Понемногу советское руководство стало осознавать, что Церковь может быть использована и для консолидации народа, и для пропаганды советского строя. Уже в 1942г. Московская Патриархия была привлечена к изданию книги «Правда о религии в России», где отрицались гонения со стороны коммунистов, зато в качестве гонителей веры выставлялись германские оккупанты. Выпущенная большим тиражом книга была снабжена фотографиями разрушенных храмов, находившихся на оккупированных территориях. Митрополит Сергий издал и ряд антигитлеровских посланий. «Не победить фашистам, возымевшим дерзость вместо Креста Христова признать своим знаменем языческую свастику», – говорилось в пасхальном послании митрополита в 1942 г. В том же 1942 г. начались и некоторые послабления, и декларативные жесты в отношении Церкви. В ноябре 1942 г. митрополит Николай (Ярушевич) был назначен членом комиссии по расследованию гитлеровских злодеяний. Было разрешено поставить на кафедры нескольких архиереев. Некоторые из них вернулись из ссылок и заключения, – например, епископы Иоанн (Братолюбов), Стефан (Проценко), Александр (Толстопятов), Алексий (Палицын). Митрополит Сергий постригал в монашество и рукополагал во епископы вдовых священников. Среди них были епископы Григорий (Чуков), Варфоломей (Городцов), Димитрий (Градусов), Елевферий (Воронцов) и др. Были единичные случаи открытия храмов местными властями. В начале марта 1943 г. в Красноярске первый секретарь обкома ВКП(б) разрешил открытие церкви на окраине города. Храм стал кафедральным собором, а ссыльный святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был назначен Московской Патриархией архиепископом Красноярским. Поданным М.В.Шкаровского, кое-где храмы открывались народом стихийно, без согласования с властями. Государство предпочло временно не озлоблять людей закрытием церквей – в годы тяжелейшей войны народные волнения на религиозной почве были не нужны. Еще одной причиной, по которой власть не препятствовала точечному возвращению храмов, были практические соображения: верующий народ был готов жертвовать средства на военные нужды, и в качестве центров для сбора средств храмы вполне подходили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергий (Страгородский), митр. Киевский Николай (Ярушевич). Стоят: архиеп. Куйбышевский Алексий (Палицын), архиеп. Горьковский Сергий (Гришин), архиеп. Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), архиеп. Ярославский Иоанн (Соколов), прот. Николай Колчицкий Архиерейский собор РПЦ 8 сент. 1943 г. провозгласил в числе своих деяний «Осуждение изменников вере и Отечеству», согласно к-рому «всякий виновный в измене общецерковному делу и перешедший на сторону фашизма, как противник Креста Господня, да числится отлученным, а епископ или клирик - лишенным сана» (ЖМП. 1943. 1. С. 16; Смирнов А. , прот. Противники Креста Господня//ЖМП. 1943. 3. С. 25-29). Собор единогласно избрал Патриархом Московским и всея Руси митр. Сергия, интронизация состоялась 12 сент. в Богоявленском соборе Москвы. Проведение Собора и избрание Патриарха способствовали восстановлению ранее прерванных связей с правосл. и инославными Церквами. Поздравительные послания по случаю избрания нового Патриарха Московского были получены от К-польского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархов. 19-28 сент. в Москве побывала делегация англикан. Церкви во главе с архиеп. Йоркским Сирилом Ф. Гарбеттом . По мере наступления Красной Армии становились известными факты патриотических поступков духовенства и верующих на оккупированных территориях, где мн. правосл. священнослужители и миряне являлись связными, соратниками, помощниками партизанских отрядов и групп подпольщиков, а сотни священнослужителей за свою патриотическую деятельность подвергались арестам, тюремным заключениям, истязаниям, были расстреляны или заживо сожжены. Начиная с осени 1943 г. к награждению гос. орденами и медалями стали представляться священнослужители и активные верующие. Первое большое награждение состоялось в Ленинграде, когда группа духовенства была награждена медалями «За оборону Ленинграда». В 1944 г. медалями «За оборону Москвы» были награждены священнослужители Московской и Тульской епархий. Всего за патриотическую деятельность 40 священнослужителей были удостоены медалей «За оборону Ленинграда» и «За оборону Москвы», более 50 - награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», неск.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Сочинение Иосифа разошлись в большом количестве списков в XVI, XVII и даже XVIII столетиях. Его строгое учение сделалось достоянием Русской церкви. Когда на соборе 1554 г. против еретика Башкина, Кассиан епископ Рязанский, сочувствовавший обвиняемым, стал порицать книгу Иосифа Волоколамского на ересь Новгородских еретиков: то «ей тогда принесенной бывши на собор на обличение еретиком и зело похвали ю боговенчанный царь, преосвященный Макарий митрополит и весь собор священный, светило ту нарекоша быти православию». М. Мак. Сентяб. 5 Для краткого очерка жизни Пр. Сергия, мы руководствовались следующими источниками: а) Житие пр. Сергия церковно-славянской печати, печатанное в 1646 г., по повелению Царя Алексея Михайловича, с рукописного жития Епифания, первого списателя жития Сергиева. б) Житие Сергия Чуд. – М. М. Филарета 1835 г. в) Филарета Архи. Черниговского Сент. кн. 1862. г) Жития Русских Святых – Муравьева. 8 Первоначальное происхождение Хотькова монастыря неизвестно. В исторических документах о монастыре, на Хотькове, упоминается не позднее 308 г. (Истор. Р. Иер. ч. VI стр. 1103). За недостатком монастырей в то время в Московском княжестве, в Хотьковом монастыре были отделения и для монахов, и для монахинь. Это не единственный пример. Подобный монастырь был Введенский-Подольный. Обычай этот существовал до 1504 г., – в сем году Соборным определением запрещено было жить в одном монастыре и мужчинам и женщинам, – а Хотьков монастырь причислен был к Троицкой Лавре. Акт. Экспед. т. I. 383. Откуда происходит название – Хотьков? Некоторые производят его – от богомольцев пеших – Ходоков. Но это сомнительно. 10 К этому же времени относят основание обители и Филарет Ар. Черниговский см. Сент книж. о Р. Св. и Муравьев. 11 Историк Карамзин свидетельствует, что св. Алексий именно в 1354 г. отправлялся в Константинополь приять от Патриарха Каллиста жезл Митрополита всея России. т. IV. прим. 383. 13 Авраамий Палицын место сего источника определяет близь бывшего Подольного монастыря. Следовательно это есть колодезь, близь Пятницкой церкви, украшенный ныне каменною часовнею, и называется «кладязь Сергиев». В одном древнейшем списке жития Сергиева, сказано о сем кладязе так: «бяше чаща и дубрава, идеже ныне честный монастырь стоит. Тогда убо река течаше, яже есть и до ныне, иже от Клементьева невельми близ монастыря течет. Другая же река, яже ныне под монастырем течет, на том же месте от искони река небяше. Тем же и труд приимаху братия, от далека воду приносяще на потребу. Обрет же Св. Сергий в едином рову воду от наводнения, над ним же став молитву творяше, и воду освящ., и преклонь колена начать молитву… И сия рекшу святому, внезапу вода явися велия, яже и доныне нами зрима есть, отнележе и почерпаем воду на всяку потребу, благодаряше Бога, даровавшего нам таковую благодать. Прозвашися река Та Сергиева река даже до десяти или двадцати лет». Истор. Летопись. Тр. Лавры. Глава II. Здания Лавры. Стр. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тихона в Большом соборе Донского мон-ря. Фотография. 2007 г. 19 мая 1922 г. в Д. м. из московского Троицкого подворья, захваченного сторонниками обновленчества , в качестве узника прибыл Патриарх Тихон. Святитель жил в мон-ре под домашним арестом в 2 комнатах монашеских келий. 1 июня 1923 г. он возглавил богослужение, на к-рое собралось много народу. 23 авг. в Д. м. Патриарх принял покаяние митр. Владимирского Сергия (Страгородского) , уклонившегося на короткий срок в обновленчество. 21 окт. того же года в Михайловской ц. Д. м. в присутствии 30 архиереев Патриарх Тихон совершил наречение архим. Мануила (Лемешевского) во епископа Лужского. 9 дек. 1924 г. 2 злоумышленника проникли в домик у ворот, где жил Патриарх Тихон. Заметив келейника Якова Полозова, преградившего путь в келью, один из нападавших бросился на него с ножом и убил. Смерть келейника потрясла Патриарха, и он благословил похоронить его в Малом соборе Д. м. Однако власти не дали на это разрешения, и келейник был похоронен у юж. стены храма. Патриарх Тихон скончался 7 апр. 1925 г. На погребении в Малом соборе обители 12 апр. присутствовало много иерархов и ок. 300 тыс. мирян. Худож. П. Д. Корин , пораженный отпеванием и похоронами Патриарха, задумал главную, но так и оставшуюся незавершенной картину «Русь уходящая». В бывш. покоях Патриарха Тихона (слева от надвратного Тихвинского храма) открыт мемориальный музей, где хранится облачение святителя - саккос, митра, четки и др. предметы, найденные в его могиле при обретении мощей. В 1922-1924 гг. настоятелем Д. м. был архим. Алексий (Палицын) . На 1927 г. в обители было 24 чел., из них 4 - «служители культа» (Там же. Л. 12 об.- 13). С 1924 г. часть помещений Д. м. занимала детская трудовая колония, районный подотдел по борьбе с огородными вредителями, а также созданный в 1929 г. Антирелигиозный музей, в к-рый свозились иконы и священные предметы из закрытых и разрушенных храмов столицы. Так, на стенах Д. м. были помещены барельефы взорванного в 1931 г. храма Христа Спасителя и др.

http://pravenc.ru/text/178962.html

20.12.1923 (02.01.1924) СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 20.12.1923 (02.01.1924) 05(18)04.1924 СЕМИРЕЧЕНСКАЯ, обн., паки 05(18)04.1924 06(19)10.1926 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 06(19)10.1926 7908(21)02.1928 ПЕНЗЕНСКАЯ, обн. 08(21)02.1928 11(24)11.1928 СТАЛИНГРАДСКАЯ, обн. 11(24)11.1928 11(24)05.1929 АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 11(24)05.1929 21.01(03.02)1930 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1930 13(26)05.1930 ВЕРХНЕКАМСКАЯ, обн. 13(26)05.1930 21.09(04.10)1930 ВОЛЬСКАЯ, обн. 06(19)05.1931 19.11(02.12)1932 Алексий ван дер Менсбрюгге МЕДОНСКАЯ 19.10(01.11)1960 17(30)07.1968 ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ 17(30)07.1968 28.03(10.04)1970 в/у ПАТР. ПРИХОДАМИ В МЕКСИКЕ 28.03(10.04)1970 29.07(11.08)1970 СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ 18.11(01.12)1970 СЕВЕРОГЕРМАНСКАЯ 11(24)02.1971 14(27)04.1979 Алексий Мигулин УФИМСКАЯ, обн. Алексий Микулин ФЕРГАНСКАЯ, обн. 26.09(09.10)1927 12.1929 ХАБАРОВСКАЯ, обн. 12.1929 12.1930 ПЯТИГОРСКАЯ, обн. 12.1930 04.1931 ВИКАРИАТСТВО МОСКОВСКОЙ ENAPXIU, обн. 04.1931 12(25)09.1931 в/у МОСКОВСКАЯ, обн. 04.1931 12(25)09.1931 Алексий Михайлов УФИМСКАЯ, обн. 07(20)07.1924 СТАВРОПОЛЬСКАЯ, обн. 19.10(01.11)1927 13(26)01.1928 ЧИСТОПОЛЬСКАЯ 10.09.1900 26.03.1905 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 26.03.1905 05.11.1910 ПСКОВСКАЯ 05.11.1910 17.04.1912 ТОБОЛЬСКАЯ 17.04.1912 04.10.1913 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 04.10.1913 20.05.1914 Алексий Новоселов ТОМСКАЯ 12.03.1867 21.08.1868 ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 21.08.1868 23.06.1871 Алексий Опоцкий БАЛАХНИНСКАЯ 10.04.1894 10.08.1896 ВЯТСКАЯ 10.08.1896 10.11.1901 ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 10.11.1901 01.07.1905 ТВЕРСКАЯ 01.07.1905 29.01.1910 Сщмч. Алексий Орлов (? БУГУЛЬМИНСКАЯ 21.05(03.06)1923 БУГУЛЬМИНСКАЯ, обн. 21.05(03.06)1923 БУГУЛЬМИНСКАЯ, паки (?) 29.02(13.03)1924 БУГУРУСЛАНСКАЯ, обн. 12(25)10.1924 в/у КУЙБЫШЕВСКАЯ, обн. 12(25)10.1924 КУРГАНСКАЯ 03(16)09.1927 МАЛМЫЖСКАЯ 03(16)09.1927 11(24)02.1931 ЕНОТАЕВСКАЯ 11(24)02.1931 05(18)06.1931 СЫЗРАНСКАЯ 05(18)06.1931 11(24)08.1931 в/у АСТРАХАНСКАЯ ОМСКАЯ 11(24)08.1931 12(25)04.1935 Алексий Палицын МОЖАЙСКАЯ 26.03(08.04)1926 ВОЛОКОЛАМСКАЯ в/у МОСКОВСКАЯ 10.1941 12.1941

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло десятилетие Октябрьского переворота (1917–1927 гг.), рухнули все надежды: амнистия вышла куцая, с классовым подходом. Да будут творцы ее прокляты. Дежурства становились все труднее. То же время от двенадцати часов ночи до восьми часов утра. Холод. Снег. Метель. Ветер. Всякая одежда оказывалась недостаточной. Надоело мне все это. А тут еще случился арест на пять суток «отрицательной» роты, после чего дежурства в другом месте оказались еще труднее: никакой кузницы. 10 декабря 1927 г. я явился к главному бухгалтеру ЭКЧ Павлу Яковлевичу Шулегину – он благоволил к духовным лицам. Теперь он отбыл три года Сибирской ссылки (1933 г.), и, где он сейчас, не знаю. Было свободно место делопроизводителя-счетовода в лесничестве. Управление им помещалось в Варваринской часовне – в трех верстах от Кремля. Это было наиболее завидное учреждение в Соловках. Заведующим был Василий Антониевич Кириллин, ученый лесовод-десятилетник. В мое время в лесничестве работали князь Чегодаев Г. H., Шелепов В. И., Гудим-Левкович, Ганьковский, Ризабейли H. H., Бурмин, С. П. Минеев, протоиерей Гриневич. В числе других участковыми лесниками были: архиепископ Иларион (Троицкий) , умерший после двойного Соловецкого срока (три + три года) в Петрограде от тифа, отравлен – досконально известно; епископ Антоний Панкеев – три года Сибири; епископ Василий (Зеленцов); протоиерей Трифильев (дважды в Соловках и три года Туркестана); Иуда – Гловацкий-Романенко, тип крайне отрицательный. Большую дружбу с нами вел и епископ Алексий (Палицын) – из рыбного и зверопромышленного комитета. В лесничестве, по приказу Шулегина, нужно было провести американскую систему счетоводства, и я за это дело взялся. До меня счетоводство в лесничестве вел Лысцов самым упрощенным способом, но не по двойной бухгалтерии. Шулегин назначил меня, о чем дано было знать отделу труда, который и выдал мне рабочее сведение. Кириллин меня не принял, ибо представил своего кандидата из финансовой части и мне выдан был письменный отказ. Дело приняло резкий оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошло десятилетие Октябрьского переворота (1917–1927 гг.), рухнули все надежды: амнистия вышла куцая, с классовым подходом. Да будут творцы ее прокляты. Дежурства становились всё труднее. То же время от двенадцати часов ночи до восьми часов утра. Холод. Снег. Метель. Ветер. Всякая одежда оказывалась недостаточной. Надоело мне всё это. А тут еще случился арест на пять суток «отрицательной» роты, после чего дежурства в другом месте оказались еще труднее: никакой кузницы. Десятого декабря 1927 года я явился к главному бухгалтеру ЭКЧ Павлу Яковлевичу Шулегину — он благоволил к духовным лицам. Теперь он отбыл три года Сибирской ссылки (1933 г.) и где он сейчас, не знаю. Было свободно место делопроизводителя-счетовода в лесничестве. Управление им помещалось в Варваринской часовне — в трех верстах от Кремля. Это было наиболее завидное учреждение в Соловках. Заведующим был Василий Антониевич Кириллин, ученый лесовод-десятилетник. В мое время в лесничестве работали князь Чегодаев И. Н., Шелепов В. И., Гудим-Левкович, Ганьковский, Ризабейли Н. Н., Бурмин, С. П. Минеев, прот. Гриневич. В числе других участковыми лесниками были: архиеп. Иларион (Троицкий) , умерший после двойного Соловецкого срока (3 + 3 гг.) в Петрограде от тифа, отравлен — досконально известно; еп. Антоний Панкеев — три года Сибири; еп. Василий (Зеленцов); прот. Трифильев (дважды в Соловках и три года Туркестана); Иуда Гловацкий-Романенко тип крайне отрицательный. Большую дружбу с нами вел и еп. Алексий (Палицын) — из рыбного и зверопромышленного комитета. В лесничестве, по приказу Шулегина, нужно было провести американскую систему счетоводства, и я за это дело взялся. До меня счетоводство в лесничестве вел Лысцов самым упрощенным способом, но не по двойной бухгалтерии. Шулегин назначил меня, о чём дано было знать отделу труда, который и выдал мне рабочее сведение. Кириллин меня не принял, ибо представил своего кандидата из финансовой части и мне выдан был письменный отказ. Дело приняло резкий оборот. После бурного объяснения с Кириллиным — очень авторитетным человеком, Шулегин настоял на своем.

http://azbyka.ru/fiction/moi-vospominani...

«Осада с лестницами». Литограф М. Гадалов. 1853. (Болховитинов)] Авраамий Палицын//Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Т. 1. Изд. 2. СПб., 1827. С. 4-10; Авраамий (Палицын Аверкий Иванович)//Русский биографический словарь: В 25 т./А. А. Половцов. Т. 1: «Аарон — император Александр II». М.,1896. C. 40-43; Солодкин Е. Г. Авраамий (в миру Аверкий Иванов Палицын)//СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1: А — З. СПб., 1993. С. 36-44; Б. Н. М.Авраамий (Палицын Аверкий Иванович)//Православная энциклопедия. Т. I: А — Алексий Студит. М., 2000. С. 170-171; Перевезенцев С. Авраамий (в миру Аверкий Иванович, сын Палицын)//Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. В трёх томах/Гл. ред., состав. О. А. Платонов. Т. 1: А — И. М., 2009. С. 28-30. об осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и литвы; и о бывших потом в России мятежах, сочиненное онаго же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным. Изд. 2. М., 1822; Сказание Авраамия Палицына/Подгот. текста и коммент. О. А. Державиной и Е. В. Колосовой. Под. ред. Л. В. Черепнина. М.; Л., 1955 («История в память предыдущим родом, да незбвенна будут благодеяния Божия, иже показа нам Мати Слова Божия, от всей твари благословенная приснодевая Мария, и како соверши обещание свое к преподобному Сергию, еже рече, яко неотступна буду от обители твоея»). С. И. Авраамий Палицын как писатель//Русский архив. Год двадцать четвертый. 8. М., 1886. С. 441-524; Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о смутном времени XVII века как исторический источник. СПб., 1888. С. 169-180; Адрианова-Перетц В. П., Боровский Б. М., Комарович В. Л., Лихачев Д. С., Скрипиль М. О. «Смутное время» в изображении литературных памятников 1612—1630 гг.//История русской литературы: В 10 т. Т. II. Ч. 2: Литература 1590-х — 1690-х гг. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1948. С. 51-56; Коротченко М. А. Повести о Смутном времени//История древнерусской литературы: Аналитическое пособие. М.: Языки славянских культур, 2008. С. 164-178 (раздел «“История в память предидущим родом” Авраамия Палицына»).

http://pravmir.ru/kak-prepodobnyiy-sergi...

Государственные люди: 1. Протопоп Сильвестр. 2. Анастасия Романова. 3. Окольничий Алексей Адашев. 4. Патриарх Гермоген. 5. Отрок Михаил Романов. 6. Патриарх Филарет. 7. Царь Алексей Михайлович. 8. Дипломат Ордын-Нащокин. 9. Боярин Артамон Матвеев. 10. Петр Великий. 11. Князь Яков Долгорукий. 12. Тайный советник Иван Бецкой. 13. Екатерина II. 14. Государственный канцлер Безбородко. 15. Григорий Потемкин. 16. Государственный канцлер князь Кочубей. 17. Александр I. 18. Граф Сперанский. 19. Генерал-фельдмаршал Воронцов. 20. Николай I. Военные деятели и герои: 1. Святослав Игоревич. 2. Мстислав Удалой. 3. Даниил Галицкий. 4. Александр Невский. 5. Князь Кейстут. 6. Дмитрий Донской. 7. Михаил Тверской. 8. Даниил Холмский. 9. Михаил Воротынский. 10. Даниил Щеня. 11. Марфа Борецкая. 12. Ермак Тимофеевич. 13. Михаил Скопин-Шуйский. 14. Дмитрий Пожарский. 15. Авраамий Палицын. 16. Богдан Хмельницкий. 17. Кузьма Минин. 18. Иван Сусанин. 19. Борис Шереметев. 20. Михаил Голицын. 21. Петр Салтыков. 22. Граф Бурхард Миних. 23. Алексей Орлов. 24. Петр Румянцев. 25. Александр Суворов. 26. Михаил Барклай-де-Толли. 27. Михаил Кутузов. 28. Адмирал Сенявин. Просветители: 1. Святой Кирилл. 2. Святой Мефодий. 3. Княгиня Ольга. 4. Князь Владимир. 5. Святой Авраамий. 6. Антоний Печерский. 7. Феодосий Печерский. 8. Святой Кукша. 9. Нестор-летописец. 10. Кирилл Белозерский. 11. Стефан Пермский. 12. Алексий. митрополит Московский. 13. Сергий Радонежский. 14. Петр Могила. митрополит Киевский. 15. Иона. митрополит Киевский. 16. Святой Савватий. 17. Святой Зосима. 18. Максим Грек. 19. Гурий. архиепископ Казанский. 20. Константин Острожский. 21. Патриарх Никон. 22. Федор Ртищев. 23. Дмитрий. митрополит Ростовский. 24. Григорий Конисский. архиепископ Белорусский. 25. Феофан Прокопович. архиепископ Новгородский. 26. Платон. митрополит Московский. 27. Иннокентий. архиепископ Херсонский и Таврический. Писатели и художники: 1. Михаил Ломоносов. 2. Денис Фонвизин. 3. Александр Кокоринов. 4. Гаврила Державин. 5. Федор Волков. 6. Николай Карамзин. 7. Иван Крылов. 8. Василий Жуковский. 9. Николай Гнедич. 10. Александр Грибоедов. 11. Михаил Лермонтов. 12. Александр Пушкин . 13. Николай Гоголь. 14. Михаил Глинка. 15. Карл Брюллов. 16. Дмитрий Бортнянский

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Еп. Исидор (Кириченко) совершает богослужение в кафедральном соборе во имя пророка Илии в Архангельске Еп. Исидор (Кириченко) совершает богослужение в кафедральном соборе во имя пророка Илии в Архангельске В 1922 г. в результате кампании по изъятию церковных ценностей в Архангельской губ. было изъято 167 пудов 30 фунтов 58 золотников серебра, 15 фунтов 65 золотников золота, 2078 драгоценных камней. К 1 янв. 1923 г. все мон-ри епархии были упразднены, существовало 29 правосл. общин. В 1918-1933 гг., по неполным и неуточненным данным, было закрыто 247 церквей и часовен, снесено 16. К кон. 1943 г. в Архангельске богослужения совершались в 3 правосл. храмах, в большинстве районов области священников и действующих храмов не было. В 1923-1944 гг. на севере России существовала обновленческая (см. Обновленчество ) Архангельская епархия (в 1929-1937 Северный митрополитанский округ), ее первым епископом был Зосима (Сидоровский), последним - Мелхиседек (Николин). В 20-30-х гг. XX в. на территории совр. Архангельской обл. (в 1929-1936 входила в Сев. край) находилось множество концлагерей - мест заключения и гибели мн. тысяч людей, в т. ч. духовенства и правосл. мирян. Крупнейшим лагерем архангельского Севера был Соловецкий (1923-1933, в 1933-1937 Соловецкое отд-ние Беломоро-Балтийского ИТЛ), в к-ром к 1 янв. 1931 г. содержались 71 800 чел. В заключении в Соловецком лагере были архиеп. Александр (Толстопятов) , архиеп. Алексий (Палицын) , еп. Амвросий (Либин) , еп. исп. Амвросий (Полянский) , еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) , митр. исп. Анатолий (Грисюк) , еп. исп. Афанасий (Сахаров) , архиеп. Борис (Шипулин) , еп. Василий (Беляев) , еп. сщмч. Василий (Зеленцов) , архиеп. Венедикт (Плотников) , еп. Вениамин (Милов) , еп. исп. Виктор (Островидов) , еп. Гавриил (Абалымов) , еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик) , архиеп. сщмч. Захария (Лобов) , еп. Игнатий (Садковский) , архиеп. сщмч. Иларион (Троицкий) , архиеп. Корнилий (Соболев) , еп. Максим (Жижиленко) , архиеп. Пахомий (Кедров) , архиеп. сщмч. Прокопий (Титов) , митр. Серафим (Мещеряков) , свящ. Павел Флоренский и др. В Архангельске и Сев. крае в ссылке находились архиеп. Аверкий (Кедров) , еп. сщмч. Герман (Ряшенцев) (после заключения на Соловках), митр. сщмч. Серафим (Чичагов) , многочисленные представители белого духовенства. В 1930 г. в Котлас из Усть-Сысольска было переведено Управление северных лагерей особого назначения (УСЕВЛОН), организованное 28 июня 1929 г. и ликвидированное в июне 1930 г. (численность заключенных в УСЕВЛОН на 1 янв. 1930 составляла 20 276 чел.). Труд заключенных в основном применялся в районе Сев. Двины и на строительстве железной дороги Вятка-Котлас. В 1937 г. был организован Каргопольский лесозаготовительный лагерь, в 1938 г.- Архангельский промышленный. Множество заключенных прошло через Котласский пересыльный пункт.

http://pravenc.ru/text/76432.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010