современников. Даже и теперь, когда после смерти его прошло около пяти лет, а по удалении на покой 30 лет, некоторые лица, служившие под его начальством, едва ли дадут одобрительный отзыв о служебной деятельности почившего архипастыря. Насколько несправедлив этот отзыв современников, читатель сам может видеть из предлагаемого нами краткого очерка, посвященного главным образом обзору служебной деятельности великого иерарха. Происходя из бедного и низкого сословия (сын сельского причетника), преосвященный Иеремия никогда не мечтал о высоком архиерейском сане, все его мечты и вожделения не восходили выше сана священника, быть которым они хотели лишь только для того, чтобы иметь возможность помогать своими бедными родителям. Да и помечтать о священстве Иродину Соловьеву (мирское имя преосв. Иеремия) привелось только однажды и то, кажется, более для красного словца. Это было в богословском классе семинарии, когда два друга-юноши Иродион Соловьев и Иван Борисов (знаменитый Иннокентий Херсонский ), сидя рядом на ученической скамье, разговорились о дальнейшей своей судьбе. Борисов стремился в Харьковский университет; Соловьев упрашивал его остаться в духовном звании и поступить в монашество, сам же он думал быть священником. Но Борисов решил обоим быть монахами и разговор кончился. В 1819 году, по окончании курса в семинарии, двадцатилетий студента Соловьев был определен в Киевское духовное училище учителем греческого языка и инспектором, а Борисов поступил в Киевскую духовную академию. Около четырех лет Соловьев был учителем; но монашество, предреченное другом, не выходило у него из головы, и он, удалившись от должности учителя начал готовиться к пострижению в монашество. В это время преосвященный орловский, Гавриил (впоследствии архиепископ Рязанский), желая устроить судьбу знакомого ему Соловьева, предложил ему место священника в город Болхов. Соловьев с радостью и благодарностью принял и место, и благословение на брак, и отправился в Болхов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/n...

Поликсена Соловьева Соловьева Поликсена Сергеевна (1867–1924) – поэтесса, прозаик, издатель. Ее отец, знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев , был сокурсником по Московскому университету Аполлона Григорьева, Фета, Якова Полонского, да и сам писал стихи. Эта студенческая дружба во многом определила круг литературных интересов не только самого Соловьева, но и его детей, внуков. Старшего из детей, Всеволода Соловьева (1849–1903), не без основания называли «русским Вальтером Скоттом». Он был одним из самых известных и плодовитых исторических романистов, Собрание сочинений которого превысило сорок томов. Не был чужд Всеволод Соловьев и поэзии, о чем можно судить по довольно популярным романсам того времени – «Я жду тебя в тиши уединенья...» (на музыку А.Н. Алфераки) и «Померк закат...» (на музыку В.Ф. Алоиза). Выдающийся религиозный философ и поэт Владимир Соловьев (1853–1900) с юношеских лет видел в их доме Фета, который станет его поэтическим кумиром. Самого Владимира Соловьева, вслед за Фетом, своими путеводными звездами назовут символисты. А его племянник Сергей Соловьев вместе с Андреем Белым составили ядро московских младо-символистов. Младшая из двенадцати детей историка Соловьева, Поликсена, училась у И.М. Прянишникова и В.Д. Поленова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, принимала участие в художественных выставках, в дальнейшем сама иллюстрировала свои поэтические и прозаические книги, книги для детей. В 1899 году вышел ее первый поэтический сборник под литературным псевдонимом Аллегро; последующие сборники «Иней» (1905), «Плакун-трава» (1909), «Вечер» (1914), «Последние стихи» (1923) выходили под этим же псевдонимом. В музыке ее псевдоним означает быстрый темп исполнения, что менее всего соответствовало ее стихам. Александр Блок напишет 1905 году о втором сборнике: «У автора – молодая, свежая и чистая душа... Мы встречаем новую и тихую поэзию. Она нова, потому, что подошла в упор к открывшимся глубинам, и тиха, потому, что только смотрит в них грустными целомудренными глазами...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

А.А. Половцов Соловьев, Яков Александрович Соловьев , Яков Александрович, тайный советник, сенатор, деятель эпохи освобождения крестьян, родился в 1820 г., умер в Париже 11 декабря 1876 г. Получив очень солидную подготовку дома, он прошел курс в С.-Петербургском университете, по окончании которого в 1843 г. поступил на службу в Министерство Государственных Имуществ, незадолго до того учрежденное по проекту графа Киселева для упорядочения и улучшения быта государственных крестьян. С. был назначен чиновником в центральное кадастровое управление, где в то время занимались уравнением взимаемых с государственных крестьян денежных сборов, заменяя систему сбора с души, практиковавшуюся до этих пор, системой сборов с крестьянских земель и промыслов. Таким образом С. с самого же начала своей службы должен был ознакомиться с положением крестьян в России и сразу же начал работать над этим делом под руководством такого знатока крестьянского вопроса, как граф Киселев. Прослужив некоторое время в Петербурге в центральных учреждениях и основательно ознакомившись с делом теоретически, С. получил место начальника одной из кадастровых комиссий, работавших в провинции, сначала в Смоленской, а потом во Владимирской и Самарской губерниях. Знакомство с бытом крестьян, подробное ознакомление с их жизнью, местной промышленностью и торговлей, захватило Соловьева, еще сильнее заставило его интересоваться своим делом, дало ему еще лучшую подготовку к дальнейшей деятельности. Здесь же С. приобрел и другое достоинство, которое очень пригодилось ему впоследствии: он научился выбирать себе сотрудников, что, разумеется, имело большое значение для него, когда ему пришлось работать самостоятельно. В 1857 г. министр Внутренних Дел С. С. Ланской, по рекомендации Н. А. Милютина пригласил к себе на службу Соловьева, как известного уже в то время знатока крестьянского дела, и поручил ему в своем министерстве управление земским отделом, только что тогда учрежденным одновременно с первыми Высочайшими рескриптами об устройстве быта помещичьих крестьян. На этом посту С. был одним из главных деятелей во всех предварительных по этому поводу распоряжениях, а с открытием деятельности редакционных комиссий был назначен в них представителем от Министерства Внутренних Дед и принимал самое деятельное и горячее участие в обсуждении и решении всех вопросов по составлению положения о крестьянах вместе с H. A. Милютиным, князем В. А. Черкасским, Ю. Ф. Самариным и другими, отстаивая права крестьян и являясь самым ревностным защитником их интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

145 лет со дня рождения Евгения Трубецкого 5 октября 2008 г. исполняется 145 лет со дня рождения русского религиозного философа, князя Евгения Николаевича Трубецкого Евгений Николаевич Трубецкой, князь (23.09.1863-23.01.1920) - философ, правовед, культуролог, общественный деятель. Брат С.Н.Трубецкого. Детские годы провел в фамильной подмосковной усадьбе Ахтырка, получив прекрасное домашнее образование. Большое влияние на братьев Е. и С. Трубецких оказала мать Софья Алексеевна, урожденная Лопухина, женщина глубоко религиозная, отдававшая воспитанию детей все свои силы и таланты. По окончании гимназии поступил в Моск. ун-т на юридический ф-т. Работал при-ват-доц. Юридического лицея в Ярославле. Получил степень магистра (1892) и д-ра (1897) философии. Обе его дисс. были посвящены изучению западной религиозной мысли (первая - блаженному Августину, вторая - религиозно-общественному идеалу западного христианства в XI веке). Но главные его интересы лежали в сфере философии. Он получил место проф. в Киевском ун-те, а оттуда через некоторое время перешел в Моск. ун-т (1905). Т. участвовал в организации и деятельности ряда научных обществ: Психологического об-ва при Моск. ун-те, Религиозно-филос. об-ва им. Вл.Соловьева и др; инициатор и участник книгоиздательства «Путь» (1910-1917). После Октября 1917 Т. покинул Москву. Был на стороне противников большевиков, находился в рядах Добровольческой армии; ее разгром делал невозможным его пребывание в России. Как писал, В.Зеньковский, страстная мечта кн. Е.Трубецкого не умереть на чужой земле исполнилась: он умер незадолго до полной эвакуации этих войск с Кавказа, в Новороссийске. Подобно своему брату Т. еще в юные годы пережил духовный кризис, связанный с эволюцией его миропонимания. Он утратил веру в Бога, увлекся позитивизмом («спенсе-ровского типа», как признавал Т.), затем отошел от этого учения в основном благодаря изучению истории новой философии (Куно Фишер), проникся идеями А.Шопенгауэра и, повернув к религиозной теме, познакомился с философским учением Вл.Соловьева, став одним из самых последовательных ее приверженцев (он был, как и его брат, другом Вл.Соловьева).

http://sedmitza.ru/text/473361.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Берл Лазару либо молчать, либо саморазоблачаться Ничего не ответит главный раввин России телеведущему Соловьёву 15.03.2024 1659 Время на чтение 4 минуты Даже телеведущий Владимир Соловьёв не выдержал по поводу откровенных нацистских человеконенавистнических идей, высказываемых «духовными авторитетами» в Израиле. На «Вечере с Владимиром Соловьёвым от 11.03.2024» были продемонстрированы слова некоего раввина, в которых тот цинично, назидательно и последовательно, со ссылками на учение Торы, призывает уничтожать палестинцев, более того – подчёркивает, что уничтожению подлежат и дети, и младенцы, и женщины, и старики. «Не щади ни одной души… Ты не должен останавливаться убивать», – заключает этот фашист, моральный извращенец, обращаясь, как можно понять, к евреям. Ещё сожалеет, что ранее евреи оставили живыми палестинцев. Можно просто посмотреть отрезок на 4 мин. 15 сек. – 7 мин. 30 сек. передачи. Соловьёв в своих комментариях в этой передаче обращается к главному раввину России Берл Лазару с просьбой дать оценку безумным нацистским словам этого «страшного человека», сиониста-ребе. Думается, совершенно напрасно. Ничего не ответит главный раввин РФ. Далеко ли сам Берл Лазар ушёл от этого «страшного человека», раввина из Израиля, который сейчас, как было сказано на передаче Соловьёва, «оправдал Гитлера»? Раз пять или больше в своих материалах просил Берл Лазара или его главного помощника Александра Бороду ответить на простые вопросы… Тишина. Вот, в недавнем материале констатировал, что Берл Лазар благословляет отряды ЦАХАЛ. Берл Лазар в Газе посетил базу ЦАХАЛ ( здесь – видео его проникновенного обращения). Чуть позже своего посещения израильской базы, Берл Лазар пояснил журналистам: «Сама идея Армии обороны Израиля – для того, чтобы защищать евреев во всем мире… Я дал им благословение и сказал прямо, что мы надеемся, что придет окончательное избавление, когда все люди на свете будут дружить между собой». Подчеркнём здесь, что по его словам, ЦАХАЛ – «для того, чтобы защищать всех евреев во всём мире». Даже не на Ближнем Востоке, а во «всём мире». Не подтверждение ли из уст главного раввина (!) России (!) сути и масштаба сионизма? «Им» нужен весь мир.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/15/be...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Вопрос Владимиру Соловьеву: где он отыскал Марию Штейнман? И насколько пропорционально нашему обществу представлены в центральных СМИ либералы? 13.02.2019 70214 Время на чтение 3 минуты Одна из тем «Вечера с Владимиром Соловьевым» от 11.02.19 была посвящена обсуждению статьи Владислава Суркова «Долгое государство Путина ». У автора этих строк есть, что сказать по существу обсуждения, хотя здесь коснусь другой темы. Думаю, что Суркова следует поблагодарить за обращение внимания к теме национальной идеи России, но попросить впредь не затуманивать вопросы. О Русской идее уже сказано все нашими великими предками. Государству и обществу нужно просто изложить эти непреложные истины и следовать им в практической деятельности. Какие истины? Об этом в материале «Русский Манифест» и некоторые пояснения к нему - «К чистоте Русской Идеи» . А в указанной передаче Владимира Соловьева хочется отметить (для тех, кто захочет посмотреть), с моей точки зрения, верные замечания по материалу Суркова, прозвучавшие со стороны Александра Щипкова. Настораживают также очередные заклинания Карена Шахназарова в актуальности евразийства (а не русской имперскости) и постоянное его стремление обосновать «россиянство», противопоставляемое русскости. Но сейчас - не об этом. Вновь в этой программе Владимира Соловьева явлена некая Мария Штейнман, профессор школы филологии НИУ ВШЭ. Она почему-то столь часто приглашаема Владимиром Соловьевым на его передачи, на фоне большинства иных серьезных участников передачи, поражающая архаикой и дерзостью «либеральной мысли» и даже, если угодно, кривляниями. Откуда и зачем он её откопал для демонстрации на всю страну? Уровень мышления и ответственность сказанного ею - зашкаливают. Я уже цитировал её перлы в материале ««Ученые-гуманитарии» «россиянской нации»» из другой передачи Соловьева от 24.10.18.: «Давно пора культурный код нам создавать... есть тонкие настройки, которые, по сути, носят надэтнический характер, которые нас объединяют... Велком! Второй момент, что касается понятий " русский народ " , " русский этнос " , " этнокультурный баланс " , мне это все напоминает антиутопию братьев Стругацких " Обитаемый остров " . Там тоже речь идет о демографической угрозе, только ни к чему хорошему это там не привело... Слово " россияне " ничем не хуже (чем - " русские " )...».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/13/vo...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Не богохульствуйте, господин Соловьёв! По поводу последней публикации отставного следователя 17.08.2020 3568 Время на чтение 4 минуты Познакомившись со статьей бывшего следователя по изучению обстоятельств гибели Царской семьи В.Н. Соловьёва под названием «Не прикасайтеся помазанным Моим…» , наполненной скандалами, клеветой, оскорблением чести и достоинства многих людей, в том числе и меня, намеревался ответить в стиле «каков вопрос — таков ответ», но немного задержался. И тут, случайно наткнувшись на реплику одного из читателей «Русской народной линии» (27.07.2020) о том, что Соловьёв «в каждом интервью бедного академика Алексеева за упоминание об этой теме мутузит», задумался. Если читатели понимают суть дела и осуждают отставного следователя, то зачем мне детально объясняться со скандалистом, который лицемерно прикрывается библейскими заветами и тем самым оскверняет память Царственных великомучеников, сеет раздор в нашем обществе, осложняет и без того напряженную обстановку в нём. Поэтому решил ограничиться кратким резюме. Коснусь только одной самой сложной темы — 1946 г. Тогда, в конце Второй мировой войны, советская армия вступила в Европу. Актуализировался старый вопрос о возможных вкладах членов Царской семьи в европейские банки. Пошли запросы в архивы (некоторые теперь опубликованы в СМИ). Один из них в то время, когда я состоял в Правительственной комиссии (1993-1998 гг.), встретился мне в архиве Управления ФСБ по Свердловской области. Он был подписан генералом Б.З. Кобуловым и посвящен одному из участников расстрела семьи, который не имел никакого отношения к тем банкам. Возник вопрос: зачем тогда возвращаться к событиям такой большой давности. Меня познакомили с этим документом, не разрешив делать выписки. Об этом я мельком упомянул в своих воспоминаниях «На перепутье эпох» и сослался на публикацию известного профессора Дипломатической академии В. Сироткина, который сообщал о Царской могиле под Екатеринбургом, созданной будто бы в 1946 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/17/ne...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Процессуально-криминалистический анализ материалов, связанных с обнаружением и исследованием захоронения неизвестных лиц, обнаруженного в 1991 г. в окрестностях г. Екатеринбурга Доклад на Международной научной конференции " Царское дело и екатеринбургские останки " (Царское Село, апрель 1998) 16.02.2008 1246 Время на чтение 24 минут От редакции: Сегодня мы публикуем очень важный текст - доклад первого заместителя Генерального прокурора России, руководителя Следственного комитета прокуратуры доктора юридических наук Александра Ивановича Бастрыкина. Этот доклад он прочитал 10 лет назад на международной научно-практической конференции в Царском Селе в апреле 1998 года. Конференция, собравшая крупных экспертов из России, США, Великобритании, была одной из последних попыток общественности остановить безумное провокационное захоронение в императорской усыпальнице Петропавловского собора в Петербурге " екатеринбургских останков " . Профессор А.И.Бастрыкин подверг безжалостной критике результаты следствия, проведенного следователем Генпрокуратуры В.Н.Соловьевым, не оставив камня на камне от аргументов Соловьева. Судя по всему, Александр Иванович и сейчас не изменил своего отношения к следствию 90-х годов. По крайней мере, на его личном сайте в списке работ указаны два варианта этого текста из книг, изданных в 1998 году (Процессуальные нарушения при расследовании уголовного дела о екатеринбургских останках. В кн.: " Царское дело и екатеринбургские останки " (СПб., 1998); Процессуально-криминалистический анализ материалов уголовного дела о гибели царской семьи. В кн.: " Правда и ложь о гибели царской семьи " (СПб., 1998)). Мы публикуем текст доклада по сборнику " Материалы Международной научной конференции " Царское дело и екатеринбургские останки " Спб., 1998, с. 34-55). Конечно, читателя, знакомого с Царской темой удивит излишне доверчивое отношение автора к версии спасения Св. Царственных Страстотерпцев, но это покрывает безукоризненная логика и стройная система аргументации, которую демонстрирует Александр Иванович. В прошлом году А.И.Бастрыкин был назначен руководителем Следственного комитета Генпрокуратуры и таким образом стал непосредственным начальником следователя В.Н.Соловьева.

http://ruskline.ru/analitika/2008/02/16/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010